С чего всё начинается?
Многие женщины считают себя плохими матерями, поскольку в период беременности они не так много времени уделяли внутриутробному развитию малыша: не слушали классическую музыку, не читали детских книжек и стишков и так далее. Именно по этой причине в их душе поселяется чувство вины из-за того, что они не смогли дать малышу необходимое ещё до его рождения.
Мамочки начинают тревожиться ещё до появления крохи на свет. Многие из них даже и не думают о том, что их усиленное волнение приводит к дополнительным рискам для роста и развития плода, а затем и малыша. В некоторых случаях их даже приходится лечить от депрессии и неприятных мыслей, чтобы это не повлияло на здоровье малыша. Если будущая мамочка сможет перебороть свои негативные мысли, это будет намного лучше для крохи, чем музыка Бетховена.
Однако на сегодняшний день тревога родителей – норма. Мамочки читают развивающую литературу в период вынашивания малыша, а после его рождения начинают активно обучать ничего не понимающего малыша буквам, цифрам, используя карточки, видеоролики и так далее.
Однако такое раннее обучение не даёт гарантии, что интеллект ребёнка будет активно развиваться. На самом деле врачи не рекомендуют вообще включать телевизор или компьютер детям, не достигшим двухлетнего возраста. Нейроны, находящиеся в мозге малыша, активизируются тогда, когда родители общаются с ребёнком: играют с ним, обнимают, целуют, повторяют его первые звуки – такая стимуляция намного сильнее бездушного монитора.
Почему появляется боязнь школы
Довольно редко дидаскалейнофобия появляется в результате единичной психологической травмы, нанесенной ребенку в стенах школы. Чаще всего подобные неврозы развиваются вследствие длительного, а, главное, регулярного воздействия ряда негативных факторов на психику ребенка.
Примеры подобных факторов:
- постоянные издевательства одноклассников;
- подтрунивание и жестокие шутки школьников;
- частые угрозы расправы со стороны сверстников или старшеклассников;
- непомерные умственные нагрузки;
- психологическое давление со стороны одного учителя или ряда педагогов и т.д.
Есть еще нестандартные проявления дидаскалейнофобии. Например, когда ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, с его родными произойдет что-то ужасное. Или же когда семейные проблемы настолько поглощают ребенка, что он начинает чувствовать себя ответственным за их решение, совершенно отрицая необходимость посещения школы.
В любом случае школа – это важный этап социализации личности, поэтому с дидаскалейнофобией необходимо бороться.
Низкое интеллектуальное развитие
Дома ребенок постоянно развивается: строит из кинетического песка, занимается по специальным карточкам и изучает с мамой буквы и английские слова. А что в саду? Гора игрушек и час малевания в альбоме. Конечно, воспитатели не будут заниматься с вашим ребенком по индивидуальной программе. Но рисование, лепка из пластилина, пение и игры с другими детьми – это тоже развитие. Ведь не просто так многие детки, которые дома не говорили, начинают разговаривать именно в садике. Для каждой возрастной группы в детских садах существуют специальные программы развития, которые составляются опытными методистами. Воспитатели строго им следуют: проводят развивающие занятия и готовят с детьми праздники. А изучать иностранные языки и учиться считать в уме ваш ребенок может и дома, детский сад не станет помехой для его развития.
Читаем также: Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям
Причины возникновения педофобии
Детские годы. Когда в семье появляется младший братик или сестричка. Отношение к ним ревностное из-за страха потерять любовь родителей.
Чрезмерная родительская любовь. Детям — все самое лучшее! Например, сегодня это самая дорогая мобилка, даже у родителей такой нет
Или чрезмерная опека и внимание, когда ребенку потакают во всем: делают за него уроки, «гладят по головке» даже за плохой проступок. Психологи утверждают, что за таким отношением кроется страх вступать с дитятею в ссору
А это один из вариантов проявления фобии — боязни детей.
Недостаток любви в детстве. Родители не уделяли должного внимания своему чаду или больше занимались другим ребенком. Это отложило свой отпечаток на психику малыша. Встав взрослым, он стал ненавидеть детей.
Склонность к педофилии. Болезненное влечение к сексуальному контакту с детьми. Человек понимает свою дурную наклонность и старается с ней бороться. Ограничивает общение с детьми.
Человек-ненавистник. Не считает детей полноценными. Это связано с особенностями психики. В детстве такому человеку была нанесена большая психологическая травма. Допустим, ребенку купили новый костюм, а он, играя во дворе, его измазал. Дома его за это выругали — обозвали дурачком, другими нехорошими словами, крепко побили. Такая несправедливость унизила достоинство маленького человека, оставила отпечаток на всю жизнь. И когда мальчик вырос, он стал так же относиться ко всем детям.
Инфантильность. Низкие социальные качества личности. Неуверенность в себе. Плохое материальное положение. У женщин это связано со страхом родить ребенка и уходом за ним.
Важно знать! Если человек не любит детей, это надлом души. Даже если у него все хорошо в жизни, ему необходимо проконсультироваться у психолога.
Как проявляется патологический страх за ребенка?
Нездоровый страх за ребенка принимает форму охранительно-защитного поведения, тотального контроля над чадом. Родитель, одолеваемый тревогой за отпрыска, может:
- не спать ночами, проверяя, дышит ли малыш;
- постоянно держать ребенка возле себя, не доверяя присмотр за ним никому больше;
- навязывать строгие ограничения и запреты малышу, опасаясь, как бы он себе случайно не навредил;
- постоянно звонить ребенку, проверять, в порядке ли он, не занимается ли какими-то опасными с точки зрения родителя вещами.
Люди, чей гипертрофированный родительский инстинкт не берет над ними верх, позволяют малышу самостоятельно играть, лазить по деревьям, кататься на велосипеде — делать все то, что положено ребенку его возраста.
Чем старше становится малыш, тем больше свободы ему требуется. Если родители постоянно ограничивают чадо в изучении окружающего мира, попытках самообслуживания, общении с людьми, посещении кружков по интересам, то это отрицательно сказывается на его развитии.
Как правило, дети, чьи родители проявляли гиперопеку, вырастают тревожными и неуверенными в себе людьми. Ведь мама и папа оказывают ключевое влияние на формирование картины мира и самооценки малыша. А что усваивает кроха от родителей, постоянно демонстрирующих страх за его жизнь и безопасность? Установку, что мир — опасное место, боязнь всего нового, неизвестного и социальные фобии.
Распространенные страхи
Страхи не зависят от болезненности, проблематичности прошлого родоразрешения и отсутствия опыта. С каждым видом можно справиться самостоятельно. В тяжелых случаях потребуется врачебная помощь.
Боязнь боли
У большинства роды ассоциируются, прежде всего, с нестерпимыми болевыми ощущениями. Переживаний добавят также мнение ранее рожавших «подруг», которые красочно обрисуют картину непередаваемых родовых мучений.
Родовую боль способна выдержать любая женщина. В противном случае мало бы кто отважился произвести на свет ребенка повторно.
Современная медицина располагает анальгетиками. Они способны унять болевые ощущения при возникновении различных осложнений в процессе разрешения.
Боязнь всевозможных осложнений
К данному виду относят:
- малыш будет обвит пуповиной;
- малыш будет выходить ножками вперед;
- родившийся ребенок не сможет дышать.
Асфиксия возникает лишь у 4-6% новорожденных.
Боязнь родить слишком быстро
Появление стереотипа возникает благодаря современным сериалам, где героиня рожает ребенка за считанные 30 минут. Такое может случиться лишь в 5% случаев.
Первые схватки наступают за несколько часов до начала появления новорожденного. Женщина успеет добраться до клиники, где ей окажут соответствующую врачебную помощь.
Не понять, что начинаются схватки
Любая женщина способна отличить мнимые схватки от настоящих. Как это сделать – рассказывают на курсах будущих родителей.
Боязнь произвести на свет больного ребенка
Причин возникновения подобных страхов несколько:
- неудача в предыдущем;
- беременность женщины старше 35 лет;
- имеющиеся генетические болезни у членов семьи;
- употребление алкоголя и курение при беременности.
Перечисленное не гарантирует рождение больного малыша. Недопустимо зацикливаться на этом.
Боязнь школы у вашего ребенка можно и нужно преодолеть
Боязнь школы возникает не случайно. Стоит понимать такую ситуацию. Наступил первый учебный год. Казалось бы, все хорошо – малыш взрослеет. Однако вы вдруг видите, что ваш ребенок боится идти в школу, хотя раньше подобных страхов вы у него не наблюдали. На самом деле начало первого учебного года является для малыша значимым переходом с одного уровня на другой. И родителям это следует очень хорошо понимать.
Начало школьной жизни для шестилетнего ребенка сопровождается большим количеством стрессовых ситуаций, это может привести не только к немотивированному интеллектуальному истощению, а и к соматическому и физическому ухудшению здоровья.
Педагоги младших классов должны помнить, обучение ребенка в первом классе требует от него мобилизации всех интеллектуальных возможностей и физических ресурсов. Уже впервые дни обучения приблизительно у 75% детей падает уровень работоспособности, резко слабеет умственная активность.
В таком состоянии даже абсолютно подготовленные первоклассники могут проявлять негативные реакции: не коммуникабельность, замкнутость, избегать общения с одноклассниками, недоверие к учителям, боязнь отвечать у доски, неадекватно реагировать на замечания взрослых. Чем слабее (физически или ментально) ребенок, тем глубже психосоматические нарушения, которые сопровождают его школьную жизнь. Что же такое страх? Страх – это эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации действительной или воображаемой угрозе жизни или благополучию человека
Угроза, которая вызывает реакцию страха, может быть как физической, так и психологической.Важно Страх основывается на инстинкте самосохранения и возникает под воздействием процессов, которые представляют опасность для человека как биологического, так и социального (моральное наказание, осуждение, изоляция, насмешка, унижение чувства собственного достоинства, нивелирование положения в коллективе) существа
С вступлением ребенка в школу не редкими становятся случаи, когда проявляются так называемые “школьные страхи”. Чего же именно боится ученик? Ответ на этот вопрос может дать каждый взрослый стоит ему только вспомнить собственное детство. Перед ребенком с первого дня обучения в школе возникают типичные ситуации, которые являются возбудителями чувства страха: напряженное ожидание начала урока и его конца, с результатами достижений, неопределенность своего статуса в классном коллективе, ежедневное построение взаимоотношений с окружающими, новые уровни общения, эмоциональное напряжение.
Как же помочь ребенку справиться со своими страхами? Вот несколько правил:
- дать возможность понять природу страха. Научить, не стыдиться своих страхов, не загонять их глубоко вовнутрь своего подсознания. Объяснить, что все люди имеют свои собственные страхи и фобии.
- помочь ребенку разобраться в причине и природе страха, найти возможность побороть или преодолеть его. Он должен верить, что самостоятельно сможет победить чувство страха, активизировать свои внутренние ресурсы и преобразовать их в действие.
- необходимо помочь малышу в самопознании, повышении уверенности в своих собственных силах. Этому будут способствовать личностные взаимоотношения школьника в классе, которые способствуют внутренней гармонии в личностном и социальном плане.
В любом случае относитесь к маленькому человеку с уважением и с пониманием. Не подсмеивайтесь над его страхами, а делайте все, чтобы малыш воспринимал школу не как наказание, а как путь во взрослую жизнь.
Ребёнок достоит лучшего образования
Сегодня многие родители заблуждаются в своих суждениях о том, как осуществлять обучение ребёнка в первые несколько лет после его рождения. Общение с близкими людьми, со сверстниками, при котором малыш учится проявлять свои чувства и эмоции, намного результативнее обучающих книг или видеофайлов. Не стоит обманывать себя, считая, что главная задача родителей – дать малышу лучшее образование. Это ошибочное мнение, поскольку мамы и папы в первую очередь позаботиться о том, чтобы гарантировать малышу безопасную жизнь, наполненную нежностью, любовью, доверием и пониманием. Именно это поможет развить интеллект.
Увы, современный мир и постоянный прогресс подпитывают неверные родительские представления и влияют на их опасения. Многие учебные центры демонстрируют нам рекламу о том, что за время каникул дети забывают большую часть информации. Из этого мамы и папы делают вывод, что малыш не должен развлекаться, катаясь целыми днями на роликах, пропадая с друзьями во дворе. В летние дни ребёнок должен учиться, иначе в его голове ничего не останется.
Родители стараются не из-за неуверенности, а из-за страха. Они боятся, что ребёнок будет хуже остальных, будет отставать. А в чём? Хорошо подумайте. Ваш малыш ещё младенец, который радуется элементарным вещам. Многие педагоги говорят о том, что родители превышают свои ожидания, надеясь, что их карапуз будет превосходно успевать в учёбе чуть ли не с пелёнок.
Именно поэтому многие родители начинают подыскивать для малыша «хорошую школу» довольно рано. Однако зачастую это понятие идентифицируется с понятием «престижная школа». При этом под значимостью мамы и папы понимают презентабельность названия школы, особую нагрузку во время учёбы, дополнительные занятия, разнообразие учебных дисциплин. Возможности будущего школьника, его удобство и умственные силы в данном случае просто игнорируются.
На сегодняшний день уже даже детские сады играют роль начальной школы, а старшие классы напоминают высшее учебное заведение. И это ужасно. Родители желают, чтобы у ребёнка были одни пятёрки, и приходят в растерянность, когда школьник демонстрирует совершенно другие оценки. Вспомните, неужели вы учились только на отлично? Родители требуют от детей чересчур многого.
Как справиться с дидаскалейнофобией
Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.
Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.
Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.
Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.
ПОДВЕРГАЕМ СОМНЕНИЮ
Вокруг людей, которые находятся выше вас по карьерной, социальной, иерархической лестнице, быстро складывается легендарный ореол. Конечно, нужно обладать особыми качествами, чтобы расти по службе и занимать руководящие посты. Но эти качества подчас не имеют ничего общего с интеллектом, духовностью, опытом и способностью прожигать взглядом предметы на расстоянии. Поэтому имеет смысл разобраться, какими свойствами вы наделяете своего руководителя.
Вам понадобится: несколько листов бумаги, карандаш, 20–30 минут свободного времени.
Инструкция. Выпишите чувства и состояния, которые вы испытываете рядом со своим начальником или в ожидании беседы с ним. Сделайте упор на негативных переживаниях, которые вас беспокоят. По поводу каждого из них задайте себе вопрос: «Почему я чувствую это именно рядом с ним?» Когда дадите развернутый письменный ответ, снова спросите себя: «Почему именно это должно заставлять меня так беспокоиться?» – задавайте этот вопрос себе до тех пор, пока не найдете окончательное, предельное объяснение происходящему.
Например: «Рядом с боссом я чувствую страх». – «Почему боюсь?» – «Потому что тревожусь, что он узнает о несделанной работе». – «Почему тревожусь?» – «Боюсь увольнения». – «Реальная опасность увольнения присутствует?» – «Нет, я – ценный сотрудник и прикрыть мой сектор работы некому». – «Почему тогда боюсь?» – «Потому что несделанная работа – это… Собственно, это бывает со всеми, особенно когда объем работы превышает возможности сотрудника. Почему тогда я так этого боюсь?» – «Почему?» – «О-ла-ла, наш прекрасный босс заставляет нас бояться, чтобы мы не задавали неудобных вопросов по поводу переработок». Вуаля.
Последовательно задайте себе вопросы по поводу каждого переживания. Возможно, это приведет вас к некоторым осознаниям, которых вы избегали, и к необходимости перемен. Дайте себе немного времени, чтобы полученный опыт улегся, не делайте поспешных выводов и действий.
Почему возникает
Факторы возникновения токофобии:
- гормональный всплеск;
- наличие различных заболеваний;
- негативный опыт общения с медперсоналом;
- обстановка в доме, не располагающая к появлению нового члена семьи;
- рождение ребенка женщиной, не состоявшей в браке.
Существуют также и специфические причины, возникающие у первородящих, а также повторнородящих.
У первородящих
Страх родов при первой беременности обусловлен такими моментами:
- сформированные в раннем возрасте неверные представления о беременности и родоразрешении;
- истории о неудачных беременностях и многочисленных осложнениях, услышанные от подруг или знакомых;
- нехватка должного количества знаний из-за игнорирования консультаций лечащего акушера-гинеколога.
У повторнородящих
Хорошо, если у молодой матери первый ребенок появляется на свет без особых трудностей. Забеременев вторично, она будет чувствовать себя более увереннее.
Женщине, чьи первые роды протекали с различными осложнениями, достаточно сложно решиться на повторную беременность.
С точки зрения религии:
То, что вытворяет (а по-другому это не назовёшь) Ваш отец, никак не вписывается ни в какие рамки – ни в морально-этические нормы, ни в религиозные каноны (хотя в Исламе уважение к родителям крайне велико). Лучший и самый достойный человек – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – был самым лучшим в добром, хорошем отношении к своей семье. Вот за ним-то и должен следовать каждый верующий, поступать согласно тому, чему он нас учил, брать с него пример и постараться жить так, как он.
Однако поведение Вашего отца не даёт Вам права язвить или грубить ему, Вы должны либо мягко объяснить ему свою точку зрения, либо уступить и оставить спор, или сделать, как он просит, если это не противоречит нормам Ислама.
Разумеется, если у Вас есть возможность, было бы лучше съехать от него. Например, снять жильё или переехать к родственникам: бабушке, дяде и т. д.
Есть смысл рассказать всё родным (по возможности родителям отца), объяснить им сложившуюся ситуацию и попросить вмешаться, чтобы они объяснили Вашему отцу, что такое поведение недостойно мужчины, отца, мусульманина!
Утром и вечером читайте мольбы (азкары), которые читал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), особенно обращайтесь ко Всевышнему со следующими мольбами:
Смысл: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в мире этом и в мире ином; о Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в моей религии, и моих мирских делах, в моей семье и в моём имуществе. О Аллах, прикрой мою наготу и огради меня от страха; о Аллах, защити меня спереди, и сзади, и справа, и слева, и сверху, и я прибегаю к величию Твоему от того, чтобы быть погубленным снизу!»
Утром и вечером читайте по три раза:
МАМА, НЕ ПАНИКУЙ! СТРАХ ПРЕОДОЛИМ
Когда мы волнуемся, переживаем панику, мы не способны ни о чем думать, кроме предмета своих переживаний, ничего конструктивного предпринять — мы на автопилоте. Предлагаю вам работающие примеры самопомощи — конкретные техники, которые вы можете применить здесь и сейчас.
1. Заменяйте тревожные мысли позитивными. Чтобы как совладать с собой в трудный момент, вспомните приятные моменты материнства, просмотрите фотографии. Сколько радости, улыбок, забавных мгновений вы подарили друг другу. Как выздоравливали и развивались. Почувствуйте гордость за себя и своего малыша.
2. Проверяйте фантазии реальностью. Примите свое состояние как временное необоснованное переживание. Это ведь не признак, что непременно случится беда. Беспокойство не продуктивно. Признайте, вы сделали все возможное, чтобы предотвратить воображаемую ситуацию. Напомните себе — ваши опасения редко сбываются. Если у вас приличный опыт паникерства, то вам не сложно заметить, что большинство нафантазированных происшествий не воплотилось в реальность.
3. Переводите тревогу в деятельность. Вместо того, чтобы топить себя в тревоге, найдите себе полезное занятие — перенаправьте энергию на генеральную уборку или рабочий проект. Научитесь переключаться, как только почувствуете надвигающийся приступ паники. Сфокусируйтесь на каком-то позитивном, успокаивающем виде деятельности: займитесь физкультурой, музыкой, пересадкой цветов или включите аудио книгу.
4. Стоп-сигналы. В острые моменты используйте условные знаки, слова, мысли, чтобы остановить поток тревожных фантазий. Например, хорошо помогает легендарная фраза Скарлетт О’ Хара из “Унесенных ветром”: “Я подумаю об этом завтра.”
5. Трансформируйте тревогу в заботу. “Мамские” тревоги с легкостью вас поглотят, если вы посвятили семье, детям себя целиком. Признаете, что ваше чрезмерное волнение за свое чадо это способ проявления любви? Иначе не умеете? Тогда перестраиваемся, учимся проявлять свои теплые материнские чувства и заботу с помощью совместных игр, сюрпризов, приготовления особенной еды, объятий, ласковых слов и других приятных вещей.
Как не выгореть, как научиться больше ценить себя и отдыхать — об этом мой курс “Довольная мама”. Если вас не устраивает качество вашей жизни, не хватает бодрости, терпения на детей, устали бороться с хроническим стрессом, загляните сюда:
Знайте, что есть что-то более важное, чем ваши эмоции и негативные мысли — это вы сама. Вы не только мать, вы Женщина, жена, подруга, ценный сотрудник, интересная личность, бесценная душа
Не позволяйте себе забыть об этом. Не позволяйте чтобы страх либо что-то еще мешали вам радоваться, уделять время своим хобби, удовольствиям, развитию. В любимых занятиях вы сможете черпать вдохновение жить, пополнять свой ресурс и подавать пример своему чаду.
Видео
Способы борьбы со страхом детей
А нужно ли с ним бороться? Педофобия вроде бы и не нарушает серьезно ритм жизни. В конце концов, это дело каждой семьи, допустим, иметь детей или нет. Но ведь такие пары никогда не испытают волнительного человеческого чувства — радости от рождения сына или дочери. Хотя если такой расклад жизни их устраивает… Однако добровольно лишить себя основной человеческой радости — продолжить свой род — это ущербность сознания. Для борьбы с фобиями у человека существует много различных психотерапевтических методик. В конце концов, он и сам может попытаться преодолеть свой страх перед детьми в том случае, когда невроз не затронул серьезно здоровье и нет необходимости обращаться к психотерапевту.
Самостоятельные способы борьбы с педофобией
Самостоятельно побороть свою боязнь детей поможет аутогенная тренировка. Не секрет, что человек может внушить себе любые мысли. Вот и нужно настроиться на преодоление «детского» страха. Аутотренинг — это определенные психологические приемы самовнушения, которые успокаивают нервную систему, помогают избавиться от фобии. Саморегуляция своего состояния достигается медитацией — сосредоточением своих мыслей на чем-либо. Допустим, на музыке или шелесте листвы при легком дуновении ветра. Это успокаивает, помогает настроиться на доброжелательный лад.
К методам медитации относятся:
Визуализация
Когда человек концентрирует свое внимание на мысленных образах, допустим, на детях. Ежедневное повторение упражнения поможет избавиться от своей фобии.
Аффирмация
Многократное повторение нужной фразы, например: «Я не боюсь». Она закрепляется в подсознании и, в конечном счете, производит положительное действие на психику человека.
Регулировка дыхания . Если хотите жить долго — дышите правильно! Существует много различных методик, когда глубокий вдох чередуется с задержкой выдоха. Восточные учения, например, хатха-йога, считают, что дыхание помогает духовному и физическому самосовершенствованию. Например, «полное дыхание» по системе йогов соединяет в себе нижнее, среднее и верхнее дыхание, когда все мышцы дыхательного аппарата (диафрагма, грудная клетка) приходят в движение. Все клетки организма насыщаются кислородом, человек чувствует себя хорошо.
Расслабление мышц . Негативные мысли держат в напряжении не только психику, но и тело. Чтобы расслабиться, нужен комплекс специальных упражнений: всевозможные растяжки, самомассаж. Это поможет снять лишнюю напряженность в мышцах и почувствовать себя здоровее. Таким образом будет достигнута гармония физического и психического состояния.
С остальными психологическими проблемами все немного сложнее.
К беременным женщинам у всех особое отношение. Проявляется много заботы и внимания
А после родов все внимание переключается на ребенка. А женщина из всеми любимой и расслабленной превращается в кого-то, кто должен заботиться о ребенке денно и нощно, не спать, не есть и даже не успевать сходить в туалет и мыться
И даже если такое предусмотрено природой, это все равно стресс, и не надо сбрасывать его со счетов. Не зря многие женщины тоскуют по беременному состоянию и хотят вернуться в него опять.
В случае с первым ребенком женщине нужно сменить детскую позицию на родительскую. Но одно дело фантазировать во время беременности о том, как будешь заботиться о лучшем малыше на свете, самом спокойном и милом, а другое дело укачивать ночами этого орущего монстра. Не все дети соответствуют ожиданиям, а несоответствие жизни ожиданиям — это тоже большой стресс, от которого инстинктивно хочется избавиться.
И еще сложность принятия родительской позиции заключается в том, что за много лет женщина привыкла быть дочерью, а потом она резко становится матерью. И требуются месяцы адаптации к этому.
Ребенок, даже самый любимый и желанный, сильно нарушает физические и психологические границы матери, потому что буквально вторгается в ее тело во время беременности, а потом долго висит на груди. И еще требует не только постоянного присутствия рядом, но и полного внимания 24 часа в сутки. И все это приходит к женщине после родов в одночасье. Естественная реакция человека на нарушение границ — это злость (чувство) и агрессия (действие). Этого требует инстинкт самосохранения. Но как проявить злость или агрессию по поводу к грудному ребенку? В этот момент материнский инстинкт пересиливает инстинкт самосохранения, и женщина все равно заботится о ребенке. Но куда же девать инстинкт самосохранения и рождающуюся от него злость? Она-то как раз и девается во все те жалобы, с которыми женщины обращаются к психотерапевту.
Возникает страх за ребенка, а страх — это вывернутое наизнанку желание. У матерей биологически есть злость и агрессия в отношение своих детей, как и в отношении других существ, которые нарушают границы. И если мать боится, что с ребенком что-то случится, то какой-то частью души она этого хочет, и это, как ни странно, нормальная биологическая реакция. И в этом, как говорится, нет «ничего личного», а просто здоровое желание восстановить свои границы и позаботиться о себе.
Навязчивый страх намеренно причинить ребенку вред (повредить острым предметом, утопить, выронить из окна) — это состояние из той же оперы. Материнский инстинкт и давление общественного мнения не дают женщине допустить злость до сознания, но любые эмоции, которые не выражены прямо, находят другой путь наружу. Это навязчивые страхи, боли, упадок сил, чувство вины. Материнской инстинкт блокирует агрессию по отношение к младенцу, но он не распространяется на мужа и в меньшей степени распространяется на старших детей. Поэтому часто женщины выражают агрессию в ссорах с мужем и старшими детьми, но когда выпускают пар, то чувствуют вину и стыд, потому что ни муж, ни старшие дети ни в чем не виноваты.