Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Формы патологии

Признаки умственной отсталости у детей могут указывать на врожденные или приобретенные варианты задержки в развитии. Первые из них имеют место в связи с наследственными синдромами, а также проявляются из-за разнообразных генетических мутаций, произошедших в клетках эмбриона. Также врожденная патология возникает в связи с поступлением в организм матери различных токсинов. Это могут быть яды, наркотические средства, алкоголь и т.д.

Существует и приобретенное слабоумие. Порой оно возникает в результате травм черепа, а также перенесенных энцефалитов и менингитов.

Возникновению умственной отсталости способствует и тяжелая гемолитическая болезнь. Она характерна для новорожденных по причине резус-конфликта и других подобных формах влияния на организм плода и матери.

Степени умственной отсталости

В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.

Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:

  • Лёгкая (дебильность)
  • Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
  • Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия)

И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении. Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.

Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально. Но немалое количество специалистов продолжают пользоваться этими же формулировками, к тому же эта терминология «живет» в специальной литературе, которая еще очень долго будет использоваться современными учеными и специалистами.

Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).

Качественная характеристика глубокой умственной отсталости

Уровень развития ВПФ (высших психических фукций)

Восприятие. Ограничивается только непроизвольными реакциями на внешний раздражитель. Способны воспринимать только то, что касается естественных потребностей – жарко, холодно, больно, голод и тому подобное.

Внимание. Практически ни на что не реагируют

Крайне трудно привлечь внимание и тем более на чем-то его остановить дольше 1 минуты. Ориентировка в окружающем мире крайне затруднена, практически невозможна без сопровождения, направляющей и организующей помощи.

Речь.  Обращенную к ним речь практически не понимают. Но могут выполнять простые действия после многократно повторенных просьб, сказанным самыми простыми словами, типа «иди ко мне».  Реакции поведения проявляются только на перемену интонации. Собственная речь отсутствует. Даже звукоподражание практически невозможно. Издают только бессмысленные и нечленораздельные звуки.

Память. Отсутствует как компонент психической деятельности. В основном не запоминают лиц, изображений и тем более, символов (цифр, букв). Хотя бывают случаи, когда больные узнают близких людей, проявляя элементарные эмоции (улыбка, гуление). Если идиотия у них не самой тяжелой степени.

Мышление. Практически отсутствует как высшая познавательная функция. Даже простейшие операции невозможны. Осознание собственной личности отсутствует.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоции крайне уплощены. Больные адекватно не реагируют на окружающие события. Их эмоции вообще не связаны с внешними раздражителями. Они не могут расстраиваться или радоваться. Не плачут, не смеются. Не знают что такое сострадание, жалость, любовь или ненависть. Не проявляют сложных эмоций как таковых. Так как для их проявления и формирования необходим определенный уровень умственного развития. К волевой деятельности, по этой же причине, не способны в принципе.

Часты импульсивные и неосознанные эмоциональные реакции, аутоагрессия (агрессия направленная на самого себя) – бьют или щипают себя, например. Могут швыряться в окружающих различными предметами без видимых причин, ударить или толкнуть. На порицание никак не реагируют. Могут проявлять излишнее сексуальное возбуждение, выражающееся в бурном и безудержном онанизме. Извращенное обжорство, больные порой поедают даже собственные экскременты.  Если основные потребности не удовлетворены (голод, например), то проявляют агрессию, громко кричат. Наевшись, становятся благодушными и на время успокаиваются. Нравственные нормы не доступны для понимания.

Умственная отсталость может иметь экзогенную природу – обуславливаться патологическим воздействием внешних факторов и эндогенную – обуславливаться воздействием внутриутробных вредностей и наследственной природой (хромосомными нарушениями) на развитие плода.

Причины умственной отсталости

Умственная отсталость достаточно распространена и, невзирая на схожесть клиники, причины её настолько разнообразны, что зачастую диву даешься

При этом нет даже направления, на которое первоочередно стоит обратить внимание из-за того, что факторы провокации способны найтись как с внешним влиянием, так же и при многих внутренних патологиях. Отдельные группы резко и комплексно влияют на умственное развитие малыша, а иные лишь частично

Влияние любой первопричины должно состоятся в материнской маточной утробе, в процессе таинства рождения или в первые 3-и года жизненного цикла индивида.

Наиболее распространены интоксикационные процессы, их влияние, несомненно, оказывает значительное негативное воздействие в качестве первопричины. Когда малыш еще в утробе мамочки, то прием ей препаратов, особенно антибиотиков, противогельминтных, цитостатиков, моноклональных антител, анестетиков, многих нейролептиков, снотворных и многих иных, способен привести к тератогенному эффекту с последующем развитием многих патологий и умственной отсталости. К экзогениям также принадлежит алкоголизм, наркомания, токсикомания, интоксикации при инфекциях также способны так воздействовать.

Многие патологии матери имеют сильнодействующее влияние на развитие частей плода, так называемые, сейчас распространенные ТОРЧ-инфекции, к ним принадлежат: краснуха, герпес вирус, цитомегаловирус, токсоплазмоз и иные. Особенно опасно заразиться этой патологией во время беременности, и иметь острую форму этих патологий, поскольку практически все вирусы проходят плацентарный гематологический барьер и имеют способность поражать плод.

В отдельных случаях осложнения простудных заболеваний, любых бактериальных, скарлатина, и вирусных, а особенно новых недавно обнаруженных вирусов способны привести к подобным последствиям. Хронические патологии у мамы также ведут к подобному исходу, в силу неверного метаболизма, тяжелой дистрофии со снижением кровенаполнения и общих сил организма. Нередко умственную отсталость провоцирует сердечная недостаточность, сахарный диабет.

Гинекологические проблемы, которые впоследствии перерастают в акушерские также могут относиться к первопричинам. Неверное развитие плаценты, старение плаценты, отслойка плаценты, многоплодная беременность с патологическим течением, много- или маловодие.

При травматических выразительных поражениях во время моментов беременности, аварии, падения, нападения, побоев, а также при родах с нюансами и осложнениями, при клинически суженном и узком тазе, неверном ведении родов, применении травматических методов родовспоможения, акушерских щипцов, чрезмерного давления на череп при скорых родах или затяжных также может развиться данная патология. Применение наркоза во время родов с развитием гипоксии также способно развить такое состояние, а также гипоксия плода, нередко вплоть до его ишемии. Гипоксические поражения имеют тяжелое восстановление.

Среди эндогенных факторов важнейшую роль имеет наследственная отягощенность, возраст матери, близкородственные браки, генетические, хромосомные и геномные мутации, которые ведут к патологической закладке в работе органов и мозга. Резус конфликт, как и конфликт групп крови способен приводить к умственной отсталости, если не к мертворожденности. Хромосомные заболевания, генетически проявляющие себя в виде трисомии по 21 хромосомной паре – синдром Дауна, по 18 паре – синдром Эдвардса, по 13 паре – синдром Патау.

Отдельные генные патологии, например фенилкетонурия, способны привести к умственной отсталости из-за накопления токсических метаболитов и нарушения обменом белков. Отсутствие гормонов щитовидной железы, тироксина, трийодтиронина также ведет к развитию умственной отсталости – кретинизму, поскольку у детей до трех лет этот гормон отвечает за развитие мозга. Именно поэтому на эти патологии обследуют сразу же в первые миги после рождения малютки.

Но даже рождение здорового крохи без наличия каких-либо сбоев и аномалий не дает защиты или гарантий в будущем

Очень важно избегать инфекций, особенно менингита в столь юном возрасте из-за риска развития умственной отсталости. Неправильное питание, кахектические включения, травмы, интоксикации, отравления, плохое питания, нелицеприятная экология также способны отравить жизнь малютке и не дать ей шанса влиться в здоровое общество

Симптомы

Симптомы умственной отсталости у детей выражаются в низкой способности при осваивании материала, а также отсутствии либо неадекватной реакции на слова окружающих, слабой памятью. Понимание новой информации усваивается с трудом, ребенок долго учится писать и читать.

Подобные отклонения в психике в течение времени могут восстанавливаться, оставаться на том же уровне либо прогрессировать. При этом эмоциональная выраженность страдает редко. Проявление симптомов напрямую зависит от степени умственной отсталости у детей.

Для легкой степени характерны следующие симптомы:

  1. Недоразвитое логическое мышление.
  2. Отсутствие абстрактного мышления.
  3. Плохая память и быстрое забывание изученного материала.
  4. Невозможность логически рассуждать.
  5. Движения заторможенные либо наоборот очень суматошные.
  6. Заикание.

Для средней степени умственной отсталости у детей характерно следующее:

  1. Маленький словарный запас.
  2. Слабо развитое мышление.
  3. Физическая недоразвитость.
  4. Апатия, слабая выраженность эмоций.
  5. Плохая память, плохо развито воображение.

Тяжелая форма отличается следующими симптомами:

  1. Слишком низкое интеллектуальное развитие.
  2. Несколько слов в словарном запасе (некоторые не разговаривают вовсе).
  3. Неразвита мелкая моторика.
  4. Отсутствие мышления.
  5. Слабая подвижность.
  6. Энурез.

Наблюдаемые признаки умственной отсталости у детей мешают налаживать контакт с окружающими. Все указанные симптомы не единственные, но являются самыми главными.

Симптомы, признаки и характеристика

Как определить умственную отсталость у ребенка? Особенности симптоматики тесно связаны с уровнем интеллекта.

Дебильность

Если IQ находится в верхних границах, распознать патологию у ребенка в раннем возрасте затруднительно. Родители могут заметить, что ребенок поздно начал разговаривать, плохо запоминает цифры, буквы, но эти моменты могут остаться без внимания, так как подобное может быть и вариантом нормы.

Когда малыш попадает в школу, признаки неполноценности проявляются ярче. Он отстает от сверстников, ему сложно научиться писать и читать.

Правила русского языка также даются ему с трудом, а особенно сложным предметом становится математика. Не развивается способность оперировать абстрактными понятиями либо выражена крайне плоско и слабо.

В характере часто преобладает либо добродушие и дружелюбие, часто чрезмерное, либо агрессия, раздражительность, нелюдимость.

У подростков и детей в предподростковом возрасте может наблюдаться повышенная тяга к онанизму.

Они легко попадают под чужое влияние, поэтому могут стать асоциальными, совершать преступления по указу тех, кто ими руководит, склонны к развитию патологических зависимостей (наркомания, алкоголизм, игромания и другие).

Речь замедлена, словарный запас маленький, ребенку крайне сложно пересказать прочитанную информацию. Но в примитивных бытовых моментах дети не испытывают сложностей, поэтому прогноз в плане адаптации обычно положительный.

Имбецильность

Так же, как и в случае с легкой степенью, этот вид умственной отсталости не всегда можно выявить в раннем возрасте.

Если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, родители могут отмечать нарушения еще во младенческом возрасте: малыш апатичен, меньше, чем его сверстники, интересуется игрушками либо не интересуется ими совсем, поздно начинает лепетать и гулить.

Могут отсутствовать эмоциональные реакции при контакте со взрослым, характерные для детей первых месяцев жизни.

Мимика у детей выражена слабо, их лица выглядят застывшими, также они реже моргают. Эту разновидность часто сопровождаются другими нарушениями: уродствами, недоразвитостью внутренних органов.

Отмечаются проблемы с координацией движений. Дети малоактивны, их движения сдержаны, наблюдается скованность, угловатость. Мелкая моторика нарушена, поэтому манипуляции с предметами маленького размера затруднены либо невозможны.

Дети безынициативны, мало интересуются окружающим миром, много едят, рано начинают онанировать, их кругозор крайне ограничен.

Присутствуют выраженные нарушения когнитивных функций — памяти, внимания, воли и других.

Лексикон состоит из 200-300 слов, но речь других людей они воспринимают относительно неплохо. Мышление шаблонное: дети не способны делать самостоятельные выводы и оперируют заученными фактами.

Они плохо запоминают людей, за исключением тех, которые контактируют с ними регулярно, легко внушаемы, быстро привязываются.

Идиотия

Характерные признаки глубокой степени умственной отсталости в возрасте до года:

  • ребенок не интересуется окружающим миром, не контактирует с игрушками, пассивен;
  • эмоциональный ответ при контакте с матерью и другими близкими людьми не наблюдается;
  • практически не запоминает людей;
  • поздно начинает улыбаться, мимика крайне бедна, практически отсутствует;
  • не воспринимает обращенную к нему речь;
  • моторика нарушена.

Такие дети не начинают разговаривать, когнитивные функции серьезно нарушены: внимание рассеяно либо не наблюдается, мышление примитивно либо отсутствует, память практически не развита. Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях

Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов

Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях. Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов.

Эмоциональный интеллект не развит: из их поведения можно вычленить лишь две базовые реакции, возникающие при дискомфорте (агрессия, крик) и при удовлетворении потребностей, получении удовольствия (улыбка).

Дети постоянно тянут руки и предметы в рот, много и активно едят. Обучить их чему-либо крайне затруднительно, они нуждаются в постоянном уходе и контроле.

Классификация

Есть несколько видов патологий психологического развития. Обычно медиками используется для классификации отличий таблица, составленная профессором Лебединской. Здесь всего несколько пунктов, позволяющих без особых сложностей определить вид заболевания, поставить диагноз ЗПРР, после чего назначить специальное лечение.

Благодаря классификации медикам легко определить или аутизм, или нарушения в развитии. Это значительно облегчает воздействие на заболевание – безошибочно поставленный диагноз формы ЗПР позволяет составить индивидуальную схему лечения.

Конституциональная задержка психического развития

Замедление созревания ЦНС – основная причина этого вида патологии конституционального происхождения. Ребенок может отставать по возрасту, вести себя, как присуще младшим детям. Эта особенность обусловлена психическим инфантилизмом.

Особенности задержки – недостаточный объем памяти, слишком слабое внимание. Особенно ярко заметны эти черты, проявляющиеся в школьном возрасте

Если обратиться к врачу раньше, своевременно поставленный прогноз помогает частично устранить часть проявлений в 3-5 лет.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Одно из проявлений, которое встречается чаще всего. ЦОГ развивается на фоне незначительных повреждений головного мозга ребенка или недоразвития одной из частей органа. Задержка развития ребенка 2-х летнего возраста выражается такими признаками:

  • отсутствием активности, эмоциональных проявлений;
  • скудным воображением;
  • трудностями в процессе восприятия;
  • заторможенностью в движениях;
  • непритязательностью.

На выздоровление уходит до нескольких лет, но при условии, что родители строго следовали назначению медиков и упорно занимались с карапузом.

Задержка психического развития соматогенной генезы

Среди самых основных причин торможения психического развития соматогенного происхождения медики называют патологии важных органов в раннем возрасте. Последствия патологий – серьезные поражения нервной системы.

Спровоцировать ЗПР соматогенного происхождения способны такие заболевания:

  • диспепсия (только хроническая);
  • бронхиальная астма;
  • патологии почек;
  • серьезные нарушения в работе сердца или системы;
  • воспалительные процессы в легких.

Соматические заболевания ребенка нужно лечить на ранних стадиях, в противном случае неприятных последствий, связанных с нервной системой или развитием речевых навыков, избежать не получится.

Темповая ЗРР

При темповой ЗРР у малыша наблюдаются ярко выраженные симптомы, среди которых наиболее выделяется полное отсутствие навыков речи в 3-4 года. Также дети в этом возрасте с трудом произносят даже простые звуки, не пытаются воспроизводить их после взрослых. Наблюдать можно и нарушение некоторых функций – малыш старается «разговаривать» жестами и мимикой, не прибегая к речевому общению.

Задержка психического развития психогенной генезы

Еще одна классификация нарушений связана с окружением ребенка. Интеллектуальные процессы замедляются под воздействием жестокости со стороны близких людей, при безразличии или отсутствии воспитательных моментов. В первую очередь изменений претерпевает эмоционально-волевая сфера. Такой малыш обычно отличается не только отклонениями, но и состоянием здоровья – наблюдаются тяжелые заболевания, стремительно развивающиеся патологии.

ЗПРР с элементами аутизма

При отсутствии правильного воздействия на проблему у малыша способны проявиться некоторые черты аутизма, спровоцированные нарушениями психики. Среди них:

  • карапуз отказывается налаживать эмоциональный контакт;
  • проявляется склонность к агрессивным поступкам, нередко малыш пытается причинить вред себе (покусать руки, расцарапать кожу, удариться об пол, стену);
  • покачивания в разные стороны, стоя на месте, хождение по кругу;
  • привыкание к одной игрушке, отсутствие реакции на окружающие предметы;
  • изолированность – ребенок отказывается контактировать со сверстниками, не знает, как себя с ними вести.

Диагноз ставится только после тщательных исследований. Комиссия состоит из специалистов разной квалификации – невропатолога, педиатра, логопеда, психолога.

Основные этапы развития

В жизни ребенка педагогами и психологами выделяются определенные периоды, которые характеризуются заметными качественными перестройками организма.

Развитие человека происходит скачкообразно при переходе от одного этапа к другому. Исходя из традиционной периодизации выделяют:

  1. Младенческий возраст. Это период от самого рождения, который продолжается до года жизни.
  2. Преддошкольное детство. Этот этап начинается после года и длится до 3 лет.
  3. Дошкольное детство. Данный период имеет место от 3 лет до 7.
  4. Возраст младшего школьника – 7-11 лет.
  5. Средний (подростковый) школьный период – 12-15 лет.
  6. Старший (юношеский) школьный этап – 15-18 лет.

Рассмотрим признаки умственной отсталости у детей на начальных этапах их развития.

Профилактика

Профилактика рождения детей с олигофренией начинается с серьезного отношения к своему здоровью будущих родителей. Планируя беременность, родителям рекомендуется обследоваться у специалистов на предмет хронических заболеваний, проконсультироваться у генетиков.

После рождения ребенку нужен постоянный контроль у педиатра. Только в таком случае, при обнаружении отклонений на ранних стадиях, возможно успешное лечение и коррекция проблем. В нашей стране родители не привыкли обращаться к психиатрам и психоневрологам, не понимая, что таким образом могут пропустить момент формирования множества серьезных заболеваний.

Рекомендуем к прочтению: вокальные тики у детей

Родителям важно помнить, что олигофрения поддается лечению. Правильный подход и грамотно разработанная коррекция обеспечит высокий шанс социализации ребенка

Он может научиться самостоятельности, получить образование, устроиться на работу, соответствующую его способностям.

Диагностика

Без точной постановки диагноза, включая упоминание конкретной стадии, правильное лечение организовать невозможно. К диагностированию олигофрении необходимо отнестись очень ответственно, потому что данный диагноз ставится один раз на всю жизнь и никогда не пересматривается. Даже если ребенку удастся выработать правильную модель поведения в обществе, он все равно будет хоть немного отличаться от остальных, поэтому медики склонны считать такое заболевание неизлечимым, лишь хорошо маскируемым.

Первичное диагностирование умственной отсталости проводится методом объективной оценки интеллектуального уровня ребенка. Для этого применяются стандартизированные тесты для определения степени развития интеллекта в числовом выражении. Чаще всего для этих целей используется тест Векслера, а полученные результаты ребенка с подозрением на олигофрению сравнивают с результатами других, здоровых детей его возраста, на основании чего и может быть сделано положительное заключение.

Если два предыдущих метода рассчитаны на тех детей, что уже достигли определенного сознательного возраста, то есть и такие способы диагностики, что позволяют определить олигофрению у плода еще на этапе беременности. Подобная практика обычно рекомендуется (но не является обязательной) для беременных женщин старше 35 лет, поскольку доказано, что именно такие матери в среднем чаще сталкиваются с проблемой олигофрении у новорожденных.

Обычно специалисты анализируют ворсины хориона, а также исследуют , но есть и другие пути – в частности, обыкновенное УЗИ или анализ крови матери на содержание альфа-фетопротеина, а также скрининговое обследование. Такая диагностика не всегда гарантирует стопроцентный положительный результат, но может указывать на его высокую вероятность на том этапе, когда еще не поздно сделать аборт. В таком случае медики обычно рекомендуют прервать беременность, а потом повторно забеременеть, но уже под изначальным присмотром специалистов.

Причины умственной отсталости

К причинам возникновения такой патологии у ребенка относят:

  • Интоксикацию женщины препаратами во время вынашивания плода.
  • Перенесение тяжелых инфекционных болезней во время беременности женщины.
  • Дистрофия матери во время беременности.
  • Различные травмы плода во время вынашивания или во время родовой деятельности. Они могут возникнуть во время сдавливания головы новорожденого или при быстрых родах с участием щипцов.
  • Заражение плода глистами.
  • Наследственный фактор имеет большое значение. К примеру, число хромосом определяет болезнь Дауна, при которой их количество превышено на одну единицу.
  • Воспалительные заболевания мозга плода.
  • Нарушение обмена белков в детском организме может привести к развитию тяжелой формы заболевания.
  • Загрязнение окружающей среды.
  • Употребление матери алкогольных и наркотических веществ во время вынашивания плода.

Как обучать детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью или как раньше говорилось, с имбецильностью?

Глобальные цели и задачи воспитания и обучения таких детей собственно такие же, как и при обучении нормально развивающихся сверстников – это всестороннее развитие личности, охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Кроме умственной отсталости такие дети нередко имеют симптомы различных заболеваний, как психических, так и физических.

Несомненно, при обучении стоит учитывать их особые образовательные потребности:

  • Коррекционное направление образования обучающихся с УО должно реализовываться начиная с дошкольного периода.
  • Учебные программы должны быть адаптированы под особенности психофизического развития обучающихся.
  • Коррекционно-развивающее направление образования должно быть обязательным на протяжении всего периода обучения. Причем его реализация должна быть осуществлена не только в предметных областях, но и во время внеурочной деятельности, коррекционных занятиях (которые в обязательном порядке включены в учебный план образования обучающихся с УО).

Вся педагогическая работа должна быть направлена на своевременное выявление возможностей развития таких детей. Требуются совместные усилия родителей и педагогов для разработки и поиска новых, более успешных форм воспитания и образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью для их успешной (с учетом их уровня развития) социализации.

Профилактика

При должном стремлении родители могут минимизировать вероятность развития умственной отсталости у ребенка еще до того, как он родится. В первую очередь, необходимо планировать беременность только в том случае, когда оба потенциальных родителя здоровы.

Матери строго-настрого запрещено употребление алкоголя и наркотиков психотропной группы как во время беременности, так и до нее.

Совершенно не лишним будет также вместе пройти обследование с целью выявления возможных хронических заболеваний, провести генные исследования.

Для общей нормализации всех функций организма может подойти даже специальная диета – сбалансированная на этапе подготовки к беременности, и максимально питательная, но без вредных составляющих уже во время вынашивания.

После рождения ребенка следует понимать, что поход к врачу может быть и профилактическим, а не обязательно спровоцированным явным наличием проблем со здоровьем. Любую болезнь проще остановить на этапе, когда она еще не успела приобрести критические формы, поэтому даже если ребенок кажется совершенно здоровым, его периодически нужно водить к врачу, чтобы лишний раз подтвердить отличное состояние его здоровья или вовремя выявить любые подозрительные симптомы.

О том, каковы особенности и лечение умственной отсталости, смотрите в следующем видео.

Диагностика

При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации. Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).

Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики. В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.

При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке :

  1. Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
  2. Расстройство абстрактного мышления.
  3. Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
  4. Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
  5. Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
  6. Признаки социальной дезадаптации.

Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.

Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они?

Эти дети (большинство из них) уже годам к 7 способны общаться со взрослыми, исходя из своих потребностей и окружающей социальной среды.  Могут проявлять живой интерес к происходящему, если, конечно, нет перегрузки событиями. То есть они могут быть включены в простые жизненные ситуации. Способны выслушивать объяснения, но самостоятельно действовать могут крайне редко. Чаще всего нужна направляющая и организующая помощь взрослого.

К самостоятельной деятельности способны в ограниченном объеме. Если только какие-то действия уже много раз повторены и продемонстрированы взрослым на своем примере. Способны дать простую словесную (если владеют речью) оценку своей деятельности на основе предоставленного им образца.

Например, ребенку поручено собрать пирамидку из 3 деталей исходя из их размера – от большей до меньшей. Ребенок складывает пирамидку без учета размера. Взрослый тут же, при ребенке собирает такую же пирамидку, но уже с учетом размера деталей. И спрашивает, правильно ли ребенок собрал свою. Ребенок обычно говорит «да» или «нет». Но такое действие может понадобиться повторить не один раз, чтобы добиться от ребенка нужного результата.

Виды патологии

Умственная отсталость является таким состоянием, когда у пациента страдают все когнитивные функции и наблюдается психическая неполноценность, не позволяющая ребенку адаптироваться в социальном плане наравне с его сверстниками.

Определение степени данной патологии является необходимым не только с диагностической, но и с прогностической целью. Именно поэтому в современной медицине используется унифицированная шкала, позволяющая дать оценку интеллекта (IQ), позволяющая выявить степень патологии и выразить ее при помощи баллов. Полученные результаты распределяются следующим образом:

  • до 20 баллов — говорят об очень тяжелом отставании ребенка в развитии;
  • 20-34 – о тяжелой степени;
  • от 35 до 49 указывает на умеренную степень отставания интеллектуального развития;
  • от 50 баллов до 69 говорят о легкой степени отставания от сверстников.

Дополнительно к этому оценивается поведение ребенка и выявляются сопутствующие психические расстройства. От результатов таких обследований и будет зависеть либо возможность пациента адаптироваться в обществе, либо указания к специализированному лечению, рекомендации по постоянному уходу.

Ранее существовала несколько иная шкала, с помощью которой проводилась оценка интеллекта. Она предполагала использование таких терминов, как олигофрения и дебильность, а также имбецильность. Та или другая степень, характерная для умственной отсталости, также находились в зависимости от IQ. Однако прежняя шкала оценок не отражала весь спектр вариантов подобного явления. С ее помощью можно было лишь частично указать на степени сочетания психических нарушений, происходящих на фоне снижения интеллекта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: