Что можно сказать о коммуникативной компетентности дошкольника?

Коммуникативная компетентность педагога

Под коммуникативной компетентностью педагога подразумевается умение учителя понимать речь своего ученика, а также тактично и четко выражать свои мысли так, чтобы ученик их понимал

Также важно обучать моделям общения своего ученика, который не обладает обширными познаниями о различных ситуациях и несхожести людей, с которыми ему придется общаться

Коммуникативная компетентность человека включает:

  1. Профессионально-мотивационный компонент – когда педагог настроен развивать свои навыки, чтобы быть профессионалом своего дела.
  2. Когнитивный компонент – это знания педагога.
  3. Операционный – навыки передачи речи, которыми обладает педагог.
  4. Позиционно-ценностный – заинтересованность педагога в своей деятельности.

Важное значение играют отношения, которые складываются между педагогом и учеником. Следует понимать, что наибольшую расположенность к общению дети занимают, когда у них складываются доброжелательные и доверительные отношения с учителями

Если же между сторонами имеются натянутые отношения, отрицательные эмоции и конфликты, тогда ученик будет отвергать любое учение, исходящее от педагога.

В процессе обучения себя и своих учеников коммуникативной компетентности следует поощрять творческий подход. Ведь речь хоть и обладает определенной структурой и правилами, однако позволяет свободу в выражении и ее использовании.

Как педагог формирует свою профессиональную компетентность?

  • Первую роль здесь играют навыки, которыми уже педагог обладает. Чему его обучали и затачивали те люди, которые были его учителями?
  • Профессиональное обучение, которое включает не только получение педагогических навыков, но и манеру общения с учащимися.
  • Эмпатия – способность воспринимать и понимать чувства окружающих, отмечая мотивы поведения.
  • Прохождение практики непосредственно при общении с детьми, когда педагог корректирует свои знания и навыки, полученные во время учебы.
  • Повышение квалификации и самообучение.

перейти

Становление понятия коммуникативная компетенция в педагогической науке

Навыки рационального взаимодействия между людьми играют важную роль в различных направлениях деятельности, обеспечивая ее эффективность и результативность.

Построение оптимальных коммуникативных связей, диалогов, требует сформированной коммуникативной компетенции. Данное понятие было введено в научную практику американским ученым-лингвистом Д. Хаймсом в 1972 году. Понятие означало навыки личности применять язык в ходе построения коммуникации, грамотно строить речевые конструкции, умело пользоваться синтаксисом и выражать свои мысли, посредством умело построенных фраз и предложений.

В отечественной педагогике понятие коммуникативная компетенция было внедрено в 90-е годы 20-го столетия. В этот период произошел первый этап реформирования образовательной системы и был разработан компетентностный подход в организации учебно-воспитательного процесса. Его развитие было обусловлено неэффективностью реализации концепции, на которой базировалось советское образование: получение большого объема знаний ведет к развитию необходимых умений и навыков. Интеграция в мировой образовательной сфере показала недостаточность и слабую продуктивность этой образовательной концепции.

Коммуникативная компетенция в отечественной педагогике получила широкое применение и отражала умения личности строить общение, диалоговое взаимодействие в процессе трудовой и учебной деятельности, ориентированное на удовлетворение своих умственных потребностей. Первоначально, данное понятие было применимо к изучению иностранных языков и только с совершенствованием интегративных связей в образовательной сфере было перенесено в другие научные разделы и направления образовательной деятельности.

По своей структуре понятие коммуникативная компетенция состоит из следующих элементов:

  1. Лингвистическая компетенция – освоение конкретных знаний и навыков деятельности в разнородных языковых моментах: в грамматике, лексике, фонетике.
  2. Социолингвистическая компетенция – умение производить выбор языковой формы, соответствующей данной коммуникации, рационально применять ее и преобразовывать, исходя из контекста.
  3. Прагматическая компетенция – освоение определенного объема знаний, навыков и умений, которые позволяют выражать свои мысли в речевых структурах, отвечающих требования определенной ситуации общения, поставленной речевой задачей, задумкой и целью коммуникации.

Замечание 1

Все составные элементы коммуникативной компетенции развиваются в процессе социализации личности, развития процессов общественного взаимодействия и находят практическое воплощение в речевой деятельности.

Исходя из структурного строения коммуникативной компетенции, можно определить это понятие, как наличие навыков рационального построения речевых структур и способности организации эффективного речевого поведения, отвечающего требованиям социальных взаимоотношений.

Коммуникативная компетенция относится к специфическим чертам отдельной личности. Она не является врожденным качеством, а приобретается в процессе обучения, либо, полученного коммуникативного опыта.

Обладание личностью определенными способностями в сфере построения коммуникативных связей свидетельствует о наличии коммуникативной компетенции, являющейся значимым элементом продуктивного общения, свидетельствующим об умении человека рационального и грамотно организовать речевое поведение.

Данная компетенция показывает способность личности беспрепятственно и продуктивно общаться, уметь взаимодействовать с другими людьми, объектами различных сфер деятельности и окружающей среды, воспринимать и обрабатывать информационные потоки. Личность, наделенная коммуникативной компетенцией способна выполнять конкретные роли в обществе, конкретной деятельности, группе, коллективе.

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В настоящее время существует большое количество определений коммуникативной компетентности, но чаще всего КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬрассматривается как внутренняя система ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

В коммуникативной компетентности можно выделить три составляющие:

— точность (правильность) восприятия других людей,

— развитость невербальных средств общения,

— владение устной и письменной речью.

Коммуникативная компетентность может быть рассмотрена как психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» и включает в себя такие способности:

— брать на себя и исполнять различные социальные роли,

— адаптироваться в социальных группах и ситуациях,

— свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения,

— способность человека организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми.

— осознание человеком своих ценностных ориентаций, потребностей,

— техники работы с людьми, их чувствами, психологическими состояниями.

Другими словами человек является коммуникативно компетентным, если у него развиты способности: гностические, экспрессивные и интерактивные. В состав коммуникативных способностей входит следующая совокупность знаний и умений:

— знание типов характеров и темпераментов людей;

— знание того, как люди с различными индивидуальными особенностями реагируют на различные коммуникативные ситуации;

— знание о том, как интересы, потребности и состояния людей проявляются в их коммуникативной деятельности;

— знание норм и форм поведенческого и речевого этикета;

3 стр., 1254 слов

Формирование коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте

Содержание Введение ……………………………………………………………………. 3 1. Теоретический анализ коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте ……………………………….…. 7 1.1. Понятие общения в психологической литературе ……….……7 1.2. Особенности общения в подростковом возрасте ……………..12 1.3. Понятие коммуникативной компетентности в подростковом возрасте ……………………………………..…..29 2. Эмпирическое исследование процесса …

— знание приемов и методов убеждения, других способов психологического воздействия на людей;

— знание о том, как человек выглядит со стороны, что в нем нравится и не нравится окружающим людям;

— умение правильно оценивать окружающих людей;

— умение предвидеть то, как человек будет реагировать на сложившуюся социальную ситуацию;

— умение гибко подстраиваться под партнера по общению;

— умение пользоваться формами поведенческого и речевого этикета с соблюдением существующих социальных, моральных и этических норм;

— умение наблюдать за людьми в процессе общения с ними, делать правильные выводы о них;

— умение правильно подбирать и исполнять социальные (коммуникативные) роли;

— умение располагать к себе людей, вызывать их доверие;

— умение убеждать людей, сохраняя хорошие взаимоотношения с ними.

Компетентность в общении предполагает, что человек готов и умеет строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой, и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Общение, в котором проявляется коммуникативная компетентность человека, имеет две стороны: мотивационную и инструментальную.

Мотивационная сторона общения – это то, что инициирует, побуждает, направляет и поддерживает его.

4 стр., 1693 слов

Понятие об общении коммуникативные умения (1)

6 Понятие об общении (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Брудный А.А., Буева Л.П., Зимняя И.А., Злобина Е.Г., Золотнякова А.С., Леонтьев А.А., Лисина М.И., Ломов Б.Ф., Мудрик А.В., Парыгин Б.Д. и др.) Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. …

Инструментальная сторона общения включает в себя то, при помощи чего оно реализуется. Сюда входят перечисленные выше знания и умения.

Коммуникативная компетентность педагога

Под коммуникативной компетентностью педагога подразумевается умение учителя понимать речь своего ученика, а также тактично и четко выражать свои мысли так, чтобы ученик их понимал

Также важно обучать моделям общения своего ученика, который не обладает обширными познаниями о различных ситуациях и несхожести людей, с которыми ему придется общаться

Коммуникативная компетентность человека включает:

  1. Профессионально-мотивационный компонент – когда педагог настроен развивать свои навыки, чтобы быть профессионалом своего дела.
  2. Когнитивный компонент – это знания педагога.
  3. Операционный – навыки передачи речи, которыми обладает педагог.
  4. Позиционно-ценностный – заинтересованность педагога в своей деятельности.

Важное значение играют отношения, которые складываются между педагогом и учеником. Следует понимать, что наибольшую расположенность к общению дети занимают, когда у них складываются доброжелательные и доверительные отношения с учителями

Если же между сторонами имеются натянутые отношения, отрицательные эмоции и конфликты, тогда ученик будет отвергать любое учение, исходящее от педагога.

В процессе обучения себя и своих учеников коммуникативной компетентности следует поощрять творческий подход. Ведь речь хоть и обладает определенной структурой и правилами, однако позволяет свободу в выражении и ее использовании.

Как педагог формирует свою профессиональную компетентность?

  • Первую роль здесь играют навыки, которыми уже педагог обладает. Чему его обучали и затачивали те люди, которые были его учителями?
  • Профессиональное обучение, которое включает не только получение педагогических навыков, но и манеру общения с учащимися.
  • Эмпатия – способность воспринимать и понимать чувства окружающих, отмечая мотивы поведения.
  • Прохождение практики непосредственно при общении с детьми, когда педагог корректирует свои знания и навыки, полученные во время учебы.
  • Повышение квалификации и самообучение.

Критерии сформированности коммуникативной компетентности

Рассмотрим три критерия, которые также являются частью коммуникационной компетентности:

  1. Знания в сфере коммуникации – это те знания, которые касаются методов и средств выстраивания коммуникативных отношений.
  2. Умения в сфере коммуникации – это такие умения, как способность понимать чужую речь, понятно излагать собственные мысли, выражать грамотно свои чувства, рассказывать другим о своих планах и желаниях, уметь задавать вопросы.
  3. Способности в сфере коммуникации – это возможности дошкольников воспринимать речь и эмоции людей, с которыми в данный момент происходит акт общения, способность высказывать свое отношение.

Деятельность коммуникации взаимосвязана с коммуникативной культурой – представлениями индивидуума о речевом этикете и нормах общения.

Типы коммуникативных компетенций

1- Грамматическая или лингвистическая компетенция

Это собственно владение языком. Включает в себя интеграцию формы и значения языка, поддерживая их двустороннюю связь. Имеет следующие уровни: фонологический (интонация, ритм и т.д.), лексико-семантический (словарный запас) и грамматический (структура слов, способы их сочетаемости и т.д.). Этот тип компетенции является основой общения, без него мы бы не смогли понять ни друг друга, ни самих себя.

2- Социолингвистическая компетенция

Соответствие языка существующему контекстному фону. Наш язык неотделим от времени, в котором он используется. Для того, чтобы правильно использовать этот тип компетенции, необходимо умение понимать различные выражения в зависимости от ситуации, в которой мы находимся. Например, мы можем определить разницу, когда в паре один называет другого «глупый» в переносном смысле, выражая любовь и нежность, и когда один человек, критикуя другого, говорит это слово в прямом смысле.

3- Дискурсивная компетенция

Включает в себя навыки, связанные с интерпретацией сообщений и передачей множества типов коммуникаций в различных обстоятельствах. Содержание повествования должно быть целостным и связным. Мы применяем этот тип компетенции на практике, когда (в устной или письменной форме) рассказываем друзьям, как провели выходные, придавая сообщению упорядоченную и логическую структуру.

Виды слушания, приёмы эффективного слушания.

Направленное,
критическое слушание.
При таком виде
слушания участник общения сначала
осуществляет критический анализ
сообщения (зачастую заранее, приходя с
установкой на критическое восприятие
информации), т.е. определяет, насколько
правдивой, достоверной или вероятной
может быть информация, и только после
этого понимает, согласен ли он с ней и
хочет ли воспринять и ответить.

Эмпатическое
слушание. Эмпатия — это способность
человека эмоционально откликаться на
переживания и чувства других людей

При
эмпатическом слушании участник общения
уделяет большее внимание «считыванию»
чувств, а не слов, пониманию того, какое
у собеседника отношение к тому, что он
говорит

Нерефлексивное
слушание
. Этот вид слушания предполагает
минимальное вмешательство в речь
говорящего при максимальной
сосредоточенности на ней. Умение
внимательно молчать, не вмешиваясь в
речь говорящего своими репликами и
замечаниями, облегчает слушателю процесс
самовыражения и помогает ему лучше
понять смысл передаваемой информации,
уловить, что стоит за словами. Важным
сигналом такого слушания является
невербальная реакция, т.е. контакт глаз,
кивок или покачивание головой и т.п.

Активное
рефлексивное слушание
. Вид слушания,
в котором на первый план выступает
отражение информации, называют активным
рефлексивным слушанием. Рефлексивное
слушание предполагает анализ получаемой
информации в процессе слушания и
мгновенный отклик на нее с помощью
вопросов или реплик.

Приемы
эффективного слушания

1.
Выявить свои привычки слушания, слабые
и сильные стороны, характер допускаемых
ошибок.

2.
Не уходите от ответственности за общение.
Она обоюдна, поскольку в общении участвуют
двое, причем в роли слушающего они
выступают попеременно. Умейте указать
собеседнику, что вы действительно
слушаете и понимаете его. Этого можно
добиться уточняющими вопросами, активными
эмоциями. Как может собеседник узнать,
что вы его понимаете, если вы сами не
скажите ему об этом?

3.Будьте
внимательны. Умейте поддерживать с
собеседником визуальный контакт, но
без назойливости или взгляда. Следите,
чтобы ваши позы и жесты говорили о том,
что вы слушаете собеседника. Помните,
что партнер хочет обращаться с
внимательным, живым собеседником.

4.
Умейте сосредотачиваться на том, что
говорит собеседник

Это требует
сознательных усилий, поскольку
сосредоточенное внимание удерживается
недолго. Старайтесь до минимума свести
ситуационные помехи (телевизор, телефон).

5.
Старайтесь понять не только смысл слов,
но и чувства собеседника. Помните, что
люди передают свои мысли и чувства
«закодированными», в соответствии
с принятыми социальными нормами.

6.
Умейте быть наблюдательным. Следите sa
неречевыми сигналами говорящего,
поскольку на эмоциональное общение
приходится большая часть общения.

7.
Придерживайтесь одобрительной реакции
по отношению к собеседнику. Ваше одобрение
помогает ему точнее выразить свои мысли.

8.
Прислушивайтесь к самому себе. Ваша
озабоченность и эмоциональное возбуждение
мешают слушать партнера. Если. его речь
и поведениэ затрагивают ваши чувства,
постарайтесь выразить их, это прояснит
ситуацию. Вам станет легче слушать
собеседника.

9.
Помните, что часто цель собеседника —
получить от вас что-либо реальное или
изменить ваше мнение, или заставить вас
сделать что-либо. В этом случае действие
— лучший ответ собеседнику.

Что такое коммуникативная компетентность?

Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех ресурсов речевой деятельности, чтобы установить успешный контакт с другой личностью. Здесь человек должен обладать не только знаниями языка и умениями произносить слова, но и другими вербальными и невербальными средствами коммуникации, которые дополняют все сказанное человеком.

Порой под коммуникативной компетентностью понимается еще и умение создавать определенные отношения с собеседником:

  1. Умение высказать свою мысль.
  2. Умение выслушать человека и понять его.
  3. Способность находить аргументы своей позиции.
  4. Способность вести диалог, каким бы он ни был.

Следует понимать, что процесс коммуникации не является статичным процессом. По мере общения человек постоянно должен включать сознательный подход, чтобы контролировать свои эмоции, понимать поступающую информацию, выбирать, как на нее реагировать, а также подбирать слова, которые наиболее ярко и точно позволят выразить свое мнение. Общение в течение определенного времени постоянно меняется, что также зависит от настроения самих оппонентов.

Коммуникативная компетентность на высшем уровне требуется от родителей и прочих учителей, которые занимаются развитием навыков общения у детей. В первую очередь они показывают, как нужно общаться с окружающими, что зависит от того, как они сами общаются с другими людьми.

Невозможно одним словом передать, что является коммуникативной компетентностью. Однако в ней выделяют три большие составляющие:

  1. Мотивационный компонент. Здесь понимается потребность любого человека контактировать с другими людьми, что осуществляется на всех доступных уровнях. Также человека мотивирует то, что он через контакты с другими людьми выражает самого себя.
  2. Поведение. Это выбор определенной модели поведения во время коммуникации. В зависимости от темы общения, отношения к собеседнику и прочих мотивационных компонентов, человек начинает совершать те или иные действия.
  3. Когнитивный компонент. Здесь понимаются знания не только из области языка (слова и их значения), но и о том, как выразить свое отношение, как люди общаются в той или иной ситуации, какие нормы и этикет следует соблюдать в определенном случае и т. д.

Чтобы развить коммуникативную компетентность, человек должен развить в себе конкретные:

  1. Знания – это то, как устроена речь, какими средствами можно воспользоваться для передачи информации.
  2. Умения – выражать свои мысли, понимать речь окружающих, правильно подбирать слова, невербальные способы выражения своего отношения.
  3. Способности – склонность ребенка понимать все способы передачи информации, которые исходят от другого человека, и умение самим ими воспользоваться.

Процесс общения рассматривается не только как выражение слов и обмен информацией, но и как деятельность между субъектами, которые начинают что-то узнавать, воздействовать друг на друга, менять свое мнение, планировать и выстраивать какие-то мысли. Другими словами, люди не действуют, однако в своей голове они уже организовывают деятельность, которую теперь остается реализовать на практике.

Следует понимать, что процесс коммуникации в целом влияет на то, в каком настроении человек из него выйдет и какие поступки начнет совершать

Вот почему так важно не только обучать детей навыкам общения, но и показывать влияние слов на происходящие в дальнейшем события

Комплексный подход в формировании коммуникативной компетенции

Как говорилось выше, для адаптации в обществе необходимо владеть различными навыками общения и знаниями. Для их формирования нужен комплексный подход к учащимся, в особенности к младшим школьникам, так как в их возрасте начинает складываться образ мышления и формируются принципы поведения.

Система для развития коммуникативной компетенции включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это знание языка, грамматики, стилистики, обогащенный словарный запас, широкий кругозор. Также это умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.

Комплексный подход должен применяться не только в стенах школы, но и дома, ведь ребенок там проводит немало времени

И родители, и учителя должны понимать всю важность владения коммуникативными навыками. От них зависит как личностный, так и профессиональный рост человека

Роль чтения в формировании коммуникативной компетенции

Хорошей средой для развития навыков общения являются уроки литературы в школе. Особое место занимает чтение книг. Однако с увеличением доступа к современным гаджетам школьники много времени проводят за виртуальными играми на телефонах, планшетах и компьютерах, вместо того чтобы уделить время занятиям полезными делами, чтением. Виртуальные игры негативно влияют на психику ребенка, делают его социально неадаптированным, пассивным и даже агрессивным. Стоит ли говорить, что дети, проводящие время за гаджетами, совершенно не хотят учиться, читать и развиваться. В таких условиях коммуникативные компетенции учащихся не развиваются. Поэтому родителям стоит задуматься о негативном влиянии современной техники на ребенка и о более полезных и развивающих занятиях для школьника. Стоит постараться привить учащимся любовь к чтению, так как именно книги обогащают лексикон новыми словами. Начитанные дети более грамотные, собранные, с широким кругозором и хорошей памятью. К тому же классическая литература сталкивает детей с различными образами героев, и они начинают понимать, что такое добро и зло, узнают, что за поступки придется отвечать, и учатся на чужих ошибках.

Коммуникативная компетентность педагога

Педагог взаимодействует с детьми, поэтому его речь должна быть как нельзя самой грамотной и структурированной, чтобы дошкольники могли брать пример и обучаться полезным навыкам. Коммуникативная компетентность воспитателя подразумевает, что он может выслушать ребенка, понять его, отстоять свою точку зрения и построить общение так, что будут сформированы доверительные отношения.

Для формирования таких навыков, учитель должен:

  1. Совершенствоваться, развиваться, иметь заинтересованность в своей работе.
  2. Познавать новую информацию.
  3. Применять новые знания на практике.
  4. Положительно относиться к своей педагогической работе.

Насколько хорошо педагог может установить с детьми коммуникацию, влияет на весь педагогический процесс. Детей нужно обучать, давать новые знания, стимулировать к выполнению заданий и достижению целей, вызывать интерес и т. д. Все это в большей степени происходит через общение. Если ребенку приятно контактировать с воспитателем, тогда он участвует в процессах, в которые его вовлекает педагог. В противном случае малыш будет замыкаться и избегать контактов с воспитателем.

Навыки педагогической коммуникативной компетентности отрабатываются еще на этапе обучения человека своему ремеслу. Еще будучи студентом педагогического училища или университета, человек нарабатывает знания, общается с педагогами и однокурсниками, проходит педагогическую практику, где и начинают формироваться определенные манеры и позиции.

Именно на данном этапе важно отметить негативные отклонения, когда обучающийся педагог не может наладить отношения с детьми. Если отсутствует контакт и доверительное отношение детей к будущему педагогу, это говорит об отсутствии коммуникативной компетентности

Важное значение в развитии навыков играют личностные особенности педагога:

  • Качества характера.
  • Отношение к самому себе.
  • Отношение к другим людям, в частности к детям.
  • Самоощущение в процессе педагогической деятельности.

Хорошо, если педагог не просто рефлексирует, а старается взять процесс в руки и управлять им. Это заставляет его следить за собственной речью, проявлять нужные качества, самосовершенствоваться, устранять негативные аспекты речи и пр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: