Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психологов

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям  на этот момент: будьте рядом и помогайте  утолять возрастную жажду ребенка — познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно — в компании.  
 

Что почитать взрослым

Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов. 
 

Что почитать подросткам

«Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны. 
 
19.09.2010
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
  
  взаимоотношения с окружающими, взаимоотношения с родственниками, о подростках  Другие статьи автора

Во что это выльется

Теперь  у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно  немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
 
Но  что же дальше, спросите вы, во что  все эта апатия к учебе выльется через пару лет?
 
А дальше вот что. Средняя школа — важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
 
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.  
 

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
 
Например, сильная перегрузка

Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
 
Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
 
Третья  причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
 
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. Лучше всего это  делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться. 
 

Симптомы депрессии

Поэтому прежде, чем искать выход из ситуации, когда больше не хочется жить, важно разграничить симптоматику и убедиться, что дело именно в депрессии. Речь идет об эмоциональных, ментальных, физиологических и поведенческих изменениях:

Эмоциональные перемены

Депрессивное состояние сопровождается постоянным плохим настроением, его перепадами. Выражается это в следующих симптомах:

  • Уныние, апатия;
  • Угнетенное состояние;
  • Беспокойство, страх (зачастую беспричинный);
  • Ощущение постоянной тревоги, предчувствия беды;
  • Недовольство собой, занижение самооценки;
  • Чувство вины;
  • Отчаяние;
  • Потеря интереса к жизни и работе;
  • Нежелание что-либо делать.

Изменения в ментальном состоянии

При депрессивном расстройстве ментальное состояние радикально меняется: замедляются все умственные процессы. В чем это выражается?

  • Человеку сложно сконцентрироваться;
  • Трудно сосредоточиться на какой-либо работе;
  • Замедление работы: то, что раньше занимало час, теперь человек будет делать несколько часов;
  • Зацикленность на ощущении бессмысленности собственной жизни, собственной никчемности;
  • Утрата интереса к жизни.

Физиологические перемены

Когда человеку не хочется жить дальше, перенапряжение нервной системы неизбежно приводит к сбоям в работе других систем организма и появлению физиологических симптомов. Это именно те признаки, которые начинают лечить врачи общей практики, если отталкиваются только от физического недомогания:

  • Проблемы с пищеварением (отсутствие аппетита либо, наоборот, повышение, соответственно – потеря или набор веса; запоры или диареи, изменение вкусовых привычек).
  • Нарушения сна (бессонница, долгое засыпание, раннее пробуждение, частые пробуждения ночью, кошмарные сновидения, отсутствие чувства отдыха после сна, сонливое состояние в течение дня).
  • Заторможенность в движениях или, наоборот, излишняя суетливость, нервные тики, боли в спине или суставах, мышечные судороги, слабость в руках или ногах, потливость.
  • Снижение сексуального желания.
  • Нарушения в сердечно-сосудистой системе (повышение давления, сердцебиения, боли в сердце).

Изменение поведения

В период депрессии меняется и поведение:

  • Человек избегает контактов с родственниками, друзьями;
  • Утрачивает интерес к радостям жизни;
  • Неряшлив, неухожен;
  • Не доволен собой, окружающими, становится излишне критичным, постоянно недоволен всеми, пассивен;
  • Работу выполняет некачественно.

И короткая обобщающая памятка «Правила жизни с подростком», которые стоит соблюдать, если вы хотите пройти через переходный возраст с наименьшими потерями.

Старайтесь и учитесь:

— БЫТЬ на его стороне всегда;

— уметь СЛУШАТЬ, не перебивая, когда подросток что-то рассказывает, чтобы он мог выговориться и не боялся, что в ответ на любую его фразу вы будете протаскивать какие-то свои воспитательные идеи («Вот видишь! А я говорила!»);

— уметь МОЛЧАТЬ, когда ребенок не хочет ничего рассказывать;

— уметь ОТКАЗЫВАТЬ, когда это необходимо. Отказывать твердо, но доброжелательно;

— уметь ОТПУСКАТЬ и ДОВЕРЯТЬ, когда ребенок начинает жить своей «личной» жизнью (друзья, подруги, поездки, переписка);

— уметь ДОГОВАРИВАТЬСЯ с ребенком, не доводя ситуации до конфликта (ему всегда что-то нужно от вас, а вам – от него: «не будешь помогать – не получишь карманных денег»), и придерживаться договоренностей;

— СОЗДАТЬ такие условия, чтобы у ребенка не было причин врать вам (причин вранья три: страх, выгода и психопатология, две из них вы в силах исключить, третью – вылечить);

— ИСКЛЮЧИТЬ из общения вопросы типа:

  • — Как дела в школе?
  • — Ты чего молчишь?
  • — Ты чего такой грустный?
  • — Ты чего такой грязный?
  • — Я смотрел электронный дневник и хочу поговорить об этом… и пр.

— РАЗГОВАРИВАТЬ не поучая, ОБЩАТЬСЯ на равных;

— научиться разговаривать НЕ О ШКОЛЕ, а о жизни вообще;

— не пытаться контролировать все в жизни подростка (это все равно невозможно), а воспитать так, чтобы он знал, как правильно реагировать на внештатные ситуации (насилие, алкоголь, наркотики и пр.);

— даже наказывая, делать так, чтобы ребенок не сомневался, что ВЫ ЕГО ЛЮБИТЕ.опубликовано econet.ru

Михаил Лабковский

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Уверен или нет?

Родители, которые в растерянности не могут найти ответ на вопрос, если сын не хочет работать — что делать, зачастую обращаются за помощью к психологу, готовому предложить искать проблему в особенностях личного осознания человека. В среднем каждый пятый человек на нашей планете обладает тем, что в психологии именуют анальным вектором. Такие люди могут стать безупречными профессионалами в выбранной сфере, но испытывают неуверенность в себе. Зачастую им присущ страх начинать что-то новое, осваивать неизведанную прежде область. Такой испуг препятствует началу, как следствие, человек не может развиваться в принципе. Визуально он сходен с курицей-наседкой, не желающей удаляться от своего гнезда. В любое время суток его можно найти на любимом диване за повторением привычных действий. Зачастую персона становится настоящим мастером в том, что делает, да только вот занятие это оказывается совершенно бесполезным и ненужным, к примеру, игра в пасьянс. Кстати говоря, лучшие мастера в разгадывании кроссвордов – как раз такие индивидуумы.

Человек, неуверенный в свои силах, постоянно изображает из себя занятую персону

Если попросить его сделать что-то важное, он сразу найдет поводы отложить действие на поздний срок, а потом и вовсе с удовольствием позабудет о просьбе. Отказываясь и откладывая важные события на часы, дни и годы, люди остаются на привычном месте – а так работы не найти

Обывателю сложно мотивировать подобную неуверенную в себе персону, потому что не работают ни упреки, ни крики. Чтобы спровоцировать человека на активные действия, следует уговорить его пройти курс психотерапевтического разбора для определения первопричины неуверенности в своих силах. Лишь осознав, почему персона все откладывает, можно начать борьбу с первоисточником.

Сам по себе

Иногда родители вовсе даже не задумываются, если их сын не хочет работать, что делать в сложившейся ситуации. Конечно, принято думать, что нормальное развитие сценария – когда ребенок «выпархивает из родного гнезда», обустраивает собственный дом, находит себе подходящее место. Если этого не происходит, кто-то переживает, а кто-то считает нормой и мирится с тем, что его чадо отличается от большинства. Второй вариант, как считают психологи, неправильный, ведь человек не может до самой своей смерти жить под крылом родителей. Необходимо научить ребенка ответственности, самостоятельности, умению принимать на себя ответственность за содеянное. Инфантилизм в последние годы встречается все чаще, и зачастую объясняется страхом перед принятием решения. Люди просто-напросто боятся ответственности, запуганные неудачами в прошлом.

Если взрослый сын не хочет работать, возможно, причина кроется в незрелости человека – и в эмоциональных аспектах, и в плане осознания своего места в социуме. Инфантилизм и неспособность взять на себя ответственность встречаются часто, причем очень часто это свойственно тем, чьи запросы достаточно низкие. Такие люди не видят нужды в дорогостоящих предметах или аксессуарах, они питаются простой пищей и пользуются общественным транспортом, живут в небольшой комнате. Если запросы невелики, человек не будет стремиться к приличному заработку. Лишь испытывая ограничения и имея мотивацию для их преодоления, человек развивается. Если все потребности удовлетворены, поводов работать просто нет. Если старшие обеспечивают свое чадо, невзирая на его возраст, никакого стремления к самостоятельности не возникнет, пока не сформируется какая-то потребность, которую удовлетворить не получится. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией, нужно аккуратно воспитывать ребенка, не баловать его сверх меры, не исполнять прихоти чада, особенно по мере взросления.

«Позорное клеймо»

Тяжело найти других родителей, у которых дети страдают психическими заболеваниями. Ну кто хочет об этом открыто говорить? «Знаете, моего сына чуть не положили в психбольницу, потому что у него суицидальные наклонности, мне пришлось убрать все острые предметы и ремни из дома, а давайте поговорим об этом за чашкой кофе?» Не думаю, что вы захотите пить кофе со мной после такого признания. Психиатрический диагноз — это «позорное клеймо».

Я очень искренне просила своих друзей о помощи и они познакомили меня с мамой одной девочки, у которой тоже была депрессия. Она рассказала мне о закрытой группе в соцсети, в которой родители детей с психическими и психологическими проблемами могут помочь друг другу советом, выслушать, поддержать. Я так рада, что теперь не одна. Иногда я боюсь, что мы никогда не победим болезнь и у нас никогда не будет «нормальной» жизни. Иногда раздражительность и перепады настроения моего сына заставляют меня желать только, чтобы он куда-то усчез. Иногда я фантазирую о том, что у меня «нормальный» ребенок или вообще нет детей. И только благодаря замечательным докторам, поддержке семьи, друзей, общества, мы продолжаем идти вперед и, кажется, с успехом.

Свежие новости

  • Премию за лучшую бизнес-книгу 2020 года получила журналистка Bloomberg
  • 2020 год — самый жаркий за всю историю
  • Pornhub выпустил рождественский музыкальный альбом: его можно послушать
  • Теперь в Twitter нельзя использовать слова, которые оскорбляют расу или национальность
  • Иванка Трамп будет идти в политику

    Новости на главной

Я вспоминаю со стыдом, что когда-то косилась на детей, у которых были поведенческие отклонения, и мысленно, будучи абсолютно невежественной в этом вопросе, обвиняла их родителей. Теперь все по-другому. На месте осуждения и обвинений — любовь и сочувствие, желание помочь и поддержать родителей, которые борются за детей, и детей, которые борются с недугом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: