Кто отвечает за ресоциализацию
Ресоциализация представляет собой ряд мер социального контроля, который направлен на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Подобный контроль осуществляется учебными и воинскими коллективами, школами, институтами и публичными организациями. Особую власть в этом вопросе имеют представители правоохранительных органов, которые выступают в качестве профилактических структур
Важно отметить, что в большинстве случаев, ресоциализация подразумевает отсутствие мер, лишающих свободы. Однако, в случае совершения преступных действий в отношении личности могут быть приняты различные санкции
В некоторых случаях, нарушение общепринятых норм и правил, может стать причиной длительного лишения свободы. Учитывая вышеупомянутые факторы, можно сказать о том, что ресоциализация является важным инструментом, который позволяет вернуть личности былые социальные навыки. На протяжении всего этого процесса используются различные методы, которые помогают уничтожить асоциальные манеры поведения и закрепить положительные установки. В качестве контролирующих органов, осуществляющих ресоциализацию, могут выступить следующие организации:
- воспитательно-трудовые тюрьмы для несовершеннолетних преступников;
- исправительно-трудовые учреждения;
- центры реабилитации наркозависимых и алкоголиков.
Задача подобных учреждений заключается в исправлении людей, вставших на неправильный жизненный путь.
Ресоциализация и социализация
Приспособление индивида к сообществу себе подобных, усвоение им общепринятых взглядов, ценностных ориентаций, поведенческих навыков – это и есть социализация.
Данный процесс сопровождает всю стадию взросления личности.Сначала социализацией ребенка занимается его семья, потом – детский сад, школа, вуз. Пройдя эти «университеты первичной социализации», молодой человек вливается в трудовой коллектив, становится членом различных общественных и культурных организаций, где продолжается его социальное «воспитание».
На каком-то этапе жизни уже сформированная личность неизбежно сталкивается с проблемой ресоциализации. Необходимость в переориентировании диктуется изменившимися жизненными обстоятельствами. Так, трансформации личности потребуют следующие знаковые перемены:
- переезд в другой город или страну;
- заключение или расторжение брака;
- материнство или отцовство;
- смена профессии или работы;
- повышение квалификационного или материального статуса.
Некоторые ученые относят психотерапию к одной из форм ресоциализации. Хороший специалист в области душевного здоровья способен помочь пациенту не только справиться с его внутренними конфликтами, но и значительно подкорректировать модель его поведения.
Таким образом, ресоциализация и социализация – взаимосвязанные процессы, сопровождающие личность на протяжении всего жизненного пути и являющиеся важнейшими условиями ее развития и самореализации. В некоторых экстраординарных случаях они могут становиться тождественными.
Речь идет о полном преображении личности, попадающей из одной реальности в другую:
- при длительной госпитализации;
- при принятии новой веры;
- при эмиграции, влекущей за собой смену культурно-национальной среды;
- при продолжительном сроке заключения.
Каждая из этих ситуаций потребует радикального изменения личностных акцентов, «переключения» на совершенно новую волну, вплоть до обретения иной социальной идентичности. Ключевое условие успеха в подобной реконструкции – наличие надежной социальной платформы, то есть активного взаимодействия индивида с новым значимым для него окружением.
Возраст
Учеными определены прогностические факторы определения реабилитационного потенциала, преобладающие у пожилых и стариков, которые отрицательно влияют на восстановление после инсульта сложных двигательных функций:
- когнитивные нарушения (снижение памяти и интеллекта),
- снижение психической и двигательной активности,
- выраженная соматическая отягощенность, значительно астенизирующая больных и препятствующая проведению в полном объеме двигательной реабилитации,
- гипотония мышц паретичной ноги,
- нарушение функции равновесия,
- снижение внимания,
- элементы брадикинезии, часто встречающиеся в пожилом и старческом возрасте вследствие снижения уровня дофамина в головном мозге,
- старческая тугоподвижность суставов.
У тех больных пожилого и старческого возраста, у которых отсутствуют перечисленные выше отрицательные факторы, восстановление ходьбы и самообслуживания не отличается от того, что наблюдается у больных молодого и среднего возраста.
Следует отметить, что восстановление работоспособности и таких сложных навыков, как вождение автомобиля, значительно выше в группе молодых больных: трудоспособность возвращается более чем у 40% больных.
Источник
Виды социализации
Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.
Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:
Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем.
В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.
Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.
Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.
Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами
В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми)
Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.
Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.
Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.
Ресоциализация в семье
Семья выступает важным условием процессов ресоциализации. Полноценная социализация детей должна брать свое начало с семьи. Семья должна помочь ребенку адекватно усвоить требования общества и их законы, развить и сформировать определенные коммуникационные навыки и умения взаимодействовать, которые будут соответствовать принятым нормам в конкретном социуме. Неблагополучные семьи характеризуются невозможностью привить навыки нормального поведения в семье, что, в свою очередь, ведет к неспособности детьми строить свою правильную модель семьи.
Кроме влияния семьи, на ребенка в процессе жизнедеятельности воздействуют и другие социальные институты, такие как детские сады, школы и улица. Однако семья остается самым важным фактором в процессе гармоничной ресоциализации личности. Повторная социализация в семье совершается в результате процесса воспитания и социального обучения.
От стиля и методов воспитания, которые используются родителями, непосредственно зависят процессы социализации, ресоциализации и десоциализации личности индивидов. Так, например, ребенок, воспитанный американскими родителями, будет разительно отличаться, от детей, воспитанных японскими родителями.
Основными факторами, влияющими на вторичную социализацию детей в семье, являются влияние родителей (их ожидания, личностные особенности, модели воспитания и др.), качества самих детей (когнитивные способности и личностные характеристики), отношения в семье, которые включают в себя отношения между супругами, отношения к детям, социальные и профессиональные контакты родителей. Применяемые дисциплинарные способы воспитания и его стиль отражают систему убеждений родителей и их личностные качества.
Важнейшим в процессах вторичной социализации ребенка в семье являются представления папы и мамы о его мотивациях и поведении, убеждения родителей и их социальная целенаправленность.
Основными причинами нарушения ресоциализации детей в семье являются постоянные нарушения родителями этики семейных взаимоотношений, недостаток доверия, заботы, внимания, уважения, защиты и поддержки
Однако самой важной и наиболее существенной причиной нарушений повторной социализации является несовместимость моральных качеств и нравственных установок родителей, несогласованность их мнений по поводу долга, чести, морали, обязанностей и т.д. Часто такая несогласованность может вступать в конфликт, если супруги имеют диаметрально противоположные взгляды на систему ценностей и моральные качества
Немаловажным также в процессах ресоциализации личности является влияние старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей родителей.
Подробный разбор терминов
Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.
Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум
Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру
Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.
Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.
Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей
Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.
Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.
Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:
- потеря близкого родственника;
- потеря рабочего места;
- личностные и психические расстройства;
- террористические акты.
Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.
Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь
Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации
Подробный разбор терминов
Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.
Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум
Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру
Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.
Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.
Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей
Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности.
Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.
Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:
- потеря близкого родственника;
- потеря рабочего места;
- личностные и психические расстройства;
- террористические акты.
Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.
Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь
Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации
Прогноз после инсульта
Инсульт представляет собой внезапное осложнение более длительного заболевания – нарушения кровотока в головном мозге в связи с венозной недостаточностью, васкулитом, гипертензией или атеросклерозом. Исход инсульта будет зависеть от вида и сложности заболевания, от своевременности оказания медицинской помощи и от того, какой именно участок мозга остался без питания и кислорода. Чаще возникают ишемические инсульты – примерно 2/3 всех случаев, при этом 15% из них заканчиваются летальным исходом, а у 60% пациентов появляются негативные последствия.
При остром инсульте, как ишемическом, так и геморрагическом, у пациента возможно появление следующих нарушений:
- полный или частичный паралич (обездвиживание всего тела или одной его стороны;
- парез – онемение и потеря чувствительности кожи;
- вестибулярные расстройства в виде потери равновесия, плохой координации;
- нарушения процесса глотания;
- нарушения речи;
- потеря слуха;
- нарушение работы мочевого пузыря и кишечника как результат паралича тазовых органов;
- психоэмоциональные нарушения;
- снижение интеллектуальных способностей.
Ресоциализация как социальный феномен
В структуре социализации отдельно выделяют ресоциализацию, которая характерна только для второго периода жизни личности, осуществляется исключительно у взрослых.
Определение 2
По своей сути ресоциализация представляет собой возобновление процесса социализации в новых условиях, под воздействием новых факторов.
Различают осознанную и неосознанную ресоциализацию.
Выделяют три основных ситуации, которые «запускают» процессы ресоциализации:
- Попадание личности в «карцерные» учреждения (тюрьмы, клиники для душевнобольных, военные училища, медицинские учреждения, любые институты, в которых индивидуум содержится изолированно от социального окружения).
- Обстоятельства крайнего напряжения, стресса: антропогенные, природные катастрофы, болезни, смерть и пр.;
- Смена социальных ролей.
Другими словами, ресоциализация инициируется в ситуации, когда у личности возникает потребность в адаптации к новым, изменившимся условиям социально-природной окружающей среды.
Выделяют следующие виды ресоциализации:
- базовая, при которой меняются базовые ценности личности;
- адаптационная, при которой изменяются лишь те ценности, которые позволяют легче пройти процесс адаптации;
- идентификационная – смена базовых ценностей в результате приобретения новой идентификации;
- поверхностная, при которой меняются неосновополагающие ценности.
Механизм десоциализации
Если обобщить все факторы, которые приводят к глубокой десоциализации, можно заметить, что основной причиной является вольное или невольное отчуждение индивида от социальной группы или института. Это ограничивает понимание норм и устоев общества и мешает человеку найти свое место в жизни.
Так как в психологии различают два основных уровня социализации, обратный процесс также происходит на обоих. Первичный уровень социализации включает в себя ближний круг индивида: это семья, близкие родственники, друзья. Вторичный же представляет собой большое количество окружающих индивида людей: знакомые, коллеги, различные социальные группы и общественные институты. При потере социальных навыков на одном из этих уровней, говорят о соответствующем типе десоциализации.
На данный процесс также оказывает заметное влияние возраст человека: чем он старше, тем ниже серьезность нарушений, так как все основные знания и навыки уже прочно закреплены в психике. Чаще всего в таких случаях под десоциализацией может подразумеваться разрыв некоторых социальных связей, что в целом практически не влияет на остальные сферы жизни индивида.
Гораздо опаснее десоциализации для людей молодого возраста. Здесь процесс социализации может быть не только сильно искажен, но и привести к таким печальным последствиям, как преступность, наркомания и прочее, включая отстранение от общения с людьми в целом. Крайней степенью этого процесса является деградация личности, то есть полная потеря ориентиров в жизни и каких-либо интересов, кроме самых примитивных.
Важно отметить, что глубокая десоциализация опасна не только для человека, ставшего ее жертвой, но и для общества в целом. Например, преступность несет с собой прямую угрозу жизни людей, а крупный военный конфликт, результатом которого становится множество солдат, потерявших навыки мирной жизни, — наносит урон их благополучию и здоровью.Вот почему так важна ресоциализация
Подробный разбор терминов
Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.
Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум
Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру
Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.
Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.
Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей
Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.
Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.
Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:
- потеря близкого родственника;
- потеря рабочего места;
- личностные и психические расстройства;
- террористические акты.
Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.
Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь
Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации
Психологические зависимости и избавление от них через ресоциализацию
Психологическая зависимость алкоголиков, наркоманов, игроманов имеет не только социальную подоплеку. Во многом она является следствием травм, полученных человеком в течение его жизни. Вырвав зависимое лицо из привычной среды реабилитационный Центр и его сотрудники принимают на себя непростую задачу по предоставлению своим пациентам возможности вернуться к нормальной жизни без тяжелых психостимуляторов. Но мало просто перестать принимать запрещенные и опасные для здоровья вещества, нужно еще и адаптироваться к новым условиям жизни в социуме.
Чем более интенсивным будет взаимодействие с внешним миром в период ресоциализации, тем успешнее будет проходить процедура интеграции человека к новым условиям жизни
Стоит обращать внимание на то, что варьировать интенсивность общения с окружающим социумом на этом этапе помогают психологи. В зависимости от успехов конкретного пациента предлагаются варианты частичного проживания в Центре, с работой за его пределами или любые другие приемлемые способы, включая использование специальных социальных общежитий для тех, кто уже находится на полпути к выздоровлению от пагубной привычки
Мы предлагаем вам уже сейчас шагнуть навстречу жизни без зависимости или помочь это сделать своему близкому человеку. Звоните и записывайтесь на консультацию!
Коллективная поддержка – невероятно важная часть реабилитационной Программы. Именно на этом этапе можно вдохновиться позитивными результатами тех, кто также пробует возвращаться к обычной жизни в социуме или уже смог это сделать. Групповое обсуждение успехов и неудач дает не только необходимую поддержку, но и обеспечивает возможности для результативного поиска собственного пути в жизни. Именно на этой стадии можно найти хобби и новых друзей, сформировать круг общения, который обеспечит оптимальные условия для полного отказа от возвращения к пагубным привычкам. Сформировавшаяся психологическая зависимость не исчезнет сама собой. Над избавлением от нее можно и нужно работать, достигая желаемых результатов как в индивидуальных занятиях со специалистами, так и в группе, бок о бок с другими людьми, имеющими схожие затруднения.
Ресоциализация осужденных
Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.
Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.
Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.
Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.
Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.
Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.
Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.
Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.
Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.
Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:
диагностика особенностей личности каждого заключенного;
выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;
выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;
обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий;
восстановление разрушенных социальных связей;
формирование позитивной сферы целеполагания;
восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;
использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.