Самовыражение

Выражение себя через внешность

Сегодня признано психологами, что человеку очень важно выражать себя через внешние атрибуты. Проще говоря, самовыражение личности идет через формирование его внешнего образа

Когда вы делаете такую прическу, как вам подсказывает внутренний голос, одеваетесь так, как вам нравится, делаете макияж, одеваете аксессуары только те, которые соответствуют вашему внутреннему Я, вы вдохновляетесь. Вы выделяетесь из толпы, становитесь индивидуальностью и это вас окрыляет. Не удивительно, что сегодня вокруг много поклонников пирсинга и татуировок – это еще один способ выделить себя среди других.«Здоровая личность должна выражать то, что она чувствует внутри. Выражать, а не подавлять». Х/ф «Французский поцелуй»

Наглядные методы и приемы

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.

Наблюдение

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
  • на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
  • на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

Например:

  • на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
  • на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

Демонстрация

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

  • предметы, натуральные объекты;
  • предметные или дидактические картинки;
  • книжные иллюстрации;
  • репродукции;
  • макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

  • Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.  
  • Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
  • Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях  по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
  • Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:

  • диафильмы;
  • слайды;
  • видеофильмы;
  • компьютерные программы.

Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.

Механизмы саморегуляции

Практически во всех способах саморегулирования применяются два главных психофизиологических механизма: понижение уровня бодрствования мозга до определенной степени и максимальная концентрация внимания на разрешаемой задаче.

Бодрствование бывает активным и пассивным. Активное бодрствование проявляется в случаях, когда индивид читает книгу или смотрит фильм. Пассивное бодрствование проявляется в случаях, когда субъект ложится, закрывает глаза, расслабляет все мышцы, старается не думать специально ни о чем. Данное состояние является первым этапом на пути к засыпанию. Следующим этапом – более низким уровнем бодрствования, будет дремота, т.е. поверхностная сонливость. Далее, субъект как бы по ступенькам спускается в темное помещение и засыпает, окунается в глубокий сон.

По итогам проводимых исследований было выявлено, что мозг человека, который находится в состояниях дремоты и пассивного бодрствования, приобретает одно довольно важное свойство – он становится максимально восприимчивым к словам, к взаимосвязанными с ними мысленными образами и представлениями. Отсюда следует, что для того, чтобы слова, характеризующиеся целенаправленностью, и соответственные им мыслеобразы и представления выказывали ярко очерченное влияние на индивидов, их следует пропускать через мозг, который находится на сниженной стадии бодрствования – в состоянии, которое напоминает дремоту

Это является основной сутью первого механизма, который применяется в методах психического саморегулирования

Отсюда следует, что для того, чтобы слова, характеризующиеся целенаправленностью, и соответственные им мыслеобразы и представления выказывали ярко очерченное влияние на индивидов, их следует пропускать через мозг, который находится на сниженной стадии бодрствования – в состоянии, которое напоминает дремоту. Это является основной сутью первого механизма, который применяется в методах психического саморегулирования.

Второй важный механизм саморегуляции – максимальная концентрация внимания на разрешаемой задаче

Чем сосредоточеннее внимание, тем будет выше успешность деятельности, которой субъект уделяет внимание в данный момент. Так устроен человек, что он не в состоянии одновременно сосредотачивать внимание на нескольких явлениях или предметах

Так, например, невозможно одновременно слушать радио и читать книгу. Внимание может быть приковано или к радио или к книге. И когда внимание направлено на книгу – человек не слышит радио, и наоборот. Чаще всего при попытках делать два дела одновременно страдает качество выполнения двух дел. Поэтому нет смысла в занятии двумя действиями одновременно. Однако совсем немногие умеют целиком отключаться от мешающих факторов. Для того чтобы научиться полноценно владеть собственным вниманием, следует ежедневно тренироваться несколько раз в день пытаясь в течение пары минут удерживать внимание на чем-либо. При таких тренировках ни в коем случае не следует напрягаться. Нужно научиться удерживать концентрированное внимание, при этом не напрягая себя ни в физическом плане, ни в психологическом.

Среди основоположных механизмов мотивационного уровня личностной саморегуляции, которые наиболее эффективны в критических ситуациях выделяют смысловое связывание и рефлексию.

Механизм саморегулирования, при котором проистекает образование нового смысла посредством его эмоционального насыщения через соединение нейтрального содержания со смысловой и мотивационной сферами личности, носит название смысловое связывание.

Рефлексия позволяет индивиду как бы посмотреть на себя с другой стороны, трансформировать отношение к чему-то, переустроить свой мир, адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности. Рефлексия – это способ саморазвития личности, в отличие от неосознанных форм саморегулирования (психологической защиты).

Итак, саморегуляция – это системный процесс, способный обеспечивать адекватную обстоятельствам трансформацию, пластичность жизненной деятельности индивида на любой ее стадии. Данный процесс характеризуется целенаправленностью активности субъекта, которая реализуется посредством взаимодействия различных явлений, процессов и уровней психики. В саморегулируемых процессах определяется цельность и системная интеграция психики.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Самовыражение в подростковом возрасте

Вступая в подростковый возраст, многие дети становятся неуправляемыми бунтарями. Родители просто перестают узнавать своих чад. Часто подростки начинают носить совершенно нелепые наряды, накладывают на себя немыслимое количество косметики, ведут себя слишком дерзко и агрессивно.

Еще одна характерная форма самовыражения у подростков — принадлежность к какой-либо субкультуре (панки, готы, эмо, ролевики, толкинисты и т. д.). Молодые люди, вступив в тематическое сообщество, всей душой и телом предаются философии данного движения и примеряют на себя всю его внешнюю атрибутику. Окружающим эти способы самовыражения кажутся смешными, нелепыми, несуразными, но сами подростки чувствуют себя вполне комфортно в своих ролях.

Как правило, эти увлечения сами собой проходят через пару-тройку лет, по мере взросления молодого человека, но иногда стремление к оригинальности может принимать нежелательный оборот.

Почему возникает потребность в самовыражении?

Мы живем в очень непростом мире. Жизнь накладывает на человека массу ограничений: моральных, религиозных, общественных и т. д. Если бы этого не было, человечество, скорее всего, давно бы уже перестало существовать. Но люди не могут превратиться в инертную серую массу, озабоченную лишь проблемами собственного выживания. К счастью, мы наделены индивидуальностью, которая делает каждого неповторимым, единственным в своем роде. Стоит ли удивляться, что многие хотят продемонстрировать окружающим свою нестандартность.

Существует точка зрения, что самовыражение — это один из самых доступных и мощных способов почувствовать себя счастливым и свободным, заявить миру о своем существовании, как-то выделиться из огромной толпы себе подобных, раскрыть заложенный в себе творческий потенциал. Самовыражение способно давать разрядку от усталости и негативных эмоций, поднимать самооценку, укреплять веру в собственные силы, закалять характер и развивать независимость от чужого мнения.

Ход эксперимента:

I. Сесть за стол — вы по одну сторону, напарник — по другую. Поставить блокнот или картонку в качестве перегородки. Взять себе один набор деталей и отдать другой напарнику.

2. Так, чтобы не видел напарник, построить из деталей какое-нибудь сооружение или выложить плоский орнамент. Теперь объясните напарнику, что вы (а не он) на космическом корабле облетаете планету Зуг, обитатели которой настроены к вам дружелюбно, но не имеют никакого понятия о земной технике. На космическом корабле обнаружились неисправности, и вам нужна посадка, но прежде чем вы ее совершите, зуггианский лоцман (ваш напарник) должен понять, как выглядит ваш пульт управления. К счастью, вы можете говорить на одном языке, поэтому все детали пульта можно описать.

Но, к несчастью, зуттианцы не могут отвечать вам или задавать вам вопросы, потому что у них испортился передатчик. К тому же они не могут вас видеть, и вы не можете объясниться с ними жестами.

У вашего напарника есть такой же, как у вас, набор деталей. Вы описываете свой пульт управления, а он или она пытается сделать точную его копию. Помните, что ваше общение может быть только односторонним. А под конец уберите перегородку и проверьте, насколько точно напарнику удалось воспроизвести ваше сооружение. Сможете ли вы совершить посадку на планете Зуг?

Обсуждение результатов.

Возможно ли взаимопонимание при одностороннем общении, когда говорит только один, а другой не может ни ответить, ни задать вопрос?

Насколько это важно, чтобы была возможность задавать вопросы и получать на них ответы?

Насколько важен при общении язык жестов?

1. Заполнение схемы «Круг поддержки» (приложение 7).

2. Разминка рук. Общий рисунок (молча, на тему предварительно выбранную группой сообща, можно общаться с помощью жестов.

3. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: Напиши письмо инопланетянину. Письмо должно быть кратким и содержать в смешной форме информацию, по которой «инопланетянин» смог бы найти автора письма среди миллионов жителей Земли.

Занятие 5. Могущество.

Цели и задачи: помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон; актуализация их личностных ресурсов.

1. Разминка.

2. Упражнение «Могущество».

3. Закончите предложение «Я могу ….» (не менее 20 предложений).

4. Подчеркните то, что можете только Вы и некоторые ваши знакомые.

5. Зачитайте ваши «Могушки».

6. Ведущий. Как вы думаете, что такое могущество? Правильно, — это умения. И чем больше их у человека, тем он могущественнее, тем больше он может, умеет что-то делать, создавать, творить. Могущественный человек – это сильный человек и совсем не обязательно физически. Сила этого человека в том, что он многое умеет и рассчитывает на свои силы, не сдается, не опускает руки, он готов научиться еще чему-нибудь, если чувствует такую необходимость. Будьте же сильными, могущественными, учитесь создавать, творить и обязательно сумейте довести каждое дело до конца.

7. Закончите предложение «Я смогу …» – 5 минут.

8. Обсуждение рисунков «Таким я хочу стать»

9. Упражнение «Моя Вселенная». Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей; много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что нас объединяет. Участники заполняют готовую «звездную карту». Предлагается по желанию добавить звезды и планеты с собственными характеристиками.

10. Разминка рук. Рисунок «Мандала».Инструкция: «Нарисуйте круг, размером с голову и разрисуй его. Можно рисовать только в круге. Не имеет значения от центра или с края ты начнешь рисовать».

Обсуждение.Вопросы: «Как ты назовешь свой круг?», «Если бы круг мог говорить, чтобы он тебе сказал?»

1. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: Напишите оду Лени, восхваляйте ее, пишите о ней только хорошее и как можно больше.

Занятие 6. Перекрестки.

Цели и задачи: осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя; помощь в определении личностных ценностей; помощь в определении своих личностных, индивидуальных особенностей.

1. Разминка

2. Зачитывание и обсуждение «Писем к инопланетянину»

3. Эксперимент

Можно ли влиять на чужое поведение?

Способы самовыражения

Ни для кого не секрет, что современные подростки самовыражаются как только могут. Вот несколько тому примеров:

  1. Некоторые ребята не просто прокалывают уши или пупок, а увлекаются серьёзными бодимодификациями — растягивают уши, ставят микродермалы в разных частях тела, делают крупные татуировки.
  2. Другие мальчики и девочки начинают активно учиться. Казалось бы, родители должны быть только рады. Но вот предмет заинтересованности может быть совсем необычным: какой-то редкий язык, эзотерика, увлечение медициной, программированием и так далее — и это всё в очень раннем возрасте.
  3. Многие девочки и мальчики поддерживают идеи гуманизма — начинают заниматься волонтёрской деятельностью.
  4. Подростки постарше нередко вовлекаются в различные травмоопасные виды спорта, в том числе катание на мотоциклах, паркур и прочее.
  5. Есть и те, кто грезит успехом во взрослой жизни. Такие дети изучают азы экономики, начинают свой первый опыт предпринимательской деятельности, строят далеко идущие планы.
  6. Молодые девушки и юноши в пубертатный период начинают ощущать свою сексуальность и бессознательно реализуют себя в общении с противоположным полом, флирте. На самом деле в этом нет ничего странного, но многие родители крайне обеспокоены таким поведением. Надо лишь дать ребёнку минимальное сексуальное образование, чтобы избежать проблем в будущем.
  7. Подростки нередко экспериментируют со своим внешним видом, чтобы быть похожими на своих любимых персонажей из фильмов, артистов, других медийных личностей.
  8. А есть те, кто мечтает о славе и народном признании. Такие люди заводят свой блог, группу в социальной сети, записывают видео, тексты и так далее.
  9. Очень часто представители подросткового поколения занимаются искусством, и оно может быть непонятно родителям. Если ребёнок рисует или словесно описывает что-то необычное, непонятное, то это далеко не всегда повод для волнения.
  10. Самое странное увлечение для подростка — заниматься политической деятельностью. Мальчики и девочки в нынешнее время очень образованные, умные, поэтому часть из них интересуется настоящим своей страны, выражает мнение по поводу происходящего в ней, а также изучает мировую историю.

История изучения

Чтобы изучить историю и понять суть «мотива», нужно рассмотреть содержательные теории относительно этого феномена. Они анализируют все факторы, которые влияют на построение, формирование мотивации. Главная из теорий — иерархия потребностей, которую составил Абрахам Маслоу. Основные положения:

  1. Потребности делятся на группы, для которых существует определенная иерархия.
  2. Высокие потребности удовлетворить проще.
  3. После удовлетворения одной из потребностей, ее место занимает другая.

Изначально человек начинает удовлетворять желания, которые находятся на низшем уровне иерархической пирамиды, постепенно переходя к более высоким.

Существует теория Клейтона Пола Альдерфера — ERG. Американский психолог разделял потребности на 3 группы:

  1. Для самовыражения, активного развития.
  2. Для связи. Человек постоянно взаимодействует с обществом. Ему нужно общаться, знакомиться с новыми людьми.
  3. Для существования. К ним относится личная безопасность, физиологические составляющие жизнедеятельности.

Теория Альдерфера похожа на учение Маслоу, но первый психолог считал, что желания можно утолять от малых к великим или наоборот. Второй психолог утверждал, что движение возможно только от меньшего к большему.

Дэвид Макклелланд придумал теорию приобретенных потребностей.

Учение помогает определить, какие желания могут оказать воздействие на продуктивную деятельность.

Также существует теория двух факторов, которую придумал и обнародовал американский психолог Фредерик Герцберг.

Он разделил факторы, которые влияют на мотивацию, на две группы — материальные, нематериальные.

Обеспечить альтернативой

Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет им сотрудничать с вами.

Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет!». Тем не менее, дайте ребенку только два простых варианта, таких, что всё, что он выбирает, будет правильный выбор.

Например, когда ребенок устраивает истерику в магазине из-за газировки, вы можете сказать: «Я принесу тебе яблочный сок или апельсиновый сок» И теперь ему ясно, что только эти два варианта у него есть. Если он отказывается и скандалит, не теряйте своего спокойствия и непоколебимости. Просто спокойно повторяйте варианты, пока ваш ребенок не сдастся и не выберет один из них.

В возрасте от тринадцати и старше

Подростка убедить нелегко. Логические и естественные последствия могут работать в определенной степени и не всегда. Вы можете попробовать использовать эти методы дисциплины.

Что такое самореализация ребенка?

Самореализацией ребенка называется нахождение в себе личных качеств и сторон, которые малыш может направить и использовать для осуществления определенной деятельности с целью достижения счастливой и успешной жизни. Другими словами, ребенок находит в себе возможности, наклонности и таланты, которые теперь может использовать в определенной деятельности, получая моральное удовлетворение как от процесса, так и от результата.

Для самореализации ребенок должен найти свои возможности и таланты. Для этого нужны определенные условия. Если ребенок не находит в себе наклонностей, тогда его жизнь не становится счастливой. Он не понимает, на что способен и что ему интересно. Когда ребенок находит в себе определенные склонности и таланты, тогда он может заниматься тем видом деятельности, который требует данные навыки, совершенствовать их и получать моральное удовлетворение от достижения хороших результатов.

Несомненно, каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако родитель – тоже человек, который способен не осознавать свои подсознательные желания или преследовать вторичные мотивы (те же неосознаваемые цели). Таким образом, «желая ребенку счастья», родитель не просто хочет ему счастья, а желает именного того успеха, который он представляет сам себе. То есть родитель желает ребенку счастья такого, которое он сам себе представляет, а не такое, которое представляется ребенку.

Поэтому иногда родители не понимают, почему ребенок играет со старой и истрепанной игрушкой, когда ему купили новую. А все дело лишь в том, что вы – это вы, а ребенку может казаться, что счастье заключается в чем-то другом, не в том, что вы себе представляете.

Но какие еще могут быть подводные камни в родительском «желаю ребенку счастья»? Помимо того, что родители желают ребенку не того счастья, которое хочет сам себе ребенок, они еще могут «вставлять ему палки в колеса», если при этом боятся, что ребенок достигнет самостоятельности и независимости от них. Таким образом, мать может хотеть, чтобы сын работал, но при этом отдавал свою зарплату ей. В таком случае она не просто действует из меркантильных желаний, но и ограничивает сына в том, что он может пойти куда-то погулять, встретить и полюбить девушку, с которой захочет связать свою судьбу. Ведь если сын уйдет из дома, то кто ее будет обеспечивать деньгами?

Родительское «желаю ребенку счастья» не всегда является тем, что говорится на словах. Довольно часто родители желают лишь того счастья, которое они сами себе представляют, а не то счастье, которое представляют себе сами дети. Вместе с тем родители, всегда желая счастья, начинают диктовать своим детям, к какому именно успеху и как им нужно идти, не учитывая то, что у детей могут быть свои пути и взгляды, как достичь таких же успешных высот. Тем самым родители задерживают детей в «семейном гнезде», потому что зачастую не мыслят смысла своего существования, если те покинут «отчий дом», чтобы создать свои семьи.

Поэтому не всегда родительское «желаю ребенку счастья» является действительным желанием сделать чадо счастливым. Чаще всего родители преследуют что-то свое, вмещая в слово «счастье» какое-то конкретное свое желание, которого они хотят достичь, а не стремление узнать у ребенка, что для него является счастье, поддержать его и помочь достичь того успеха, которое представляется лично ему.

Примеры самовыражения

Одна из моих подруг выражает свои чувства и эмоции с помощью рисования. Поначалу она рисовала для себя, изредка выставляя рисунки в соцсети. А недавно помогала украшать подъезд, разрисовывая стены. Кому-то такой способ самовыражения покажется скучным и несерьезным. Но главное то, что человек получает от этого удовольствие, дает возможность выйти наружу скопившимся внутри чувствам и эмоциям.

Еще один пример самовыражения — подростки. Наверняка вы не раз замечали девушек и парней с разноцветными волосами, пирсингом, в рваной одежде. Часто они становятся частью какой-либо субкультуры, например, готами. Еще один пример самовыражения подростков —выделяющаяся внешность.

Социальные потребности личности

Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.

Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.

Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.

Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.

Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».

Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.

Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.

Функции самовыражения

В чем же заключаются функции самовыражения, кроме удовлетворения духовных потребностей? Есть несколько пунктов:

  1. Дает положительные эмоции. Это возможность испытать радость и счастье даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах.
  2. Вдохновляет, помогает избавиться от негативных эмоций, психологической усталости, тревоги и излишнего напряжения.
  3. Позволяет понять свой потенциал, способности, а также узнать свои желания и потребности, развить какие-то черты характера и личностные качества.
  4. Поднимает самооценку, придает уверенности в себе и своих силах, необходимых для самовыражения.
  5. Помогает найти единомышленников, изменить круг общения, наладить контакт с интересными людьми.

Если по каким-либо причинам у человека отсутствует возможность выражать себя, развивать потенциал и способности, он становится замкнутым, зажатым, закомплексованным. Его спутниками становятся низкая самооценка, отсутствие ощущения свободы и счастья.

Творческая самореализация детей

Творчество играет в жизни маленького человека особую роль. Ошибочно воспринимать его просто как развлечение или хобби. Это форма взаимодействия ребенка с окружающим его миром. Она пробуждает в нем позитивные чувства и эмоции, позволяет воплотить желания и потребности, которые зачастую трудно передаются словами.

Творческая деятельность способствует:

  • развитию эстетического вкуса;
  • социализации и познанию мира в целом;
  • воспитанию в ребенке дисциплины и самоконтроля;
  • приобретению навыков нешаблонного мышления;
  • возможности самовыражаться.

Успешность творческой самореализации детей не в последнюю очередь зависит от того, насколько взрослым удастся создать атмосферу понимания и стимулирования к новым успехам.

Любое, даже незначительное, достижение маленького творца имеет колоссальное значение для его дальнейшего развития. Каждый триумф на сцене, в спортзале или в художественной студии положительно скажется на самооценке и самоутверждении ребенка.

Самовыражение — это что?

Хотелось бы дать определение одной фразой, но, видимо, так не получится, потому что даже лаконичные и обычно немногословные словари, сталкиваясь с данным понятием, становятся многоречивыми.

Можно сказать, что самовыражение человека — это его попытки выразить свой внутренний мир в каких-то внешних проявлениях. Когда через действия, слова, поступки и т. д. происходит внешняя актуализация невидимого внутреннего содержания (собственных индивидуальных убеждений, чувств, установок и т. д.). Причем зачастую это может носить характер вызова или протеста (чаще всего так бывает у подростков). Самовыражение личности являет собой акт свободы, ее важным качеством является не рациональная осознанность, а спонтанность.

Научите их естественным и логическим последствиям

Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.

Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку

Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами

Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.

Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).

Рассмотрим теории потребностей

Существует несколько теорий потребностей.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу

Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:

  • физиологические — 80-85%;
  • безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
  • любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
  • самоуважение — 40-45%;
  • самореализация — 10%.

Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.

Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.

Теория мотивации труда по Альдерферу

Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.

Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора

Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.

Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга

По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.

Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.

Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера

Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.

Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: