Тема 3. нейропсихология детского возраста

Задачи нейропсихологии

Основная задача нейропсихологии заключается в исследовании мозговых основ высших психических процессов, а также работы мозга в целом (иными словами, нейропсихология изучает работу каждой отдельной зоны мозга, уровень его организации, а также протекание высших психических функций).

Определение 2

Под высшими психическими функциями понимают сложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, имеющие социальное происхождение, а также обладающие произвольным характером осуществления.

Впервые понятие высших психических функций было введено в отечественной психологической науке Выготским. Он же представил их классификацию, которая включает:

  • Логическую память;
  • Целенаправленное мышление;
  • Творческое воображение;
  • Произвольные действия;
  • Речь;
  • Письмо и т.д.

Следовательно, центральная задача нейропсихологии заключается в определении качественной специфики какого-либо нарушения, а не в констатации факта расстройства той или иной функции.

К клиническим задачам нейропсихологии относится исследование структуры и механизмов нарушения высших психических функций, а также взаимосвязи этих нарушений с определенными зонами мозга.

Также среди задач нейропсихологии можно выделить исследование изменений психических процессов в случае локальных поражений мозга. Это позволяет увидеть, какой отдел мозга отвечает за тот или иной вид психической деятельности.

Еще одной важной задачей нейропсихологии является проведение анализа, который позволяет выявить общее в совершенно разных психических процессах. Тем самым нейропсихология позволяет еще на ранних стадиях начать диагностику очаговых поражений мозга

Основные обязанности

Нейропсихолог занимается изучением индивидуальной особенности психики пациента и оказывает эффективное лечение. Это позволяет улучшить социальную адаптацию пациента к определенным условиям жизни. В медицине принято выделять две отрасли – взрослую и детскую нейропсихологию. Вторая отрасль только развивается. Для определения характера нарушения используется одна и та же специфика.

Основные методы нейропсихологии направлены на изучение:

  • личностной характеристики;
  • поведенческих особенностей;
  • произвольных действий и движений;
  • процессов познания (память, речь, мышление, восприятие).

К научным методам относятся:

  • Сравнительно-анатомический метод. В его основу положен принцип установления зависимости между способом жизни, поведением и индивидуальной особенностью структуры нервной системы. С его помощью определяется принцип работы головного мозга.
  • Метод раздражения. Заключается в анализе психического функционирования при воздействии на мозг. Принцип воздействия может быть прямым, непрямым или посредством раздражения отдельных нейронов в коре головного мозга.

Нейропсихология еще только развивается, а мозг человека изучен недостаточно.

Личность.

Каждый из нас осмысливает жизнь по-своему, и этот смысл опосредован процессами, которые приводят прошлый опыт в соответствие с настоящим. Такие процессы относятся к функции лимбической системы, обеспечивающей адекватность поведения. Лимбическая система тесно связана с другими системами, образованными срединными структурами мозга. Нейроны срединных и лимбических структур обладают сродством ко многим химическим веществам. Они не только связывают специфические химические вещества, но и секретируют некоторые из них.

Нейрохимия только приступила к изучению многообразных химических медиаторов, действующих в срединных и лимбических структурах. Но многое уже известно; перечислим основные функции организма, регулируемые срединными структурами (начиная с передних отделов): температура тела, половая активность (половые гормоны), стрессорная реакция (гормоны надпочечников), жажда (содержание воды в организме), аппетит (содержание сахара в крови), ощущение комфорта или боли (уровень эндорфинов), сон и спокойствие (серотонин), сновидения (норадреналин), дыхание и деятельность сердечно-сосудистой системы (содержание в крови углекислого газа). Определенные лимбические структуры модулируют подобные соматические функции, тогда как другие влияют на это модулирующее звено в зависимости от информации, поступающей по сенсорным каналам. С другой стороны, лимбические структуры воздействуют на сенсорную и моторную кору, влияя, таким образом, на наше восприятие и способ действия.

Задние отделы лобных долей особенно тесно связаны с лимбической системой. Взаимодействуя с расположенными по соседству двигательными зонами, а также с другими зонами выпуклой (конвексиальной) поверхности полушарий, задние отделы лобной коры влияют на их деятельность, определяя адекватность поведения. При повреждении этой области, в зависимости от локализации поражения, грубо нарушаются такие психические функции, как способность к планированию, логическому мышлению, выделению главного. Выявление подобных связей, преодолевающее традиционный разрыв между естественными науками, с одной стороны, и исследованием субъективной сферы – мышления, эмоций, устремлений – с другой, и составляет предмет нейропсихологии.

Оплата труда

Зарплата на 04.11.2020

Россия 16000—45000 ₽

Москва 35000—110000 ₽

Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей. Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов

В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Известные люди этой профессии

Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.

Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.

Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.

Периоды возрастного развития детей

Считается, что от 0 до 3 лет развитие ребёнка происходит очень интенсивно.

Все начинается с младенческого периода, когда малыш умеет только кушать, спать и радоваться при виде взрослого. Потом он превращается в самостоятельного любознательного малыша, который имеет в арсенале достаточное количество умений и навыков. Это время очень счастливое для него и памятное для его родителей. Однако первые слова, шаги, стихотворение, рисунок, поделка из пластилина станут возможными только при своевременном развитии памяти, внимания, мышления, речи и так далее.

В возрасте от 3 до 7 лет для ребенка открывается мир людей, предметное общение уходит на второстепенный план. Малыш во всем подражает взрослым, все его действия и поступки мотивированы и имеют цель. Повышается интерес к окружающему, развиваются формы активного взаимодействия со сверстниками, закладываются личностные черты, формируются морально-нравственные свойства, приобретаются такие качества, как уважение, сотрудничество, умение отстаивать свое мнение.

Оглавление

Введение

Глава 1. Индивидуальные различия в онтогенезе: проблема междисциплинарного многоязычия

§1. Моделирование психолого-педагогического сопровождения отклоняющегося развития

§2. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития

Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии

§1. Мозг

§2. Мозговая организация психических процессов

§3. Фактор — единица синдромного нейропсихологического анализа

§4. Три функциональных блока мозга

§5. Функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие

Глава 3. Нейропсихология детского возраста: основные закономерности и принципы

§1. Принципы нейропсихологии детского возраста

§2. Формирование межполушарных взаимодействий в онтогенезе

Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование

§1. Анамнестические данные и клиническая беседа

§2. Методы исследования латеральных предпочтений

  • Моторные асимметрии
  • Функциональная асимметрия рук
  • Функциональная асимметрия ног и тела
  • Сенсорные асимметрии
  • Функциональная слухо-речевая асимметрия
  • Функциональная зрительная асимметрия

§3. Методы нейропсихологического обследования

  • Двигательные функции
  • Кинестетический праксис
  • Кинетический (динамический) праксис
  • Пространственный праксис
  • Восприятие
  • Тактильные и соматогностические функции
  • Зрительный гнозис
  • Слуховой гнозис
  • Пространственные представления
  • Пространственный гнозис
  • Самостоятельный рисунок
  • Копирование
  • Память
  • Слухо-речевая память
  • Зрительная память
  • Речевые функции
  • Письмо, чтение и счет
  • Интеллектуальные функции

Глава 5. Нейропсихология пространственных представлений

§1. Нейропсихологический подход к анализу пространственных представлений

§2. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений

§3. Типология пространственных представлений и их нарушения у взрослых и детей

§4. Модель иерархического строения пространственно-временных представлений

Глава 6. Нейропсихологическая синдромология отклоняющегося развития

§1. Функциональная несформированность лобных отделов мозга

§2. Функциональная несформированность левой височной области

§3. Функциональная несформированность мозолистого тела (транскаллозальных межполушарных взаимодействий)

§4. Функциональная несформированность правого полушария

§5. Функциональная дефицитарность базальных ядер мозга

§6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга — дисгенетический синдром

§7. Нейропсихологический подход к анализу вариантов психического развития, первично обусловленных соматическим дизонтогенезом

Глава 7. Метод замещающего онтогенеза

Заключение

Список основной литературы

Мероприятия в других городах

2 декабря
Среда

Как сказать психологам «Спасибо, вы мне не нужны»

Узнать подробности

1,5 часа
Саратов

Школа здравомыслия и жизнестойкости Eco-logika (Саратов)

4 декабря
Пятница

Очный ежемесячный практический курс обучения нейропсихологов. Модуль 10-й. Построение собственного…

Узнать подробности

3 дня
Тюмень

Региональный институт подготовки кадров «НейроАлмаз» (Тюмень)
Виктория Анатольевна Габышева
(Тюмень)

5 декабря
Суббота,
10:00

Обучение ТетаХилинг в Уфе. Базовый Курс в Уфе

Узнать подробности

2 дня — по 9 часов; 1 день — 3 часа
Уфа

Айгуль Хусаинова
(Уфа)

5 декабря
Суббота,
14:00

Мастер-класс для родителей и детей «Интеграция врождённых детских рефлексов»

 
Подать заявку

2,5 часа
Нижний Тагил

Консультативный центр «Доверие» (Нижний Тагил)
Наталья Саканцева
(Нижний Тагил)
Светлана Стретович (Нижний Тагил)

5 декабря
Суббота,
15:00

Марафон «Алхимия денег». Онлайн

 
Скидка 5%

21 день
Тюмень

Институт Счастья  (Тюмень)
Светлана Пономарёва
(Тюмень)

9 декабря
Среда,
19:00

Бесплатный мастер-класс «Как ставить и достигать цели: техники НЛП». Встреча вживую

 
Бесплатное

2 часа
Челябинск

Тренинг-центр «NLP-ресурсы» (Челябинск)
Игорь Феоктистов
(Челябинск)
Андрей Викторович Бояркин
(Челябинск)

2 января
Суббота

Выездная программа «Рождественские каникулы по местам силы — озеро Тургояк»

Узнать подробности

6 дней
Екатеринбург

Центр со-творчества «Белый Будда» (Екатеринбург)
Радик Габдрафиков
(Екатеринбург)

6 февраля
Суббота,
10:00

Обучающий курс «Основы нейропсихологической диагностики и коррекции у детей». 1-й модуль

 
Подать заявку

2 дня
Новосибирск

Образовательный центр профессионального развития «Сфера» (Новосибирск)
Сергей Викторович Бобров

12 апреля
Понедельник,
09:00

Курс «Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация»

Узнать подробности

72 уч.часа, 6 дней
Санкт-Петербург

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Александр Павлович Бизюк

15 ноября
Понедельник,
9:00

Цикл «Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация»

Узнать подробности

72 уч.часа, 6 дней
Санкт-Петербург

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Александр Павлович Бизюк

С 18:30 до 20:00

Занятия «Гимнастика мозга»

Узнать подробности

1,5 часа
Пермь

Ольга Альбертовна Павлова
(Пермь)

Растяжки и упражнения двигательного репертуара (ползания)

Растяжки – это система специальных упражнений, при выполнении которых в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов), зажимов. Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.

Оптимизация и стабилизация тонуса являются одними из самых важных задач коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса может стать как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на его общем развитии.

Осознание ребенком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Многие упражнения выполняются в трёх пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение (упражнения лежа) .ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).

Этот комплекс помогает научить ребенка чувствовать, перераспределять напряжение и уметь его снимать. Также это является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.

Основные направления нейропсихологии

Определение 1

Нейропсихология – это конкретная область знания, изучающая мозговую организацию психических процессов и эмоциональных состояний, возникающих на основе патологий мозга и, прежде всего, его локальных поражений.

Как наука нейропсихология зародилась в 20-40-ые годы прошлого века. Первые нейропсихологические исследования проводил Л.С. Выготский в 20-ые годы.

Основная роль в создании нейропсихологии принадлежит А.Р. Лурия.

Рисунок 1. А. Р. Лурия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нейропсихология как наука решает свои задачи:

  • изучает психические процессы и их изменение при локальных поражениях мозга;
  • выявляет общие структуры, имеющиеся в разных психических процессах, путем нейропсихологического анализа;
  • делает раннюю диагностику очаговых поражений мозга.

Нейропсихология имеет свои направления развития, различающиеся поставленными перед ними задачами.

Выделяются:

  1. Клиническая нейропсихология, главная задача которой заключается в исследовании больных, с нейропсихологическими синдромами при локальных поражениях мозга. Практическое значение этих исследований для диагностики очень большое, потому что дает психологическое заключение о возможности лечения, восстановления и прогноза больных;

  2. Экспериментальная нейропсихология – решает задачу изучения различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. В этой области создано психофизиологическое направление для изучения физиологических механизмов нарушений высших психических функций;

  3. Реабилитационная нейропсихология занимается решением восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга. Более разработанными здесь являются принципы и методы восстановления речи;

  4. Экологическая нейропсихология, задача которой оценить, с позиций нейропсихологии, влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и эмоционально-личностную сферу человека;

  5. Нейропсихология развития занимается выявлением закономерностей развития мозга;

  6. Нейропсихология детского возраста – новое направление, изучающее специфику нарушения психических функций у детей при локальных поражениях мозга;

  7. Дифференциальная нейропсихология, изучающая мозговую организацию психических процессов и состояний здоровых людей. Данное направление решает практические задачи, связанные с психодиагностикой в целях профотбора, профориентации и др.

Причины, по которым родители обращаются в центр детской нейропсихологии

За помощью к нейропсихологу и другим специалистам, работающим в области детской нейропсихологии, обращаются родители, чьи дети испытывают трудности в обучении и имеют проблемы в поведении. Чаще стали обращаться с проблемами детского заикания, тиков, эмоционально-неустойчивого поведения, не меньше родителей беспокоят страхи и повышенная тревожность у детей.

Детский нейропсихолог разрабатывает индивидуальные программы для работы с проблемными детьми, проводит психокоррекционные занятия при задержке психического развития, помогает родителям определиться, с какого возраста лучше отдать ребёнка в школу, определяет уровень его развития.

Причинами, побуждающими обратиться за помощью к нейропсихологу, являются:

гиперактивность, неусидчивость или чрезмерная вялость ребёнка;
различные двигательные нарушения (недоразвитие моторики, повышение или снижение тонуса, моторная неловкость);
недоразвитие психических и когнитивных процессов, таких как память, восприятие, внимание, мышление;
трудности при обучении письму, счёту, а также если ребенок не может читать.

Сущность нейропсихологии

Определение 1

Нейропсихология – это научная область, которая занимается исследованием взаимосвязи между мозгом и поведением человека.

Основная цель нейропсихологии — понять, как работает мозг, а также как он влияет на умственные процессы и поведение. В задачи нейропсихологии входит диагностика и лечение когнитивных и поведенческих последствий различных неврологических расстройств. Таким образом, она объединяет знания неврологии и психологии.

Большинство открытий нейропсихологии были получены путем изучения травм и наблюдения за тем, какого поведения придерживается человек после получения повреждения в определенной области мозга.

Нейропсихология является междисциплинарной наукой и находится на стыке нескольких дисциплин. Так, например, от психологии она получила результаты изучения когнитивного, поведенческого и эмоционального состояния человека, а из нейробиологии — свои теоретические основы, знания о структуре и функционировании нервной системы, а также о возможных патологиях или аномалиях нервной системы. Таким образом, часть знаний нейропсихологии исходит из психологии, анатомии, биологии, физиологии, психиатрии, фармакологии и т.д. Высшие когнитивные процессы, которые происходят в коре головного мозга, являются основной исследования нейропсихологии, например:

внимание,
память,
язык,
визуально-пространственные функции и т.д.

ДЕТСКИЙ НЕЙРОПСИХОЛОГ

Нейропсихолог нашего Центра принимает детей со следующими проблемами:

гиперактивность;
сильная возбудимость;
быстрая смена настроения;
плохая обучаемость и лень;
у ребенка плохая память, неустойчивое внимание.

Бывает так, что для некоторых детей различные родительские санкции, особое внимание учителей, обучающие кружки не помогают. Таких детей часто называют «трудными», «необучаемыми»

И далеко не всегда эти проблемы связаны с воспитанием и нежеланием ребенка! Разобраться с этими проблемами поможет детский психолог.

Часто причины связаны с, казалось бы, очевидной вещью – работой мозга. Зачастую у таких детей есть проблемы (даже легкие, казалось бы, незначительные) связанные с родами и ранним развитием – трудные роды, травмы, инфекции. Следствием таких проблем может быть незрелость нервной системы – психика развивается с опозданием.

Чаще всего это не умственная отсталость, а задержка развития. В этом случае ребенок развивается неравномерно. Нарушения бывают разными, и зависят от участка мозга, где они «базируются». Чтобы это узнать, нейропсихолог проводит специальную диагностику. Исходя из результатов диагностики, специалист разрабатывает проводит индивидуальные занятия по коррекции.

Нейропсихологические занятия проводятся с 3-х лет и представляют собой комплекс различных игровых и двигательных техник. Задача нейропсихолога – «вернуть» ребенка на тот этап, где появилось нарушения, и привести недоразвитые функции к норме. То есть, если они должны были развиться в раннем и младенческом возрасте, то это будут дыхательные и двигательные упражнения. Почему? Потому что мозг в этом возрасте развивается через дыхание, движение, прикосновение! Если ребенок «пропустил» ползание, а сразу начал ходить, не переворачивался, то нейропсихолог возвращает его к этому этапу. Мы напитываем мозг тем, что он не получил вовремя

Нейропсихолог восстанавливает естественный, гармоничный ход событий – это важно для развития

Кому нужны занятия с нейропсихологом?

Консультация нейропсихолога необходима в следующих случаях:

  • Ребенку с проблемами с поведением — плохая адаптация среди сверстников, чрезмерная агрессивность или ее полное отсутствие, отсутствие понимания границ собственного и чужого Я.
  • Детям со сложностями в обучении – с плохой памятью, медленным мышлением, плохо усваивающих учебный материал, с замедленной реакцией, пропускающих на письме буквы, пишущих их зеркально.
  • Ребятам, которым трудно организовать свою деятельность – импульсивных, «ленивых», медлительных, неустойчивых эмоционально.
  • С диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Быстро утомляющимся детям.
  • Ребенок с задержкой психического развития.
  • При нарушении двигательной сферы — плохая координация, слабый или сильный тонус, сложности с освоением движений.
  • Детям, «перегруженным» учебой, и «развивалками».

Нейропсихологическая диагностика включает в себя:

  • сбор анамнестических данных;
  • исследование двигательных, тактильных функций;
  • характеристик зрительного и слухоречевого внимания и памяти, мышления, речи;
  • исследование пространственных представлений (координатные, структурно-топологические, проекционные);
  • участие правой и левой руки в координированных движениях — рисунок, копирование, письмо, чтение;
  • эмоционально-личностные процессы;
  • гипер- или гипотонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, глазодвигательные функции (конвергенция и амплитуда движения глаз).

При обследовании, детский нейропсихолог учитывает насколько ребенок склонен к упрощению программы, легко ли переключается от одного действия к другому. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно берется за выполнение задания, не пытаясь понять, что от него требуется. Как часто отвлекается, способен ли внятно сформулировать себе и другим свое действие. Способен ли ребенок управлять эмоциональными реакциями, контролировать эффективность собственной деятельности, например, найти свои ошибки и самостоятельно их исправить.

По результатам обследования нейропсихолог составляет краткое заключение и рекомендации. Подготовка полного заключения оплачивается дополнительно.

В нашем Центре нейропсихолог работает в тесном контакте с логопедами и специалистом метода Томатис. Это позволяет найти для каждого ребенка комплексный индивидуальный подход для более эффективного и быстрого решения проблем.

Если вам нужен нейропсихолог в Новосибирске — обратитесь в наш Центр и мы вам поможем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: