Агрессивное поведение подростков

Причины возникновения подростковой агрессии

Семейные причины агрессивного поведения подростков

Крайности в воспитании. В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания

Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора — что одевать, с кем общаться и т.д

Во втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.

Социальный статус и уровень жизни. Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.

Насилие в семье. Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый — он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй — он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.

Ревность. Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.

Семейные традиции. Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.

Биологические причины подростковой агрессии

Юношеский максимализм. В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».

Половое взросление. Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение

Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло — в танцы или спорт.

Личностные причины агрессии у подростков

  • Неуверенность в себе. Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
  • Чувство вины. Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением.
  • Обидчивость. Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.
  • Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.

Причины

Итак, причины подростковой агрессии такие:

  1. Семейные.

Психологи отмечают, что агрессивность подростков и причины подростковой агрессии чаще всего появляются как ответная реакция на происходящее в семье, потому что это та группа, в которой ребёнок проводит большую часть своего времени. Кроме того, именно она в ответе за всё, что происходит с подростком в других группах. В подростковом возрасте происходит перестройка всех систем организма. Она ведёт к тому, что «маленький взрослый» (для нас с вами) начинает ощущать собственную значимость, потребность в признании. А родители часто не готовы к такому повороту дел, по-прежнему считая своего ребёнка маленьким и не способным сделать выбор. Поэтому если вдруг подросток увлёкся молодёжной субкультурой, с которой вы совершенно не знакомы и которая кажется вам воплощением кошмара, подумайте: а не вы ли совсем недавно критиковали его за слишком широкие или узкие штаны, короткую юбку, нелепые хвостики в причёске или ещё что-нибудь, по вашему мнению, эпатажное?

Однако обращение к субкультуре – это часть самовыражения. Гораздо хуже, когда ребёнок начинает проявлять агрессию. А представьте ситуацию в обратном свете. Каждый день вы приходите домой и слышите, что не так одеты и обуты, что «чёрт знает на кого похожи», что не тем занимаетесь, что есть много людей, которые гораздо умнее, интеллигентнее, интереснее вас, что вы вообще не способны никому нравиться. Интересно: станете ли вы агрессивными? Со 100%-ной вероятностью – да. Другое дело, начнёте ли проявлять откровенную злобу. Здесь будет так, как вы способны реагировать на происходящие события и как вы воспитаны. Но подросток пока не может полноценно управлять своим поведением, поэтому он обычно открыто проявляет агрессию, в данном случае как реакцию на ваше поведение.

  1. Биологические.

Дело в том, что мы, взрослые, часто сами подвергаемся действию гормонов, и тогда можно услышать, чаще от женщин: «С гормонами проблемы, сама не своя!», «У меня гормоны бушуют!», «С гормонами нелады» и т. д. А представьте, что происходит с ребёнком! У него идёт гормональная перестройка всех функций и систем организма. Он становится взрослым на уровне биологических систем – «готов к продолжению рода» – и ощущает себя таковым, но при этом ещё не может стать полноценным взрослым, о чём мы ему бесконечно напоминаем, что в корне неправильно!

Специалисты отмечают следующие симптомы гормональной перестройки организма у подростка:

  • частая смена настроения;
  • депрессия;
  • неусидчивость и отсутствие концентрации внимания;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • агрессия и проблемное поведение;
  • тревога.

Знакомые симптомы? Особенно женщинам, мамам. Помните о таких проблемах, с которыми сталкивается ваш ребёнок. И относитесь к нему снисходительно. Разумеется, речь не идёт об оправдании постоянного открытого хамства и злобы.

  1. Личностные.

Становление личности – это в первую очередь потребность ощущать своё самостоятельное «Я» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что происходило в детском возрасте? Вы решали за ребёнка почти всё: какую одежду он будет носить, какой будет мебель в его комнате, какие тетради ему покупать, куда будет ходить, с кем дружить (согласитесь, есть и такое!) и т. д. И вдруг! Он взбунтовался! К этому прежде всего надо быть готовым. Потому что вы уже понимаете, что становление личности – это желание всё решать самому. И если есть то, что вы никак не можете доверить подростку (покупка мебели, например), то всё, что касается его принадлежностей, позвольте ему выбирать самому. Возможно, корни агрессии именно в этом. Дайте ему право распоряжаться своими вещами, личным временем, отношениями и др. В любом случае он станет вести себя в рамках тех норм, которые вы ему привили в процессе воспитания, поэтому нет необходимости бесконечно проверять: так ли он поступил, как вы научили.

Решаем проблему правильно

Есть несколько способов, которые могут подействовать.

  • Провести гормональную экспертизу. На основе анализов, специалист индивидуально подберет корректирующие препараты. Они нормализуют баланс гормонов, возвращая адекватность.
  • Записаться на прием к психологу, в более сложных случаях к психотерапевту. Это особенно подходит, когда агрессивность наблюдалась раньше, но ей не придавали значение. Истоки психологических нарушений, берут начало с детства.
  • Пет-терапия, более известна, как зоотерапия. Единение с природой и животными, помогают измениться даже в тяжелых случаях. Контакт с домашними животными, лошадьми, дельфинами, попугаями и рыбками, нормализует эмоциональный фон, делает более уравновешенным. Терапия учит взаимному доверию, равенству в отношениях, как заботится, любить.

  • Докажите своим примером: как бы не хотелось выпустить пар, вы сдерживаетесь. Объясните, что негативные эмоции вредят тебе и окружающим. Особенно неприятно и совестно, обидеть сгоряча близких. Недовольство можно выразить деликатно, спокойно, словами.
  • Подумайте, кто образец подражания для вашего ребенка? Вероятно, он копирует его привычки, черты характера. Это может быть член семьи, друг или киногерой. Если вы в силах повлиять, то поговорите с человеком, чтобы он вел себя иначе в присутствии детей. Попытайтесь заинтересовать чадо другим персонажем, либо хвалите его положительные качества. Эта же схема действует с друзьями: Гриша вспыльчивый, дерзкий, но сделайте упор на другое, он помогает дома, выручает в трудные моменты, умеет развеселить.
  • Проследите за питанием. Удивительно, но еда способна повлиять на выработку определенных гормонов и нервную систему. Сократите кофеиносодержащие напитки. Замените кофе и пепси-колу на соки, молоко, какао, питьевые йогурты.
  • Помогите найти хобби, которое по-настоящему увлечет тинейджера. Спортивная секция, танцы, бег ― помогут выплеснуть энергию. Рисование, музыка, театральный кружок ― дают разрядку, улучшают настроение. Все это благотворно сказывается на здоровье и успешно применяется при психокоррекции.

Коррекция агрессии у подростков

Для этого возрастного периода схема взаимодействия кардинально другая. Не следует навязывать подростку свою опеку, старайтесь помогать ему в саморазвитии и самореализации. Мальчикам можно предложить заняться спортом – боксом, борьбой, плаванием, девочкам – танцами, гимнастикой. Физическая активность – отличный способ избавиться от агрессии.

Концепция коррекции агрессивного поведения приемного ребенка подросткового возраста стоит на «трех китах»: умении слушать, хвалить и разумно ограничивать. Всегда слушайте ребенка – не старайтесь сразу же высказать или навязать свою точку зрения. Подросток не всегда прав, но не всегда и виноват. Высказывайтесь нейтрально, старайтесь не задеть чувства ребенка. Хвалите при любом удобном случае, если ваш подопечный сделал действительно что-то хорошее. При этом введите систему ограничений. Их не должно быть много и все они должны быть разумными. Естественно, если агрессия подростка стала проблемой, с ним должны работать и психологи.

Семейный психолог Римма Теперик рассказывает, какими методами можно убедить подростка отказаться от использования нецензурных выражений:

https://youtube.com/watch?v=8gTwEcc0gmk

Любое упущение или невнимание со стороны приемных родителей может быть губительно. Побороть проблемы, не зависящие от приемной семьи, не просто

Плохое воспитание, наследственность, педагогическая запущенность, проблемы со здоровьем из-за неблагоприятных условий проживания часто являются спутниками приемных детей, поэтому на приемных родителей ложится груз двойной ответственности. Но при желании двигаться вперед и взаимодействовать со специалистами можно решить практически любую проблему.

Елена Кононова

Что же делать родителям, столкнувшимся с детской агрессией?

Первая и самая главная рекомендация, которую дают мамам и папам специалисты-психологи, – успокоиться. Нельзя агрессивно реагировать на агрессию ребенка. Это может только усугубить ситуацию и породить дополнительные проблемы.

Крайне важно медленно, спокойно и взвешенно подходить к каждой ситуации, демонстрировать подростку, что вы любите его, дружественно настроены по отношению к нему, принимаете его и заинтересованы ему помочь. Учитывайте, что даже если ребенок поймет, насколько пагубно его поведение, и будет готов меняться, сделать это одномоментно ему не под силу

Будут срывы, будут откаты в этом процессе. Родитель необходим ребенку даже в таких ситуациях. Именно он может помочь не опустить руки, поддержать, подарить подростку веру в то, что у него обязательно все получится

Учитывайте, что даже если ребенок поймет, насколько пагубно его поведение, и будет готов меняться, сделать это одномоментно ему не под силу. Будут срывы, будут откаты в этом процессе. Родитель необходим ребенку даже в таких ситуациях. Именно он может помочь не опустить руки, поддержать, подарить подростку веру в то, что у него обязательно все получится.

Воспитание

Культура воспитания детей весьма гуманизировалась за последние 100 лет в результате просветительской деятельности психологов и гуманизации общества в целом, и воспитательная стратегия розг уже осталась в прошлом.

Сегодня многие психологи считают, что воспитание должно представлять собой лишь предоставление для ребенка возможностей для развития. Может сложиться впечатление, что воспитание ребенка – это только научение и обучение чему-то новому. Конечно, научение и обучение занимает значительное место в процессе воспитания, но, особенно на первых годах жизни, воспитание содержит в себе значительную долю запретов и принуждений, к которым приучают ребенка, что вызывает у него неудовольствие. Но, чаще всего, эту стратегию принуждения приходится проводить до конца подросткового возраста.

Необходимость принуждений связана, прежде всего, с тем, что культура человеческого общества и нормы социума не имеют генетического наследования. Для того чтобы человек стал человеком, ему приходится отказываться от весьма значительной своей животной части, именно которая и наследуется генетически. Поэтому при воспитании ребенка родителям приходится налагать множество запретов, по сути, на естественные желания.

Запреты и ограничения приходится вводить с момента, когда ребенок начинает ползать. Первый запрет – это запрет на свободу передвижения, который проявляется, например, в том, что ребенка помещают в манеж. Запрет на свободу передвижения действует, в той или иной форме, практически, до конца подросткового возраста (хотя многие родители пытаются сохранять его значительно дольше).

Следующий запрет, с которым сталкивается ребенок – это приучение к опрятности, который, вводит в определенные рамки естественную потребность в немедленном удовлетворении естественных потребностей. Сюда же относятся требования не пачкаться, не есть руками, мыть руки и другие, которые, по сути, являются противоестественными животной составляющей ребенка.

Также ребенка изолируют от половых отношений родителей, что вызывает у него ревность и любопытство. Родители порицают детский онанизм, препятствуют сексуальным играм детей в раннем возрасте и половым сношениям в подростковом возрасте, отодвигая в далекое будущее удовлетворение сексуальных желаний.

Также родители регулируют пищевые пристрастия ребенка, режим сна и бодрствования, дисциплинируют его, ограничивают проявление агрессивности и требует послушания в других сферах, всякий раз желания ребенка тем или иным образом, вызывая его неудовольствие.

Именно ограничения естественных животных желаний очищает пространство, в котором может проходить научение и обучение, которое, по сути, является сублимацией инстинктивных влечений. Обучение и научение в цивилизованном обществе, конечно, должно проводиться без принуждения. А вот для того, чтобы ограничить естественные животные желания – приходиться, по прежнему, прибегать к принуждению и запретам. И это вызывает у ребенка неудовольствие и ответную агрессию в адрес родителей, которую им приходится подавлять.

При воспитании ребенка приходится прибегать к наказаниям, которые сводятся, в конце концов, в той или иной форме, к угрозе отказа в любви со стороны родителей

Потребность в любви для ребенка оказывается более сильной, чем все инстинктивные удовольствия вместе взятые, и он постепенно подчиняется требованиям родителей, сохраняя для себя самое важное – их любовь. (См

также )

Разновидности аутоагрессии у подростков

Психологи и неврологи выделяют три вида аутоагрессии у подростков:

  1. Вербальная. Проявляется в том, что ребенок подросткового возраста обвиняет и унижает сам себя, даже если причастен к неприятным ситуациям лишь косвенно. Это приводит к понижению самооценки, ухудшению качества общения со взрослыми и сверстниками, трудностям при решении конфликтных ситуаций.
  2. Невербальная или физическая. Сюда относятся все действия, явно наносящие ребенку физический вред: порезы, удары, ушибы, вырывание волос и бровей, обгрызание ногтей до крови, проколы кожи иглой, оставление глубоких царапин на разных частях тела.
  3. Скрытая аутоагрессия. Наиболее часто встречается в этом возрасте. Проявляется действиями, которые, на первый взгляд, не кажутся агрессивными, но являются таковыми по своей сути. Это пирсинг различных частей лица и тела, татуировки, экстремальные увлечения и виды спорта. Также к скрытому самоповреждающему поведению можно отнести вредные привычки: сигареты и алкоголь, а у девушек – диеты на грани полного голодания.

Аутоагрессия – это всегда внутриличностный конфликт, но в случае с детьми этого возраста заметить его иногда очень трудно. Бывает такое, что родители не замечают в поведении подростка ничего странного, а он в это время наказывает себя способами, которые доставляют неудобство только ему. Например, он любит пить чай с сахаром, но за какую-то провинность перед собой решает от него отказаться, сославшись взрослым на желание употреблять при этом меньше сладкого. Если при этом он на самом деле злится на себя, ощущает внутриличностный конфликт, чувствует дискомфорт и вину, то это тоже может быть приступом аутоагрессивного поведения.

Четыре шага к прекращению воровства

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг первый заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов:

— Что произошло?

— Где и когда это случилось?

— С кем был ваш ребенок?

— Почему он украл?

К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?»

Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?».
Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно

Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то,  что тебе не принадлежит, – очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?». Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, – ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?».

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг – убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.

Эмоциональные трудности в общении

Эмоциональный фон у подростка нестабильный – это давно уже всем известно. Но одно дело знать, а другое дело с этим регулярно сталкиваться. С ранимостью, обидчивостью, агрессивностью, замкнутостью, отчуждением или конфликтностью. И непонятно, с чего вдруг такая реакция. Да, можно сказать себе «это все гормоны», но как-то же надо и жить вместе.

Что делать?

1. Общаться. Интересоваться жизнью подростка, его увлечениями, трудностями, желаниями, мечтами. Заниматься вместе чем-то интересным. Рассказывать о себе, о своих трудностях, мечтах, увлечениях. Чтобы лучше понимать нужно стараться понять и предпринимать для этого реальные, но не натужные усилия.

2. Помочь подростку научиться разбираться, в каком он состоянии, что чувствует. Так с маленьким ребенком, когда он хныкал, Вы понимали, что он устал или голоден. Сейчас ребенок подрос, и стимулы, и реакции стали более разнообразные. И сейчас уже он должен научиться понимать, что с ним и как этому помочь. Можно сказать: «Ты, наверное, устал, может, отдохнешь». Можно сказать: «Похоже, ты расстроена». Можно сказать: «Я, когда голодная, злая как черт». Можно сказать: «Ты обиделась, я понимаю». Пройдет какое-то время, и Вы заметите, как крики «НЕНАВИЖУ!!!», которые пришли на смену швырянию портфеля в стену, в свою очередь сменяются вполне внятной речью: «Я злюсь, потому что математичка опять поставила пару».

Коррекция агрессивного поведения подростков шаг за шагом

Для того, чтобы работа по коррекции агрессивного поведения подростка была успешной, необходимо понять, какие мотивы преследует ребенок. На этом этапе имеет смысл сотрудничество с психологом. Причем таким, который не будет стараться «исправить» самого ребенка, а предложит комплексную работу с подростком и его родителями. Поможет семье понять детские потребности, которые на данный момент удовлетворяются посредством агрессии. Только осознание поможет детям и родителям отыскать более адекватный и здоровый путь получения желаемого.

Дети часто «отзеркаливают» общественную и социальную обстановку, в которой растут. Меняться необходимо будет не только подростку, но и его родителям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: