Основные причины конфликтов подростков с родителями
Функция подросткового возраста
Основные причины конфликтов между подростками и родителями
Борьба за свободу.Непослушание, грубость и хамство по отношению к родителям.Вседозволенностьнедостаток внимания со стороны родителей.Требование приобрести что-либоОбщение с «проблемными» друзьями.Алкоголь, сигареты, наркотические вещества.Снижение успеваемости.Неаккуратность и отказ выполнять работу по дому.Кардинальная смена внешнего вида. Чем мотивировать подростка
ФинансовоПокупкой желаемой вещи,Предоставлением новых прав и свободВзаимным выполнением обязательств.
Основные причины конфликтов подростков в среде сверстников
Причины конфликтов подростков в среде сверстниковПодросток становится объектом травли (буллинга).
- Принадлежность к другой расе;
- Особенности внешности – рыжие волосы, лопоухость;
- Особенности развития – низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек;
- Необычные увлечения – игра на старинных музыкальных инструментах;
- Семейная ситуация – неполная семья, усыновленный ребенок;
- Социальное положение – дети из малообеспеченных семей;
- Отставание или отличные успехи в учебе.
Конкуренция, борьба за статус в группеПодросток сознательно противопоставляет себя сверстникам
- Подросток относит себя к какой-либо субкультуре – готы, эмо, панки, роллеры;
- Подросток демонстрирует нетрадиционную сексуальную ориентацию;
- Значительное расхождение интересов;
- Выраженная религиозность.
Влюбленность и общение между полами
Конкуренция за внимание особы противоположного пола; Ревность; Безответная любовь; Разрыв отношений; Протест родителей против избранника
Причинами конфликтов между подростками и учителями становятся:
Отсутствие уважения к учителю.Нарушение дисциплины в школеПлохое выполнение домашних заданий,Попытка учителя устранить конфликт между ученикамиНесправедливое отношение учителя.Неподобающий внешний вид ученика
Как родителям помочь подростку в конфликтной ситуации?
стрессыневрозыдепрессии
Как помочь подростку
Предложите выговориться и молча выслушайте.Не указывайте ребенку на его ошибкиПроявляйте навыки активного слушаньяНе используйте информацию, которую вам рассказал ребенок, против негоСпросите, что он думает по этому поводу и что собирается предпринятьПредоставляйте право выбора.Не навязывайте свою помощьИдите на компромисс, предлагайте взаимовыгодные варианты.Вселяйте подростку веру в собственные силы.Научите не сравнивать себя с другимиПредотвращайте самобичевание и самонаказаниеБудьте приветливы и уважительны к его друзьям. Расширьте круг интересов.Мотивируйте хорошее поведение.Обнимайте
У нас всерьез обсуждают, сопротивлялся ребенок или нет
— Ваш текст вскрыл тысячи подобных историй — огромное количество людей, переживших сексуальное насилие в детстве. Такое может произойти с ребенком в любящей семье? Вот ребенка любят, в семье все хорошо. Он может столкнуться с сексуальным насилием?
— Нужно обсудить, что такое сексуальное насилие. Мне, например, некоторые члены моей семьи сказали, что то, что происходило со мной, не насилие. И мне видится это примером того, что общество считает насилием и почему уровень терпимости к нему настолько высок.
Я недавно прочитала у психолога Ирины Алексеевой, которая очень долгое время работала с детьми и написала несколько трудов по жестокому обращению с детьми, сексуальному насилию, такую фразу: «В России очень низкая чувствительность к насилию». Россия очень долго идет по этому пути. Еще недавно бить ребенка считалось нормой, и до сих пор этот вопрос вызывает бурные обсуждения.
А сексуальное насилие абсолютно не отрефлексировано. Даже мамы, услышав о том, что с ребенком происходило, в огромном количестве случаев говорят, что это не насилие, это не так страшно, ты преувеличиваешь.
В то же время психика ребенка оказывается совершенно не готова к сексуальному использованию его тела. Он не понимает, что с ним делают, за что и почему, и это накладывает огромный отпечаток на его жизнь.
На Западе разработано большое количество исследований о том, что происходит с человеком после сексуального насилия: ощущение тотальной беззащитности и отсутствия управления своим телом, недоверие миру и даже близким людям, подавленность, депрессия, огромные сложности в построении близких отношений. Абсолютно через каждый пункт я сама прошла, и даже желание покончить с собой мне очень знакомо. И это то, о чем не знали взрослые.
Эта тема настолько не на слуху, что родители говорят детям: «Слушай, да забудь! В чем твоя проблема? Что ты в этом копаешься?» Но ощущение беспомощности, унижения, стыда, двойных стандартов, необходимости скрывать и предательства дальше преграждает путь к отношениям. Огромную работу надо проделать над собой, чтобы войти в доверительные отношения, а не снова проходить через насилие в отношениях, если вообще есть смелость их начинать. У большого количества девчонок, с которыми я сейчас общаюсь, достаточно серьезные сложности в близких отношениях. Это просто колоссальный букет последствий, и одно из самых сильных называется ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство, свойственное тем, кто прошел через теракты и критические военные ситуации. И это то, что происходит с людьми с этой травмой.
Проблемы с доверием и неспособность установить здоровые границы
Самомнение и мировоззрение ребенка начинают формироваться еще в раннем детстве и по большей части основаны на его отношениях с родителями. Так, если родители всегда находятся рядом и обеспечивают должную заботу и поддержку, то он растет с глубоким убеждением о том, что это мир является безопасным местом и что его потребности будут удовлетворены, растет с умением доверять людям и верит в доброту окружающего мира.
Если же ребенок растет без внимания родителей или они неспособны заботиться и поддерживать его, то у него возникнет чувство, что мир – это опасное место и что люди могут бросить его в любую минуту. Из-за своего страха потерять кого-то или быть одиноким такой ребенок испытывает трудности с доверием в близких отношениях и дружбе.
Границы – это невидимые и символические «силовые поля», преследующие три цели:
- не подпускать к себе людей и не позволять им злоупотреблять нами,
- не позволять нам нарушать личное пространство других людей и злоупотреблять ими,
- давать каждому из нас способ воплотить в реальность наше понимание того, «кем мы есть».
Границы – это очень важные функциональные инструменты здорового выживания. Будучи младенцами, у нас еще нет границ, мы полностью ассоциируем себя со своими родителями.
По мере взросления у нас начинает формироваться отдельное ощущения себя, мы осознаем значение границ, наблюдая за жизнью родителей. А затем мы создаем для себя те же границы, которые видели в детстве чаще всего. И если в нашей семье не было границ вообще или они не работали, то в будущем такие же искаженные границы будут и у нас самих.
Чрезмерная навязчивость или ненадежность родителей может сделать ребенка отстраненным и таким, что в отношениях окружает себя неприступными стенами.
Непостоянство любви родителей к своему ребенку приводит к тому, что тот вырастает слишком беспокойным и пытается разрушить существующие границы, полностью сливаясь с другими людьми. Здоровые границы, созданные его друзьями, он рассматривает как попытки отгородиться от него и воспринимает это как личное оскорбление.
Последствия изнасилования в детстве
Пережитая психическая травма часто формирует в дальнейшем искаженный жизненный сценарий. Иногда женщины жалуются, что не могут любить или открыться, доверять мужчине. Испытывая страх перед мужчиной, строят отношения только с женщинами. Бывают и физиологические последствия – например, вагинизм или так называемая холодность.
Мужчина, в детском возрасте переживший сексуальное насилие, может страдать не только из-за неспособности создать парные отношения, но и тяжело адаптироваться в социальной жизни. Следствием травмы может быть импотенция. От мысли «Не могу быть мужчиной. Что делать?» мужчина испытывает колоссальный стресс.
Восприятие самой травмирующей ситуации насилия в детстве у каждого из детей разное. Зависит оно, как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана, от целого ряда факторов:
1. Врожденные вектора (особенности и свойства психики), которыми ребенка наделила природа
Например, дети, обладающие анальным вектором, устремлены к чистоте и послушанию, лояльны к своей семье. Главный человек для них – мама. Такой ребенок после пережитого может ощущать себя «грязным», недостойным, считать, что сам виноват в произошедшем. Впоследствии это может складывать ущербный жизненный сценарий: например, девочка бессознательно отторгает достойных мужчин.
Чтобы уберечь маму, анальная девочка может годами молчать, например, о насилии со стороны отчима. А если приходится рассказать – испытывает колоссальный стыд перед матерью. Появляется акцент на том, что надо «восстановить свою репутацию в глазах семьи».
Свойства анального вектора делают человека склонным искать одобрения перед принятием любого серьезного шага. А после психологической травмы девочка может стать особенно зависимой от мнения родителей. Вместо того, чтобы выбирать профессию или работу по душе, уже взрослый человек бессознательно руководствуется только одним соображением: насколько родственники одобрят его выбор.
У детей с кожным вектором последствия изнасилования в детстве могут проявляться иначе. Обладая повышенной чувствительностью кожи, дети с такими свойствами очень тяжело переживают боль физическую. Пережитая травма может закрепить в их психике мазохистский сценарий. И тогда даже в партнеры по браку они будут выбирать садиста, того, кто бьет или унижает.
Может формироваться и сценарий на неудачу (сознательно уже взрослый человек стремится к успеху, а бессознательно отторгает его от себя, не может достигнуть).
2. Пол ребенка
Последствия изнасилования для мальчиков и девочек разные. Девочки в целом легче адаптируют последствия насилия или совращения педофилом, чем мальчики – гомосексуальное изнасилование. Связано это с природным устройством человеческой психики.
Соитие между мужчиной и женщиной с проникновением является естественным, природным. А сексуальный контакт двух мужчин табуирован изначально, и при гомосексуальном изнасиловании происходит срыв природного табу. Мальчик, переживший подобное, испытывает колоссальную травму.
От стыда он способен наложить на себя руки. Во взрослом возрасте он может страдать от невозможности реализовать себя, в профессии, во взаимоотношениях с другими людьми. Это может быть и импотенция, когда он не может быть мужчиной, не может любить женщину и испытывать к ней влечение.
3. Реакция родителей
То, как ребенок адаптирует изнасилование в детстве, во многом зависит от реакции взрослых на произошедшее. Однако родители, устремленные на то, как помочь ребенку, часто не имеют достаточной психологической грамотности, чтобы сделать это верно.
Например, мы пытаемся найти способ как забыть о том, что случилось. Стараемся обходить в семье любое упоминание о произошедшем. Особенно это касается внутрисемейной педофилии: например, домогательств со стороны отчима, брата или другого родственника. Создается атмосфера «тайны», о которой не говорят.
А иногда даже при изнасиловании со стороны незнакомого человека родители ребенка не подают в суд, пытаясь оградить дитя от стресса дачи показаний.
К сожалению, для ребенка такое замалчивание дает прямо противоположный эффект: формируется ложный стыд. «Раз обидчик не наказан – видимо, он не виноват. Если его не преследуют и не судят, и даже не говорят при мне об этом, значит, я сам виноват, это я совершил что-то ужасное», – так воспринимает ребенок происходящее.
Как помочь ребенку адаптировать пережитое? Системно-векторная психология Юрий Бурлана объясняет, что говорить с ребенком не только можно, но и совершенно необходимо
Чтобы подобрать верные и точные слова, важно иметь точное знание о том, как устроена психика именно вашего ребенка
Последствия эмоционального насилия
17. Такие люди, как правило, интроверты. Они дистанциируются от людей, потому что боятся общения.
18. Громкие звуки вызывают у него беспокойство, потому что детство было наполнено криками и разговорами на повышенных тонах.
19. Многие люди, которые стали жертвами эмоционального насилия в детстве, стараются во взрослой жизни угождать всем подряд. Они становятся помешанными на организованности, перфекционизме, порядке и чистоте.
20. Принятие какого-либо решения такому человеку даётся весьма трудно, так как в детстве главное, что он слышал было критикой.
21. Такой человек очень вынослив, но при этом он крайне чувствителен, что стало результатом испытания в самом раннем детстве огромного спектра эмоций.
22. Такой человек сомневается абсолютно во всем из-за пережитого насилия.
23. Этот человек извиняется всегда и за все.
24. Очень часто он задаёт вопросы, ответы на которые ему хорошо известны. Всё из-за сомнений в себе и своих силах.
25. Он уязвим перед лицом различного рода зависимостей.
26. В действительности такой человек очень смиренный, он ценит всё, что есть в его жизни. Он благодарный и сильный, переживший тяжёлое начало жизни.
Эмоциональное насилие
1. Такой человек опасается вступать в серьезные отношения из-за того, что не мог никому доверять в своём детстве.
2. Часто происходит так, что человек будто выключается из разговора или события. Это происходит неосознанно и называется диссоциацией.
3. Для такого человека в порядке вещей непредсказуемые и резкие перепады настроения. Это происходит из-за того, что в детстве он видел такое поведение своего обидчика и неосознанно перенял его.
4. Он иногда может причинять себе физическую боль, что тянется с самого детства.
5. В нем много ярости, которая может выйти наружу в самой неожиданной ситуации.
6. Этот человек постоянно на нервах. По этой причине со стороны он выглядит довольно раздражительным или пугливым.
7. Он не чувствует свою нужность. Он постоянно сомневается в своих силах, за какое бы дело ни взялся.
8. У такого человека низкая самооценка.
Эмоциональное насилие детей
9. Он странно реагирует на комплименты, так как всегда сомневается в их искренности.
10. Этот человек очень тихий. В детстве ему всегда говорили о том, что он неправ и незрелый, поэтому он просто стесняется разговаривать.
11. Ему довольно трудно с кем-то сблизиться, так как в целом людей он не любит.
12. Он часто подолгу и помногу мысленно и эмоционально себя изводит, так как для него это является нормой после детских лет издевательств.
13. Он старается избегать конфликтов, потому что они вызывают у него чувство сильной тревоги.
14. Он не умеет смотреть в глаза собеседнику, ему это сделать очень сложно. А если при этом ещё и говорить нужно, то ему становится вдвойне сложнее, потому что тревожность в таких ситуациях у него зашкаливает.
15. Он очень боится, что кто-то его бросит, поэтому опасается привязывания к кому-либо.
16. Этот человек часто находится в оборонительной позиции, воспринимая большую часть чужих слов как нападки или критику, даже если они таковыми не являются. Всему виной пережитое насилие.
Признаки
Чувство одиночества проявляется довольно конкретным образом. Человек буквально начинает испытывать внутреннее страдание. Это ощущение настолько глубокое, что подавляет всякую радость. Личность нередко погружается в депрессивное состояние, обнаруживает неспособность справиться с элементарными задачами. Рассмотрим подробнее эти признаки.
Ощущение своей незначительности
Человек, подвергаясь сильным переживаниям, не способен объективно оценивать ситуацию. Ему постоянно будет казаться, что он делает что-то неправильно, а на самом деле станет бесконечно упускать появляющиеся возможности. Ощущение своей незначительности часто заставляет отказываться от имеющихся перспектив и довольствоваться малым. Личность перестает осознавать свою ценность, поскольку не знает, как можно прийти к пониманию своей ценности. Получается, что индивид теряет связь с самим собой, своими желаниями и стремлениями.
Снижение самооценки
Находясь в одиночестве, мы не можем по существу оценить собственные достижения и таланты. Любые благие начинания блокируются на корню. Все потому, что нам становится не с кем сравнивать. Ведь одиночество делает человека очень уязвимым, заставляет все больше закрываться в себе, учиться без особой нужды не доверять окружающим. В результате происходит существенное снижение самооценки, пропадает желание действовать, стремиться к чему-то значительному. Личность может долгое время существовать в недовольстве собой, постоянно погружаясь в самообвинения и раздумья. Резкое снижение самооценки, безусловно, вредит личности.
Чувство отчаяния
Характерный признак страха одиночества, которого редко кому удается избежать. Ощущая свою ненужность, личность все больше погружается в тягостные переживания. Отчаяние – это критическая точка, но она возникает почти у всех, кто часто предоставлен лишь самому себе. Справиться с этим состоянием не так просто, особенно, если оно продолжается уже длительное время. Порой требуется прилагать много усилий для того, чтобы в корне изменить ситуацию.
Страх за будущее
Яркое проявление боязни одиночества, свойственное всем людям без исключения. Никто не застрахован от сильных негативных эмоций. Люди боятся одиночества именно потому, что их невероятно страшит перспектива остаться никому не нужными. Это давит сильнее, чем ссоры с родственниками. Страх за будущее берет начало из неуверенности в себе, неспособности критически оценить ситуацию. Человек просто ощущает себя неспособным справиться с сильной тревожностью и не знает, как ему лучше поступить.
Ведет себя странно — но у нас считается, что ребенок «охамел»
— Вы упоминали внешние признаки
Можете еще раз их проговорить? Как меняется поведение ребенка? На что обращать внимание?. — На самом деле, что может помочь больше всего на свете — это доверие, которое есть у вас с ребенком, возможность смотреть, что с ним происходит
— На самом деле, что может помочь больше всего на свете — это доверие, которое есть у вас с ребенком, возможность смотреть, что с ним происходит.
Очень важно слышать, что он говорит. И поддержать его в каких-то его желаниях
Я знаю истории, когда дети пытались сказать родителям: «Я не хочу идти, мама, я не хочу идти к дяде! Я не хочу, пожалуйста, я не хочу!» Ребенок не мог объяснить, почему он не хочет, и, разумеется, его отправляли к дяде. И снова, и снова отправляли к дяде.
Многие выросшие дети говорят, что не было чувства доверия, а была полная уверенность, что мама не поверит и не поддержит. Вот это номер один. Никогда мы не сможем быть всегда рядом с детьми, везде за ними присматривать. Это невозможно. Но если будет доверие, то есть надежда на то, что у ребенка росток доверия окажется сильнее, чем манипуляции, запугивания, угрозы, обещания той стороны.
Юля с мужем
А что касается конкретных признаков совершенного насилия, я стараюсь не входить в экспертную позицию. Я могу сказать о своем опыте. Для меня таким признаком было четкое понимание, как устроены мои половые органы, что и почему приятно, какое положение принять, что абсолютно невозможно для ребенка в 5 лет. Откуда он может это знать? Откуда такая информация? Огромный, огромный вопрос: что было с ребенком? Кто рассказывал ему?
Часть прошедших через это девушек вели себя так же и рассказывали, что на них орали, по рукам били. Мама и бабушка били и кричали крошечному ребенку, что он порочный. И не приходило в голову через это как раз выйти на причины. Разумеется, причины могут быть и какие-то другие. Но в части наших случаев вот так проявляется.
Светлана Маркова рассказывала, что в ее практике, например, насилие заметили так: одна из девочек в школе, во-первых, трогала себя постоянно за половые органы, так отвлекаясь на что-то, думая, разговаривая. А однажды подошла к учительнице и потрогала за грудь. Для тех, кто понимает, что это значит, это всегда знак, что нужно задуматься о том, что происходит с ребенком. Что это у нас? У нас это, например: «ребенок охамел», нужно его наказать.
Мне кажется, часто взрослые не понимают, что ребенок до определенного возраста — мощный носитель ценностей своей семьи. И когда взрослые задают такие странные вопросы: «Как же ты там в 7 лет не сопротивлялась, ничего не сказала?», ну откуда ребенок вообще может знать, что это ненормально? Огромное количество этих отцов, дядь, братьев говорят, что это норма, что ребенок должен это делать, что это люди так выражают любовь.
Еще, например, мой огромный «признак» в течение жизни: я очень боялась прикосновений. Вплоть до самого последнего времени, буквально до последних нескольких лет для меня прикосновения были очень травматичны. Когда я опубликовала эту статью, мне написал друг, что он помнит, как пытался меня обнимать, а я просто каменела. И он смеялся надо мной тогда: «Чего ты так реагируешь, как валенок? Что с тобой вообще?» Я тоже помню это. Мне было 19 лет, и для меня это было просто колоссальным стрессом, когда кто-то пытался потрогать меня без моего разрешения.
И огромная, к сожалению, проблема таких ситуаций, что у ребенка полностью стираются границы.
Моя ситуация — ситуация долгих, долгих, долгих лет — в общественном транспорте я безропотно терпела любые «лапания», вплоть до самых ужасных вещей, потому что вообще не чувствовала, что способна себя защитить. Мне казалось, что у меня нет права на мое тело, раз меня уже однажды лапали где угодно и без моего согласия. В последние годы я пробовала заниматься танцевальной терапией, чтобы как-то с этим справиться. Чтобы как-то вообще разрешить своему телу существовать.
У некоторых взрослых женщин этот опыт детства блокирует возможность радости от интимных отношений, они превращаются в бесконечное насилие. Прикосновения ассоциируются со страхом. Сейчас девчонки пишут: «Я не могу это делать с мужем. Мне так стыдно, мне так плохо, я не могу ему рассказать, не могу вынести эти отношения, при том, что я люблю мужа»
Это влияет на важнейшую часть жизни переживших насилие и их семей, поэтому всем это важно знать, мужчинам тоже
Проблема 2. Раздражительность
Повышенная нервозность – очень заметная особенность подросткового возраста. На этой почве рождается множество конфликтов.Любые запреты и недопонимания со стороны родителей воспринимаются в штыки. Тинейджер в состоянии раздражения может проявить агрессию, сказать что-то грубое, кинуть предметом в стену.
Причина: в основе такого поведения лежат стремительные физиологические изменения и гормональные всплески. Нервной системе требуется некоторое время, чтобы адаптироваться под новые функции взрослеющего организма.
К тому же далеко не все подростки стремятся к самостоятельности, кого-то эта новая ответственность серьёзно пугает, заставляет нервничать и огрызаться.
Что делать: первое, что нужно предпринять взрослым – не раздражаться в ответ, то есть не становиться негативным примером.
Второе – обсуждать проблему, в данном случае раздражительность, уже после того, как приступ её пройдёт, и все члены семьи успокоятся.
Да, раздражённый ребёнок избавится от своих негативных эмоций, но вряд ли испытает облегчение, спровоцировав, таким образом, конфликт.