Девиация

Примеры девиаций

Приведу примеры негативных, нейтральных и положительных девиаций:

  1. Ребенок родился в благополучной полной семье. Стилем родительского воспитания была гиперопека. Достигнув подросткового возраста, ребенок стал неуправляемым: он стал шантажировать родителей, оскорблять мать. Родители полагали, что у всех детей подростковый возраст проходит сложно, нужно набраться терпения. Активных мер для решения они не предпринимали, контроль и опеку над сыном снизили. В результате родители не заметили, как мальчик связался с плохой компанией, где пристрастился к наркотикам.
  2. Девочка с детства застенчивая. Ей трудно заговорить с незнакомым человеком, обратиться с просьбой к кому-нибудь. Мама полагает, что застенчивость является синонимом скромности, поэтому не предпринимает попыток искоренить данную черту характера дочери. У девочки мало друзей, в классе ее считают замкнутой, потому что она не здоровается с одноклассниками, отказывается от коллективных игр на переменах. Со стороны педагогов к девочке нет претензий по поводу учебы, к ней не могут быть применены какие-либо санкции, ее застенчивость не причиняет вреда окружающим, но при этом является формой нейтральной девиации.
  3. Сотрудник научно-исследовательского института на протяжении многих лет занимался разработкой собственной методики обучения детей дошкольного возраста чтению. Защитив докторскую диссертацию, он открыл лингвистический центр, стал заниматься с детьми по собственной программе. Через несколько месяцев дети 4–5 лет научились читать. Инновационная деятельность ученого в данном случае является примером положительной девиации.

Типы

Считается, что отклонения от нормы в виде девиации можно классифицировать по следующим типам:

  • позитивные отклонения от усредненной нормы;
  • негативные девиации, связанные с психическими расстройствами;
  • противоправные и преступные действия;
  • культурные отклонения;
  • агрессивные действия;
  • асоциальные поступки;
  • негативные некриминальные действия (суицидальные попытки, бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Все девиации делятся на 2 типа: первичные и вторичные. Первичная девиация – это разновидность отклоняющегося поведения, которое никак не карается уполномоченными органами. Вторичная девиация – это необратимое изменение личностной сферы, возникающее в результате систематического повторения тех или иных действий разрушительного характера.

По количеству участников асоциальных действий девиации могут быть групповыми и индивидуальными.

Клейберг предлагает все девиации в обществе делить на 3 типа:

  • негативные (преступления, употребление психоактивных веществ);
  • нейтральные девиации (бродяжничество, попрошайничество);
  • позитивные (самопожертвование).

Е. Змановская полагала, что девиации – это такое социальное явление, говорить о котором простыми словами нужно с точки зрения негативных последствий действий индивида для него самого или для общества. Она выделила следующие типы этого социального явления:

  • аутодеструктивное отклоняющееся поведение (примерами такой девиации являются суицид, виктимность, неоправданный риск);
  • асоциальное пренебрежение нормами и правилами общественной жизни (протест против законодательства вызывает всеобщее осуждение, карается санкциями);
  • антисоциальные действия, которые угрожают жизни и здоровью граждан

Согласно другой классификации, выделяются следующие типы девиации:

  • Инновация – данная разновидность предполагает использование запрещенных действий для достижения цели. В негативном контексте данный тип отклоняющегося поведения свойственен для преступников, шантажистов. В позитивном же варианте такое отклоняющееся поведение используют ученые.
  • Ретреатизм – своеобразный уход от реальности. Такой способ существования используют люди с алкогольной, игровой или наркотической зависимостью.
  • Ритуализм – следование определенным стереотипам, которые противоречат истинной цели деятельности.
  • Бунт – активная форма протеста установленным нормам и правилам. Индивид с данным стереотипом поведения с помощью агрессивных действий старается защищать свои интересы, выдвигать свои идеи.

Н. Майсак в основу анализа поведенческих аномалий положила два параметра: направленность действий девианта и отношение общественности к его поступкам. По направленности действий индивида его поведенческие реакции могут быть:

  • конструктивными (творческое самовыражение);
  • аутодеструктивными (индивид совершает действия, которые ведут к его деградации или даже смерти);
  • внешнедеструктивными (могут выражаться в виде конфликтного поведения, словесных оскорблений, противоправных действий в отношении окружающих).

С позиции отношения социума к девиантным проявлениям, все отклоняющееся поведение можно разделить на следующие типы:

  • просоциальные (находят одобрение со стороны большинства людей);
  • нейтральные (не угрожают жизни и здоровью окружающих, но при этом отношение к ним неоднозначное);
  • социальные (преступления).

В современном мире отдельной разновидностью отклоняющегося поведения являются легитимные девиации, к которым относятся различные молодежные субкультуры.

Диагностика девиантного поведения

Психология девиаций у ребенка, подростка (признаки отклонений):

  • школьная дезадаптация;
  • низкий уровень социализации;
  • асоциальность;
  • психофизическая отсталость;
  • неадекватная самооценка;
  • тяга к подражанию.

Неадекватная самооценка как признак девиаций.

Характеристика девиантного поведения у детей дошкольного возраста:

  • агрессия (укусы, щипки, толчки);
  • капризы;
  • манипуляции;
  • вред себе.

Дети с девиациями выходят из неблагополучных семей. Но речь идет не только об алкоголиках, наркоманах или неполных семьях (последнее вообще не является определяющим фактором). В группу риска также попадают семьи, где родители постоянно пропадают на работе или увлечены своей жизнью, а также семьи, где ребенком занимается няня, гиперопекающие семьи. Благоприятным стилем воспитания считается только один – демократический. В остальных случаях присутствует риск развития негативных девиаций.

Общие методы диагностики

Чтобы выявить девиантное поведение у несовершеннолетних, а также определить уровень, динамику отклонений психолог использует следующие методы:

  • беседа, наблюдение в процессе беседы (выявление негативных факторов, возможностей для самореализации, изучение особенностей клиента, его образа жизни);
  • опрос окружения (выявление образа клиента в глазах других людей);
  • опросы, тесты, другие методики изучения личности (выявление темперамента, акцентуаций, тревожности, прочего);
  • узкоспециализированные методики на выявление девиаций, склонности к ним;
  • проективные тесты на выявление подсознательных тревог, фобий, психотравм.

Беседа для выявления девиаций.

Тесты и опросники

В процессе диагностики девиантного поведения у подростков и взрослых используются несколько групп тестов: общеличностные, проективные, на выявление отношений в семье, на выявление отдельных личностных показателей и девиаций.

Личностные тесты:

  • методика Айзенка (подходит детям, взрослым);
  • Патохарактерологический диагностический опросник (для подростков 14-18 лет);
  • Миннесотский многофакторный опросник личности (для лиц от 16 лет);
  • тест Леонгарда–Шмишека (выявление подростковых акцентуаций).

В работе с детьми младшего возраста можно использовать арт-терапию, проективные методики.

Проективные методики:

  • тест Сонди (для детей от 10 лет, взрослых);
  • тест Розенцвейга (разработана модификация для детей от 4 до 13 лет, модификация для детей от 15 лет и взрослых, подросткам 12–15 лет подойдут обе модификации).

Тесты на выявление отношений в семье:

  • тест Варга (опросник для родителей на выявление отношения к ребенку);
  • тест Шафера (опросник для детей, подростков на выявление их отношения к родителям).

Для изучения тревожности у взрослых подойдет тест «Шкала Спилбергера», для выявления детской тревожности – тест Филлипса, другие методики на выявление школьной дезадаптации.

Для выявления мотивов, целей, скрытых желаний можно использовать тест Роршаха, метод незаконченного письма или незаконченных предложений. Эти техники подходят всем возрастам.

Опросник «Девиантное поведение» (авторы – М.Ю. Колосницына, Е.А. Кадацкая) помогает выявить, к каким именно девиациям имеется склонность. Кроме самих девиаций выявляются деструктивные черты характера, которые препятствуют развитию личности. С этими чертами нужно работать. Еще одна методика, позволяющая определить склонность к девиациям, установить их тип – «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (автор – Р.В. Овчарова).

Теории возникновения девиации

В современной науке существует несколько ключевых теорий, которые раскрывают историю возникновения девиации и сущность девиантного поведения. Перечислим некоторые, наиболее значимые и актуальные в современном мире:

  • Биологическая теория – она связана с самыми первыми попытками объяснить девиантное поведение именно через биологические характеристики индивида. Предрасположенность к некоторым формам и видам девиантного поведения предписывали к природным особенностям человека. Таким образом, все выведенные сегодня физические теории говорят о том, что поступки человека, в том числе и те, что не соответствуют социальным нормам, зависят от тех данных, которыми его наделила природа;
  • Психологическая теория – так же, как и биологические, а также некоторые физические теории девиации, данная теория искала объяснение отклоняющегося поведения не в обществе, а внутри самого индивидуума. Основной теорией является возникновение конфликта, который происходит в сознании самой личности, а не человека с обществом. Так, сталкиваясь со внутренними противоречиями, человек не может адекватно оценивать ситуацию, поэтому начинает совершать противоправные поступки и не контролирует самого себя.

Отдельно хотелось бы охарактеризовать социологическую теорию отклоняющегося поведения. Важную роль здесь играет теория аномии. Термин «аномия» был введен известным социологов Эмилем Дюркгеймом и использовался для того, чтобы толковать состояние социальной безнормности по отношению к общностям разного размера: как к большим, так и к малым.

Определение 2

Аномию следует определять как коллективно-социальное состояние, которое характеризуется упадком системы ценностей.

В связи с этим, в обществе происходят сильные изменения, преимущественно в негативном ключе. Люди не могут соотносить свои потребности с возможностями их реализации, поскольку им попросту не хватает опыта и знаний. По этой причине они прибегают к противоправным действиям для того, чтобы достичь поставленные цели или результат. Человек не имеет четкого понимания того, к какому обществу он принадлежит, и по этой причине не испытывает таких необходимых чувств, как надежность, защита, безопасность в довольно нестабильных социальных условиях.

Теория конфликта – это марксистская теория, согласно которой высшие классы эксплуатируют низшие, и при этом избегают наказания, поскольку имеют особое положение в обществе и не могут быть призваны к ответственности. Трудящиеся – это жертвы капиталистического угнетения. Поэтому человек, борясь за свою жизнь и право на нормальное существование, начинает совершать поступки, которые сродни настоящим преступлениям. Иными видами девиации являются алкоголизм, наркомания, проституция. Это все – продукты моральной деградации человека, которые базируются в погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных (а в современном мире еще и сексуальных) меньшинств.

Замечание 1

Таким образом, каждая теория девиантного поведения по-своему рассматривает причины возникновения такого поведения, а также выделяет некоторые специфические черты, которые характеризуют общество и его членов, которые сталкиваются с девиантным поведением.

Сегодня все эти теории одинаково адекватны и актуальны, поскольку каждая из них затрагивает различные стороны данного явления. Исследователи подчеркивают тот факт, что отклоняющееся поведение может зависеть и от психического состояния человека, особенностей его физического развития, уровня интеллекта. Немалую роль играет его социальное положение, а также статус в обществе. люди более высокого статуса будут реже проявлять агрессивное и ненормальное поведения, в отличие от людей, которые испытывают некоторые материальные трудности и находятся на несколько ступеней ниже.

Характерные черты

Позитивное отклоняющееся поведение часто связано с сильным увлечением человека какой-то сферой.

Свойственно желание доказывать свою точку зрения до победного конца — то, что мы называем гениальностью или одаренностью. 

Пример

Люди. которых мы называем гениями, вундеркиндами, неординарными личностями, имеют непревзойденные способности в какой-то сфере науки или искусства и сильно ею увлечены. Их психика нацелена на решение задач, классифицируемых как «высокие». Например, создание новых приборов или музыкальных произведений. Внешне это выглядит как зацикленность на любимом деле. Однако психика таких людей устроена по-особенному. Они существуют одновременно в двух мирах, причем важнее для них внутренний, а основной для всех остальных внешний идет фоном, незначим. Поэтому такие люди не могут решать простые на взгляд большинства задачи или игнорируют необходимые, по общему мнению, потребности.

Пример

Положительными девиантами могут быть не только люди с особенными способностями, но и с зацикленным на одной сфере интересом. Монахи тоже ставят внешний мир на второе место, неохотно идут на контакт, живут обособленно. Они не несут в мир негатива. Наоборот, часто развивают в себе сильную эмпатию и помогают тем, кого обычные люди могут обойти стороной — занимаются с бездомными, едут на миссии в места массового заражения опасными болезнями и др.

Такие типичные проявления поведения гениев в обычной жизни характеризуют позитивную девиацию.

Отказ от создания семьи

К такому решению люди с отклоняющимся поведением приходят легко. Причина все та же: внутренний мир для них важнее, с внешним стараются связываться как можно меньше

Поэтому долгосрочные отношения с людьми завязывать не могут, не способны уделять внимание чему-то или кому-то еще. Им свойственна направленность исключительно на избранную сферу

Вопрос выбора между семьей и делом жизни для таких людей не стоит вообще

Это важно учитывать людям, которые хотят связать жизнь и создать семью с таким человеком. Его супругу\супруге придется тянуть на себе весь груз бытовых забот, воспитание детей и при этом мириться с тем, что главный фокус второй половины никогда не будет направлен на него\нее

Немногие соглашаются взять на себя такое бремя. Поэтому гении зачастую одиноки. Но их это не тяготит так, как людей с нормальной девиацией.

Монахи сознательно отказываются от семьи по тем же причинам: это не так важно для них, как то дело, которому они посвятили свою жизнь, и тот мир, в который они верят

От бытового комфорта

Также легко такие люди отказываются от некоторых необходимых на взгляд большинства людей бытовых удобств.

Гении могут не замечать, что не ели или не мылись уже 3 дня или что их ногти и волосы не в порядке.

Монахи живут в очень простых условиях, мало времени уделяют сну, отдыху, скудно питаются, одеваются просто и однообразно, могут не поддерживать достаточно теплую температуру в помещении, сознательно лишая себя этих первичных для обычного человека потребностей.

Те и другие часто отказываются от признания своих достижений, от премий, званий, титулов, денег, славы и известности

Это внешнее, поэтому тоже для них неважно

Низкая практичность в повседневных вопросах

Гении являются первоклассными специалистами в избранной сфере. Но при этом могут не знать, как пользоваться бытовыми приборами или как покупать продукты в магазине. Это очень типично для позитивных девиантов.

Монахи, те, которые именно являются девиантами, часто тоже не умеют делать простые вещи: пользоваться мобильным телефоном или компьютером, выбирать себе одежду, готовить. Потому что в своей обычной жизни они этим не занимаются. 

Воспитание детей с девиантным поведением

Девиантное поведение, наблюдаемое у детей, создает массу поводов для беспокойства. Родители теряются в таких ситуациях, не хотят верить в то, что чадо ведет себя подобным образом, не знают, как правильно себя вести, чтобы не усугубить положение еще больше.

Воспитание детей с девиантным поведением должно быть направлено на формирование целостной картины мира. Таким детям нужно давать понять, что испытывает другой человек, предоставлять возможность почувствовать себя на месте слабого и оскорбленного. Вовсе не обязательно при этом унижать его, это приведет только к противоположному результату. Девиантное поведение требует к себе повышенного внимания. Необходимо обращаться к его чувствам, задавать соответствующие вопросы, заставлять рассуждать и задумываться о своих поступках.

Таким образом, девиантное поведение у детей нуждается в скорейшей коррекции. Родители не должны пускать ситуацию на самотек, иначе личность будет разрушена и сломлена.

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Видео:

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Проявления девиации

Специалисты по психологии устанавливают стремление человека к девиантному действию согласно набору типичных проявлений. Иногда подобные характерные черты личности представляют собой признаки психических расстройств. Качества, типичные для девиации, свидетельствуют о том, что человек ввиду собственного положения, самочувствия, нрава предрасположен к асоциальным действиям, вовлечению в противозаконность, разрушающую зависимость.

Проявления девиантного поведения включают следующие свойства.

Агрессия

Враждебное поведение говорит о непрерывной внутренней напряженности

Такой человек не принимает во внимание нужды других людей. Он заинтересован исключительно в достижении собственной цели

Ему не интересно критическое отношение общественности к его поведению. Напротив, агрессия воспринимается ним, как метод свершения определенных достижений.

Неуправляемость

Поведение человека направлено исключительно на поддержание собственных интересов. Ему не интересно суждение других людей. Осознать, какие действия предпримет такой индивид в определенный момент, невозможно. Крутой характер неконтролируемого человека не поддается сдерживанию.

Непредсказуемая смена настроения

Для личности с девиантными наклонностями характерна частая беспричинная смена настроения. Человек из веселого состояния внезапно впадает в ярость или начинает плакать. Подобные поведенческие скачки обусловлены внутренней напряженностью, нервным истощением.

Желание неприметности

Неготовность разделять с окружающими собственные идеи, эмоции всегда чем-то обусловлена. Один человек замыкается в себе из-за эмоциональных травм, другому хочется одиночества по причине отсутствия вмешательства в личную жизнь. Но существовать в отречении от социума невозможно. Подобное поведение может привести к деградации.

Отрицательные проявления девиантного действия считаются общественной патологией. Они причиняют ущерб окружению, самому человеку. Оно базируется на стремлении человека функционировать вопреки общепризнанным законам, меркам.

Социальный контроль как механизм регулирования девиаций

Социальный контроль – это совокупность формальных и неформальных мер, направленная на профилактику девиантного поведения личности. Это набор некоторых средств, при помощи которых общество либо его отдельная группа гарантирует нормальное поведение своих членов.

Замечание 2

Санкции общества или групп людей бывают формально положительными и отрицательными. К положительным относятся меры, стимулирующие личность на положительное поведение.

К подобным мерам можно отнести присвоение различных званий, награды, премии, продвижение по карьерной лестнице. Формально отрицательными мерам можно считать наложение штрафов, увольнение с работы, арест и прочие. Санкции могут быть также и неформальными: общественное вознаграждение (похвала), наказание (неодобрение коллектива, угроза). Имеет место быть также такое явления как переоценка существующих норм, то есть действия, считавшиеся до этого девиантными, становятся допустимыми для общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: