2.7 Эстетические потребности
Некоторые люди действительно испытывают эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее:
1. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. У таких людей потребность в выражении своих возможность может быть приоритетней физиологических.
2. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.
Признание самоценности личности
Пытаясь понять, что такое самоценность личности выясняется, что это не просто ласковое и приятное принятие, а базовая категория, без которой невозможно здоровое существование психики. Чем меньше данного проявления у человека, тем больше у него неврозов в попытках сделать из себя что-то другое, больше тенденций к развитию психических заболеваний и соматических отклонений. Неспособность полюбить свою сущность в её первозданном виде может приводить к латентному суицидальному поведению, а как следствие этого начинается антисоциальное поведение. В итоге социальные механизмы, пытающиеся стабилизировать социум установкой рамок, только ещё больше расшатывают его устои данными ограничениями.
Самоценность жизни была признана автоматически после нескольких войн и тотальных смертей, потрясших всё человечество. Чем больше люди сталкивались с массовыми убийствами и смотрели на последствия, тем больше понимали, что никакие изменения не стоят человеческой жизни. Именно она была признана, как главная и нерушимая ценность, каким бы источниками в регулировании правовых или духовных аспектов не руководствовались и какие бы институты не ставили под вопрос данный момент.
Во всех религиозных конфессиях, во всех законодательных актах первое и самое неприкосновенное – это человеческая жизнь. Такое понимание общечеловеческое, но не уделяется достаточного принятия тому, кто как эту жизнь реализует, как предстает в этом мире. Получается, что ценность жизни есть, а ценность личности, её самобытности и природности нет.
Самоценность личности сейчас требует такого же однозначного признания, как самоценность жизни. Это неотъемлемое право каждого существовать и существовать, так как он может. Как ценность жизни априори регулируется высшими законами, так и её личностные и характерологические особенности должны быть в первозданном виде.
Самоценность – это то, что стоит не только пассивно принимать, но требуется и активно отстаивать. Например, нельзя путать данное понятие с эгоизмом, потому что эгоистичность проявлений всегда упирается в требования от другого, показывать определённую внутреннюю недостаточность, в то время как самоценность наполнена и гармонична. В сущности, после принятия самоценности собственной и окружающих, если бы это было в рамках утопичной концепции и произошло со всеми и одновременно, то войны и претензии на земле прекратились бы. Рухнула бы целая экономическая система по переделыванию людей, зато наступило ощущение гармоничности и в каждом уголке люди смогли бы чувствовать себя в такой же защищённости, как дома, где все родные и наполняют только любовью.
Признание самоценности на юридическом уровне позволит создавать общество, основанное на честном и открытом взаимодействии. Вокруг одной личности с чётко признанной своей ценностью складываются не только гармоничные и глубокие личные отношения, но также высокий уровень профессионализма и осознанности в жизненном подходе. Это даёт множественные внутренние опоры, даже когда человек готов сдаться. Так, когда личность с низкой самоценностью пытается решить какой-то вопрос она может пренебрегать важными моментами, точно также как обычно пренебрегает собой, личность же гармоничная, ценящая и окружающих и свои проявления не будет искать тупое решение ситуаций, а будет предлагать оптимальные, гармоничные пути для всех.
Самоуважение и самооценка
Самоуважение, являясь устойчивой личностной чертой, выступает очень значимой для человека особенностью. Оно определяется отношением личных достижений к тем целям, которые перед собой ставит индивид. Совокупность этих целей представляет уровень притязаний личности.
Уровень притязаний является тем практическим результатом, которого субъект желает достичь в работе. В практической деятельности индивид зачастую стремится к достижениям, которые согласуются с его личной самооценкой, способствуют ее нормализации и укреплению.
Как фактор, определяющий неудовлетворенность или удовлетворенность деятельностью, уровень притязаний представляет значимое значение для личностей, имеющих ориентацию не на достижение успехов, а на избегание неудач. Значительные изменения в самооценке возникают в том случае, если неудачи или успехи субъект связывает с отсутствием у него необходимых способностей. Поэтому функции самоуважения и самооценки психической жизни индивида состоят в том, что они являются внутренними условиями регуляции деятельности и поведения человека.
Вследствие включения самооценки в структуру мотивации деятельности, индивид соотносит психические ресурсы, личные возможности с целями и средствами деятельности. Знания, которые накоплены индивидом о самом себе и глобальная самооценка, развивающаяся на основе этих знаний, дают возможность сформировать многомерное образование, составляющее ядро личности, называемое «Я – концепцией».
Самоценность
Принято считать, что понятие самоценности введено в обиход Вирджинией Сатир.
Это определение представляет собой ее понимание этой базовой фундаментальной потребности
Обратите внимание на такие слова в определении: «чувство самоценности формируется и видоизменяется». Это точка зрения Вирджинии Сатир, которая предполагает, что самоценность есть некоторый психологический фактор, который появляется в процессе жизни ребенка
Однако для духовно-ориентированной модели личности это представляется иначе. Самоценность человеку дана, и в норме должна присутствовать как базовое самоощущение и самоотношение. В идеальной модели человек рождался бы и жил с этим фундаментальным ощущением и стремился бы его реализовать. И не было бы потребности в утверждении ценности своего бытия и подчеркивании своей значимости. Но, увы, для нас не очевидна самоценность. И хотя ребенок рождается в норме с этим ощущением, он его утрачивает или сохраняет, и это уже зависит от его личной истории.
Самоценность – фундаментальная потребность в ощущении (иногда в осознании) безусловной ценности себя (своего Я), своей личности, своего бытия, своей жизни. Быть – это прекрасно. Несмотря ни на что, радоваться жизни просто так, просыпаться с предвкушением радости.
Таким образом, это ощущение. Поэтому мы можем говорить о самоценности, которую переживает ребенок, больной, человек во сне или в состоянии комы. Поэтому работа с больными, инвалидами, нацеленная на восстановление этой фундаментальной потребности, может иметь успех.
В норме из самоценности рождается радость и благодарность. Человеку трудно удержаться от улыбки, ему очень трудно удержаться, чтобы не поделиться с другими, и ему очень хочется за все благодарить. Кто-то из вас, возможно, переживал подобное в детстве, кто-то переживал, встречая рассвет или когда объяснялся в любви. У каждого человека есть память об этих эпизодах.
1.1 Биография
А́брахам Масло́у (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии
Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Родители его эмигрировали из России. Отец приехал в Соединенные Штаты, будучи совсем молодым человеком и занялся изготовлением бочек для продажи. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою будущую жену. В юности Абрахам был чрезвычайно застенчивым и очень нервным. Способный, несчастный и одинокий мальчик был настолько убежден в своей некрасивости, что садился в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.
Маслоу поступил в Сити-Колледж в Нью-Йорке в возрасте 18 лет. Отец хотел, чтобы Абрахам стал адвокатом, но сыну сама мысль о юридической школе была невыносима.
В юности Маслоу влюбился в свою двоюродную сестру и находил любые предлоги, чтобы провести какое-то время в ее семье. То, что кузина не отвергла его, чего он боялся, было огромной поддержкой для его еще не устоявшегося самоуважения. В возрасте 20 лет он женился на этой девушке. Женитьба и увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Маслоу.
На первом курсе колледжа Маслоу открыл для себя мир музыки и драматического искусства. Любовь к музыке и театру он пронес через всю жизнь. Маслоу перевелся в Висконсинский университет, его интерес сосредоточился на психологии. Он был увлечен идеей Дж. Б. Уотсона (J. B. Watson) о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. В Висконсине Маслоу практиковался в экспериментальной методике и работал в психологической лаборатории, где проводил исследования на крысах и других животных. В 1930 году Маслоу получил степень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил степень доктора.
После получения ученой степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком, известным психологом Колумбийского университета.
Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже, где и проработал 14 лет. В то время Нью-Йорк был весьма притягательным интеллектуальным центром для многих блестящих ученых, спасавшихся от нацистского преследования. Маслоу довелось работать со многими психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эрика Фромма и Карен Хорни. Больше всех на него повлияли Макс Вертхаймер, один из создателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, замечательный специалист по культурной антропологии.
В период Второй мировой войны Маслоу понял, что психология может внести лишь незначительный вклад в уменьшение международного конфликта. В это время Маслоу стал заниматься вместо экспериментальной психологии социальной и персональной.
Во время длительной болезни Маслоу помимо своей профессиональной работы занимался семейным бизнесом по производству бочек. Интерес к бизнесу и прикладной психологии привел его в конце концов к созданию работы EupsychianManagement («Эупсихический менеджмент», 1965), в которой были собраны мысли и статьи, связанные с менеджментом и промышленной психологией. Он писал эту работу летом, которое он провел как приглашенный специалист на небольшом электронном заводе в Дель Маре, в Калифорнии.
В 1951 году Маслоу пригласили во вновь открытый Университет Брандеса, под Бостоном. Маслоу принял предложение и остался там до 1968 года. Он заведовал кафедрой первого психологического факультета и своей деятельностью способствовал развитию всего университета. На протяжении всей карьеры Маслоу его новаторские работы почти всегда отклонялись как ненаучные и несоответствующие основному направлению в психологии. Но постепенно его работы получили более высокую оценку. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что очень удивило самого Маслоу. На этом посту он пробыл один год.
В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса, членство в научном обществе давало ему возможность полностью заняться научными трудами. В июне 1970-го, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.
Критика
Многие психологи все-таки подвергают критике теорию о пирамиде потребностей. Они обосновывают это тем, что экономическая обстановка во времена создания теории оставляла желать лучшего, поэтому мнение о неудовлетворенности базовых потребностей было актуальным. Сейчас же человек пресыщен разными услугами, и у него нет необходимости страдать от нехватки чего-то, выживать уже не приходится.
Современные исследователи подтверждают, что сейчас у человека не такая последовательность потребностей, как в пирамиде. Совсем не обязательно получать сначала любовь, а потом ценность, и потом развитие. Сейчас мотивация немного преобразилась, есть другие мотиваторы, помогающие достигать успеха и изменяться. Подробнее об этом читайте в статье.
Секреты успешных людей
Психология денег богатых и бедных людей отличается. Чтобы добиваться большего в жизни, возьмите себе на заметку секреты успешных людей. Приобретая их привычки и образ мышления, вы измените свою судьбу.
- Ведите дневник. Ведение дневника помогает упорядочить мысли, отследить негативные убеждения насчет денег, проанализировать эффективность своего поведения, стать более целеустремленным.
- Больше читайте. Польза книг очевидна. Чтение расширяет кругозор, обогащает внутренний мир и развивает мышление. Старайтесь развить в себе привычку читать ежедневно по несколько часов. Но не увлекайтесь романами и детективами. Читайте развивающую литературу: биографии, философские и экономические труды, книги по тайм-менеджементу.
- Развивайте иммунитет к неудачам. Секрет успеха — в уверенности и оптимизме. У Томаса Эдисона создать лампочку накаливания получилось только после 9 000 попыток. Рассматривайте свои неудачи как опыт, который пригодится вам в будущем.
- Будьте созидательны. Создавая свой бизнес, стремитесь не просто заработать больше денег, а улучшить этот мир, сделать жизнь людей легче и радостней. Проекты, которые создают что-то ценное, легко привлекают деньги.
- Мечтайте смелее. Ставьте себе такие цели, от которых у вас захватывает дух. Вам кажется, что в следующем году вы не сможете утроить свой доход? А вы попробуйте! Чем выше вы поставите себе планку, тем больше креативных идей вам придет в голову.
- Развивайте коммуникабельность и стремитесь создавать теплые отношения с окружающими. Не будьте угрюмыми и замкнутыми, общайтесь с людьми разных социальных групп, возрастов, профессий. От другого человека можно получить информацию по волнующей теме, ценный совет, помощь.
- Тянитесь к людям, которые лучше вас. Вникайте в их образ мышления, ровняйтесь на их поведение. Ваше окружение формирует вас — как личность, как профессионала.
- Не бойтесь брать на себя ответственность, не уклоняйтесь от нее, научитесь извлекать из нее пользу.
- Прилагайте максимальные усилия по достижению своих целей уже сегодня. Не ждите идеальных обстоятельств. Их не бывает.
- Превратите любимое дело в бизнес. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно любить свое дело. Только так у вас появится энергия вставать по утрам и максимально выкладываться на работе.
Научившись мыслить, как это делают успешные люди и, проникшись знаниями из области психологии денег, вы на собственном опыте сможете убедиться, что богатство доступно каждому.
Людям нравится хвастаться своими успехами
О да, это несомненно так. Это первый вопрос, который задают ребенку родители, когда он возвращается из школы. Это главный вопрос, ответ на который хотят узнать все твои одноклассники на встрече выпускников. И это важный вопрос, которого не избежать практически ни на одном собеседовании. Как твои успехи? Сколько пятерок ты получил за сегодня? Чего ты добился в жизни?
Если у тебя нет в запасе увлекательной истории о том, как ты стал успешным, ты в большинстве случаев будешь чувствовать себя неловко. Каждый из нас хочет чего-то добиться, что-то из себя представлять. Нам кажется, что если мы не станем самыми высокооплачиваемыми специалистами в своей области или не откроем свой бизнес, приносящий кучу денег, то жизнь будет прожита зря.
Мы зацикливаемся на достижении успеха, потому что современные тенденции твердят нам, что каждый из нас должен стремиться стать успешным
И неважно, нужно ли это нам на самом деле, или же такая идея просто навязана нам обществом. Мы знаем одно: хвастаться своими достижениями чертовски приятно
А мы уж точно постараемся потешить свое самолюбие.
Творческая самореализация
Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.
Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.
Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.
Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.
Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход
Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.
В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.
Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.