Человек действия. Основной метод сильных мира сего
Есть еще одно хорошее качество – это человек действия. Таких людей очень мало, но все они успешны и богаты. Такие люди не только говорят и через некоторое время делают. Они планируют, а затем действуют стремительно и незамедлительно. Они быстро принимают решение и сразу приступают к выполнению.
Что дает быть человеком действия? Время между идеей и реализацией становится минимальным. Пока другие собираются, составляют планы, думают, рассчитывают и мечтают, человек действия уже приступил.
Человек действия стартует раньше других и более гибок в принятии решений. Он пробует идеи, теорию или мечту, а затем смотрит на промежуточный результат. Если его не устраивает, то он меняет стратегию или отказывается от реализации. Человек действия всегда на несколько шагов впереди других.
Самоценность — что это
Это достаточно глубокое и многогранное понятие. Самоценность – это об отношениях с собой, умении ценить себя и беречь, воспринимать таким, как есть на самом деле. Прислушиваться к себе и своим желаниям, жить в гармонии со своим «Я». Любить и уважать себя не за какие-то конкретные заслуги или одобрение окружающих, а потому, что вы – человек. Уникальный и единственный, жизнь которого неповторима и бесценна.
Но мало кто осознает для себя, насколько он ценен. Мы с детства привыкли к тому, что нас постоянно оценивают, хвалят, критикуют. От нас ожидают соответствия определенным стандартам поведения. Выход за их рамки часто ведет к неодобрению или непониманию со стороны общества, родных, друзей. И мы боимся этого.
Страх не быть как все, отличаться от других отдаляет нас от себя же. Мы теряем свою ценность в собственных глазах. Перестаем себя понимать, ощущать свои желания и потребности, двигаться к целям и просто наслаждаться жизнью. Без необходимости одобрения социума.
Стремление постоянно угождать другим и соответствовать ожиданиям окружающих в ущерб своим собственным желаниям влечет за собой негативные последствия. Психические расстройства, неврозы, болезни. Иногда это может приводить к полному разрушению личности и суициду.
Самоценность напрямую связана с нашим ощущением себя. Когда человек занимается любимым делом, делает успехи, достигает новых вершин, его самоценность растет
Он чувствует свою важность, что он не зря живет, его существование делает мир лучше, а жизнь наполнена смыслом
Окружающим это тоже передается. От человека с высокой самоценностью, ощущается спокойствие, гармония, любовь к окружающим. Такой человек способен верить в себя и доверять себе. Даже когда он советуется с другими или просит помощи, он принимаем взвешенное и обдуманное решение. Ценить не только себя, но и окружающих, может только тот, у кого высокая самооценка.
Закон волшебного слова
Оказывается, волшебное слово – «НЕТ», а вовсе не «пожалуйста». Многих проблем можно избежать, если научиться отказывать людям. Не проводить время в пустом общении «из вежливости». Не давать денег в долг, когда Вам не хочется этого делать. Это куда лучше, чем страдать по поводу того, вернут или нет. Дайте то, что можете подарить, а в долг не давайте. Гёте говорил: «Хочешь потерять друга – дай ему денег в долг».
Я обнаружила интересный феномен. Когда человек аргументированно отказывает, то его самооценка повышается, возрастает уважение к себе. Люди боятся отказывать. А знаете почему? Они боятся не понравиться! А всем не угодишь. Учитесь переживать спокойно чужие негативные эмоции по поводу Вашего отказа. Если сразу сказать «НЕТ», то аргументировать отказ уже будет легче. Отказывайте легко.
Что дает чувство самоценности
Самоценность – это умение человека принимать и уважать себя независимо от того, какие ошибки были совершены им, или какие успехи (не) достигнуты. Обладающий этим качеством любит себя вне зависимости от всяческих условий и оговорок.
Когда человек с низкой самооценкой учится принимать себя, радоваться просто тому факту, что он существует на белом свете, он обретает внутренний мир. Стресс и напряжение постепенно уходят, а взамен им появляется желание заняться своими интересами и хобби. Если не торопиться и периодически давать себе прочувствовать это состояние тотального принятия себя, появляются пути выхода из тех ситуаций, которые раньше казались безнадежными
Становится легче сконцентрировать внимание на своих потребностях – сходить, наконец, к врачу или в спортзал, обсудить с любимым человеком важную тему, немного разгрузить себя от работы
Признание самоценности личности
Пытаясь понять, что такое самоценность личности выясняется, что это не просто ласковое и приятное принятие, а базовая категория, без которой невозможно здоровое существование психики. Чем меньше данного проявления у человека, тем больше у него неврозов в попытках сделать из себя что-то другое, больше тенденций к развитию психических заболеваний и соматических отклонений. Неспособность полюбить свою сущность в её первозданном виде может приводить к латентному суицидальному поведению, а как следствие этого начинается антисоциальное поведение. В итоге социальные механизмы, пытающиеся стабилизировать социум установкой рамок, только ещё больше расшатывают его устои данными ограничениями.
Самоценность жизни была признана автоматически после нескольких войн и тотальных смертей, потрясших всё человечество. Чем больше люди сталкивались с массовыми убийствами и смотрели на последствия, тем больше понимали, что никакие изменения не стоят человеческой жизни. Именно она была признана, как главная и нерушимая ценность, каким бы источниками в регулировании правовых или духовных аспектов не руководствовались и какие бы институты не ставили под вопрос данный момент.
Во всех религиозных конфессиях, во всех законодательных актах первое и самое неприкосновенное – это человеческая жизнь. Такое понимание общечеловеческое, но не уделяется достаточного принятия тому, кто как эту жизнь реализует, как предстает в этом мире. Получается, что ценность жизни есть, а ценность личности, её самобытности и природности нет.
Самоценность личности сейчас требует такого же однозначного признания, как самоценность жизни. Это неотъемлемое право каждого существовать и существовать, так как он может. Как ценность жизни априори регулируется высшими законами, так и её личностные и характерологические особенности должны быть в первозданном виде.
Самоценность – это то, что стоит не только пассивно принимать, но требуется и активно отстаивать. Например, нельзя путать данное понятие с эгоизмом, потому что эгоистичность проявлений всегда упирается в требования от другого, показывать определённую внутреннюю недостаточность, в то время как самоценность наполнена и гармонична. В сущности, после принятия самоценности собственной и окружающих, если бы это было в рамках утопичной концепции и произошло со всеми и одновременно, то войны и претензии на земле прекратились бы. Рухнула бы целая экономическая система по переделыванию людей, зато наступило ощущение гармоничности и в каждом уголке люди смогли бы чувствовать себя в такой же защищённости, как дома, где все родные и наполняют только любовью.
Признание самоценности на юридическом уровне позволит создавать общество, основанное на честном и открытом взаимодействии. Вокруг одной личности с чётко признанной своей ценностью складываются не только гармоничные и глубокие личные отношения, но также высокий уровень профессионализма и осознанности в жизненном подходе. Это даёт множественные внутренние опоры, даже когда человек готов сдаться. Так, когда личность с низкой самоценностью пытается решить какой-то вопрос она может пренебрегать важными моментами, точно также как обычно пренебрегает собой, личность же гармоничная, ценящая и окружающих и свои проявления не будет искать тупое решение ситуаций, а будет предлагать оптимальные, гармоничные пути для всех.
Система ценностей
У людей, которые не осознают своей ценности, она очень расплывчата. Первое, что нужно сделать – исследовать, что для вас действительно является важным, разработкой своего мировоззрения. Постарайтесь определить, что для вас является приемлемым, а что – нет. Конечно, это ни в коем случае не означает что нужно пытаться каждого встречного-поперечного учить жизни.
Разработка собственной системы ценностей поможет отстроить свой духовный стержень, найти собственную опору в жизни. Вы сможете понять, на что ориентироваться при выборе друзей, какая жена (или какой муж) вам подойдет, какие решения на жизненном пути будут верными.
Виды самооценки в психологии
Самооценка и её виды: адекватная, неадекватная, смешанная. Неадекватная делится ещё на две категории – заниженная и завышенная. Адекватность оценки своей личности выражается в представлении о себе, максимально приближённом к реальности. Причём она может быть и отрицательной. К примеру, преступник или тиран, осознающий степень своих злодеяний, может обладать адекватной самооценкой. Такое самосознание влияет на поведение человека в обществе и наедине с собой:
️ Человек трезво оценивает соотношение желаний и возможностей.
️ Способен ставить пред собой реализуемые цели.
️ Обладает критическим взглядом на свою личность.
️ Стремится предугадать последствия от своих действий.
️ Для него важны окружающие.
️ Человек оценивает мнение других адекватно.
️ Совершая поступки, опирается на собственные представления об их пользе или вреде.
Неадекватность проявляется в двух крайних степенях: низкой и высокой. Речь идёт именно о большом перепаде и удалении от «золотой середины». Нормальная самооценка имеет свойство колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от обстоятельств или настроения, но лишь достижение критических отметок говорит о неадекватных показателях.
Виды самооценок: заниженная и завышенная и их признаки:
️ Бытует мнение, что слишком высокая самооценка лучше, чем слишком низкая, но это не совсем так. Такие люди бывают крайне неприятны в общении, эгоцентричны и заносчивы. Им, возможно, комфортно в своей атмосфере, но окружающие в большинстве стремятся избегать общения с подобными неадекватными людьми, либо признают их превосходство, попадают под их влияние. И это, как правило, случается с противоположностями – теми, кто имеет низкую оценку своих качеств.
️ Слишком низкая оценка себя тоже способна превращать людей в эгоистов. Но происходит это из-за того, что человек настолько погружен в свои переживания, что страдания окружающих не имеют для него ценности и кажутся незначительными. Например, мать с заниженной самооценкой, страдающая от комплекса неполноценности, не замечает проблем своих детей и не может быть для них настоящей опорой в жизни. В таких семьях порой происходит обмен ролями – родители проявляют инфантильность, а дети вынуждены брать на себя чрезмерную ответственность.
1. Неадекватная самооценка
Неадекватно заниженная самооценка является следствием психологического давления. Подобная реакция возникает, когда человека сравнивают с кем-то ещё, подчёркивая его недостатки и никчёмность. Часто объектом давления становятся дети, которые несут это бремя во взрослую жизнь, и люди с ранимой психикой, подверженные внушению. Например, жертвы домашней тирании тоже страдают от заниженной неадекватной оценки своих качеств и возможностей.
Характеристика неадекватной самооценки заключается в определении её по шкале, к примеру, от одного до девяти. В данном случае минимальный уровень (1-3) – показатель чрезмерно низкой, а максимальный (7-9) – слишком высокой самооценки, а 4-6 баллов – нормальное, адекватное восприятие себя. В этих границах находятся все люди. Неадекватная самооценка в психологии – совокупность искажённых выводов о своих возможностях и способностях. Формируется под давлением социума.
2. Адекватная самооценка
Адекватная самооценка — это в психологии комплекс наблюдений и последующих выводов о своей личности, наиболее приближённый к реальному положению вещей, с точки зрения общества.
Адекватная самооценка, характеристика человека, обладающего набором неискажённых представлений о себе:
️ Способен адекватно воспринимать критику.
️ Стремится к саморазвитию.
️ Реально оценивается свои возможности.
️ Ставит достижимые, с его точки зрения цели.
️ Стремится к увеличению своих возможностей.
️ Экономит силы и энергию.
️ Не подвержен влиянию со стороны.
️ Им трудно манипулировать.
️ Уважает мнение других.
️ Понимает природу своих поступков и мотивов.
️ Эмоционально устойчив.
3. Смешанная самооценка
Это понятие характеризует людей, наделённых противоположными чертами в одной личности. Например, интеллектуал, учёный, даже гений в своей области имеет завышенную самооценку в своей области, а в обычной жизни страдает от комплекса неполноценности.
Такое явление встречается в среде людей, жизнь которых подчинена одной цели, и они с детства отдают все силы, совершенствуясь в этом направлении, оставляя без внимания другие стороны жизни. Это спортсмены, танцовщики, программисты и прочие. Люди могут обладать выдающимися способностями, но иметь однобокое развитие и самооценку, которая резко колеблется то в одну, то в другую сторону, в зависимости от обстоятельств.
Полезные техники и упражнения
Чтобы достичь высокого уровня самоценности и познать себя, стоит постоянно упражняться и работать над собой. Ниже приведем несколько полезных практик, которые помогут вам в этом.
- Вспомните ощущения, которые у вас возникли в каком-то неприятном конфликте. Напишите о том, что вы чувствуете в этот момент, и кого вы считаете виноватым в этом. Возможно, вам больно, вы смущены или в отчаянии.
- А теперь подумайте, почему у вас возникли такие эмоции, могли бы они поменяться с другим жизненным опытом. Опишите, чтобы вы могли почувствовать и считаете вы правильным то, как отреагировали.
- Напишите, какая реакция была у вас, и какие действия. Насколько тяжело вам далось это решение. Попытайтесь отнестись с пониманием к себе и к своему выбору в той ситуации.
- Подумайте, необходимо ли вам, чтобы вас поддерживали во время анализа. Чей совет вам бы пригодился, чтобы это было и в какой форме. Теперь попробуйте обратиться к этому человеку.
Вы можете попробовать и телесные методики. Они также помогут в этом нелегком деле. Например, сделайте разминку и немного пройдитесь. При этом в ногах должна ощущается тяжесть, будто ваши ноги приклеились к поверхности. Потом ощутите, что вы крепко стоите. Ощущайте свое тело, его движения, дыхание. Такую технику можно пробовать постоянно. Со временем ощущение устойчивости и чувства уверенности в себе будет расти и увеличиваться.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?
Социальные факторы
Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»
Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:
- несправедливые или чрезмерные наказания;
- необоснованная и слишком частая похвала;
- постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
- положение «царька» в семье или любимчика в школе;
- подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.
Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.
Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно
Личностные факторы
На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.
Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.
- Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
- Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
- Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.
То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».
Уровень притязаний
Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.
Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.
Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.
Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.
Оценка личности против самоценности
Ребенок рождается, имея самоценность, любя себя и мир. Об этом психологам известно из опытов погружения клиентов в трансовое, гипнотическое или иное измененное состояние сознания, в котором удавалось воскресить в памяти очень ранние воспоминания. Все люди описывают первые годы своей жизни (от рождения примерно до трех лет) как невероятно прекрасные и чудесные, когда они чувствовали внутри себя и вокруг настоящую бесконечную любовь.
Настоящая, безоценочная любовь – большая редкость… Хоть люди и говорят друг другу: «Я люблю тебя! Спасибо, что ты есть!», они ждут от любимых, что те будут соответствовать их идеалу, требованиям, просьбам, что будут доказывать на словах и на деле, что достойны любви и любят.
Никто не готов любить человека просто так, за то, что он такой, какой есть. Рано или поздно в другом начинают раздражать «изюминки» и злить «тараканы в голове».
Необходимость доказывать и добиваться любви и уважения, на самом деле, привычка, сформированная еще в детстве. Ребенок быстро понимает связь между оценкой «Ты хороший!» и любовью: «Когда мама говорит, что я хороший, она меня любит!».
А когда мама дает ребенку оценки «хороший», «самый лучший», «дорогой», «любимый»? Когда ребенок слушается ее бесприкословно, выполняет все требования и просьбы безропотно. Очень редко когда матери говорят, что любят своих детей просто так, вне зависимости от того что они делают, говорят, как себя ведут, как выглядят, какие оценки приносят в своих дневниках и так далее.
Вот и получаются три ошибочных стереотипа:
- Ценность и самоценность нужно заслужить.
- Любят того, кто лучше всех; того, кто хорош собой, умен, талантлив, богат и так далее.
- Быть собой, индивидуальным и уникальным опасно. Ведь чтобы кто-то любил, нужно соответствовать, подстраиваться под ожидания этого человека (мамы, папы, жены/мужа, начальника и так далее) и в целом под требования социума!
Функции
Способность к самооценке и потребность в оценивании своих качеств заложена в природу человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в социуме, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.
Можно выделить такие основные функции самооценки:
регуляторнаязащитнаяотражающаяразвивающаяэмоциональная
Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как ему повести себя в той или иной ситуации — сделать или не сделать, согласиться или отказаться.
Защитная функция характерна для адекватной и завышенной самооценок. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств она позволяет пережить ситуацию без серьёзных потерь, не даёт опускать руки и терять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не срабатывает.
Отражающая функция отображает отношение человека к самому себе. Она реалистически показывает, как индивидуум относится к своим поступкам, способствует адекватной оценке собственных действий.
Развивающая функция не позволяет останавливаться на достигнутом. Она стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости получать новые знания и навыки.
Эмоциональная функция занимает особое место. Именно она отвечает за степень удовлетворённости собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.
Помимо перечисленных можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптационную, помогающую приспособиться к внешним обстоятельствам; корригирующую, выполняющую контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальную, заставляющую прекратить действия в случае их нежелательного развития, и некоторые другие.
Формирование самоценности
Самоценность – не врожденное качество. Оно формируется в нас по мере формирования личности и может меняться на протяжении всей жизни. Наибольшее влияние на восприятие человеком самого себя имеют родители или тот, кто его воспитывал.
Самоценность, или образ собственного «Я» (Я-образ), ребенка формируется в первые несколько лет его жизни. И то, как к нему относились родители в этот период, отражается на всей его жизни.
Когда ребенок с детства окружен любовью, его ошибки принимают и поддерживают рост его личности, то он вырастет человеком, у которого высокое самоуважение
Он глубоко уважает себя и других, знает о собственной важности и ценности в этом мире
Все происходит наоборот, когда детство человека прошло не так радостно
Когда ребенка постоянно сравнивают, обращают внимание на его ошибкам, что он хуже других и не дотягивает до их уровня, у него развивается негативное восприятие своего образа
Оскорбление, насилие, унижения также глубоко ранят нежную душу ребенка и убивают его самооценку. При этом такое отношение не всегда может быть проявлением сильной жестокости. Иногда, даже несколько слов сказанных в ярости могут глубоко ранить ребенка и сильно повлиять на его личность.
Равнодушие, холодность и поверхностное отношение также отражается на «Я-образе» ребенка. Личность, которая с этим столкнулась, чувствует себя неполноценной, слишком критически к себе относится и считает себя неудачником. У него нет веры, что он достоин лучшего.
Не обязательно, что родители вообще не смотрели за ребенком. Они могли полностью закрывать его потребности в еде, обучении, финансах и других материальных аспектах. Но без открытого, эмоционального общения по душам.