Навязчивые движения у детей

Ругать или нет

Некоторые мамы и папы, когда замечают навязчивые действия у ребенка, начинают его за это ругать. Делать этого не стоит. Если ребенок кусает губы или грызет ногти, значит в этот момент его что-то сильно беспокоит или пугает. Попробуйте поговорить с ним спокойно, спросить, что его так опечалило. Не нужно ругать его и за другие движения или действия. Ведь они повторяются непроизвольно.

Уделяйте ребенку больше времени, ограничивайте его пребывание за компьютером и перед телевизором. Будет лучше, если вы проведете время всей семьей. Можно сходить вместе в парк или выехать на природу, вечером предложите ребенку сыграть в настольную игру или нарисовать совместный рисунок. Он будет очень рад делать что-то вместе с мамой и папой. Это непременно пойдет на пользу семейным взаимоотношениям. Подобные действия часто сближают не только детей и родителей, но и маму с папой.

Навязчивые движения у ребенка

→ Навязчивые движения у ребенка

Ребенок вдруг начал постоянно повторять однообразные движения? Он грызет ногти, раскачивается или мотает головой без видимых на то причин? Навязчивые движения у детей – это достаточно распространенное явление, которое настораживает родителей. Как распознать синдром навязчивых движений? Что является его причиной, и какие дети наиболее подвержены синдрому?

Синдром навязчивых движений у детей

Зачастую навязчивые движения возникают у детей, которые подвержены стрессу, переживают сложный период адаптации в коллективе (например, в детском саду) или конфликты в семье. Но в некоторых случаях синдром возникает на фоне полного внешнего благополучия, казалось бы, беспричинно

В этих случаях особенно важно установить причину состояния и своевременно ее устранить

Невроз навязчивых движений представляет собой не отдельно взятую болезнь, а целый комплекс нарушений психического и эмоционального плана. Эти движения не мотивированны, малышу не всегда удается держать их под контролем

Очень важно при возникновении синдрома обратиться за консультацией детского невролога, чтобы избежать последствий

Причины навязчивых движений у детей

Навязчивые движения – это одно из многочисленных проявлений обсессивно-компульсивного расстройства. И причин, по которым они могут возникать существует достаточно много. Диагностику состояния осложняет еще и тот факт, что синдром навязчивых движений у детей малоизучен.

Чаще всего навязчивыми движениями страдают нерешительные, тихие дети, которые плохо справляются с переживанием страхов и сложных жизненных ситуаций. Такие дети более подвержены неврозам, они капризны, обладают плохим аппетитом и легко утомляются.

Основные причины навязчивых движений у детей:

  • Травмирующие психику ситуации: семейные конфликты, происшествия и т.п.
  • Пережитый сильный стресс или испуг
  • Постоянное непонимание со стороны взрослых
  • Резкое изменение привычного уклада жизни или распорядка дня.

Часто навязчивые движения путают с нервным тиком. Эти состояния довольно схожи, однако имеют разные причины.

Симптомы нервного тика у детей

Нервный тик – это быстрое сокращение мышц, которое невозможно контролировать. Он происходит из-за того, что мозг дает мышцам неправильную команду. Яркий пример нервного тика – непроизвольное моргание.

Навязчивые движения – это постоянное повторение какого-либо действия. Например, ребенок постоянно покашливает, шмыгает носом или закусывает губу. Повторение действий создает некую иллюзию покоя, что приносит незначительное удовлетворение нервной системе малыша.

Кстати! Модная современная игрушка – спиннер – это не что иное, как инструмент, благодаря которому можно повторять стереотипные движения. Именно в этом заключается секрет его популярности.

Основные признаки нервного тика у детей:

  • Причмокивание и громкое сопение
  • Щелкание языком
  • Громкое дыхание
  • Повторно произносимые ругательства
  • Гримасы или ужимки
  • Бесконтрольное движение век или мышц лица
  • Подергивание конечностями.

Причины недержания мочи у детей

У новорожденных малышей нервная система развивается постепенно, и поэтому процесс мочеиспускания они контролировать не умеют. Рефлекс вырабатывается обычно к 4-5 годам, однако этот процесс очень индивидуален

Обратить пристальное внимание на недержание стоит, если и при достижении 6-8 лет ребенок не может привыкнуть к горшку или туалету

Наиболее распространенная причина недержания – психологическая травма. Даже ссора в семье или конфликт в детском саду могут спровоцировать нарушение в здоровье. Однако, существует ряд заболеваний и сбоев, сигналом которых может быть недержание, поэтому в случае его возникновения нужно обратиться за консультацией к врачу.

Причины энуреза могут отличаться в зависимости от пола и возраста ребенка. Кроме того, ночное и дневное недержание могут быть разного происхождения.

Недержание мочи у детей ночью и днем

У мальчиков

У девочек

Дневное недержание

Заболевания мочеполовой системы, недоразвитие волевой сферы, заболевания головного мозга и другое.

Ночное недержание

Гиперактивность или гиперопека со стороны родителей, нехватка внимания, стрессы и травмы, патологии головного мозга, вызывающие нехватку гормона роста, аллергия, воспалительные процессы почек и мочевого пузыря, недоношенность, травмы мозга и др.

Психологические травмы, слишком крепкий сон, обильное питье, инфекции мочеиспускательной системы, травмы, отставание в развитии.

Точную причину недержания мочи поможет становить только специалист, опираясь на результаты исследований.

Действия родителей

В решении данной проблемы не стоит полагаться только на помощь специалиста. Нужно также предпринимать какие-то действия и самим родителям. Можно попробовать лечение невроза навязчивых состояний у детей в домашних условиях, используя народные средства борьбы с такими недугами, но делать это можно только после консультации со специалистами.

  • Рекомендуется готовить отвары из мяты, ромашки, корня валерианы, чтобы привести нервную систему малыша в норму.
  • Перед сном ребенку можно давать медовый напиток, чтобы его сон был крепче и спокойнее.
  • Вечером ребенку готовят успокаивающие ванны с добавлением ромашки или календулы.
  • Родители также должны вести постоянную работу над собственным поведением, пересмотреть взаимоотношения в семье.
  • Рекомендуется перед сном читать ребенку сказки с хорошим концом.
  • Можно включить для ребенка музыку и предложить ему потанцевать. Так он сможет выплеснуть все накопившиеся за день эмоции.
  • Попробуйте порисовать с детьми. Многим деткам нравится излагать на бумаге свое внутреннее состояние.
  • Порадуйте ребенка его любимыми блюдами.

Хотелось бы подробнее остановиться на приготовлении отваров и настоев.

Для приготовления медового напитка вам понадобятся: 500 миллилитров кипяченой теплой воды и шестьдесят грамм натурального меда. По сто пятьдесят грамм полученной жидкости необходимо выпивать в три приема. Первые результаты можно будет заметить через неделю.

Травяные настои. На одну чайную ложку мяты понадобится стакан кипятка. Травку заливают и дают настояться минут двадцать. Принимают по полстакана настоя два раза в день. Чтобы немного улучшить вкус, можно добавить чайную ложку меда.

Также эффективен настой из валерианы. Для его приготовления берут две столовые ложки сухих измельченных корней валерианы и заливают двумя стаканами холодной воды, а затем ставят на огонь. Доводят до кипения, снимают с огня и дают постоять около двадцати минут. Полученный процеженный настой принимают два раза в день. За один прием необходимо выпить полстакана средства.

Ромашку заваривают, как обычный чай. Для ванны требуется залить 3 с горкой ст. ложки сухой травы в 500 мл крутого кипятка, дать постоять, отфильтровать фрагменты травы, а оставшуюся жидкость добавить в ванну.

При диагностировании невроза навязчивых состояний, отзывы, как избавиться самостоятельно от недуга, могут пригодиться. Изучив их, родители смогут узнать много нового от людей, которые уже прошли через это. На женских форумах нередко поднимается тема относительно лечения данного недуга. Мамочки оставляют хорошие отзывы о лечении народными средствами.

Многие из них рекомендуют использовать настои из мяты и валерианы, поскольку они хорошо помогают. Также родители советуют регулярно давать ребенку медовую водичку перед сном. Поскольку она успокаивает малыша, нормализует сон, избавляет от тревожных мыслей. Даже мамы здоровых детей, которые никогда не болели неврозами, рекомендуют давать такую воду. Навредить она не сможет, зато станет хорошей профилактикой неврозам и другим расстройствам психики.

Также в своих отзывах родители хорошо отзываются о занятиях психолога с их ребенком. Некоторые мамы отмечают, что консультации со специалистом помогли им наладить с малышом доверительные отношения, что благоприятно повлияло на микроклимат в семье.

Классификация состояния по возрасту

Эта классификация является одной из самых эффективных, потому что позволяет проследить причины, выяснить последствия и чётко обозначить пути решения проблемы.

Тревожность новорождённых

Беременная женщина передаёт своему малышу не только своё физическое здоровье. Психическое состояние будущей матери тоже самым непосредственным образом отражается на ребёнке. Если новорожденный нервничает, то стоит вспомнить, как вела себя его мама. Для грудничка в возрасте до 1 года нет человека ближе мамы, без неё мир кажется опасным. В задачу матери в этот период входит одновременно и частое нахождение с новорожденным (надо брать его на руки и прижимать к груди) и постепенное знакомство его с внешним миром.

Примерно в 8 месяцев можно увидеть, свойственна малышу тревожность или нет. Её явные признаки:

  • постоянный плач;
  • отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • невозможность пребывать долго в одном положении.

Если не начать разбираться в причинах, то высокий уровень тревоги сохранится на всю жизнь.

Тревожность дошкольников

Тревожность у дошкольников (в возрасте от 2 до 7 лет) часто появляется, когда они отправляются в детский сад. Если там они плохо спят, отказываются от еды, капризничают без причины, не участвуют в общих мероприятиях, не могут выстроить отношений с другими детьми и воспитателем, то признаки тревожности налицо. А идут они из семьи, где малышу уделяется мало внимания.

Мама и папа не могут выстроить доверительных отношений с ним. Ребёнок остро нуждается в маме, которая неправильно выполнила свою сепарационную задачу, поэтому в детском саду он замкнутый и тихий, а иногда плачет и ждёт маму.

Помочь ребёнку справиться с тревожностью в дошкольном возрасте можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Мама и папа должны уделять ребёнку достаточно внимания, когда они вместе находятся дома: играть, читать, полезно привлекать дошкольников к посильному домашнему труду.

Также рекомендуется по возможности завести домашнее животное и ухаживать за ним совместно, это сблизит взрослых и детей. Воспитатели дошкольных учреждений должны следить, чтобы такой малыш активно участвовал во всех мероприятиях, не чувствовал себя заброшенным.

Тревожность в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте возникает масса дополнительных факторов, ведущих к повышенной тревожности. Обычно в 7 лет ребёнок идёт в школу, тогда для него полностью меняется жизнь, не все ребята могут успешно приспособиться к этому. Симптомы тревожности у мальчиков проявляются раньше, чем у девочек. Первые симптомы можно заметить спустя 1,5-2 месяца после начала учёбы, среди них:

  • быстрая утомляемость;
  • сниженная концентрация внимания;
  • плохая успеваемость;
  • конфликты с учителями и одноклассниками;
  • беспокойство;
  • застенчивость.

На всё это накладываются физические симптомы. Причины носят естественный характер — незнакомый коллектив, новый режим дня, резкое увеличение нагрузки, повышенная ответственность. Справиться с тревожностью в младшем школьном возрасте возможно при активном участии учителей и родителей в жизни ребёнка.

Их задача — дать ему понять, что они с ним, готовы его поддержать при любой неудаче. Нельзя говорить младшему школьнику: «ты уже большой, все игры и развлечения нужно оставить». Следует помочь ребёнку грамотно распределять время.

Тревожность у подростков

Тревожность у ребенка может проявиться и в возрасте 12-13 лет. Они продолжают учиться в школе, но часто их беспокойства носят недетский характер: первая любовь, уличные компании, получение дальнейшего образования.

На ситуацию оказывают влияние и гормональная перестройка организма. Родители отмечают, что подростки часто становятся неуправляемыми, поговорить с ними становится затруднительно. В этом случае приходится обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет научить:

преодолевать школьную тревожность из-за экзаменов и повышенных нагрузок;
управлять собственными эмоциями;
переключать внимание с одного предмета на другой;
взаимодействовать с разными типами людей.

Но сначала потребуется детальная диагностика, позволяющая определить уровень тревожности. В качестве диагностики часто применяются тесты.

Осложнения

Большая опасность невроза навязчивых состояний заключается в том, что заболевание протекает довольно долго, а также имеет некоторые осложнения. Чаще так происходит с теми детками, чьи родители не посчитали нужным обратиться за помощью. Из-за подобного поведения взрослых у ребенка появятся серьезные личностные изменения, избавиться от которых будет уже невозможно. А некоторые симптомы могут навредить малышу и его физическому здоровью.

  • Есть дети, которые начинают грызть ногти во время невроза. Многие сгрызают свою ногтевую пластину до крови.
  • Другие детки предпочитают кусать губы.
  • Некоторые теребят молнии, крутят пуговицы, тем самым портя одежду.

От родителей к детям

Ни для кого не секрет, что дети очень часто «зеркалят» поведение и эмоции родителей. Если родители часто тревожатся и переживают, это обязательно скажется и на поведении детей. Такая мама будет постоянно транслировать ребенку мысль, что что-то не так, заставляя его нервничать и переживать. В итоге дети часто расстраиваются из-за каждой мелочи и очень неуверенны в себе. Из таких тревожных детей вырастают такие же тревожные взрослые.

Важно: когда ребенок тревожится и вы успокаиваете его словами и советами, то не даете возможности развить внутреннюю уверенность. Вместо этого предложите ему найти ответ внутри себя: «Кажется, ты стал слишком забывчив, мы уже говорили на эту тему, попытайся вспомнить»

Так вы поможете сформировать внутреннюю уверенность.

С чем могут сочетаться навязчивые движения

У маленьких детей симптомы расстройства в большинстве случаев проявляются самостоятельно. Может наблюдаться постоянное повторение какого-либо одного либо сразу нескольких признаков.

Что касается детей школьного возраста, то у них навязчивые движения могут сопровождаться энурезом, заиканием или невротической бессонницей. В особенности это касается невроза ожидания, который проявляется в результате страха совершить ошибку (например, при ответе возле доски и так далее). При этом навязчивые движения у ребёнка могут сопровождаться тиком в виде покашливаний, шмыганья носом, миганий, хмыканья. Их усиление обычно наблюдается во время волнения, страха, переживаний, тревоги.

Патогенез

Тревогу можно считать расплывчатым, длительным и смутным страхом, вызванным потенциально опасными будущими событиями или неблагоприятным их развитием. Несмотря на то, что реальной опасности еще нет и может не возникнуть, человек её как бы ждёт, беспокоится, но не знает как с ней справиться. Исследователи состояния тревожности предполагают, что оно состоит из комбинации таких чувств как страх, печаль, стыд и вина и является признаком стресса. Благодаря уровню тревожности можно определить индивидуальную чувствительность к стрессовым ситуациям.

В основе тревоги как формы страха лежит патологический ход мыслей: сначала находится из личного или чужого прошлого опыта пример неблагоприятных происшествий либо опасных событий, который переносится в свою будущую реальность. Например, если человек увидел собаку и у него есть тревожное воспоминание как его или кого-то из знакомых кусала собака, то у него может возникнуть страх повторения подобной ситуации. Причем достаточно чтобы такое событие было выдумкой. Таким образом могут формироваться абсурдные страхи, которые имеют не менее сильное негативное влияние на психическое состояние и поведение. Известны случаи, когда человек не может уснуть из-за страха, возникшего после просмотра триллера или фильма ужасов на ночь. Хотя есть осознание, что фильм — всего лишь плод воображения сценариста, а монстры — результат компьютерной графики, но чувство тревоги все равно не пропадает.

В состоянии выраженной тревоги можно выделить два компонента:

  • физиологические ощущения – сильное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тошнота;
  • личное осознание повышенной тревожности.

Тревога как биологическая защитная реакция, способна повысить выживание вида, являясь сигналом угрозы, что приводит организм к решению действия «бегства или сражения». Таким образом, надвигающаяся опасность заставляет особу принять меры для того, чтобы справиться с ней. Состояние может сопровождаться эмоционально-аффективными, мотивационными, вегетативными, мышечными и эндокринными изменениями.
Тревожность в некоторых случаях может усиливаться чувством стыда, то есть беспокойством, что другие могут увидеть, что человек чего-то боится. Одним из аспектов «тревожного» мышления также является его выборочность: склонность к выбору определённых тем из окружающей жизни и игнорирование остальных как способ доказать свою правоту в определении ситуации как «устрашающей», либо, напротив – рассмотрение тревоги как напрасной и неоправданной.

Состояние тревоги и беспокойства может приводить к спутанности сознания, расстройствам восприятия, причем не только пространства и времени, но и межличностных отношений, и значимости событий. В итоге, если не устранен объект тревоги, то он со временем перестает в страх. Хронизация процесса может привести ко вторичным расстройствам (агорафобии, депрессии, ипохондрии и т.д.) и неврозам.

Медикаментозная терапия

Если патологический процесс протекает в острой форме, то лечение невроза проводится с применением медикаментозных препаратов. Пациентам рекомендован прием:

Антидепрессанты

Действие препаратов положительно отображается на психоэмоциональном состоянии человека. При использовании лекарств у ребенка купируется страх, тревожность, паническая атака.  Благодаря медикаментам устраняется патологическая сосредоточенность на определенных действиях и мыслях. Препараты применяются для купирования вегетативных нарушений.

Лечение заболевания может проводиться Гуморилом, Бефолом, Амитриптилином. Прием медикаментов начинается с минимальной дозировки. При возникновении необходимости ее увеличивают только после предварительной консультации с врачом.

Транквилизаторы

Препараты характеризуются наличием снотворного действия, поэтому их широко применяют при бессоннице. Рекомендовано использование лекарств для борьбы с тревожностью, так как они обладают успокаивающим эффектом. Если у ребенка наблюдается страх и нарастающая тревожность, то им прописывают лекарства этой группы.

Терапия патологического процесса проводится Феназепамом, Диазепамом, Мебутаматом. Препараты могут иметь негативное отображение на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, то их применение рекомендуется в крайне редких случаях и по назначению врача.

Нейролептики

Препараты характеризуются наличием выраженного антипсихотического действия, поэтому рекомендовано их применение при неврозах разнообразного генеза. Благодаря универсальному составу лекарств в период их применения купируется чувство страха,  что приводит к снятию напряжения. С помощью лекарств проводится борьба с угнетенным психоэмоциональным состоянием.

Во избежание развития побочных эффектов рекомендовано, чтобы лекарства подбирались для ребенка доктором.

Ноотропные средства

Применение лекарств рекомендуется только на начальной стадии развития патологического процесса.  Благодаря медикаментам обеспечивается стойкость психики человека к разнообразным психотравмирующим ситуациям. Применение медикаментов рекомендуется для улучшения памяти и концентрации внимания.

Препараты обладают слабо выраженным антидепрессивным эффектом, что позволяет их использовать при психомоторной заторможенности. Действие лекарств направлено на насыщение головного мозга ребенка и улучшить состояние пациента.

1 Влияние беспокойства на здоровье

Специалисты утверждают, что чаще всего причинами болезней становятся следующие эмоции:

  • злость;
  • обида;
  • зависть;
  • страхи;
  • постоянное беспокойство и тревога из-за навязчивых мыслей.

Причинами тревожных переживаний и навязчивых мыслей о неудачах и ужасах, которые могут произойти, часто являются эмоциональные потрясения, случившиеся в прошлом. Они могут быть основаны на боязни повторения неприятной ситуации и незнании, как из нее выйти. Но подобные мысли могут рождаться и беспочвенно, у абсолютно здоровых людей. Накапливаясь, тревоги приводят к нервному напряжению, в котором нарушается прежде всего работа пищеварительной системы. Самая распространенная патология, появляющаяся в результате нестабильного эмоционального состояния, — язвы желудка.

На втором месте «нервных» болезней — расстройства работы сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, постоянные стрессы и плохие мысли провоцируют появление следующих проблем:

  1. 1. Зависимости: алкогольной, наркотической, пищевой.
  2. 2. Лишнего веса, который появляется вследствие переедания или постоянного выделения большого количества гормона кортизола. Во время эмоционального потрясения кортизол выбрасывается в кровь для того, чтобы помочь организму справиться с трудностями. Но если стресс продолжительный, то этот гормон затормаживает обменные процессы.
  3. 3. Заболеваний половой системы из-за гормональных всплесков. У женщин нарушается гормональный цикл, микрофлора половых органов, могут появляться новообразования. У мужчин снижается потенция и ухудшается качество спермы.
  4. 4. Снижается общий иммунитет, организм становится более подвержен поражению инфекциями и бактериями.
  5. 5. Возникают психические проблемы, вызванные депрессиями: комплексы, фобии, суицидальные наклонности, серьезные душевные заболевания, в том числе и обсессивно-компульсивное расстройство.

Профилактика и коррекция тревожности у детей

Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.

Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.

Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.

Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:

повышение самооценки;

обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;

снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.

Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.

Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.

Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.

Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.

Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.

В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».

Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.

Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Как помочь подростку при повышенной тревожности

В домашних условиях родители могут попробовать выполнить с ребенком задание, которое выделит и подкрепит его уверенность, а также приглушит страх перед каким-либо действием.

Например, вы не можете уговорить ребенка начать заниматься тем или иным делом. Попросите его вообразить себя маленьким ребенком, который способен на те или иные действия гораздо в меньшей мере, чем он. Как пример, не научился считать, писать или по-просту не знает алфавит. После пусть вообразит себя ребенком, для которого под силу решение этого задания. Таким образом, он убедится, что он способнее неумехи и если приложить усилия, то он справится с заданием.

Также помогите разобрать такие нюансы как «могу» и «не могу». Попросите ребенка объяснить самому себе, в чем является его неспособность и после выделить то, что на данный момент он может сделать. Покажите то, как близко он приблизится к результату, приложив старания. Объясняя при этом ребенку, что каждый в силу своей индивидуальности может не всегда справиться с каким-либо заданием, но если прилагать усилия то можно достигнуть желаемого результата.

Помощь такому ребенку может быть разнообразна. И если не смотря на хороший микроклимат в семье, а также старания родителей, повышенная тревожность продолжает беспокоить ребенка (подростка), обращайтесь за помощью к психологу, психотерапевту. Эти специалисты помогут решить психологические проблемы у вашего ребенка, и тревога уйдет, а на его устах снова появится улыбка! Но если у подростка будут оставаться вышеуказанные болезненные проявления — обращайтесь к психиатру. Не надо бояться. Только специалист может по-настоящему помочь в решении проблемы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: