Переходный возраст и кризис у подростков

Кризис 3 лет

Это знаменитое «Я сам!». Пожалуй, это самый известный после подросткового кризис в детском возрасте. Ребенок еще больше отделяется от окружающих, у него развивается осознание себя как отдельного человека, того, кто сам может что-то делать. Появляется сравнение, себя с другими.

Малыш стремится утвердить свою волю, чтобы взрослые с ним считались, и иногда из-за этого сам попадает в западню

Например, его спросили, хочет ли он мороженого, а он брякнул: «Нет», а потом понял, что хочет, но уже сказал и ему важно, чтобы его мнение учли

Таким образом, он оказывается в ножницах между двумя противоречивыми желаниями, что вызывает большое эмоциональное напряжение, вплоть до взрыва. Еще одно устремление малыша в этот период – он хочет делать все сам. Отсюда и девиз этого времени «Я сам!».

Но ребенок не просит хочет делать сам, он нуждается в подтвержде­нии со стороны взрослых того, что он действительно может сделать это. Поэтому везде, где возможно, поддержите инициативу малыша. Конечно, что-то потребует больше времени, например, когда малыш сам одевается, или что- то будет сделано не так аккуратно.

Однако при вашей поддержке, вашем доброжелательном отклике наградой будет счастливое лицо вашего ребенка и его положительные эмоции: «Я смог!», «Я могу!», «У меня получается!». Укрепляется вера в собственные силы, уверенность в себе,

Остерегайтесь комментариев в духе: «Ты не сможешь, у тебя не получится». Постарайтесь создать условия, которые будут способствовать тому, чтобы получилось. Мож­но, например, заложить на одевание больше времени. Ведь упорство, с которым ребенок будет застегивать пуговицы, дорогого стоит.

При этом, конечно, малыш неизбежно натолкнется и на свое «Не могу». Здесь его обязательно нужно будет поддержать, сказать, что вы его любите в любом случае, дать надежду, что если он потренируется, то у него обязательно получится, а там, где сделать ничего совсем невозможно, сообщить малышу об этом, что, увы, мы, люди, не всемогущи.

Таким образом, у ребенка будет формироваться картина того, что он может, а что — нет, где проходит граница его «Могу».

Особенности подросткового кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и мальчиков подростковый кризис протекает по-разному. В чем особенности этого сложного периода взросления?

Подростковый кризис у девочек

По мнению психологов, девочки немного раньше вступают в кризис развития подросткового возраста. Он начинается в 10-11 лет и заканчивается в 16-17 лет. При этом кризис протекает «мягче».

Девочки-подростки гораздо реже проявляют негативизм, скрытую или пассивную агрессию. Это во многом связано с тем, что они крайне остро переживают внутренний конфликт из-за осознания того, что нарушают общепринятые нормы поведения, которые приписываются женщинам. Большинству девочек свойственен жесткий контроль за своим поведением в подростковом кризисе — они пытаются вести себя правильно, чтобы не вызвать недовольство взрослых.

Еще одной отличительной особенностью трудного кризиса возраста в подростковом периоде у девочек является тот факт, что они часто зациклены на несовершенствах своей внешности. Девушки ищут всевозможные способы, чтобы достичь недосягаемого идеала красоты. И зачастую эти методы совсем не оправдывают цель, подрывая здоровье, — например, жесткие диеты.  А яркий вызывающий макияж девочки, которым она пытаются «украсить» себя, совершенно неуместен в средних и старших классах.

Некоторые девочки-подростки демонстрируют негативизм с общественно-значимой направленностью — пытаются защитить права других людей, ограждают близких друзей от неприятностей.

Подростковый кризис у мальчиков

У мальчиков психологический кризис подросткового возраста начинается в 11-12 лет и заканчивается в 17-18 лет. Протекает он зачастую очень бурно. Дело в том, что у юношей уже начинает складываться представление о мужском типе поведения. Но не всегда это правильные поведенческие установки — многие проблемы мальчик пытается решить силой, проявляя агрессию. Другая крайность — полный уход в себя и отдаление от близких, чтобы скрыть свои истинные чувства, ведь считается, что «мужчина не должен проявлять эмоций». А в подростковом возрасте, учитывая, насколько сильно «бунтуют» гормоны, сложно скрывать свои чувства — проще стать «одиночкой».

Мальчики более спокойно воспринимают собственные проявления агрессии, имея установку на то, что мужчинам в случае необходимости свойственно такое поведение. Никакого сожаления и рефлексии. Свои вспышки ярости подростки чаще списывают на внешние факторы — «я не виноват, так сложились обстоятельства».

Отказ от критики

Очень часто большинство родителей совершают одну и ту же ошибку – пытаются образумить своих детей с помощью резких выражений

Конечно, предостерегать от ошибок нужно, но делать это надо крайне осторожно, стараясь ничем не задеть личность. Подросток и родители часто не ладят, в этом нет ничего удивительного

Необходимо отказаться от критики, чтобы иметь возможность в дальнейшем правильно выстраивать отношения, выводить их на другой уровень.

Когда мы плохо отзываемся об интересах ребенка, не принимаем его друзей или способ смотреть на мир, то в чем-то ущемляем его самого. Иногда от поведения родителей подростка напрямую зависит счастье их чада. Лучше лишний раз в чем-то промолчать, чтобы постараться ничем не ранить, не обидеть сына или дочь.

Отпустить ребенка — труднее, чем пережить банкротство

Возможно, я немного драматизирую от усталости — довольно сложно дались последние два года с зарабатыванием на репетиторов. Но — не поэтому ли у нас так мало настоящих взрослых, способных выстраивать гармоничные отношения, нести ответственность за собственное благополучие — не потому ли, что мы, взрослые, сами не прошли сепарацию от своих родителей? Может быть, поэтому нам сложно отпускать наших детей, доверять им их жизнь — потому что в нашем опыте не было момента, когда нам отдали нашу?

И мы подсознательно стремимся повлиять, удержать, сохранить — даже если умом понимаем, что не сможем — потому что нас самих съедает страх неопределенности? И это двойная неопределенность: «как мой ребенок справится с жизнью» и «как я сама справлюсь с жизнью, которая теперь будет строиться только вокруг меня»?

Я проходила банкротство, несколько раз меняла карьерные траектории, закрыла несколько проектов, которые были делом моей жизни, — но ничто из этого не сравнится с риском неопределенности при отпускании ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.

Да, я понимаю, что мои функции на этом не закончились — я все еще моральная и финансовая поддержка. И мы точно будем дружны с моей дочерью, я ее люблю и буду с ней рядом. И да, я понимаю, что это этап, он закончится, мы адаптируемся, и я найду свой смысл. У меня для этого и психотерапевт, и антидепрессанты, и инфраструктура поддержки и заботы о себе: подруги, спорт, отпуска, массажи, духовные практики.

Самое болезненное для меня в этом сепарационном периоде — это встретиться со своими чувствами, которые я как будто бы прятала все эти годы, волевыми сверхусилиями двигаясь к цели и вкладываясь в смысл «быть хорошей матерью». Возможно, так не у всех и кто-то умеет жить в ладу с собой, выстраивая семейную систему с учетом своих интересов. Но для меня по-честному отпустить подростка жить свою жизнь оказалось очень сложной задачей. И да, все свои трудности я отнесла в терапию, потому что очень хочу прожить вторую половину жизни (ну, или сколько мне там будет еще дано) счастливым и реализованным человеком.

Я живу одна полтора месяца, и три дня назад уехала в отпуск к морю. Глядя на бушующие волны, подкатывающие к моим ногам, я наконец-то сформулировала тот смысл, который могу противопоставить страху неопределенности, парализующему меня. Этот смысл — любовь. Любовь к себе, к жизни, к миру. Мне хочется понять, как это, и научиться из этого жить.

Посмотрим, как у меня это получится. Наверняка займет много времени и сил — ровно столько, сколько нужно, чтобы стать окончательно взрослой и самостоятельной. Забавно, что это совпало с периодом, когда самостоятельную жизнь начал мой собственный ребенок. И здорово, что это вообще сформулировалось как смысл. Это дает надежду.

Комментарий от дочери. На самом деле, мы вместе ушли в поиски нового смысла. У нас в жизни часто совпадало, когда мы исследовали одно и то же. И вот это погружение в новый уровень осознанности — тоже наш новый общий этап.

Подростковый кризис

Это время, когда самым активным образом ребенок задается вопросами «Кто я?», «Какой я?» и ищет на них ответы, ищет себя. В этом ему помогают подростковые субкультуры. В группе подросток чувствует себя безопаснее, а субкультура позволяет примерить на себя интересы, манеры, внешний вид и прочее: «Мое – не мое», «Подходит – не подходит».

Подросток крушит все границы, чтобы потом построить новые, свои, подходящие ему. Так же, как и в кризисе 3 лет, ребенок отчаянно нуждается в том, чтобы его увидели, заметили его сущность. Чтобы подтвердили: «Да, мы тебя видим, мы понимаем, что ты такой-то и такой-то».

Подростку необходимо получать обратную связь о тех качествах, которые действительно в нем есть. Для родителей в этот период есть опасность «навешать» на него свои проекции, ожидания, разочарования.

Поэтому им нужно хорошо различать, где качества и способности, присущие их ребенку, а где их собственные, возможно, нереализованные, мечты и планы, которые они «транслируют» на ребенка и которые ему не свойственны.

Хочется поддержать родителей в это непростое время, потому что часто им может казаться, что они совсем не нужны своим детям в этот период. Но на самом деле это не так. В это время ребенок хоть и «ежик», но он отчаянно нуждается в тепле, поддержке и принятии со стороны близких.

В процессе взросления ребенка родителям приходится сталкиваться с множеством трудностей, и не всегда понятно, как реагировать, что делать, как самим выстоять и не сорваться на крик, насилие или какую-то другую де­структивную реакцию, когда ребенок «плохо» себя ведет.

Не бойтесь обращаться за помощью к соответствующей литературе по детской психологии, наконец, к хорошему психологу. Вовремя полученная помощь сэкономит ваши силы, укрепит отношения с ребенком, сделав их более доверительными и глубокими, и позволит вашему чаду развиваться гармоничнее, стать в дальнейшем зрелой личностью.

Теперь вы знаете, что делать, когда возникают возрастные кризисы у детей и подростков, как правильно решать психологические конфликты.

Юлия Воробьева, психолог

Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста

Бывает так, что ребенок не справляется с теми изменениями, которые с ним происходят. Это может быть связано с непониманием со стороны родителей, учителей и особенно сверстников. Также причина может быть в чрезмерной нагрузке. Понятно, что кризис подросткового возраста тяжелое испытание. Если не будет достаточно времени на отдых, нервная система даст сбой. В чем могут проявляться нарушения?

Поведенческие расстройства. Истерики. Отчуждение. Уход из дома. Курение. Употребление алкоголя и наркотиков. Воровство. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.

Расстройства психики. Неврозы, в том числе тики, заикание, фобии. Акцентуации. Психопатии. Обсессивно-компульсивные расстройства. Подростковая депрессия.

Пожалуй, самой сложной проблемой, усложняющей подростковый кризис, является проблема суицидального поведения. Редко подросток действительно желает себе смерти

Попытки суицида это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Это сигнал к тому, что человек в критической ситуации, что сам он уже не может справиться со своими бедами

Игнорирование этой проблемы может привести к трагедии.

В случаях, когда вы, как родитель, не можете помочь своему ребенку, когда видите, что в поведении появились описанные выше расстройства, не пытайтесь решить их самостоятельно. В этих случаях не нужно кого-то винить, а следует обращаться к специалистам. К каким? Прежде всего, к психологу. Можно также обратиться к неврологу, психотерапевту или психиатру.

Как помочь своему ребенку в этот трудный момент его жизни? Как не допустить осложнений? Как сохранить теплые доверительные отношения с ним? И можно ли их сохранить, когда ваш вроде бы еще малыш становится просто неуправляемым?

Ответ: да, можно.

Рекомендации для родителей

Подросток – это уже не малыш, с которым вы все делали вместе: гуляли, играли, читали и т. д. Теперь ваш ребенок взрослеет, и у него появляются свои собственные интересы, увлечения, друзья. Он становится все более самостоятельным. Чтобы продолжать ладить с сыном или дочерью, я предлагаю вам придерживаться следующих рекомендаций.

Станьте примером для подражания

Что может быть лучше довольного и успешного родителя?! Не стоит зацикливаться на ребенке. Найдите время для себя, своих интересов. Атмосфера в доме станет более спокойной и дружелюбной, а ваш подросток будет брать с вас пример.

Принимайте ребенка таким, какой он есть, и поддерживайте его

У подростков возникает много комплексов, связанных с внешностью. Не смейтесь над ним, а просто помогите. Хочет перекрасить волосы? Отведите в парикмахерскую. Хочет татуировку? Предложите ему сделать временную. Любой ваш запрет будет восприниматься как сигнал к действию. И внешне, и внутренне он остается вашим ребенком.

Стучитесь в комнату

Так вы дадите понять сыну или дочери, что уважаете его личное пространство

Он почувствует себя значимым, что очень важно в непростой переходный период

Не повышайте голос

Крик не является аргументом. Наоборот, когда вы кричите, подросток начинает чувствовать свою правоту, понимая, что у вас нет никаких аргументов. Ваш грозный тон будет производить более сильное впечатление, чем дикий вопль. Даже если он грубит – не срывайтесь! Сохраняйте самообладание всеми силами. Это один из самых действенных способов, помогающих победить в споре.

Извинитесь, если все-таки сорвались

Когда напряжение возрастает, то лучше всего разойтись по разным углам ринга. И родитель, и подросток остынут, успокоятся и обдумают сложившуюся ситуацию. Ну а если сдержаться не удалось, и вы наговорили лишнего – извинитесь. Учитесь правильно вести переговоры.

Разделяйте с подростком его увлечения

Настало ваше время изучить удивительный мир, в котором живет ваш сын или дочь. Смотрите вместе молодежные сериалы, спортивные соревнования, слушайте музыку, которая нравится вашему чаду. Возможно, его вкусы покажутся вам дикими, но вспомните себя в этом возрасте. Ваши родители разделяли ваши интересы? А еще общайтесь с ребенком в мессенджерах и соцсетях. В виртуальном пространстве беседа складывается легче, непринужденнее и проще, чем при личном контакте.

Наблюдайте за ребенком, чтобы не упустить важное

К сожалению, некоторые родители сталкиваются с тем, что их подросток становится трудным, полностью выходит из-под контроля, начинает курить, употреблять алкоголь, наркотики, нарушать закон, связавшись с плохой компанией. Здесь вы уже вряд ли справитесь своими силами. Лучше обратиться за помощью к психологу. А еще лучше – постараться не допускать таких ситуаций.

Еще одна веская причина отвести подростка к психологу – это затянувшаяся депрессия. Он постоянно сидит в комнате, ничем не увлекается, не знает, как завести друзей. Такое состояние легко может спровоцировать суицид. Без помощи профессионала тут не обойтись. Будьте чуткими и внимательными родителями! Лучше вас вашего ребенка не знает никто!

Я понимаю, что информации много, и все эти правила сразу вряд ли удастся запомнить, поэтому для закрепления материала советую вам еще посмотреть видео от психолога. Она очень интересно и доступно объясняет основные моменты в общении с подростками.

https://youtube.com/watch?v=gSccrABVtmI

Советы по устранению кризисного поведения

Важно понять основную мысль – кризис семилеток – это временный этап, он проходит и его просто нужно пережить, как любые другие проблемы детского возраста. Основные причины обострения отношений в этом периоде – это несоответствие отношения родителей и тех желаний, требований и возможностей ребенка, которыми он обладает на данное время

Необходимо задуматься над тем, все ли запреты четко обоснованы и можно ли предоставить ребенку больше самостоятельности и свободы действий. Важно поменять свое отношение к малышу, понимая, что он подрос, нужно ценить и уважать его мнение, суждения, стараться понимать его.

Стоит изменить тон общения с приказного и назидательного на рассуждения и убеждения, анализ вместе с ребенком возможных последствий от его действий

Если же отношения родителей с ребенком похожи на военные действия и череду скандалов, важно на время взять паузу, дать малышу возможность погостить у бабушки на несколько дней, к возвращению ребенка приняв решение общаться без криков и скандалов на оставшееся время. Важно подходить ко всему с юмором и оптимистической нотой

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

3, всего, сегодня

(63 голос., средний: 4,65 из 5)

Возрастные кризисы

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский говорил о том, что развитие не идет равномерно. Более спокойные и длительные стабильные стадии сменяют относительно короткие и бурные кризисные периоды. По мнению Выготского, «кризис – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». То есть, это нормальное и нужное явление.

4 отличия кризисного периода от стабильного:

  • В поведении ребенка произошли резкие изменения. Буквально вчера он был еще милым и послушным, а сегодня его как подменили.
  • Начало и конец этого времени имеют размытые границы. Нельзя четко сказать, что кризис подросткового возраста начинается в одиннадцать или двенадцать лет, а заканчивается в пятнадцать.
  • Ребенок постоянно конфликтует с родителями и другими людьми, спорит, не воспринимает уговоры.
  • Регресс в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский Л.С.).

Возрастные кризисы у детей:

  • Новорожденность. Это самый яркий и неоспоримый кризис в развитии ребенка. Это переход от одной среды к другой, из утробной во внешний мир.
  • 1 год. Он связан с переходом малыша от горизонтального положения к вертикальному. Он встает на ножки, отделяется от рук взрослых, появляется осмысленная речь.
  • 3 года. Его еще называют кризисом «Я сам». В этом возрасте ребенок разделяет себя и мать на разных людей. Появляется местоимение «Я». Кроха осваивает пространство, учится манипулировать с предметами по назначению.
  • 7 лет. Он определен переходом от дошкольного детства к школьному. От игры к обучению. Меняется способ мышления.
  • 11-13 лет. Собственно подростковый или пубертатный кризис. (Пубертат – половое созревание). Отличительная черта подросткового кризиса от других – более длительное протекание этого периода. В это время дети меняются не только физиологически. Происходят изменения мышления, поведения, общения.
  • 15-17 лет. Кризис юности, когда предстоит выбор профессии. Часто он вытекает из предыдущего этапа.

Почти все кризисы возрастного развития имеют похожие проявления. Особенно тяжело протекают они в три года и у подростков.

Характерные признаки кризисного периода:

  • негативизм;
  • упрямство;
  • грубость;
  • непослушание;
  • своеволие;
  • строптивость;
  • обесценивание;
  • деспотизм.

Можно ли помочь пережить

Родители должны понимать, что кризис юности – это не патология, не психологическое отклонение. Это нормальный период роста и развития. Только в редких случаях ребенку может понадобиться психологическая помощь, чтобы наладить отношения со сверстниками, учителями и родными.

Для сглаживания подобного возрастного периода следует придерживаться основных рекомендаций:

  • Поиск точек соприкосновения в любых конфликтных ситуациях. Если ребенку нужно личное пространство, можно договориться, что родители не заходят в его комнату без стука, а он обязан поддерживать там порядок;
  • Основные правила, которых должны придерживаться все члены семьи. Например, совместный ужин, мытье посуды по очереди и так далее;
  • Равные права. Стоит вовлекать подростка в решение семейных вопросов и некоторых проблем. Хорошо, когда ребенок чувствует себя важным и нужным;
  • Не поддаваться на провокации и эмоциональные всплески со стороны молодого человека;
  • Поддержка во всех начинаниях. Не следует ограничивать его собственный интерес и увлечения.

Важно! У родителей также возникает множество вопросов, связанных с поведением своего ребенка. Для поддержания себя и чада можно прочитать краткий курс психологии

Нахождение общего языка с ребенком

Кризис подросткового возраста: причины сложностей в отношениях с подростком

Любое отклонение в поведении детей переходного возраста вполне поддаётся объяснению.

Медики утверждают, что в крови у подростков содержится настоящий гормональный коктейль, который в буквальном смысле заставляет кровь бурлить. Именно это является главной причиной подростковой вспыльчивости, нетерпимости, эмоциональности и ранимости. В поисках путей избавления от психологического напряжения, мальчики и девочки этого возраста пробуют самые разные средства релаксации, в том числе секс, алкоголь и наркотики.
Подростки по росту почти догоняют родителей и старших детей в семье. Разумеется, они чувствуют себя «большими» и пытаются отстоять свои права на самостоятельность. В то же время психологически они ближе к детям, которые совершенно не понимают, почему они кому-то что-то должны. Отсюда их нежелание брать на себя ответственность и отказ от выполнения обязанностей, навязанных им взрослыми.
Кризис у подростков часто проявляется в вызывающем внешнем виде, за которым обычно молодой человек или девушка прячет ряд своих комплексов по поводу внешности. Сайт sympaty.net уверяет родителей: пирсинг, тату, стиль «эмо», готические наряды, экзотические причёски, яркий цвет волос, стиль гранж – всё это лишь попытки выразить свою индивидуальность и отвести взгляд прохожих от недостатков внешности, которые обязательно у себя находит каждый подросток

Обычно стремление выглядеть как-то особенно ближе к концу переходного возраста у него исчезает само собой.
Подросткам очень важно, чтобы окружающие их принимали, немалую роль для них играет авторитет среди ровесников. Друзья для детей трудного возраста значат порой даже больше, чем родители, которые, как кажется подросткам, их просто не могут понять

Опыт приобретения новых друзей среди ровесников, установления дружеских связей, поиска собственной роли в своей группировке очень важен для подростка. Это помогает ему социализироваться, научиться договариваться с окружающими, выработать свой индивидуальный стиль поведения.

Часто родители развязывают настоящую войну с приятелями своего ребёнка за авторитет. И обязательно в такой ситуации проигрывают, поскольку одной из особенностей кризиса переходного возраста является отрицание мнений и позиций, которые навязываются извне.

Это вполне естественное желание, поэтому препятствовать ему нельзя.

Для того, чтобы уберечь детей от непоправимых ошибок, родители должны научиться незаметно подталкивать их к тем или иным жизненным выводам.

Контролировать жизнь детей, которые испытывают кризис переходного возраста, довольно сложно. И всё же мудрые родители справляются с этой задачей.

Решить её любой маме поможет владение некоторыми психологическими приёмами.

Кризис подросткового возраста

Кризис – как ступень жизни

Кризис подросткового возраста является ступенью, которую должен пройти каждый человек в своей жизни. Известный всем мамам кризис трёх лет, который называется «Я сам» очень похож по своей структуре на кризис подросткового возраста, который так же можно назвать «Я сам», но только эта самостоятельность касается не бытового, а социального уровня.

Кризис обычно не затрагивает весь подростковый возраст, а ограничивается переходом от младшего школьного возраста к среднему школьному звену. Таким образом, началом кризисного периода считают 11 лет (у мальчиков иногда 13), а окончанием 15 лет (16 лет у мальчиков).

Кризис подросткового возраста признан самым острым по манере своего протекания, но он несёт в себе положительный момент – удовлетворение в потребности самосознания человека. При создании благоприятных условий со стороны семьи и социума, именно на этом этапе подросток формирует свою самоуверенность, учится бороться с жизненными трудностями, постепенно принимает ответственность за себя и свою жизнь.

Пути развития кризисного периода

Кризисный период имеет два пути своего развития.

  1. Зависимый путь – подросток демонстрирует сильную зависимость от взрослых, заметен когнитивный и эмоциональный регресс, возвращение к старым привычкам и интересам из детства, крайнее послушание. Такой ребёнок как будто бы не знает, как ему жить в новых условиях собственного внутреннего мира и окружающей среды, он хочет вернуться в детство, где всё благополучно и знакомо.
  2. Независимый путь – бунт, негативизм, отрицание авторитета взрослого, отказ от выполнения правил родителей, строптивость, упрямство, ревностное отношение к своим вещам, своей комнате, своему личному пространству.

Бывает так, что подросток подходит под описание какого-то одного пути кризиса, но, чаще всего, его поведение принимает обе формы кризиса поочередно или одновременно. Тинэйджер ревностно отстаивает свои новые взгляды, расшатывает границы дозволенного, требует равноправия и признания, но при этом именно сейчас острее всего нуждается в безопасности и поддержке.

Особенности подросткового кризиса

Да, детство – непростое время. Целых шесть кризисных периодов. И самый, пожалуй, сложный из них – кризис подросткового возраста. Мы уже писали выше, что это самый длительный из кризисов. По сути это два кризиса, вытекающих один из другого, часто без стабильного промежутка между ними.

Как и любой другой, подростковый кризис не имеет явных границ. У одних детей его проявления могут быть уже в 9-10 лет, у других только к 13-14 годам. У девочек обычно раньше начинается этот период, но протекает спокойнее. У мальчиков созревание, как правило, стартует позже, но зато проявляется очень бурно.

Л.С. Выготский выделает 3 фазы подросткового кризиса:

  • Негативная фаза или предкризисная. Первые признаки могут быть уже в 9-10 лет. Старая система ценностей отмирает. Происходит ломка стереотипов. Начинаются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Появляются первые признаки полового созревания.
  • Собственно сам кризис. 13-15 лет. Эта фаза может протекать по-разному: от выраженного негатива по отношению ко всем сферам жизни, до спокойного перехода к овладению новыми навыками. Появляются новые интересы, возможности, способы мышления. Дети всеми силами отстаивают свою индивидуальность и отделяются от родителей.
  • Позитивная фаза или посткризисная. Она наступает у всех по-разному, обычно завершает пубертатный кризис. Это достаточно спокойное время, когда формируются жизненные ценности и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.

Кризис подросткового возраста в психологии имеет два направления:

  • Зависимость от взрослых. Ребенок не хочет расти, не хочет быть взрослым, брать на себя ответственность. Происходит регресс в развитии. Возвращение к детским способам поведения.
  • Независимость. Отрицание авторитета взрослого, бунтарство, негативизм, упрямство. В этом случае ребенок отстаивает не только свои права, но и личное пространство, требует равноправия.

Как проявляется кризис: причины и симптоматика

Кризис подросткового периода считается острым, поскольку происходит резкое разделение личности и окружающего мира, сопровождающееся проявлением дисгармонии в психическом развитии, понижением успеваемости и работоспособности.

Следует отметить также и позитивные изменения этого возрастного этапа. Вступая в борьбу за личностную независимость, подросток реализует свои потребности в самоутверждении, самопознании и выработке уверенности в собственных силах. Появляется способность рассчитывать на себя, свои умения и способности, что становится надежной базой для дальнейшей борьбы с трудностями.

Физиологические и психологические изменения в организме подростка сопровождаются расширением круга увлечений, интересов и проблем

То, что раньше не привлекало внимание подростка сейчас приобретает новый глубокий смысл. Меняется взгляд на вещи, пересматриваются привычки и пристрастия, происходят перемены в сфере общения

Создаются новые коммуникации вне домашних и школьных стен. Возникает масса новых знакомств, подросток входит в незнакомые, но интересные для него социальные группы, общение в которых помогает ему раскрыть свои способности и черты характера, понять себя и свою мотивацию, получить новые знания.

Причин кризиса личности подростка много:

  • Каково мое предназначение? Этот вопрос на данном этапе развития становится для подростка самым значимым. Он пытается понять, кто он на самом деле, каковы его способности и как сложится его будущее;
  • Самооценка. Подросток пытается понять, какие у него есть возможности для реализации замыслов. Но недостаточный опыт не позволяет дать правильную оценку своей личности, и это также приводит к внутреннему конфликту;
  • Неудовлетворенность взаимоотношениями. В период созревания у подростка возникают новые потребности, собственное понимание окружающей действительности. Часто его взгляды и мнения оказываются непонятыми и не принимаются взрослыми и сверстниками;
  • Самоутверждение. Постигая собственное «Я», не умея давать адекватную оценку своим возможностям в силу отсутствия опыта, подросток встречает непонимание и неприятие со стороны окружающих. Желание выделиться часто приводит к необычным решениям, которые не совпадают с общепринятыми нормами;
  • Недостаточная загруженность полезной и интересной деятельностью. Скука. Подростковый период характерен также тем, что процесс обучения и большой интерес к учению, который был в начальных классах утрачивается. В богатой палитре новых увлечений и интересов подросток может «затеряться», поскольку у него пока недостаточно знаний о себе самом, о потребностях и способностях. Пытаясь познать и раскрыть себя, он увлекается то одним видом деятельности, то, разочаровываясь, переключается на другую деятельность. Не найдя себя, подросток зачастую предается скуке.

Какова симптоматика кризисного состояния подростка:

  • Потеря интереса к учебной деятельности даже в тех областях, которые представляли для него особый интерес. Развивается логическое мышление, на первый план выходят философские вопросы о возникновении мироздания, мышление направляется на самопознание и оценку собственных переживаний, отодвигая на дальний план объективную действительность;
  • Проявление негативизма. Подросток отталкивает от себя внешнюю среду, попадает в конфликтные ситуации, нарушает дисциплину и одновременно чувствует беспокойство, стремится к самоизоляции и одиночеству. Негативизм больше демонстрируется у мальчиков и начинается к 15-16 годам.

Как поспособствовать положительному поведению ребенка

Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции подростковых акцентуаций. То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань

В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова

Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.

Что родителям нельзя делать

Если вы хотите преодолеть подростковый кризис без непримиримого противостояния, непродуктивных конфликтов, непреодолимых обид и взаимных претензий, внимательно ознакомьтесь с рядом правил, ключевой установкой которых является понятие «НЕЛЬЗЯ»:

Критиковать:
– его друзей;
– его взгляды и мнение, какими бы они неверными вам не казались;
– его внешность.

Юношеский негативизм по отношению к себе более всего распространяется на внешность, причем как у девушек, так и у парней. Любой подросток испытывает «комплекс сцены», при котором характерно ощущение, что все взгляды обращены исключительно на тебя.

  • Сравнивать его с другими, если это сравнение не в его пользу.
  • Категорично отторгать его интересы.
  • Проявлять агрессивное неприятие и непонимание.
  • Наоборот, погружаться в стрессовые переживания, проявлять сверхчувствительность, демонстрируя слезы, сердечные приступы. Это может только углубить проблемы.

Неправильная реакция на проблемное поведение подростка может стать провокацией для дальнейшего углубления как самой проблемы, так и кризиса.

В этот период очень важно поговорить о сексе с сыном или дочерью, чтобы избежать непредвиденных последствий. Но делать это нужно правильно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: