Частые перепады настроения у детей: почему резко меняется настроение и что делать?

Алина и Света

Дочь Ани, добродушная улыбчивая Алина, по непонятной причине стала меняться буквально на глазах. Шла середина учебного года. С каждым днем девочка становилась более раздражительным и подавленным ребенком, не шла на откровенный разговор. Такое поведение дочери насторожило и обеспокоило Анну. Подумав, решила, что возрастной переходный период и гормоны виновники сложившейся ситуации. Однако, дело обстояло намного хуже.

Причиной внезапного изменения характера Алины была ее одноклассница Света.

Время летних каникул и отсутствие общения со Светой, вернули девочке прежнюю жизнерадостность, уверенность в себе и прекрасное настроение. Виртуально они общались, посылали по мобильникам сообщения, но непосредственного контакта не было. Заметив это, Анна поняла, что между девочками токсичная дружба.

Начало учебного года вновь принесло с собой сплошные огорчения. Девочки тесно общались в школе. Опять Алина стала угрюмым неуверенным и подавленным ребенком. Опасаясь за психическое и эмоциональное состояние ребенка, Анна пыталась вызвать ее на откровенный разговор, объяснить пагубность их дружбы со Светой. Это вызывало новую волну агрессии и ухудшения отношений между ними.

Только в конце учебного года получился разговор по душам, на котором кроме психолога и Алины присутствовала и мама.

В мягкой и тактичной форме психолог с мамой настаивали на прерывании дружбы со Светой. И наконец, Алина раскрыла сущность этой дружбы. Она пришла к выводу, что такая зависимость от подруги угнетает ее и подавляет силу воли. Девочку стали лечить от нанесенной одноклассницей психологической травмы.

Родители заблокировали Свету в мобильнике и интернете. Но, она с маниакальным упорством открывала новые аккаунты и продолжала слать письма гадкого содержания.

Отчаявшись в этой борьбе, родители обратились в полицию с заявлением: оградить дочь от преследований одноклассницы. Только после этого прекратился поток гадостей со стороны Светланы.

Из всей этой непростой истории Аня извлекла для себя урок, что нужно быть готовой столкнуться с негативом не только со стороны взрослых людей, но и подростков. Суммировав выводы, полученные в результате противостояний с одноклассницей дочери, она решила поделиться знаниями с другими родителями подростков.

Причины резкой смены настроения у ребенка

Специалисты выделяют несколько самых основных причин переменчивого настроения у малышей.

Привлечения внимания родителей к себе

Таким способом крошка старается сконцентрировать все внимание взрослых людей на собственной персоне. Скорее всего, когда-то ему удалось с помощью слёз добиться желаемого: купили игрушку, угостили пирожным

А теперь малыш пытается манипулировать с помощью своего поведения взрослыми
Негативные взаимоотношения в семье. Обратите внимание на обстановку в вашем доме. Когда родные малыша находятся в постоянном конфликте, это не может не отражаться на эмоциональном состоянии детишек.
Возрастные кризисы. К ним относят 3-х летний, 6-7 летний, подростковый кризисы. В это время дети переживают психологические, гормональные изменения, которые очень сильно влияют на самочувствие и взаимоотношения с близкими.
Пример взрослых. Часто малыши склонны копировать поведение родителей, авторитетных родственников. У вечно недовольных родителей, склонных жаловаться на превратности судьбы, вряд ли вырастут жизнерадостные, оптимистичные детки.

Гиперактивность. Синдром дефицита внимания может провоцировать подобные проявления характера. В данном случае назначать лечение, давать рекомендации может только лечащий врач.

1 Почему меняется настроение?

Резкие перепады настроения у некоторых происходят по несколько раз на протяжении дня. Позитивный настрой может внезапно смениться раздражением, злостью, гневом или подавленностью и апатией. Такое поведение негативно сказывается на самом человеке и людях, находящихся рядом. Непонимание окружающих вызывает ощущение вины у пленника эмоций, да и сам он не понимает, почему его чувства похожи на американские горки.

Нередко люди сами виновны в расстройствах поведения. Мнительность, тревожность, подозрительность, неумение строить отношения, решать конфликтные ситуации лишают человека психологической стабильности. На эмоциональный настрой влияют следующие факторы:

  1. 1. Состояние постоянной тревоги. Вместо жизни в настоящем человек возвращается в прошлое, вспоминая и анализируя неудачи, промахи, ошибки. Будущее он видит полным негативных событий, переживает за себя и близких, постоянно находится в напряжении, ожидая плохих известий.
  2. 2. Завышенные требования к себе и другим. Люди с подобным настроем никогда не бывают довольны жизнью, понимая, что неспособны соответствовать идеалу, к которому стремятся. Это вызывает негативное отношение к себе, неврозы, нестабильное настроение.
  3. 3. Эмоциональная незрелость. Люди, не умеющие достойно выходить из конфликтных ситуаций, страдают частой сменой настроения под влиянием неприятностей на работе, семейных неурядиц, нестабильности, перемен в жизни.
  4. 4. Недостаток любви в семье. Дети, выросшие в семьях, где им не хватало внимания и заботы, во взрослой жизни часто страдают расстройствами эмоциональной сферы, сопровождающимися колебаниями настроения.
  5. 5. Пребывание в какой-либо зависимости (алкогольной, наркотической, игровой, сексуальной, компьютерной и т. д.).

Резкая смена настроения необязательно свидетельствует о проблемах в эмоциональной сфере, часто этому есть физиологическая причина.

Мнение Дмитрия Карпачева: есть ли польза от компьютерных игр

Знаменитый психолог-практик имеет собственное мнение по данному вопросу.

Компьютерные игры положительно влияют для развития визуального восприятия объектов, умения быстро принимать решение, многозадачности, мелкой моторики, памяти, внимания, координации движений. И самое главное – они способствуют развитию интеллекта. Данные утверждения доказаны в ходе эксперимента в университете Рочестера.
Знания и умения играть в модные компьютерные игры делают ребенка популярным среди сверстников, позволяют выплеснуть накопившуюся агрессию.
Сами по себе компьютерные игры не несут вреда психике малыша. Проблему составляет образ мышления самого ребенка. Его-то и необходимо корректировать, не отстраняя ребенка от компьютера, а лишь ограничив время на игры.
Интернет сегодня – это средство для общения со сверстниками и возможность быть модным и информированным

Интернет дает возможность школьникам получить доступ к учебному материалу в доступной и интересной форме.
Главная задача компьютерной техники и ее возможностей – снятие психоэмоционального напряжения, своеобразный способ ухода от невыносимой реальности.
Персонаж в компьютерной игре отлично справляется с переносом психического напряжения со своей собственной жизни на другой объект игры.
Если вы решили отлучить своего ребенка от компьютера, важно подумать, какие альтернативные способы развития могут заменить ему жизнь онлайн. Однако то, что вы хотите ему предложить, должно быть интересно и эффективно для его развития.
Спросите себя, готовы ли вы к тому, что ваш ребенок станет «белой вороной» в глазах сверстников? И самое главное, как именно вы сможете помочь ему справиться с вытекающими отсюда последствиями

Поэтому полное отлучение ребенка от компьютерных игр – это такая же крайность, как и полное погружение в них.

Сколько общаться с компьютером малышу, и какой контент предлагать своему ребенку, должны решать только его родители, при этом учитывая рекомендации психологов, педагогов и педиатров.

Последствие вербальной агрессии

Как мы уже говорили, крик воспринимается как нападение. Включается защитная реакция – ответная агрессия или плач. Как это влияет на жизнь ребенка и семьи:

  • Формируется стойкая обида, внутренние переживания и скрытность. Если ребенок наделен сильным темпераментом, устойчивым типом нервной системы, то быстро привыкнет к крикам. Тогда родитель окончательно потеряет авторитет, а единственный знакомый способ воспитания (крики) станет неэффективным. Если ребенок родился со слабым темпераментом, то он будет бояться родителя, страдать от неуверенности в себе, вырастет пассивным и мнительным. В этом случае нередко наблюдается аутоагрессия.
  • Возникают проблемы в отношениях со сверстниками. В зависимости от психических особенностей ребенка наблюдаются 4 реакции: копирование поведения родителей, гиперкомпенсация в виде чрезмерной мягкости и неспособности постоять за себя (в будущем со своими детьми превращается в гиперопеку, вседозволенность), самоутверждение за счет более слабых людей или на фоне беззащитных домашних животных, неуверенность в себе и вынужденное или добровольное одиночество.

Систематическая агрессия родителей постепенно становится нормой для ребенка. Она трансформируется во внешнюю или внутреннюю агрессию. Взрослея, ребенок начинает причинять боль другим людям (животным) или себе. Если крики и насилие постоянно присутствовали в семье, то дети вырастают жертвами и агрессорами.

Классификация патологии

Перепады настроения могут иметь различный характер. Специалисты выделяют несколько таких «сценариев»:

  • Циклотимические перепады настроения. Это аффективные нарушения, которые могут содержать признаки гипотимии (сниженного настроения) и гипертимии (патологически приподнятого настроения). В первом случае это сниженная самооценка, безразличие ко всему окружающему, отсутствие мотивации, раздражительность, нарушения сна, самообвинение, снижение внимания и памяти. Во втором случае – энергичность, гиперактивность, короткий сон, слишком сильные эйфория и разговорчивость, повышенная возбудимость.
  • Депрессивные перепады. Они могут появиться временно и пройти через короткое время, но иногда затягиваются на долгие годы. Депрессия – серьёзное заболевание, которое имеет ряд разновидностей. В целом она характеризуется приступами сниженного, подавленного настроения, раздражительности и т. д., вплоть до мыслей о самоубийстве.
  • Биполярные перепады. Они больше известны как маниакально-депрессивный психоз. В этом случае постоянно происходят резкие перепады настроения: безудержное веселье сменяется таким же безудержным плачем, огромная работоспособность и творческий настрой сменяются опустошённостью, усталостью, подавленностью и ленью. Маниакально-депрессивный психоз может принимать тяжёлые формы, которые чреваты суицидом или угрозами для окружающих.

Плохое настроение или депрессия?

Как видно из описания выше, признаки депрессии аналогичны  симптомам и признакам перепадов настроения у подростков.  Тогда как же отличить плохое настроение от депрессии у подростка? Признаком депрессии является длительное подавленное настроение, в купе с которым у подростка наблюдается:

снижение или полная потеря способности получать удовольствие и испытывать радость;

сопутствующие соматические расстройства и жалобы на самочувствие;

нежелание идти на контакт и общаться даже с близкими людьми;

недовольство собой, своим телом, ожидание от окружающих только плохого;

мрачные мысли, иногда высказываемые вслух;

мысли о суициде, интерес к информации на соответствующие темы. 

Родителям важно знать что депрессия — это не просто плохое настроение.  Невозможно «вытащить» ребёнка из депрессии фразами вроде: «Соберись»,  «Это все глупости«, и пр. Депрессия может возникнуть как ответная реакция на внешние факторы (хронический стресс, диета, медицинские проблемы), так и в результате физиологической предрасположенности (эндогенная депрессия)

Если депрессия имеет эндогенную природу, то причинами её появления являются не столько внешние факторы, сколько нарушение обменных процессов в головном мозге (нарушение образования серотонина и норадреналина или биогенных аминов)

Депрессия может возникнуть как ответная реакция на внешние факторы (хронический стресс, диета, медицинские проблемы), так и в результате физиологической предрасположенности (эндогенная депрессия). Если депрессия имеет эндогенную природу, то причинами её появления являются не столько внешние факторы, сколько нарушение обменных процессов в головном мозге (нарушение образования серотонина и норадреналина или биогенных аминов) .

Депрессия у мальчиков и девочек проявляется по-разному. Если мальчики проявляют себя в асоциальных действиях — уход в сомнительные компании (общение с людьми, употребляющими наркотики, алкоголь, асоциальными элементами), агрессивное поведение, бунт против правил, те девочки более склонны к плаксивому замыканию в себе, стойкой апатии, отрицании собственного тела, недовольству собой. Иногда девочки, чтобы заглушить боль, начинают искать поддержку в беспорядочных половых связях, а мальчики начинают употреблять алкоголь и наркотики.

Хочу обратить внимание на то, что  диагноз «депрессия», равно как и «биполярное расстройство», может быть поставлен только специалистом — врачом-психиатром.  . Родителям не нужно надеяться, что депрессия пройдёт сама

Если замечены стойкие проявления апатии, деструктивного поведения, агрессии, в сочетании с плаксивостью, расстройствами сна и аппетита, то нужно обратиться к специалисту. Затягивание ситуации грозит серьёзными последствиями. Ребенку нужна помощь для выхода их этих состояний

Родителям не нужно надеяться, что депрессия пройдёт сама. Если замечены стойкие проявления апатии, деструктивного поведения, агрессии, в сочетании с плаксивостью, расстройствами сна и аппетита, то нужно обратиться к специалисту. Затягивание ситуации грозит серьёзными последствиями. Ребенку нужна помощь для выхода их этих состояний.

Основные виды последствий для разных возрастов

Дети родителей, чей развод не прошел грамотно, имеют значительно больше трудностей в самореализации и адаптации. У них больше проблем со здоровьем и в три раза больше вероятность возникновения психологических проблем. По данным исследований, влияние развода родителей на детей велико. 25% детей из разведенных семей имеют социальные, эмоциональные и психологические проблемы, по сравнению с 10% детей из полных семей. Но это не значит, что родителям нужно сохранять фасад семьи только потому, что есть такие риски. Кстати, если детей в семье двое и больше, им легче пережить развод. Более того, грамотный, дружелюбный развод с сохранением нормальных родительских отношений переживается намного лучше, чем сохранение семьи, полной конфликтов, нелюбви или даже насилия. 

Многие дети чувствуют себя виноватыми в разводе родителей. У них магическое мышление, им может казаться, что какие-то их мысли или поступки повлияли на решение родителей. В семейных конфликтах дети часто выступают в роли посредников, пытаясь примирить маму и папу. Они буквально берут на себя ответственность за отношения взрослых. Если же родители часто ссорились из-за разных взглядов на воспитание, то вероятность чувства вины у ребенка повышается.

Иногда после развода родителей маленькому человеку приходится быстрее повзрослеть. Происходит перераспределение обязанностей в семье, меняется финансовое положение. Старшие дети берут на себя часть заботы о младших. Случается и так, что дети как бы меняются ролями с родителями и начинают заботиться о том, кого развод ранил больше всего. Если финансовое положение семьи после распада брака стало нестабильным, это тоже сказывается на детях. Они могут чувствовать себя виноватыми за собственные потребности или могут сердиться, если мама или папа не позволяют больше того уровня жизни, который был раньше.

Дети до 3 лет

В этом возрасте детям особенно важно быть рядом со стабильными значимыми взрослыми, которые будут заботиться и оберегать. Если мама эмоционально надорвана, в депрессии, ребенок это очень чувствует

Конечно, в два-три года человек не способен понять все тонкости отношений, но он точно может испугаться того, что однажды его могут покинуть все, даже тот родитель, который остался. Потому так важно, как в самолете, «сначала дать кислородную маску себе, а потом ребенку». Также в этом возрасте могут быть проблемы со сном, питанием, желудочно-кишечным трактом, настроением ребенка — появляется плаксивость и навязчивое желание постоянно находиться на руках у родителя.

От 3 до 5 лет

Маленький человек взрослеет, но разрыв родителей по-прежнему стресс для него. В этом возрасте ребенок переживает свой кризис трех лет — естественный период в своем психическом развитии. Он может сопровождаться негативизмом, упрямством, своеволием, бунтом. Если в этот период случается сильный стресс, то симптомы кризиса могут усугубиться. Часто стресс влияет на иммунитет, могут обостриться хронические заболевания. Ребенок может бояться, что больше никогда не увидит кого-то из родителей, или что когда-то любовь родителей к нему закончится.

От 6 до 12 лет

Ребенок может чувствовать себя покинутым, преданным. Может стать более тревожным, пугливым. Успеваемость в школе часто падает в стрессовые периоды. Могут быть агрессивны со сверстниками, плохо себя вести. Иногда в этом возрасте, как и в более ранних периодах, появляется энурез и энкопрез.

Подростковый возраст

Подросток может вести себя агрессивно по отношению к родителю, которого считает виновным в разводе. Еще одно чувство, которое возникает у детей, — стыд. Особенно это касается подростков. Им тяжело делиться со своими сверстниками о том, что в семье произошло кардинальные перемены. Подросток и так переживает кризис своего возраста, дополнительный стресс может усугубить его. Иногда в этом возрасте дети уходят из дома, ведут себя демонстративно, угрожают уйти жить к другому родителю и так далее.

Разделение последствий по возрастам достаточно условны. То, как отразится развод на ребенке, зависит от его типа темперамента, отношений внутри семьи, отношений с каждым родителем и родителей между собой. Также большую роль играет то, как ведут себя родители после принятия решения о разводе.

Спасение утопающих – дело рук родителей утопающих

фото с сайта yatsenkostudio.ru

Поскольку депрессивные расстройства характеризуются снижением возбудимости и активности нервной системы, главное, что нужно делать, если у подростка депрессия, это растормошить его всеми возможными способами:

  • Перекрасьте комнату. Добавьте в помещение как можно больше энергичных оттенков желто-оранжевой гаммы. Предложите сыну или дочери самостоятельно выкрасить стены, только не требуйте качества работы – сейчас подтеки краски имеют третьестепенное значение.
  • Меняйте интерьер. Если красить стены вы морально не готовы, добавляйте нужный цвет за счет текстиля и аксессуаров. Шторы, подушечки, покрывало, картина, постер, статуэтки, цветы – как можно больше солнечно-желтых предметов. В идеале перемены должны затронуть не только детскую, но и остальные помещения.
  • Добавьте свет. Депрессия в подростковом возрасте неспроста чаще начинается в осенне-зимний период, ведь на него приходится меньше всего света. Максимально увеличьте освещенность в доме: снимите плотные шторы, желтые лампы замените на белые большой мощности. Светотерапия является одним из перспективных направлений в лечении этого заболевания.

фото с сайта en004home.reactnow.nl

  • Смените круг общения. Если причина состоит в сложных отношениях в детском коллективе, нет ничего страшного в том, чтобы сменить его, и не подвергать психику ежедневным испытаниям. Скажите ребенку, что подумываете переехать в другой район, но беспокоитесь о смене места учебы, и, если он воспринимает идею с восторгом, предложите перевестись в другую школу или на дистанционное обучение.
  • Заведите друга. Рассматривая способы преодоления депрессии у подростков, не стоит забывать о самом простом, но эффективном – домашнем питомце. Лучше всего, если это будет собака, так как уход за ней заставит депрессирующего хотя бы выходить на улицу. Только не ругайте его, если утренние прогулки лягут на ваши плечи, это предсказуемо, но выгуливая питомца по вечерам ребенок получит свой заряд позитива.
  • Готовьте правильно. Определенные блюда могут стать неплохими антидепрессантами при регулярном употреблении. Каждый день в семейном меню должны присутствовать следующие продукты: рыба жирных сортов, морепродукты, авокадо, капуста любых сортов, бананы, шоколад, какао, свекла и помидоры.
  • Исправьте внешность. Попробуйте выяснить, что именно во внешности не устраивает ребенка. Если именно этим спровоцирована депрессия у подростка, что делать можно не спрашивать – помогите ему измениться. Купите абонемент в спортзал, отведите в салон красоты или приобретите пачку одинаковых временных татуировок, давая чаду возможность выглядеть так, как он хочет.

Берегите учителей

Не забудьте предупредить классного руководителя, что лиловые волосы или пересмешник на запястье – это часть лечения, назначенного психотерапевтом.

Добавьте спорт. Попытайтесь выяснить, каким видом спорта хотел бы заняться подросток. Потом выпейте валерьянки, и просто поверьте, что пол дэнс будет полезнее классического балета, а бокинг лучше академической гребли. В качестве компромисса можете договориться, что посещаться будут обе секции в течение 6 месяцев, после чего вы позволите ребенку самостоятельно сделать выбор.

Снизьте планку. Хватит ожидать от него всегда хороших результатов учебы или спорта, ведь на кону его здоровье

Скрепя сердце, попробуйте не обратить внимание на двойку в дневнике или пожалеть ребенка, сочувственно покивав рассказу о психованной математичке. При отсутствии поддержки депрессия подростков грозит перерасти в биполярное расстройство или невроз, а это хуже двойки в четверти.

Если вы видите, что принятые меры не дают положительных сдвигов в течение 3 недель, не откладывайте обращение за специализированной помощью. Если успеет развиться тяжелая депрессия у подростков, лечение будет только медикаментозным, и, возможно, стационарным. Легкие формы успешно лечатся различными психотерапевтическими методиками, но будьте готовы к тому, что доктор порекомендует семейные сеансы.

«Какими ценностями мы наполняем ребенка?»

Отвечает детский психолог Валерия Вайднер:

В первую очередь здесь важны семейные ценности и то воспитание, которое вкладывают в ребенка. И тогда, если он видит, что кто-то из друзей хочет оказать на него плохое влияние, а это не перекликается с ценностями семьи, ребенок сам не будет общаться с этими детьми. Он будет понимать, что ему не комфортно

Поэтому очень важно в первую очередь обращать внимание на то, что мы транслируем дома. Что он получает от гаджетов, что он получает из телевизора, какими ценностями мы наполняем своего ребенка. И тогда он будет умет сам создавать хороший круг своего общения

И тогда он будет умет сам создавать хороший круг своего общения.

С какого возраста ребенок может говорить: «Нет»

Конечно, все дети разные. Но в среднем, в четыре — пять — шесть лет ребенок точно уже может сказать, что: «Тут что-то не то. Мне что-то не то предложили. Я не хочу играть в эти игры». Всегда проговаривайте с ребенком, что он имеет право отказывать. Если родители всегда настаивают на своем и не разрешают ребенку отстаивать свои мысли, то в дальнейшем он будет бояться говорить «нет» в обществе.

Очень важно, чтобы ребенок умел говорить «нет». Если что-то не нравится, он мог бы сказать: «Мне это не интересно

Я не хочу это делать. Я не хочу это смотреть. А давайте поиграем в другую игру!». Хорошо, если он умел бы предлагать какие-то свои вещи, проявлять инициативу среди других ребят. У ребенка должен быть алгоритм действий, как он может себя вести в таких ситуациях.

Как самостоятельно справиться с перепадами настроения

Определённую помощь при перепадах настроения пациент может оказать себе сам. Ведь человеческая психика – достаточно гибкий механизм, так что мы можем контролировать свои внутренние психические процессы.

Например, следует относиться к жизни более спокойно и оптимистично. Не следует переживать из-за каждой мелочи, которая не особо влияет на ваше состояние. У некоторых людей негативные мысли генерируются автоматически, поскольку человек с детства привык жить в неблагоприятной обстановке. Однако это ошибка мышления, и нужно с помощью внимательного отношения к своим мыслям избавляться от подобных автоматизмов. Например, можно подумать о более позитивных вариантах исхода событий, после чего станет понятно, что негативный вариант маловероятен. Или же можно заранее подготовиться к самому худшему варианту, чтобы быть абсолютно спокойным, даже если такой исход и произойдёт.

Негативные последствия не стоит преувеличивать, не нужно и придавать им исключительно важное значение. Если что-то из ряда вон выходящее когда-то произошло, то из этого не следует, что такой же исход повторится в дальнейшем: постоянно повторяться могут только обыденные ситуации, которые чаще всего не являются ни хорошими, ни плохими

Не следует все события, даже негативные, принимать на свой счёт. Некоторые люди действительно думают, что, мол, вся природа настроилась против них, но это очередная ошибка мышления. Если происходит негативное событие с вашим участием, то это не говорит о том, что лично вы и были целью видимого или невидимого «врага». То, что вы оказались в данной ситуации, — скорее всего, просто совпадение.

Если же такие совпадения случаются постоянно, то из этого можно сделать разумный вывод о том, что сама обстановка, в которой вы проживаете, является неблагоприятной. И нормально существовать в ней не можете не только вы – другие люди тоже страдают. Наилучший выход в данной ситуации – сменить место проживания.

Необходимо также уметь следить за собой, чтобы избегать «пиков» негативных эмоций. Если, к примеру, в споре вы замечаете, что перестаёте контролировать свои эмоции, попросите у собеседника подождать, тогда вы сможете собраться с мыслями и обдумать ситуацию

Важно в это время уделять внимание своему дыханию и пульсу, которые во время отдыха должны прийти в норму. От этого зависит и ваше дальнейшее эмоциональное состояние

Болезнь ребёнка как регулятор семейных отношений

Ещё один из достаточно распространённых способов показать свою реакцию на отношения в семье, который нередко используется детьми разных возрастов – это болезнь. Ведь когда ребёнок заболел – помимо заботы и внимания, бонусом он также получает долгожданный мир в отношениях между взрослыми, а значит этот способ работает.

О том, что часто болеющие дети – это дети, сталкивающиеся с теми или иными психологическими проблемами, говорят давно. Например, ребёнку некомфортно в саду или он не нашёл общего языка с одноклассниками в начальной школе – и он начинает часто болеть. Но и обстановка внутри семьи также может провоцировать детскую психику найти выход в болезнях, тем самым становясь регулятором семейных отношений.

Ссоры в семье – страдает ребёнок

Что можно в целом сказать о напряжённых отношениях между родителями, у которых есть дети? Как влияют ссоры и негатив на психическое состояние ребёнка? Безусловно, отрицательно.

Как бы ни пытались родители скрыть от посторонних своих проблем, от собственных детей утаить иголку в стоге сена не получится. Даже если родителям кажется, что ребёнок не видит, не догадывается и ведёт себя, как и прежде – это совсем не так. Дети чувствуют и понимают всё на очень тонком уровне.

Возможно, они не догадываются об истинных причинах охлаждения или ссор между родителями, но они это ощущают и часто находят собственные объяснения происходящему.

Особенности психологии мальчиков подросткового возраста

Специалисты утверждают, что мальчики сталкиваются с биологическим созреванием, которое сопряжено с появлением совершенно новых интересов, разочарованием, которое касаются прежних увлечений.

Происходит расставание с детством, осознание, что будет происходить дальше, полностью отсутствует, вследствие чего будет наблюдаться ощущение психологического дискомфорта.

Можно упомянуть про активный рост мальчиков со сменой гормонального фона, ростом скелета, ломкой голоса.

Юноши в этот период отличаются предельной степенью нетерпимости, отсутствием лояльности, отсутствием стремления помогать ближним. Им необходимо уделить больше внимания своей внешности, завоевать авторитет в среде сверстников. Не хочется оказаться объектом насмешек.

Гормональная перестройка приводит к появлению прыщей, увеличению лишнего веса. У мальчика отмечается эрекций, появление поллюций, которые не поддаются никакому контролю, что первое время пугает.

Можно отметить и наличие других изменений, которые связаны с изменениями во взглядах на жизнь, поисков ответов на вопросы, о которых подросток даже не задумывался

Важно понимать, что зачастую он слишком преувеличивает свои способности

Специфика данного возраста касается появления противоречий между эмоциональной составляющей и здравым смыслом. Можно отметить отсутствие полноценного развития префронтальной зоны, вследствие появления главных проблем, касающихся поведения. Не всегда подростки понимают, как провести грамотный анализ ситуации. Это связано именно с незрелостью нервных процессов.

Не превращайте детей в «козлов отпущения»

мать с ребенком

Конечно, отношения между людьми, у которых есть дети, должны быть если не идеальными, то без особых проблем. Это прекрасно, когда люди не ошиблись с выбором, любят друг друга, у них общие цели и задачи, они не превращают своих детей в «козлов отпущения» или «членов военного союза», когда ребёнок принимает чью-то сторону в конфликте, не заставляют их страдать, выбирать между самыми близкими людьми.

В этом случае ребёнок растёт в гармонии, ему комфортно и безопасно со своими родителями, он счастлив. В его семье царит настоящий, а не видимый, мир и согласие. Поэтому если между вами есть разногласия, у вас есть проблемы, не решайте их с помощью своих детей, при помощи скандалов и «холодной войны», а обратитесь за своевременной помощью к психологу.

16 – летний возраст

Родители часто отмечают, что дети в 16 лет – это настоящее испытание для психики, проверка на прочность их нервов (см. Стрессоустойчивость), грамотности в педагогических воздействиях. Психологи полагают, что все сложности этого этапа объясняется тем, насколько трудно подростки ощущают себя в данной среде.

Молодые люди в этом возрасте не понимают, как реагировать на то, что они уже не дети, но далеко и не взрослые люди. Об этом аспекте им часто упоминают, как родители, так и педагогические работники.

Можно упомянуть про следующие нюансы, которые будут характеризовать эту стадию развития:

  • Активная выработка мировоззрения на уровне именно сознания, с полным осознанием «концепцией самости», благодаря чему окружающие люди крайне мало интересуют;
  • Развитие интересов, связанных именно с будущей профессиональной деятельностью, манипулирование другими людьми (см. Манипуляции и Методы манипулирования людьми), которое способно стать настоящей провокацией;
  • Появление потребности, которая касается тесной связи людей, благодаря чему происходит объединение интересов, вследствие чего в этом возрасте можно упомянуть про наличие массового характера разных акций протестов;
  • Резкое снижение авторитетного мнения именно матери отца, которая связана не с их личностными особенностями, а скорее с процессами, которые происходят в организме и физиологии детей в этом возрасте;
  • Развитие привлекательности внешнего вида, персональной позиции, которая приводит к соответствующему отношению к этим проблемам;
  • Появление эмоциональной устойчивости, последовательность действий без какой-либо импульсивности;
  • Стремление построить серьезные отношения, которые касаются романтической связи и дружбы;
  • Желание ощутить именно глубину отношений, вследствие чего все личные отношения выйдут на первый план;
  • Стремление лиц подросткового возраста к самостоятельному заработку;
  • Снижение негативизма.

Почему мы боимся перемен?

Боимся потерять то, что есть сейчас. Особенно если мы более-менее этим довольны. И чем больше усилий вложено в то, чего достигли и имеем, тем сложнее менять существующее положение.

Многие испытывают страх перемен в силу личностных особенностей. Робость, инертность, склонность к консерватизму способствуют этому.

Перемены в жизни связаны, как правило, с тем, что человеку придется измениться самому. На подсознательном уровне это может пугать. Ведь далеко не многие готовы меняться. Выход из зоны комфорта всегда сложен и вызывает массу напряжения.

Иногда мы боимся, что после каких-то решений или действий, которые совершим, окружающие будут по-другому к нам относиться. Мы можем переживать о том, что нас не поймут, будут относиться хуже или начнут завидовать. Хотя на деле нередко оказывается наоборот.

Сопротивление переменам может быть связано с воспитанием. Если родители демонстрировали подобное поведение, то ребенок в будущем также может последовать их примеру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: