Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Содержание статьи

Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.

Показания к проведению:

  • тревожность, стрессы, депрессия;
  • эмоциональная скованность;
  • плохое настроение, эмоциональная неустойчивость;
  • ощущение одиночества, заброшенности;
  • конфликты со сверстниками, родителями, братьями и сестрами;
  • ревность к новорожденному в семье;
  • трудные жизненные ситуации – развод родителей, смерть близкого человека;
  • импульсивность;
  • страхи, фобии, панические состояния;
  • проблемы в семье, недостаток внимания со стороны родителей;
  • пониженная самооценка;
  • отрицательная «я-концепция».

10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации

Чтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться легкими упражнениями по рисованию.

  1. Нарисуйте свои хорошие черты характера;
  2. Изобразите себя в виде животного;
  3. Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри уникальные рисунки;
  4. Нарисуйте свое детское воспоминание;
  5. Изобразите свой собственный герб;
  6. Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в жизни;
  7. Разукрасьте камень или кирпич;
  8. Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и дорисуйте фон, изображения вокруг них;
  9. Создайте собственную интерпретацию известной картины;
  10. Рисуйте свои мечты.

Как влияет цветотерапия на здоровье?

Чтобы человек мог находиться в состоянии здоровья, его душа, ум и тело должны находится в гармонии, взаимодействовать согласованно. Если же здоровье человека ухудшается, появляются заболевания, то прежде всего нужно разбудить и активизировать скрытые резервы организма, дать человеку к ним доступ и научить его чувствовать и доверять себе. Арт-терапевт с помощью специальных методик арт- и цветотерапии пробуждает в организме клиента его скрытые ресурсы, способные восстановить здоровье и излечить заболевания. 
Цветотерапия, оказывая прямое влияние на наши чувства и внутренний мир, дает потрясающие возможности для активизации скрытых способностей, талантов и потенциала человека. 

Особый вид коммуникации

В терапевтических целях используется еще одна особенность рисования. Как и всякое искусство, это особый вид коммуникации, который предоставляет человеку возможность сообщить о себе то, что он никогда не отважился бы сказать на словах и что на словах выглядело бы грубым или вульгарным. Некоторые особенности рисунка в образной, иносказательной форме многое говорят об авторе, иногда помимо его желания. В творчестве достигается максимальное самовыражение, и к тому же «этот язык не лжет». Информация, полученная при анализе рисунков, используется психотерапевтами для лучшего понимания сущности конфликта и намерений индивида, для ускорения и углубления психотерапевтического контакта. Правда, чтобы правильно читать скрытый подтекст рисунка, требуется серьезная специальная подготовка и умение разбираться в «изобразительном языке».

Коммуникативная функция рисования активно используется в лечении различных невротических состояний, при которых массивная «личностная защита» особенно препятствует осознанию истинных причин внутреннего конфликта. Рисунки, тематика которых касается важных социально-общественных, семейных и личных проблем, обсуждаются с психотерапевтом и членами специальной психотерапевтической группы. Причем оказывается, что другие очень легко замечают, указывают и интерпретируют то, что не осознавал ни в своем рисунке, ни в поведении его автор.

Программа изотерапии для дошкольников

В дошкольном возрасте ребенок учится общаться со сверстниками, воспринимать окружающий мир создавать рисунки на бумаге. Программа изотерапии для дошкольников является важным этапом развития ребенка и становлением характера.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка проводятся занятия по коррекции его поведения. Для гиперактивного малыша можно провести занятие разноцветные листочки. Ребенку выдаются листы бумаги и краски. Необходимо каждый лист сделать однотонным.

Для снятия напряжения отлично подойдет рисование глиной. На чистом листе бумаги пальчиками, обмакнутыми в глину, ребенок рисует любую картинку.

Для улучшения коммуникативного навыка можно попросить ребенка нарисовать круг, а внутри нарисовать все то, что хочет мама, папа и другие близкие родственники.

Агрессивному ребенку подойдет игра «Мелки наперегонки». Цель – быстро нарисовать черточки, кто больше нарисовал, тот и победил. Такая игра позволяет выплеснуть агрессию и успокоит разбушевавшегося малыша.

Почему же ребенок перестает интересоваться рисованием?

По-видимому, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Психика переходит к более высокому уровню абстракции, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью, и всерьез побудить взрослого человека-нехудожника к рисованию невозможно.

Желание рисовать иногда просыпается снова при некоторых тяжелых психических заболеваниях. Встречается даже так называемое «неистовое рисование», когда больные рисуют так же увлеченно, как в детстве, зачастую не обращая внимания на происходящее вокруг, производят один за другим множество рисунков, часто повторяя, «штампуя» сюжеты и формы и мало интересуясь эстетическими результатами или судьбой созданного. Во время обострения болезни так рисуют даже профессионалы. М. Врубель, например, наносил с неимоверной скоростью различные изображения на одно и то же место, и врач художника Усольцев сумел получить множество рисунков, подкладывая ему один лист бумаги за другим. Такая увлеченность рисованием проявляется на разных этапах болезни и может длиться дни, недели и даже годы. Но самое удивительное во всем этом, что тяга к рисованию обычно прекращается при улучшении состояния и исчезает с выздоровлением. Знакомый сюжет, не правда ли? Как и в детстве — период увлеченности рисованием, большая продуктивность и затем охлаждение,— рисование как бы снова отбрасывается за ненадобностью. Причем наблюдение за пациентами и ряд особенностей их творчества свидетельствуют, что рисование для них — дополнительная возможность обрести внутреннее равновесие и стабилизироваться в окружающем.

Необходимые материалы

При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.

При изотерапии могут потребоваться:

  • кисти и краски;
  • мелки;
  • фломастеры;
  • карандаши.

Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.

Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых малыш будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.

Семинары рассчитаны на широкий круг специалистов, работающих с детьми:

  • детских психологов,
  • логопедов,
  • дефектологов,
  • воспитателей и методистов дошкольных учреждений и детских развивающих центров,
  • педагогов школ и учреждений дополнительного образования,
  • социальных работников,
  • а также заинтересованных родителей.

Формы работы:

мини-лекции, практическая работа в группах, изучение авторских методик и упражнений, разбор клиентских случаев, просмотр мультимедийных презентаций, фото- и видео-материалов.

Каждая техника подробно описывается ведущим и “проживается” участниками в парах и мини-группах, после чего происходит обратная связь по пройденному материалу.

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Каракули

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша

Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор

Это и поможет решить существующую проблему.
Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Изотерапия и упражнения для детей

Теперь разберемся с основными видами тренингов и занятий, которые можно проводить в ключе изотерапии с детками, у которых нет никаких психологических проблем.

Эти занятия больше направлены на то, чтобы этих проблем в принципе никогда и не возникло:

  1. «Нарисуй себя». Ребенку нужно изобразить себя на бумаге, чтобы психолог или мама могли видеть, как ребенок представляет себя со стороны. Если ваше чадо только начало адаптироваться в социуме, вам нужно обязательно провести с ним такое занятие, чтобы он понял, что он может и как он может себя проявлять в обществе.
  2. «Нарисуй свои страхи». Ребенку нужно нарисовать то, что его тревожит, угнетает, чего он больше всего боится. Это очень хорошее упражнение, которое помогает предотвратить стрессовые для ребенка ситуации и научить его, как ему нужно себя вести, если он в них снова попадет.
  3. «Нарисуй человека, которого ты любишь». Ребенок чаще всего рисует маму. Маме, видя свое изображение, легче понять, как к ней относится ее чадо. Если вы увидите что-то паталогическое, у вас будет возможность пересмотреть свои отношения с ребенком и сделать их более положительными.
  4. Ребенку можно предложить сделать коллаж на заданную изначально тему. Выдайте ему разные виды бумаги, краски, фломастеры, карандаши, газеты, ножницы и клей. Предложите какую-то тему. Например, это может быть тема «Мои планы». Пусть ребенок, создавая коллаж, думает о том, чего хочет добиться, как он это будет делать, и что он должен делать, чтобы желаемое им произошло.
  5. Предложите ребенку рисовать каждое слово, которое вы ему будете произносить. Слова должны быть такого разряда: настроение, самочувствие, восприятие. Так ребенок будет как бы рисовать эти слова, но на самом деле будет показывать, что у него происходит в душе, потому что эти слова контролирует его подсознание.

Что такое изотерапия?

В первой половине ХХ века Адриан Хилл ввел такое направление в психологию, как арт-терапия, включающая в себя изобразительное искусство. Эта терапия призвана влиять на поведение детей и взрослых людей, которые не могут полноценно адаптироваться в обществе, у которых есть те или иные отклонения.

Изотерапия – занятие очень просто и увлекательное. Чтобы провести его со своим ребенком или с близким человеком, который нуждается в помощи, не обязательно для этого быть специалистом. Все дело в том, что когда человек рисует что-то, он не думает ни о чем, а просто выплескивает все свои проблемы на бумагу. Ваша задача – просто правильно интерпретировать то, что рисует человек.

Человеку, попавшему в трудное положение, так же, как и ребенку, трудно описать ситуацию, себя. Ему гораздо проще представить ее в образах и перенести эти образы на бумагу, причем человек при этом даже может не осознавать своей проблемы. Чаще всего в таких сложных ситуациях оказываются детки, чьи родители принимают для себя авторитарный стиль воспитания. У ребенка формируются проблемы с коммуникабельностью, он начинает себя асоциально вести. Чтобы этого избежать, ребенку нужно давать рисовать, потому что в рисунке он выплеснет свои негативные эмоции

Упражнение по арт-терапии «Карта счастья»

Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.

Продолжительность — 15-20 минут.

Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка.

Как выполнять:

  • Положите перед собой бумагу;
  • Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите;
  • Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе;
  •  Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).

Список привычек для счастья:

  1. Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
  2. Утренняя зарядка;
  3. Фитнес;
  4. Прогулка в парке;
  5. Чтение книги;
  6. Любимая музыка;
  7. Массаж;
  8. Общение с друзьями;
  9. Общение с семьей;
  10. Отдых на море;
  11. Поездки за город;
  12. Посещение театра, концерта, музея;
  13. Занятие благотворительными делами;
  14. Дарение себе приятных подарков;
  15. Высыпаться.

Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:

  • Что Вы чувствуете в настоящий момент?
  • Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма, справиться с которой самостоятельно он не сможет. Или же ребёнок замкнут, потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным, не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы. И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Формы арт-терапии

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.

Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.

Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.

Цель и задачи

Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни, борьба с комплексами и страхами, фобиями.

Задачи методики разнообразны:

  • Диагностика психологической проблемы. На основании рассказа родителей и поведения малыша специалисту за ограниченное время бывает трудно определить, с чем именно он имеет дело. А анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Эмоции, даже подавляемые, легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.
  • Синхронизация работы полушарий головного мозга.
  • Организация помощи ребенку в управлении своими переживаниями и чувствами. Взрослые знают – бывает, достаточно выговориться, чтобы стало легче. Терапия искусством поможет малышу «выговориться» посредством творчества.
  • Обеспечение контактов: ребенка и специалиста (или родителя), ребенка и внешнего мира.
  • Раскрытие и развитие творческих способностей.
  • Повышение самооценки маленького «пациента».
  • Реализация эстетических потребностей.
  • Снижение агрессии у «трудных» детей.

Что такое арт-терапия

Арт-терапия – это способ исследования и лечения психоэмоционального состояния человека, основанный на самовыражении через искусство и творчество.

Она подходит всем, не имеет побочных эффектов или противопоказаний, как у таблеток, и ограничений по возрасту, полу и социальному статусу. А охват психологических заболеваний и отклонений, при борьбе с которыми помогает арт-терапия, необычайно широк.

Цель

В зависимости от проблемы, из-за которой человек принимается за лечение, можно выделить следующие цели:

  • борьба с подавлением эмоций;
  • избавление от негативных мыслей;
  • диагностирование психического заболевания;
  • контроль над определенным видом эмоций (например, управление гневом);
  • уменьшение влияния фобий;
  • решение конфликтов внутри семьи;
  • приобретение и развитие коммуникативных и творческих навыков;
  • повышение самооценки;
  • улучшение настроения.

К целям лечения не относится фундаментальное изучение какого-либо вида искусства. Не надо быть талантливым художником или гончаром, чтобы пройти курс арт-терапии.

Функции

Арт-терапия – это универсальный метод лечения, так как он не только приводит к положительному результату, но и делает это мягко, не травмируя и не вызывая болезненных воспоминаний.

Терапия выполняет ряд функций.

  1. Одна из основных – коррекционная. Во время лечения нередко меняется взгляд на жизнь, уходят страхи и комплексы, появляется чувство контроля над эмоциями и мыслями. Происходит коррекция эмоционального состояния и поведения.
  2. Развивающая. В центре внимания находятся сильные стороны человека, во время терапии они развиваются и укрепляются, а также приобретаются новые навыки и умения.
  3. Метод лечения предполагает создание чего-то нового: песен, книг, картин, музыки. Это суть творческой функции. Отмечу, что простое написание книги или работа с коллажем не является арт-терапией. Только взаимосвязь с психологией и анализирование своего творчества можно назвать методом лечения.
  4. Психотерапевтическая функция отвечает за лечение в прямом смысле этого слова. Арт-терапию эффективно применяют при борьбе с серьезными психологическими проблемами.
  5. А если использовать арт-терапию не как основной, а как дополнительный метод, чтобы ускорить процесс лечения или корректировки, то это вспомогательная функция.
  6. Также с помощью искусства можно провести не лечение, а диагностику пациента, отсюда и диагностическая функция. Самый распространенный способ сбора информации о человеке посредством рисунков.
  7. Очищающая функция помогает высвободить негатив, избавить тело от напряжения, а голову от токсичных мыслей.

Область применения

Как я уже писала ранее, поле деятельности арт-терапии обширно, от серьезных психических патологий до обычного плохого настроения.

Основными показаниями для проведения данного вида лечения являются:

  • каждодневный стресс;
  • депрессия;
  • эмоциональная нестабильность;
  • наличие фобий и психологических травм;
  • заниженная самооценка;
  • замкнутость и подавление эмоций;
  • отсутствие коммуникативных навыков;
  • возрастные кризисы;
  • семейные конфликты;
  • задержка в развитии у детей.

Арт-терапия для детей

Самыми сложными клиентами психотерапевтов являются дети. Сложность заключается в том, что детям сложно выразить словами и логическими рассуждениями то, что их тревожит, беспокоит, вызывает негодование. Детская психика очень ранимая. Только арт-терапия для детей помогает в выявлении имеющихся проблем и коррекции психического и поведенческого настроя.

Ребенка можно очень легко обидеть, испугать, вызвать в нем стресс или раздражение. Когда родители замечают, что их ребенок ведет себя некорректно и неправильно, а все их меры не дают полезных результатов, тогда эффективной становится арт-терапия. Нравоучения, наставления, нотации и прочие способы родительского воздействия являются пока еще непонятными и недейственными на ребенка. Если необходимо устранить психологическую проблему либо понять, что происходит с ребенком, тогда обращение за помощью психотерапевта на сайте psymedcare.ru поможет в решении поставленных задач.

Самыми главными условиями арт-терапии для детей являются:

  1. Безопасность.
  2. Привлекательность.
  3. Понятность.
  4. Доступность средств.

Чтобы ребенок раскрылся, нужно создать атмосферу, где он будет чувствовать себя легко и свободно. Нередко родители не могут создать такой атмосферы, поскольку не проявляют терпения, оценивают ребенка, говорят, что нельзя и что можно делать. Психотерапевт при проведении арт-терапии не ограничивает ребенка, что позволяет малышу раскрыться и вынести наружу то, что он не может выразить словами.

Самыми используемыми методиками являются:

  • Изотерапия.
  • Песочная терапия.
  • Монотипия.

Песочная терапия хороша тем, что она приятна ребенку, позволяет развивать мелкую моторику, а также самовыражаться. Для этого необходим лишь ящик с песком.

Самым доступным является рисунок, который совершается карандашами на листке бумаги. Поначалу ребенок может рисовать каракули. Но по мере устранения внутренних зажимов он начнет дополнять свой рисунок, создавая определенный сюжет.

Монотипия заключается в образовании пятна на листке бумаги. Это пятно ребенок должен описать и даже дорисовать, если пожелает.

Все методы арт-терапии позволяют ребенку раскрыться, через творчество рассказать о своей проблеме и даже изменить свое отношение к ней, модель поведения или чему-то научиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: