Акселерация

Гипотезы о влиянии технологий на организм человека

 

Одно из популярнейших мнений гласит, что акселерацию вызывают технические достижения человечества. А именно:увеличение светового дня за счет электричества; увеличение средней температуры в жилых помещениях за счет отопления; ускоренное развитие медицины.Считается, что все это способствует меньшему износу человеческого тела. То есть организм может бросать все силы на развитие, а не бороться с физическими недомоганиями или агрессивной окружающей средой. Разумеется, спорить с таким утверждением бессмысленно, хотя вряд ли одни только эти причины ведут к ускоренному развитию организма.

Есть и тревожное научное мнение. Возможно, ускоренное развитие организма — это следствие влияния на нас химических веществ, а именно — эндокринных разрушителей (англ. Endocrine disruptors, или EDCs).Когда эти вещества попадают в организм, то действуют как гормоны. Синтетические EDCs содержатся в пластмассе, средствах личной гигиены и даже косметике. Кроме того, их могут использовать в качестве добавок к некоторым пищевым продуктам.Эта теория акселерации на сегодняшний день не имеет четких доказательств.

Акселерация как проявление секулярного трендера, её гигиеническое значение.

Акселера́ция или акцелерация (от лат. acceleratio —
ускорение) — ускоренное развитие живого
организма. Обычно используется для
описания ускоренногофизиологического развития
человека, наблюдаемого в последние 150
лет.

В
литературе так же встречается
термин Secular
trend
 (секулярный
или вековой тренд),
по сравнению с термином акцелерация,
понятие более широкое, охватывающее
весь комплекс морфо-функциональных
изменений современного человека.

Характеристики,
которые изменяются в результате
акселерации:

  • на
    1-3 года раньше происходят физические
    и морфо-функциональные изменения,
    которые антропологами принимаются за
    признаки наступления зрелого возраста
    (смена зубов,
    окостенение скелета,
    формирование вторичных
    половых признаков);

  • увеличение
    среднего роста;

  • удлинение
    репродуктивного периода у женщин и у
    мужчин, как за счёт более раннего
    наступления половой зрелости (менархе у
    девочек, поллюции у
    мальчиков), так и позднего наступления
    (менопаузы, андропаузы).

Под
акселерацией понимается ус­корение
соматического развития и физиологического
созревания детей и подростков относительно
аналогич­ных показателей у предшествующих
поколений. Однако поскольку этот же
термин часто используется и для
характеристики внутригруппового
расслоения потемпам развития в пре­делах
той или иной детской популя­ции
(например, «акселерированные» или
«ретардированные» дети, т. е. те, у которых
биологический возраст об­гоняет
паспортный и наоборот — см. выше), в
зарубежной литературе на­ходит более
широкое применение тер­мин
«секулярныйтренд» — в дослов­ном
переводе «вековая тенденция» —
подразумевающий, что наблюдаемые явления
характерны в первую оче­редь для XX в.
Интересно отметить, что характер сдвигов
при внутригрупповой и межгрупповой,
«вековой» ак­селерации не совпадает:
так, во внутригрупповом масштабе более
поздне­му сроку наступления полового
созревания соответствуют, как прави­ло,
большие окончательные размеры тела в
целом за счет удлинения рос­тового
периода. При «вековой» аксе­лерации
зависимость прямо противо­положная:
более раннее наступление полового
созревания сочетается с большими
дефинитивными размера­ми тела. 

Акселерация
характеризуется сложным комплексом
взаимосвязан­ных явлений, в том числе
некоторыми изменениями в психическом
раз­витии. Лучше всего изучены ее
мор­фологические и отдельные
физиоло­гические (например, сроки
начала менструирования) проявления.

Наибольше
количество исследова­ний посвящено
процессам акселера­ции у детей и
подростков школьного возраста. Для них
также отмечено ук­рупнение размеров
тела и сдвиги в уровне возрастного
развития. В сред­нем за период с 40-х
по 80-е гг. длина тела подростков 13-15 лет
как в нашей стране, так и за рубежом,
увеличива­лась в среднем на 2,7 см, а
вес тела — на 2,3 кг за каждое десятилетие.
Осо­бенно интенсивно процесс
акселера­ции происходил с конца 50-х
до сере­дины 70-х гг. Параллельно с
увеличе­нием размеров тела снижался
и возраст наступления полового созревания,
что особенно наглядно продемон­стрировали
сдвиги возраста менархе у девочек.

 Об
акселерации развития свидетель­ствуют
также данные, полученные при изучении
скелетного созревания школьников, их
двигательной функ­ции и др. Значительные
временные сдвиги отмечаются также в
соотноше­ниях размеров: длины ноги к
длине ту­ловища, обхвата груди к длине
тела, в индексе Кегле и т. д. Так, увеличение
продольного роста происходит в основ­ном
за счет увеличения длины ниж­них
конечностей по сравнению с туло­вищем,
что также свидетельствует об улучшении
условий жизни и питания.

Выраженная
тенденция к увеличе­нию роста
сопровождается некоторой астенизацией,
когда показатели кре­пости организма,
такие, как обхват груди, даже несколько
уменьшаются по сравнению с предыдущими
десяти­летиями. Рост тела в длину
обгоняет рост поперечных размеров и
увеличе­ние веса тела.

Нарастание
мышечной силы в пре­жнее время шло
параллельно ускоре­нию роста длины
и веса тела. В после­дние годы отмечается
снижение пока­зателей динамометрии
(рис. VI. 16). Достаточно упомянуть, что
существо­вавшие пару десятилетий
назад школьные нормы ГТО представляют­ся
совершенно непреодолимыми для современных
детей. В популяции мос­ковских
школьников резко уменьши­лась частота
встречаемости мышечно­го типа
конституции. Причиной этих изменений,
помимо гиподинамии и недостаточной
тренированности, мо­жет быть изменение
ценностных ори­ентации — по крайней
мере, именно к такому выводу пришли
ученые од­ного из японских университетов.

МАССА ТЕЛА

МАССА ТЕЛА в отличие от длины является более лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин экзо- и эндогенного характера. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. Масса тела новорожденного составляет в среднем около 3,5 кг. Новорожденные массой 2500 г и меньше считаются недоношенными или родившимися с внутриутробной гипотрофией. Дети, родившиеся с массой тела 4000 г и более, рассматриваются как крупные.

В качестве критерия зрелости новорожденного ребенка используется массо-ростовой коэффициент, который в норме составляет 60—80. Если его величина ниже 60 — это свидетельствует в пользу врожденной гипотрофии, а если выше 80 — врожденной паратрофии.

После рождения в течение 4—5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела в пределах 5—8 % от исходной, то есть 150—300 г (физиологическое падение массы тела). Затем масса тела начинает повышаться и около 8—10-го дня достигает первоначального уровня. Снижение массы тела более чем на 300 г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы тела в связи с выделением через кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи.

Следует учитывать, что у детей 1-го года жизни увеличение длины тела на 1 см, как правило, сопровождается прибавкой массы тела на 280—320 г. При расчете массы тела детей 1-го года жизни с массой при рождении 2500—3000 г за исходный показатель принимается 3000 г. Скорость нарастания массы тела детей после года значительно замедляется. Масса тела у детей старше года определяется по формулам, предложенным И, М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).

Масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг; на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий год прибавляется 3 кг. Для оценки массы тела детей дошкольного и школьного возраста в качестве возрастных норм все шире используются двухмерные центильные шкалы массы тела при различной длине тела, построенные на оценке
массы тела по длине тела внутри возрастно-половых групп.

Причины роста

С чем же связано это явление? Автор термина Эрнст Вальтер Кох говорил, что причиной стала растущая с каждым годом активность солнца. В 70-е годы геомагнитную гипотезу выдвинул советский ученый Петр Василик. Он считал рост человека величиной обратно пропорциональной величине магнитного поля Земли, и поскольку с 1 века н.э. магнитное поле проходило ветвь спада, то есть среднегодовые его величины уменьшались, то, согласно этой теории, средний рост человека увеличивался из года в год.Целый ряд ученых отстаивают экологическую версию – якобы промышленные отходы, как правило, обладающие мутагенными (вызывающими мутации) свойствами, стали причиной акселерации. По поводу правдивости этой теории есть, правда, сомнения – мутагенные отходы появились в жизни человечества несколько позже выявления акселерации. Интересная версия связывает акселерацию и эффект гетерозиса, «гибридной силой», проявляющейся при скрещивании разных видов животных или растений. Еще Мичурин замечал, что гибриды зачастую обладают большей стойкостью, более развиты по сравнению с чистокровными особями. В среде человека «гибридная сила» ярко видна на примере метисов – детей, родившихся в браке разнорасовых представителей, они более выносливы, раньше развиваются и даже более красивы. Миграции людей и смешанные браки, связанные с глобализацией, могут создавать в этом смысле тенденцию. Довольно правдиво выглядит гипотеза, объясняющая акселерацию развитием научно-технического прогресса и улучшением условий жизни: хорошее питание, медицинское обслуживание, снижение физических нагрузок – все это способствует раннему развитию.А вот для раннего полового развития представителей африканской расы, характерного для акселерации, называют среди прочих факторов использование специальных шампуней. Дело в том, что специальные шампуни для сильно курчавых волос содержат гомоны, их часто используют не только взрослые, но и дети. Именно поэтому, полагают сторонники этой версии из Сиэтла, у многих афроамериканских девочек вторичные половые признаки развиваются к восьми годам.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ (ОЦЕНКА СТЕПЕНИ). Одним из наиболее надежных показателей биологической зрелости является степень полового созревания ребенка. В повседневной практике она оценивается чаще всего по выраженности вторичных половых признаков. У девочек это рост волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (А), развитие грудных желез (Ma) и возраст первой менструации (Me). У мальчиков, кроме роста волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, оцениваются мутация голоса (V), оволосение лица (F) и формирование кадыка (L). При оценке степени половой зрелости обнажать детей, особенно девочек, рекомендуется по частям ввиду повышенного чувства стыдливости. Если необходимо, ребенка следует раздевать полностью. Ниже приведены общепринятые схемы оценки степени развития вторичных половых признаков у детей по областям тела.

Развитие волосяного покрова на лобке: отсутствие волос — Р0; единичные волосы — Р1; волосы на центральном участке лобка более густые, длинные — Р2; волосы на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые — Р3; волосы расположены по всей области лобка, переходят на бедра и распространяются вдоль белой линии живота —Р4t.

Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине: отсутствие волос — А0; единичные волосы — А1; волосы редкие на центральном участке впадины — А2; волосы густые, вьющиеся по всей впадине — А3.

Развитие молочных желез: железы не выдаются над поверхностью грудной клетки — Ма0; железы несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образует единый конус — Ma1; железы значительно выдаются, вместе с соском и околососковым кружком имеют форму конуса — Ма2; тело железы принимает округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком — Ма3.

Развитие волосяного покрова на лице: отсутствие оволосения — F0; начинающееся оволосение над верхней губой — F1; жесткие волосы над верхней губой и на подбородке — F2; распространенное оволосение над верхней губой и на подбородке с тенденцией к слиянию, начало роста бакенбардов — F3; слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов — F4.

Изменение тембра голоса: детский голос — V0; мутация (ломка) голоса— V1; мужской тембр голоса — V2.

Рост щитовидного хряща: отсутствие признаков роста — L0; начинающееся выпячивание хряща — L1; отчетливое выпячивание (кадык) — L2

При оценке степени полового созревания детей основное внимание обращается на выраженность показателей Ma, Me, P как более стабильных. Другие показатели (A, F, L) более вариабельны и менее надежны

Состояние полового развития принято обозначать общей формулой: А, Р, Ma, Me, в которой соответственно указываются стадии созревания каждого признака и возраст наступления первой менструации у девочек; например А2, P3, Ма3, Ме13. При оценке степени полового созревания по развитию вторичных половых признаков отклонением от средневозрастных норм считается опережение или отставание при сдвигах показателей половой формулы на год и больше.

Подробнее: Ученые объяснили, как выявить социопата

Главная характеристика социопата — полное пренебрежение к правам и чувствам других. Вопреки расхожему мнению, эти люди не бегут от общества и не прячутся в своих темных квартирах, а живут среди нас. Согласно исследованиям, как минимум 1 человек из 25 страдает этим расстройством, и многие попросту не догадываются о том, что больны.

Взглянем на это явление изнутри. Мы внимательно изучили книгу, у автора которой диагностирована социопатия, и подкрепили видение девушки авторитетным мнением врачей.

Не так давно социопатию и психопатию стали считать синонимами. Вместо этих слов теперь употребляют термин «диссоциативное расстройство личности». Для простоты восприятия и вслед за автором исповедальной книги мы будем использовать старый термин «социопатия».

Внимание! Текст достаточно резок и высокомерен. Страстная любовь к собственной персоне — это одна из ярких черт социопатической личности

Мы сохранили исходную лексику, чтобы дать вам возможность лучше познакомиться с внутренним «Я» автора.

Педагогические проблемы акселерации

Основной современной проблемой, с которой сталкиваются педагоги, считается такой аспект акселерации, как ускоренное либо раннее половое созревание. Девочки часто страдают от неудовлетворённости собственным внешним видом, телом, ставшим резко неуклюжим, словно чужим. Часто эти проблемы дополняются появлением прыщей, угрей, что неизменно сопутствует гормональной перестройке. Вследствие чего юные девы становятся подвержены плохому настроению, депрессивным состояниям, часто грустят, что приводит к снижению заинтересованности образовательным процессам и школьной успеваемости. Аналогичное происходит и с парнями.

По причине ускоренного физического формирования подростки зачастую выглядят старше своего паспортного возраста. Вследствие чего родители, учителя, другие взрослые начинают выказывать им повышенные требования, считая подростков взрослыми, но соответствовать таким требованиям дети не могут, поскольку их психологическое созревание согласно их календарному возрасту. Это нередко приводит к понижению детской самооценки и возникновению депрессивных настроев.

Минусы акселерации также заключаются и в раннем старте половой жизни. Раннее вступление в интимные отношения чревато венерическими недугами, нежелательной беременностью и соответственно абортом, что может в дальнейшем повлечь бесплодие.

Поэтому родительско-учительской задачей здесь является трансформация пробуждающейся половой энергии в созидательную, например, увлечь чадо творчеством, спортом, заинтересовать учёбой.

Таким образом, раннее созревание детей ставит следующий ряд задач перед психолого-педагогической отраслью:

– улучшать отбор в общеобразовательные учреждения (необходимо учитывать не только паспортный возраст, но и биологический);

– изменить сроки введения отдельных образовательных программ;

– пересмотреть возрастной потенциал детей;

– модифицировать содержание отдельных образовательных программ согласно возросшему потенциалу детей;

– заниматься профилактикой нарушений, порождённых акселерацией.

Однако ускоренное формирование всех физических показателей не всегда заключает в себе лишь негативную сторону. Существуют и плюсы акселерации, состоящие в регулировании процессов физиологического созревания подростков, способствовании улучшению здоровья, росту потенциальных возможностей.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

2.2 Акселерация подростков

В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа увеличился на 1,5 см.

Рост подростков в экономически развитых странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см.

В результате акселерации средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.

Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы. Окостенение хрящей кисти и предплечья наступает раньше, чем это было 17-20 лет назад. Можно приводить и др. примеры.

Надо учитывать, что такой быстрый рост детей и подростков по сути предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает нагрузку на органы, важные для жизни.

Просыпающуюся сексуальную энергию направляем на творчество, спорт, учебу.

Сейчас можно сколь угодно долго рассуждать о падении нравов, росте количества случаев беременности и абортов среди девочек школьного возраста, и кивать, что в их возрасте о сексе ничего не знали. Не знали, да. Более того, нас в этом возрасте данный вопрос не интересовал. А у этих девочек половое созревание наступило намного раньше, отсюда и интерес, и плачевные последствия. И бессмысленно качание головами и рассуждения о падении нравов – необходима работа, совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная. Сейчас эта работа часто подменяется доведением до мальчиков и девочек информации о способах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем, а работа в этом направлении начинается в старших классах, с девочками 15-16 лет, притом, что созревание наступает, как писалось выше, часто уже в 10-11 летнем возрасте.

Часто эта информация дается в форме увлекательных фильмов, где сам факт раннего начала половой жизни воспринимается благосклонно и с юмором, и уж совсем никак сексуальная жизнь не связывается ни с семьей, ни с основной целью соединения мужского и женского начала – рождением ребенка. Вопросу создания семьи, рождения и воспитания ребенка наша школа вообще уделяет прискорбно мало внимания, а точнее – никакого.

А ведь это куда важнее, особенно для девочек, которым раннее начало половой жизни и связанные с ним заболевания или прерывание беременности чреваты бесплодием в будущем. Поэтому пока вопросы секса, именно во взаимосвязи его с созданием семьи, продолжением рода, и воспитанием здоровых детей ложатся на плечи родителей. Они же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость – направить ее на творчество, спорт, другие увлечения. Именно поэтому им стоит знать об акселерации.

Акселерация – миф?

Впрочем, на проблему раннего полового созревания можно взглянуть и с другой стороны. И за примерами далеко ходить не нужно – их дадут нам на обычном школьном уроке истории. Или, к примеру, литературы. История любви Ромео и Джульетты не одно поколение вспоминает, как классический пример романтической любви, но мало кто вспоминает, что милой Джульетте было далеко до шестнадцати, а отношения ее с возлюбленным были уже отнюдь не платоническими. История, менее романтичная и более привычная к оперированию сухими фактами, подтвердит, что в описываемые времена обычный возраст невест был около 14 лет, а к 18-20, которые считаются нормальным возрастом для замужества в наше время, счастливые современницы Джульетты имели уже двух, трех, а то и больше детишек. В России еще во второй половине 19 века нормальным возрастом для вступления девушки в брак был 13-16 лет. А в Иране семейное законодательство сменилось совсем недавно – в 2002 году. И теперь юные невесты вынуждены ждать тринадцатого дня рождения, тогда как раньше могли выйти замуж в 9 лет. Так может, акселерация, раннее половое созревание – и вовсе миф? Возможно

А может быть, это не столь важно. Главное, чтобы наши девочки, столкнувшись с этой проблемой, а это рано или поздно случается у всех, независимо от акселерации или ее отсутствия, нашли у нас, взрослых, своих родителей и педагогов поддержку, помощь, любовь и понимание

Исследования и гипотезы.

В последние 150 лет учеными было отмечено, что рост, вес и некоторые другие показатели детей и подростков обоего пола стали выше, чем у их родителей в том же возрасте. Это явление было названо акселерацией (от латинского слова acceleratio — ускорение). Термин предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Оно наблюдается во многих странах Европы, в том числе и в России. Такое распространение дало возможность ученым рассматривать явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека. Во всем мире проблеме акселерации посвящено множество работ, высказываются гипотезы, публикуются разнообразные научные труды. В нашей стране из ученых, уделивших много внимания проблеме акселерации, можно назвать, к примеру, Ю. Е. Вельтищева, Г. С. Грачеву. В числе признаков акселерации называют и большие показатели роста и веса новорожденных, и более раннее прорезывание зубов у детей, и более высокий рост по сравнению с предыдущим поколением. И многие другие факторы, никак не связанные с вызывающим поведением.

В бытовом понимании под акселерацией чаще всего подразумевают более раннее половое созревание и комплекс социальных, психологических, педагогических и иных проблем, с ним связанных.

Действительно, половое созревание девочек наступает сейчас значительно раньше, чем поколение или больше назад, в 10-11 лет, при чем за каждые 10 лет менструации у девочек наступают раньше в среднем на 4-6 месяцев.

И. М. Воронцов и А. В. Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности репродуктивного периода и жизни в целом.

Учеными (в частности Ю. П. Лисицыным) было предложено несколько теорий, объясняющих появление акселерации. Среди них: физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций). Ни одна из теорий до сих пор не нашла ни полного подтверждения, ни абсолютного опровержения. Вероятно, здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.

При этом доказано, что на время наступления созревания не влияют расовые особенности, климат и географические особенности места проживания, но способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические условия в семье или питание. Кроме того, исследователи отмечают, что в городах возраст полового созревания в среднем меньше, чем в сельской местности.

Б.Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Для девочек часто характерна дисгармоническая акселерация, когда происходит не снижение возраста созревания, а ускорение его темпов.

Раннее половое созревание

Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации — ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют и родителей

И их участие, внимание, помощь особенно необходимы ребенку в период полового созревания

Раннее половое созревание мальчиков, обусловленное акселерацией, особенно если физическое развитие опережает психологическое, опасно ранними половыми связями и тесно связанными с ними заболеваниями или беременностями столь же рано сформировавшихся подруг. И здесь необходима совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная. Сейчас эта работа часто подменяется доведением до мальчиков и девочек информации о способах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем. Часто эта информация дается в форме увлекательных фильмов или игр, где сам факт раннего начала половой жизни воспринимается благосклонно и с юмором, и уж совсем никак сексуальная жизнь не связывается ни с семьей, ни с основной целью соединения мужского и женского начала — рождением ребенка. Вопросу создания семьи, рождения и воспитания детей наша школа вообще уделяет весьма мало внимания. И даже став взрослыми, наши мальчики часто имеют весьма смутное представление, откуда берутся дети. А ведь это куда важнее, чем секс, даже безопасный. Пока же вопросы секса, именно во взаимосвязи его с созданием семьи, продолжением рода, и воспитанием здоровых детей ложатся в основном на плечи родителей. И если родители — мы с вами — не уделим этому достаточного внимания, возможно, однажды нам придется столкнуться с последствиями получения такой информации из других источников. Родители же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость — направить ее на творчество, спорт, какие-то увлечения.

Виды акселерации

Сегодня описываемое явление чаще употребляется в следующих значениях: эпохальная акселерация и внутригрупповая.

Первая – обозначает ускорение темпов физического созревания детей и тинэйджеров в соотнесении с предыдущими поколениями.

Многочисленные исследования физического созревания детей разных возрастных периодов продемонстрировали, что большинство функциональных систем организма существенно обгоняют хронологию созревания, типичную для детей, родившихся около 40 лет назад.

Явления акселерации начинаются с этапа внутриутробного формирования. Как приводилось выше, длина туловища и вес новорожденных малышей увеличился. Рост пятнадцатилетних тинэйджеров в сравнении с их ровесниками начала столетия также увеличился на 5-10 см, а вес – на 4-10 кг. Важнейшим следствием акселерации сегодня считается более раннее формирование речи, появление реагирования на звук, свет.

Современные малыши раньше начинают удерживать головку, садиться, ходить, нежели их собратья, жившие в недавнем прошлом.

Значительно стремительно проистекает созревание отдельных сегментов скелета, эндокринной системы, что обуславливает более раннее наступление пубертатного периода.

При этом отмечается сокращение продолжительность роста. Сегодня рост молодых людей прекращается в среднем в шестнадцати-девятнадцатилетнем возрасте, а полвека назад их потомки максимального роста достигали к двадцати пяти-шестилетнему возрасту.

Акселерация развития ребёнка приводит к существенным трансформациям в формировании систем организма. Ростовой акселерации сопутствует улучшение уровня физического созревания молодых людей. У двадцати-двадцатипятилетних лиц установлен наибольший рост. Помимо того, значительно расширился объём грудной клетки (у мужчин приблизительно на 8-9 см, у женщин – на 7-8 см), диаметр черепа укрупнился на 1,5 см, средний вес тинэйджеров четырнадцати лет вырос на 7-8 кг.

Ускорение физических показателей и созревание интенсифицировало психическое развитие. Однако бытует мнение, что акселерация психического созревания порождена научно-технической революцией, улучшением, доступностью и повышением требований к образовательному процессу. Поэтому здесь целесообразнее говорить о двух вариациях акселерации психики: об ускорении, вызванном ранним формированием морфофункционального фундамента психики и акселерации, порождённой социальным прогрессом.

Под внутригрупповой вариацией акселерации подразумевают ускорение физического созревания отдельных детей и молодых лиц в возрастных группах. Такие дети ориентировочно составляют 13-20 % от общего количества детей данного возрастного этапа. Им присуща большая мускульная масса, высокий рост, больший потенциал дыхательной системы. Пубертатный период у них проходит быстрее, также раньше заканчивается рост тела и быстрее происходит психическое созревание.

Акселерация развития внутригруппового вида бывает гармоничной и дисгармоничной.

Гармоничное ускорение созревания подразумевает параллельную акселерацию биологического созревания и роста, что ведёт к более быстрому завершению этапа детскости.

Приведённый выше вариант ускоренного развития встречается довольно редко. Как правило, чаще на фоне акселерации психофизического формирования наблюдаются отчётливые соматовегетативные отклонения (на раннем периоде) и эндокринные дисфункции (в старшем периоде). В психической сфере отмечается дисгармония, обнаруживающаяся в форсированном развитии одних функций (например, речи) и недоразвитием других (например, социальных навыков, моторики), а иногда телесная акселерация обгоняет психическую. Так происходит дисгармоничная акселерация.

Проблемы раннего взросления

В современном мире есть еще тенденция – со временем возраст первородящих женщин увеличивается. С этим связан такой момент: беременные «за тридцать» склонны набирать больший вес, это означает «утяжеление» плода, ведь он набирает вес вслед за матерью. Выходит, что такие дети начинают опережать сверстников, еще находясь в утробе матери, их вес определяет степень развитости – соответствует  биологическому, а не фактическому возрасту. Плохо то, что у акселератов быстрее с возрастом накапливается холестерин – как следствие, молодеют традиционно «пожилые» болезни – атеросклероз и другие заболевания, связанные с холестерином. В период активного роста всех органов и систем у акселератов чаще происходит расбалансировка темпов роста, то есть, например, сердце не поспевает за мышцами и скелетом, появляются функциональные нарушения ритма сердца и другие симптомы.Как уже отмечалось, раннее развитие означает и половую акселерацию. За последние два века возраст наступления менструации снизился с семнадцати до двенадцати лет. У девочек раньше появляются вторичные половые признаки. Изменения гормонального фона влекут изменения в психике – вчерашние маленькие девочки не успевают свыкнуться с новым взрослеющим телом и это вызывает определенные сложности. Так, согласно статистике, возраст вступления в брак увеличивается, а биологическое созревание молодеет – это вызывает конфликт между удовлетворением физиологических потребностей и нормами морали в обществе. Вообще, при акселерации в подростковом возрасте центральная нервная система отстаёт в развитии от внутренних органов. Физическое развитие опережает нервно-психическое. Отсюда — функциональные расстройства нервной системы, выливающиеся в классические проблемы подросткового периода.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: