Проблемы социальной адаптации
Социум считает нормальной личность, способную адаптироваться. Однако такой подход к пониманию в различных общностях и коллективах может разниться. Поэтому проблемы социальной адаптации, главным образом, могут появиться вследствие правил, которые приняты в этом конкретном обществе. К примеру, у иностранных граждан они могут появиться, как результат различий доминирующих норм в разнообразных культурах. Проблемы адаптации могут появляться вследствие поведения, несоответствующего предписаниям из-за индивидуальных личностных особенностей индивида. Так, например, робкий индивид просто не способен активно конкурировать с более пробивными коллегами.
В связи с разным реагированием людей на преобразования в собственной деятельности и всевозможные стрессоры, сегодня наиболее приоритетными задачами становятся изучение и разработка системы оптимизации этой способности с целью результативного воздействия на него. Поэтому рассматриваются возможности включения данной способности в качестве одной из основополагающих в требования к профессиональной пригодности специалиста и, главным образом, руководителя.
Если развитие считать жизненной стратегией, то исходя из этого, адаптация будет тактикой, позволяющей индивиду удерживаться в установленных эволюционных границах, тем самым обеспечивая возможность прогресса. Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной профессиональной самореализации.
Каждый индивид, в процессе жизненного развития вступает в новые для себя условия, вследствие чего неизбежно преодолевает более или менее длительные процессы адаптации.
С проблемами адаптации в процессе жизнедеятельности сталкиваются многие возрастные категории людей, наиболее тяжело проходит адаптация в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрасте.
Проблемы адаптации людей в предпенсионном и пенсионном возрасте часто связаны с так называемой возрастной депрессией. В этом возрасте индивиды переживают тяжелый психологический кризис, связанный с множеством конфликтов, происходящих в их жизни. В этом периоде на субъектов оказывают воздействие различные факторы: этапов жизни, здоровья, социальные факторы. Факторы этапов жизни заключаются в анализе индивидом собственной жизни. Именно поэтому очень важным является его оценка своего прошлого, настоящего и будущего. Факторы здоровья заключаются в психологическом преодолении индивидом естественного или вызванного болезнью ослабления физических сил. К социальным факторам следует отнести степень тяжести перенесения индивидом ухода детей во взрослую жизнь и другие социальные проблемы.
Проблемы с адаптацией появляются вследствие несовпадения ролей субъекта в разнообразных социальных группах. Поэтому для нормализации прохождения адаптации сотрудниками социальных служб была разработана программа социальной адаптации. Ведь стресс, порожденный адаптационными проблемами, бывает настолько серьезным, что его следствием и постоянными спутниками становятся нервозность и различные недомогания. Также были разработаны методики социально-психологической адаптации, целью которых является определения показателя уровня адаптации среди различных категорий населения.
Социальная адаптация: что это?
Определение 1
Социальная адаптация выступает в качестве одного из значимых объектов социологической науки. Исследователи определяют социальную адаптацию как особый процесс, который оказывает влияние на приспособление отдельной личности или более широкой социальной группы к новым условиям, или же к условиям, которые претерпевают постоянные изменения по различным параметрам (экономическим, политическим, социальным, духовным и иным). Иными словами, социальная адаптация – это результат приспособления человека к социальной группе или обществу, в котором он существует или планирует реализовывать свою жизнедеятельность.
От адаптационного процесса человека напрямую зависит возможность его самореализации, выявления и раскрытия творческого потенциала. Адаптируясь, человек вступает в совершенно новые социальные связи, и если они достаточно крепки, то и цели, которые ставит перед собой личность, адаптируясь, будут реализовываться более успешно. Тем не менее, адаптация – это не только привыкание и общение: это более глубокий процесс. Он предполагает оценку своих способностей, соотнесение возможности удовлетворения потребностей с теми ресурсами, которыми располагает общество.
Человек зависит не только от людей и социальных институтов, которые окружают его: он также зависит и от существующих в обществе установленных норм и законов. Попадая в новую среду, он обязан исполнять их, даже если они расходятся с его мировоззрением и пониманием ситуации. Только в этом случае он будет «своим», не будет отвергнут обществом
Особо это важно в том случае, если человек в течение долгого времени стремился стать частью какой-либо общности, и, попав в нее, негласно должен быть согласен с ее установками, ценностями и нормами
Замечание 1
Адаптация – это непрерывный процесс. Он касается человека даже тогда, когда тот не планирует изменить место своего жительства, работы. Окружающие условия постоянно меняются, на первое место выходит технический прогресс и его особенности. Все это заставляет человека приспосабливаться, чтобы быть полноценным участником социальных, политических, экономических и иных отношений. В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, каким образом определить свое предназначение, и во-вторых, как найти смысл жизни, если действительность постоянно предлагает новые условия.
Социальная адаптация
Понятие социальной адаптации рассматривается двояко:
- Как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
- Как результат активного приспособления.
Характер социальной адаптации непрерывный и связан с тем, что периодами происходит кардинальная смена деятельности индивида и его социального окружения.
Можно выделить два типа адаптационного процесса:
- Тип активного воздействия на социальную среду.
- Тип пассивный. Он характеризуется конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.
Принятие индивидом социальной роли является важным аспектом социальной адаптации – это один из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность этой адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Недостаточно развитое представление о себе может привести к нарушениям социальной адаптации или крайнему её выражению – аутизму.
Замечание 2
Таким образом, можно дать следующее определение социальной адаптации: это приведение к системе норм и ценностей, господствующих в данном обществе, как индивидуального, так и группового поведения.
Её осуществление происходит в процессе социализации и с помощью механизмов социального контроля, которые включают меры общественного и государственного принуждения. В результате ускорения темпов социальных изменений, значение социальной адаптации все больше возрастает. Эти изменения могут затрагивать такие стороны жизни общества, как миграции, возрастные изменения, быстрое промышленное развитие и др.
Все три уровня адаптации между собой очень тесно связаны, они непосредственно влияют друг на друга и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.
Адаптация, с одной стороны, это свойство любой живой саморегулируемой системы, которая обеспечивает её устойчивость к условиям внешней среды, а с другой стороны – это динамическое образование рассматривается как процесс приспособления к условиям внешней среды.
Факторы социальной адаптации
Замечание 2
Факторы социальной адаптации – объективно или субъективно существующая реальность, способствующая или препятствующая адаптации. Факторы адаптации – это условия, определяющие сроки, течение, темпы, результаты адаптации, воздействующие на значение показателей социальной адаптации.
К основным факторам социальной адаптации относятся:
- ведущие – менталитет, отражающий ценностное, рациональное, подсознательное и чувственное отношение личности к элементам социальной реальности;
- личные – социальные и психологические особенности индивида;
- объективные — различные экономические показатели (прожиточный минимум, уровень жизни и т.д.);
- субъективные – уровень самооценки индивида;
- региональные – экономический и демографический потенциалы, уровень образования населения, степень урбанизированности, социальная структура населения территории;
- институциональные – социально-обеспечивающие, организационно-экономические, организационно-политические;
- глобальные – политическое и социально-экономическое устройство общества.
Основные факторы, оказывающие влияние на социализацию и успешность адаптационных процессов: группы средств, адаптационные ресурсы, обеспечивающие адаптацию к новым условиям; барьер, препятствующие адаптации.
Адаптивные барьеры включают внешние и внутренние, объективные и субъективные факторы, препятствующие и тормозящие процесс адаптации к различным адаптивным ситуациям. Адаптивные барьеры: эмоционально-психологический, возрастной, мировоззренческий, тезаурусный, знаковый, контрасуггестивный, национально-культурный, ситуативный, режимный, временной.
Преодоление адаптивный барьеров подразумевает использование различных средств. В процессе адаптации на индивида обычно воздействует несколько адаптивных барьеров.
Адаптация индивида к социальной среде будет принципиально невозможной, если он осознанно будет отказываться от попыток приспособления
Важно применять стратегии, основанные на щадящем, косвенном, опосредованном влиянии структур гражданского общества
Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов
1. Тематические экскурсии
2. Семейные вечера отдыха
3. Дискотеки
4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах
5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку
6. Концерты детей-инвалидов
7. Праздники, посвященные 16-летию детей-инвалидов с вручением памятных подарков, праздничным обедом и развлекательной программой
8. Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов
9. Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов с благотворительными фондами и обществами
10. Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольному теннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др.
11. Организация выставок творческих работ детей-инвалидов
12. Праздники первоклассника
13. Благотворительные экологические праздники с участием журналов “Свирель” и “Лазурь”
14. Творческие встречи с писателями и артистами
15. Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участием детей-инвалидов
16. Разрабатываются и выполняются программы социальной реабилитации детей-инвалидов
17. Созданы и обновляются районные банки данных по детям-инвалидам
Уровни адаптации
То, как ребенок воспринимает окружающую действительность, определяет характер и уровень его адаптации. Принято выделять 3 ее типа:
- Стабильный, удовлетворительный. Ребенок может обслуживать себя, выполнять возлагаемые на него функции и следовать установленным правилам.
- Неустойчивый, неполный. В этом случае ребенок имеет некоторые трудности в усвоении простых навыков. Существуют сложности и в формировании его психики.
- Неудовлетворительный. Пожалуй, самый сложный случай. Ребенок не способен получить даже самые первоначальные навыки, а при нахождении в социуме он испытывает дискомфорт. Нередко результатом становятся частые болезни ребенка.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться, взрослые должны использовать различные методики
Так, при появлении нового ребенка с ОВЗ в коллективе важно провести ему экскурсию. Это поможет не только познакомить его с внешней средой, но и наладить контакт. Чтобы наладить контакт с другими детьми, необходимо осуществлять практическое взаимодействие малыша с ними
Чтобы наладить контакт с другими детьми, необходимо осуществлять практическое взаимодействие малыша с ними.
Виды социальной адаптации
Определение 2
Социальная адаптация – это особый процесс, который отличается управляемостью как извне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям
По сути, самоуправление – основа социальной адаптации, ведь только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти оптимальные пути восприятия новых условий, при этом не нарушая установленные социальные нормы
Существует несколько основных видов социальной адаптации, которые исследователи подразделяют по определенному набору признаков. Безусловно, стоит сразу уточнить, что социальная адаптация является наиболее доминирующим видом, но мы хотели бы уточнить значение каждой:
- Управленческая адаптация, или как ее еще называют «организационная» — она подразумевает, что без управления никакая социальная система не может существовать и выполнять свои функции. В этой связи, благодаря управленческой адаптации, руководство может предоставить человеку наиболее благоприятные условия, а также создать предпосылки для дальнейшего развития человеческой личности, обеспечивать его профессиональную и повседневную жизнедеятельность.
- Экономическая адаптация – это процесс, который сложился во время усвоения новых социальных и экономических норм и принципов, которыми располагает общество. Это адаптирование к условиям труда, заработной платы, социальным выплатам, пенсиям, а также к условиям социального страхования, которые предоставляют человеку новые общества. Без материальных ресурсов человек попросту не сможет отрегулировать и удовлетворить свои потребности, поэтому экономическая адаптация также играет довольно важную роль.
- Педагогическая адаптация представляет собой процесс приспособления к системе образования, ее стандартам и нормам. Воспитание играет очень важную роль в жизни человека, поскольку образование и воспитание – непрерывны. Человек оканчивает школу, университет, но по-прежнему продолжает обучаться, что дает ему возможность совершенствоваться и в негласном порядке адаптироваться к новым условиям.
Особые дети – кто они?
Данный термин, которым называют ребят с определенными ограничениями по здоровью, возник сравнительно недавно. Если говорить о детях-инвалидах, то их нарушения здоровья могут касаться:
- зрения,
- слуха,
- речи,
- опорно-двигательного аппарата,
- умственных способностей.
Отметим, что ситуация осложняется, если ребенок имеет сразу несколько серьезных диагнозов, мешающих ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.
Несовершеннолетним с такими особенностями развития требуется постоянная медицинская помощь, а также социально-бытовая адаптация, которая поможет юным гражданам РФ жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д. Под такого рода адаптацией понимается комплекс мероприятий, разработанный для каждого конкретного ребенка.
Основная информация о правах инвалидов, в том числе о соцадаптации детей с ОВЗ, изложена в .
Что такое социальная адаптация для детей с ограниченными возможностями?
Проблема недееспособных детей является достаточно актуальной в большинстве стран мира. Главной целью является полноценное воспитание несовершеннолетних инвалидов.
Правительством Российской Федерации ежегодно разрабатываются новые методики для наиболее комфортной адаптации, которые помогают тысячам детей осваиваться в окружающей среде.
Дети с ОВЗ – это лица, не достигшие восемнадцатилетия, которые имеют присвоенную медико-социальной комиссией группу инвалидности. Такие дети требуют особого ухода, получения образования и развития в социуме.
Понятие детей с ограниченными возможностями определяет несовершеннолетних, имеющих следующие отклонения:
- Слуховые;
- Зрительные;
- Опорно-двигательные расстройства;
- Речевые дефекты;
- Интеллектуальные расстройства.
Комплекс процедур разрабатывается при содействии различных медицинских и социальных специалистов, которые разрабатывают персонифицированный план адаптации в социуме и лечения для каждого ребёнка с инвалидностью.
При присвоении группы недееспособности, для каждого из детей разрабатывается индивидуальная реабилитационная программа
Социальная адаптация детей дошкольного возраста
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:
- Нарушение эмоционального состояния;
- Ухудшение сна и аппетита;
- Развитие страха перед дошкольным учреждением;
- Повышение заболеваемости.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.
Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:
- Эмоциональная неадекватность;
- Социальная некомпетентность;
- Несоциализированная агрессия;
- Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
- Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
- Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.
Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.
В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.
Видео с YouTube по теме статьи:
Возможные трудности адаптации в коллективе
Социализация человека с ограниченными возможностями в коллективе всегда проходит несколько тяжелее. Его могут игнорировать, брезгливо жалеть или завидовать «особому отношению» педагогов. Поэтому главной сложностью адаптации можно смело назвать нежелание общества включать в свой мир людей с ограниченными возможностями. Никакие попытки социализации инвалида не принесут плодов, пока не будут разрушены стереотипы и в «больных», и в «здоровых» головах.
В общении с одноклассниками ребенок инвалид развивается гораздо быстрее
Интересно то, что среди инвалидов, активно участвующих в жизни социума, специалистами отмечены более позитивный настрой и высокая самооценка по сравнению с «затворниками». Это еще раз подтверждает тот факт, что ни в коем случае нельзя держать детей-инвалидов в изоляции. Пусть это будет непросто, но социализация им необходима.
В сложных случаях ребенку надо посещать образовательное учреждение со специалистом (помимо педагогов), который поможет установить связь с внешним миром и будет постоянно включен в процесс обучения. Такой человек должен поддерживать тесные отношения с семьей подопечного. К сожалению, часто семьи с инвалидом не могут себе позволить подобные услуги, что негативно сказывается на адаптации.
Как проходит социальная адаптация?
Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью. В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование
При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче
Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка. В число методов соцадаптации входят:. В число методов соцадаптации входят:
В число методов соцадаптации входят:
- общение с учеником, а также консультирование его родителей;
- обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
- сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.
Социальная адаптация – то есть процесс общения ребенка с педагогом – может быть как индивидуальной, так и проходить в группе детей, в той социальной среде, которая будет благоприятна для развития малыша. Задача – реализовать потенциал каждого маленького участника процесса посредством взаимодействия, поддержки, общения.
В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:
- удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
- неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
- неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.
При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:
- ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
- мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
- человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.
В каком порядке проводится социальная адаптация?
Действующими нормативно-правовыми документами определены несколько этапов привыкания ребёнка с ОВЗ в обществе, которые приведены в таблице ниже.
Уровень | Характеристика |
---|---|
Неудовлетворительный | Ребёнок не в состоянии приобретать первоначальные навыки и приспосабливаться к психологической обстановке в новой окружающей среде. Несовершеннолетний имеет постоянные заболевания по этой причине. |
Неполный | Адаптация ребёнка затруднена при помещении его в новую социальную среду. |
Удовлетворительный | Несовершеннолетний полностью адаптировался при помещении его в новое общество. Они имеют полноценные навыки к самообслуживанию, выполнению функциональных обязанностей и соблюдению дисциплин. |
Первоначально, для детей с ограниченными возможностями проводят экскурсию, помогающую ознакомиться с новой окружающей средой и социумом.
Это помогает познакомиться с другими детьми, наладить взаимоотношения, завести новые знакомства и друзей.
В практическом применении, используются следующие меры деятельности:
- Наглядные;
- Практические;
- Воспитательные.
Для достижения скорейшей социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями используются различные игровые мероприятия, которые делают образовательный и воспитательный процесс легче. В процессе игры вовлекается намного больше детей, чем при простой подаче материала.
Родители постепенно предоставляют ребёнку возможность самостоятельно обеспечивать себя, что придает ему уверенности.
Этот этап реализуется в течение нескольких месяцев, при проведении реабилитационных мероприятий.
Основными задачами социальной адаптации являются следующие:
- Постоянный контроль за развитием несовершеннолетнего;
- Преодоление трудностей, которые возникают при получении образования;
- Окружение ребёнка с ограниченными способностями только положительными эмоциями;
- Предоставление информации об отличительных особенностях личностного формирования ребенка с ОВЗ, его обучении и адаптации несовершеннолетнего в социуме.
Проведение мероприятий по получению образования таких детей возможно одновременно несколькими способами, которые приведены в таблице ниже.
Если несовершеннолетние с ОВЗ посещают учреждения совместно с полностью здоровыми детьми | Не имеющих ограничений по состоянию здоровья. В особенности это относится к школам, преподающим стандартные обучающие программы. В таких учебных заведениях нет различия между категориями детей. |
При устройстве ребёнка в образовательное учреждение | Имеющее специальный класс для таких детей. |
Инвалидность — не приговор
Хочется отметить, что в вопросах инвалидности наше общество постепенно выходит на новый, более осознанный уровень. Инвалидность стала реже восприниматься людьми как проблема «закрытого клуба неполноценных людей», постепенно становясь проблемой широкого масштаба. Вопросы жизнеобеспечения людей с ограниченными возможностями постоянно рассматриваются в экономической, правовой, образовательной и социальной сферах жизни.
Самое сложное – защитить не взрослых, а детей-инвалидов.
Зачастую, самое тяжелое для них – не сама болезнь, а особые испытания, которые они вынуждены преодолевать ежедневно: непонимание со стороны окружающих, непринятие, ограничение свободы. И если многие взрослые уже научились жить в таких условиях, то неустойчивая психика подрастающего человека может не выдержать оказываемого на нее давления
Именно поэтому очень важно с малых лет помочь таким детям влиться в социум, чтобы дать возможность впоследствии удачно построить свою жизнь
Приложите все усилия, чтобы школьные годы стали для таких детей незабываемы