Потеря памяти

Синдромы нарушения памяти

Нарушения памяти бывают самые разнообразные и могут сочетаться с другими поражения высших мозговых функций. Выделяют такие синдромы нарушения памяти:

  • Корсаковский синдром. Нарушается преимущественно способность к фиксации текущих событий. Другие высшие функции головного остаются неизменными или страдают незначительно, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. В основном, развивается вследствие алкоголизма, травм и опухолей головного мозга.
  • Деменция. Резко нарушаются процессы как кратковременной, так и долговременной памяти. Одновременно страдает абстрактное мышление и разрушается целостность личности. Развивается из-за возрастных изменений мозгового кровоснабжения и вследствие болезни Альцгеймера.
  • Синильные нарушения памяти. Выраженные нарушения памяти в старческом возрасте, превышающее пределы нормы для определенного возраста. Однако при нем страдает только функции памяти, но не наступает выраженной социальной дезадаптации.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Возникают при хронической легочной, печеночной и почечной недостаточности, длительных гипогликемиях. Также вызывается вследствие глубоких гиповитаминозов и интоксикаций. Имеет доброкачественное течение и при устранении провоцирующего фактора самостоятельно регрессирует.
  • Психогенные нарушения памяти. Сочетаются с нарушением памяти и интеллектуальной работоспособности. Возникают как следствие тяжелых форм депрессии. При адекватном лечении депрессии также поддаются регрессии.
  • Преходящие нарушения памяти. Кратковременное расстройство памяти («провалы» памяти), при котором утрачиваются только воспоминания об определенном промежутке времени. Других нарушений высших функций мозга не наблюдается. Возникают вследствие черепно-мозговых травм, эпилепсии, злоупотребления алкоголем.

Несколько фактов о свойствах человеческой памяти

Память – одно из самых удивительных и загадочных свойств головного мозга, присущее не только человеку, но и братьям нашим меньшим. Порой некоторые моменты из жизни нам хотелось бы запомнить до мельчайших подробностей, а какие-то бесследно забыть. Но мы не в силах произвольно влиять на эти процессы. Хотя при ряде патологий нервной системы и такая специфическая способность нашего мозга, как память, может пострадать. Над вопросами возникновения феномена памяти и амнезии работали такие знаменитые врачи, как Жан-Мартен Шарко, Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд. И до сих пор исследователи пытаются достоверно выяснить механизмы формирования воспоминаний.

Память относится к высшим психическим функциям и трактуется как способность нервной системы усваивать информацию, полученную в ходе жизнедеятельности, хранить её и пользоваться ею для решения определённых ситуаций. По сроку «хранения» информации выделяют долговременную и кратковременную память.

Кратковременная память

Кратковременная (рабочая) память имеет ограниченный объём и способна удерживаться в течение нескольких минут благодаря механизмам «мысленного повторения». Её формирование происходит в коре лобных долей. Сведения, содержащиеся в кратковременной памяти, способны перерабатываться, структурироваться и преобразовываться в долговременную память. Этот процесс называется консолидацией следа памяти, который занимает от нескольких часов до суток.

Долговременная память

Долговременная (декларативная) память может вмещать безграничное количество информации, которая способна храниться всю жизнь. Этот вид памяти удерживает смысловую (событийную) составляющую полученных сведений. Она подразделяется на:

  • семантическую – вид памяти, который содержит общую информацию о наиболее важных понятиях, событиях (сведения об окружающем мире, растениях, животных и т.п.). Такая память «локализируется» в нижневисочной коре;
  • эпизодическую – вид памяти, содержащий сведения из личного опыта человека, которые привязаны к определённым людям, событиям, местам и т.п. Хранится такая информация благодаря лимбической системе головного мозга.

Также выделяется процедурная память, которая обеспечивает бессознательное формирование двигательных и интеллектуальных навыков и «находится» в области базальных ганглиев.

Типология нарушений памяти

Выделяют два типа нарушения памяти:

  • модально-специфические расстройства – развиваются при очаговых поражениях головного мозга, когда страдает корковый отдел какого-либо анализатора. В таких случаях происходит нарушение зрительной, слуховой, речевой, тактильной или моторной памяти;
  • модально-неспецифические расстройства – возникают при диффузном поражении мозга и характеризуются недостаточностью всех видов памяти, то есть страдают общие механизмы запоминания и хранения информации.

Клиническая картина

Память – это познавательный процесс, связанный с сохранением, запоминанием и воспроизведением прошлого опыта человека.

Существует несколько видов памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, непроизвольная, смысловая. По продолжительности хранения информации выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память.

К процессам относят: запоминание, запечатление, воспроизведение, узнавание, припоминание, сохранение. Совместная деятельность этих основных составляющих гарантирует ее успешное развитие. Если начинает страдать какой-то отдельный вид или процесс, это влечет за собой ряд других нарушений. Среди процессов также прослеживается такой, как забывание.

Оно характеризуется постепенным уменьшением возможности припомнить материал. К подобному нарушению относят гопомнезию. Гипомнезия бывает общей и частичной. Кроме того она может встречаться как временное явление при депрессивных состояниях и как стойкая и даже прогрессирующая патология.

Причин возникновения гипомнезии немало.

  1. Основной причиной являются травмы головного мозга. Повреждение любого его отдела влечет нарушения. Например, повреждение височной коры влечет за собой нарушение в процессе запечатления и хранения образной информации.
  2. Опухоли мозга.
  3. Сосудистые заболевания мозга, например атеросклероз. Нарушение может наблюдаться и после инсульта.
  4. Вредные привычки, такие как алкоголь и курение, нарушают проводимость кислорода и питательных веществ к головному мозгу. Возникает отравление организма.
  5. Снижение интеллекта приобретенного характера – деменция – обычно возникает в старческом возрасте, может сопровождаться гипомнезией.
  6. Олигофрения. При любой степени умственной недостаточности наблюдается нарушение памяти в сторону гипомнезии.

Память этих людей малоактивна и малопродуктивна.

Эпилепсия. Гипертоническое заболевание. Вегето-сосудистая дистония. Некоторые лекарственные препараты могут привести к частичной амнезии. Принятие психотропных веществ ведет к тому, что человек отрывочно вспоминает события жизни. Нахождения человека в длительном стрессе провоцирует гипомнезию. Сюда же можно отнести депрессию или тревожные расстройства. Любые соматические заболевания могут на время ухудшить память. Переутомление и нехватка витаминов. Психические заболевания. Особенностью в данном случае является то, что человек сначала забывает события, которые прошли недавно. Затем забывает события, которые были давно.

Что такое Расстройство памяти и внимания —

Память — процесс накопления, удержания и воспроизведения информации. Выделяются дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезии, явления вытеснения и парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции, эхомнезии, палимпсесты

Внимание — направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относятся неустойчивость, замедленность переключения, недостаточная концентрация, дефицит внимания

История вопроса, норма и эволюция

Процесс памяти интересует всех в связи с интересом к способности к обучению и переобучению. Она состоит из явлений накопления, удержания и восприятия новой информации. Эти свойства памяти характерны для всей живой и неживой природы. Память аккумулирована в культуре в предметном мире, на носителях информации, в частности, книгах и компьютерах. Единицей измерения памяти является один бит (8 бит=1 байт), который может содержать информацию 2-х видов: «да»(1) и «нет»(0). Персональные компьютеры начала 21 века содержат информацию, равную 20 Гбайт (1 Гбайт=2^30 байт). В биологическом смысле память делится на кратковременную и долговременную. Долговременная память фиксирована в структуре ДНК, а кратковременная — в структуре РНК. Мозговая организация памяти связана с кругом Папеца. В круг Папеца входит активирующее воздействие ретикулярной формации, миндалин и септума на обратную связь между корой, гиппокампом, гипоталамусом и таламусом. Соответственно, расстройства внимания в основном связаны с ретикулярной формацией, расстройства памяти — с корой, гиппокампом. Нейроналъный «след» в качестве морфологического субстрата представлен аксон-аксонными связями, а также связями между телами нейронов, число которых увеличивается в результате обучения. Нейроморфологический и нейрофункциональный оттиск образа называют энграммой, она может образовываться экстремально в результате мгновенного запечатления (импринтинга). Это явление впервые открыто К. Lorenz, который отметил, что только что родившиеся гусята запечатлевают первый увиденный образ как родительский. У млекопитающих быстрому запечатлению образа ребенка как родного способствует окситоцин, который вырабатывается в результате сжатия шейки матки в последнюю стадию родов. Выделяется сенсорная память, связанная с запечатлением визуальных, тактильных, ольфакторных и аудиальных образов. Кратковременная память транслируется в долговременную, этому способствуют процессы повторения, эмоциональной значимости запоминаемого, а также позиции запоминаемого среди других явлений. Воспроизведению способствует такой психологический феномен, как трансфер, суть которого выражается в том, что воспроизводимое ассоциируется с аналогичным явлением или событием в прошлом. Это означает, что разнообразие форм обучения в детстве способствует более свободному воспроизведению информации в зрелом и позднем возрасте. В биологии также выделяются видовая память, которая существует благодаря передаче отдельных генокомплексов в ходе эволюции, а также генокультуральная память, выраженная мемами — единицами связи между генетическими структурами и результатами их культурального воплощения. Существует особая эйдетическая память, которая позволяет воспроизводить целостно воображаемые ранее образы. Бессознательная память содержит скрытую информацию, которая воспроизводится после преодоления сопротивления и других форм психологической защиты

Считается, что внимание зависит от интереса, навыков внимания и темперамента. Оно обладает устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью и объемом

Этиология и причины заболевания

Список причин, которые могут вызвать это нарушение памяти, довольно обширен:

  1. Деменция относительно распространённое заболевание в старческом возрасте, которое приводит к снижению памяти и гипомнезии.
  2. Атеросклероз и другие заболевания сосудов мозга. Сюда же входят последствия инсульта.
  3. Курение и алкоголь также могут вызвать нарушения в работе памяти, так как препятствуют полноценной проводимости кислорода к мозгу, из-за чего появляется нехватка кислорода и впоследствии его отравление.
  4. Травмы головы являются одной из главных причин сбоев в памяти. Как уже достоверно известно, за хранение образной памяти отвечают височная кора головного мозга, а значит, любое её повреждение может привести к дальнейшим расстройствам и сбоям в памяти.
  5. Опухоли головного мозга — в клинической картине, как правило, наряду с нарушениями в запоминании, появляются и другие нарушения организма.
  6. Умственная неполноценность и задержка в психическом развитии также может нарушить нормальную работу памяти. Например, привести к гипомнезии.

Особенно подвержены риску расстройств памяти люди с вегето-сосудистой дистонией (ВСД), эпилепсией, заболеваниям гипертонического характера, страдающие от наркомании, заболеваниями соматического ряда, у которых наблюдается недостаток витаминов и психические проблемы.

Отдельно стоит упомянуть, что действие различных лекарственных средств также может привести к нарушениям в работе памяти, поэтому следует внимательно изучать побочные эффекты принимаемых препаратов.

Феномены

Прескевю — способность мозга забывать элементарное слово, которое знал на протяжении длительного периода времени.

Создается впечатление, что вот-вот и вспомнишь слово, которое прям «крутится на языке». Однако в лучшем случае оно вспомнится через несколько дней.

Дежавю или промнезия — ощущение того, что человек уже бывал в этом месте, вел подобные разговоры с этим же собеседником. Однако в реальности подобного не происходило.

Жамевю — противоположность дежавю. Человек забывает определенные события и уверяет, что подобное никогда с ним не происходило. Привычная дорога домой может показаться неизвестной, впервые увиденной.

Гипертимезия — сверхточная память на все события собственного прошлого. Люди с гипертимезией могут дословно пересказать страницу из книги, которую читали пять или десять лет назад.

Что влияет на ухудшение памяти

Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти:

  • Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается;
  • Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся. Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга;
  • Недобор тиамина – вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью;
  • Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере;
  • Привычка делать несколько дел сразу. Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность. На самом деле мозг не может нормально работать в нескольких направлениях, в результате снижается внимательность.

Обратите внимание! Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним относятся обезболивающие и снотворные препараты. Частично такими же свойствами обладают антидепрессанты и средства от аллергии

Диагностика

Диагностирование истерической амнезии основывается на клинических проявлениях и различных данных. Врач также имеет право провести различные тесты для того, чтобы понять, как функционируют память и сознание пациента. Помимо этого происходит опрос ближайших родственников и друзей больного.

Непосредственно медицинскую диагностику проводят специалисты разных профилей, а в частности психиатр и невролог.

В отдельных ситуациях может потребоваться консультация других врачей, но в случае данного заболевания это встречается крайне редко.

Последовательность диагностики:

  1. Анализ жалоб пациента (когда возникли нарушения, как долго это длится, какое событие могло послужить причиной, случалось ли подобное раньше и т.д.).
  2. Осмотр невролога: тщательная проверка, поиск вероятных нарушений работы нервной системы, которые каким-то образом могут влиять на недавно появившееся заболевание (чрезмерное употребление алкоголя или других вредных/наркотических веществ, головокружения, боли в разных областях и т.д.).
  3. Осмотр психиатра: выявление различных эмоциональных и психологических нарушений. Для этого используются различные анкеты и специально разработанные тесты.
  4. ЭЭГ (электроэнцефалография): оценка электрической деятельности головного мозга в разных участках коры больших полушарий, которая может изменяться при некоторых заболеваниях.
  5. КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография): дают возможность специалисту тщательно изучить строение тканей мозга, выявить различные нарушения тканей, которые способствуют появлению амнезии.

Интересные факты

По мнению учёных, причиной детской амнезии является то, что «до 4–5-летнего возраста мы имеем весьма динамичный гиппокамп, который не может стабильно хранить информацию. В процессе формирования новых нейронов, память может быть нарушена».

Учёные считают, что 7 лет — это возраст, когда у большей части детей наступает «детская амнезия». И ребёнок забывает то, что случилось с ним в более раннем возрасте, хотя какие-то моменты могут на него повлиять и отложиться в «бессознательном». Результаты исследований показали, что у детей 5–7 лет остаётся в памяти от 63 до 72 % ранних воспоминаний, а вот у 8–9-летних детей — всего лишь 35%. При этом развитие интеллектуальных способностей начинает зарождаться в ребёнке ещё в утробе матери. Малыши впитывают информацию, очень быстро учатся всему новому, их воспоминания постоянно обновляются, а механизмы памяти только настраиваются.

Существует интересный феномен — «инфантильный» вид амнезии, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства.

В большинстве случаев ребёнок и взрослый человек, как правило, не в состоянии воспроизвести из долговременной памяти младенческие и ранние детские переживания (включая лица, события), возникавшие до достижения определённого сознательного возраста.

Забывание информации вполне закономерно. Специалисты объясняют эту забывчивость тем, что мозг ребёнка так активно воспринимает поток новой информации, что новые воспоминания вытесняются из памяти старые.​ Детские психологи связывают эту перемену с изменением способа запоминания информации. На раннем этапе нашего взросления гиппокамп недостаточно развит, чтобы записывать достаточно информации о событиях, но всё же где-то наши воспоминания откладываются, так как они могут формировать наше поведение в будущем.

Интересен феномен «ложных» воспоминаний, когда мы заменяем свои воспоминания ложными фактами, когда путаем сновидения детские с реальностью, либо какие-то навязанные нам воспоминания. Поэтому не всегда можно доверять своим детским воспоминаниям. Прошлое может заменяться настоящим и наоборот. Об этом феномене можно прочесть в книге Джулии Шоу «Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям».

Интересно, что у некоторых людей есть доступ к более ранним воспоминаниям, а у других нет: одни могут помнить события с двух лет, в то время как другие могут не помнить никаких событий из жизни до семи или восьми лет. Некоторые люди могут совсем не помнить своего детства.

В среднем отрывочные воспоминания, «картинки», появляются примерно с возраста 3,5 лет, до 7 лет дети отлично помнят все события прошедших лет в этом промежутке, особенно в течении года. Ведь только после 3х лет происходит объединение разрозненных частей памяти в одну общую систему (объединение семантической и эпизодической памяти). Благодаря этой системе, как дети, так и взрослые, получают доступ к информации.

Artist Pat Perry’s

Исследователи также отмечают, что на формирование детских воспоминаний оказывают влияние и методы воспитания родителей. Использование развивающей стратегии в общении с детьми (вопросы «Расскажи мне больше», «Что тогда произошло?») формирует у детей память о более ранних событиях, и эти воспоминания являются более устойчивыми, ведь память можно натренировать, как мы делаем это со всем нашим телом. С детьми необходимо общаться, играть, так как именно в детском возрасте происходит развитие его памяти и важных структур и полей мозга, отвечающих за язык и за то, насколько правильно ребёнок будет социально встроен в общество.

Интересно то, что возраст, к которому относятся первые воспоминания, различен у представителей разных культур и стран, достигая наиболее раннего значения в два года.

Но факт в том, что более детальные, личностно-ориентированные воспоминания гораздо легче сохранить и вновь пережить, это было подтверждено многочисленными исследованиями. Формирование своей точки зрения наполняет события особым смыслом и помогает работе нашей памяти.

Странным при амнезии является то, что в быту люди могут следовать своим устоявшимся привычкам и приобретённым навыкам, даже при полной потере памяти, при полной потери идентичности, когда человек не помнит ни своего имени, ни вообще своей жизни.

Симптомы дисмнезии

Как известно, в процессе работы памяти выделяется три этапа — регистрация, ретенция и репродукция. При всех расстройствах данного типа — кроме гипермнезии — в определённый момент времени пациент испытывает трудности с воспроизведением (репродукцией) настоящей информации или событий из жизни — в особенности это касается недавних воспоминаний. Кроме того, забыванию подвергается отвлечённая информация — числа, даты, слова и т. д. Это явление называется ухудшением элективной репродукции и входит в список первых признаков дисмнезнии. Далее появляются проблемы с запечатлением (регистрацией) новой информации — в особенности той, что не касается интересов пациента или не затрагивает его эмоциональную сферу. Ретенция же (удержание в памяти информации) в начале развития гипомнезии страдает в меньшей степени.

Не совсем привычный для расстройств памяти характер включает гипермнезия — способность удерживать и воспроизводить большое количество информации наоборот, резко возрастает. Однако не стоит путать её с феноменальной памятью — гипермнезия действительно является нарушением.

Диагностика

Диагностика начинается с внимательного сбора анамнеза — это связано с тем, что наиболее важную информацию о своем состоянии может сообщить сам пациент или его родственники. Первым делом врач определяет, какой компонент памяти страдает больше всего, а затем намечает план дальнейшего обследования.

Разработано и применяется множество специализированных тестов, которые позволяют дифференцировать различные нарушения.

Чаще всего применяются такие тесты:

  • Повторение слов сразу же после того, как они были услышаны — позволяет оценить работу кратковременной памяти. Понятно, что здоровый человек сможет повторить все слова.
  • Повторение десяти слов. Суть теста в том, что врач озвучивает десять никак не связанных между собой слов. Пациент их повторяет. Затем этот цикл повторяется с теми же словами 5 раз. Здоровые люди первый раз называют не менее 4 слов, а при последнем повторении могут озвучить все.
  • Метод пиктограмм. Пациенту озвучивают несколько слов (обычно около 10), а затем дают время, чтобы он изобразил на бумаге вспомогательный рисунок. По рисунку пациент называет слова, а затем его просят посмотреть на бумагу и назвать их через час. Нормой считается запоминание не менее 90% слов.
  • Простой, но эффективный метод — пересказ простого сюжетного текста из нескольких предложений. Тест имеет вариации — текст зачитывает врач или сам пациент (таким образом тестируют зрительную и слуховую память).

Не менее важны и инструментальные исследования, которые позволяют оценить функциональное состояния головного мозга и состояние кровеносной системы. Активно применяются электроэнцефалография, резонансная томография и .

Если есть предположения о том, что нарушение памяти появилось вследствие соматического заболевания — то применяют диагностические методы, направленные на выявление основного диагноза, а состояние памяти контролируют во время выздоровления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: