Самовыражение личности: функции, способы, примеры

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека. Однако ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схематических изображений, т.к. он придерживался мнения, что этот порядок динамического характера и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.

Первые упоминания о пирамиде потребностей можно найти в немецкоязычной литературе 70-х годов XX столетия. Во многих учебных материалах по психологии и маркетингу их можно встретить и сегодня. Сама же модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей.

Интересно также распространённое мнение о том, что сам Маслоу не создавал пирамиду, а лишь вывел общие особенности в формировании потребностей успешных в жизни и творческой деятельности людей. А пирамиду придумали его последователи, стремившиеся наглядно представить идеи учёного. Об этой гипотезе мы поговорим во второй половине статьи. Пока же разберемся в том, что такое пирамида Маслоу в подробностях.

Согласно исследованиям учёного, у человека есть пять основных потребностей:

1

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться. Например, если человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п.

2

Безопасность (вторая ступень пирамиды)

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

3

Любовь и принадлежность (третья ступень пирамиды)

Здесь речь идёт о социальных потребностях. Своё отражение они находят в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.

4

Признание (четвёртая ступень пирамиды)

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.

5

Самореализация (пятая ступень пирамиды)

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

Таково описание основных потребностей человека. Насколько эти описания имеют место быть, вы можете оценить самостоятельно, просто постаравшись взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. Наверняка, вы сможете найти много подтверждений их актуальности. Но следует сказать, кроме всего прочего, и о том, что в пирамиде Маслоу присутствует несколько спорных моментов.

Самореализация личности

Способность к воплощению в жизнь своих внутренних резервов заложена природой в любом человеке изначально. В сущности, самореализация личности играет вообще основополагающую роль в определении ее жизни, поскольку именно она способствуют выявлению и полноценному раскрытию даже самых не очевидных возможностей и талантов человека, что, как правило, приводит к наиболее стабильной и успешной жизни в социуме.

Вместе с тем, одновременно в раннем детском возрасте проявляются и множественные проблемы самореализации, сопровождающие человека оставшуюся жизнь. Их также необходимо выявлять и решать, а для этого требуется постоянная целенаправленная работа. В социальной среде скрывается самый большой враг реализации индивидуальности человека – это стереотипы. Стереотипное мышление широко распространено в обществе и часто может быть навязано любому человеку еще в раннем детском возрасте.

Личность человека всегда является одновременно как субъект, так и объект для социальной структуры. Так что в ходе адаптации индивида в социуме и его определенных группах, весьма важную роль играет его целеустремленность, внутренние направления деятельности, убеждения и мотивы. Как правило, именно целеустремленная личность, которая направляет свою деятельность на благо реализации своих возможностей и потенциала, достигает наибольшего успеха. В то же время индивид, который всегда идет по течению происходящих с ним обстоятельств, редко когда добивается личной цели.

Технически процесс реализации личности представляет собой такую направленность деятельности индивида, которая позволит максимально задействовать объективные условия окружающей среды и социума, а также его субъективные возможности, потенциал и таланты, с целью воплощения в реальность каких-либо личностных стратегических планов. Когда речь идет о самореализации, подразумевается только долгосрочная перспектива, а не однократное достижение на текущий период времени.

Самореализация

Во всем известной пирамиде американского психолога Абрахама Маслоу, на высшей ступени стоит самоактуализация. В данном случае, самореализация и самоактуализация являются синонимами. Что же такое самореализация (самоактуализация)? Это осознание того, что вы становитесь тем, кем хотите стать. Это осознание того, что вы стремитесь к своему «идеальному я», к тому человеку, которым вы хотите стать.

Брайан Трейси с незначительными добавлениями Александра Марфицина

Урок.

Прежде всего я понял, что успех — это определенная система, совокупность положительных ситуаций в разных областях жизни. Успех может быть только целостным. Если вы больны, но у вас много денег — это не успех

Если у вас отличные отношения с окружающими, но вы не стремитесь к чему-то важному — это не успех. Неважно, как Брайан Трейси обозначил компоненты успеха

Я бы, возможно, сделал бы это иначе, чем он, но суть в том, что подлинный успех — это достижение положительного результата во всех сферах жизни.

Полная пирамида потребностей

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

21 способ саморазвития человека

Сделаю небольшое дополнение, выше мы рассматривали сокращенную пирамиду Маслоу, т. к. для понимания сути, легче начинать с малого. Но
теперь я опишу полную пирамиду, она отличается от краткой,
тем, что в ней добавляется 2 уровня потребностей: «познавательные» и «эстетические». Итак, встречаем, «полная пирамида потребностей»:

0. Моральное состояние (отсутствие негативных мыслей: Обида, зависть, злость, гордость и негативных действий).

1. Физиологические (жажда, голод, боль, недостаток эмоций).

2. Безопасность (уверенность в будущем, отсутствие страха).

3. Социальные (принадлежность к обществу, Потребность в общении, любви, заботе, быть принятым).

4. Уважение (признание со стороны других).

5. Познавательные (исследовать, познавать новое).

6. Эстетические (гармония, красота, порядок).

7. Самоидентификация (реализация своих талантов).

Соответственно, чтобы оценить новые потребности нужно задать себе еще 2 вопроса:

5. Насколько Интересна ваша жизнь?

6. Насколько ввс устраивает обстановка в доме, на работе?

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

11 способов расставить приоритеты

Вы, наверное, знаете, что знания, не закрепленные на практике, забываются очень быстро

Поэтому прямо сейчас у меня для вас есть практическое задание.
Крайне важно сделать его прямо сейчас, или вы вряд ли к нему приступите в другое время

Прямо сейчас возьмите ручку, листок бумаги и начертите все грани пирамиды, как в последнем примере. Затем оцените уровень
удовлетворенности каждого слоя начиная с морального состояния и вы быстро поймете, какие цели повысят уровень счастья, а какие нет.

P.S. Если у вас есть сложности или вопросы по прочитанной статье, а также
по темам: Психология(вредные привычки, переживания и др.), продажи, бизнес, тайм-менеджмент и др.
задавайте их мне, постараюсь помочь. Еще возможна
консультация по skype.

P.P.S. Также вы можете пройти online тренинг «Как получить 1 час дополнительного времени». Пишите комментарии, ваши дополнения ;)

Подписывайтесь по email

Добавляйтесь
Смотрите

ПОХОЖИЕ ВИДЕО И СТАТЬИ:
— 8 поглотителей времени (хронофагов) — 12 способов сосредоточиться на работе, учебе — 5 способов уменьшить усталость на работе на весь день — Как работать в любом месте со своими данными — Выбираем ноутбук для работы вне офиса или дома

1 вариант

1. Какая привычка в первую очередь поможет достичь успеха в жизни?

1) к содержательному отдыху
2) к труду
3) к материальному благополучию
4) к ограничению всех жизненных потребностей

2. Продвижение в какой-либо сфере деятельности -это

1) формирование
2) развитие
3) служба
4) карьера

3. Какая задача стоит перед каждым в юности?

1) выбор профессии
2) удовлетворение потребностей
3) материальная забота о семье
4) участие в межличностных отношениях

4. Найдите объяснение понятию самоопределение.
О самоопределении может говорить тот, кто

1) нашёл дело по душе
2) отдыхает от забот
3) читает интересную книгу
4) получил премию

5. Деятельность человека, направленная на создание новых, не существовавших ранее духовных и материальных ценно­стей, — это

1) умение
2) труд
3) творчество
4) познание

6

Для достижения успеха в труде важно такое качество, как. 1) неорганизованность
2) целеустремлённость
3) лень
4) неаккуратность

1) неорганизованность
2) целеустремлённость
3) лень
4) неаккуратность

7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К разочарованию в выбранной профессии может привес­ти неправильная самооценка.
2) Жизненному успеху могут способствовать здоровье, по­мощь и поддержка близких людей, стечение обстоя­тельств.
3) Виды трудовой деятельности в современном мире неиз­менны.
4) Умственный труд легче физического.
5) Самореализация — это стремление достичь материаль­ного успеха.

8. Заполните пропуск в схеме.

Практические рекомендации

  1. Прежде всего, нужно грамотно и реально оценить собственные таланты и способности. Для этого психологи рекомендуют взять лист бумаги, создать спокойную, расслабляющую обстановку и записать качества и увлечения, над которыми необходимо работать.
  2. Честно и беспристрастно запишите все черты своего характера, независимо от того, насколько они ценятся обществом.
  3. Перечислите все виды деятельности, в которых вам хотелось бы реализовать себя. Вспомните о своих мечтах, чем вам хотелось заниматься в детстве. Как отмечают психологи, детские мечты отражают истинную личность человека. Напротив каждого вида деятельности запишите необходимые черты характера, которые помогут добиться успеха. Ведь только в деятельности происходит самореализация личности.
  4. Сравните списки и таким образом, вы увидите, какой вид деятельности подходит вам лучше всего. На первый взгляд, такой способ подходит только для подростков, которые не определились с профессией. Тем не менее, по статистике, большинство взрослых не удовлетворены своей работой и хотели бы сменить вид деятельности. Такая неудовлетворенность продиктована, прежде всего, неумением правильно определить свои таланты и расставить жизненные приоритеты.
  5. Многие ошибочно полагают, что реализовать себя можно только в профессиональной деятельности. Однако это всеобщее заблуждение. Необходимо абстрагироваться от традиционных взглядов и оценить себя всесторонне. Вполне возможно, что человеку удастся проявить себя во время отдыха или, занимаясь любимым хобби. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие – это основной признак того, что стратегия самореализации выбрана верно и проходит успешно.

Смотрите на видео — мнение эксперта о самореализации личности и поиске достойной цели в жизни.

Как применить пирамиду на себе?

Умелое использование пирамиды, например, в менеджменте или коллективе, поможет вам решить проблемы или вовсе не допустить их

Используя некоторые приемы подчеркивания достоинств человека, его талантов и важности в коллективе, вы сможете правильно мотивировать персонал на достижение успеха

С теми же детьми можно намного эффективнее взаимодействовать, если учитывать их потребности и желания.

Для того чтобы подняться вверх по пирамиде, можно перечитать много книг и статей о мотивации, но лучше один раз пройти онлайн-курс или тренинг. Поверить в себя и достигнуть того, чего именно вы желаете в этой жизни, поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”

Для меня такой человек – Павел Воля.

Его онлайн-курс “Улучшайзер экспресс” научит 3 главным вещам: инициативе, действию и эффективности.

Обучение состоит из 23 фишек. Именно они помогли Воле превратиться из простого нищего Пензенского парня в самого высокооплачиваемого ведущего канала ТНТ и моего любимого стендап-комика. По данным журнала Forbes, Павел ежегодно зарабатывает 2,5 мл $.

Курс подходит и мужчинам, и женщинам начиная с 16 лет.

Как будет проходить обучение:

  1. Вы получаете теорию и практическое задание.
  2. Выполняете.
  3. Если сделали верно, переходите к следующему.

Если не халтурить и с ответственностью выполнять все уроки, то вас ждут приятные изменения: и на работе, и в личной жизни, и с родственниками, и с друзьями. Это приведет к большим деньгам, связям и успеху.

Стоимость – 15 000 руб. с доступом навсегда, но также есть возможность пройти курс за 3 000 руб.

Если в течение 2 недель вы решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.

После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Вы обговорите с ней условия оплаты.

Виды самореализации

Человек – социальное существо, поэтому он всегда актуализирует свои способности в обществе. По этой причине рассматривать проблему самореализации в отрыве от других людей неправильно. Можно выделить несколько основных видов самоактуализации:

  1. Личностная;
  2. Творческая;
  3. Профессиональная;
  4. Социальная.

Самореализация – нелегкий процесс

Важно! Каждый из этих видов тесно связан с другими. Человеку нужно развиваться во всех направлениях

Во многом фундамент процесса роста закладывается в детстве, в более зрелом возрасте индивид сам способен определять свое поведение.

Личностная самореализация

Личность человека начинает формироваться еще в детстве. Как раз тогда впервые появляется вопрос о личностной реализации. Ребенку хочется, чтобы окружающие одобряли совершенные им поступки. С возрастом это желание становится еще сильнее, что приводит к достижению успеха или, наоборот, комплексам.

Все зависит от доминирующей мотивации: положительной или отрицательной. Если человек не боится потерять что-то или быть осужденным окружающими, то у него значительно больше шанс достичь успеха.

Путь к мечте нелегкий

Если мотивация позитивная, человек может выбрать одну из следующих целевых тенденций, непосредственно связанную с личностью:

  1. Стремление к финансовому благополучию;
  2. Достижение высокого социального статуса;
  3. Развитие своих способностей.

Важно! На практике одна из этих тенденций оказывается доминирующей, но каждая из них обуславливает другие. Например, хорошо развитые навыки увеличивают вероятность заработать, равно как и высокий социальный статус сопряжен с приличными доходами

Пример личностной самореализации – это когда в педагогике ученик под действием учителя формирует необходимые качества.

Творческая самореализация

Желание создать что-то новое тесно связано с развитием человечества. Все шедевры, сотворенные людьми, достижения в науке обусловлены желанием созидать. В Библии говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Можно не верить в Бога, но, если Он есть, то творчество – действительно то, что общее у человека с высшими силами.

Таким образом, творческая самореализация личности является важной внутренней составляющей жизни человека. По статистике, творческие люди добиваются большего успеха, чем те, кто действует стереотипно

Это особенно актуально в XXI веке – времени стремительного развития технологий.

Креативность – важнейшее качество для формирования широкого кругозора

Важно то, что творческие способности в той или иной мере имеются у любого человека. Изменяются лишь проявления творческого акта: это поэзия, проза, живопись, скульптура и многие другие способы реализовать себя

Каждый может найти занятие по душе.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация – это раскрытие своего потенциала на работе. Успех в построении карьеры также ценен для полноценной жизни. Здесь причина кроется не только в деньгах и повышении социального статуса. Гораздо важнее ощущать одобрение со стороны окружающих.

Поднятие по карьерной лестнице

Важно! Работа – это лишь часть жизни, ею нельзя заменить другие виды реализации. Трудоголизм вредит человеку, потому что в погоне за деньгами и статусом он теряет все остальное

Социальная самореализация

Это реализация своего потенциала в обществе, в котором состоит человек. Это как раз есть высшая ступень, как говорил Маслоу.

Моральное состояние и успех

А теперь я расскажу уникальную информацию, которую вы не найдете в других источниках.
Пирамида потребностей лежит на фундаменте. Фундамент пирамиды — это ваше моральное состояние.

Фундамент пирамиды — моральное состояние.

Правила пирамиды сохраняется. Вспомните: «как вы себя чувствовали после сильной ссоры?» Вы могли радоваться жизни в тот момент? Любые негативные
мысли — это показатель морального состояния. Чем больше человек злится, обижается, гневается, тем больше выделяется гормонов стресса,
ухудшается иммунитет, повышается давление, появляется головная боль
. Пожалуй, все сталкивались со стрессами в жизни и на работе. Вы понимаете,
что даже если у вас будет 100% здоровье и полный достаток, после стресса или сильных переживаний вы можете себя чувствовать просто отвратительно.

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

Как работать в любом месте со своими данными

Так вот, чем лучше ваше моральное состояние, тем вы добрее и легче переносите стрессы. А чем хуже ваше моральное состояние, тем тяжелее вы переносите
стрессы. Если человек добрый, то его тяжелее вывести из состояния равновесия. А если человек злой, то любое слово может разжечь огромный огонь.

Поэтому за своим моральным состоянием нужно следить в первую очередь. Поскольку даже при негативных мыслях: обида, зависть, злость, гнев и т. п.
выделяется огромное количество гормонов стресса, которые делают вас несчастными и падает ваш иммунитет.

Творческая самореализация

Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход

Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

Определение

Что такое самовыражение? Самовыражением в психологии называется перенос во внешний мир внутреннего состояния, переживаний, эмоций. Это внешнее проявление всего, что происходит внутри человека. У некоторых людей этот процесс происходит осознанно, другие же делают это неосознанно.

Самовыражение по праву считается одним из факторов, провоцирующих развитие общества. Развиваться человечество будет только в том случае, если имеет место контакт или столкновение отличающихся друг от друга взглядов, мнений, умений и способностей.

У всех людей разные способы самовыражения. Причина тому — влияние различных внешних и внутренних или врожденных факторов. От них зависит то, насколько человек будет оригинальным в презентации своего внутреннего мира. Чем больше свободы, уверенности в себе, смелости показывает человек, тем более уникальной и неординарной личностью он считается. Если место этих качеств занимают шаблоны и стереотипы, на оригинальность и творческий подход к решению проблем можно не рассчитывать.

Потребность в самовыражении

Визуальное отображение внутреннего мира во внешней среде — такая же важная потребность, как и выживание. По мнению ученых, после того, как человек удовлетворяет базовые потребности в еде, одежде и крове над головой, приходит очередь самовыражения. Процесс начинается с изучения себя и окружающего мира. Как только они становятся понятными, возникает необходимость самореализации. Говоря простыми словами, самовыражение — это стремление заявить миру о своем существовании, почувствовать себя его частью, начать взаимодействовать с ним.

Интересно, что для многих людей иметь возможность самовыражения гораздо важнее удовлетворения физических потребностей. Ради нее они готовы недоедать, остаться без средств к существованию или подвергнуть себя смертельной опасности. Такие люди никогда не согласятся с обыденностью, скучной, серой жизнью. Возможность творить для них — это и есть сама жизнь.

Желание реализоваться, презентовать окружающим свой внутренний мир объясняется стремлением раскрыть заложенный внутри нас потенциал. Одинаковое воспитание, привитие одних и тех же правил поведения, одинаковые нормы обучения в школе делают человека среднестатистическим, таким же, как и все остальные. Такое положение вещей лишает его возможности презентовать себя, из-за чего часто он начинает бунтовать, идти против общества. Только одни делают это в творчестве, а другие с помощью эпатажных и порой шокирующих выходок.

В некоторых случаях потребность в самовыражении снижается. Так происходит вследствие каких-либо психологических травм, например, когда над человеком насмехались, высмеивали его творчество или вовсе отвернулись.

Потребность в признании, уважении и почитании

Любой человек, не будучи постоянным клиентом психотерапевта, нуждается в признании и устойчивой, чаще высокой оценке достоинств,
которыми он располагает. Потребности в уважении окружающих и самого себя Маслоу делит на два класса.
К первому он относит стремления и желания, связанные с достижениями.
Они проявляют себя в жажде признания за человеком его адекватности, компетентности, интеллекта, дающих ощущение уверенности,
свободы и независимости.
Ко второму классу Маслоу относит потребность в репутации и престиже, проявляющейся в уважении окружающих, потребность в
статусе, внимании, признании, славе – все того, о чем упоминал в своих трудах автор концепции индивидуальной психологии
Альфред Адлер.
Удовлетворение потребностей этого уровня рождает ощущение собственной значимости, уверенности в том, что он нужен этому миру.

Напротив, неудовлетворенная потребность в признании становится постоянным источником слабости, неуверенности, беспомощности и
уныния. Прогрессируя, такое состояние запускает тектонические невротические процессы.
Чрезмерный акцент на мнении окружающих, в комплексе с недооценкой реальных способностей, возможностей и навыков – верный
путь к глубокой депрессии и серьезным соматическим сбоям.
Здесь Маслоу приходит к выводу: здоровой и адекватной можно считать только самооценку, основывающуюся на заслуженном признании
и уважении, а не на лести окружающих, единичном успехе или достижении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: