Роль сказкотерапии в психологической коррекции

Методы сказкотерапии

Метод «Сочинение и проговаривание сказки»

Важно именно рассказать сказку, а не прочесть ее. Так устанавливается зрительный контакт и можно следить за изменениями в человеке

Психолог и малыш могут менять содержание сказки, сочиняя дополнительные моменты в ней. Это позволит ребенку проявить свои эмоции наружу.

Допустим, если малыш перебивает педагога, торопиться изменить конец сказки, спешно бормочет слова, взволнован – все эти проявления могут послужить оценкой прохождения ребенком теста, и говорить о неустойчивом состоянии нервной системы.

Метод «Рисование сказки»

После рассказа определенной сказки будет не лишним воплотить ее в рисунке, аппликации, лепке из пластилина. Таким образом, человек выплескивает наружу свои впечатления от прослушанного. Это своего рода избавление от негативных чувств. Не имеет значения, насколько аккуратно выполнена поделка. Если история произвела достаточно сильное влияние, то в работах могут присутствовать темные цвета, изображение чудищ или других ужасающих образов. При этом, если попросить ребенка изобразить эту же сказку повторно, то композиция будет выглядеть уже в более спокойных тонах. Так и проявляется эффективность данного метода.

Метод «Изготовление кукол»

По утверждению психологов, изготовление куклы – это расслабление, своего рода медитация. Она позволяет направить свою энергию на конкретный объект – куклу, и заняться размышлением в процессе рукоделия. Для детей такой метод особенно важен, он развивает мелкую моторику рук.

Метод использования карт «Мастер сказок»

Автором и разработчиком этих карт является сказкотерапевт Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Это колода из 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название и значение, к ним прилагается инструкция по применению.

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Этот метод предусматривает проведение диагностики психоэмоционального состояния ребенка с помощью кукол. Родителям можно и не присутствовать на таком занятии.

Метод «Песочная терапия»

Песочная терапия при помощи сказок – это один из интереснейших видов психологического подхода, она помогает визуализировать проблему и с помощью тактильного контакта избавиться от нее. Такая медитация бывает нужна не только ребятне, но и взрослым людям.

Метод «Кататимный подход в сказку»

По этой методике предусматривается несколько фаз. Это процесс «погружения» в сказку, знакомство с героями, обсуждение и «выход» из сказки.

Методы коррекции и способы преодоления детских страхов

Дети чувствительны, впечатлительны, восприимчивы, ранимы. Многие их опасения возникают в определённом возрасте, имеют временный характер и проходят. Коррекция — это оказание психологической помощи ребёнку. Малыши редко могут чётко сформулировать, что их пугает, поэтому для того, чтобы выяснить причину и принести пользу, существует множество разработанных психологами методов и стратегий преодоления страхов.

Арт-терапия

Арт-терапия — это эффективное лечение при помощи совместного с детьми творчества, где очень важен процесс. Она имеет разные варианты:

Изотерапия

Включает в себя любое рисование (красками, карандашами, мелом, пальцами), изображения на песке, лепку из пластилина или глины. Дети любят это делать, у них такой способ самовыражения и осмысления.

Рисование своих страхов поможет от них избавится

Предложить ребёнку нарисовать или слепить из пластилина свой страх. Далее с этим злодеем можно делать всё что угодно: порвать или сломать и выбросить. Или превратить его в смешного, жалкого и нестрашного. При этом можно включить классическую музыку, это снимет психоэмоциональное напряжение и позволит достать из подсознания пугающие образы. Такие занятия-игры интересны, долго не надоедают и не утомляют, не требуют больших затрат.

Библиотерапия и имаготерапия (театрализация, перевоплощение)

Перевоплощения при помощи костюмов помогут ребёнку проассоциировать себя со смелым героем, который ничего не боится. Можно инсценировать рассказы, стихи, сказки. Вместе с ребёнком прочитать или придумать историю о страшном существе и предложить малышу закончить её смешно и весело.

Игротерапия

Игры с детьми являются профилактикой детских страхов, помогают выявить и скорректировать боязнь, помочь её преодолеть. Дома можно поиграть в обыкновенные «прятки». Сначала оговорить места, куда нельзя прятаться. Затем ребёнок закрывает глаза, а мама или папа где-нибудь затаиваются, и наоборот. Делать это можно сначала днём, а потом почти во тьме, включив маленький ночник. Это игра для преодоления страха темноты, замкнутого пространства, одиночества.

Песочная терапия

Играя в песочнице, дошкольник может при помощи формочек и фигурок воссоздать волнующую ситуацию и изменить её так, как бы ему хотелось. Кроме этого, песок «заземляет» отрицательные эмоции.

Песочная терапия поможет прогнать страхи

Сказкотерапия

Сказкотерапия — отличное средство, чтобы помочь ребёнку победить свои страхи, стать увереннее и самостоятельнее. Это именно то, что более всего понятно малышу. Мама его не учит, не читает нотаций, не ругает, а просто рассказывает. Сказок существует миллион, на все случаи жизни. Нужно только выбрать правильную.

Например, детская книжка «Тося-Бося и темнота», автор Лина Жутауте. История храброй девочки, которая боялась темноты. Однажды ей это надоело, Тося-Бося отправилась искать темноту, чтобы от неё избавиться, нашла и победила. Родители могут сами или вместе с малышом сочинить психотерапевтическую сказку, которая отобразит его страх, успокоит, поддержит эмоционально, покажет, как его прогнать. Для этого придумать главного героя (любимую игрушку, зверька или птичку, воздушный шарик) и его друзей. Затем персонажи встречаются со страхом, который испытывает ребёнок, изобретают разные способы, как его одолеть. В конце у них всё получается. Ура!

Аффирмации

Аффирмация — это короткая фраза, словесная формула, регулярное повторение которой закрепляет в сознании требуемый образ или установку. Дети любят своих родителей и подражают им. Поведение и высказывания родных могут расширить кругозор маленького человека, избавить его от страхов или, наоборот, внушить беспокойство. Аффирмации для детей должны быть просты и понятны. Чтобы получить пользу, нужно на своём примере показать ребёнку, как их произносить: радостно, с энтузиазмом, улыбкой и в настоящем времени. Это своего рода игра в волшебные заклинания. Например:

  • У меня всё получается.
  • Я хорошо (учусь, рисую, понимаю).
  • Я могу сделать это.
  • Я хороший друг (подруга).
  • Я ощущаю спокойствие.

Родители сами могут придумать стимулирующие ребёнка аффирмации. Произносить их лучше перед сном, чтобы закончить день положительными эмоциями.

Медитация — это психологическое упражнение, умственное действие, приводящее психику человека в состояние сосредоточенности, сопровождающееся отрешённостью, отсутствием эмоций и телесной расслабленностью. С их помощью можно научить ребят старше 5 лет снимать напряжение, развивать саморегуляцию, избавляться от страхов. Медитации с детьми должен проводить взрослый, хорошо понимающий и умеющий это делать.

Определение

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Задачи можно выделить следующие:

  • формирование эмоционального опыта;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • получение образца поведения в различных ситуациях.

Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти

Лучший возраст

Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.

В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.

Направления

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

  • Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
  • Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
  • Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
  • Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
  • Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
  • Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.

Функции

Принято выделять такие функции сказкотерапии:

  • Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
  • Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
  • Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
  • Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
  • Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.

Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.

Направления в сказкотерапии

Методы работы со сказкой очень разные, так как любое явление может быть описано в форме волшебной истории . При этом каждый специалист использует сказку в собственном ключе. Тем не менее есть несколько популярных форм работы со сказкой, которыми пользуется большинство терапевтов.

Диагностика с помощью сказки

Основа методики – реакция пациента. Именно благодаря ей терапевт делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации.

Для этого требуется соблюсти несколько условий:

  • Создать доверительную атмосферу во время сеанса.
  • Выказать пациенту искреннюю заинтересованность его проблемами.
  • Искренность и открытость самого терапевта.

Формы с работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.

2. Сочинение сказки. Здесь терапевт и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Пациенту предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, пациент расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Человек входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает пациенту создать куклу по мотивам сказки.Это может быть любой герой понравившийся пациенту. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы пациентом и поиск решения через расслабление.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».

Внимание! При постановке недопустимо выучивание ролей, длительные репетиции, жесткий сценарий. Постановка сказки — это всегда экспромт.

Виды сказок

Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

Художественные

Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

Психокоррекционные

Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

Психотерапевтические

Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

Медитативные

Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

Дидактические

Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

Сказкотерапия в дошкольных образовательных учреждениях

В детских садах и в специализированных ДОУ часто применяется сказкотерапия. При этом, детям читают сказку в группе, применяя разные методики.

Методики сказкотерапии в ДОУ:

  • Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
  • Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
  • Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
  • Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.

Как диагностировать и определить их причины

Реакция родителей на тревоги детей бывает разной. Одни ругают малыша, считая их манипуляцией, другие успокаивают, третьи думают, что само пройдёт. Игнорировать детские страхи нельзя, они могут нанести психологическую травму, спровоцировать невроз и остаться на долгую жизнь. Ведь все взрослые родом из детства. Правильно поступить — это пойти к психологу, который поможет решить проблему в самом начале, не запустить.

Чтобы диагностировать, какой природы страх у ребёнка, нужно установить причины его возникновения. Есть достаточно методик, тестов и анкет, разработанных детскими психологами для того, чтобы понять, откуда взялся страх и как его победить

Важно установить с ребёнком эмоциональный и доверительный контакт. Затем в процессе беседы или игры получить ответы на интересующие вопросы

Беседа с ребёнком должна быть спокойной и доверительной

Тест «Страхи в домиках»

Это тест, для детей старше трёх лет, предполагающий установление всех видов страхов, которые есть у ребёнка, для последующей их корректировки.

Нужно нарисовать два простых домика: красный и чёрный. Объяснить малышу, что в чёрный дом будем селить страшные страхи, а в красный — нестрашные. Далее, называя опасения, записывать, какие ребёнок поместил в чёрный домик.

Ты боишься:

  • когда остаёшься один;
  • нападения;
  • заболеть, заразиться;
  • умереть;
  • того, что умрут твои родители;
  • каких-то детей;
  • каких-то людей;
  • мамы или папы;
  • того, что они тебя накажут;
  • Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Чёрной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
  • перед тем как заснуть;
  • страшных снов (каких именно);
  • темноты;
  • волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  • машин, поездов, самолётов (страхи транспорта);
  • бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  • когда очень высоко (страх высоты);
  • когда очень глубоко (страх глубины);
  • в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  • воды, огня;
  • пожара;
  • войны;
  • больших улиц, площадей;
  • врачей (кроме зубных);
  • крови (когда идёт кровь);
  • уколов;
  • боли (когда больно);
  • неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадёт, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
  • сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);
  • опоздать в сад (школу).

Перечисленные 30 страхов делятся на группы:

  • связанные с медициной (боль, уколы, врачи);
  • с причинением физического вреда (транспорт, война, стихии, резкие звуки);
  • смерти;
  • животных;
  • сказочных персонажей:
  • темноты и страшных снов;
  • социальные (людей, одиночества, наказания);
  • пространственные (высоты, замкнутого пространства, глубины).

Это неторопливая беседа с ребёнком, когда он отвечает: да — нет, боюсь — не боюсь. Взрослый человек, проводящий тест должен сидеть рядом с малышом, не повторять часто вопросы, чтобы невольно не внушить ребёнку страх. Спрашивать не читая по бумажке, лучше выучить список или заглядывать в него иногда. Время от времени хвалить и подбадривать тестируемого. По окончании предложить ребёнку нарисовать на чёрном доме замок, тем самым закрыв его, а ключ выбросить. Это успокоит выявленные беспокойства.

Затем подсчитывают, сколько их оказалось в чёрном домике и соотносят с возрастом малыша. Из 30 перечисленных страхов, у детей бывает от 6 до 15. Причём проживание в больших городах увеличивает количество тревог. Ответы объединяют в группы по видам страхов. Если получилось три «да» из пяти, значит, этот испуг имеется.

Таблица: количество страхов в зависимости от возраста ребёнка

Возраст Среднее число страхов
Мальчики Девочки
3 года 9 7
4 года 7 9
5 лет 8 11
6 лет 9 11
7 лет дошкольники 9 12
7 лет школьники 6 9
8 лет 6 9
9 лет 7 10
10 лет 7 10
11 лет 8 11
12 лет 7 8
13 лет 8 9
14 лет 6 9
15 лет 6 7

LiveInternetLiveInternet

В этой теме вы можете прочитать «Сказку про малень­кую весёлую рыбку».

Развод родителей — это очень сложная тема. Развод свя­зан с большим стрессом для всех, кого он касается, и тем более для детей. Если возможно, расскажите малышу о предстоящем разводе заранее. Тогда у него будет возмож­ность обдумать горькую новость, поговорить с обоими ро­дителями, приспособиться к новой ситуации.

Доходчиво объясните ребёнку причины развода, и он переживёт эту ситуацию гораздо легче. Непременно под­черкните, что родители могут разойтись, но расстаться со своим ребёнком они не могут. Объясните, что, хотя папа (мама) не будет жить вместе с ним, он (она) всё равно будет любить своего малыша, заботится о нём.

Расскажите ребёнку, что он сможет видеться со вторым ро­дителем и ходить к нему в гости. Ну, а если родитель не хочет в дальнейшем встречаться с ребёнком, то необходимо объяс­нить малышу, что причина такого решения кроется не в нём.

Ставя ребёнка в известность о разводе, объясните ему, что он совершенно ни при чём, что он не сделал ничего, чтобы это произошло. Ведь детям иногда кажется, что раз­вод произошёл по их вине.

И обязательно уделяйте ребёнку как можно больше вни­мания в этот трудный период, чтобы он не чувствовал себя заброшенным и ненужным.

26. Жадность

Расскажите ребёнку «Сказку про щедрую Аню».

Своим личным примером покажите малышу, как нужно делиться. Но при этом старайтесь не ущемлять его право собственности. Ведь, если ребёнок играет своей игрушкой -это не значит, что он должен обязательно её кому-то отда­вать по первому же требованию. Это совсем не означает, что ребёнок жадный. Каждый человек имеет право пользо­ваться своими вещами столько, сколько ему нужно.

А, если малыш не делится своими вещами, которые ему уже не нужны, не угощает едой и т.п., и вы боитесь, что это перерастёт в настоящую жадность, то сказкотерапия смо­жет вам помочь.

27. Не заправляет кровать

В этой теме вы найдёте сказку «Красивая Кровать».

Если малыш не стремиться прибирать за собой, то сво­им личным примером каждый день показывайте ему с ка­ким удовольствием вы заправляете свою кровать, наводите порядок в доме. Покажите всем своим видом, что любите чистоту и порядок, и что вам очень нравятся заправленные кровати. Но не заставляйте ребёнка заправлять кровать си­лой, не стыдите его, иначе получите обратный результат. Учите только на своём примере и с помощью сказок!

28. Просится на руки на улице

Расскажите ребёнку сказку «Как Егорка гулять ходил».

Также постарайтесь больше уделять внимания своему малышу.

Если он часто просится на руки, значит в раннем дет­стве его не доносили на руках. Постарайтесь компенсиро­вать этот пробел воспитания. Чаще держите ребёнка у себя на коленях, вместе играйте, читайте, рисуйте

Как только малыш «насытится» вашим вниманием, он сам вас «отпу­стит» и станет более самостоятельным

А, если эту проблему игнорировать, то ребёнок будет чувствовать себя покинутым, нелюбимым и преданным. Всё это будет отрицательно влиять на его дальнейшее раз­витие и жизнь в целом.

29. Упрямство

В этой теме вы найдёте две сказки: «Аська и Асенька», «Сказка про город Упрямск».

Подберите сказку наиболее подходящую вашему малы­шу и прочитайте перед сном.

30. Командировка мамы

Расскажите ребёнку «Сказку про командировку».

Постарайтесь заранее подготовить малыша к этому со­бытию.

31. Боится боли

В этой теме вы сможете прочитать сказку «Волшебная кнопочка».

Расскажите её ребёнку перед сном или после того, как малыш упал, поранился, порезался и т.п. Затем периодиче­ски напоминайте ребёнку про «кнопочку», пока он не нау­чится ей пользоваться без напоминаний.

Опыт показывает, что дети с удовольствием пользуются таким способом снятия боли.

32. Ябедничает

Расскажите ребёнку сказку «Как Коля перестал ябедничать».

Дополните её деталями из жизни малыша.

33. Обижает животных

В эту тему вошла «Сказка про кошку Мурку». Прочи­тайте её ребёнку перед сном.

На личном примере регулярно показывайте малышу, как нужно обращаться с животными. Как с ними играть, как за ними ухаживать. Ни в коем случае не бейте животных в присутствии ребёнка (ну и естественно без него). Будьте для малыша достойным примером во всём!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: