Сняла диагноз «умственная отсталость» и будет учителем. как после коррекционной школы полина отстояла себя

Общие традиции

Семья – это не просто сожительство и общий быт

Она должна придавать силы, а для этого очень важно знать и чтить свои корни. Традиции укрепляют семейные узы, дают ответ на вопросы, кто мы такие, что нас объединяет, каков наш вклад в общество и мир

Дочери нужно рассказывать, кто ее предки, как они жили. Обычно семейные традиции передаются из поколения в поколение.

Можно придумывать и совершенно новые обычаи. Например, раз в год отправляться в путешествие или поход всей семьей, лепить пельмени с сюрпризами каждое первое воскресенье (печенье с пожеланиями) и т. д. Идею лучше обсудить вместе с дочерью, наверняка молодой и гибкий ум выдаст массу интересных вариантов.

Почти Мисс колледж и звезда КВН

Творческая, артистичная Полина подумывала стать актрисой. Это была робкая мечта, о которой она рассказывала только самым близким. Кира Игоревна, строгая рациональная женщина, сказала ей однажды: «Смотри на вещи реально, Поля. Здоровые и красивые не всегда добиваются успеха в этом деле. Тебе нужна профессия, которая тебя прокормит. Библиотекарь или, скажем, воспитатель».

Полине было обидно слышать такие слова, но она и сама понимала, что доля правды в них есть. Хорошо подумав, она выбрала Смоленский педагогический колледж. Тем более ей не раз говорили, что из нее выйдет хороший учитель, а соседи за любовь к детям даже прозвали ее няня Поля.

Сейчас Полина учится на втором курсе по направлению «коррекционная педагогика». Обычно туда идут те, кто не прошел конкурс на более престижные специальности, или те, кто в будущем планирует стать логопедом. Полина выбрала этот путь идейно. 

На занятиях у преподавателя по коррекционной педагогике Ольги Кожевниковой она плачет, потому что понимает, насколько коррекционная школа, описанная в учебниках — идеальная, где все уважают друг друга и заботятся о детях, отличается от реальной, в которой она училась. 

Ольга Павловна как-то сказала Полине, что посмотрела бы в глаза тем педагогам, которые не разглядели в ней ребенка, способного учиться по общей программе. Сама Кожевникова за свою профессиональную жизнь встречала только двоих детей, которым по ошибке поставили диагноз «легкая умственная отсталость». Она рекомендовала родителям повторно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, и эти дети перешли в среднеобразовательную школу. Полина тоже мечтает спасти хотя бы одного ребенка. 

Смоленский педагогический колледж

Недавно она выиграла приз зрительских симпатий, считай заняла второе место, в конкурсе «Мисс колледж». На самом деле Полина так и хотела. 

— Первое место — это лицо колледжа. Я подумала, что мое лицо не слишком красивое, как колледж, поэтому хотела приз зрительских симпатий, — смеется Полина. 

«Меня зовут Лев, и я заикаюсь». Стендап-комик с логоневрозом — о терапии сценой

Она вообще любит пошутить над собой и над своими проблемами. Когда Полина узнала, что в колледже есть команда КВН «Опять вы», она тут же пошла на кастинг. «Я поняла, что пора худеть, после того как упала и на помощь мне прибежали глухие», — смешила она капитана Лизу. 

— Это, кстати, реальная история. Я была на соревнованиях среди инвалидов, носилась со своим напарником, упала, глухие выбежали и начали жестами спрашивать, что случилось, — сквозь задорный смех объясняет Поля.

КВН — не только способ быть на сцене и рассказывать о том, что у нее на самом деле болит. Полина помнит, как мама любила смотреть эту передачу по телевизору. Ей кажется, она бы гордилась дочкой. 

***

В начале октября Полина выиграла суд против администрации Великих Лук. Это было третье слушание, в результате которого город окончательно обязали выдать инвалиду третьей группы и сироте Поле Зобовой квартиру. Власти должны были сделать это еще два года назад, когда ей исполнилось 18, но с тех пор искали причины, ссылаясь то на пять квадратных метров маминой комнаты (против 12, которые принадлежат брату), то на комнату в студенческом общежитии. Вести тяжбы ей помогали социальный педагог и юрист колледжа.

Полина надеется, что квартиру дадут в ближайшее время. Она хочет сделать ее яркой и светлой, чтобы все неприятности оставлять в темном подъезде, заходить домой, нырять в свет и тепло и чувствовать себя защищенной. Поля надеется, что брат никогда не узнает ее адрес.

Будущим летом она хочет поехать к морю, но непременно так, чтобы там были еще и горы, как в Сочи, куда она ездила в этом году. Полина объясняет:

— Когда я их увидела в первый раз, я заплакала. Может, я слишком высокомерно сравниваю себя аж с горами, но я думаю так: их вершины тянутся к небу, так же и я тянусь к невозможному.

Что мешает гармоничным отношениям со взрослой дочерью

Все родители в той или иной мере злоупотребляют своей властью над детьми. Понимание, что ребенок не принадлежит матери, что он личность, со своими желаниями и убеждениями, зачастую приходит через болезненный опыт. Некоторые продолжают держать обиду на дочерей всю жизнь, за то, что те поступают вразрез с родительским мнением, выбирают не ту профессию, мужа. И такой настрой приносит лишь одно несчастье.

Главные причины плохих отношений мамы с дочкой:

  • родительский эгоизм;
  • стремление безраздельно обладать своим ребенком;
  • зависть молодости и красоте, соперничество;
  • гиперопека;
  • нервозность, постоянное пребывание в стрессе.

Любой матери сложно осознавать, что ребенок взрослеет и отделяется. Как понять, что дочь уже готова к самостоятельной жизни, что она не переоценивает свои силы? Как уберечь ее от ошибок? Этот животрепещущий вопрос настолько волнует любящее сердце, что женщина начинает перегибать палку: жестко контролирует девушку, не разрешает гулять, отсеивает «неправильных» друзей, ссорит с мальчиками и т. д.

Как наладить отношения со взрослой дочерью

В первую очередь нужно осознать, что поведение ребенка – это результат вашего воспитания. Недостаточно просто любить его, нужно с детства прививать уважение к старшим, приучать дисциплине и труду. При этом нельзя забывать о потребностях ребенка, радовать его, помогать, поддерживать, воплощать в жизнь мечты и желания.

Семья должна быть командой, где у каждого есть свои обязанности, есть общая цель и твердое плечо, на которое можно опереться. При таких взаимоотношениях не страшен ни сложный подростковый период, ни житейская проблема или беда.

Если гармоничные и крепкие отношения с детства не сложились, наладить их со взрослой дочерью будет непросто. Все-таки понять маленького человечка легче, чем большого. Но и опускать руки не стоит. Как можно наладить отношения с дочерью подростком:

  1. Спросите дочь, что вы сделали или делаете не так, какой бы она хотела видеть свою мать. Молча выслушайте все претензии и переварите информацию. Дети сами дают взрослым подсказки, но собственный эгоизм не дает их услышать и воспринять.
  2. Попросите прощения, если в чем-то есть ваша вина.
  3. Начните менять отношения в лучшую сторону. Для начала перестаньте осуждать дочь, ругаться с ней и скандалить. Все равно такие методы не действуют.
  4. Начните вовлекать девочку в интересную для вас и для нее деятельность. Например, запишитесь на курс по приготовлению суши, тортов, или обучение фотосъемке. Если дочь отвергает все идеи, сделайте это сами, а затем поделитесь результатами. Через время сделайте новую попытку.
  5. Интересуйтесь ее жизнью, увлечениями, планами. Постарайтесь, чтобы в этом не проглядывала цель проконтролировать ситуацию. Проявите интерес и участие, спросите, нужна ли ваша помощь или совет.

Нужно всеми силами стремиться восстановить доверие. Будет оно, отношения постепенно наладятся сами. Выйдите на новый уровень – партнерство. Будьте на одной волне, и дочке, и маме это принесет массу удовольствия.

«Поля, ты чемпион области!»

В 2015 году в реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями пришла работать педагогом-психологом Юлия Паршина. Это восьмой или девятый психолог (не считая двух психиатров), с которыми должна была поговорить Полина. Учитывая предыдущий неудачный опыт, на встречу девочка шла с предубеждением, что никакая Юлия Александровна ей не поможет, а в результате они проговорили три часа. 

Юлия объясняет, что в Полине ее сразу же зацепили две вещи. Во-первых, то, как спокойно и адекватно она говорила о том, что умственно отсталая, хотя Юля видела перед собой умную начитанную девочку. Во-вторых, то, как легко она признавалась в мыслях о самоубийстве.

Полине тогда исполнилось 16 лет и она действительно не хотела жить. Незадолго до встречи с Юлией Паршиной она как раз закончила лечение в психоневрологическом диспансере. Кризис вызвало недолгое знакомство с отцом. Полина нашла их с женой в соцсетях, написала, но они попросили оставить их в покое. 

Бабушка откуда-то раздобыла номер мужчины и позвонила. На все ее доводы и просьбы ответ был короткий: «Я бы общался с ней, если бы она была другой». Отец, как и тот мальчик, который пообещал бить таких, как Полина, не уточнял, что именно имел в виду, но Полина знала — дело в ее заболеваниях. 

С того дня, как Поля окончательно убедилась, что недостойна отцовской любви, она провалилась в густую вязкую темноту. Не хотела выходить из дома и причесываться, не могла думать о завтрашнем дне, ела, а у еды не было вкуса. В диспансере, где Полина лечилась на дневном стационаре, она была самой юной пациенткой. Ближайшему к ней по возрасту человеку было 34. Антидепрессанты вернули вкус еды, но не желание жить. 

— Я избавилась от темноты, но суицидальные мысли посещали меня. Мне казалось, что я ниже, чем человек, — признается Полина.

С братом у нее по-прежнему не ладилось, а на носу был выпуск из школы. Со справкой, которую ей вот-вот должны были выдать, можно пойти учиться только на маляра-штукатура или на сапожника. Полина, конечно, понимала, что с ее больными ногами никаким маляром она не станет.

— Моей задачей было, чтобы Полина поверила в себя. Она верила бабушке, потому что бабушка не умственно отсталая. А она умственно отсталая, поэтому должна делать так, как ей скажут в школе, дома. Со временем у Полины стало формироваться собственное мнение. Мы гуляли с ней, даже ходили покупать одежду, чтобы она посмотрела на себя со стороны, какая она красивая, — рассказывает Юлия.

Из-за навязчивых плохих мыслей Полине нужна была круглосуточная поддержка, поэтому они созванивались вечерами и разговаривали по несколько часов. Полина могла позвонить Юлии даже ночью. Она приходила к ней в гости, проводила время с ее дочкой, сестрой и мамой. Ту удивляло, насколько ее дочь привязалась к этой девочке. Юля объясняет, что на самом деле как будто увидела в ней себя: 

— В детстве у меня был аллергодерматит, это когда все тело и лицо покрыто высыпаниями. Похоже на псориаз, тоже что-то страшное, только это не спрячешь. Из-за этого со мной не хотели общаться сверстники. Я пошла учиться на психолога и потом работала в центре реабилитации, потому что мне близка эта проблема. И я очень хочу помочь Полине, чтобы она потом также кому-нибудь помогла поверить в себя. 

Кроме сострадания, психологом двигало желание справедливости. Она видела перед собой девочку, которой едва не сломали жизнь. Юлия объясняет: скорее всего, у Полины в детстве была задержка психического развития, что со временем компенсируется, если с ребенком заниматься. Но так как делать этого, вероятно, не хотели, написали диагноз, чаще всего встречающийся при такой форме ДЦП — умственная отсталость. 

О том, что Полина нормотипичная, говорила не только Юлия. Подруга Дана никогда не считала ее человеком с ментальными нарушениями; учительница русского языка из санатория Ольга Николаевна постоянно твердила, что у нее нет этого заболевания; Андрей Александрович, тренер по настольному теннису, вообще очень гордился Полиной, особенно когда узнал, что она заняла первое место по области и в спорткомплексе «Ника» повесили ее фотографию на почетном месте. 

Полина уже два года не занимается с Андреем Александровичем, но периодически они созваниваются и каждый раз он повторяет: «Поля, не забывай о том, чего ты достигла. Ты чемпион области!»

Звонок домофона и предательство взрослых

— Только напишите, пожалуйста, что я очень люблю свою бабушку, — попросила Полина после интервью. 

Бабушка заменила ей всех близких людей, и, несмотря на сложные отношения, Полина ее ни в чем не винит. Она понимает, что женщине, потерявшей дочь, а за несколько лет до этого — мужа, было сложно бороться с системой за корректный диагноз. Тем более, что бабушка пыталась, но ей никто не помог, а у нее самой большие проблемы со здоровьем — прогрессирующее заболевание ног. Сейчас она может передвигаться только на костылях и практически не выходит из квартиры. 

По-настоящему Полина ненавидит только одного человека — родного брата, который старше нее на пять лет. Он всегда был трудным — сначала ребенком, потом подростком, а после 18 пошел по пути матери, дедушки, двоюродного дедушки, двоюродного дяди — начал сильно пить. Из-за такой наследственности Полина уже не верит в «хеппи-энд» для своей семьи. 

Один из самых страшных звуков для нее до сих пор — это звонок домофона. Память сразу возвращает ее в их маленькую квартиру в Великих Луках. Ночь, брат пришел пьяный, сейчас он войдет и будет ее бить. Толкнет в стену, Полина больно ударится спиной, от этого удара на несколько секунд пропадет дыхание и покажется, что треснул позвоночник. От страха из-под ног уйдет земля, и когда она упадет, брат продолжит топтать ее ногами.

Откуда-то у него в руках появится замороженная рыба, и он будет больно бить Полину по лицу.

Но даже не это самое плохое. Хуже, если брат решит кинуться на бабушку. Тогда Полине придется закрывать ее грудью или, если не хватит смелости, сбежать, вызвав полицию, а потом искать, у кого бы переночевать, потому что полиция всегда обещает оставить его в участке до утра, но каждый раз отпускает в 10 вечера. 

Поля иногда не верит, что все это делает тот самый человек, который однажды спас ее. В тот день дети играли на улице, начался страшный ураган, Полина была самая маленькая и не успела укрыться вместе со всеми. Тогда брат выбежал, крепко ее обнял, и они стояли так вдвоем, два глубоко одиноких ребенка, пока ветер не успокоился. 

Однажды Полина набралась смелости и решила пожаловаться на ситуацию в семье психологу в коррекционной школе. В очередной раз она объяснила, что одноклассники ее унижают, а дома невозможно находиться, потому что брат пьет и бьет их с бабушкой, и что она чувствует себя одинокой и незащищенной. Психолог посмотрела на девочку спокойным долгим взглядом и бескомпромиссно отрезала: «Не в нашей компетенции вмешиваться в твою семью и в вашу жизнь, тебе следует обратиться в полицию».

— А я знала: если я обращусь в полицию, меня отправят в детский дом, потому что получается, бабушка со мной не справляется. Но я бабушку люблю и она меня, просто не можем мы ничего изменить, такой замкнутый круг, — продолжает Полина. — Прошло время, я сижу на русском, мы заговорили про семью, и вдруг учительница при всем классе спрашивает: «Кстати, Полин, у тебя что-то вроде с братом было. Че, все в порядке?» Таким тоном, как будто я шутку рассказала. Мне было больно, что психолог и завуч так просто всем рассказали о моей проблеме и при этом не попытались помочь. От них, а не от сверстников, я испытала в коррекционной школе самую настоящую боль. 

Основные причины

Психология говорит о том, что враждебность одного человека к другому возникает тогда, когда появляется ненависть.

Однако нужно набраться мужества, чтобы посмотреть правде в глаза. Ненависть взрослой дочери возникает не просто так. На это должны быть веские причины. Рассмотрим их.

  • Невнимательное отношение матери к своему ребенку всегда чревато последствиями. Возможно, вы в свое время не проявляли интерес к проблемам своей дочери. И вот результат. Она научилась жить без вашего участия, а теперь мстит вам за равнодушие.
  • Девочка-подросток – это всегда буря эмоций. Если вы все время упрекали свою дочь в чем-либо без особых причин, то такое поведение вызывало у нее раздражительное состояние. Потому у вашего чада сначала наступило отторжение, а впоследствии и ненависть к вам.
  • Вы доминировали над своим ребенком. Диктовали, как ему одеваться, как поступать. Когда дочь была совсем маленькой, она вас слушала. Позже у нее появилось свое мнение. Однако вы долгое время не давали ей жить так, как хочется. Впоследствии такое поведение вызвало враждебность к вам.
  • Вы всю свою злость из-за проблем (нехватка денег, неустроенная жизнь и другое) вымещали на своем ребенке. И вот результат. От постоянных неурядиц ваш ребенок стал воспринимать вас с негативом.
  • Вы все время заставляли свою дочь выполнять тяжелую работу по дому, а сами могли себе позволить в это время повеселиться и расслабиться с подругами. В результате ваша дочь выросла замкнутой особой и теперь все свое раздражение на жизнь вымещает на вас.
  • Ненависть могла возникнуть из-за обоюдного эгоизма. Неуступчивость как матери, так и дочери постепенно привела к разрастанию конфликта. А где конфликты, там и всеобщая неприязнь.
  • Из-за измены матери семья распалась. И этот фактор стал толчком к возникновению у ребенка ненависти к собственной матери.
  • Чрезмерная опека родительницы вызвала сначала раздражение, а потом и стойкое чувство ненависти.
  • Мать испытывает к ребенку скрытое презрение. Она все время сравнивает свою дочь с более успешными детьми и сожалеет о том, что ее ребенок не может добиться таких же успехов. Поэтому родительница все время вымещает гнев на своей дочери и ведет себя неадекватным образом.

Проявление индивидуальности

Иногда очень полезно вспомнить себя в годы дочери. Кому, как ни тинейджеру, кажется, что весь мир у его ног. Он хочет испытывать себя на прочность, добиваться признания и успеха. Помогите в этом дочери. Поддерживайте ее начинания, даже если на первый взгляд они кажутся бесперспективными и бредовыми.

Вы не можете знать наперед, к чему это приведет. Например, сегодня модно записывать различного рода видео и выкладывать в интернет. Даже если на нем сняты глупости, но люди его смотрят, система выплачивает деньги. Кто знает, может подобное увлечение принесет ощутимый доход, или подарит опыт, славу и подтолкнет девочку к профессии телеведущей, журналиста.

Две недели седьмого класса

По решению ПМПК Полина могла идти в 6-й класс обычной школы, но ей уже исполнилось 18 лет и она никак не соглашалась на меньшее, чем 7-й класс. На такие условия мог пойти Центр образования, школа для трудных подростков, в том числе с судимостями. Полине было все равно. Главное, что там дают аттестат. 

Центр образования стоит через дорогу от коррекционной школы. В марте вместе с завучем (с тех пор и она, и директор во всем содействовали своей ученице) Полина пришла на собеседование. Ее попросили рассказать что-нибудь о себе, и тогда она пересказала сюжет повести собственного сочинения. Повесть была о девочке, которая потеряла близкого человека, пережила предательство отца, ее парализовало, и утешение она находила только в дружбе с врачом. 

— Ты смышленая, Полина, мы дадим тебе неделю подготовиться к тестированию по русскому языку и математике, чтобы пойти в седьмой класс, — ответили в школе. 

Полина предполагала, что ее будут спрашивать обыкновенные дроби, которые она в жизни не решала, поэтому целую неделю смотрела видеоуроки, приставала к бабушке, исписывала примерами альбомные листы. Диктант по русскому она написала на троечку, а сверх того не знала, что такое дополнение или сказуемое, но учительница Галина Григорьевна сказала, что Полина не хуже других ее детей. 

Завуч же, которая принимала экзамен по математике, как сейчас кажется Полине, не ждала от нее слишком много. Вместо дробей она спросила примеры на сложение, и хотя Поля решила их быстро, потому что это самое легкое в математике, заключила, что знания у нее минимальные. 

— Я нашла репетитора, я буду заниматься все лето, дайте мне, пожалуйста, шанс, — просила их Полина.

— Такого жгучего желания учиться я никогда не видела. Я даю тебе шанс, уговорю директора, — сказала добрая Галина Григорьевна. — Ты можешь идти в 7-й класс.

Полина не бежала, а летела по лестницам Центра образования. Она открыла дверь — на улице, хотя это был март, хлопьями валил снег, ее любимая погода. Первым делом она позвонила Юлии Паршиной. 

В седьмом классе Полина Зобова проучилась всего две недели. Администратор реабилитационного центра Кира Игоревна действительно нашла ей репетитора по математике. Они занимались все лето, и Любовь Павловна, святая женщина, как говорит Полина, не взяла с нее за это ни рубля. 

Настоящая, не коррекционная математика оказалась настолько прекрасной, что надолго стала любимым Полиным уроком. Она постоянно тянула руку, брала дополнительные задания и делала сверх домашней работы, поэтому консилиум учителей принял решение перевести ее в 8-й класс. Школу она заканчивала, имея в аттестате только четверки и пятерки. 

Советы психолога

«Прав будет тот, кто первым сделает шаг к примирению, признает, что был не прав, — считает психолог М. Сергеева. – Какая польза в спорах и отстаивании своих позиций с родной дочкой? Позвольте ей чувствовать себя рядом с вами комфортно и спокойно, и она пойдет на встречу. Путем противостояния и борьбы еще никому не удавалось достичь взаимопонимания и сотворить добро. Делайте все с любовью»

Многие родители с ужасом ждут подростковый период, и в таком же ужасе проживают его. На самом деле пубертат лишь оголяет проблемы, которые уже существуют в семье

Поэтому важно правильно ставить вопрос. Не как можно наладить отношения с дочерью подростком, а как я могу наладить отношения дочерью в принципе

Начните с фундамента – доверия и взаимоуважения. Перестаньте воспитывать взрослого человека: дочь уже впитала все хорошее, что вы ей дали. Позвольте ей проявить себя и просто любите.

Марина,  г. Москва

Доказать себе и другим

Полина много разговаривала с Юлией Александровной, всерьез думала учиться на сапожника и все еще морщилась от мысли о будущем, а потом в один день, как будто вспомнив слова сразу всех небезразличных ей людей, решила: «Поля, ты нормальная». Первым делом она пошла к психологу в своей школе. 

— Здрасьте, я хочу снять справку, хочу учиться в обычной школе и доказать всем и себе, что я нормальная, — на одном дыхании выдала Полина. 

Психолог, высокая худая брюнетка с туго собранными в пучок волосами, внимательно ее выслушала, потом написала на доске форму справки о легкой умственной отсталости — F70 — и долго, используя профессиональные термины, которые Полина никогда не понимала, объясняла, почему этот диагноз навсегда.

— Это неизлечимое заболевание, никто никогда его не снимал, это невозможно. Смирись и просто живи. Посмотри в окно, солнце светит, хорошо же, радуйся, — закончила она свою речь. 

Подруга Дана говорит про Полину, что раз уж она что-то решила, то обязательно доведет дело до конца. Выйдя из кабинета психолога, девочка направилась прямиком к директору школы, хотя все ученики знали, что беспокоить его не позволено. Секретарь пыталась остановить Полину, но она, как в американском кино про подростков, практически без стука ворвалась в кабинет и, не давая директору времени возразить, объяснила ситуацию. 

— Чтобы пойти в обычную школу, сделай, пожалуйста, тест Векслера, тест на IQ, — удивительно спокойно сказал директор. 

Школьный психолог тест принять отказалась, сославшись на то, что у нее материалы только для детей. Тогда Полина позвонила Юлии Паршиной. 

Юлия специально поехала в Москву, за собственные деньги прошла обучение и приняла тест. 

Полина вспоминает, что это был самый обычный день. После уроков она пришла в реабилитационный центр и три часа отвечала на вопросы Юлии Александровны — письменные, устные и по карточкам. Был вопрос, например, про столицу Италии, на который Полина ответила, что это Рим, а была карточка с изображением рака, и Полина забыла, что его «руки» называются клешнями. 

На удивление директору и завучу коррекционной школы, она набрала 117 баллов, что считается «хорошей нормой», подтвердила результат, повторно пройдя тест в психоневрологическом диспансере. Психолого-медико-педагогическая комиссия, куда она ходила с Юлией, сняла диагноз.

Как себя вести?

Некоторые женщины жалуются на то, что никак не могут наладить отношения с собственным ребенком. При этом нужно помнить: взаимоотношения между людьми являются неким «зеркалом», отражающим глубину их поведения.

Поэтому не стоит удивляться тому, что эти взаимоотношения иногда портятся. Чтобы так не происходило, держите под контролем свои поступки. Вы спросите: «А если уже поздно применять на практике вышеуказанную рекомендацию?» Тогда необходимо постараться исправить ошибки. Рассмотрим, что нужно для этого делать.

В первую очередь осознать тот факт, что у вас появилась проблема во взаимоотношениях с собственной дочерью. А до тех пор, пока вы будете закрывать на нее глаза, вы будете находиться в негативной ситуации.

Отыскать причину, которая привела к столь печальным последствиям. Это условие нужно обязательно выполнить. Без него вы не сможете докопаться до истины. Чтобы устранить проблему, необходимо сначала устранить причину, приведшую к этой проблеме.

Когда вы определитесь с причинами, которые способствовали ухудшению взаимоотношений, то не суетитесь, а просто определитесь с основными действиями. Они приведут к исправлению положения.

Необходимо сделать следующее – пригласить дочь на откровенный разговор. Внимательно выслушайте свою дочь. Постарайтесь при этом не перебивать. Пусть выговорится и скажет вам все, что она о вас думает.

После того как ваша дочь выговорится, попросите ее выслушать ваше мнение. Если к вам пришло понимание того, что вы очень провинились перед дочерью, попросите у нее прощения.

Далее договоритесь с дочерью: пусть она в будущем будет всегда откровенной с вами. Не нужно таить в себе обиды. Обиды необходимо высказывать сразу же после их возникновения. Иначе раздражение и злость будут копиться в сознании. Это приведет к очередному всплеску ненависти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: