5 способов сохранить хорошие отношения с подростком

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут

Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Признаки переходного возраста

Организм ребенка с началом переходного возраста подвергается сильным изменениям, такие изменения влияют и на его внешний вид и на поведение. Основной причиной перемен являются активно вырабатывающиеся гормоны. Именно они становятся виновниками резких перепадов настроения, раздражительности, нервозности, интенсивного роста и т.д.

Для начала рассмотрим физиологические изменения, по которым можно определить переходный возраст у мальчиков. Признаки полового созревания бывают следующими:

  • Интенсивный рост мышечной массы и костей. Особенно это заметно по расширению костных тканей в плечах.
  • Развитие половых органов. У большинства мальчиков примерно к 11-12 годам увеличивается размер полового члена и яичек, пигментируется мошонка.
  • «Ломка» голоса. Однако голос становится ниже не сразу, поначалу он нередко может чередоваться с высоким. Окончательное его становление произойдет примерно через пару лет.
  • Увеличение волосяного покрова. Сначала волосы начинают расти на лобке, подмышечных областях, постепенно они покрывают ноги, руки, возможно, грудь и спину. Также в переходном возрасте появляется и первый пушок на лице.
  • Угревая сыпь. Она может быть, как обильной, так и незначительной, это зависит от особенностей организма ребенка. Чаще всего сыпь возникает на лице, реже может покрывать спину, руки и даже грудь.
  • Поллюции. Под данным термином подразумеваются самопроизвольные семяизвержения, происходящие во сне. Это вполне нормальное явление, поэтому бояться его не стоит.

Все эти изменения, конечно, происходят не в один миг. Некоторые из них начнутся раньше, другие позже, тем не менее к каждому из них следует быть готовыми, поскольку они неизбежны.

Признаки переходного возраста – это не только физиологические изменения, а еще и проблемы психологического характера. Под влиянием гормонов, а также из-за происходящих с телом стремительных перемен, за которыми психика ребенка попросту не поспевает, может кардинально измениться характер. Именно поэтому многие подростки отличаются эмоциональной нестабильностью, вспыльчивым нравом, раздражительностью, упрямством, некоторые становятся излишне агрессивными.

Дети, находящиеся в переходном возрасте, очень ранимы, они остро реагируют на любые замечания и критику. В их поведении могут сочетаться абсолютно противоположные качества – рационализм и циничность способны прекрасно уживаться с застенчивостью и мечтательностью, развязность и самоуверенность без проблем соседствовать с чувствительностью, а жестокость с нежностью.

Мальчики этого возраста ощущают увеличение своей силы и сексуальной активности, они желают проявлять себя мужчинами, в связи с этим нередко стремятся к самостоятельности, независимости, стараются доказать свою значимость, самоутвердится. Необходимость постоянно подтверждать свою мужественность нередко лишает подростков равновесия и душевного спокойствия, а максимализм, присущий этому возрасту и стремление адаптироваться, толкает их на необдуманные поступки. Нередко вступают подростки в конфликты с окружающими, особенно с взрослыми, таким образом они пытаются раздвинуть рамки и избавиться от опеки.

Физиологические и психологические признаки переходного возраста

Физиологические признаки

Ребенок начинает очень быстро расти. За год ваш мальчик может вырасти на 15 см. Его плечи становятся шире, мышцы больше. Голос становится грубее, иногда могут наблюдаться звуковые перепады. Но в течение 2 лет голос окончательно сформируется. В этот период появляется угревая сыпь. Также начинает увеличиваться волосяной покров, половые органы увеличиваются. К 12-13 годам появляется кадык.

Появляется возбудимость, т.е. пробуждается либидо. Также у мальчиков наступают первые эякуляции. Уже в возрасте 12-14 лет мальчики начинают ощущать сексуальное влечение к представительницам женского пола.

Психологические признаки

Помимо физиологических изменений, происходят и психологические. Ведь не все мальчики могут смириться с физическими изменениями, они начинают этого стыдиться. Многие очень тяжело воспринимают появление угрей на лице. Из-за этого они могут замкнуться в себе или же наоборот стать очень агрессивными.

Также они начинают доказывать всем, что уже не мальчики, а взрослые парни. Они пытаются доказать родителям, обществу, что уже самостоятельно могут принимать решения и что с ними нужно считаться как с взрослыми. Многие начинают отращивать бороду, чтобы казаться взрослее. И как бы они не старались выглядеть взрослее, у них мало что получится. Это у них вызывает бурю отрицательных эмоций, и они начинают искать понимание в компании парней постарше.

Психологическое развитие 9 лет

  • Мальчики заметно подрастают и иногда становятся выше девочек на 8-10 см. Увеличивается объем грудной клетки. Мускулатура динамично развивается благодаря регулярным физическим нагрузкам. У девочек начинают понемногу округляться формы.
  • Психическое развитие детей мужского пола заметно ускоряется. Мальчики такого возраста много читают. Поэтому их активный лексикон вмещает много сложных слов. Но, в отличие от девочек, им трудно сконцентрироваться как на уроках, так и дома. Они достаточно рассеяны, витают в своих мечтах.
  • Нежелание делать домашнее задание нередко выводит родителей из себя. Кроме того, мальчик часто получает двойки за свою невнимательность. Но оценки его мало волнуют. Ребенок то чересчур уверен в себе, то испытывает что-то вроде депрессии, потеряв веру в свою значимость.
  • Огромную роль играет мнение друзей мальчика. Если кто-то вдруг надумает немного подшутить над ребенком, он может даже устроить истерику, не в силах управлять своим гневом. Перепады настроения в этом возрасте — вполне естественное явление. Ребенок то скачет от радости и воодушевления, то закрывается в себе по непонятным причинам.
  • Что касается девочек, то им с учебой намного легче. Они спокойны и внимательны на уроках. Воспитание девочек на этом этапе не создает каких-либо неудобств. Они любят посещать уроки рисования, пения, танцев, тонко чувствуют прекрасное и с радостью к нему тянутся.
  • Среди девочек не замечается резких скачков в росте. Их время придет с началом менструального цикла. А пока их организм бережет силы до этого часа. У кого-то «взрослая жизнь» начнется уже через год. Современные дети развиваются намного быстрее предыдущих поколений.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка

Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга

Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Возраст 10-11 лет

Дети 11 лет уже начинают чувствовать изменения в своем теле. Начинается период полового созревания. В этом возрасте у детей присутствуют резкие перепады в настроении. Эмоции бывают самыми разными. Ребенок то смеется, то плачет.
На любую критику или замечания очень остро реагирует. Никогда не угадать, когда он взорвется от гнева. Поэтому нужно быть очень аккуратным в высказываниях, тщательно подбирая слова. Не следует кричать на свое чадо, иначе он закроется в себе и из него уже нельзя будет вытащить и слова.
В учебе тоже могут проблемы проблемы. Ребенок переходит в среднюю школу. Новые учителя, новые требования. Каждый преподаватель ждет повышенного внимания к своему предмету. Зачастую дети просто не успевают учить все.
Поэтому следует отслеживать успешность детей. Не надо предъявлять им массу требований. Также к этому времени уже ясно видно, к чему у него больше способностей

Важно не упустить этот момент и подталкивать ребенка в том направлении, которое ему нравится.
Одиннадцатилетние дети все больше времени проводят со сверстниками. У них много совместных увлечений, интересов

Не стоит ограничивать их в этом общении. Ведь коммуникация на данном этапе важна в том плане, что детям нужно одобрение со стороны им подобным. Родители уже не играют настолько важной роли, как прежде.
Психология ребенка 11 лет мало чем отличается от ребенка 10 лет. Но разница все же есть. Она состоит в том, что у первого уже более нестабильная и более ранимая психика, чем у второго. И если родители не установили доверительную связь до 10 лет, то в 11 это практически невозможно. С наступлением подросткового возраста ребенка как будто меняют. Он все время раздражительный, злой и неуправляемый.
Часто он и сам не знает, что с ним происходит. Внезапные вспышки гнева на окружающих сменяются ненавистью к самому себе. В такие моменты нужно просто обнять ребенка, даже если он против. Дети не любят признавать свою слабость и неравноправность со взрослыми. Поэтому нужно проявлять больше ласки и нежности такому ребенку.

Родители и подростки: рекомендации

Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту

Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке
Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно
Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.

Запомнить новый принцип взаимодействия просто:

  • не приказы, а просьбы;
  • не нотации, а пожелания;
  • не контроль, а просьба информировать и так далее.

Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.

Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.

Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями

От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.

Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях

Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.

Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.

Как понять, когда начался трудный возраст?

– Давайте начнём с раннего детства, чтобы мы понимали, что такое «трудный возраст» и откуда он берётся. Если говорить утрированно, человек живет от кризиса до кризиса. Первый кризис – одного года, далее – трех лет.

Переходный возраст тоже относится к кризису. Он заключается в том, что подросток вырастает из предложенных изначально ему обстоятельств. В новых он еще не разбирается, а в старых уже быть не хочет.

Каждый кризис – точка роста, не нужно к нему относиться как к чему-то негативному. Когда человек не достигает и не желает преодолевать кризисы, он не растет над собой. Нужно пережить этот период вместе с подростком.

Любой родитель сам поймет, когда «это время» настало – поведение подростка изменится. Человек будет чувствовать, что он уже не ребёнок, но и не взрослый. Меньше начинает слушаться родителей, подвергает критике их слова.

Происходит это не из-за скверного характера, а из-за наступления того самого кризисного момента, когда подросток переоценивает свою жизнь и место в ней.  

Ребенок начинает конфликтовать, потому что пробует свои границы, изменяет поведение. Он это делает, потому что готовится ко взрослой жизни.

Как справиться с подростком девочкой. Как справиться с девочкой подростком

В переходный возраст у девочек происходят изменения как в физиологическом плане, так и в психологическом

В это время важно понимать, как вести себя родителям

Наиболее опасный период – это половое созревание. В большинстве случаев оно наступает в 13 лет. Однако возможны исключения, когда перемены начинают происходить в 12 лет, в 14 лет или в 15 лет. Иногда созревание может начаться в 9-тилетнем возрасте.

В это время девочка-подросток приобретает индивидуальность, учится общаться с окружающими, происходит самостановление, формируется мировоззрение. Проще говоря, ребенок превращается во взрослого.

Маме, желающей знать, как справиться с трудным подростком, важно помнить, что в такое время ее дочь становится крайне восприимчива. Оставайтесь ей другом, но не навязывайтесь

Всегда будьте искренны, так как подросток легко почувствует притворство.

Психологи рекомендуют 4 пути решения проблем у девочек-подростков:

  1. Полноценный сон. Недосыпание приводит к раздражительности или апатии. Это становится причиной плохих отношений ребенка с окружающими, в том числе с родителями.
  2. Активный образ жизни. Если у девочки нет никаких интересов, помимо школы, она уходит в себя, отрывается от общества, только и делает, что копается в своих проблемах. Запишите ее на курсы, организуйте пробежки по утрам, убедитесь в наличии у нее подруг.
  3. Ограничьте время просмотра телевизора и сидения в интернете. Чрезмерный объем информации приводит к раздражительности.
  4. Если психическое состояние дочери является тяжелым и не заканчивается, имеет смысл показать ее эндокринологу. Возможно, проблема заключается в гормонах.

Теперь вы знаете, как справиться с трудным подростком, будь то хоть мальчик, хоть девочка. Психологи дают много полезных советов, но главная рекомендация – любите и уважайте своего ребенка таким, какой он есть.

Этапы переходного периода

Родители должны понимать, что в этот период происходят изменения, как во внешности, так и в гормональном фоне ребенка, начинают появляться вторичные половые признаки.

Если Вас интересует, в каком возрасте начинается пубертат у девочек, то четкого ответа на этот вопрос нет. Все зависит от индивидуальных особенностей каждой отдельно взятой барышни. У кого-то он может начаться в 10 лет, у кого-то в 11. Если Вам интересно, когда заканчивается переходной возраст, то эта цифра также не имеет четких границ. Однако, чаще всего , в 16 лет, но иногда может продлиться и до 18-летия.

  1. Препубертатный. Это период, когда организм девочки начинает готовиться к превращению в женщину. При этом происходит интенсивная выработка эстрогена яичниками. Заметить внешние изменения пока не удается. При этом можно просматривать фигуру женщины, расширение костей таза, появление округлых бедер.
  2. Пубертатный. Главный его признак , начало первой менструации. Как правило, месячные начинаются спустя два года после появления предыдущего этапа. Стоит учитывать, что не исключена задержка формирования пубертатного периода, это может происходить из-за проблем с репродуктивной системой или недостаточного питания. Например, у девочек, которые не едят мясо, менструация начинается позже, чем у тех, кто его употребляет. Со временем начинают непропорционально увеличиваться части тела. В первую очередь, затрагиваются кисти, потом стопы, кости лица. На животе и бедрах начинает формироваться жировая клетчатка. В этот период сосок становится крупнее, начинает выступать. Появляется оволосение на лобке и подмышками, может появляться угревая сыпь вследствие усиленной секреции сальных желез, волосы жирнеют гораздо быстрее, чем раньше. Как правило, данные изменения появляются к 11 , 12 годам.
  3. Постпубертатный. Наблюдается продолжение развития женской фигуры. Однако, стремительный рост уже не отмечается. Фигура девочки становится более стройной, жировые отложения могут превратиться в мышечную ткань. Окончательное формирование тела припадает к 16 , 18 годам.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: