Методы лечения заболевания
Микрофобия хорошо поддается лечению, важно не откладывать поход к доктору в долгий ящик, иначе заболевание усугубится или трансформируется в другие фобии. Существует несколько эффективных методов борьбы с этим расстройством, однако все они должны проводиться только под жестким наблюдением врача
В противном случае вместо долгожданного освобождения можно получить абсолютно непредсказуемые результаты.
Способы терапии:
- Метод парадоксальной интенции. Этот способ вызывает много споров даже в профессиональной среде: сторонники говорят о его абсолютной безопасности и действенности, противники же пытаются доказать обратное. Суть метода заключается в намеренной встрече пациента со своими страхами с целью осознать, что на самом деле угрозы не существует.
- Система противопоставления. Метод, при котором психика микрофоба обучается новым реакциям на причину страха: пациент учится техникам релаксации, после чего тренируется менять тревогу и панику на расслабление и спокойствие. При постоянных занятиях страх начинает исчезать.
- Гипнотерапия — один из самых старых, быстрых и действенных методов исцеления от любых фобий. К сожалению, некоторые шарлатаны, использующие свое владение гипнозом не по назначению, сильно понизили репутацию этого вида лечения. В итоге отношение к гипнотерапии среди пациентов стало, мягко говоря, очень осторожным. Тем не менее практика прямого воздействия на подсознание приносит чуть ли не самые лучшие результаты в борьбе с различными видами фобий. Главное, довериться порядочному и грамотному специалисту в этой области.
- Лечение антидепрессантами и транквилизаторами. Сами по себе лекарства не лечат фобию, а используются только как вспомогательные средства в сочетании с другими методами.
- Когнитивно-поведенческая терапия. Способ работы с сознанием, при котором доктор помогает пациенту пересмотреть привычные стереотипы и «автоматические» умозаключения. Благодаря такой терапии многие микрофобы избавляются от мыслей, искажающих реальность и заставляющих бояться того, чего на самом деле нет.
Фобии сильны и коварны. Они вынуждают личность идти у себя на поводу, лишая ее свободы, развития и уверенности. Вместе с тем есть и позитивный момент — они учат сражаться и идти до конца. И только от человека зависит, станет ли он свободной, независимой и здоровой личностью или всю свою жизнь будет оставаться рабом надуманного страха.
Моделирование
Фобия развивается когда вы видите как кто-то из ваших близких очень сильно напуган (конкретной ситуацией или определенным животным/насекомым). Это называется “моделирование”. Когда вы видите, что кто-то другой “моделирует” реакцию страха на определенные вещи, вы способны научиться испытывать страх перед теми же вещами. Ситуации, когда родители часто говорят детям о том, что (например) собаки опасны, к ним нельзя приближаться, собак нужно остерегаться и так далее, учит ребенка, что ВСЕ собаки ВСЕГДА опасны. Такие рассказы взрослых могут способствовать развитию самой настоящей фобии в раннем возрасте.
Агорафобия — боязнь открытого пространства
Мария
С детства я была впечатлительным, восприимчивым человеком. Переживала из-за плохих оценок, волновалась, что подумают обо мне окружающие. Когда у меня появился ребёнок, тревожность усилилась. Появилось много страхов: например, по ночам я не могла уснуть, потому что представляла себе, как на нас с ребёнком обрушится дом. Я снова и снова воспроизводила в голове план действий, как я буду спасать ребёнка и убегать. Ещё боялась, что с ребёнком что-то случится в детском саду — например, он зацепится за что-то шарфом и задохнётся. В голове было много катастрофических, пугающих картин.
Один из страхов, который появился у меня в те несколько лет после родов, — страх перед рыбами и любыми другими безногими существами. В детстве мы с папой ездили на рыбалку, я спокойно насаживала червяка на крючок, а потом вылавливала рыбу. У меня даже осталась фотография, где я, радостная, держу огромную щуку.
Но теперь всё стало по-другому. Однажды мы с родственниками готовились праздновать Новый год. Ребёнок к тому времени уже научился ходить и говорить. Из магазина принесли пакеты с продуктами. Я стояла у раковины, и тут мне в бедро ткнулось что-то холодное. Я услышала: «Мама, смотри, какая хорошая холодная рыба». Я опустила голову, увидела огромную замороженную щуку, вскрикнула и отпрыгнула на пару метров. Подобные ситуации стали повторяться. Как-то мы с бывшим супругом отдыхали на озере. Я плескалась на мелководье, и тут он сказал: «Смотри!» Неподалёку от меня проплывала рыба — под водой она казалась очень большой. Я даже не помню, что было дальше — муж сказал, что я дико закричала, выскочила из воды и запрыгнула к нему на руки. Каждый раз, увидев рыбу, я чувствовала сильное сердцебиение, меня бросало в пот, появлялось непреодолимое желание бежать и кричать.
Кроме рыб, появился страх перед червяками. Я и сейчас не могу работать в саду. По земле на дачном участке хожу только в плотно завязанных кроссовках. Ведь в земле червяки — а вдруг я случайно коснусь одного из них?
Сейчас я хожу на психотерапию и принимаю медикаменты. Оказалось, что у меня тревожно-депрессивное расстройство. После нескольких серьёзных обострений я начала работать со своим состоянием, и многие страхи ушли — у меня больше нет постоянной тревоги, катастрофические картины не всплывают в голове. Но вот страх перед рыбами и безногими существами остался.
Когда мы говорили об этом со специалистом, я вспомнила яркий эпизод из детства. Мне было двенадцать лет, и я очень хотела завести домашнее животное. Мы купили небольшой аквариум. В него поселили рыбок гуппи. Оказалось, что они плодятся с бешеной скоростью. Когда рыбок стало слишком много, они стали выбрасываться из воды и умирать.
Аквариум стоял в моей комнате. По ночам я могла услышать характерный звук — хлюп! — а потом негромкие шлепки по полу. Я знала, что там рыба и она умирает, но ничего не успевала поделать. Кажется, однажды рыбка даже прилетела на моё одеяло. Этот образ не беспокоил меня годами, но теперь оказалось, что он прочно засел в голове. Думаю, он связан для меня со страхом смерти и того, что случается после неё.
Если я пытаюсь пересилить страх и подольше посмотреть на рыбу, меня накрывает ощущение страха и безнадёжности — очень похоже на чувство, которое бывает во время тяжёлого депрессивного эпизода. Навязчивое, давящее ощущение, что всё бессмысленно, уродливо и плохо.
И всё-таки я работаю над своими страхами. У меня есть молодой человек, и он обожает рыб, мечтает об аквариуме. Несколько раз мы с ним ездили в океанариум. Я заметила, что рядом с ним я реагирую на рыб спокойнее. Рядом с этим человеком я чувствую себя в безопасности, полностью доверяю ему и справляться с фобией намного проще. Я могу даже подумать: «Как красиво!» — глядя на аквариум. Но в одиночестве мне всё ещё тяжело — когда мы с коллегами ходим обедать на первый этаж бизнес-центра, мы проходим аквариум, и я стараюсь на него не смотреть.
Социализация
— Фиксировать взгляд на предметах ребенок должен уже в 1 месяц, а главное САМ. Я же, когда заметила, что в положенном возрасте этого нет, провела возле ребенка весь месяц с погремушкой в руках. К 2 месяцам научились за ней следить. И для нас эта игра была большим достижением. Позже ровно эту же первую погремушку использовали, чтобы научиться «заглядывать в глазки». О том, что «страдает визуальный контакт», мысли не возникло.
— Сужу по себе, молодые мамочки часто и не задумываются особо (или не знают), что младенцам (до года) присущ пристальный взгляд глаза в глаза — это обычное явление. Это я сейчас уже замечаю на чужих малышах, сразу чувствуется — контактный ребенок, глазенки таращит неотрывно, следит за тобой. Я вот свою вспоминаю — никогда на людей не пялилась, взгляд «в пространство», такой серьезный. Мне тогда казалось, кругом глупые младенцы на дядь-теть таращатся, а моя задумчивая просто.
— Действительно, детки долго смотрят в глаза. Сын не смотрел долго. Но смотрел. Поэтому я никогда не могла сказать «не смотрит в глаза». Сейчас еще мужу показываю, как детки смотрят — долго, неотрывно. Тимка смотрел быстро, но взгляд не отводил. Ему как бы было неинтересно. «Имеет право интересоваться тем, что ему нравится»- думала я. Я также думала, что сын как раз у меня лучше развит — не пялится с непонятной улыбкой на теть и дядь, а сам быстро смотрит на все, и все сразу понимает. Если б знать, что отсутствие взгляда приведет к стольким проблемам!
Временами отсутствие реакции на звуки и голос.
— У нас педиатр еще в 3 месяца глухоту заподозрила… Пыталась привлечь его внимание: агукала, в ладоши хлопала – реакции никакой! Просто лежал, сжавшись комочком, и смотрел в одну точку. Но ребенок просыпается от каждого звука – тугоухость исключена
— Также и с именем — другие дети отзываются на имя, я же вижу, что во дворе крикнули: «Катя» — девочка обернулась сразу, а моего сына можно хоть с колоколами звать, он не обернется нигде — ни на улице, ни дома, никогда….
— Такая осанка и мимика часто бывают у нас в аутоподобном состоянии: плечи подняты, шея вжата, руки прижаты к груди.
Отсутствие имитации, спонтанного развития (не повторяет за взрослыми движения, звуки).
— Мы пошли на развивающие занятия года в полтора. И… Тимка не повторял движения. Не слушал инструкции. Выглядело это так — сначала все детки ничего не могли повторить. Потом потихоньку, пусть корявенько, ручки поднимали, крутили, ходили по кругу. Тима сидел в стороне, и ничего не делал. Или убегал.
— Они учатся только тому, что им нужно и интересно, а так как их интересы очень узки и ограниченны, то для жизни этого мало. Я около месяца просто учила хлопать в ладоши за мной! Сын вообще не понимал и не хотел ничего делать.
— Всему надо именно учить, иногда даже тому, что должно быть на уровне рефлексов. И если не приложить все усилия для обучения, сам никогда и ни за что не научится.
Как развиваются фобии?
Специфические фобии очень распространены, особенно среди детей и подростков. Исследования показывают, что примерно 10% детей столкнутся с той или иной специфической фобией, что делает этот тип тревоги одним из самых распространенных тревожных расстройств в мире. Согласно данным Американской психиатрической ассоциации (APA), фобии являются наиболее распространенным психическим заболеванием среди женщин и вторым по распространенности среди мужчин. В российских мегаполисах примерно каждый десятый человек страдает от той или иной фобии. Многие фобии возникают в детстве или в подростковом возрасте, но могут преследовать человека и в зрелом возрасте. Исследователи выделяют три основных сценария, которые могут повлиять на развитие фобии.
Сенсорные навыки/познавательные процессы:
— С обычными игрушками действительно, если играл, то играл очень своеобразно. Например, у всех машинок сразу отрывал колеса и другие детали. Бросал об стену или стучал друг об друга. А вот газетами или упаковочной бумагой мог долго шуршать. Веревочки возил по полу или носил в зубах. Позже стал нитками опутывать вся квартиру.
Своеобразные игры (игра с элементом игрушки; выстраивание предметов в ряд или по периметру, не потому что так задумано в сюжетной игре, а просто так).
— Все шахматы всегда выставлялись по периметру стола. Это была увлекательная игра и практиковалась каждый день.
Неадекватная реакция на сенсорные воздействия (прикосновения, свет, звуки, запахи).
— В роддоме врач мне рассказала, что мой сын перекричал ВСЕХ детей в детском отделении и дрыгался ТАК, что профессиональные мед.сестры не смогли запеленать как надо: ручки почти торчали… У ребенка повышенная чувствительность. Туго пеленать его так и не получилось: орал и вертелся, пока пеленки не ослабевали… В 3 недели мы уже перешли на ползунки и кофточки. (Далее описание пребывания в род доме еще пестрит фразами: опять расплакался, плакал часа 2 подряд, плакал до посинения, так страшно плакал…)
— Тимка любит смотреть на что-то, согнувшись, под углом (думала, изучает так). Тимку завораживает игра света. Отсвет солнца с раннего детства для нас был неземным наслаждением. В этом я видела только плюсы — такой интерес к свету-тени — может, фотографом будет?
— Когда слышал повторяющиеся или необычные звуки, начинался практически истерический смех…А вот под спокойную музыку или даже просто под звуки фортепиано, наоборот, замирал и даже не шевелился.
Избирательность в еде (вплоть до полного отказа от еды, и не иногда, потому что приболел или нет аппетита, а постоянно).
— У меня ребенок не ел. Ел крайне плохо. Плохо прибавлял. Пробовали и смесь, смесь вообще отказывался есть. Далее с едой тоже были проблемы . Если уж что я и набирала в поисковике, так это «ребенок не ест». Так кто бы знал, что так вообще бывает! Мамочки, у которых такая же проблема, набирать нужно «избирательность в еде». Сначала стали вводить овощи.Не ел. Ни-че-го! Ни с ложки, ни с пальца, ни под музыку, ни под игры. Времени у меня было много, энергии тоже, денег хватало. Я взялась за проблему с энтузиазмом. Пробовала разные фрукты-овощи. Разные температуры. Разные консистенции. Разные производители — и сама делала, и пробовала готовые пюре. Выяснилось, что едим мы только яблоко и банан. Потом каши. Тот же путь. Творог и кефир подошли. Потом мясо. Тот же путь. общем, заработали мы себе этими поисками почти полное избегание ребенком еды. У няни получилось лучше. Придя к нам в 1,3, она очень боялась, что он у нее не станет есть, и начала первую неделю с одного творога и кефира (что ел с удовольствием). И очень постепенно расширила меню до каши (нескольких видов), творога, яблок, банан, курицы и супчика. Это и едим до сих пор. Конфеты стали есть только недавно (а предлагали почти всегда — конечно же пугало, что ребенок не ест и не просит конфет). В общем, с нами ребенок вообще не ел с ложки. Только кусочками, когда уже смог есть куски.
— Ребенок ел только из одной бутылочки. С большим трудом ликвидировали роддомовский пузырек с ужасной соской, который, каюсь, пришлось у них выкрасть, так как ребенок отказывался взять в рот что-либо другое… Но до конца так и сосал только одну Авентовскую соску. Также настойчиво, как позже ел только толченую картошку с соленым огурцом.
— И мне тоже пришлось выкрасть из роддома соски, т.к. мой тоже орал всегда, орал везде, орал так, что нас не хотели выписывать…
Краткая информация о фобии
Фобия никогда не появляется просто так, ей предшествует сильное эмоциональное потрясение, которое впоследствии приводит к психическому расстройству. Как же называется боязнь перед воздушными шариками? Это глобофобия.
Шары должны ассоциироваться у человека с праздником и вызывать положительные эмоции. Проблема становится актуальной в случае, если в детском возрасте человек получил психологическую травму, связанную с громким хлопков. Если ребенок услышал звук лопающихся шаров и испугался его, то он может надолго сохранить свою тревогу. В зрелом возрасте внезапные хлопки, взрывы петард и прочие похожие звуки могут вызывать чувство страха.
Причины появления глобофобии
Фобия может иметь различные проявления.
- Человек может испытывать чувство страха во время надувания шарика. Проблема может быть связана с негативным опытом, когда процесс наполнения шара воздухом не увенчался успехом: он разорвался от избытка воздуха и больно ударил по лицу.
- Фобия улететь вместе со связкой шариков также родом из детства. Ребенок может испугаться внушительных размеров связки.
- Воздушный шарик, наполненный гелием, улетел и не вернулся. Происшествие, настолько впечатлившее маленького ребенка, в зрелости может перерасти в чувство страха.
Улетевшие воздушные шарики могут напугать ребенка и спровоцировать глобофобию
Причины фобии
Эта форма фобии не передается по наследству. Причины страха скрываются исключительно в истории жизни больного. Как правило, за этим стоит психотравма.
Смерть близких от ранения острым предметом
Если из-за ранения острым предметом человек потерял кого-то из близких, то в дальнейшем будет бояться повторения и пытаться обезопасить себя и других членов семьи. Как обезопасить? Избегать острых предметов, бояться и избегать.
Неудачная попытка суицида
Большинство суицидников в случае спасения жалеют о содеянном поступке. А та боль и страх, который они испытали, может сопровождать всю оставшуюся жизнь. Если человек пытался умереть при помощи острого предмета, например, порезать вены, то при неудачном суициде это может превратиться в айхмофобию.
Попытка убийства
Нападение на человека не может не оказать влияния на психику
Неважно, с какой целью было совершено нападение с ножом или другим колющим предметом. Важно, что человек испытал страх смерти, подвергся причинению вреда
Если жертва не знала нападающего, то страх, вероятнее всего, перенесется на орудие.
Страх из детства
Гиперопекающие и тревожные родители склонны запугивать детей. Они запрещают ребенку пользоваться ножом, ножницами и другими инструментами. А вместо рационального объяснения техники безопасности пользуются устрашающими рассказами.
Это важно! Таким образом родители маскируют свои страхи. Для избавления от фобии нужно понять, что это проблема родителей, а не того, кому страх достался из детства
Необходимо осознать, что если соблюдать технику безопасности, быть осторожным, то ничего не случится.
Несчастные случаи
Наверное, каждый человек резался ножом, бумагой или чем-то еще. Но некоторым людям довелось пережить более серьезное ранение в быту или на производстве. Несчастный случай с тяжелыми последствиями тоже может стать причиной фобии.
В детском возрасте фобия может развиться не только на фоне самого несчастного случая, но и на фоне реакции родителей на это. Притом сама травма может быть незначительной, но если родители из-за этого накричали на ребенка или сами испугались настолько, что впали в панику, то риск формированию боязни острых предметов повышается.
Боязнь убить
Некоторые люди боятся в приступе гнева или алкогольного опьянения ранить кого-то. Конечно, в таком случае речь идет о психологических, а возможно и психических нарушениях боящегося. Необходимо работать не столько над фобией, сколько над восстановлением психического здоровья человека. Если он сам понимает, что опасен для общества, то лечение пройдет легче и быстрее.
Что такое айхмофобия
Айхмофобия (оксифобия) – это боязнь ножей и других острых предметов. Предметом боязни могут быть ножницы, вилки, лезвия, иголки, булавки, куски стекла и подобное. На запущенных стадиях страх переходит на острые листы бумаги, остро заточенные карандаши, углы стола и прочее.
Симптомы айхмофобии делятся на психологические и телесные. На уровне тела боязнь проявляется повышением давления, тахикардией, предобморочным состоянием, ощущением нехватки воздуха, потливостью, побледнением кожи и прочими типичными для всех фобий симптомами. На психическом уровне это проявляется боязнью конкретных предметов, ситуаций, мест. В данном случае всего, что связано с острыми предметами: столовая, стройка, офис, парикмахерская и т.д.
Это важно! В момент приступа человек не контролирует себя. Он может кричать, топать ногами, плакать
Приступы могут случаться несколько раз в день или только при контакте с раздражителем (зависит от стадии развития фобии).
Вероника
Мою фобию трудно объяснить, и ещё труднее найти для неё причины. Меня пугают предметы, которые висят и крутятся. Поэтому я не хожу в парк аттракционов или в цирк: в каждом представлении обязательно есть номер, где акробаты раскачиваются на верёвках. Когда я вижу это, мне становится страшно: колотится сердце, дрожат руки, трудно контролировать себя — больше всего хочется убежать как можно дальше, заплакать и закричать.
Труднее всего бывает в сложные, нервные периоды жизни. Тогда страх обостряется — даже если предмет не висит и не крутится, я могу представить себе, как он это делает. Это движение начинается в моей голове, и я не могу остановить это. Но в хорошие, спокойные дни у меня получается справляться со страхом — если я вижу раскачивающиеся качели или аттракцион, просто стараюсь не смотреть, считаю про себя до десяти или вспоминаю хорошие моменты из жизни.
Мне кажется, намного проще, если ты боишься чего-то понятного — например, пауков или собак. Такую фобию легко объяснить людям. А вот когда просишь знакомого: «Пожалуйста, перестань раскачивать наушник на проводе, мне от этого страшно», — звучит сложно и непонятно. Правда, обычно на такую просьбу реагируют спокойно — удивляются, но убирают предмет, который меня пугает.
Когда появился этот страх, я не знаю. Родители говорят, он был с самого детства. Помню, когда я была маленькой и ночевала у бабушки, за окном через занавеску была видна тень провода, свисающего с крыши. Он раскачивался на ветру, я не могла уснуть и в итоге убегала в другую комнату. В нашем собственном доме ветер иногда закручивал занавеску, и тогда я с диким криком и слезами бежала к маме.
Я много раз спрашивала себя, с чем у меня ассоциируется этот страх, что именно пугает меня в висящих, движущихся и закручивающихся предметах. Но ответа так и не нашла. Когда я рассказала об этом страхе психологу, она сказала: «Хм, интересно, раньше я не встречала людей с такой фобией». Пыталась расспросить меня о детстве — что я такого могла увидеть или услышать. Но мы так ничего и не припомнили.
Во дворе у нас висели качели — мои сёстры раскачивались на них, а я даже не подходила. Когда я смотрела, как качаются другие, внутри возникало странное ощущение — похожее бывает при взлёте самолёта или в зоне турбулентности, внутри как будто всё куда-то проваливается. Такое же ощущение есть и сейчас. При этом я не замечала за собой страха высоты или головокружений.
В нашей семье все знают: не нужно размахивать наушниками, ни в коем случае не стоит вешать брелки на зеркало в машине. Нельзя хватать меня за руки и раскручивать. С таким страхом трудно живётся: нас повсюду окружают предметы, которые к чему-то подвешены и двигаются. Например, у многих в квартире есть плафон, который висит на проводе — если в помещении такой есть, я отвожу взгляд.
Чего делать
Чего боится подкроватный монстр? Как договориться с лешим? Как перевоспитать Кощея? Как обмануть Бабу-ягу? Дети живут в сказках, и до школы большую часть проблем психологического становления можно решить через чтение сказочных историй, волшебные игры и придумывание несуществующих животных.
Проективные методы и сказки
Проекция помогает облечь страхи в некую форму. Как только маленький человек сталкивается с образом, ранее существовавшим только в его воображении, страх постепенно начинает снижаться. В качестве совета: в диалогах и занятиях придерживайтесь уровня восприятия своего ребенка. Не спешите. Вот некоторые стандартные методики для избавления от страхов:
- Рисунок «Несуществующее животное», «Страшное несуществующее животное», «Доброе несуществующее животное». Говорите о нарисованном, исправляйте рисунок, помогайте животному отрастить крылья вместо колючек. Страшных монстров можно сжигать или отправлять с балкона на самолете.
- Несуществующее животное – лепка. Пластилин – прекрасный материал, который позволяет олицетворить страх, а затем превратить его в нечто доброе и прекрасное или просто размазать в лепешку!
- Народные сказки о победе над страшащим объектом: стихией, животным, человеком.
- Авторские сказки для проработки современных ситуаций, пугающих ребенка. Если ребенок боится стоматологов, почитайте ему сказку «про крокодила, который никогда не чистил зубы».
Один в поле не воин: детям нужна поддержка
Ребенку очень легко преодолевать любые трудности в своей жизни, когда он чувствует поддержку со стороны самых близких людей. Как поддерживать кроху, чтобы избавлять его от лишних страхов:
- «Пойдем вместе посмотрим» вместо «Ты уже большой, Посмотри, там никого нет!»
- «А ты можешь его описать? Какой он?» вместо «Что ты выдумываешь! Нет там никакого чудовища!»
- «Смотри, у этой собаки ушки на макушке, добрые глазки, а хвостик помахивает. Она не злится сейчас, но мы не будем трогать ее без разрешения» вместо «Не трогай собаку! Укусит!»
- «А ты знаешь, что в самолетах детям дают специальные наборы с игрушками и угощения? Сейчас попросим стюардессу принести и вместе поиграем» вместо «Как тебе не стыдно, такой большой, а такой трус! Вон мальчик на соседнем кресле спокойно сидит!»
Дружной семье ничего не страшно
Родители, которые проводят с детьми много времени в полезных играх, прогулках, ответах на массу детских «почему» редко сталкиваются с проблемой страхов. Если дошколенку или младшему школьнику недостаточно такого внимания, если он вынужден справляться сам с множеством обязанностей, если родители заняты карьерой, то рано или поздно растущий человечек начнет бояться чего-нибудь.
Стиль воспитания тоже влияет на психологическое становление детей. Гиперопека столь же вредна, как и дефицит внимания. Педагогическая запущенность возникает в обоих случаях. Педагогическая запущенность – это прежде всего недостаток информации. А там, где не хватает сведений об окружающем мире, появляются страхи, реальные или надуманные, собственные или навязанные. Неизвестность страшит детей не меньше, чем взрослых.
Профессиональная помощь
Консультация психолога время от времени нужна любой семейной паре с детьми. Родительский опыт не появляется из ниоткуда. Неплохо, если вы посетите родительскую школу или индивидуальное занятие. Профессиональные знания адресны и уже структурированы. Их не нужно где-то искать и примерять к собственным детям.