Психотипы людей: классификация и характеристика

Тарзанка

Тарза́нка — кустарное спортивно-игровое сооружение для раскачивания, состоящее из каната или длинной верёвки, привязанной к дереву, и перекладины, по принципам действия аналогичное качелям. Название дано в честь Тарзана — главного персонажа серии кинофильмов, широко демонстрировавшегося на советских телеэкранах в —50-х годах XX века.

Сооружение

Сооружение для тарзанки

Самодельная тарзанка на реке Малая Кокшага

Тарзанка сооружается в сельской местности на отдельно растущих деревьях, в скверах и лесопарках, иногда — на берегу реки, ручья, пруда или иного водоёма или краю оврага. Для сооружения тарзанки следует выбрать наклонно растущее дерево или дерево с крепкими толстыми ветвями, приготовить длинный толстый канат или верёвку, способную выдержать человеческий вес (иногда в качестве такой верёвки используется пожарный шланг, срезаемый с пожарных щитов), залезть на дерево на высоту 5—10 метров, крепко привязать один конец верёвки к дереву, затем спуститься и привязать к нижнему концу верёвки деревянную перекладину на высоте от 20—30 сантиметров до полутора — двух метров (если тарзанка расположена на склоне — можно и выше), чтобы было за что держаться, в крайнем случае — завязать несколько узлов.

Использование

Тарзанка используется для развлечения по такому же принципу, что и качели, но если качели чаще всего используются детьми детсадовского возраста непосредственно в детских садах или при прогулках, то тарзанка чаще всего используется детьми младшего и среднего школьного возраста.

На тарзанке можно раскачиваться тремя способами:

  • сидя на перекладине, держась руками за верёвку или канат, по возможности отталкиваясь ногами от земли и от стволов деревьев
  • держась руками за перекладину и отталкиваясь ногами от земли и стволов деревьев
  • стоя ногами на перекладине, держась руками за верёвку и постепенно раскачивая её.

Если тарзанка расположена на берегу реки, пруда или иного водоёма, пригодного для купания, то ее можно использовать для прыжков в воду. Для этого следует, убедившись в глубине водоёма в указанном месте, зацепиться руками за перекладину тарзанки или канат, оттолкнуться от берега и через несколько секунд отпустить перекладину или канат и осуществить прыжок в воду.

Техника безопасности

Потенциально опасной при падении считается высота выше 2—3-х метров, поэтому следует соблюдать особую осторожность при залезании на дерево при сооружении тарзанки, а если тарзанка установлена на склоне или на краю оврага — и при пользовании ею. Перед использованием тарзанки следует проверить прочность веревки (каната, пожарного шланга) и перекладины

При использовании тарзанки следует избегать падения, а также ударов головой и другими частями тела о стволы деревьев. Прыжок или падение с тарзанки в реку или иной водоём даже с небольшой высоты может быть опасным, если в этом месте небольшая глубина либо торчат острые камни, а также в случае, если человек не умеет плавать или находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Аттракционы

Существует также широко распространённый в мире аттракцион банджи-джампинг (от англ. bungee jumping), часто называемый в России «тарзанка», хотя и имеющий с русской тарзанкой мало общего. На этом аттракционе участников привязывают к длинному резиновому канату, на котором они совершают прыжок в пропасть.

Еще один известный аттракцион, более подходящий этому названию, — роуп-джампинг (от англ. rope jumping), где человек в альпинистском снаряжении совершает полёт на нерастяжимых веревках по дуговой траектории большого (20—40 м) радиуса.

Годовая программа для успешного личностного роста

Мы уже неоднократно говорили, что личностный рост должен происходить по определенному плану. Если разложить большие цели на маленькие задачи, реализация масштабных намерений не будет казаться столь пугающей. Стратегия не обязательно должна быть рассчитана на какой-то долгий период. Бывают как краткосрочные, так и бессрочные цели.

Советуем присмотреться к годовому плану личностного роста. Приведенная программа поможет прокачать все сферы жизни всего за 12 месяцев:

Январь

Начало года стоит посвятить вопросу уверенности в себе. Проработайте существующие страхи, комплексы, обиды и пр. Невозможно набрать высоту, не освободившись от лишнего.

Февраль

В этот период стоит позаботиться о поиске предназначения. Подумайте, чего вы хотите, и наметьте вектор личностного развития.

Март

Начало весны — самое время ставить смелые и амбициозные цели. Старайтесь съесть слона по кусочкам: разделите большие задачи на простые шаги и составьте план предстоящих изменений.

Апрель

Распланируйте время в соответствии с установленным планом. Периодически сверяйтесь с дневником, чтобы придерживаться графика.

Май

Это прекрасная пора, когда природа в буквальном смысле оживает. Начните преображаться вместе с окружающим миром! Пора сделать первые шаги по направлению к своей мечте! Чтобы сохранять позитивный настрой и мотивацию, заведите дневник успехов и фиксируйте любые, даже самые маленькие победы.

Июнь

В первый летний месяц стоит уделить внимание психическому здоровью и отдыху. Вы уже проделали большую работу, получили первые результаты собственной трансформации

Пора научиться расслабляться, находить баланс между активными действиями и отдыхом. Например, включите медитацию в ежедневную рутину.

Июль

В это время стоит позаботиться об отношениях с окружением. Возможно, вы слишком увлеклись «достигаторством» и забыли о действительно дорогих людях

Уделите внимание родным и друзьям, ведь забот всегда будет много, а потерянное время вернуть невозможно.

Август

Посвятите себя творчеству. Креативность и изобретательность — неотъемлемые спутники личностного роста. Придумайте, как внести разнообразие в привычные ежедневные дела, и, наоборот, найдите новые увлечения. Йога, курсы художественной лепки, мастер-классы по вокалу — выражайте себя и открывайте новые грани личности.

Сентябрь

Начало осени всегда является моментом оценки и переосмысления. Проанализируйте проделанный путь и наметьте новые горизонты. Возможно, вам стоит освоить новую профессию или посетить тематические курсы. Самое время воплотить в жизнь нереализованные планы и желания.

Октябрь

Обретение нового окружения — обязательный этап личностного роста. Посещайте необычные места, заводите знакомства, нарабатывайте деловые связи. Будьте готовы к небольшому дискомфорту: другие люди, необычные темы разговоров — это может пугать. Но по мере своего личностного роста вы улучшите коммуникативные навыки и займете достойное положение в новом комьюнити.

Ноябрь

Пришло время монетизировать хобби и увлечения. Подумайте, какую пользу вы можете принести людям в обмен на достойное денежное поощрение. Разработайте стратегию продвижения собственных товаров и услуг.

Декабрь

Завершая год, подведите итоги своей прокачки. Вспомните самые яркие моменты, все значимые достижения, оцените собственный успех. Это поможет сформулировать планы и задачи на следующие 12 месяцев.

Определение типа личности согласно сенсорной типологии

С появлением нейролингвистического программирования (НЛП) широкое распространение получила еще одна классификация типов личности – сенсорная типология. Ведь в НЛП работа в основном построена именно на ней.

Речь идет об особенностях мировосприятия и получения информации разными людьми. Каждый человек пользуется возможностями, которые дают три основных канала поступления сведений от окружающего мира: визуальный (зрительные образы), аудиальный (звуки) и кинестетический, связанный со сферой тактильных и двигательных ощущений.

Обычно человек с рождения больше доверяет лишь одному из этих каналов, хотя пользуется всеми. Кому-то лучше «один раз увидеть, чем сто раз услышать». Другому, наоборот, услышанное кажется более важным, чем увиденное

А третий должен сначала пощупать или потрогать, ему неважно, что он видит или слышит, главное, чтобы после сенсорного обследования ему было комфортно. Эти основные типы личности легко различаются даже на бытовом уровне, так что психологические тесты для этого не нужны

Достаточно лишь услышать, как они разговаривают.

Визуальный тип. Эти люди воспринимают мир в виде ярких красочных картин, поэтому при общении с другими стараются подробно описать словами то, что они видели. При этом они помогают себе выразительными жестами и вставляют в свою речь фразы типа: «Мне кажется», «Посмотрите, как это выглядит», «Какое замечательное решение нарисовалось», «Давайте посмотрим внимательнее». Они хотят любоваться красотой, радуются увиденной гармонии, а вот беспорядочно разбросанные вещи вызывают у них раздражение

При общении с людьми особое внимание визуалы уделяют внешнему виду собеседника.

Аудиальный тип. Этот тип людей огромное значение придает звукам

Разговаривая, они ни на секунду не перестают прислушиваться к интонации собственного голоса, их речь звучит выразительно и ярко. В ней часто проскальзывают слова и выражения, связанные со звуками: «Я вас внимательно выслушал», «Это созвучно моим мыслям», «Послушайте меня», «Прозвонил звоночек». Аудиалов легко очаровать приятным тембром голоса и так же просто вывести из себя резкими грубыми звуками.

Кинестетический тип. У этих людей на первое место выходят чувственные, тактильные ощущения. Они обожают удобные вещи и приятные на ощупь предметы, а, например, крошки в постели могут довести их до истерики. Слова, которыми чаще всего оперируют кинестетики в разговоре, всегда связаны с движением, перемещением, какими-то ощущениями: «Я чувствую, что вы хотите мне передать», «Вам удалось донести это до меня», «Это будет тяжело объяснить» и т. д.

Каждый из типов сенсорной, или репрезентативной, системы обладает особым влиянием на личность человека, его поведение, характер деятельности, определяет его предпочтения и накладывает отпечаток на общение с другими людьми. Отсюда возникают конфликты между партнерами, когда их сенсорные системы не совпадают. Визуала бесят разбросанные вещи, а нежный слух его партнера аудиала режет фальшивое пение в душе.

Описанные выше психотипы охватывают далеко не все разнообразие проявления человеческих личностей. Но этого количества вполне достаточно, чтобы не тратить напрасно время на поиски единой системы классификации. Ее не существует. Однако, найдя в себе признаки, подтверждающие принадлежность к одной из типологий, можно построить взаимоотношения с окружающими и выработать собственную модель поведения.

Как определить психотип человека?

Швейцарец К. Г. Юнг стал первым создателем классификации психотипов, которая положила начало науке о личности – соционике. Взаимодействие личности в социуме основывается на теориях других учений о поведении человека.

Всего учёный выделил восемь типажей. Соционика определила 16 типов, взяв за основу два направления личности: интроверты и экстраверты. Первые имеют следующие названия и характеристики:

️ Логико-интуитивный. Не любит пустые разговоры, общается, по сути. Для ответов на вопросы пользуется логикой или интуицией.

️ Интуитивно-логический. Осторожен в решениях, взвешивая «за» и «против», не рискует. Любит комфорт и спокойствие во всём.

️ Логико-сенсорный. Педант и реалист.

️ Сенсорно-логический. Пунктуален, честен, чувствителен.

️ Этико-интуитивный. Хороший друг, который сопереживает и даст совет, имеет качества воспитателя.

️ Интуитивно-этический. Чувствует людей, может расположить к себе. Любит хорошо выглядеть и отдыхать.

️ Этико-сенсорный. Не пускает посторонних людей к себе в душу, постоит за семью.

️ Сенсорно-этический

Спокойно переносит рутину, не конфликтует, ценит внимание и заботу

Второе направление имеет те же названия, но с уклоном экстраверсии.

️ Логико-интуитивный. Трезво оценивает обстоятельства, что не мешает риску. Способен не поддаваться на провокации, точно следуя своей цели.

️ Интуитивно-логический. Не любит однообразие, кипит новыми идеями, воплощая их в жизнь.

️ Логико-сенсорный. Заботлив и общителен с близкими, иногда бывает упрямым. Возможно, это помогает всегда завершать начатое.

️ Сенсорно-логический. Прирождённый победитель любой ценой. Склонен подчинять.

️ Этико-интуитивный. Эмоциональная и настойчивая личность, всё просчитывает наперёд.

️ Интуитивно-этический. Благодаря наблюдательности, чувствует настроение людей. Поддержит в трудную минуту.

️ Этико-сенсорный. Обладает влиянием на людей, но способен и на самопожертвование.

️ Сенсорно-этический. Умея манипулировать людьми, сам скрывает свою истинную натуру, чтобы это не использовалось против него же.

Приведённые характеристики очень актуальны в наше время, они помогают выявлять проблемы социума.

Особенности формирования характера человека

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

  • трудовое воспитание;
  • личный пример;
  • физическое воспитание;
  • саморазвитие;
  • морально-этическое воспитание;
  • правильное формирование привычек.

В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:

  1. культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

  2. личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

  3. общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

  4. литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

  • физиологические (пол, темперамент);
  • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
  • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

Первым этапом развития характера является раннее младенчество

На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом

Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Скрытая и явная акцентуация характера личности

Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.

В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.

Усиление отдельных черт:

  • обуславливают уязвимость человека, являются его слабым местом, «ахиллесовой пятой»;
  • ограничивает способности человека в тех или иных сферах деятельности.

Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.

Акцентуация — это не психологическое или психическое отклонение, а крайний вариант нормы.

Причин тому несколько:

  • доминирование одной черты формируется только на отдельных этапах развития, с возрастом может минимизироваться;
  • акцентуация проявляется не всегда, а только при определенных обстоятельствах;
  • акцентуация никак не мешает человеку адаптироваться в социуме, за исключением ряда ограничений, о которых мы упомянули выше.

В зависимости от доминирования одной из черт характера выделяют следующие типажи:

Тип акцентуации
Характеристика Демонстративный Желание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство

Педантичный Осторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность. Возбудимый Очень импульсивное поведение

Живет порывами, инстинктами, влечениями. Гипертемический Всегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности. Застревающий Долго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен Дистимический Пессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни. Циклотимический Перепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно. Экзальтированный Бурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали. Эмотивный Высокая чувствительность, эмпатия, задушевность, слезливость. Тревожный Беспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность.

Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.

Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.

Техника безопасности

Потенциально опасной при падении считается высота выше 2—3-х метров, поэтому следует соблюдать особую осторожность при залезании на дерево при сооружении тарзанки, а если тарзанка установлена на склоне или на краю оврага — и при пользовании ею. Перед использованием тарзанки следует проверить прочность веревки (каната, пожарного шланга) и перекладины

При использовании тарзанки следует избегать падения, а также ударов головой и другими частями тела о стволы деревьев. Прыжок или падение с тарзанки в реку или иной водоём даже с небольшой высоты может быть опасным, если в этом месте небольшая глубина либо торчат острые камни, а также в случае, если человек не умеет плавать или находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Типы темперамента по Гиппократу

Самая древняя и одновременно самая известная классификация типов личности была разработана более 2500 тысяч лет назад древнегреческим философом и врачевателем Гиппократом. Об этой типологии, думаю, знают все, но начну я именно с нее. Во-первых, из-за уважения к первооткрывателю, во-вторых, потому что очень многие современные классификации основаны именно на типах темперамента.

Итак, по мнению Гиппократа, все люди делятся на 4 типа в зависимости от преобладающей в их теле жидкости:

  • Сангвиники. У этого типа людей ведущую роль играет кровь («сангва» по-древнегречески). Поэтому они очень энергичные, деятельные, упорные в достижении цели, непримиримые и часто жестокие. Сангвиники прекрасные воины и вожди.
  • Холерики. В их теле преобладает желчь (по-древнегречески – «холи»), поэтому они чрезвычайно непостоянны, суетливы, болтливы и эмоциональны. Для них характерны частые смены настроения, неуравновешенность и неспособность долго сосредотачиваться на чем-то одном.
  • Меланхолики. Преобладающая у них черная желчь («мелэна холи») делает их мрачными, унылыми людьми, пребывающими постоянно в подавленном настроении. Люди этого типа обидчивы, но чувствительны и способны к сочувствию и сопереживанию.
  • Флегматики. Благодаря доминирующей в их теле слизи («флегме») они малоподвижны, необщительны, погружены в себя, часто пребывают в задумчивом состоянии и неспособны на сильные эмоции.

В настоящее время доказано, что темпераментов в чистом виде не существует, хоть наблюдения Гиппократа, в целом, верны. Просто у каждого из нас есть отдельные качества разных типов темперамента. Как правило, каких-то из них больше, но бывает, что отдельные свойства всех темпераментов присутствуют почти в равной мере. Поэтому в современной психологии выделяют и изучают именно отдельные качества темпераментов. Например, уровень эмоциональности, уровень и характер общительности, устойчивость или, напротив, изменчивость психики и т. д.

Грамматические конструкции «I am interested in», «I am keen on», «I am into», «I’m fond of», «I like…»

При обсуждении хобби и интересов очень удобно использовать эти конструкции. Рассмотрим примеры:

I am interested in cooking. Я интересуюсь кулинарией.
I am keen on hockey. Я увлекаюсь хоккеем.
I am into rock music. Я люблю рок-музыку.
I’m fond of theater. Я люблю театр.

Заметьте, что слово love применительно к вещам имеет в английском более сильное значение, чем в русском. Если «I like football» можно перевести как «Я люблю футбол», то «I love football» — это «Я обожаю футбол».

Еще один простой способ ответить на вопрос, что вам нравится — использовать фразу «I like…» (мне нравится). Однако, есть определенная разница между конструкциями «like doing» и «like to do».

Форма like + -ing используется, когда говорится об интересах в общем смысле:

She likes reading. Она любит читать.
He likes singing. Он любит петь.
I like painting. Я люблю рисовать.

В свою очередь, like + инфинитив используется, когда речь идет о конкретных предпочтениях:

She likes to read sitting in the garden. Она любит читать, сидя в саду.
He likes to sing Elvis Presley’s songs. Он любит петь песни Элвиса Пресли.
In autumn I like to paint sunset landscapes. Осенью я люблю рисовать закатные пейзажи.

Сооружение

Сооружение для тарзанки

Самодельная тарзанка на реке Малая Кокшага

Тарзанка сооружается в сельской местности на отдельно растущих деревьях, в скверах и лесопарках, иногда — на берегу реки, ручья, пруда или иного водоёма или краю оврага. Для сооружения тарзанки следует выбрать наклонно растущее дерево или дерево с крепкими толстыми ветвями, приготовить длинный толстый канат или верёвку, способную выдержать человеческий вес (иногда в качестве такой верёвки используется пожарный шланг, срезаемый с пожарных щитов), залезть на дерево на высоту 5—10 метров, крепко привязать один конец верёвки к дереву, затем спуститься и привязать к нижнему концу верёвки деревянную перекладину на высоте от 20—30 сантиметров до полутора — двух метров (если тарзанка расположена на склоне — можно и выше), чтобы было за что держаться, в крайнем случае — завязать несколько узлов.

Цели в личностном росте

Хоть личностный рост и направлен на проработку внутренних моментов, он обязательно находит отражение во внешнем мире. Одним из самых ярких признаков развития является реализация человеком собственных замыслов. Мобилизация внутренних ресурсов позволяет достигать поставленных целей экологичным путем, без нанесения вреда другим людям.

Однако можно посмотреть и с другой стороны. Процесс личностного роста нельзя представить без постановки соответствующих задач. По сути, желание стать лучше уже является самостоятельным намерением. То есть следование определенной цели обеспечивает развитие человека, и наоборот. Но иногда намеченные планы не требуют проработки личностных качеств. Тогда саморазвитие выступает в качестве базиса, помогающего достичь успеха в этом деле.

К примеру, если человеку необходимо прокачать навык убеждения, ему не требуется проработка каких-либо нравственных качеств. Но на многих тренингах обучение данной способности будет преподноситься как личностный рост. В зависимости от того, что подразумевается под развитием, прокачка этого навыка будет или не будет являться личностным ростом.

Если умение убеждать — одно из условий для формирования цельной и гармоничной личности, развитие должно происходить в соответствии с определенными принципами. В случае, если человек отстаивает собственную точку зрения, прибегая к манипуляциям, запугиваниям и давлению, это не имеет никакого отношения к самосовершенствованию.

Как уже было сказано, личностный рост неразрывно связан с принципом экологичности. В данном контексте цель совсем не оправдывает средства, особенно если используемые методы могут нанести вред окружающим.

К примеру, если человек планирует открыть собственное дело, то его целью является запуск данного проекта. При этом следует помнить, что бизнес невозможен без покупателей

Это значит, что нужно уделять внимание не только способам продвижения продукта, но и его качеству. Целью бизнеса должна стать продажа действительно необходимого и качественного товара, а не простое извлечение прибыли

Личностным ростом в данном случае будет ведение честной и достойной предпринимательской деятельности. Для этого достаточно не обманывать своих покупателей: продавать продукты с хорошим сроком годности, не выдавать подделку за оригинал, открыто говорить о всех характеристиках товара и пр.

Да и сама идея будущего бизнес-проекта должна быть экологичной. Не секрет, что сегодня предостаточно фирм-однодневок, которые исчезают с деньгами покупателей или партнеров. Да, это тоже бизнес, но ничего общего с нравственным развитием он не имеет.

Получается, личностный рост должен соответствовать определенным условиям. Недостаточно просто прокачать какой-либо навык — необходимо постоянно работать над своим характером и ценностями.

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать профессию?

Профессию приходится выбирать в молодости. Может, не на всю жизнь, может, потом найдется другая, получше. Но первую профессию выбрать нужно. Окончил школу, получил аттестат — иди работать. Или учись в институте. Или в армию иди. Хочешь не хочешь, а дорогу выбирай.

А если я не готов? Все равно надо. Этот выбор ждет каждого из нас. И каждому придется сделать его самому.

Выбирать профессию только в детском саду легко. Я буду летчиком! А я — пожарником! А я, как папа, — бизнесменом… С пятилетнего малыша никто не спросит: а годишься ли ты в летчики? А выйдет ли из тебя бизнесмен? А с выпускника школы, тем более института — спросят. И сурово спросят.

Зачем же вы, юноша, в этот институт поступали, если по специальности работать не хотите? Или того хуже: хотите, но не можете. Зачем вас учили, деньги народные тратили? Зачем вы чужое место на студенческой скамье заняли?

Что делать, чтобы не услышать неприятных вопросов, чтобы правильно свое место в жизни найти? Для начала правильно задать вопрос себе самому. Не спрашивайте себя, какая профессия вам подходит! Спросите себя, какой профессии подходите вы!

Мы все учились понемногу

Взрослые любят спрашивать у детей: «Кем ты хочешь быть?» Умные дети понимают, что взрослые сами правильного ответа не знают, поэтому отвечают все, что в голову взбредет. Что ни скажи, все равно похвалят и конфетку дадут. А чтобы правильный ответ получить, надо правильный вопрос задать. Ведь правильный вопрос совсем другой. «Кем ты можешь стать?» — вот какой правильный вопрос.

Умные взрослые в развитых странах давно таким вопросом задаются. Умные взрослые давно поняли, что все малыши от природы (генетически) отличаются друг от друга. И никакие тренировки, нравоучения и прочие «научные методы воспитания», даже ремень, не сделают их одинаковыми.

Отсюда вывод: разных детей нужно воспитывать и обучать по-разному. Разные дети, когда вырастут, выберут разные профессии. Или, иначе говоря, профессия выберет их.

Кадровые агентства много лет занимаются «взрослыми» вопросами бизнес-менеджмента: кадровый аудит, подбор топ-менеджмеров, построение управляющей команды. Чтобы даже взрослым объяснить, что это такое, придется большую книгу написать. Но, кроме того, они заняты и понятными вещами: профессиональной ориентацией взрослых и детей. Что такое профориентация, каждый старшеклассник должен знать.

Для профориентации молодежи создана международная технология кадрового менеджмента. А самое ядро этой технологии — стандартизованная методика Американского Института Типоведения, используемая во многих странах мира. Методику эту адаптировали (приспособили то есть) к условиям российского менталитета (у нас она называется соционикой) и успешно применяют как в государственных учреждениях, так и в частных корпорациях и фирмах страны.

Профориентационная диагностика личности опирается на потрясающее открытие в психологии, которое долгое время было недоступно отечественным практикам-психологам: между психотипом и профессией существует четкая и определенная взаимосвязь. Открытие это совершил знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875−1961). Благодаря его работам в практической психологии, стало возможным системное описание личности — это и называется типология. А на основе типологии можно сделать научный прогноз развития психотипа, в том числе и его профессиональной ориентации.

Что такое психотип?

Под темпераментом принято понимать совокупность врождённого психологического развития в сочетании с процессами возбуждения и замедления в мозге. Меланхолику соответствует слабый тип с высокой активностью нервной системы, холерику – сильный, взрывной темперамент. Флегматик может быть стабильно уравновешенным, но инертным, а сангвиник – уравновешенным и стабильным.

Характер – это проявление темперамента в социуме. Он может изменяться в течение жизни, проявляться по-разному в различных обстоятельствах. Однако, под свойствами характера можно считать только стабильные проявления, те, что присущи данной личности. Большую роль в формировании характера играет окружение, социальная группа, в которой находится индивидуум и развивает личностные качества человека. По научным данным, считается, что психотип – это совокупность ярко выраженных черт характера.

Несмотря на многообразие выделенных специалистами и учёными определений и терминов, считается подходящим лишь один психотип личности с ярко выраженными чертами характера. Однако, людей, подходящих только под одно описание, практически не встречается.

У каждого человека имеются черты характера из различных классификаций. Одни проявляются ярко всегда, а другие – лишь в редких ситуациях или слабо выражены

Чтобы понимать окружающих, важно знать, что такое психотип человека и как он определяется

Самопознание помогает выявить в себе черты, которые мешают в общении с близкими или в жизненных ситуациях и нуждаются в корректировке. Способность определить разные стороны характера помогут развиваться в нужном направлении и успешнее реализоваться в жизни, а проявление внимательности в отношении других людей – выстроить правильные отношения, предугадывать реакцию собеседника на ту или иную тему. Знание психологии также выявляет подходящих по типажу людей, с которыми будет легко общаться.

Сенсорная типология

Еще одной популярной классификацией является сенсорная типология, которая стала широко известна во многом благодаря нейролингвистическому программированию (НЛП), в котором работа с клиентами во многом строится именно на этой типологии.

Данная классификация психотипов тоже основана на особенностях восприятия информации разными людьми. Существует 3 основных канала получения информации и обработки сенсорного опыта: визуальный (зрительные образы), аудиальный (звуки) и кинестетический, связанный со сферой тактильных и двигательных ощущений.

У каждого человека обычно преобладает один канал получения информации. Это не значит, что другие не работают, просто одному из видов ощущений мы доверяем больше. У кого-то это зрительные образы, ведь «один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать». Для другого важнее звуковое оформление, он информацию лучше воспринимает на слух и словам часто верит больше, чем глазам. А третьему вообще нужно все проверить «на ощупь», для него важен не внешний вид и не слухи, а ощущение комфорта. Эти три типа можно различить даже не прибегая к сложным психологическим тестам, достаточно послушать, какие слова они употребляют в разговоре:

Визуальный тип. Это люди, для которых информация предстает в виде красочных картин. Они, общаясь, стараются подробно описать все детали, связанные с визуальным образом, много жестикулируют и часто употребляют такие слова и фразы: «Мне кажется», «Посмотрите, как это выглядит», «Какое интересное решение нарисовалось», «Давайте посмотрим внимательнее». Этих людей радует все красивое, гармоничное и раздражает беспорядок на столе, в квартире, например, разбросанный вещи

Общаясь с людьми, они большое внимание уделяют внешности, одежде.
Аудиальный тип. Значение звуков для них настолько велико, что они в разговоре постоянно следят за своей интонацией, их речь очень выразительна

Они часто употребляют слова, связанные со слухом и звуками: «Я вас внимательно выслушал», «Это созвучно моим мыслям», «Послушайте меня», «Прозвонил звоночек». Громкие резкие звуки аудиалов раздражают, и они могут быть очарованы, например, тембром звучания голоса партнера.
Кинестетический тип. Люди, относящиеся к нему, много внимания уделяют чувственным ощущениям. Они любят удобные вещи, а крошки в кровати могут довести их до бешенства. В своей речи кинестетики часто употребляют слова, связанные с ощущениями, перемещением, движением: «Я чувствую, что вы хотите мне передать», «Вам удалось донести это до меня», «Это будет тяжело объяснить» и т. д.

Особенности ведущей сенсорной или, как еще говорят, репрезентативной системы влияют на поведение, характер деятельности людей, на их предпочтения и общение. Нередко конфликты между партнерами возникают именно из-за несовпадения их сенсорных систем. Визуала раздражают валяющиеся в беспорядке вещи, а его партнер аудиал приходит в бешенство, услышав, как визуал фальшиво поет в душе. И муж-кинестетик, любящий комфорт, не может понять жену-визуала, которая возмущается тем, что он курит в комнате в кресле, стряхивая пепел на ковер.

Это далеко не все примеры психотипов. Но из приведенных здесь типологий уже ясно, что охватить все разнообразие проявлений индивидуальности и «упаковать» их в одну классификацию практически невозможно. Но даже частичное знание особенностей того или иного типа помогает строить отношения с окружающими и вырабатывать собственные стратегии поведения.

Триады.

Триаду образуют три типа личности. С психологической точки зрения наиболее интересны дуальные триады, т.е. такие, в которые входит одна дуальная пара, а третий член триады находится в отношениях активации с одним и зеркальных с другим членом триады. Таких триад шестнадцать:

  • Дон Кихот — Дюма — Гюго
  • Дон Кихот — Гюго — Робеспьер
  • Дон Кихот — Дюма — Робеспьер
  • Гюго — Робеспьер — Дюма
  • Жуков — Есенин — Гамлет
  • Жуков — Максим — Гамлет
  • Жуков — Есенин — Максим
  • Гамлет — Максим — Есенин
  • Наполеон — Бальзак — Джек
  • Наполеон — Джек — Драйзер
  • Наполеон — Бальзак — Драйзер
  • Джек — Драйзер — Бальзак
  • Гексли — Габен — Штирлиц
  • Гексли — Штирлиц — Достоевский
  • Гексли — Габен — Достоевский
  • Штирлиц — Достоевский — Габен.

В каждой такой триаде встречаются только дуально-активаиионно-зеркальные отношения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: