Причины тиков
Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.
Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.
Роль наследственности
Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:
- легче провоцируются у лиц мужского пола;
- мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
- у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
- если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола — неврозом навязчивых состояний.
Родительское поведение
Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.
В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.
Провокация тиков: психологический стресс
Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках — перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным недержанием мочи и страшными снами.
Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.
Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.
Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.
- Наследственная предрасположенность.
- Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
- Острый стресс, провоцирующий появление тиков.
Не формируйте картину мира, полную опасностей
«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.
Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.
Невроз истерического типа
Истерический невроз может иметь самые разные признаки, которые будут отличаться между собой в зависимости от ситуации.
- К психическим симптомам относят: страхи, потерю воспоминаний, проявления ипохондрического характера.
- Моторные: нарушения в движении и походке, мутизм, паралич, парез, припадки судорог, гиперкинез.
- Сенсорные: глухота, слепота, гиперестезия или гипостезия.
- Вегетативно-соматические: нарушения в работе сердечной и дыхательной системы, расстройства сексуального характера, проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Редко можно встретить ситуации, когда из-за конфликта возникает истерический припадок, который происходит непосредственно в присутствии «обидчика». Во время припадка подросток может совершать движения, напоминающие судороги, также плакать или громко кричать. Чаще всего подобное встречается у личностей истероидного типа.
Боится — значит уважает
Очень сложно заставить подростка, который не уважает родителей, мыслить иначе. Ведь он не знает, что такое уважительное отношение. Некоторые считают, что можно научить уважению страхом: мол, боится, значит, уважает. Действительно, страх легко навязывать. И это самый короткий путь добиться послушания.
Но воспитывать страхом — значит, воспитывать повиновение, а не уважение.
Людям выгодно идти короткими путями. Мы не будем сокращать путь, мы выведем правила, которые помогут воспитать уважение, а не повиновение через страх.
Правило №1. Не бойтесь показывать свою любовь
Показывать свою любовь нужно не словами, а поступками. Маленькие дети не читают ваши мысли, они лишь могут увидеть вашу любовь.
- Во-первых, через физический контакт: обнимаем, жалеем, целуем, ласкаем. Это самый ощутимый признак вашей любви для малыша.
- Во-вторых, не забываем чаще повторять своему малышу, как вы его любите.
Каждый из нас после наказания слышал фразу: «Почему ты меня не любишь?» То есть, наказание у детей ассоциируется с нелюбовью
Поэтому, если сын или дочь провинились, и вам нужно их наказать за это, обязательно акцентируйте их внимание на то, что это не он плохой, а его поступок
Правило № 2. Нормы этикета никто не отменял
Нельзя заставить уважать взрослых и забыть при этом о вежливости. Конечно же, мы своим примером должны показывать, как нужно общаться.
- Учите, что к чужим людям нужно обращаться только на «вы».
- Говорите о том, что нельзя перебивать разговор взрослых.
- Не забывайте о вежливых словах. Причем благодарить и вежливо обращаться нужно и с кассирами в магазине, и с водителями маршрутного такси.
- Учите детей здороваться с взрослыми.
- Самое лучшее угощение предлагается родителям, а не детям, как часто заведено в современных семьях.
- В общественном транспорте садимся только тогда, когда есть свободные места.
Эти и многие другие элементарные правила направлены на то, чтобы ребенок смог понять, что мир крутится не вокруг него, а вокруг взрослых людей, которых нужно уважать.
Правило № 3. Иерархия
Почему раньше дети всегда уважали родителей? Потому что так велось в семье. Отец – глава семейства. Он авторитет. Сейчас же все перевернулось с ног на голову. Весь мир во многих семьях крутится вокруг младших членов семьи. Искоренить это очень сложно. Так сложилось с годами.
Ситуация 1
Вы знаете многие молодые семьи, где дети обращаются к своим родителям на «вы»? Я – только одну. И, поверьте, сын-подросток в этой семье – замечательный. Отношения между членами семьи – отличные.
Многие возразят, что можно обращаться на «вы», но при этом не уважать взрослых. Можно, конечно. Но речь сейчас идет о том, что в современном мире нарушена истина: «Почитай отца своего, и мать свою». Нарушена семейная иерархия. Ни в коем случае интересы младших членов семьи не должны стоять на первом месте. Интересы взрослых должны быть в приоритете. Только при таком раскладе рождается благодарность и уважение в сознании младших членов семьи.
Что это такое?
Под понятием «невроз» скрывается целая группа психогенных расстройств. Плохая новость для мам и пап заключается в том, что все неврозы склонны к весьма затяжному, хроническому течению. А хорошая — в том, что неврозы обратимы, и в большинстве случаев ребенку полностью удается избавиться от таких состояний.
В силу того, что дети не всегда могут словами рассказать, что их тревожит или беспокоит, постоянное нервное напряжение трансформируется в невротическое состояние, при котором нарушения наблюдаются как на психическом, так и на физическом уровнях. Меняется поведение ребенка, может замедлиться психическое развитие, появиться склонность к истерии, страдает умственная деятельность. Иногда внутреннее напряжение находит своеобразный выход на физическом уровне — так возникают нервные тики. Они не бывают самостоятельными расстройствами и всегда появляются на фоне невроза или неврозоподобного состояния. Однако сам невроз вполне может протекать и без тиков. Тут многое зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей воспитания, состояния нервной системы и других факторов.
Невроз практически не встречается у грудничков, но затем частота таких расстройств у детей начинает стремительно расти, и в детсадовском возрасте неврозы в той или иной степени имеются примерно у 30% детей, а к среднему школьному возрасту число невротиков вырастает до 55%. Неврозы имеются почти у 70% подростков.
Нервные тики в большинстве своем — проблема исключительно детская. Мало на свете взрослых, которые вдруг под воздействием стресса начали страдать тиком. Но есть такие взрослые, которые вынесли невротические тики из своего детства, поскольку чаще всего нарушение закладывается именно в детском возрасте.
Тики самых разных видов чаще всего встречаются у детей в возрасте от 5 до 12 лет. Примерно четверть всех детей-невротиков страдает теми или иными тиками. У девочек физические проявления нервных состояний бывают в 2 раза реже, чем у мальчиков аналогического возраста. Специалисты объясняют этот факт тем, что психика девочек более лабильна, она быстрее претерпевает возрастные изменения и проходит период становления.
Невроз и тики представляют собой нарушения высшей нервной деятельности. Современная медицина полагает, что эти состояния способствуют возникновению самых разных болезней и патологий. Появилось даже целое направление — , которое изучает возможные связи психологических и психических состояний с развитием тех или иных заболеваний.
Так, считается, что проблемы со слухом чаще всего возникают у детей, родители которых были слишком авторитарны и подавляли чадо, а заболевания почек свойственны детям, мамы и папы которых часто конфликтуют между собой и нередко оскорбляют своего ребенка словесно и физически. Поскольку неврозы являются обратимыми состояниями, задача родителей как можно скорее запустить процесс обратного развития, а для этого нужно обязательно найти причину состояния ребенка и все силы бросить на ее устранение.
Для начала: в чем разница между страхом и гневом?
Термин «раздражительный подросток» появляется настолько слишком часто в разговорах, что вы, вероятно, предполагаете, что проблемы гнева вашего ребенка являются частью этого. Однако тоска и гнев — это разные вещи. В целом, тоска влечет за собой тревогу, страх или опасения относительно будущего. С другой стороны, гнев — это то, что уже произошло или то, что ваш подросток считает, что должно было произойти. Так, например, если ваш подросток испытывает опасения по поводу сдачи экзамена, он может быть угрюмым или пессимистичным. Это подростковый страх. Но если он уже прошел тест и провалил его, ребенок может сердиться на себя и выражать это, огрызаясь на людей или разрывая листок с тестом. Повышенная тревожность может сделать подростков более уязвимыми к гневу. Поэтому вполне возможно, что страх и гнев могут возникнуть вместе, или гнев вашего подростка может быть результатом страха.
Многие летом выставляют на кондиционере режим «Сухой». Этого делать нельзя
От рабочих лошадок к роскошным лайнерам: эволюция пикапов Ford и других брендов
Справится с чем угодно: анансирован выпуск самого мощного минивэна Terrastorm
Гнев сам по себе не так уж плох
Гнев — это естественная человеческая эмоция; это сообщение о том, что ваш подросток чувствует, что его потребность находится под угрозой. Возможно, он чувствует себя обиженным, разочарованным, обессиленным или незащищенным.
Проблема не в гневе, а в том, как он выражен. Гнев — это эмоция, агрессия — это поведение. Есть большая разница между чувством гнева и разговором о том, что вы чувствуете, будучи в состоянии не замечать его, или просто кричать и ломать все вокруг. Цель состоит в том, чтобы заставить вашего подростка делать больше первое, чем второе.
Некоторые способы справиться с эмоциями вашего подростка лучше, чем другие. Если ваш старшеклассник проявляет больше типичного разнообразия подросткового гнева, есть способы минимизировать его количество, следуя этим рекомендациям.
Нервные тики у детей – рекомендации доктора Комаровского
Нервный тик – непроизвольное сокращение мышц лица и тела. По мнению доктора Комаровского спонтанные гримасы, покашливание, судороги, выкрикивание звуков и слов не являются признаком серьезного неврологического заболевания. Они часто исчезают сами собой после нормализации режима дня и уменьшении психологического давления на ребенка.
Причины появления первичных тиков
Первичная дискинезия мышц – самостоятельное отклонение в работе нервной системы. Она появляется после стресса, испуга (смерти близкого человека, развода, автокатастрофы). Непроизвольные движения также возникают у детей, родители которых часто кричат, ругаются, злоупотребляют алкоголем.
Спонтанная двигательная активность появляется у каждого десятого первоклассника. Многим малышам трудно выдержать школьную нагрузку. К тому же родители в этот период ужесточают требования, чаще проявляют недовольство, наказывают за плохие оценки и поведение. Нервные сокращения также возникают при переезде в другой город, переходе в новую школу.
Наследственная предрасположенность – частая причина появления нервного тика у детей.
Дискинезия мышц появляется у малышей, в рационе которых отсутствуют продукты, богатые магнием и калием. Первые признаки недостатка этих веществ – ночные судороги. Если родители не изменяют питание сына/дочери, мышечные сокращения возникают и в дневное время. По мнению Комаровского ситуацию усугубляют употребление напитков с содержанием кофеина.
Нервные ые тики (свист, покашливание, произнесение определенных слов или фраз шепотом) часто указывают на чрезмерную умственную и психическую нагрузку. Они появляются у детей, родители которых требуют отличных оценок в школе и высоких результатов на спортивных, творческих соревнованиях.
Появление вторичных нервных тиков
Вторичная дискинезия мышц – признак развития неврологических заболеваний. Расстройства ЦНС часто появляются после:
- сотрясения мозга;
- внутричерепного кровоизлияния;
- инфекционных болезней (энцефалит, менингит);
- отравления тяжелыми металлами, наркотическими веществами;
- синдрома Туретта.
В этом случае кроме спонтанных движений родители замечают и другие симптомы нарушения работы ЦНС.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты для избавления от первичной дискенции мышц может назначить только врач после осмотра и изучения результатов диагностических исследований.
К средствам медикаментозной терапии относятся:
- седативные препараты (снимают тревогу, расслабляют мышцы, улучшают качество сна);
- ноотропы (усиливают кровообращение в зоне головного мозга, повышают устойчивость к стрессам и нагрузкам);
- нейролептики (снимают напряжение, помогают справиться с фобиями);
- магний и кальций (нормализуют уровень веществ в организме).
Доктор Комаровский рекомендует изменить рацион питания ребенка, временно заменить чай отварами лекарственных трав (ромашки, валерианы, пустырника).
Методы психотерапии
Для лечения первичного нервного тика ребенку требуется помощь психолога. Врач выясняет причины переживаний малыша и дает рекомендации родителям. Иногда непроизвольные движения пропадают сами собой после прекращения общения с определенными людьми (одноклассником, учителем, родственником). Но чаще для их устранения необходимо изменить атмосферу в семье.
Кроме создания доверительной спокойной обстановки в доме, доктор Комаровский советует помочь малышу справиться со своими переживаниями с помощью метода сказкотерапии. Рассказывайте перед сном сказки, герои которых побеждают своих врагов, находят выход из сложных ситуаций. Попросите ребенка придумать сказочные истории. В них сын/дочь непроизвольно выразит свои страхи.
Плавание в бассейне, массаж, иглоукалывание, расслабляющие водные процедуры – эффективные вспомогательные методы лечения нервного тика.
При лечении нервных тиков у подростков Комаровский рекомендует найти интересное хобби. Девочки могут выбрать рукоделие по вкусу (вышивка мулине, бисером, лентами, выпечка десертов, квиллинг). Мальчиков заинтересует освоением музыкального инструмента или нового для него вида спорта.
Меры профилактики
Для предупреждения рецидивов доктор Комаровский рекомендует придерживаться следующих правил:
- соблюдать режим дня;
- перевести членов семьи на здоровое питание;
- уменьшить требования к поведению и успеваемости;
- не повышать голос и не применять физическую силу;
- поддерживать доверительные отношения.
Если спонтанная двигательная активность сопровождается головной болью, повышением температуры, быстрой утомляемостью, обратитесь к педиатру или неврологу.
Невроз навязчивых состояний
Заболевание характеризуется постоянным навязчивым состоянием. У подростка внезапно возникают самые разные мысли, воспоминания, сомнения, страхи, представления, которые совершенно не связаны с событиями и мыслями, присутствующими в данный момент. В связи с этим ребенок воспринимает их как эмоционально неприятные, но при этом подсознание выдает их за собственные. При этом больной начинает активно бороться с ними. Иногда подросток придумывает целые ритуалы, которые, по его мнению, помогают защититься от как бы неудач или неприятностей.
Главным психологическим фактором в данной ситуации можно назвать, с одной стороны, противоречия между потребностями ребенка внутреннего характера, а с другой стороны, конфликты между нравственными принципами.
Что делать родителям: советы психологов
Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?
Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.
Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:
Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами
Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности
Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах
Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.
Школа: не буду я к ним приспосабливаться
По совету невролога, наблюдающего мальчика с рождения, со спецшколами в начальной школе экспериментировать не стали. Выбрали спокойную добрую учительницу в школе в соседнем дворе. В первом классе Саше делать было просто нечего. «Что ж, раз читать-писать он уже умеет, пусть теперь учится общаться с детками, — сказала родителям учительница. — Этого он не умеет совсем».
В середине второго класса Саше устроили «темную». Во время «разбора полетов» — никаких объяснений от детей, кроме «он противный». Учительница сказала родителям: «Вы знаете, с ним действительно бывает неприятно общаться. Он не хамит напрямую, но как будто бы тебя презирает и даже не очень старается это скрыть. Я не знаю, откуда это в нем, но обычно такое все-таки из семьи. Вы можете забрать его из класса, но в этом нет особого смысла, пока не разобрались, в чем дело… ведь все свои проблемы он унесет с собой».
В тот же день родители перевели Сашу в параллельный класс. И там неожиданно всё наладилось. Учительница ставила его всем в пример, он учился на одни пятерки, и у него даже появились два не то приятеля, не то друга, которые смотрели ему в рот и безоговорочно признавали его первенство.
В конце начальной школы учительница сказала: такому ребенку, как Саша, нечего делать в нашей дворовой школе. Я разговариваю с ним, как со взрослым человеком. Ему надо идти в гимназию.
Сначала родители не решились — до гимназии надо было ехать полчаса на маршрутке, возить, да и Саше снова приспосабливаться… Но в пятом классе все сразу стало так плохо! «Он перебивает на уроках, не желает выполнять указания учителя, он всегда, по любому поводу лучше знает, как, в ответ на замечания ссылается на параграфы из кодекса о правах ребенка и даже чем-то нам угрожает… Объясните ему наконец, что так вести себя непозволительно!».
«Заткнись и слушай! — велел Саше отец. — Надо приспосабливаться к людям!» «Не буду я к ним приспосабливаться, — сказал Саша. — Потому что они говорят сплошные глупости. И я не должен…»
Пятый класс кое-как дотянули и пошли-таки в гимназию. Вступительный тест Саша сдал хорошо, и первые два месяца в гимназии тоже все было нормально. Потом началось снова-здорово. При этом, если в прошлой школе Саша действительно усваивал программу и учился почти лучше всех, то здесь, в гимназии, он оказался в середняках. «Он считает возможным перебить учителя на уроке, он неуважительно относится к товарищам, он отказывается выполнять указания учителей… И вообще… Вы не хотите показать его… ну хотя бы психоневрологу?»