Детские психологические травмы: что это простыми словами. как избавиться?

Симптомы и признаки

Разные люди по-разному реагируют на эмоциональное давление. Поэтому единственно верных и правильных реакций на стресс не существует. Клиническая картина сильно отличается в зависимости от обстоятельств травмы и личностных особенностей пациента.

Важно понимать, что единственно верной реакции не существует, все неприятные эмоции, возникающие после травмы – это нормально, это индивидуальный ответ организма на стресс. Выделяют такие симптомы в эмоциональной сфере:

Выделяют такие симптомы в эмоциональной сфере:

  • Потеря веры в себя или в справедливость окружающего мира.
  • Шок и отвержение.
  • Попытки отгородиться от окружающих.
  • Ярость, злость, раздражение.
  • Немотивированные скачки настроения.
  • Чувство вины, стыда, попытка принять вину на себя.
  • Растерянность.
  • Снижение когнитивных функций, невнимательность, нарушенная концентрация.
  • Немотивированные страх и тревога.

Также у психологической травмы есть физические проявления:

  • Бессонница, нарушение сна. Частые кошмары. Возможна повышенная сонливость.
  • Учащенное сердцебиение, дискомфорт в области сердца.
  • Боли различной интенсивности и локализации, не связанные с имеющимися соматическими заболеваниями.
  • Хроническая усталость, утомляемость даже от легких дел.
  • Постоянное напряжение в мышцах.
  • Тремор, неаккуратность, нарушение координации.

Все эти симптомы продолжаются от нескольких дней до нескольких месяцев. Они постепенно утихают вместе с проработкой травмы. Особенность эмоциональной травмы в том, что даже когда кажется, что все прошло, неприятные воспоминания могут всплывать и вызывать ретравматизацию.

Пациентам и их близких важно понимать, что горе – это естественная реакция на психологическую травму. Нужно разрешить себе испытывать неприятные чувства и перестать винить себя

То же нужно сделать близким, поддержка окружающих очень важна при лечении.

Наши врачи

Мирзоева Анна Игоревна
Врач — психиатр, психотерапевт
Стаж 18 лет
Записаться на прием

Ластовкина Валерия Валерьевна
Врач психиатр
Стаж 2 года
Записаться на прием

Мясникова Любовь Константиновна
Врач — психиатр, психотерапевт, специалист по психосоматическим расстройствам
Стаж 16 лет
Записаться на прием

Богданова Наталия Ивановна
Врач психиатр, психотерапевт
Стаж 18 лет
Записаться на прием

Сейку Юрий Викторович
Врач — психиатр, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 45 лет
Записаться на прием

Поводы для обращения к врачу

Восстановление может потребовать некоторое время. Количество времени – индивидуально и зависит только от личностных особенностей самого пациента. Есть случаи, в которых без помощи специалиста не справиться. К ним относятся:

  • Неприятные ощущения не проходят в течение нескольких месяцев, отрицательные эмоции не утихают со временем.
  • Эмоциональное подавленное состояние влияет на работу и отношения в семье.
  • Возникает страх близости, из-за чего рушатся отношения с окружающими.
  • Наблюдаются физические симптомы.
  • Наблюдается реакция избегания: пациент сознательно или бессознательно сторонится дел и ситуаций, которые напоминают о событиях травмы.
  • Пациент использует алкоголь, курение или наркотики, чтобы избавиться от гнетущих эмоций.

В процессе лечения специалист предлагает снова столкнуться с событиями травмы и окончательно их проработать. Лечение занимает некоторое время. К сожалению, избавиться от неприятных ощущений самому «усилием воли» нельзя. Помогут только время и работа со специалистом. Терапия проходит в несколько этапов:

  • Проработка травматичных воспоминаний, чувств, эмоций.
  • Проработка физических симптомов, обучение контролю над физической реакцией на стресс.
  • Обучение эмоциональному контролю.
  • В ряде случаев необходимым является подключение психофармакотерапии. При этом назначаются мягкие, «щадящие» препараты, которые не оказывают отрицательного влияния на повседневное функционирование и не снижают работоспособность, к которым не формируется «привыкание» и не развивается «синдрома зависимости». Наши специалисты подробно обсудят с пациентом все возможные нежелательные эффекты, которые могут возникнуть и учтут индивидуальные особенности и предпочтения пациента.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • Паническое расстройство

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: , при которой персона просто боится человеческого сообщества. Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера , которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Определение противоправных действий

Побои — разновидность противоправных деяний, в результате которых человеку наносятся удары разной степени интенсивности. При этом происходит причинение вреда здоровью, степень вреда зависит от интенсивности ударов.

Преступное деяние имеет множество классификаций, связанных с местом совершения, особенностями ситуации, степенью тяжести. Например, побои могут быть телесными, совершенные одним человеком или группой лиц, со свидетелями и без. Каждая классификация имеет свои особенности.

Подобное преступное деяние оставляет следы на теле и причиняет физическую боль пострадавшему именно действиями преступника (удары, толчки), а не последствиями от полученных травм.

Классификация по степени тяжести

Степень тяжести — признак, по которому можно охарактеризовать ущерб, причиненный здоровью и период полной или частичной утраты трудоспособности. По степени тяжести побои подразделяют на:

  • легкая степени тяжести — разновидность телесных повреждений, после нанесения которых расстройство здоровья было кратковременным, сроком до 21 дня;
  • средняя степени тяжести — разновидность телесных повреждений, при которых расстройство здоровья затягивается дольше 21 дня, при этом человек не может выполнять трудовые функции, трудоспособность отсутствует;
  • тяжелая степень — нанесен значительный вред здоровью, расстройство здоровья длится свыше 4-х недель, человек полностью утрачивает работоспособность на этот период.

Обязательно ознакомьтесь со статьей о том, что из себя представляет снятие побоев и как снять их правильно(!)

Также важно знать:

  • В какие сроки это нужно сделать?
  • Какие доказательства помимо мед.заключения можно использовать? Подробности тут.
  • И что делать, если вы снимаете побои через несколько дней после их нанесения.

Проявления психологической травмы

Как понять, что имеет место быть некоторое нарушение эмоционального равновесия? Могут ли определенные особенности поведения сигнализировать о том, что с индивидом происходит что-то нехорошее? Даже при небольшой психологической травме состояние обязательно меняется. Это бросается в глаза окружающим, поскольку человек боится многих вещей и ведет себя не вполне адекватно ситуации. Психологическая травма накладывает отпечаток на поведение.

Угнетенное состояние

Психологическая травма обычно выражается в состоянии подавленности и тревожности. Иногда проявляется и агрессия, переходящая в самообвинение. Угнетенное состояние обусловлено неспособностью испытывать положительные эмоции, видеть в собственном существовании что-то по-настоящему ценное и привлекательное. Такое состояние проявляется постоянным ожиданием от жизни перемен в худшую сторону, даже если в действительности нет никаких предпосылок так думать. Чем сильнее человек зацикливается на своей проблеме, тем больше он переживает по поводу случившегося. Ощущение безысходности – тоже яркий признак травмы. Личность утрачивает способность мыслить конструктивно, избегает всяческого анализа произошедших с ним событий. Чувство подавленности, как правило, преследует еще очень долго, мешает построению крепких и доверительных отношений с окружающими людьми.

Страхи и сомнения

Имея какую-либо психологическую травму, становится невозможно сохранять позитивный настрой. Со всех сторон начинают одолевать страхи и сомнения. Человек начинает страшиться будущего, оно представляется ему в самых темных тонах. Сама травма, к сожалению, не исчезает со временем, а становится все более глубокой и обширной. Просто притупляется душевная боль, поскольку личность загоняет глубоко в подсознание собственные переживания по поводу случившегося. Освободиться от страхов не так легко. Сомнения могут продолжать мучить на протяжении длительного периода времени. Психологическая травма – вещь очень коварная, лишает личность покоя и стремления к самосовершенствованию.

Утраченное чувство доверия

Пережив психологическую травму, человек начинает с подозрением относиться ко всему новому. Ему начинает казаться, что от жизни не следует ждать ничего хорошего, поскольку впереди все равно одно только разочарование. Такой подход к жизни у него закрепляется на неопределенное время. Он просто не может учиться чему-то новому, радоваться предстоящим встречам с друзьями. Утраченное чувство доверия – одна из самых главных проблем, которая имеет место быть при психологической травме. Здесь просто не обойтись без квалифицированной помощи специалистов. Ведь чаще всего, людям не удается самостоятельно справиться с проблемой. Индивид может долго мучиться от собственных переживаний, разворачивать у себя в голове многочисленные планы по избавлению от страхов, но при этом ему не становится легче.

Постоянные неврозы

Психологическая травма всегда сопровождается неврозами. Невротические расстройства помогают на время отгородиться от сильных переживаний, которые могут замучить своими проявлениями. Но в них заключена и большая опасность: личность порой не может расслабиться, преодолеть многочисленные сомнения и не знает, на что направлять собственные усилия. Часто начинаются проблемы со сном и пропадает здоровый аппетит. Личность постоянно концентрируется на негативной стороне жизни и не замечает никаких положительных изменений. Если неврозы будут присутствовать в нашей жизни достаточно долго, то велика вероятность постоянно находиться в стрессе.

Сильные переживания

Человеку кажется, что произошедшие в прошлом события могут повториться в будущем. Он даже ждет их появления, чтобы отреагировать по-новому, не так, как это произошло с ним в первый раз. Постоянные мысли о негативных проявлениях на самом деле значительно истощают нервную систему. Порой душевные переживания настолько сильны, что пропадает способность ясно мыслить и принимать ответственные решения. Личность сосредоточивается только на своих безрадостных ощущениях и не видит никакого выхода из сложившейся ситуации. Это весьма печально, особенно, когда индивид перестает развиваться, ни к чему не стремится.

Вопреки разуму

Страх — скорее подарок природы, чем наказание. Это тот инструмент, который помог нашим далеким предкам выжить в дикой природе. Именно страх заставлял их быть внимательными, собранными и аккуратными

Здоровый, мобилизующий, он сигнализирует: «Осторожно! Опасно!» Этот страх контролируем. При необходимости его можно преодолеть с помощью разума, воли или эмоций

В экстремальной или просто незнакомой ситуации мы себе говорим: «Соберись, тряпка!» — и действуем так, как подсказывает опыт и голос рассудка. Между тем, согласно исследованиям Кэролла Изарда

, проведенным в 1971 году, страх — именно та эмоция, которую люди меньше всего хотели бы переживать. Тем не менее страх сопровождает нас всю жизнь и лежит в основе гораздо более сложного и социально обусловленного чувства тревоги, которая, помимо страха, базируется еще и на чувстве вины, стыда и целом калейдоскопе других эмоций. Помимо мобилизующего, есть еще страх парализующий. Его порождает более сложный спектр эмоций, чем просто боязнь за собственную жизнь. Он социальнее по своей природе, и именно он, в силу своей сложности, чаще всего приводит к образованию фобий — бесконтрольного, немотивированного страха. Это может быть боязнь грозы, темноты или красных резиновых сапог. Проявления страха — беспокойство, сердцебиение, испарина и дикий выброс адреналина — нередко возникают даже в отсутствие самого стимула: достаточно лишь о нем подумать. Большинство современных психологических школ выводят фобические страхи из детства. Если для того, чтобы заполучить фобию в зрелом возрасте, необходимо пережить действительно жесткий стресс, то в младенчестве, когда ребенок открыт всему, приобрести такой «подарок» довольно просто. Причем фобия может развиться в отношении даже самого безобидного явления или существа. Не обязательно это кто-то действительно страшный, как Баба-яга. Это доказал американский психологБеррес Скиннер , поставив в начале прошлого века эксперимент по искусственному воспитанию фобии. Восьмимесячному ребенку показывали кролика и одновременно роняли металлический поднос вне поля его зрения. Если до опыта зверь вызывал у малыша живой интерес, то после него — только слезы и истерику. Кролик стал для младенца символом дискомфорта и страха. Надо отдать должное экспериментатору: он не только привил испытуемому фобию, но и впоследствии излечил ее. Страхи, идущие из детства, — это память об опасности, реальной или, в большинстве случаев, мнимой или воображаемой. Многие из них базируются на ошибочной интерпретации событий и в таком же иррациональном виде сопровождают нас всю жизнь. Во многом здесь есть вина взрослых, постоянно ставящих на пути между ребенком и миром сложную систему запретов и правил. «Разве нормальный ребенок не заинтересован в познании мира посредством проб и ошибок, следуя своему любопытству, — пишет в своей книге „Открытие бытия“ американский психологРолло Мэй . — И если вы будете чинить ему препятствия в удовлетворении этих потребностей, получите только травматическую реакцию»

Он подчеркивает: любопытство к миру в определенном возрасте является гораздо более важной потребностью, чем желание безопасности, во многом переоцененное психологами. Детский страх может закрепиться и перерасти в фобию «благодаря» действиям родителей, которые не умеют или не хотят разделить чувства ребенка

Они убеждают его, что ничего страшного не происходит, могут злиться, ругать малыша или действовать от противного — сунуть в руку паука или столкнуть с надувного матраса, чтобы научить плавать. Подобные поступки, как правило, и приводят к формированию фобии. «Иногда родители транслируют ребенку собственные страхи: например, переходя улицу и ведя за руку малыша, мать при виде машин, которых она опасается, может инстинктивно сжать его ладонь — и это тоже может повлиять на возникновение страха», — комментирует аналитический психолог Жанна Сергеева.

Работа со взрослыми, пережившими детскую психологическую травму

Часто к специалисту обращаются взрослые люди с разными симптомами, причиной которых при глубокой психотерапевтической работе оказываются полученные в раннем детстве психотравмы. В этом случае также возможна их проработка и, благодаря этому, повышение качества дальнейшей жизни человека.

  • Техника пустого стула. Психотерапевт предлагает пациенту представить, что на пустом стуле напротив него сидит значимый для него человек, с которым связаны психотравмирующие события. Так человек может высказать свои эмоции и чувства, тем самым поработав с собственной травмой. Ему также предлагается сесть на этот пустой стул и побыть тем самым человеком, ответить на свои вопросы от его лица, попытаться объяснить свое поведение. Эта техника помогает человеку заново пережить все события, но под контролем психотерапевта, который вовремя сможет направить течение ситуации в менее травмирующее русло.
  • Схематическая терапия. С помощью таких методов, как диалоги, ролевые игры, ведение дневников и обучение поведенческим навыкам психотерапевт изменяет схему восприятия человеком самого себя, помогает преодолеть страхи и корректирует стремление пациента к избеганию неприятных ситуаций.
  • Десенсибилизация и переработка движением глаз. Это специальная техника, помогающая избавиться от привычной реакции пациента на психотравму. Суть метода заключается в том, что человек, наблюдая глазами за некоторыми движущимися предметами, пытается сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, связанных с травмой. При этом включается работа обоих полушарий головного мозга одновременно, в результате чего болезненные воспоминания становятся менее травмирующими.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов. Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей. Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности. На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

Оценка статьи:

Многократная утрата.

Есть привязанность к взрослому, но она прерывается, (утрата, госпитализация, раннее отправление в детский сад, частое разлучение со значимым взрослым). Или ситуация, когда доминантным лицом является не мама, а няня. При этом мама считает, что воспитывать и растить ребенка должна няня, а любить ребенок должен ее, (маму). В таких случаях, мама раз за разом увольняет няню, как только ребенок к ней привязывается и нанимает новую, которую постигнет та же участь, как только она с трудом выстроит доверительный контакт с ребенком и ребенок к ней привяжется. Ребенок, выросший в таких условиях ставит крест на избирательности — «нет никакого постоянства, есть функция» и в дальнейшей жизни относится к людям, как к функциям — «нет незаменимых», что позволяет пользоваться людьми. Компенсаторно развивается обаяние, позволяющее получать «с миру по нитке — голому рубаха», а в худшем случае развиваются признаки социопатии. Такой человек не может принять любовь других людей, т.к. у него сформирована диффузная привязанность.

Что делать при ранении спины?

Если повреждена задняя часть грудной клетки и область легких, надо действовать немедленно и четко. Рана, которая находиться в центральной части спины, может свидетельствовать о повреждении спинного мозга, поэтому у человека можно наблюдать паралич и онемение всего тела. Первая помощь при ножевом ранении заключается в следующих действиях:

Пострадавшего необходимо уложить на живот, если предмет находиться внутри раны, то его не стоит доставать, если предмета нет, то желательно остановить кровь

Важно не допустить инфицирование раны, так как это может в будущем привести к менингиту, поэтому края раны необходимо будет закрыть. Требуется дождаться скорой помощи

Все действия следует проводить четко и без паники, если пострадавший находиться в сознании, то следует с ним разговаривать и отвлекать до приезда врачей.

Стадии переживания психотравмы

Можно выделить 5 этапов переживания психологической травмы детьми:

  1. Отрицание. Ребенок в шоке, он не готов принимать то, что с ним происходит в данный момент, поэтому его психика пытается защититься. Например, малыш отказывается верить, что мама не хочет его замечать из-за какого-то проступка.
  2. Гнев. Кроха видит, что то, что произошло – вполне реально. Он не согласен, сердится и злится, может даже крушить и ломать все вокруг. Если ситуация не меняется и мама по-прежнему его игнорирует, то после эмоционального выплеска происходит переход на следующую стадию.
  3. Торг. Малыш пытается договориться: «Мама, я буду хорошим», «Мама, пожалуйста, поговори со мной, а я все исправлю». Если мама остается непреклонной, ребенок начинает по-настоящему горевать.
  4. Горе. Малыш плачет и рыдает, осознавая, что былых отношений уже не вернуть.
  5. Принятие. Малыш учится жить с тем, что отношения с мамой изменились и уже не будут прежними.

Правила определения причиненного вреда

Установление степени тяжести проводится с помощью судебно-медицинской экспертизы

Важность процедуры заключается в общей оценке вреда, нанесенного потерпевшему и влиянии результатов на вынесение наказания лицу, совершившему преступное деяние

При определении степени тяжести в ходе судебно-медицинской экспертизы соблюдаются правила:

  1. проведение процедуры возлагается на судебно-медицинского эксперта или врача, приглашенного на роль эксперта.
  2. Основание для проведения — официальное постановление прокурора либо определение суда.
  3. Место проведения — амбулатория Бюро МСЭ, лечебное заведение, помещение суда.
  4. Определение тяжести побоев устанавливается при обследовании пострадавшего.

В редких ситуациях допускается определение тяжести телесных повреждений на основании данных из медицинской карты, без обследования потерпевшего. При этом медицинская карта должна содержать максимально подробную и достоверную информацию о травмах и повреждениях.

Для установления степени тяжести ведущую роль играют показатели:

  • уровень опасности для здоровья и жизни;
  • продолжительность периода, в течение которого нарушена трудоспособность;
  • полное нарушение адекватного функционирования органа, либо утрата самого органа;
  • прерывание беременности на разных сроках;
  • обезображивание лицевой части;
  • появление стойких психических расстройств;
  • утрата зрения либо слуха, речи.

Для установления степени тяжести побоев достаточно одного признака. Если имеет место присутствие 2-х и более признаков, за основу берут тот, который соответствует максимальной степени тяжести для здоровья.

Важно помнить: побои, даже легкие — запрещенное законом деяние, за совершение которого последует ответственность, от штрафа до реального лишения свободы. Человек, пострадавший от побоев, должен незамедлительно обращаться в правоохранительные органы, умалчивать о подобных ситуациях нельзя

Какая ответственность по УК РФ предусмотрена за побои? И другие нюансы, которые помогут вам лучше разобраться в предусмотренных наказаниях:

  1. Классификация побоев.
  2. Что такое побои легкой степени тяжести и какая ответственность предусмотрена за них?
  3. Что такое побои средней степени тяжести и ответственность за них.
  4. И самое строгое наказание будет за нанесения тяжкого вреда здоровью.

Также, в каком случае ответственность будет административная (по КоАП РФ) и когда в виде наказания будет назначен только штраф?

Что делать, если повреждена сердечная мышца?

Правильная первая помощь при ножевых и огнестрельных ранениях дает шанс пострадавшему на жизнь. Даже при серьезных ранениях в область сердца, человек может выжить, но только если люди, которые оказались рядом с ним, правильно действуют.

Ранение в области сердца очень опасное, поэтому сразу стоит человеку обеспечить полный покой, он не должен шевелиться. Не надо пытаться достать предмет, который торчит из раны, потому что таким образом можно сделать только хуже. Желательно предмет зафиксировать в ране, для этого идеально подойдет лейкопластырь или бинт.

В случае, если предмет извлечен из раны, то стоит пальцем постараться зажать отверстие, из которого течет кровь. Затем все действия должны проводиться медицинским персоналом.

Лечение

В медицине имеется классификация ран (раны всех видов были описаны выше). Учитывая сложное строение дна и краев раны, обязательное присутствие патогенной флоры, загрязнение раневой поверхности инородными телами и высокий риск инфицирования, лечение ушибленной раны – это достаточно сложная задача.

Лечением таких ран занимаются хирурги или травматологи. Перечислим основные принципы лечения:

  1. Первичная хирургическая обработка: промывание растворами антисептиков, удаление инородных тел, омертвевших участков тканей, рваных лоскутов кожи.
  2. Наложение хирургических швов. Швы необходимы для остановки кровотечения из крупных сосудов, а также для достижения лучшего косметического эффекта при заживлении. Поэтому если есть возможность свести края раны, хирурги стараются это сделать.
  3. Назначение антибактериальных препаратов. Чаще всего при небольших повреждениях и хорошей хирургической обработке можно обойтись либо совсем без антибиотиков, либо ограничиться местным применением. Однако при обширных раневых поверхностях, глубоких травмах и сильном загрязнении раны целесообразно назначить антибактериальные препараты для приема внутрь.
  4. Введение антистолбнячной сыворотки. Это специальный иммунологический препарат, предназначенный для профилактики развития столбняка – серьезной бактериальной инфекции. Дело в том, что споры столбнячной бактерии в большом количестве находятся в земле и загрязненных ею предметах. При первичном загрязнении раны споры могут попасть на поврежденные ткани и вызвать поражение столбняком.

  1. Обработка раны

Далее пациенту рекомендуют посещения перевязочного кабинета, где медсестра будет каждые 1-2 дня обрабатывать рану и делать перевязки.

Скорость заживления ушибленных ран напрямую зависит от обширности и глубины раны, быстроты и качества первичной хирургической обработки раны, инфицированности раны, послеоперационного ухода.

Немало зависит и от индивидуальных особенностей и способности к регенерации ткани у конкретного пациента. Процессы заживления медленнее происходят у пожилых людей, пациентов с сахарным диабетом, ослабленных людей и лиц с нарушениями иммунного статуса.

Обширные ушибленные раны заживают достаточно сложно, с образованием грубых рубцов и дефектов кожи

Именно поэтому очень важно максимально быстро провести хирургическую обработку раны и тщательно следить за раной в период заживления

Жизнестойкость на страже здоровья

Говорила мне мама: «Не ходи работать психологом, а то будешь всё воспринимать слишком близко к сердцу». Мамы — они такие, всё знают наперед. Как же тут не принимать близко к сердцу, когда я слышу по нескольку раз в день истории о жестокости, пренебрежении, насилии, непонимании, ненависти к себе, неудачах, расставаниях, травле, смертях и болезнях… Я знаю, что мое представление о человечестве сильно искажено обилием таких историй, но иногда начинает казаться, что в мире столько жестокости, что всем психологам, врачам, педагогам и духовным деятелям мира никогда с ней не справиться.

Я всегда настороже в отношении своего профессионального выгорания, потому что иногда вера в собственные силы гаснет под напором человеческого страдания. Специалисты помогающих профессий находят для себя разные противоядия выгоранию. Для меня, например, это личная терапия, супервизия с более опытными мастерами, интервизионные группы с коллегами, йога, велосипед, уединение, творчество, общение с ребенком.

Я об этом пишу не только, чтобы похвастаться, но и чтобы поделиться опытом.

В английском языке есть слово resilience, которое означает сразу три умения:

  • выдерживать большие нагрузки, прежде чем кончатся силы;
  • оставаться работоспособным и эмоционально стабильным даже под воздействием сильного стресса;
  • быстро восстанавливаться после испытаний на прочность.

Хорошая новость в том, что этой стойкости (ее иногда называют в академических кругах резильентностью) можно и нужно учиться. Это не врожденная черта, которая либо есть, либо ее нет. И именно она способствует восстановлению и исцелению даже после столкновения с неблагоприятным детским опытом.

Можно сравнить формирование жизнестойкости с обучением игре на музыкальном инструменте: если вы один раз в жизни потратите час на гаммы, то вряд ли научитесь играть симфонию Баха. Но если будете посвящать хотя бы 15 минут в день практике, то спустя какое-то время пальцы сами научатся создавать эту красоту. Так и с психическим здоровьем: маленькие, но регулярные шаги способны творить чудеса.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Заключение

Все витальные, травмы, (голод, насилие, угроза жизни), оставляют след в психике человека на десятилетия вперед. Травма привязанности — это тоже витальная травма. Поэтому говоря о привязанности, мы говорим про незаменимость и грандиозную уязвимость, т.к. возможность развития напрямую связана не с обстоятельствами, а с человеком и именно привязанность является необходимым для развития условием. Ребенок может быть счастлив в трущебе и чрезвычайно несчастлив на Рублевке, Здоровое развитие зависит не от количества игрушек, поездок на дорогие курорты, всевозможных кружков-секций-развивалок, а от качества отношений

Ребенку важно, чтобы его взрослый был надежен, постоянен, чтоб он использовал свою доминантность для защиты, а не для того чтобы обижать или подавлять и, чтобы этот его взрослый был с ним. Тогда, в определенный момент, напитавшись привязанностью, этой доверительной зависимостью от взрослого, вызывающей чувство доверия и покоя, (а не страха и напряжения), ребенок сам сделает рывок и увеличит дистанцию

(Ваша А.Майская)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: