Агрессия у ребенка 7 лет

Причина первая. Изменение жизни

Когда ребенок появляется на свет, – это не только радость, но и новые заботы. Жизнь женщины после родов сильно меняется: конечно же, это и смена социального статуса, и изменение привычного образа жизни (работа, друзья, свобода передвижений). Также происходят перемены и в отношениях с мужем. В свете новых изменений мама часто испытывает беспомощность, недовольство – и тогда может видеть ребенка как ограничителя ее прежних возможностей.

Что можно с этим сделать? Самое главное – принять тот факт, что ваша жизнь действительно изменилась и уже не будет прежней. Оглянитесь назад, составьте список того, чего вы потеряли. А потом посмотрите, что вы приобрели сейчас, какие изменения приносят вам радость.

Агрессивное поведение приемного ребенка

С приемными детьми ситуация сложнее. У них очень много причин для деструктивного поведения. При этом они следуют обычным путем развития, которым идут все дети, и тоже проходят возрастные кризисы. Как и у всех детей, в их жизни есть периоды, когда они восстают против авторитета взрослых, испытывают на прочность границы допустимого, заходят в своей самостоятельности до зон риска. Таким образом, «в сумме» поведенческих трудностей у приемных детей может быть больше, чем у их ровесников.

Для взрослых же, которые приняли ребенка в семью, благодарность и послушание с его стороны становятся чем-то ожидаемым, в том числе как проявление признательности ребенка. Поэтому у приемных родителей может возникать настоящий шок при столкновении с деструктивным поведением приемных детей: «Его взяли в семью, а он так себя ведет!».

Между тем, дети, не имевшие опыта благополучных внутрисемейных отношений, не имеют ни позитивных образцов поведения в сложных ситуациях, ни опыта правильных ограничений деструктивного поведения. Возможно, их вообще замечали только тогда, когда они начинали истошно орать. Возможно, они наблюдали, как взрослые сами не справляются со вспышками гнева и превращаются в «монстров». Поэтому, когда таких детей посещает гнев, они оказываются беспомощны: имеющиеся в их распоряжении модели поведения плохи и неприемлемы, а других у них нет. То есть поводов вести себя плохо у таких детей больше, а возможностей удачно справиться с плохим поведением — меньше.

Дети в большинстве случаев не в состоянии понять причин своего агрессивного поведения и уж тем более его объяснить. Но если взрослые пугаются и теряют контроль над ситуацией, то их растерянность ребенок воспринимает как слабость, а себя, соответственно, как более сильного и главного. В следующий раз приступ гнева возникает легче и длится дольше.

Поскольку открытое проявление агрессии является социально неприемлемым и осуждаемым, у взрослых возникает сильное искушение счесть ребенка «психически нездоровым». Как только у взрослых складывается такая позиция, то спасти ситуацию становится практически невозможно: «психическое нездоровье», как и «гены», — это не то, что можно исправить. Для ребенка же по-настоящему нужно, чтобы его взрослые оказались достаточно сильны, чтобы справиться с его злостью. Тогда они смогут защитить его от всего: и от страхов, которые живут внутри, и от угроз, которые возникают извне.

Откуда берется плохое поведение

Агрессивное поведение детей, даже собственных, нередко ставит взрослых в тупик. Поскольку взрослые ощущают себя более сильными, мудрыми и свою роль рассматривают как роль защитника и учителя, для них весьма неожиданными становятся злобные выпады и разрушительная активность некоторых детей. Кроме того, агрессивное вызывающее поведение часто пробуждает у взрослых не лучшие ответные чувства, о наличии которых у себя они и не подозревали: ярость, желание «размазать по стенке» и т.п.

Все дети проходят в своем нормальном развитии периоды, когда учатся владеть собой, сдерживать спонтанный гнев. Усвоение социальных норм и правил выражения своего недовольства начинается в возрасте 2-3 лет. В благополучном варианте ребенок постепенно учится находить приемлемые для него самого и его окружения способы выражения негативных эмоций и способы достижения желаемого.

Если реакции родителей последовательны и разумны, то постепенно ребенок узнает, что, например, истерика — это не способ получения желаемого, а драка — не лучший путь для доказательства своей правоты. Задача взрослых — научить ребенка добиваться своего не столько силой или скандалами, сколько путем договоренностей, убеждения, компромиссов. Если родители принимают чувства ребенка, но ограничивают негативное поведение, он приходит к выводу, что злиться — нормально, а вот крушить все вокруг — нет.

Формы и цели агрессии у детей

  1. Физическая – выражается в физическом воздействии на окружающих или в умышленной порче предметов. Ребёнок бьёт, толкает, кусает других детей, бросает или нарочно ломает предметы.
  2. Вербальная – осуществляется в устной форме. К ней относятся: оскорбления, угрозы, крик, ругань.
  3. Косвенная – непрямая агрессия. Это сплетни, жалобы, показные истерики, разжигание конфликтов среди сверстников, умышленное нарушение правил, принятых в коллективе.

Проявляя агрессию, дети преследуют разные цели. Для одного малыша это способ добиться определенной цели, получить желаемое. Для другого – способ защититься от обидчика или отомстить ему.

Некоторые дети, попав в новый коллектив, оказавшись среди незнакомых людей, стремятся обратить на себя всеобщее внимание, и не находят ничего лучше, чем шокировать окружающих своим поведением. Для кого-то враждебность в адрес сверстников – это попытка заработать авторитет, почувствовать своё превосходство или уникальность

Синдром дефицита внимания встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.

Как вести с ребенком 2, 3, 5, 7 лет, который проявляет агрессию: советы психолога

Если в поведении ребенка появилась агрессия, нужно правильно на это реагировать. Помогут справиться с агрессией у ребенка 7 лет советы психолога. Специалистами разработан ряд рекомендацией, направленных на коррекцию девиантного поведения.

Кроме того, агрессивность устраняется физической нагрузкой. Если мальчик часто проявляет злость, можно попробовать отдать его в спортивную секцию, где он сможет выплескивать накопившуюся энергию. Можно предложить маленькому бунтарю изобразить свои эмоции на бумаге или вылепить из пластилина. Это отвлечет его от злости. Но самое главное — быть понимающим и спокойным взрослым, который умеет быть твердым и знает, когда нужно пойти на компромисс.

Не реагируйте на незначительную агрессию детей

Если маленький мальчик или девочка проявляет агрессию, но она не несет угрозы ни для ребенка, ни для окружающих, и вызвана объективными причинами, следует поступить таким образом:

сделать вид, что ничего не произошло;
показать понимание детских чувств;
попробовать переключить внимание ребенка на другой объект, занять чем-то интересным.

Агрессия может накапливаться, поэтому иногда необходимо просто выслушать ребенка

Маленьким детям нужно внимание взрослого, поэтому в некоторых случаях игнорирование — эффективный способ коррекции поведения

Оценивайте поведение ребенка, а не его личность

В разговоре с детьми в момент вспышки злости нужно отвечать спокойно доброжелательным, но твердым голосом, чтобы показать маленькому бунтарю, что родители против его поведения, а не против него самого. Не нужно делать акцент на том, что он поступает таким образом не первый раз.

Необходимо выразить свои чувства, отметить, что он плохо говорит с людьми. Можно спросить его, хочет ли он кого-то обидеть, чтобы дать понять, к чему приведет такое поведение. Можно констатировать поведение ребенка, сказав, что он ведет себя агрессивно. Или отметить, что он ведет себя не по правилам, сделав акцент на том, что агрессия ведет к нарушению правил.

Держите собственные негативные эмоции под контролем

Агрессивное поведение ребенка вызывает соответствующую реакцию со стороны взрослого, потому что выслушивать кричащую дочь или смотреть, как сын швыряет предметы, плачет и ругается, неприятно. Однако, следует помнить, что взрослые, в отличие от детей, могут контролировать свои эмоции.

Если сын или дочь проявляет агрессию, нужно постараться сохранять спокойствие и дружелюбие. Главная цель — гармония в семье, спокойный и послушный ребенок, а это невозможно без установления партнерских отношений. Маме, папе или учителю необходимо не повышать голос, не кричать, контролировать свои жесты. Сжатые кулаки и хмурый взгляд — это то, чего следует избегать в общении с детьми. Кроме того, стоит избегать оценки личности его друзей, а также применения физической силы.

Позаботьтесь о репутации ребенка

В момент пика агрессивности детям сложно признать свою неправоту. Неправильно думать, что пятилетний ребенок ничего не понимает: это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать собственную репутацию. Даже если маленький бунтарь не прав, не стоит осуждать его публично, показывать окружающим свое негативное отношение к нему. Нотации на публике не принесут результата, а только усугубят ситуацию и приведут к новой агрессии.

Кроме того, нужно учиться уступать. Когда выяснена причина агрессивной реакции, можно предложить ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации. При воспитании пятилетних детей это лучший вариант. В этом случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он это делает по-своему, что поможет скорее исчерпать конфликт.

Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей

Когда маленький ребенок проявляет агрессию, взрослому нужно пересилить себя и проявить в ответ неагрессивную модель поведения. В момент проявления злости со стороны ребенка необходимо выдержать паузу, не перебивать его и не спорить с ним. Иногда при чрезмерной агрессивности ребенку лучше какое-то время побыть одному, чтобы успокоиться. Нужно дать ему на это время. Самое главное — жестами, голосом и мимикой нужно выражать спокойствие.

Причина четвертая. Накопленные эмоции

И здесь мы снова обращаемся к мифу об идеальных родителях. В этом мифе родители счастливы после рождения ребенка, они не только не проявляют негативных эмоций, они их и не испытывают. На практике же каждый родитель испытывает недовольство, разочарование, раздражение, злость. Но такие эмоции могут вызывать еще и страх – действительно ли я хорошая мама, если сейчас испытываю раздражение? Поэтому негатив может копиться, а потом мама не выдерживает и срывается.

Что можно делать? Прежде всего, принять тот факт, что вы испытываете самые разные чувства. Называйте то чувство, которое испытываете в данный момент. Постарайтесь понять, как его можно безопасно выразить. Не забывайте, что ребенок чувствует ваше напряжение, но не понимает, что с вами происходит. Таким образом вы сможете помочь ему узнать больше про чувства, которые вы испытываете и которые он сможет обнаружить уже в себе, дать им имя. Например: я сейчас очень сержусь, мне надо побыть одной. Называние чувств в дальнейшем помогает ребенку совладать с ними.

Агрессия против себя самого: причины

Другая поведенческая крайность — аутоагрессия, когда агрессивные проявления направляются на себя самого. Это путает взрослых не меньше, поскольку саморазрушение — вещь противоестественная для любого живого существа. Дети могут причинять себе боль и вред целенаправленно: кусать, царапать себя, вырывать волосы, рвать свою одежду и пр. Или «нечаянно», но с завидной регулярностью попадать в ситуации риска для здоровья и жизни: падать «на ровном месте», врезаться в углы, обжигаться, ломать руки и ноги и т.д. Причем частота их травм значительно выше и серьезнее, чем у обычных подвижных детей, и не может объясняться только бытовым травматизмом. За аутоагрессией стоит неприятие себя и своей жизни. В большинстве случаев это бывает связано с родительским отвержением в раннем возрасте и/или насилием.

Родительская любовь — это благословение для ребенка на жизнь. Когда этой любви нет, ребенку неоткуда черпать силы, чтобы расти и развиваться, у него не возникает чувство «хорошо, что я есть на свете». В таких случаях дети, с одной стороны, злятся на взрослых вообще, мстя им своим поведением за недостаток любви, с другой стороны — «сживают себя со свету».

Аутоагрессия как отвержение самого себя, самообвинение и приступы отчаяния встречаются у чувствительных детей и в острой фазе переживания утраты кровной семьи. Если взрослые не реагируют на подобное поведение ребенка, оно усиливается. Причиняя себе боль, физическую или эмоциональную, ребенок словно надеется, что если ему станет по-настоящему плохо, родители вернутся.

Важно, чтобы он в это время узнал, что утешение и помощь можно получить не только от ушедших близких, но и от других взрослых — от приемных родителей. Если они будут искренне стараться помочь ему, уважая его горе и не пытаясь его поскорее «затушевать» и обесценить («было бы о ком горевать — об этой алкоголичке»), ребенок доверится и научится находить опору в новых привязанностях вместо того, чтобы разрушать себя

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: