Виды буллинга
Так что такое буллинг в школе? Раньше мы называли это явление травлей. Психологи называют четыре типа травли в школе, которые не всегда существуют отдельно друг от друга:
- Вербальный буллинг. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
- Поведенческий буллинг. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым. К понятию школьного буллинга относится и распространение сплетен, ложных слухов о жертве.
- Физический буллинг. Избиения, порча имущества.
- Кибербуллинг. Это вербальный буллинг посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение. Или поведенческий буллинг посредством соцсетей: снятые и продемонстрированные фотожабы или унижающие жертву ролики, выложенные в социальные сети или на YouTube.
Что делать родителям?
Сначала нужно снять с ребенка чувство вины (см. Как преодолеть вину). Не стоит перекладывать на сына или дочь ответственность за происходящие события. Не нужно обесценивать проблемы, которые происходят у ребенка. Одним только «дай сдачи» или «не обращай внимания» тут не отделаешься.
Важно объяснить ребенку, что он не хуже других, раз оказался в подобной ситуации
Ребенок должен осознавать, что взрослые на его стороне. Нужно поддержать и успокоить: «Спасибо, что ты мне все рассказал. Мы тебе обязательно поможем».
Доверительно поговорить о ситуации, которая сложилась
Важно пояснить ребенку, как вести себя в дальнейшем.
Следует помочь ребенку обрести уверенность в себе, научить противостоянию нападкам сверстников.
Завести разговор с классным руководителем, учителями, родителями обидчиками Вашего ребенка.
Если ситуация слишком серьезная и не удастся разрешить ее мирным путем, лучше всего рассмотреть вариант перевода в другой класс или школу. Перед этим следует разобраться, в чем причина буллинга
Возможно, что стоит воспользоваться помощью детского психолога (см. Детский психолог), обучить ребенка грамотному поведению в социуме, чтобы он умел постоять за себя.
Если ребенок стал жертвой кибербулинга, стоит заблокировать сообщения, пожаловаться администрации сайта. Всегда можно распечатать переписку, сохранить скриншоты страниц, чтобы отнести их сотрудникам правоохранительных органов.
Основная задача родителей – это обеспечить защиту и поддержку ребенка, который стал жертвой травли. Необходимо обучить его здоровому и правильному общению с окружающими людьми. В повседневной жизни требуется избегать столкновения со злом, агрессией и жестокостью
Важно научить ребенка говорить «нет», не поддаваться на манипуляции и провокации товарищей. Сын или дочь не должны бояться обращаться за помощью
Он должен быть уверен, что его всегда поддержат, помогут в любой ситуации.
Что могут сделать родители?
Родительская задача — подготовить ребенка к встрече с разными людьми, в том числе не с самыми приятными, обучить его навыкам общения, эмпатии. Быть поддержкой ребенку, прививать ребенку самоценность, уважать его границы, учить говорить «нет». Тема границ вообще для меня ключевая. Ребенок, не видящий свою ценность и не умеющий отстаивать свои границы, – это потенциальная жертва. А ребенок, не видящий границ других людей и не уважающий их, – это потенциальный зачинщик травли. Эти вещи идут в первую очередь из семьи.
Идеальный вариант – когда и родители, и учителя разными способами доносят до ребенка, что все люди разные и имеют право на то, чтобы отличаться от друг от друга.
Участники травли
Жертва
Можно отметить, что мотив для травли будет абсолютно незначительный. Жертвами запросто могут стать следующие дети:
- С наличием недостатков внешности, специфики развития (сниженные слух, зрение, врожденные заболевания);
- Меланхолический тип темперамента (замкнутость, неуверенность в себе, повышенная мнительность, тревожность, неумение адаптироваться в социуме (см. Меланхолик);
- С разными особенностями внешности (слишком худые, полные, веснушки, косоглазие);
- С низким интеллектом, проблемами в учебе;
- Негативно или позитивно отмеченные учителями на глазах у всего класса (см. Негативная и позитивная мотивация).
Жертвы не могут дать сдачи обидчикам, защищать себя. Они испытывают сильный страх, что ситуация так и не исправится (см. Как простить обиду).
Агрессор
Его характеризуют такие особенности характера, как:
Низкая самооценка, вследствие чего существует желание самоутвердиться за счет унижения других людей;
Стремление оказаться в центре внимания абсолютно любой ценой (см
Почему людям важно внимание);
Агрессивность, жестокость, склонность занять позицию лидера;
Умение манипулировать другими (см. Как манипулировать людьми);
Угнетенное эмоциональное состояние из-за проблем в семейных и детско-родительских отношениях (см
Эмоциональные контакты ребенка).. Агрессоры – это выходцы, как из неблагополучных, так и благополучных семей
Агрессоры – это выходцы, как из неблагополучных, так и благополучных семей.
Наблюдатели
Они представляют собой многочисленную категорию участников школьного буллинга. Наблюдатели оказываются вовлечены в ситуацию, связанную с травлей. Можно упомянуть про три варианта, как будут развиваться события.
- Желание обеспечить защиту жертве, вследствие чего есть вероятность самому оказаться под ударом.
- Пассивная позиция, при которой человек не вмешивается в конфликт, боясь оказаться на месте жертвы.
- Еще один вариант: наблюдатель всячески поощряет агрессора, чтобы присоединиться к нему спустя несколько часов, дней.
Важно понимать, что чаще всего, именно наблюдатели способствуют тому, что буллинг продолжается длительное время. Как говорят социальные психологи, «зло совершается, когда хорошие люди молчат»
Обратись к взрослым
Основная ошибка всех, кто подвергается буллингу в школе — молчание. Жертвы боятся усугубить ситуацию, показаться слабыми или выглядеть «стукачами» в глазах сверстников — причин подобного поведения может быть много. Но если самостоятельно уладить конфликт не удаётся, нужно немедленно обратиться за помощью к взрослому, которому ты доверяешь. Как бы странно это ни звучало, но лучше, если это будет школьный психолог или педагог — родители далеко не всегда ведут себя адекватно в ситуациях, когда их дети подвергаются травле. Если же ты хочешь поделиться бедой именно с мамой и папой, разговаривай с ними спокойно, честно и без преувеличений расскажи о ситуации, после чего попробуйте вместе найти оптимальный выход.
От буллинга не застрахован никто, но это неприятное явление не должно стать помехой для нормальной жизни и счастливого будущего. Помни, что выход можно найти из любой ситуации, даже если она кажется тебе тупиковой.
Причины буллинга
Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.
В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.
Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе
Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя)
Что же движет агрессором? Каковы причины, побуждающие его третировать другого человека? Чаще всего буллером становится импульсивный, не способный к жалости и сочувствию, физически сильный и любым способом стремящийся стать лидером ребёнок. Он максималист, не способен идти на компромиссы; делит всех вокруг на «своих» и «чужих»; хочет власти и ради неё может применить насилие. Буллер считает, что за кем сила, тот и прав, ему не претит самоутверждение посредством унижения другого человека, по его мнению, в борьбе за лидерство все средства хороши. Часто агрессором становится ребёнок, который раньше (в семье или в другой школе) сам подвергался насилию и был объектом травли. При этом агрессор имеет в классе авторитет, он активно общается с одноклассниками и учителями и внешне может производить очень хорошее впечатление.
У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.
Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:
- обстановка в семье (домашнее насилие, недоверие, деспотичное воспитание или, напротив, гиперопека, развивающая в ребёнке неуверенность в своих собственных силах; любые перегибы в воспитании могут привести к тому, что ребёнок станет либо чрезмерно агрессивен, либо излишне уязвим);
- социальная среда;
- переизбыток насилия по телевизору, комиксы, жестокие компьютерные игры.
Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.
Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).
Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:
- скука, безделье, недостаточная занятость коллег (часто даже взрослые люди могут затеять издевательства над более слабым человеком просто для развлечения, «от нечего делать»);
- недоверие к новому члену коллектива («новичок» может вызвать у старожил ревность, опасения, что он будет работать лучше, больше понравится начальству, займёт их место. Если вновь прибывший сотрудник имеет хорошие или даже приятельские отношения с руководством, это может вызвать зависть и неприязнь коллег);
- характер жертвы (мнительность, неуверенность в себе);
- желание выжить человека из коллектива (оно может быть и у коллег, и у руководства);
- напряжённая атмосфера внутри коллектива (она может быть связана с несправедливым распределением служебных обязанностей, «горящими» сроками сдачи отчётности и т.п. В таком случае «под раздачу» попадает самый стрессоустойчивый работник, который, несмотря ни на что, спокойно и размеренно выполняет свои обязанности, чем и вызывает раздражение коллег).
Найди единомышленников
Одиночек травят чаще, чем тех, у кого есть хотя бы один или два друга, поэтому попробуй заручиться поддержкой единомышленников. Это можно сделать даже в том случае, если ты новичок и ещё не успел познакомиться с остальными. В любом классе или школе есть так называемые фрики — те, кто чем-то отличается от остальных. Чаще всего они ведут себя обособленно, но ты можешь предложить им объединиться против агрессора. Кроме того, хорошим решением будет вступить в какой-нибудь клуб или кружок по интересам. Вместе с тем, постарайся выбирать новых друзей внимательно — не спеши откровенничать с теми, с кем ты плохо знаком. Помни правило, которое часто звучит в голливудских фильмах — всё, что ты скажешь, может быть использовано против тебя.
Как защитить ребенка от травли в школе
Педагог-психолог Ольга Ткачук рассказала, как своевременно распознать проблему и правильно с ней разобраться.
— Буллинг – очень модное ныне слово. Им часто называют любой конфликт, происходящий в детском коллективе, когда кто-то кого-то оскорбил, обозвал, ударил. Но не любая ссора является буллингом.
Да, буллинг начинается с отдельных эпизодов психологического или физического насилия. Но примут ли эти единичные или даже повторяющиеся случаи характер постоянный, длительный и систематический (а именно это и отличает буллинг от конфликта), зависит от того, как долго жертва будет терпеть и скрывать свои переживания и как на это отреагирует окружение.
Признаками буллинга являются неравенство сил участников, агрессия, умышленный характер со стороны зачинщиков и острая эмоциональная реакция жертвы (человек страдает от происходящего).
В своей работе школьного психолога я сталкивалась с отдельными эпизодами нападения на личность ребенка, но эта тема купировалась в самом начале, подхватывалась родителями и/или классными руководителями, администрацией, психологом, и до буллинга не доходило
Здесь важно, чтобы в самой школе во главе угла стояло четкое правило: у нас насилие и травля недопустимы и пресекаются сразу. Это правило должны разделять все взрослые – от директора до учителей
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятность на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний). Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем
Часто сделать это своими силами невозможно
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Как справиться с этим?
Одному ребенку не справиться с ситуацией. Поэтому первое, что он может сделать, это рассказать родителям. Поддержка родителей просто необходима! Нельзя оставлять без внимания, если ребенок стал жертвой школьной травли. При этом обращение к школьному психологу обязательно. Также здесь учитель — ключевая фигура в том, как именно складывается история о травле в классе, так как он отвечает за психологическую безопасность каждого ребенка в коллективе. Как правило, именно он дает оценку ситуации. Именно от его решения зависит, как ученики дальше начинают относиться к происходящему: норма или не норма. Когда учитель выделяет явных лидеров и явно неуспешных детей, он выстраивает своего рода иерархию в классе, в которой будут устойчиво использоваться методы травли для поддержания этой структуры. Таким образом, с одной стороны, учителя – это те, кто может препятствовать ситуациям травли, с другой – они могут игнорировать эти ситуации, с третьей – они могут поддерживать травлю, таким образом, упорядочивая детскую агрессию и делая ситуацию безопасной для себя.
Что важно делать учителю?
Важно, чтобы в коллективе дети были чем-то заняты, у них была общая цель, общие интересы (например, участие в общешкольных конкурсах, мероприятиях, поездки и т.п. – главное, чтобы они были не формальные, а действительно интересные для детей)
Если нет позитивной цели или объекта для сплочения, а сплотиться важно, то будут искаться любые поводы, в том числе негативные.
Учителя и классные руководители должны быть внимательны к детям, замечать признаки травли (постоянно разбросанные по классу школьные принадлежности одного ученика, негативные реакции учеников на одноклассников, отчужденное поведение). Основной рецепт – неравнодушие. Хотя заметить травлю можно не всегда.
Хорошо выработать вместе с учениками правила класса, где прописывается в том числе и порицание травли.
Иногда педагоги неосознанно могут провоцировать травлю. Например, на уроке физкультуры устроить эстафету и первым начать высмеивать самого физически слабого ученика – дети тут подхватывают эту «идею» и развивают ее до травли.
Очень хорошо говорит об этом Людмила Петрановская:
Проанализируй ситуацию
Винить себя в буллинге не стоит, но проанализировать ситуацию в целом будет нелишним. Подумай, возможно, за тобой тоже водятся какие-то грешки? Например, среди девочек-подростков война часто возникает из-за внимания какого-нибудь парня. Иными словами, если одноклассница флиртует с бойфрендом другой девушки, у неё есть все шансы стать жертвой травли. Помни, что агрессоры в глубине души чувствуют себя слабыми и неуверенными, а их поведение тоже может быть формой самозащиты. Кроме того, многие подростки становятся жертвами буллинга со стороны своих бывших друзей, причём причиной плохого отношения может быть даже незначительная мелочь. Возможно, если ты определишь причину проблемы, справиться с ней будет проще.
Действующие лица
Кто такой школьный буллер
Изначально буллинг предполагает неравенство сил. Чаще всего одиночек травят группами, физически или психологически слабых травят более сильные и устойчивые. Обычно буллер – это физически сильный и агрессивный ребенок или подросток. Причиной такого поведения может быть как стремление к лидерству любой ценой, так и история семейного насилия.
Жертва
Обычно жертвами буллинга становятся неуверенные, тихие дети, которые чем-то отличаются от остальных, имеют изъяны во внешности или в поведении. Чаще всего это дети с лишним весом, носящие очки, говорящие с акцентом, дети с другим цветом кожи, с более низким (или более высоким) достатком, дети с особенностями поведения. Но главное в жертве — ее неспособность бороться. Образуется замкнутый круг: ребенок не может бороться — над ним совершается насилие — повторяемость насилия вызывает чувство безвыходности — виктимность усиливается и становится определяющей чертой личности.
Школьные учителя
Нередки случаи, когда сами учителя провоцируют развитие травли, комментируя в негативном ключе особенности кого-то из учеников. А еще чаще педагоги не замечают происходящее в своем классе или не хотят вмешиваться.
Что такое буллинг
Буллингом принято называть основанные на превосходстве, имеющие цель и повторяющиеся во времени действия. Практически все, кто сталкивается с упоминанием этого термина, мысленно представляют более крупного хулигана, припирающего к стенке субтильного очкарика-ботаника. На практике всё куда сложнее.
По статистике, самым распространённым является именно вербальный буллинг (79%). С насилием сталкиваются только 30% из подвергавшихся домогательствам. Лену Бессольцеву, героиню “Чучела”, преследовали без рукоприкладства: её всячески унижали, бойкотировали. Впоследствии беднягу побили. Но это скорее авторское преувеличение, сделавшее из и без того тяжёлого сюжета вовсе невыносимую картину.
Как и любой процесс буллинг имеет круг участников. Это агрессор, объект нападок (жертва), наблюдатели, общество. От поведения каждой группы зависит то, как далеко пойдет в своих действиях хулиган.
Почему дети часто боятся рассказывать об этом взрослым
Здесь несколько причин. Это может быть и несформированное или нарушенное доверие между родителями и ребенком, и нежелание ребенка «травмировать» родителей своими проблемами, и собственные негативные переживания, которые просто парализуют (страх, стыд, вина).
Еще в нашем социуме есть такой миф, что просить о помощи – это слабость. Ты со всем должен справиться сам, просить помощи – унижение.
Нередко сами дети, которых травили, разделяют это правило. «Мама, не лезь, сам справлюсь», «надо мной будут смеяться, если я кому-то пожалуюсь». А возможно, у них уже был негативный опыт, когда они доверились, а взрослые «все испортили» – например, обесценили, не учли переживания подростка или отмахнулись.
Доверие – очень хрупкая вещь
И важно, чтобы в ближайшем окружении ребенка был хотя бы один взрослый, которому он доверяет
Дальнейшие действия
Как быть в такой ситуации, ведь нет единого способа разрешения таких конфликтов в школе. Здесь большую роль играет человеческий фактор. Есть несколько эффективных рекомендаций по выходу из такой ситуации:
Выяснить причину конфликта. Вам нужно собраться с мыслями и спокойно поговорить с учителем, чтобы прояснить ситуацию
При этом важно, чтобы тот руководствовался не личными эмоциями, а фактами. Не стоит бояться, что педагог испортит жизнь вашему ребенку, хуже уже точно не будет
Но у вас есть реальная возможность воздействовать на него через вышестоящие инстанции (директора, представителей МО).
Если у учителя есть обоснованные претензии к ребенку, вам нужно внимательно их выслушать, после чего провести беседу с ребенком. Старайтесь говорить спокойно, без эмоций и проявления агрессии или оскорблений в сторону учителя. Дайте понять ребенку, что педагог не хотел его обидеть. Ваша главная задача — разработать совместный с ребенком план по выходу из этой ситуации. Дайте ему понять, что вы на его стороне и всегда готовы поддержать.
К большому сожалению разрешить эту проблему внутренними силами удается крайне редко, поэтому дополнительно привлекаются психологи и администрация школы. Если ситуация критична, выход один — перевод ребенка в другую школу.
Помочь ребенку справиться с психологической травмой и восстановить мотивацию к учебе может только психолог. Немаловажна помощь и поддержка родителей во время адаптации в новой школе.
Буллинг в школе — одна из самых сложных социальных проблем. Чтобы защитить ребенка от такой травли со стороны учителей, вам следует сделать тщательный выбор школы, предварительно провести беседу со всем педагогическим коллективом, который будет принимать участие в обучении вашего ребенка.
Старайтесь каждый день разговаривать с ребенком — интересуйтесь его делами в школе, переживаниями, событиями. Это самый лучший прием, который поможет определить резкие изменения в его настроении и поведении на раннем этапе.
Что такое буллинг
Буллинг в школе – это когда один ребенок терроризирует более слабого соученика.
Если тех, кто издевается над одноклассником, несколько – это моббинг.
Термин троллинг используется, если терроризируют через интернет и соцсети.
Эти понятия часто пересекаются: если негласный лидер начинает травлю, ее тут же подхватят его друзья. Да и кибер-буллинг или троллинг, по-другому, сейчас используется в совокупности с травлей в реале.
Признаки буллинга в школе:
- Физическая и моральная слабость жертвы.
- Постоянство. То есть агрессия повторяется время от времени по отношению к одному и тому же соученику.
- Умышленное негативное поведение ребенка-агрессора.
Обычно буллинг в школе начинается с психологической агрессии:
- Это могут быть обидные высказывания, высмеивания и оскорбления в адрес жертвы. Часто дается обидное прозвище, которое подхватывает весь класс, распускаются сплетни, как в реальности, так и в интернете.
- Угрозы причинения физического вреда, как насилием над самим ребенком, так и над его близкими людьми.
- Такие действия, как неприличные жесты в сторону пострадавшего от буллинга ученика. Выкидывание в мусор его личных вещей, плевки в лицо и на одежду. Агрессоры могут воровать вещи, деньги ребенка. Все это крайне отрицательно воздействует на психику.
- Склонение к противоправным действиям. Могут угрозами или обещаниями прекратить издевательства заставить своровать что-либо, поджечь или сломать.
- Вымогательство, как денег, так и вещей у жертвы.
- Бойкот или игнорирование.
Физический буллинг в школе:
- Причинение физического вреда. Это могут быть пинки, удары и даже избиения с тяжелыми последствиями для здоровья.
- Действия сексуального характера. В основном, от этого страдают девочки, но и мальчикам можно причинить вред подобным образом.
Остановить буллинг
В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации
В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли
Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».
Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться — может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре — одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли — посмотрим.
С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.
Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.
И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года — сделайте так, чтобы я и дальше не приходила».
Обложка: Наталья Цымбаленко/Facebook
Послесловие
В книге Натальи Цымбаленко «Буллинг. Как остановить травлю ребенка» есть эпизоды, как учителя пытались откреститься от проблемы, буквально от неё убежать. Руководство школы говорило матери: “Вы не докажете”. Оказалось, что директор учебного заведения ничего не знал о происходящем, а родители детей-булли — сами были булли. Но всё резко изменилось после того, как началась эскалация.
Можно долго анализировать такое явление как школьный или детский буллинг. Но в итоге всё сводится к взрослым людям — родителям, учителям, наблюдателям. От их безразличия, невнимательности и попустительства дети становятся как жертвами, так и агрессорами. И до тех пор пока мы сами не изменимся, у нас не получится изжить те проблемы, которые, несмотря на свою значимость, остаются частными в рамках общего отсутствия эмпатии.
Фото: Anya Ponti, @helenwhittlephotography
Заключение
Важно осознавать, что добиться предотвращения школьного буллинга, его последствий, можно лишь общими усилиями. Потребуется грандиозная работа со стороны учителей, родителей и психологов
Крайне важно создать благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой будут находиться дети.
Помните, что ни один плохой поступок не совершается просто так. Дети отражают отношение к ним взрослых, вследствие чего склонны отыгрываться на более слабых
Важно осознавать, что именно формирование у детей эмпатии (см. Эмоциональный интеллект), грамотный стиль воспитания помогут предотвратить буллинг
Нельзя об этом забывать, ни в коем случае.