Ретардация в психологии — это задержка, отставание в развитии. акселерация и ретардация

Цикличность

Ретардация в психологии – это малоизученное явление, но само его существование подтверждает теорию циклической смены эпох акселерации. По мнению ученых, в последние пять лет отмечается замедление акселерации и ретардации развития. По каким причинам происходит такая цикличность, неизвестно, но ученые связывают это со следующими факторами: с изменением климатических условий на планете, усилением активности солнца, с качеством питания и так далее. Все причины можно условно поделить на экзогенные (отрицательное воздействие среды) и эндогенные (приобретенные или врожденные).

Ретардация приобретает особое значение при определении того, готов ли ребенок к школе, так как от его психофизиологического созревания напрямую зависит успеваемость и то, каким образом будут складываться отношения с одногодками. Очень часто детей с задержкой развития обучают в индивидуальном порядке. Также стоит отметить, что ретардация и акселерация могут быть гармоничными и негармоничными. То есть у каждого ребенка наблюдается индивидуальный темп роста и развития.

Акселерация

Ретардация как обратное акселерации понятие предполагает задержку или отставание в развитии. Следовательно, акселерация – это ускорение темпов роста и развития в детском и подростковом возрасте. Также сюда можно отнести быстрое увеличение объемов тела взрослых людей. На сегодняшний день выделяют два типа акселерации: внутригрупповую и эпохальную. Первая – это ускорение темпа развития некоторых детей и подростков в определенных возрастных группах. Эпохальной акселерацией называют быстрое физическое развитие современных детей в сравнении с предшествующими поколениями.

Причины возникновения

Как приводилось выше, ретардация является понятием противоположным акселерации, и проявляется замедлением физического развития, формирования психических процессов, функциональных систем.

Специалисты констатируют, что сегодня наблюдается наряду с акселерацией преобладание явлений ретардации. Отставание наблюдается у 40% шестилеток, которые функционально к учебной деятельности не созрели. Также отмечается запаздывание формирования иммунной системы.

К сожалению, по сей день биологические механизмы анализируемого явления мало изучены. Поэтому выделяются два ключевых фактора, повинных в возникновении отставания в созревании, а именно: различные органические нарушения наследственной этиологии, врождённого генеза либо приобретённые, и всевозможные причины социальной направленности.

Причиной запаздывания формирования часто являются перенесенные недуги, приводящие к преходящей задержке созревания. Такое отставание прекращается и темпы созревания увеличиваются (генетическая программа выполняется за более короткий период времени) после выздоровления.

Существенное негативное воздействие оказывает социальный детерминант. Менее влияет неблагоприятное финансовое положение, более – отрицательная эмоциональная среда, окружающая малышей в детских учреждениях либо семье. Крохи, недополучающие родительского внимания, растущих в различных воспитательных учреждениях, запаздывают в созревании в среднем на полтора года в сравнении с их ровесниками.

Также можно выделить следующие причины ретардации: неправильное питание, перенасыщенное различными красителями, добавками, ароматизаторами, неблагоприятная экологическая среда, солнечная инсоляция, радиация, большое количество гетеролокальных брачных союзов (супруги проживают далеко географически друг от друга).

Таким образом, ретардация детей, независимо от факторов, детерминирующих её возникновение, может сказываться и на скорости психического созревания и на сроках физического.

Причины

После нововведений в медицинскую практику, относящихся к проведению измерений и сбора антропометрических данных, учёные начали регистрировать и фиксировать явления акселерации. При этом они обнаружили закономерность, связанную с увеличением скорости роста и более ранним наступлением пубертатного периода у детей. Такое явление учёные стали именовать акселерацией, поскольку в дословном переводе это слово означает ускорение.

Процесс акселерации затронул всю территорию земного шара.

Также учёные отметили и ускорение темпов биологического созревания, о чём свидетельствует, например, более раннее прорезывание зубов.

Помимо того, существует воззрение, что в дальнейшем эскалация процессов акселерации будет наблюдаться в африканских государствах. При этом сегодня в большинстве стран отмечается резкое снижение темпов созревания и скорости роста.

Акселерация роста и развития имеет следующие причины: смешанные браки, миграционные процессы, урбанизация, поменявшиеся биологические ритмы существования, изменение рациона (так в 1812 году в среднем на одного индивида приходилось 14 кг мяса в год, в 1933 – 33 кг, в 1980 году – 60 кг); изменившейся температурный режим (современное отопление поддерживает температуру неизменной), гипервитаминозы (чрезмерное потребление витаминов, что ускоряет биохимические процессы), блага цивилизации, например, электричество, телевидение вследствие своего раздражающего воздействия и поддержания возбуждения в нервной системе, стимулируют созревание и рост, наследственные факторы.

Также, помимо выше перечисленных факторов, учёными выдвинуто ряд теорий, объясняющих возможные причины, спровоцировавшие появление описываемого явления.

Теория физико-химического воздействия объясняет возникновение данного явления влиянием радиоволновой, солнечной радиации, магнитного поля, космической радиации, экологической обстановкой, обусловленной высокой концентрацией углекислоты, спровоцированной ростом производства.

Теории факторов условий бытия объясняют данное явление алиментарными и нутритивными причинами, избыточной информацией, социальными факторами.

Акселерация развития детей и подростков может быть генетически обусловленной, например, наступать вследствие циклических биологических трансформаций, смешения популяций (гетерозис).

Одаренные дети и особенности их социальной адаптации

Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным развитием ребенка и выраженностью более специальных способностей. Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и от характера деятельности.

Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности.
Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой — легко складывает в уме пятизначные числа, третий — высказывает мысли, достойные философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают проявления ранних и ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость в занятиях любимым делом.

Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий ученых и учителей. На одном из таких обсуждений А.В. Петровский отмечал, что одаренность детей была всегда, но на фоне научно-технических достижений, интеллектуального, художественного и физического развития блеск «вундеркиндов» как бы потускнел, но яркие проявления детской одаренности по-прежнему существуют. А.В. Петровский подчеркивал, что, как правило, такие дети легко переносят ускоренное, бурное развитие своих способностей, и, объясняется это тем, что на решение задач, стоящих перед ними они затрачивают меньше сил. И еще нельзя забывать о положительных эмоциях от успеха, чем прекрасно компенсирует энергетические затраты. И еще в чем выразилась озабоченность А.В. Петровского — поддерживая проявления ярких способностей, нельзя упускать из виду формирование личности.

Н. Лейтес, который больше исследовал одаренных интеллектуалов, отмечая, что истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. У каждого нормального ребенка обязательно бывают периоды, когда он делает, казалось бы, необычайные успехи. Так, отмечает Н. Лейтес, что все малыши очень чутки к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная сила воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных детей позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный жизненный старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях. Н Лейтес подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил себя как можно ярче в раннем детстве. Н

Лейтес заметил одно важное обстоятельство в развитии одаренности, выделяя как бы рубеж между неодаренностью и одаренностью — потребность реализовать себя

Он обращал внимание на то, что побудительная сила такой потребности отличает истинно одаренного и талантливого, и что это важно поощрять

Л. Венгер, участвуя в дискуссии, в развитии одаренности многое связывал с возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую предопределенность видел только в темпах усвоения умений, знаний.
Изучение одаренности имеет длительную историю и, тем не менее, терминология еще не вполне установилась и имеет несколько различных значений. Указывая на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком уровне умственного развития и многих других особенностях.

Воспользуемся термином «одаренность» в наиболее употребительном его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых — общих и специальных. У некоторых детей и взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и одаренными.

Акселерация и ретардация

Акселерация — явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно — антропометрических исследований в разных странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками.

Акселерация общесоматического развития детей объясняется разными причинами: изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий, увеличившийся поток информации, социокультурные факторы и т.д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1 —2 года.

Б.Г. Ананьев указывал, что становление психических свойств также происходит неравномерно. Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.
Среди критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает асинхрония соматического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

  • диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением);
  • диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;
  • диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.

Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще — его ретардация, у девочек — дисгармоничная акселерация. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемым детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший — паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более «взрослые», чем это соответствует даже его истинному возрасту.

Наследственные ретарданты и социальный фактор

В основном к моменту окончания процессов роста ретарданты не отстают по этому показателю от своих сверстников, просто средних величин они достигают на один-два года позднее

Если принимать во внимание, что ретардация в психологии – это замедление роста и развития, то для полного рассмотрения проблемы следует определить причину данного явления. Если отставание происходит в результате наследственного фактора или после перенесенного заболевания, то, как правило, наблюдается временная задержка роста, и после окончательного выздоровления темпы роста ускоряются, то есть генетическая программа реализуется за более короткий период

Негативное влияние на рост и развитие ребенка может оказывать и социальный фактор. И это не столько невысокий материальный доход, сколько негативный эмоциональный микроклимат в семье или в детских учреждениях. Установлен факт, что дети, воспитывающиеся в школах-интернатах, в детских домах или в условиях дефицита внимания со стороны родителей, отстают в развитии на полтора-два года от своих сверстников.

Причины акселерации

Чтобы понять, что такое ретардация, необходимо выяснить причины развития противоположного ей явления, то есть установить биологические механизмы акселерации. Условно причины ускоренного роста и развития можно поделить на три основные группы:

1. Гипотезы физико-химического характера. К ним можно отнести теорию Коха, который считал, что современные дети подвергаются более сильному воздействию ультрафиолетовых лучей, являющихся стимулятором роста. Но все-таки более распространенной, подтвержденной многими исследователями, является гипотеза о влиянии отходов промышленного производства на рост детей.

2. Гипотеза влияния на рост и развитие ребенка социальных условий, в частности, улучшения питания, медицинского обслуживания и условий городской жизни. По мнению исследователей, все перечисленные факторы также могут стимулирующе воздействовать на физическое развитие.

3. Гипотеза, в соответствии с которой акселерация – это результат циклических биологических изменений гетерозиса и прочих явлений. Эффект гетерозиса можно объяснить широкой миграцией современного населения и ростом численности смешанных браков. Потомство при этом с каждым поколением становится все более развитым в физическом плане.

Правильно будет согласиться со всеми тремя гипотезами, так как многие авторы считают причиной акселерации влияние ряда факторов, при этом в разное время и в разных местах основополагающими являются различные обстоятельства.

Признаки ретардации

Рассматриваемое явление играет основополагающую роль при определении готовности малышей к образовательному процессу, поскольку именно его психофизиологическая зрелость обуславливает дальнейшую школьную успеваемость и взаимоотношения с ровесниками.

Данное нарушение и интересует учёных, прежде всего, по причине важности решения проблемы школьной сформированности детей

Так как количество ретардированных малышей внутри определённых возрастных подгрупп порой достигает 20 %, а иногда и 40%, что необходимо принимать во внимание при поступлении отпрысков в школу

Выявление степени незрелости детей, поступающих в образовательное учреждение, поможет своевременно сформировать специальные классы для малышей, запаздывающих в созревании. Поскольку успешное обучение таких деток возможно исключительно при наличии надлежащей учебно-воспитательной деятельности.

Иногда с целью предотвращения возможных разладов здоровья ретардированных малышей целесообразно временно отсрочить зачисление их в школу.

По смыслу рассматриваемый термин частично соответствует понятию «инфантилизм». Однако ретардация подразумевает, что по прошествии времени запоздание может быть устранено, а при большинстве вариаций инфанти­лизма сохраняются определенные его проявления даже у взрослых. Также, ретардация может включать и задержку интеллектуального созревания, чего при инфантилизме не наблюдается.

Признаки анализируемого сбоя заключаются в повышенной внушаемости малышей, несамостоятельности, легкомысленности, ослабленности чувства долга.

Частичная психическая ретардация обнаруживается синдромами невропатии, несформированностью некоторых психических процессов, например, речи, внимания, психомоторики, пространственного восприятия, запаздыванием формирования умения читать, навыков счета, письма, эмоциональной неразвитостью.

Клиника тотального психического запоздания проявляется общим недоразвитием психических процессов. Примеры ретардации детей наблюдаются при ЗПР и олигофрении. При этом ЗПР встречается намного чаще, нежели олигофрения. Поскольку не является необратимой психической незрелостью, а представляет собой лишь замедление скорости созревания, обнаруживающееся чаще при начале учебной деятельности и выражающееся ограниченностью представлений, недостаточностью багажа знаний, незрелостью интеллектуальной деятельности, превалировании игровых интересов. Малыши с ЗПР в отличие от их собратьев, страдающих олигофренией, довольно сообразительны в рубежах имеющихся знаний, более производительны при использовании помощи.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Литература

  1. Бардышевская М. К., Лебединский В. В. «Диагностика эмоциональных нарушений у детей», Москва, УМК «Психология», 2003.
  2. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2003.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. Т. 5
  4. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002.
  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
  6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.
  8. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. — М., 1955. — Т. I; М., 1959. — Т. II; М., 1965. — Т. III.
  9. Хрестоматия «Психология аномального развития ребёнка», в двух томах, Черо, Высшая школа, 2002, редакция совместно с Лебединским В.В

Возрастные анатомо-физиологические особенности различных систем и органов в предшкольном периоде (до 3 лет). Возможные заболевания, их профилактика.

  • Младенчество (от
    рождения до 1 года). Период грудного
    возраста характеризуется бурным ростом,
    развитием и совершенствованием всех
    органов и систем. Доношенный ребёнок
    рождается с массой тела, в среднем
    равной 3200-3400 г, ростом 49-51 см. Мальчики
    обычно крупнее девочек. Наиболее
    энергично ребёнок растёт в первые
    месяцы жизни, затем темпы роста несколько
    замедляются.

  • Первый
    год жизни ребёнка отличается также
    интенсивным развитием центральной
    нервной системы, формированием активных
    движений, различных навыков и умений.
    В возрасте одного месяца младенец уже
    хорошо держит голову, реагирует на
    звуки, улыбается. В 3 месяца объем
    движений увеличивается: ребёнок
    поворачивается со спины на бок, начинает
    захватывать предметы, чётко определяет
    направление звука, узнает близких. В 6
    месяцев малыш хорошо переворачивается
    со спины на живот и обратно, начинает
    ползать, произносит отдельные слоги.
    В 8-9 месяцев ребёнок самостоятельно
    садится, встаёт и передвигается у опоры,
    много лепечет. В возрасте одного года
    малыш обычно начинает ходить без опоры,
    произносит 10-12 слов, умеет пить из чашки,
    пытается самостоятельно есть ложкой.

  • Костный
    скелет приобретает большую плотность,
    нарастает мышечная масса, развивается
    подкожный жировой слой, кожа уплотняется,
    становится менее ранимой, совершенствуются
    функции дыхательной и сердечно-сосудистой
    систем.

  • После
    6 месяцев у ребёнка прорезываются первые
    зубы, к году жизни ребёнок обычно имеет
    8 зубов. По сравнению с первыми месяцами
    жизни значительно увеличивается объем
    желудка. В связи с введением в рацион
    ребёнка новых видов пищи увеличивается
    выделение пищеварительных соков,
    нарастает их активность.

  • Ранний
    возраст — период жизни ребёнка от 1 года
    до 3 лет. В этот период отмечается
    постепенное совершенствование всех
    функциональных возможностей организма
    ребёнка. Однако Малыш в этом возрасте
    легко подвержен любым воздействиям
    окружающей среды. Темпы физического
    развития ребёнка на втором и третьем
    годах жизни несколько замедляются. У
    детей раннего возраста продолжаются
    созревание и дифференцировка костной
    и мышечной тканей, усложняются и
    совершенствуются двигательные умения.
    За этот период жизни ребёнок хорошо
    овладевает ходьбой, бегом, прыжками. К
    трем годам он овладевает более сложными
    умениями: самостоятельно ест, одевается,
    начинает застёгивать пуговицы, завязывать
    шнурки с небольшой помощью взрослого.
    Особенно заметно развитие интеллектуальных
    способностей ребёнка. У него значительно
    обогащается запас представлений,
    расширяется осознанное отношение к
    окружающей действительности, быстро
    развивается речь, возникает потребность
    к общению с другими детьми.

  • К
    двум годам ребёнок имеет уже 20 зубов и
    может хорошо пережёвывать пищу. Объем
    желудка у 2-3-летних детей увеличивается
    до 350-400 мл. Увеличивается переваривающая
    способность желудочно-кишечного тракта.
    Однако восприимчивость ребёнка раннего
    возраста к различным нарушениям пищевого
    режима остаётся ещё высокой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: