Девиантное поведение

Истоки и последствия девиации

Девиантное поведение или социальная девиация — поведение человека, отличающееся от общепринятых норм. Оно бывает положительным и отрицательным. В первом случае девиантами называют гениев, которые ведут себя и мыслят по-особому, во втором — преступников и психологически нездоровых людей. Реакцию общества на девиантность изучает социология.

Основоположником этого направления считается социолог из Франции Эмиль Дюркгейм, выпустивший книгу «Самоубийство». Специалист описывает понятие аномии, которое объясняет как дезориентацию в обществе в период кризиса и запутанность сознания. Социолог указывает на связь экономических спадов и подъемов с увеличением численности самоубийств.

Последствия девиации негативные для человека и его окружения. Личность деградирует, теряет контроль над собой, перестает развиваться, не может адекватно воспринимать происходящее и находить правильное решение.

Типы девиации

В классификации социальных нарушений выделяют следующие типы девиаций:

— культурные и психические аномалии;

— отклонения индивидуального и группового характера;

— первичные и вторичные девиации;

— культурно одобряемые отклонения (позитивная девиация) и культурно порицаемые отклонения.

Кроме того, девиации делятся на криминальное, девиантное и делинквентное. Девиантные действия являются проявлением отклоняющегося поведения. Они связаны с нарушением индивидов соответствующих их возрастной категории социокультурных норм поведения, присущих определенному типу микросоциальных отношений (например, внутрисемейных или школьных) и небольшим половозрастным социальным группам. Другими словами данный поведенческий тип реагирования можно именовать антидисциплинарным. К нему относят: бродяжничество, наркоманию, попытки суицида.

В отличие от действий девиантного характера, делинквентное поведение проявляется в повторяющихся асоциальных проступках индивидов, которые впоследствии складываются в устойчивый стереотип поведенческого реагирования, нарушающего правовые нормы, однако не влекущие за собой криминальной ответственности вследствие их ограниченной социальной опасности. Делинквентное поведение бывает следующих типов: действия агрессивно-насильственной направленности (оскорбления, поджоги, побои), корыстной направленности (кражи, угоны автотранспорта вымогательство) и продажа наркотиков. Действия криминальной направленности являются противоправными деяниями, которые квалифицируются согласно уголовному кодексу. Различные формы девиантного поведенческого реагирования и делинквентные действия, как правило, предшествуют криминальному поведению.

Формы девиаций с негативной подоплекой являются социальной патологией, которая дезорганизует социально-правовую систему, подрывает ее устои и наносит существенный урон социуму и личности в отдельности, особенно, подросткам. Необходимость регулирования поведения и борьба с девиациями сегодня являются довольно актуальными государственными мероприятиями, поскольку существует неразрешимый конфликт между человеческими потребностями и средствами их удовлетворения. Устремленность индивидов на удовлетворение материальных потребностей является внутренней мотивацией, которая провоцирует субъектов с недоразвитой социальной ориентацией к поведению, не отвечающему общепринятым нормам.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Методы борьбы

Весьма актуальный вопрос, которым многие задаются в силу невозможности быстро справиться с ситуацией. Работа с девиантным поведением подразумевает пересмотр прежних способов взаимодействия. Потребуется приложить множество усилий, чтобы избежать неконтролируемых последствий. Вот некоторые надежные способы.

Проговор ситуации. Это нужно делать своевременно, дабы не допустить момента, когда ситуация окончательно выйдет из-под контроля. Необходимо рассказывать о своих чувствах, учить этому ребенка. Тогда будет проще принять решение, подтолкнуть к нужному шагу. Открытое обсуждение создавшегося положения позволит найти точки соприкосновения, выйти на ожидаемый уровень понимания.

Контроль. Коррекция нежелательного поведения невозможна без проведения неусыпного контроля. Если рядом находится человек, которому по определению нельзя доверять, значит, необходимо следить за его действиями, не позволять, чтобы что-то препятствовало взаимопониманию. Контроль может быть полным и частичным
Иногда лучше проявлять внимание ненавязчиво, чтобы не вызывать раздражения у оппонента.

Помощь специалиста. В некоторых случаях может потребоваться консультация профессионального психолога
Есть проблемы, с которыми сложно разобраться самостоятельно. Когда мы стремительно начинаем искать выход из положения, неплохо, если рядом окажется грамотный специалист, который сможет дать своевременный совет. Нет ничего предосудительного в том, чтобы обращаться за помощью, когда она необходима.

Полезные дела. Личности, которая склонна к девиантному поведению, необходимо поручать занятия, требующие физического труда. Это может быть уборка в доме, вынос мусора, глажка белья, стирка. Казалось бы, зачем это нужно? Как подобные действия могут повлиять на исправление ситуации? Оказывается, такое возможно. Дело в том, что физический труд порой отнимает много сил и требует большой концентрации внимания. Расходуя энергию, человек успокаивается. Не остается сил на то, чтобы совершать ужасные и неконтролируемые поступки.

Новые увлечения. Если у человека найдется дело, которое его вдохновляет и действительно нравится, с ним будет проще договориться. Нет ничего стыдного в том, чтобы предлагать что-то интересное, делиться накопленным опытом. Особенно ценно, когда родители находят общие с ребенком увлечения. Можно играть в футбол, заниматься рисованием, лепкой, написанием стихов, чтением литературы, любым другим видом творчества. Главное, чтобы при этом присутствовали положительные эмоции, возникало ощущение некоторой общности, единства.

Занятия спортом. Вне всяких сомнений, движение способствует укреплению физического и ментального здоровья. Появится больше энергии, которую можно будет направить в мирное русло. Занятия спортом высвобождают положительную энергию, способствуют созданию полезной усталости

Неважно, какой вид спорта вы выберите. Главное, чтобы это доставляло радость, помогало бороться с негативными привычками.

Типология индивидуальной адаптации к аномии

Определение 2

Аномия – это состояние общества, при котором дезорганизованы социальные нормы и институты, наблюдается нестабильность, расхождение между провозглашаемыми обществом целями и доступностью ресурсов.

Согласно Р. Мертону, выделяют несколько типов индивидуальной адаптации к аномии:

  • Конформизм. Для того чтобы достичь цели, необходим материальный успех, который можно достичь только законными способами. Подобное поведение составляет основу общества, в том числе законопослушного.
  • Инновация. Индивиды твёрдо придерживается одобряемых обществом целей, однако используют новые средства их достижения, которые отвергаются общества. Например, такие люди торгуют наркотиками, подделывают чеки, мошенничают, присваивают имущество другого лица, воруют, занимаются блоггерством, так как им тоже необходимо покупать символы успеха (машины, телефоны, отдых в популярных местах).
  • Ритуализм. Членами общества отвергают все культурные цели, а также принижается их значение, однако используются средства, одобряемые общественностью. Например, руководители организаций могут игнорировать цели деятельности организации, однако использовать те же бумажные процедуры, которые используют и в иных стандартных организациях.
  • Ретритизм. Отвергается не только цели, но и способы их достижения. Конфликт разрешается совершенно иным путём. Например, люди, употребляющие наркотики и алкоголь, становится изгоями в данном обществе. Они не принадлежат к нему. Но при этом данная категория лиц может не разделять общую ориентацию, относится к обществу чисто фиктивно, в силу принадлежности к биологическому виду «Человек разумный». Например, такими лицами являются люди без определенного места жительства (бомжи).
  • Мятежники. Они отвергают как культуру, так и средства достижения целей общества, заменяя их на новые нормы. Несмотря на то, что это отклоняющееся поведение, нередко именно оно способно внести позитивную ноту в общий контекст развития общества. Например, Джордано Бруно длительное время доказывал особое строение Вселенной. Галилео Галилей доказал вопреки мнению церкви, что наша планета вертится вокруг своей оси. Все перечисленные открытия сыграли важную роль в развитии физики, астрономии, иных наук, расширении человеческого кругозора, хотя категорически длительное время не воспринимались обществом.

Рисунок 1. Типология Р. Мертона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профилактика девиантного поведения и проблема ее реализации

Человек тем больше склонен к совершению преступлений, чем больше у него признаков девиантного поведения. Профилактика отклоняющегося поведения направлена на то, чтобы помочь детям, подросткам и взрослым реализовать себя как личность без совершения правонарушений, наносящих вред обществу.

Самыми распространенными методами профилактики, то есть борьбы с девиацией, являются проведение всевозможных тренингов для подростков и людей старшего возраста, лекции соответствующей направленности и образовательные программы. Данные методы направлены, в первую очередь, на устранение причин зарождения в человеке предпосылок к отклоняющемуся поведению: профилактика затрагивает психологические зависимости и расстройства человека, выявление его собственных взглядов и мнений касаемо личной реализации и самоопределения.

Чтобы предотвратить или хотя бы снизить проявление девиантного поведения среди населения, следует проводить специальную политику: обеспечивать материальными средствами нетрудоспособных граждан (учащиеся школ и университетов, пенсионеры, инвалиды всех степеней); организовать досуговую программу для подростков, направленную на правильное формирование их личности и самореализацию; активно внедрять в общественную жизнь пропаганду ЗОЖ (здорового образа жизни) и лекций о вреде алкоголизма, наркотической зависимости.

Но только профилактика, проводимая для всех слоев общества и активно оказывающая на них влияние, сможет принести должные результаты и сократить появление отклоняющегося поведения.

Освоение девиантного поведения

Стиль поведения человек черпает из окружения. Самый простой способ освоения поведения — это наблюдение за действиями, происходящими вокруг, и их заимствование

Важно поведение не только близкого окружения, например, родителей, но и общества в целом. Человек выбирает друзей, у которых мнение и взгляды на жизнь схожи с его

Второй способ освоения поведения — научение. Научение — процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию. Дж. Б. Уотсона является основоположником поведенческой психологии. Человек и животное приспосабливается к окружающей среде с помощью наследственных задатков и привычек. Б.Скиннер немного видоизменил данное положение, считая, что реакцию невозможно предвидеть или проконтролировать, а можно только предсказать ее вероятность. В связи с этим он предложил идею оперантного обусловливания. Приспособление происходит благодаря собственной активности человека. Например, путем проб и ошибок. Человек получает подкрепление, положительное, отрицательно, или не получает его. И, исходя из этого, формируется поведение, в том числе и преступное.

Виды девиантного поведения

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

а) поступка (ударить человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:

— преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

— пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.

— самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Понятие «девиантное поведение» и его основные типы

В любом обществе существуют разные люди. Они могут быть выдающимися и менять мир в лучшую сторону, могут быть простыми, чье поведение ничем не отличается от поведения других людей. Но если те, кто нарушает любые нормы, которые существуют в обществе – моральные, правовые и эстетические. Таким образом, их поведение отличается от нормального и называется девиантным. Девиантное поведение – это общественное поведение человека, которое отклоняется по нескольким параметрам:

  1. По мотивам, который избирает участник;
  2. По ценностным ориентациям, которыми мотивирует себя человек в организации своего поведения;
  3. По результатам, которые остаются от принятых в данном обществе ценностей и результатов – то есть от нормативных стандартов.

Иными словами, девиантное поведение проявляется тогда, когда человеком движут девиантные мотивации. Например, это может быть хулиганство, действия неправомерного характера, которые могут навредить не только носителю девиантного поведения, но и его окружению. Субъектами девиантного поведения могут быть гедонисты и революционеры, психически нездоровые люди, интеллектуально развитые (гении), которые полностью живут лишь своей идеей и не признают общезначимые ценности. Также девиантными субъектами могут быть молодые аскеты, которые отказались от общепринятых норм и ценностей, и для них в первую очередь интересны их личные взгляды на мир.

Замечание 1

Классификация девиантного поведения зависит от того, как в обществе складываются отношения к стандартам и нормам, а также ценностям, которые в целом считаются общепринятыми.

Таким образом, следует выделить следующие типы девиантного поведения:

  1. Тотальный конформизм – это нормальное поведение, при котором человек полностью принимает имеющиеся социальные нормы, не отрицает их, а наоборот – демонстративно соглашается. Это поведение человека, который имеет высокий уровень образования, престижную работу и семью. Движение по карьерной лестнице и достаток не мотивирует человека к девиантному поведению, поскольку его полностью устраивает нынешнее положение;
  2. Инновационное поведение свойственно людям, которые, с одной стороны, согласны с целями своей жизни, но с другой стороны не стремятся к тому, чтобы полностью соответствовать общественно одобряемым нормам и ценностям. Они осознают, что могут добиваться гораздо большего успеха, если будут менять окружающие ситуации, привносить в них что-либо новое;
  3. Ритуализм – это поведение, которое выставляет принципы и нормы конкретного общества в абсурдном свете. Ритуалисты стремятся к тому, чтобы соблюдать все формальности от просителя, для них важна каждая мелочь в том, чтобы добиться желаемого результата;
  4. Ретреатизм – это вид девиантного поведения, при котором человек полностью отрицает любые одобряемые остальным обществом цели, а также возможные пути для их достижения. Данный вид поведения свойственен лицам без определенного места жительства, наркоманам и алкоголикам, заключенным, освобожденным из мест лишения свободы;
  5. Революция – это форма девиантного поведения, где люди отрицают надоевшие и устаревшие социальные порядки, стремятся заменить их новыми. В отличие от ретреатизма, революционеры в действительности могут предложить идеи для изменений, и в этом их отличие от других представителей девиантных проявлений.

Помощь

Как же вытянуть подростков из той асоциальной пучины, в которой они погрязли? Социологи утверждают: во-первых, поможет специальная государственная программа. Девиантное поведение детей обязательно нужно брать под контроль, это задача специалистов. Также должны быть созданы благоприятные условия для открытия реабилитационных центров разного направления, в которых опытные специалисты могли бы избавлять молодёжь от пагубных пристрастий, направлять их энергию в продуктивное и полезное для общества русло.

Во-вторых, неоценимую помощь окажут горячие линии, работающие в каждом городе, общенациональные телефоны доверия и региональные семейные консультации психологов.

В-третьих, изучение среды адаптации подростков не должно прекращаться ни на день. Девиантное поведение школьников требует постоянной корректировки, которая обязана проходить в полном взаимодействии с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, полицейскими, представителями органов опеки. При необходимости таких детей необходимо изымать из семьи, если причиной отклонения является именно влияние родителей.

Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Предотвратить отклоняющееся поведение гораздо продуктивнее, чем потом исправлять, но, к сожалению, в нашем обществе отдельное равнодушие к судьбе подростков все чаще становится повсеместной нормой.

Семья и то, социальное окружение, в котором формируется личность ребенка, оказывают первостепенное значение для профилактики девиантного поведения. Именно в семье с раннего возраста закладываются базовые ценности и поведенческие стереотипы, которые становятся основой мировоззрения и убеждений взрослого человека.

В современных условиях отсутствие общих дел родителей и детей, не привлечение подростков к полезному и активному труду, к познавательному досугу, приводят к тому, что активность молодого растущего организма направляется часто на асоциальное поведение под влиянием группы сверстников.

В школе вовремя оказанная психологическая и педагогическая помощь могут предупредить деформацию юной личности. Совместная работа психолога и педагога с родителями должна быть направлена на подбор индивидуальной программы коррекции.

Психологические тренинги и педагогическое просвещение помогают мамам и папам наладить контакт со своим ребенком, привлечь их внимание к особенностям кризиса подросткового возраста и преодолеть все его последствия благополучно. При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним

При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним.

Профилактика девиантного поведения в школе должна включать меры общего и специального воздействия. Общая профилактика предусматривает одинаковые для всех учащихся мероприятия по предупреждению асоциального поведения.

Специальная профилактика направлена на выявление детей, нуждающихся в повышенном внимании, изучение неблагоприятных условий и причин, которые приводят к девиантному поведению, и разработку необходимых коррекционных мер.

Создание службы психологической помощи семьям и детям, где могут квалифицированно проконсультировать или направить для дальнейшей психотерапевтической помощи к узким специалистам, способствует формированию в образовательном учреждении особой социальной зоны контроля и влияния на «трудных» подростков.

При этом следует учитывать, что некоторые несовершеннолетние не посещают школу и ориентируются в своем поведении на неформальные (часто – деструктивные и криминальные) группы, воздействовать на которые довольно сложно.

Индивидуальная и групповая психологическая коррекция должна быть направлена, прежде всего, на осознание подростком своих индивидуальных особенностей, своей роли в семье и в окружающем мире.

Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом

Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена. Психологическое тестирование

Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога  и врачей других специальностей.

Алкоголизм и наркомания

Эти две формы девиантного поведения среди подростков встречаются чаще, чем остальные. Алкоголизм – неумеренное употребление несовершеннолетними спиртных напитков, которое угрожает их физическому и психическому здоровью, вызывает патологическое привыкание, зависимость. Причин множество: генетическая склонность, врождённый синдром, индивидуальные свойства личности, неблагоприятное окружение, любопытство. Девиантное поведение, примеры которого демонстрируют пьющие алкоголь школьники, становится следствием низкого уровня развития, отсутствия востребованности в коллективе, неуверенности в себе. Чтобы выудить ребёнка из опасной компании и оперативно спасти его от негативного влияния алкоголя, необходимо найти пострадавшему увлекательное занятие, а также нормальных друзей, которые покажут пример самоутверждения при помощи других способов. Общество также придумало правовые меры, чтоб предупредить спаивание малолетних: запрет на продажу спиртного особам моложе 18 лет, штраф родителям за появление их сына или дочери в нетрезвом виде. Кроме того, приучение детей к употреблению алкоголя считается преступлением, что карается статьями административного и уголовного права.

Наркомания – ещё одно отклонение от нормы. Подразумевает систематическое употребление одурманивающих сознание веществ, вызывающих глубокие и необратимые нарушения психических и физических функций. Подросток становится зависимым от таблеток, инъекций и порошков по причине безнадзорности со стороны общества. Часто с помощью наркотиков несовершеннолетние самовыражаются или утоляют любопытство. Пристрастие к ним часто побуждает подростка стать на криминальный путь, чтобы незаконно добывать деньги на приобретение зелья. Детей, попавших в такую кабалу, следует лечить в специальных учреждениях. Отказаться самостоятельно от наркотиков часто бывает невозможно.

Что такое девиантное поведение?

Данное состояние является разновидностью психического расстройства. Распространенность его среди подростков 13-18 лет составляет около 50%. Чаще всего с подобной проблемой сталкиваются юноши и девушки из неблагополучных семей, а также сироты и дети, воспитывающиеся в школах-интернатах. Наиболее распространена психологическая причина девиантного поведения подростков.

Симптомами этого отклонения являются:

  • апатия;
  • сдержанность в чувствах;
  • замкнутость;
  • попрошайничество;
  • пристрастие к алкоголю;
  • агрессивность;
  • повышенная возбудимость и раздражительность;
  • нежелание учиться в школе;
  • лабильность настроения;
  • увлеченность гаджет-устройствами;
  • прогуливание уроков;
  • частые конфликты с родителями, другими детьми и учителями;
  • истерики;
  • упрямство;
  • употребление запрещенных препаратов;
  • выраженная склонность к абстрактному мышлению;
  • попытки суицида;
  • частые уходы из дома;
  • бродяжничество с плохой компанией;
  • экстравагантность в одежде;
  • неуважение интересов других людей;
  • пренебрежение к нормам поведения и законам;
  • бурная эмоциональная реакция на критику.

Лечение этой патологии предполагает психотерапию (индивидуальные или групповые сеансы), стабилизацию эмоционального состояния, развитие внимания и мышления, повышение интеллекта, занятие спортом и применение лекарств (вспомогательный метод лечения).

Ценность тренингов в психопрофилактической работе

Зачастую, чтобы изменить установки подростка на привычное отрицательное поведение, опытные педагоги внедряют в свою работу различные интерактивные тренинги. В такой форме происходит активное усвоение важных социальных навыков. Этому способствует активная работа в групповых тренингах.

Среди педагогов популярен тренинг, формирующий стойкость к пагубному влиянию социума. Во время активного прохождения тренинга у подростка меняются жизненные установки на аморальное поведение, укрепляются навыки быстрого распознавания популярных рекламных ходов, формируется важная способность отказывать в момент давления старших подростков. Здесь также в нестандартной форме подается информация о пагубном влиянии родителей и иных взрослых, активно демонстрирующих свое неадекватное поведение и негативные привычки.


Занятия в группе с психологом

Для восстановления эмоциональных нарушений проводится тренинг ассертивности. С целью предотвращения подобных нарушений школьников обучают распознавать собственные эмоции, выплескивать их оптимальным способом и справляться со стрессом. Во время активной психологической работы в группах школьники осваивают навыки принятия решения, у них повышается личностная самооценка, происходит активное стимулирование процессов самоопределения и развития благих ценностей.

Активный тренинг формирования конструктивных жизненных навыков направлен на умение коммуницировать, создавать дружеские связи, решать конфликты в межличностных отношениях в конструктивном ключе. Под жизненными навыками подразумевают все самые важные социальные умения личности. У подростков формируется способность брать на себя определенную долю ответственности, ставить реальные цели, отстаивать свою личную позицию, собственные интересы. Среди жизненно важных умений находятся навыки самоконтроля, поведения уверенного человека, конструктивного изменения самого себя и окружающей обстановки.


Психологическая профилактика девиантного поведения

Во многих программах оказания помощи уже сформированного неадекватного поведения включены приемы, направленные на замещение девиантности конструктивным поведением.

При этом используются такие альтернативные варианты активности, как интересные путешествия, испытание себя и собственных возможностей через горные походы, рискованные виды спорта, личностно значимое общение, прививание чувства любви, развитие творческого потенциала.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции

Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация). Патохарактерологический тип

Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии  (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Категории девиантного поведения подростков

Подростковый алкоголизм — категория аморального поведения девиантности

  1. Антисоциальное. Проступки основаны на нарушении правовых норм, общественного порядка, запрещенные законом. Для подросткового возраста — это кражи, вандализм, хулиганское поведение, торговли наркотическими средствами, насилие.
  2. Аморальное поведение. Действия, которые связаны с нарушением морально — нравственных норм, они угрожают нормальным межличностным отношениям. Для подростков характерно бродяжничество, употребление наркотиков, агрессия, алкоголизм, нарушения сексуального характера.
  3. Саморазрушительное (аутодеструктивное) поведение. Действия, которые связаны с нанесением вреда самому себе. Для подростков характерна компьютерная, химическая и пищевая зависимость, а также суицидальные наклонности.

Отдельно рассматривается склонность к суициду, которая может являться следствием, как асоциального образа жизни, так и деструкции. Подросток может начать задумываться о самоубийстве по многим причинам:

  • наркотическая зависимость;
  • сильно заниженная самооценка;
  • постоянные конфликты, ссоры в семье;
  • алкоголизм;
  • помутнение рассудка;
  • отказ от интима.

Отклоняющееся поведение у детей

Личность человека начинает формироваться с детства, с самого рождения его окружают моральные и ценностные нормы поведения. Наиболее часто девиации начинают проявлять в школьном возрасте, ведь именно там ребенок больше всего подвержен воздействию других людей.

Учителя, профессионалы, способны заметить зарождающиеся отклонения у ребенка и заявить о необходимости проведения профилактики.

В самом начале развития девиации больше всего ей подвержен сам ребенок, а не его окружение. Ребенка необходимо уметь занять чем-то интересным, давать возможность развиваться правильно (читать познавательные книжки и смотреть фильмы).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: