Аутоассассинофобия

Поговорите о ситуации

Бытует мнение, что упоминание о самоубийстве может натолкнуть человека на мысль о нём, но это миф The benefits and risks of asking research participants about suicide: A meta‑analysis of the impact of exposure to suicide‑related content. . Если вы открыто поговорите с другом, ему будет легче увидеть другие варианты решения проблемы.

Найдите комфортную обстановку

Разговор, скорее всего, будет очень тяжёлым, особенно для вашего друга. Учтите, что он может испытывать чувство вины и стыда за своё намерение. Заведите разговор там, где вас ничего не будет отвлекать. В идеале — в спокойной знакомой обстановке.

Коснитесь темы суицида

Начните с таких вопросов:

  • Как ты справляешься со всем, что на тебя свалилось?
  • Бывает такое, что тебе хочется просто сдаться?
  • Ты часто задумываешься о смерти?
  • Ты не думаешь о том, чтобы причинить себе вред?
  • Ты уже пытался сделать это раньше?

Говорите открыто и ясно

Избегайте общих фраз, которые могут показаться обвиняющими («Ты всё время говоришь, что жить стало невозможно»). Говорите конкретнее, например: «В последние несколько месяцев я заметил, что тебя больше не радует то, что раньше поднимало настроение. Ты перестал проводить время с детьми». Покажите, что вы завели этот разговор, чтобы проявить заботу.

Возможно, сначала собеседник станет изображать недоумение или посмеётся над вашими словами. Однако, если вы заметили серьёзные тревожные звоночки, не позволяйте ему перевести разговор на другую тему.

Не осуждайте

Вам может казаться, что друг не прав в оценке событий, что у него всё не так уж страшно. Напоминайте себе, что вы не можете полностью понять, что происходит у него внутри.

Забудьте о распространённом в обществе мнении, что самоубийство — это выход эгоистов, сумасшедших или аморальных людей. Суицидальные мысли — это результат патологического состояния, которое поддаётся лечению и в котором ваш друг не виноват.

Не употребляйте фразы, которые могут ранить

Ваша точка зрения не обязательно поможет человеку посмотреть на его проблемы по‑другому. Может показаться, что вы просто не воспринимаете их всерьёз. Поэтому не говорите фразы вроде «Да всё не так уж плохо».

Также избегайте высказываний, которые вызывают чувство вины, например: «У тебя ведь столько причин жить» или «Подумай, как твоя смерть расстроит твою семью и друзей». Вместо это проявите сострадание и скажите: «Тебе действительно должно быть очень тяжело, раз у тебя возникают такие мысли».

Слушайте и проявляйте эмпатию

Этот разговор должен дать вашему другу почувствовать любовь и поддержку. Постарайтесь поставить себя на его место и выслушать без критики. Смотрите собеседнику в глаза и демонстрируйте свою открытость с помощью языка тела.

Слова поддержки и ободрения важны, но сначала дайте собеседнику выговориться. Не перебивайте его. После того, как он выговорился, выскажите свою точку зрения. Упомяните, что самоубийство — это постоянное решение временной проблемы. Заверьте, что вы и другие близкие люди поможете найти альтернативные выходы из ситуации.

Дайте другу понять, что любите его и что он важная часть вашей жизни. Эмоциональная поддержка в такое время — очень важный стимул жить дальше.

Религиозное сознание и проблема самоубийства

Как бы душа религиозного человека ни тянулась к Богу, его тело принадлежит земле. На ней он терпит такие же тяготы, как и все остальные представители рода человеческого, поэтому ему иногда хочется умереть. Но самоубийства среди истинно верующих  редки, потому что, помимо биологической воли к жизни, им надо преодолеть еще и картины ада, которые встают перед их внутренним взором.

Само собой, никакие тяготы земной жизни не стоят вечных адовых мук. У верующих при мысли о самоубийстве могут наблюдаться классические фобические симптомы: тошнота, рвота, головокружение, потоотделение. Для них ведь проблема самоубийства отнюдь не абстрактная, а очень даже конкретная. Они-то точно знают, что будет после смерти.

Суицидальный риск и психоактивные вещества

Риск суицида у подростков, которые употребляют психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсические средства), резко возрастает.  Все эти вещества вызывают не только  состояние эйфории и удовольствия, но и резко снижают критику к своему поведению. В результате даже незначительный конфликт может вызвать у подростка, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении, совершенно неадекватную реакцию, ведущую к  импульсивным, без всякого обдумывания, действиям. В том числе, и к самоубийству.

Если уже сформировалась алкогольная или наркотическая зависимость, то состояние, когда требуется очередная доза наркотика, очень тяжелое. Развивается депрессия, которая тоже может привести к суицидальным действиям.

Подростковый суицид: профилактика

Не вызывает сомнений, что проблема профилактики подростковых суицидов – вопрос, который должен быть решен на государственном уровне. Психологические службы, социальные институты, педагогические коллективы должны разработать комплексную программу профилактики суицидального поведения детей. Рассмотрим советы психологов касательно действий родителей, которые подозревают у своего ребенка наличие мыслей о самоубийстве.

  • Наилучшее решение для предотвращения суицидальных действий – при малейших признаках проблемы посетить психолога. Специалист выяснит, какие трудности имеются у ребенка, и подскажет пути их преодоления.
  • Оптимальное средство профилактики – искренняя заинтересованность родителя жизнью своего потомка. Мамы и папы должны знать, какие сомнения присутствуют у подростка, каковы его цели, интересы, потребности.
  • Ошибочный шаг, который совершают многие взрослые – ужесточение контроля над ребенком, введение более суровых правил и ограничений. Следует помнить, что, чем больше запретов существует, то тем сильнее у молодежи желание их нарушить. Чем жестче перекрывание кислорода, тем азартнее страсть вырваться на свободу.
  • Главное правило для родителей в целях профилактики подростковых суицидов – вести себя искренне, не лицемерить, действовать без фальши. Несмотря на личностную незрелость, дети являются «квалифицированными» психологами, которые чувствуют, где есть правда, а где обман. Ложь со стороны родителей сильно ранит нежную душу подростка.
  • Отношения поколений должны базироваться на взаимоуважении. Необходимо признать, подросток – самостоятельная независимая личность. Маленький человек имеет право на собственную точку зрения, которая отлична от мнения взрослых.
  • Чтобы ребенок был готов поведать свои тайны, родители должны быть для него безопасны. Подросток должен пребывать в уверенности, что его тайны не станут достоянием гласности. Что он не будет осмеян, раскритикован, наказан. Именно доверие ребенка своим родителям – лучшее средство профилактики суицида.
  • Необходимо помнить, что ребенок имеет право на личное пространство, и ему необходимо периодически быть в одиночестве. Поэтому не стоит лезть к нему в душу, когда он занят исследованием своей личности и хочет побыть один.
  • Уговоры на человека, решившегося покончить жизнь самоубийством, часто не действуют. Словесные доводы, мол, жизнь интересна и прекрасна, усиливают дух противоречия у подростка. Необходимо доказывать не словами, а собственными поступками. Энергичные, счастливые родители – наглядный пример для отчаявшегося ребенка и веское подтверждение того, что жизнь – захватывающая штука.
  • Родители должны найти занятие, которое станет отдушиной для их наследника и вырвет его из лап депрессии. Сейчас существует масса захватывающих предложений, как разнообразить свой досуг. Проявить свою логику ребенок сможет в квест-комнатах. Ощутить выплеск адреналина можно на гонках в картинг-центре. Почувствовать вкус жизни поможет роупджампинг – прыжки с веревкой с высоких объектов. Почувствовать прилив энергии можно после катания на байдарках.
  • Хорошее средство профилактики суицидов – заполнить жизнь ребенка позитивными моментами. Помним: у занятого и увлеченного человека не остается времени на раздумывания о самоубийстве. Предложите подростку научиться водить автомобиль, запишите его на секцию кикбоксинга, отправьте изучать иностранные языки в именитый Оксфорд. Планируйте свободное время таким образом, чтобы не оставалось места для скуки. Посещение театров, музеев, выставок, просмотр кинолент, загородные экскурсии, автобусные туры по осмотру достопримечательностей спасут от хандры и привьют вкус к жизни.
  • Задача родителей для профилактики суицидов – доказать ребенку, что он является любимым и уважаемым человеком. Нельзя клеймить своего отпрыска позором, стыдить его прилюдно, вешать обидные ярлыки. Даже если он тысячу раз не прав, от взрослых требуется корректность и тактичность. Необходимо помнить: каждый имеет право на ошибку. Именно поэтому все взрослые: родители, учителя, тренера и иное окружение отрока должны стать вежливыми и мудрыми людьми. Помнить: никому не позволено унижать и притеснять ребенка.

Читайте общую статью про суицид.

Проведение лечения

Каждый больной страдает по-своему, соответственно и лечение подбирается в индивидуальном порядке. Чаще всего это медикаменты и психотерапевтическое воздействие. Чтобы улучшить состояние больного, прописывается ряд транквилизаторов и нейролептиков.

Тем, кто не знает, как избавиться от суицидальных мыслей, можно провести специальное лечение. К терапевтическим методам относится, прежде всего, разговорная часть, при которой проводятся беседы с человеком. Это оказывает положительное действие, человек успокаивается и пытается разобраться в собственных переживаниях, что предотвращает рецидивы проявления суицида. Если возникает необходимость, то привлекаются к беседам близкие и родные, хорошего результата удается добиться групповой терапией.

Лучшим решением суицидальной проблемы становится осуществление диагностики данного состояния. Человеку оказывается психологическая поддержка, а полученные знания он сможет в дальнейшем использовать для решения проблем, неизменно появляющихся на жизненном пути.

Мифы и реальность о суициде

Серьезность и сложность разрешения проблемы порождают мифы и предубеждения. Неспециалисты имеют упрощенное мнение относительно самоубийства, стремятся объяснить его психическими расстройствами.

Как показывают исследования, совершившие суицид личности — абсолютно здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Среди обсуждавших возможность смерти в своих личных дневниках — известные, вполне успешные личности: И. С. Тургенев и М. Горький, Ромен Роллан, Наполеон, Джон Стюарт Милль, Томас Манн, Энтони Троллоп.

Человек оказывается перед лицом депрессии такого масштаба, что для выхода из нее кажется недостаточно всего предыдущего опыта жизни. Кризис может возникнуть внезапно, сочетая в себе несколько типов различных эмоций. Они провоцируют тревогу, вслед за которой приходит безнадежность. Утрачивается вера в себя, исчезают силы, чтобы преодолеть неприятности. Возникает ощущение потери смысла жизни.

В основе суицидального поведения лежит конфликт, а в составе его имеются:

  • объективные требования ситуации;
  • осознание своей значимости субъектом;
  • оценка возможностей для преодоления сложностей;
  • реальные поступки индивида относительно ситуации.

Опровержение мифов реальностью:

«Самоубийство происходит по причине отклонения психики от нормы»: на самом деле около 85 % людей, совершивших суицидальные действия, являлись здоровыми личностями.
«Суицид невозможно предотвратить»: кризис имеет некоторую продолжительность, и потребность покончить с собой является временной; человек, получивший поддержку в затруднительный период жизни, меняет свое решение.
«Существует категория людей, склонных к самоубийству»: в действительности суицид совершают личности различных психотипов; исход зависит от индивидуальной оценки непереносимости и остроты ситуации.
«Нет признаков, подтверждающих намерение самоубийства»: этому предшествует несвойственное человеку поведение, которое обратит на себя внимание людей из ближайшего окружения склонного к суициду индивида.
«Человек, заявляющий о желании покончить с собой, никогда не совершит этого»: многие накануне запланированных действий сообщали о своих намерениях родственникам, коллегам по работе, но те не придавали этому серьезного значения.
«Решение убить себя приходит внезапно»: как показывает анализ, суицидальные действия являются результатом продолжительной травматизации психики; кризис может длиться неделями и месяцами.
«Попытка самоубийства не повторяется»: на самом деле риск повторного действия очень высок; наивысшая вероятность — в первые пару месяцев.
«Суицидальные наклонности передаются по наследству»: утверждение не доказано; если в близком окружении человека были случаи самоубийства, вероятность их совершения членами семьи возрастает.
«Просветительская деятельность помогает снизить количество самоубийств»: как показали исследования, сообщения об уходе из жизни активируют суицид. На самом деле необходимо говорить о способах выхода из конфликтов.
«Алкоголь снижает суицидальные переживания»: употребление спиртного дает противоположный эффект, так как усиливает тревогу, повышает значимость конфликта, из-за чего вероятность самоубийства приближается.

От пустяка до гамлетовских вопросов


Детский психиатр-суицидолог  Елена Вроно. Фото: Павел Смертин

— Бывает, что внимательные родители отследили все, что можно, подстраховали все травмоопасные ситуации, а ребенок «сломался» на ровном месте. Но разве можно учесть, увидеть все?

— Жизнь подростка вообще трудна, в ней масса ситуации, когда, с его точки зрения, он не справляется или выглядит смешным. И все эти конфликты он переживает космически. Подросток полон катастрофических реакций, любую свою неудачу он будет оценивать чрезвычайно трагически; редко когда в стрессовой ситуации он может посмеяться над собой и успокоиться. Если нам повезет, то своими проблемами подросток с нами поделится.

Здесь нужно быть готовыми к тому, что с точки зрения взрослого его проблема может оказаться пустяшной.

Но от саркастичности и иронии в разговоре с подростком нужно удержаться всеми силами.

Даже если, с вашей точки зрения, всё происходящее – ерунда, но мы видим, что ребёнок убит, потрясён и делится с вами своими эмоциями, нужно напрячься и попробовать его понять. А вот приводить себя в детстве в пример своему сыну или дочке, на мой взгляд, — порочная практика. Мы, конечно, все были подростками, но жили абсолютно другой жизнью, и возникающие аналогии — весьма сомнительны.

— Такая космичность в восприятии окружающего мира у подростка — признак серьезных философских поисков или какая-то особенность возрастного мышления?

— Это остатки того мистического мышления, которое вообще свойственно ребенку. Маленький ребёнок искренне считает, что всё,что происходит в мире, происходит из-за него, для него и по причине его неправильных поступков. Например, если родители разводятся, ребёнок считает, что они разводятся с ним из-за его плохих поступков.

Такое же сказочное сознание продолжает сопровождать ребенка на протяжении практически всего пубертата. Всё, что происходит в мире, касается его непосредственно, любую ситуацию он склонен персонифицировать, и, если происходит что- то плохое, в первую очередь чувствует виноватым себя.

Это не глубокие философские поиски — это инфантильность, эгоцентризм, страх и тревожность. И даже если внешне подросток выглядит весьма уверенным, на самом деле внутри он чувствует тревогу и страх. Вовне такое поведение может проявляться как агрессия.

Один из популярных ныне психологов однажды сказал: «Можно подумать, что «подросток» — это диагноз». И, по сути, он прав: пубертат — это очень нестабильное состояние, даже если по внешнему впечатлению всё происходит очень неплохо.

Даже если мы не теряем контакт, подросток более-менее уравновешен, из школы не вылетает, чем-то интересуется, не бьет смертным боем братьев и сестёр, — тем не менее, мы должны всё время помнить: ребёнок переживает трудный период, и в любой момент может начаться какая-то декомпенсация — резко упасть настроение, возникнуть тревожное расстройство. Это может случиться неожиданно, и чем внимательнее мы будем, тем больше надежды, что заметим это не с опозданием.

Подростковый суицид часто спонтанный и импульсивный


Изображение с сайта scroll.in

— Есть ли разница в суицидальных попытках, поведении подростка и взрослого человека?

— В случае со взрослыми истинные суицидальные попытки, как правило, тщательно готовятся. Взрослые суициденты стараются сделать так, чтобы исполнению их желания убить себя ничего не помешало. Если же взрослый совершает спонтанное самоубийство, — скорее всего, оно демонстративное. Это не значит, что человек не нуждается в помощи, и он шантажист, но, тем не менее, мы это воспринимаем как демонстрацию.

У подростков столь жесткого разделения нет. В тот момент, когда подросток совершает спонтанную попытку самоубийства, он действительно хочет умереть.

Но это намерение может быть мимолетным, оно так же моментально может исчезнуть. При этом медицинские последствия таких попыток могут быть ужасны, потому что в такую минуту подросток в качестве инструмента самоубийства хватается за что угодно.

Это может быть острый предмет, какая-то бытовая химия, открытое окно на любом этаже.

В момент, когда подросток решается на самоубийство, он находится в крайне суженном сознании; пожалуй, сходное состояние передает выражение «он ослеп и оглох от ярости».

Эмоциональное напряжение в этот момент настолько велико, что подросток совершенно не просчитывает последствия. Итог спонтанных самоубийств — как повезет. Подростки — люди чрезвычайно везучие, и при падении даже с очень большой высоты они часто остаются живы.

Например, однажды ко мне на приём пришёл тринадцатилетний мальчик с обеими руками от плеча до кисти в гипсе. С ним вместе пришел отец и рассказал: был очередной скандал из-за школьных проблем. И в какой-то момент мальчик сказал: «Если ты сию секунду не замолчишь, я выпрыгну в окно!» И отец ответил: «Прыгай!»

«Я спортсмен, — сказал отец, — у меня прекрасная реакция. Я был уверен, что я его поймаю, но не успел». В итоге ребёнок рухнул с третьего этажа и сломал обе руки. Это пример того, как может развиваться ситуация, когда мы находимся на высоте аффекта. В этот момент нам очень трудно остановиться в объяснениях с ребенком, а на самом деле, как только речь заходит о самоубийстве, нужно перепугался до смерти и немедленно отыграть ситуацию назад.

— Бывает ли так, что подросток готовится к самоубийству – вынашивает план, продумывает подробности?

— Да, подростки совершают и такие самоубийства, которые готовятся заранее. Как и взрослые, подростки могут переживать эмоции, психологические кризисы, которые толкают их к совершению самоубийства. И клинической депрессией подростки болеют, а депрессия заставляет человека воспринимать мир как тревожный, враждебный и угрожающий.

Что должно произойти, чтобы план самоубийства сложился, вызрел и был приведён в исполнение, однозначно сказать нельзя.

Всегда будет событие, коллизия, которая сыграет роль последней капли, но что именно послужило первым толчком, мы не скажем; самоубийство – это тайна. При этом родители вполне могут не считать те сигналы, которые подросток им посылал, – просто потому, что эти сигналы иногда настолько неявные, что их действительно сложно заметить.

Вербальные и невербальные сигналы о готовящемся самоубийстве – это вообще долгий и сложный разговор для специалистов. Мне кажется, в популярном формате про эту тему говорить не стоит, иначе мы рискуем загнать родителей в безвыходную ситуацию, когда любое телодвижение ребёнка будет рассматриваться через лупу, со страхом, что это – угроза самоубийства. Это приведёт только к увеличению родительской тревоги.

А чем больше тревожатся родители, тем более это нервирует самих подростков.Причём иногда тревога заставляет родителей видеть беду там, где её нет, и не замечать её признаки там, где они есть с очевидностью.

Предупредительные сигналы нездорового поведения ↑

Сознательно или подсознательно люди, страдающие от суицидальной депрессии, посылают сигналы своим родным, чтобы те смогли их спасти.

Например, отвести к доктору, который сможет подобрать правильное лечение, или найти нужные слова, чтобы отговорить от столь опрометчивого шага.

Если вы знаете, что кто-то из ваших близких пребывает в депрессии, то стоит особо тщательно прислушиваться к нему, улавливать передсуицидальные сигналы, которые этот человек может вам посылать.

Не узнаешь поведение своего жениха? Читай о предсвадебной депрессии у мужчин. О том, как лечить скрытую депрессию читай далее.

Как проходит лечение депрессии у пожилых людей? Читай статью.

Наиболее распространенные посылы:

  • потеря интереса ко всему, полная апатия;
  • все запросы в поисковике так или иначе связанны с темой самоубийства;
  • единственная покупка за последние дни или недели – предметы для нанесения увечий: веревка, нож, пистолет и т.д.
  • постоянные разговоры о смерти, идеализация ее;
  • желание привести в порядок все незаконченные дела;
  • написание завещания и попытки подготовить родных к самостоятельной жизни;
  • человек внезапно бросает фитнес, хотя занимался им 10 лет, или игнорирует выпуск редкой марки, хотя всегда был азартным филателистом;
  • внезапное нежелание следить за своим внешним видом;
  • бесконечные рассказы о том, как трудно жить, что счастья нет и не будет и прочие;
  • неожиданные звони или визиты в неурочное время с целью проститься.

Лечение детского суицида анонимно в Москве

При суицидальных наклонностях у детей рекомендуется обращаться за профессиональной медицинской помощью. Благодаря предоставлению своевременной психологической помощи обенспечивается предотвращение суицида и сохранение жизни ребенка. в клинике Москвы работают высококвалифицированные психологи и психотерапевты, которые изначально проводят диагностику состояния ребенка. благодаря применению специальных методик они выясняют причины склонности к суициду и разрабатывают действенную схему лечения, которая направлена на их устранение.

В ходе диагностики определяются нервно-психические расстройства, психические отклонения и психосоматические заболевания, на фоне которых появляются суицидальные мысли. Их лечение требует приема медикаментозных препаратов и применения психокоррекции.

Лечение детей проводится в условиях стационара, что исключает возможность суицида. В клинике работает квалифицированный и коммуникабельный персонал, который обеспечивает круглосуточную поддержку пациента. Для лечения ребенка используются универсальные психокоррекционные методики, индивидуальные и групповые занятия. При возникновении необходимости применяется медикаментозная терапия. Выбор метода лечения проводится доктором в соответствии с индивидуальными особенностями пациента и степенью тяжести патологии.

Памятка педагогам

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

Рекомендации педагогам:

внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);
верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;
отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;
признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);
разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;
отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;
вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;
проявление понимания и сочувствия;
осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.

Классификация суицидов

Аутоагрессивное поведение заключается в специфике суицидальных действий.

Выделяют 8 типов суицидальных попыток:

  • витальный: отказ от своих потребностей и жизни, решение об уходе из мира принимается взвешенно, без колебаний. Как правило, данный тип характерен для лиц пожилого возраста, связан со смертью близкого человека, невыносимым одиночеством. Подготовка к самоубийству производится тщательно, скрытно, выбираются средства с высокой вероятностью приводящие к смерти;
  • амбивалентный: истинного желания уйти из жизни нет, невозможность справиться с неприемлемым обстоятельством или конфликтом побуждает человека на радикальное решение всех своих проблем – суицид. Такие попытки заранее не планируются, импульсивны по своей природе, не слишком травматичны. Риск возникновения повторного суицида высок, несмотря на то, что летальный исход не является желаемым;
  • ситуационный или демонстративно-шантажный: совершается эмоциональными, инфантильными людьми с завышенной самооценкой. Настоящего желания умереть нет, это способ привлечения внимания, получения желаемого. Наблюдается чаще всего у людей средней возрастной когорты, т.е. наиболее ориентированной на социум группы. Подготовка к суициду планируется плохо, носят демонстративные черты. Повторный суицид наблюдается редко при разрешении конфликтной ситуации;
  • спонтанный: суицидальный акт внезапный, без подготовки, с целью одномоментно снять накопившееся напряжение. Характерен для людей импульсивных, эмоционально неустойчивых, часто злоупотребляющих алкоголем. После суицида приходит критическое осознание совершившегося, повторяется он в редких случаях;
  • аффективный: суицид происходит после аффективной вспышки при неполучении желаемого в виде агрессии, злости. Самоповреждения тяжёлые, акт суицида не планируется, совершается на высоте переживаемых и захлёстывающих эмоций;
  • резонансный: совершается импульсивно, чтобы соединиться с объектом вожделения, умереть как кумир. Соответственно, и выбор способа схож со смертью значимого человека;
  • институциональный: связан с религиозными (секты, культы, обряды), политическими или магическими суждениями человека. Например, уйти из жизни, чтобы переродиться, обрести тайные знания. Попытка хорошо планируется и подготавливается, носит характер ритуала. Летальность высокая;
  • маскированный: в сознании человека, как правило, отсутствует конкретное желание смерти. Суицид представляется как несчастный случай, ошибочное действие. К примеру, намеренное попадание в ДТП, падение с высоты. Настроение у человека со снижением под действием травмирующего обстоятельства.

По способу самоубийства можно выделить следующие виды:

  • повешение;
  • удушение;
  • утопление;
  • сожжение себя;
  • отравление (передозировка наркотических, лекарственных средств, яды, химические концентраты);
  • с помощью колюще-режущих предметов (ножевые ранения, нанесённые бритвой, ножом, топором);
  • падение с высоты;
  • преднамеренное попадание под транспортные средства и работающие механизмы;
  • отказ от еды;
  • при помощи огнестрельного оружия;
  • переохлаждение.

Стоит отметить, что вычурные и крайне необычные способы суицида характерны, по большей части, для лиц с психическими расстройствами.

Статистика детских самоубийств

Пока человек не сталкивается с суицидом в своей семье, ему кажется, что данная тема не является актуальной. На самом деле статистика детских самоубийств показывает возрастание попыток и летальных исходов с каждым годом. Речь может идти только об известных окружающим случаях. А ведь сколько суицидальных попыток остаются засекреченными в семье, поскольку это считается позором!

Все известные попытки, достигшие летального исхода, следует умножить в 15 раз – попытки, стремления совершить суицид, но закончившиеся неудачей. Лишь один из 4 подростков достигает летального конца, что становится известным.

Смертность в результате суицида в 4 раз больше среди мужского населения, нежели среди женского. Однако именно девушки часто пытаются покончить с жизнью, что в 5 раз превышает попыток со стороны парней. Просто способы они выбирают щадящие, из-за чего смерть не наступает.

Следует знать о таких статистических данных:

Приблизительно 85% подростков думали о самоубийстве как о способе обратить на себя внимание или получить помощь.
Суицидальный период наступает в возрасте 14-18 лет. Дети моложе 11 лет могут лишь испытывать глубокое отчаяние

Уже в возрасте 11-18 лет начинает возникать аутоагрессия.
Причиной детского суицида в 80% случаев – неблагоприятные отношения с родственниками.
Самоубийцами являются 70% здоровых детей. В 80% случаев суицид совершается отравлениями, в остальных случаях путем причинения себе травм: падение с высоты, повешение.
60% самоубийц – дети из полноценных семей.
Из-за семейных проблем дети прибегают к суициду в 46,9% случаях, из-за несчастной любви или проблем со сверстниками – в 13,6% случаях.

Условно показатели суицида делятся на:

  1. Низкие – 10 самоубийц на 100 тысяч человек в год.
  2. Средние – до 20 самоубийц на 100 тысяч человек в год.
  3. Высокие – более 20 самоубийц на 100 тысяч человек в год. Украина и Россия входят в данную категорию.

Чем старше становится ребенок, тем менее травматичный способ он выбирает для суицида. Это связано с тем, что на самом деле он не желает кончать с жизнью, просто на данный момент ему кажется это единственный способ получить то, в чем он нуждается: в поддержке, любви, внимании, помощи и пр.

Причины детского суицида

Многие полагают, что детский суицид развивается лишь у тех лиц, которые страдают различными отклонениями в психике. По статистике, большая часть самоубийц и тех, кто им хотел стать, но не получилось, являются дети со вполне здоровой психикой, живущие в полных семьях, имеющие хороший достаток и даже высокий интеллектуальный уровень развития. Здесь возникает недоумение: какие причины толкают здоровых детей на самоубийство?

Причина кроется в том, что в жизни ребенка возникают ситуации, которые кажутся ему неразрешимыми, катастрофическими, безвыходными и пугающими, загоняющими его в тупик. Когда взрослые узнают об истинных причинах, которые толкают детей на суицид, то они не понимают, что в них неразрешимого. Некоторые ситуации вообще не воспринимаются серьезно взрослыми. Однако дети реагируют по-другому: то, что может быть мелочью для взрослого человека, ребенком может восприниматься очень болезненно и серьезно.

  • На самоубийство может толкнуть одна ситуация, которая продолжается очень долгое время и является значимой для ребенка. Он не может не обращать на нее внимания и сильно переживает, когда она снова повторяется.
  • На самоубийство может толкнуть несколько неприятных ситуаций, которые идут одна за другой без положительных моментов в жизни. Мир ребенка словно крушится, поскольку во всех областях, которые для него значимы, возникают проблемы. У него нет сил с ними справиться. Он не знает, что делать. Поддержки и советов он тоже не получает от взрослых.

Частыми причинами, которые толкают детей, в особенности подростков, на самоубийство, являются:

Ссоры с друзьями, даже по пустякам.
Безответная первая любовь или первая измена любимого человека

Поскольку подростки верят в вечность любви, то они остро реагируют на ситуации, когда им изменяют.
Депрессивное состояние длительного характера.
Смерть близкого или родного человека.
Постоянные конфликты с родственниками.

Насилие в семье.
Зависимости (компьютерная, алкогольная, наркотическая).
Беременность в раннем возрасте провоцирует в 21% случаев суицид среди девушек.
Желание привлечь внимание к себе.

Что толкает людей на этот шаг?

Вот еще одно определение суицидальному поведению. Это способ, который характеризуется желанием осознанно покончить с жизнью. Целью является смерть, а в качестве мотива выступает разрешение проблемы. Итак, к причинам. Их поистине очень много. Приведем их классификацию, различают:

  1. Внешние факторы. Подразделяются на макросоциальные (условия взаимодействия личности с окружающим миром) и микросоциальные (отношения с близкими людьми). К первым можно отнести ситуацию безработицы в стране, снижение жизненного уровня населения, переезд в мегаполис и др. Ко вторым относятся межличностные отношения суицидента с близким для него окружением. На их основе причины суицидального поведения можно классифицировать следующим образом: семейные конфликты, неразделенная любовь, смертельное заболевание, смерть близкого человека и другие.
  2. Биологические причины. Снижение активности серотонина определяет предрасположенность к суициду.
  3. Генетические. Наследственность.
  4. Психологические. Суицид лежит в основе затяжной неизлечимой депрессии, биполярного расстройства, шизофрении и тревожных расстройств. Этому также способствует низкая стрессоустойчивость, максимализм, эгоцентризм, зависимость от мнения других людей, эмоциональная лабильность и другие.

Теперь мы знаем о видах суицидального поведения. Причины – понятие глубинное и сложное, корни которых уходят в социально-психиатрический анализ проблемы. К ним относится все то, что обуславливает суицид, а повод – это событие, служащее двигательной силой для действия причины. А теперь поговорим о специфике суицидального поведения подростков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: