Причины страхов у ребенка
1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.
Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».
Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.
Возраст родителей тоже играет не последнюю роль. Чем старше родители, тем сильнее они проявляют беспокойство за жизнь и здоровье ребенка.
2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.
Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.
3. Эмоциональная «холодность» родителей.
У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.
4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.
Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.
5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.
Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.
6. Психические расстройства.
Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.
Классификация детских страхов
Детские страхи имеют определенные особенности проявления, присущую им силу и причины появления, длительность. На основе этих факторов выделают следующую классификацию:
- Сверхценные страхи вызваны фантазией ребенка. Этот вид страхов самый распространенный. Малышу может казаться, что в темноте полно монстров и чудовищ. Кроха начинает опасаться за жизнь родителей.
- Навязчивые страхи связаны с определенной жизненной ситуацией. К примеру, ребенок однажды застрял в лифте и теперь боится в него заходить.
- Бредовые (необъяснимые) страхи. Причина таких страхов понять трудно. Их наличие указывает на проблемы с психикой у малыша. Например, ребенок может бояться рисовать карандашами или надевать определенную одежду. Не паникуйте, если заметили такой страх, попробуйте разобраться, в чем же причина. Возможно, однажды во время рисования карандашом ребенок упал со стула и больно ударился.
Страх смерти у подростков
Впервые страх смерти возникает в 3–5 лет как симптом пробуждающегося самосознания. В подростковом возрасте окончательно оформляется способность оперировать абстрактными понятиями, формируется логика взрослого. Объяснения о феномене смерти, полученные в детстве, уже не удовлетворяют подростка. Он полностью осознает неизбежность перспективы однажды умереть, исчезнуть.
Страх смерти может проявляться в повышенном интересе к данной теме, в ношении одежды и аксессуаров с соответствующей символикой (черепа, кресты). Ребенок может бороться с тревогой, глумясь над смертью, бросая ей вызов. Отсюда любовь к фильмам ужасов, увлечение компьютерными играми с обилием жестокости, тяга к экстремальным развлечениям. Безрассудно рискуя своей жизнью и здоровьем, ребенок пытается добиться ощущения превосходства над смертью, вернуть себе чувство контроля.
Страх или тревожность?
Если страхов очень много, можно предположить наличие тревожности. Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических, существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Единичные, не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Тревога состоит из множества эмоций, ключевой является страх, но могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина, и пр. Как правило, тревога вызывается не наличием опасности, а отсутствием возможности эту опасность избежать. Источник опасности может быть неосознаваем. Обычно повышенная тревожность характерна для людей, ожидающих неблагополучного развития событий, неуверенных в себе и своих силах.
Дети с повышенной тревожностью особенно нуждаются в повышении самооценки и чутком обращении. Родителям нужно использовать как можно меньше критики и как можно больше похвалы в оценке их способностей и действий.
Важно помнить, что любой страх является нормой до тех пор, пока он обоснован и не влияет на жизнь человека
Страх воды
Зачастую отмечаются два вида страхов перед водой. К первому относится страх мыться под душем или в ванне. Эта боязнь возникает с начала обучения ежедневным купаниям, однако бывает, что малыш до этого купающийся с радостью внезапно перестает любить это занятие: плачет при упоминании о необходимости принимать ванну. Наиболее тяжело малыши переносят мытье головы (четверо из пяти малышей не любит эту процедуру).
Второй вид страха воды – это страх перед водоемами (озерами, морем, широкой рекой). Малыши могут растеряться перед обилием песка и воды, больших волн, а также большого количества людей, визга и шума детворы. Для малышей это может послужить сигналом тревоги.
Страх маленьких детей перед водой проходит постепенно сам по мере взросления. Дети зачастую боятся не утонуть, а определенных свойств воды (волн, силы течения, температуры).
Как преодолеть страх воды? Родителям важно разобраться, чего именно боится малыш, при этом сдерживать свое раздражение, запастись терпением и не употреблять при ребенке обидных слов (неряха, трусишка, грязнуля). Не старайтесь насильственным путем окунать малыша в реку, специально заставлять стоять под душем, поскольку это только усугубит ситуацию и укоренит страх
Однозначно не следует отказываться от мытья головы, а так же других гигиенических процедур, но сделать это необходимо с минимальной травмой. Для этого соблюдайте комфортный температурный режим (температура воды 37-40 градусов), хороший шампунь «без слез». Для купания пусть малыш сам подбирает игрушки, предложите игрушки-брызгалки, пусть покупает куклу, вымоет ей голову, помоет игрушечные машины. Предложите ребенку полить цветы. Такие простые действия помогут детям освоиться и привыкнуть постепенно к воде, при этом не бояться ее.
Лечение
Любой человек способен научиться преодолевать повседневное беспокойство самостоятельно, но повышенная социальная тревожность должна искореняться при помощи профессиональных психотерапевтических мероприятий, из которых наиболее результативными считаются когнитивно-поведенческие техники.
Коррекционные методы подбираются индивидуально, терапевт основывается на потребностях клиента. При этом за основу берутся такие факторы, как уровень тяжести социальной тревожности, степень сторонящегося поведения, анамнез, наличие предшествующего лечения, расположенность клиента содействовать терапевтическому процессу, сопутствующие недуги.
Основная цель коррекционной стратегии заключается в минимизации волнения при прохождении социальных ситуаций, дабы расстройство не ограничивало социальную жизнедеятельность пациента.
Традиционная терапия направлена на столкновение клиента с социальным взаимодействием и повышение удовлетворения, чувства успешности при решении описываемых проблем. Как правило, терапевтический процесс совершается в группе, поскольку это способствует возможности получения первичного опыта отдельными членами, а также практике базисных социальных навыков, отрабатывающихся после сеансов самостоятельно в естественной среде.
Терапия социофобии предполагает применение нижеследующих методик: психообразования (информирование и поддержка для лучшего понимания недуга и эффективного его преодоления) о социофобии и коррекционных методах, тренировку социальных умений, когнитивной работы с беспокойными думами, воздействие пугающих ситуаций в представлении пациента и в натуральных условиях.
Также стратегия терапии нередко дополняется обучением аутогенной тренировки либо мышечной релаксации.
Помимо приведённого подхода эффективными считаются гешталь-терапия, основанная на постановке клиентами экспериментов и наблюдении за выявляемыми феноменами, методика десенсибилизации (систематическое поэтапное снижение чувствительности пациентов к ситуациям, порождающим тревожность), рациональная психотерапия (рассматриваются алогичные установки), ролевые игры.
Приведённые методики способствуют устранению негативных мыслей, психологического дискомфорта, неприятных ощущений, дабы в дальнейшем клиент имел возможность полностью преодолеть социальную боязнь.
Также неплохие результаты в ликвидации данной вариации фобии показали гипнотехники, позволяющие оказывать непосредственное воздействие на психические процессы, сознание. Здесь происходит внушение клиентам абсолютно свежих взглядов и установок. Пациент начинает рассматривать собственную личность иначе, что существенно позволяет трансформировать отношение к социальному взаимодействию и окружению.
Лечение социальной тревожности может основываться и на медикаментозном воздействии. Фармакопейная терапевтическая стратегия бывает краткосрочной и продолжительной, что обусловлено выбором лекарственного препарата.
Медикаментозная программа терапии расстройства социальной тревожности, как правило, включает назначение: антиконвульсантов, психотропов, успокоительных препаратов, анксиолитиков, снотворных веществ.
Не следует относиться к наличию описываемого варианта фобии, как к окончательному вердикту, отменяющему полноценное гармоничное бытие. В борьбе с данным расстройством главное не страшиться обратиться за специализированной помощью. Ведь людей, страдающих данной вариацией фобии, достаточно много.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Когда нужно обращаться к врачу
Многие родители не склонны думать, что возбужденное состояние их детей, приступы тревоги и паники могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Но это не так
Несмотря на скрытность многих подростков, важно научиться выявлять симптомы страхов, чтобы своевременно обратиться к врачу
Психология включает в себя многочисленное количество методов выявления страхов и их коррекции. Но главная задача в поиске проблемы всегда лежит на плечах близких людей подростка – его родителей. Стоит задуматься о посещении врача, если подросток:
- страдает от чрезмерной интенсивности проявления страхов,
- чувствует себя плохо от воздействия страха,
- испытывает неадекватную реакцию на предмет, к которому у него появилась боязнь.
По мнению психологов, с остальными проявлениями фобий подросток может справиться и самостоятельно (или с помощью близких). Чаще всего проявление тревоги и паники быстро проходит, если ребенок не будет держать в себе мучащие его проблемы. Родители должны помочь своему сыну или дочери проанализировать объекты страха и побороть их.
Посещение психолога поможет побороть страхи
Средства от беспокойства
Специалисты в этой области могут рекомендовать различные природные лекарства для взволнованности, поскольку лечение очень специфично для человека. Согласно Медицинскому центру Университета Мэриленда, некоторые средства включают:
- Aconitum — для тревоги, сопровождаемой нерегулярным или сильным пульсом, одышкой или страхом смерти.
- Albom Arsenicum — для чрезмерной тревоги, которая не имеет четкой причины и сопровождается беспокойством, особенно после полуночи. Он также может использоваться для перфекционистов, включая детей, которые беспокоятся обо всем.
- Фосфор — для надвигающегося чувства обреченности и беспокойства, когда человек один. И также используется для впечатлительных взрослых и детей, на которых легко влияет смятение других людей.
- Lycopodium — для повышения производительности и прочих типов беспокойства у тех, кто небезопасен, но скрывают свою низкую самооценку за высокомерием и бравадой. Он также может относиться к детям с переживаниями, сопровождающимися ночным недержанием.
- Gelsemium — для волнения за работу, приводящего к диарее, различным болям, головокружению, слабости, дрожи, или проблемам с речью.
- Argentum nitricum — для напряженности по поводу производительности (например, перед экзаменами у детей школьного возраста) с быстрым сердечным ритмом, ощущением слабости, диареей или метеоризмом.
Профилактика и коррекция тревожности у детей
Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.
Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.
Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.
Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:
повышение самооценки;
обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.
Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.
Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.
Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.
Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.
Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.
В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».
Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.
Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Разновидности страхов
Дети боятся предметов, явлений, собственных фантазий и окружающих людей. Каждый случай выявления тревожности индивидуален, делать описание всех разновидностей страха проблематично. Все боязни детей можно разделить на несколько групп:
- Навязчивые. Боязнь высоты, толпы и т.д.
- Бредовые. Не поддаются логическому объяснению. Примером может послужить боязнь надеть определенную рубашку или же боязнь взять в руки какую-то игрушку.
- Сверхценные. Боязнь сказочных персонажей, героев мультфильмов и т.д.
- Реальные. Проявляются при возникающей опасности как результат действия инстинкта самосохранения.
- Невротические. Вызваны нарушением деятельности нервной системы.
- Свободные. Характеризуются ожиданием опасности, в моменты, не имеющие ничего общего с реальным окружением.
По отношению к детям также применимы и возрастные страхи, которые могут появляться и исчезать. при правильном и гармоничном воспитании ребенка, боязни могут исчезнуть самостоятельно.
Разновидности детских боязней
4 Что поможет справиться со страхами?
Преодоление фобий во многом зависит от поведения и отношения к ребенку родителей. Они должны отнестись к этой проблеме со всей серьезностью и показать ребенку, что они не осуждают, а понимают его. Необходимо создать в семье спокойную обстановку, где малыш будет чувствовать себя в полной безопасности. Жалобы ребенка не должны оставаться без внимания. Это поможет вырастить успешного и уверенного в себе человека.
Избавиться от боязни можно, но только если вовремя обратиться к специалисту. Это нужно сделать до 10 лет. Коррекция страхов проводится в нескольких направлениях:
- Повышение самооценки ребенка.
- Использование методов для снятия эмоционального и мышечного напряжения (арт-терапия, массаж).
- Обучение навыкам владения собой и контроля своих эмоций в разных ситуациях (ролевые игры, в которых ребенок проявляется себя, как сильный и бесстрашный человек).
Коррекция детских страхов
Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов:
1-й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.
2-й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.
3-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.
4-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий.
5-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.
После того, как природа детского страха стала понятной, приступают к лечению и коррекции. Психологи успешно искореняют детские страхи. Для их преодоления используются определенные методы психологической коррекции.
На выбор конкретной методики работы с детскими страхами влияет возраст ребенка.
- Арт-терапия помогает скорректировать многие детские страхи. Рисование страха имеет смысл применять, когда он был порожден воображением, а также давних страхов, которые были вызваны пережитой отрицательной ситуацией. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Затем поговорите об этом рисунке.
- Сказкотерапия. Эта методика предполагает чтение ребенку специальных сказок. Они подаются таким образом, чтобы кроха чувствовал себя храбрым.
- Игротерапия. Игра – эффективный способ борьбы со страхами. Во время игры дети становятся раскованней, они увлечены игрой и тогда страх становится не так ярко выраженным и с ним легче бороться.
Пятнашки
Эта игра дает возможность избавиться от страха нападения, наказания родителями, помогает установить близкий контакт. Смысл состоит в том, чтобы расставить на ограниченной площадке стулья или любые другие предметы в беспорядочной последовательности.
Ведущий должен догнать кого-либо из игроков и хлопнуть его по спине. Тот, кого он поймал, должен водить следующим. Вышедший за пределы площадки или задевший какой-то из предметов человек, тоже принимает на себя роль ведущего. Будьте веселыми и активными. Для того чтобы задумка сработала, нужно подыгрывать детям и давать им возможность победить вас.
Коррекция страхов у детей с помощью рисования
Коррекция детских страхов методом рисования При помощи рисования дети выражают свои эмоции. Рисунок ребенка отражает его увлечения, интересы, особенности характера и является своеобразным «зеркалом» его переживаний. Именно поэтому метод коррекции страхов у детей с помощью рисунка является наиболее эффективным. При графическом изображении объекта, вызывающего боязнь, уменьшается тревожность, связанная с ожиданием чего-то страшного. Нарисованный страх – это что-то уже случившееся, а значит, неопасное, поэтому ребенок не будет бояться своего рисунка. Страхи, которые удалось преодолеть в детстве, не будут тревожить взрослого. Коррекция фобий должна производиться в присутствии близких взрослых. Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны родителей и знать, что ему помогут, если что-то произойдет.
Общие принципы подхода
Продолжительность сеанса рисования должна составлять 20—30 минут. Ребенок может нарисовать несколько своих страхов или только один – тот, который внушает самую сильную боязнь. Очень важна атмосфера, в которой дети занимаются рисованием. Поддержка и одобрение со стороны мамы и папы помогут малышам чувствовать себя более уверенно и легче преодолеть различные фобии.
Признаки повышенной тревожности у детей
Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться); заниженная самооценка; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и многое другое…
Как проявляются детские страхи?
Психология дает понять, что новорожденный младенец проявляет боязнь одним способом — заходится в истеричном плаче. У детей постарше диапазон признаков несколько шире:
- ходят за мамой или папой везде;
- в кроватке прячутся, накрываясь одеялом;
- проявляют агрессивность либо часто плачут без видимой причины;
- капризничают;
- рисуют картинки в черных тонах, изображая различных чудовищ;
- боятся изображение объекта страха;
- проявляют нестандартное поведения (грызут ногти, тянут в рот пальцы, перебирают элементы одежды).
При наличии указанных признаков лучше обратиться к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.
Как выявить причину детских страхов?
Необходимо поговорить с ребенком на тему его боязней. Например, сочинить сказку либо придумать нарисованную историю, в которой главным героем выступает он. В месте, где сюжет начинает трансформироваться в негативном направлении, следует попросить малыша переиначить смысл таким образом, чтобы ребенок в конце стал позитивным победителем.
Выявление проблем
Как у дошкольников, так и у учеников начальных классов выявление тревожности может проводиться по известным методикам детских психологов. Наиболее популярным способом выявления страха является диагностическая система А.Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»:
- Ребенок рисует на листе бумаги два дома. Один черным карандашом, другой красным.
- Специалист предлагает поиграть в игру, расселив страхи по домикам. В красный необходимо поместить все нестрашные страхи, а в черный страшные.
- Психолог перечисляет возможные варианты страха, а ребенок зарисовывает их.
На начальной стадии такого метода диагностики психолог наблюдает за процессом рисования. Специалист оценивает количество рисунков, которые ребенок поместил в черный дом. Психолог может понять, что делать с пациентом дальше, как его вылечить и какие методы коррекции применять.
Психолог поможет разобраться в детских проблемах