Агрессивное поведение подростков

Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков

Любую возникающую проблему гораздо проще предупредить, чем устранять ее последствия

Именно по этой причине особую важность обретает профилактика агрессивного поведения подростков


Профилактика и коррекция ДП

Советы молодым родителям по профилактике аморального поведения у детей:

Необходимо своевременно побеседовать с ребенком о последствиях правонарушений, которые часто совершаются в его возрасте

Многие молодые люди делают какие-либо злодеяния, не думая о предстоящем наказании.
Задача родителей состоит в том, чтобы у ребенка сформировалось представление о степени административной и уголовной ответственности за те или иные противоправные деяния.
Родители должны иметь представление об узком круге общения их ребенка, важно на этом этапе установить доверительные отношения, формируя дома благоприятную атмосферу для совместного времяпрепровождения. Нужно поощрять желание ребенка ходить периодически в гости к его друзьям

Но количество вечеров, проведенных вне дома, должно быть регламентировано и обговорено заранее.

Отсутствие дисциплины и неорганизованность являются определяющими факторами риска

Именно поэтому так важно, чтобы у ребенка в этот период было полезное увлечение, которому он будет готов посвящать свое свободное от занятий время. Активно занимаясь спортом, инструментальной музыкой либо участвуя в различных тематических конкурсах, подросток легко сможет обрести друзей по собственным интересам, ограничивая себя от дурной компании


Работа с родителями трудных подростков

Во время общения с ребенком родители должны поощрять, открыто высказываться о себе, делиться с родителями своими сокровенными переживаниями, чувствами.

Психологами уже давно подмечено, что дети, окруженные родительской заботой и внимание, а не гиперопекой, реже проявляют склонность к аморальному поведению, чем дети, чье будущее безразлично родителям. Такое равнодушие к ребенку со стороны родителей, которое он чувствует, может стать причиной его агрессивного поведения

Лишенные положенного родительского внимания подростки будут стараться таким путем привлечь родителей в свою жизнь.

Профилактика отклоняющегося поведения подростков – задача, ради выполнения которой должны объединяться все социальные институты, с которыми связан подросток. Проведение первого профилактического этапа отводится школе, именно здесь педагоги проводят раннюю диагностику, где выявляется склонность детей к агрессивному, антисоциальному поведению. С этой целью школьные психологи проводят личные наблюдения, специальные исследования с использованием профессионально подобранных тестов.


Групповая профилактика девинатного поведения

При воспитании подростка не стоит забывать простую истину. Каким бы правильным и примерным ни было воспитание, дети никогда не будут делать то, что говорят родители, они будут делать так, как поступают в этой ситуации родители. Отличный личностный пример, продемонстрированный ребенку, может заменить многие воспитательные беседы, защитить его от возможных неприятностей в будущем. Какие бы причины для аморального поведения у ребенка ни были, своевременное уточнение имеющихся проблем, дальнейшая профилактика и эффективная практическая коррекция при помощи простых методов помогут ему получить надежду на социально благополучное будущее без выраженной агрессии и мелких нарушений.

Виды агрессии

Бывает так, что родителям трудно распознать, агрессивен ребёнок или это такая модель поведения в данный момент, особенно если в семье агрессия – всеобщая форма общения всех со всеми. Также трудными становятся случаи, когда присутствует скрытая агрессия. Впрочем, агрессивных подростков отличить всё-таки несложно, если знать виды и симптомы такого поведения. Некоторые даже считают, что агрессия выступает как доминанта поведения современных подростков, что, конечно, ошибочно.

Виды агрессии бывают следующими:

Открытая агрессия. Данный вид поведения характеризуется тем, что подросток начинает прямо на глазах любых людей проявлять признаки злобы. Это открытое хамство, оскорбления, придирки, прямые нападки в виде распускания рук, навязывания драки, желание по любому поводу ответить в грубой форме. Такие дети обычно характеризуются учителями как хулиганы, неадекватные личности. Или вдруг в школе тихий ребёнок начинает вести себя озлобленно по отношению к сверстникам

Здесь важно понимать, что даже семейные причины могут негативно сказываться на поведении подростка, вызывая у него немотивированную агрессию по отношению к другим людям, не к родителям или членам семьи. В психологии однозначно определён тот факт, что открытая подростковая агрессия способна доставить много неприятностей самому ребёнку, поскольку он не понимает зачастую последствий своих поступков, в том числе не рассматривает их в рамках закона, а ведь такое поведение может привести к преступлению!

Скрытая агрессия

Она отличается тем, что её проявления не всегда понятны окружающим и близким людям, особенно если ребёнок, что говорится, с характером. Только родители в состоянии заметить признаки скрытой агрессии в подростковом возрасте у своего чада. Или очень близкие люди. Итак, признаки скрытой агрессии:ирония;
злое подшучивание;
оскорбления без грубых слов;
уклонения от обещаний;
желание всё делать наперекор;
насмешки в адрес людей, в том числе близких;
подчёркнутая невнимательность к родным и близким;
уход от разговоров по душам;
манипуляция людьми.

Если вы заметили, что ваш ребёнок не проявлял таких качеств, а потом вдруг они появились, значит, у него скрытая агрессия. Необходимо выяснить её причины и обязательно устранить, ведь и сам ребёнок страдает от этого.

Что делать?

Агрессия страшна более всего тем, что такое поведение со временем может стать нормой. Вряд ли вы хотели бы, чтобы ваш ребёнок жил в злобе на весь мир, поэтому необходимо искать пути защиты от этой беды. Каковы же способы преодоления агрессии у подростков?

  1. Дать выход эмоциям. Здесь помогут спорт, активный отдых. Этот, казалось бы, простой постулат «выход эмоций» часто не воспринимается многими серьёзно. А зря! Ведь и мы, взрослые, зачастую по-разному даём выход всему накопившемуся, а если эмоций, как говорится, через край, то они могут вылиться в проявления агрессии. Выезжайте с подростком на природу, превратите его личную свободу в ваш общий досуг: плавайте, катайтесь на лыжах с горки, оправьтесь с палаткой в горы и заставьте его пройти «курс молодого путешественника» (установка палатки, сбор хвороста, разжигание костра, приготовление пищи, ловля рыбы). Помимо того, что вы будете в такое время вместе, это также отличный способ дать выход эмоциям и направить энергию в правильное русло. Агрессивным подросткам прямой путь в спорт, где железная дисциплина и постоянные тренировки приучат держать агрессию при себе, научат защищаться, а не нападать. Психологи советуют поговорить с ребёнком и выбрать то направление, в котором ему было бы хорошо.
  1. Работайте над самооценкой ребёнка. Во многом от самооценки зависит формирование личности человека. Многим подросткам свойственна заниженная самооценка, особенно если дома им постоянно говорят, что они всё делают не так. Ещё хуже, когда поясняют, что есть другие дети, намного лучше, умнее, интеллигентнее и т. д. Такая самооценка провоцирует агрессию не только по отношению к тем, кто лучше, но и ко всем остальным по принципу «Да, я хуже вас, и что из этого?». Плохо также, что подросток с такой самооценкой уже не претендует на то, чтобы измениться, – у него заниженные требования к себе. А это очень нехорошо. Плоха и завышенная самооценка. Исключительность как черта, безоговорочно принятая ребёнком по отношению к себе, не всегда подтверждается в обществе. И тогда подросток проявляет агрессию уже к тем, кто не считает его самым-самым. Самый лучший вариант – нормальная адекватная самооценка человека, способствующая его правильным и здоровым представлениям о себе. Именно она – залог успешности человека.
  1. Подавайте правильный пример. Обязательно следите за тем, как вы себя ведёте. Ваш ребёнок уже почти взрослый. Раньше вы были для него идеалом. Теперь он видит всё: как вы нарушаете обещания, как сами агрессивно ведёте себя с людьми, как кричите на улице или в транспорте, как неуступчивы с окружающими и многое другое. И он начинает говорить: «А ты?!». И вы вдруг оскорбляетесь! А зря! Ваш пример, скорее всего, станет для него прямым указанием к тому, как надо себя вести. И, если ваш ребёнок вырастет нормальным, находясь в постоянном агрессивном окружении, молитесь за здравие тех людей, благодаря которым это произошло: бабушки, близкие друзья и др.
  1. Следите за ментальным здоровьем ребёнка. Всегда вовремя обращайтесь к специалистам, если заподозрите эмоциональное неблагополучие, психическое расстройство у подростка. Здесь вы справиться уже не в состоянии. Поэтому помните: своевременная помощь специалиста – залог ментального здоровья личности в будущем.

Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Одним из главных факторов успешной коррекции и профилактики подростковой жестокости выступает своевременность

Важно не упустить момент. Западные психологи пришли к выводу: если ребенок видит, что его не наказывают за плохое поведение и агрессивное отношение к другим, издевательства становятся только жестче

Что делать, если ребенок жестокий? Родители в этой ситуации могут помочь следующими способами:

1.     Учить ребенка контролю за эмоциями надо с раннего дошкольного возраста. Уже в 4 года малыши способны понимать и сдерживать свои эмоции.

2.     Установить близкий контакт с ребенком. Он не должен бояться говорить о своих проблемах, страх осуждения и непонимания заставит его замкнуться.

3.     Разделяйте свои эмоции с ребенком, в обсуждении неприятной ситуации говорите о том, что вам тоже неприятно, обидно, грустно. Разделение эмоций с ребенком снижает степень переживания.

4.     Если вы сами переборщили с наказанием, накричали или обидели ребенка, успокойтесь и поговорите спокойно, признайтесь, что были не правы и не справились со своими негативными чувствами.

5.     Не закрывайте глаза на проявления жесткости, выясняйте причины, объясняйте последствия. Ребенок должен понимать, что за свои поступки он несет ответственность.

6.     Если против вашего ребенка проявляется агрессия со стороны других, научите его защищаться и правильно реагировать — не обращать внимания, проявлять спокойствие, переводить в шутку.

7. Поддерживайте в ребенке уверенность в себе, цените его достижения и поощряйте хорошие поступки. Уверенный в себе человек не станет доказывать собственное достоинство кулаками.

Что делать если ребенок жестокий — технология модификации поведения 7Spsy

Если ребенок очень жестокий, вам не удается повлиять на его агрессивное поведение собственными силами, обратитесь к профессионалам. Современные технологии позволяют работать с детской агрессивностью и жестокостью дистанционно и конфиденциально.

За 2-6 недель удается изменить модель поведения за счет замены подсознательных установок, которые вызывают привычку проявлять жестокость, на позитивные.

После прохождения курса прежде агрессивный ребенок, подросток полностью изменит манеру поведения, у него появится спокойная уверенность и доброжелательность.

  1. Статья по докладу РАН о детской жестокости (https://rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html)

  2. Большой психологический словарь, В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова (https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/19/15/00191530.bin.dir/00191530.pdf)

  3. Доклад о детской агрессивности (https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2015/11/17/doklad-detskaya-agressivnost )

  4. Национальная педагогическая энциклопедия (https://didacts.ru/termin/zhestokost-detskaja.html)  

  5. Статья в АИФ «Маленькое зло». Психологи раскрыли причины детской жестокости» (http://www.altai.aif.ru/society/education/56065)

  6. Статья «Cruelty of adolescents: causes and prevention. Difficult teenager» (https://ilovevaquero.com/dom-i-semya/19743-zhestokost-podrostkov-prichiny-i-profilaktika-trudnyy-podrostok.html)

Причины

Итак, причины подростковой агрессии такие:

  1. Семейные.

Психологи отмечают, что агрессивность подростков и причины подростковой агрессии чаще всего появляются как ответная реакция на происходящее в семье, потому что это та группа, в которой ребёнок проводит большую часть своего времени. Кроме того, именно она в ответе за всё, что происходит с подростком в других группах. В подростковом возрасте происходит перестройка всех систем организма. Она ведёт к тому, что «маленький взрослый» (для нас с вами) начинает ощущать собственную значимость, потребность в признании. А родители часто не готовы к такому повороту дел, по-прежнему считая своего ребёнка маленьким и не способным сделать выбор. Поэтому если вдруг подросток увлёкся молодёжной субкультурой, с которой вы совершенно не знакомы и которая кажется вам воплощением кошмара, подумайте: а не вы ли совсем недавно критиковали его за слишком широкие или узкие штаны, короткую юбку, нелепые хвостики в причёске или ещё что-нибудь, по вашему мнению, эпатажное?

Однако обращение к субкультуре – это часть самовыражения. Гораздо хуже, когда ребёнок начинает проявлять агрессию. А представьте ситуацию в обратном свете. Каждый день вы приходите домой и слышите, что не так одеты и обуты, что «чёрт знает на кого похожи», что не тем занимаетесь, что есть много людей, которые гораздо умнее, интеллигентнее, интереснее вас, что вы вообще не способны никому нравиться. Интересно: станете ли вы агрессивными? Со 100%-ной вероятностью – да. Другое дело, начнёте ли проявлять откровенную злобу. Здесь будет так, как вы способны реагировать на происходящие события и как вы воспитаны. Но подросток пока не может полноценно управлять своим поведением, поэтому он обычно открыто проявляет агрессию, в данном случае как реакцию на ваше поведение.

  1. Биологические.

Дело в том, что мы, взрослые, часто сами подвергаемся действию гормонов, и тогда можно услышать, чаще от женщин: «С гормонами проблемы, сама не своя!», «У меня гормоны бушуют!», «С гормонами нелады» и т. д. А представьте, что происходит с ребёнком! У него идёт гормональная перестройка всех функций и систем организма. Он становится взрослым на уровне биологических систем – «готов к продолжению рода» – и ощущает себя таковым, но при этом ещё не может стать полноценным взрослым, о чём мы ему бесконечно напоминаем, что в корне неправильно!

Специалисты отмечают следующие симптомы гормональной перестройки организма у подростка:

  • частая смена настроения;
  • депрессия;
  • неусидчивость и отсутствие концентрации внимания;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • агрессия и проблемное поведение;
  • тревога.

Знакомые симптомы? Особенно женщинам, мамам. Помните о таких проблемах, с которыми сталкивается ваш ребёнок. И относитесь к нему снисходительно. Разумеется, речь не идёт об оправдании постоянного открытого хамства и злобы.

  1. Личностные.

Становление личности – это в первую очередь потребность ощущать своё самостоятельное «Я» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что происходило в детском возрасте? Вы решали за ребёнка почти всё: какую одежду он будет носить, какой будет мебель в его комнате, какие тетради ему покупать, куда будет ходить, с кем дружить (согласитесь, есть и такое!) и т. д. И вдруг! Он взбунтовался! К этому прежде всего надо быть готовым. Потому что вы уже понимаете, что становление личности – это желание всё решать самому. И если есть то, что вы никак не можете доверить подростку (покупка мебели, например), то всё, что касается его принадлежностей, позвольте ему выбирать самому. Возможно, корни агрессии именно в этом. Дайте ему право распоряжаться своими вещами, личным временем, отношениями и др. В любом случае он станет вести себя в рамках тех норм, которые вы ему привили в процессе воспитания, поэтому нет необходимости бесконечно проверять: так ли он поступил, как вы научили.

Коррекция агрессивного поведения

И родителям, и учителям важно отслеживать агрессивное поведение младших школьников. Если какой-то ребенок часто раздражителен, негативно реагирует на любые просьбы или замечания, кричит или оскорбляет, ссорится или дерется с одноклассниками, то необходимо принимать меры по коррекции его агрессивного состояния

  • Поначалу просто игнорировать агрессию, показать, что такое поведение не поможет ребенку добиться своей цели;
  • Далее можно отвлечь школьника, дать ему какое-то задание, поручение;
  • В конфликте, в ситуации, когда ребенок продолжает вести себя агрессивно, сохранять спокойствие, не повышать голос, не делать резких движений;
  • Не пытаться подавлять гнев, не использовать оскорбительные, эмоциональные, оценочные выражения. Давление увеличивает сопротивление. Лучше разобраться, в чем причина;
  • Показать, что вы его понимаете;
  • Если гнев силен, то нужно попросить ребенка выйти в другую комнату и успокоиться самостоятельно, после чего будет продолжен разговор;
  • Лучше, чтобы не было публики, свидетелей. Если невозможно обеспечить это условие, то лучше отложить разговор на потом;
  • Ни в коем случае не осуждать ребенка в целом, только его поступок;
  • Объяснить, что агрессивное поведение вредно и неэффективно как для окружающих его людей, так и для самого школьника, и рассказать, как лучше было бы поступить в сложившейся ситуации.

  1. Развитие культуры общения, обучение приемлемым, конструктивным формам поведения в различных ситуациях, особенно в конфликтных;
  2. Работа с эмоциональной сферой – развитие эмпатии, умения понимать свои чувства и чувства других людей;
  3. Формирование самоконтроля, способности владеть собой в сложных ситуациях;
  4. Обучение безопасным способам выражения агрессии.

Итак, агрессия – это верный признак того, что у ребенка существуют какие-то проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно. Не стоит его клеймить и относиться к нему негативно и подозрительно. Это только закрепит агрессивную манеру поведения

Поэтому от родителей и учителей требуется огромное терпение и внимание к агрессивному школьнику, чтобы разобраться в проблемах и научить его эффективно действовать в любых ситуациях

https://youtube.com/watch?v=9Zj7kHUQAU8

Особенности агрессивного поведения подростков

Особенности агрессивного поведения подростков во многом зависят от гендерного признака. Если девушки предпочитают вербально проявлять агрессивность, то молодые люди – применять физическую силу.

Психологи отмечают такие виды агрессивного поведения подростков – физическая агрессия, косвенная агрессия (сплетни, топанье ногами, хлопанье дверьми), вербальная агрессия ( крики, вопли, ссоры, угрозы, проклятья), негативизм, обида, подозрительность.

Согласно статистическим данным, мальчики проявляют агрессию больше и чаще, нежели девочки. И их агрессивное поведение сложнее поддается корректировке.

Исследования показывают, что основной причиной проявления агрессии в подростковом возрасте является отсутствие родительской любви и заботы. «Недолюбленным» детям, в семьях которых царит атмосфера недоверия, насилия и оскорблений, сложнее адаптироваться в учебных заведениях, так как они несут подобную схему общения в общество.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте, прежде всего, вызвано недопониманием в семьей. Дальше следуют возрастные кризисы, влияние СМИ и кинематографа, употребления алкоголя и наркотиков, проблемы с учебой и сверстниками, а также наследственные заболевания.

Для мальчиков характерная физическая форма агрессии, для девочек – вербальная. Резкое различие агрессивности по гендерному признаку наступает в возрасте 14-15 лет.

[], [], [], [], [], [], [], [], []

Психологические особенности агрессивного поведения подростков

В подростковом возрасте происходит половое созревание и психологическое взросление, желание конфликтовать со всем миром, и особенно – учителями и родителями, ограничивающими жизнь. Этот период наиболее сложный и противоречивый для любого подростка. Психологические особенности агрессивного поведения подростков зависят от их места в обществе, социального уровня. Между агрессией и агрессивностью существует разница. Агрессивность – это черта характера, а агрессия – эмоциональное состояние, которое поддается корректировке при правильно выбранном способе.

Коррекция

Подростковая агрессивность устраняется представленными ниже принципами коррекционной работы:

– необходимо установить контакт с подростком;

– безоценочно воспринять и уважительно относиться к нему, как личности;

– положительно относиться к его внутреннему миру.

Направления коррекционной работы включают:

– обучение подростка навыкам контролирования себя (умение управлять гневом);

– обучение понижения уровня тревожности;

– формирование понимания личностных эмоций, развитие эмпатии;

– развитие положительной самооценки.

При появлении первых признаков агрессии можно рекомендовать подростку сделать паузу, отвлечь свое внимание, переключившись на что-либо иное, более приятное. Эффективно будет закрыть глаза, сосчитать до десяти или мысленно «набрать в рот воды» если перед ним стоит человек, который раздражает своим разговором

Такие действия могут уберечь от проявления ненужной враждебности.

Необходимо научить подростка относиться к тем вещам в жизни, которые изменить уже нельзя – спокойно. Безусловно, можно на них и позлиться, но смысла в этом нет никакого.

Есть другой выход: принять их, относиться к ним более спокойно. Важным моментом выступает не допускать хроническое нервное истощение и усталость, поскольку они лежат в основе агрессии и раздражительности.

При возникновении первых признаков усталости, следует делать отдых и вносить в жизнь моменты, которые будут радовать

Важно научить подростка быть внимательным к себе, внедрять в жизнь позитивные изменения, стараться быть довольным, поскольку только такой человек сможет быть спокойным, а также уравновешенным


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Основы коррекции отклоняющегося поведения

Коррекция девиантного поведения подростков представляет собой комплекс социально-педагогических и психологических процедур, нацеленных на регуляцию мотивации, моральных ориентаций, важных установок и общего поведения отдельно взятой личности. Девиантное поведение и социальный контроль должны идти во взаимодействии, иначе такие дети могут серьезно навредить своему будущему.


Различие между типами асоциального поведения: девиантного и деликвентного

Педагоги выделяют следующие доступные для понимания методы коррекции:

  • Педагогическая коррекция – это распространенные методы общественного воздействия, когда  исправляются активно-волевые дефекты, устраняются страхи, используется методика игнорирования, метод культуры здорового смеха и т. д.
  • Особая педагогическая коррекция – исправление видимых недостатков отклоняющегося поведения, нервного характера, воспитание трудом, дальнейшее исправление простым методом рационально организованного коллектива.
  • Психологическая технология коррекции девиантного поведения базируется на практическом исправлении этих погрешностей, например, при помощи самовнушения, гипноза, метода убеждения и психоанализа.


Факторы возникновения ДП – социальные и физиологические

Коррекция девиантного поведения подростков напрямую зависит от степени взаимодействия индивида в процессе межличностного общения, проявления волевых качеств личности.

Благодаря включению волевых качеств постепенно коррекция аморального поведения переходит в самокоррекцию.

Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков состоит из следующих последовательных этапов:

  • точно формулируется социальная и педагогическая проблема;
  • выдвигаются предположения о возможных причинах аморального поведения;
  • диагностический период;
  • подбор нужных методов коррекционной работы;
  • применение передовых методик коррекционной работы;
  • создание программы психокоррекционной деятельности со школьниками;
  • ведется практическая педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения;
  • осуществление контроля за результатами внедренной программы.

Основная работа психолога и школьного социального педагога в это время должна быть направлена на выявление и устранение глубинных причин для нестандартного поведения восприимчивого подростка. В данном случае это анализ всего, с чем связана социология девиантного поведения, – это изучение особенностей окружения агрессивного подростка, его семьи, дворовых компаний, различных неформальных криминальных групп. Также нужно выяснить мотивацию подростка, состоящего в неформальной группе, то есть им движет желание самоутвердиться среди сверстников, получение социальной защищенности в группе, реализация дружеского общения или удовлетворение потребности в употребление алкоголя.


Основные формы девиантного поведения

Причины асоциального поведения детей

Среди важных причин, провоцирующих появление «трудных» детей, психологи отмечают серьезные травмы в пределах семьи: произошедший разлад родителей, нехватка родительской любви, кончина одного родителя, проявление родительской жестокости либо непоследовательности в воспитании, длительное пребывание в детском доме.


Причины нарушения поведения у детей

Определяющая роль в процессе социализации и предотвращении девиантного поведения отведена образовательной школе. Это связано с тем, что ребенок в основном находится в школе, где он осваивает нормы морального поведения в обществе. Школа признана тем официальным институтом, где активно транслируются общепринятые принципы и моральные ценности.


Девиантное поведение – определение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: