Лечение тревожности
Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.
Коррекция режима дня и взаимоотношений в семье
Здесь можно привести следующие общие рекомендации:
- работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
- контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
- увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
- сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
- поглаживающий массаж;
- частые телесные контакты с ребенком;
- домашние театрализованные представления;
- игры на разрывание бумаги;
- игры с тестом, пластилином;
- сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
- заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
- выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде
Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.
Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.
Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога
В детском саду и младшей школе возможны:
- фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
- чтение мотивирующих сказок;
- ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
- подвижные игры, но – не на скорость.
Психотерапия
Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:
- групповая психотерапия – занятия в группах;
- индивидуальная психотерапия;
- семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
- арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
- канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
- обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
- психоанализ;
- гипноз.
Медикаментозное лечение
В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.
Когда это происходит?
Любой человек с социальным тревожным расстройством может испытать его по-разному. Но вот некоторые распространенные ситуации, с которыми люди, как правило, имеют проблемы:
- При разговоре с незнакомыми людьми;
- Выступления при большой аудитории;
- Знакомства с новыми людьми;
- Зрительный контакт со знакомимыми и нет;
- Использование общественных туалетов, чаще всего, страдают мужчины;
- При походах на вечеринки, тусовки и больших скоплениях новых людей;
- Употребление пищи перед другими людьми;
- Ходить в школу или на работу;
- Когда начинается разговор с новым человеком.
Социальное тревожное расстройство может нанести ущерб жизни тех, кто страдает от него. Например, люди могут отказаться от возможности трудоустройства, которая требует частого общения с новыми людьми, или избегать обедать с друзьями из-за страха, что их руки будут дрожать во время еды или питья. Симптомы могут быть настолько сильными, что они нарушают повседневную жизнь и могут существенно мешать повседневной жизни, профессиональной деятельности или общественной жизни, затрудняя прохождение школы, собеседование и получение работы, а также дружбу и романтические отношения.
Диагностика и лечение
Диагностика заключается в тестах, выявляющих повышенную социальную тревожность: Шкала Спилбергера, Шкала Гамильтона. Социофобию сопровождают вегетативные симптомы: потливость при виде скопления людей, перебои речи, тахикардия и одышка.
Социофобия лечится амбулаторно: пациент принимает лекарство самостоятельно. Из медикаментов ему показано следующее лечение: селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (Флуоксетин, Сертралин), ингибиторы моноаминоксидазы: Моклобемид, Бефол и Разаглин.
Из психотерапии наиболее эффективны: когнитивно-поведенческая психотерапия, групповая терапия, метод десенсибилизации, ролевые игры, рациональная психотерапия, аутогенная тренировка.
Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!
Диагностика социофобии
Характерные признаки социофобии можно выявить при помощи интервью с пациентом.
Проявления социофобии по МКБ-10 (Международной классификации болезней десятого пересмотра):
- Возможно наличие явных страхов:
- приём пищи в окружении посторонних;
- выступление на публике;
- беседа с человеком противоположного пола.
- Возможно присутствие генерализованных (диффузных) страхов: практически любые внесемейные общественные ситуации.
- Ключевым моментом является боязнь рвоты при других людях.
- Заниженная самооценка пациента и наличие страха подвергнуться критике окружающих.
- Выражение первичной тревоги в психологических, вегетативных или поведенческих симптомах.
- Тревога преобладает в конкретных социальных ситуациях.
- Обстоятельства, способствующие возникновению страха, по возможности избегаются. Причём обычно это настолько сильно выражено, что в крайне тяжёлых случаях может приводить к абсолютной изоляции от общества.
- Ещё более тяжёлое состояние пациентов возможно из-за наличия сопутствующей агорафобии и депрессии, которые окончательно приковывают их к дому. Агорафобия является предпочтительным диагнозом при невозможности полной дифференцировки с социофобией. Депрессивное расстройство, как диагноз, не рекомендуется выставлять, если не удаётся точно выявить клинику развёрнутого депрессивного синдрома.
Признаки социофобии по DSM-V (классификация психических расстройств, США):
- Постоянный страх одной или нескольких социальных ситуаций/моментов, в которых необходимо проявить себя перед посторонними людьми, или же есть вероятность подвергнуться критике. Человек ощущает беспокойство от того, что может оказаться в унизительном или неловком положении, совершив, по его мнению, неверное действие.
- Тревога в ситуации, вызывающей страх, способствует возникновению ситуационно-обусловленной панической атаки.
- Осознание человеком бессмысленности и нелогичности данного страха.
- Ситуации, которые вызывают чувство страха, избегаются. Либо в момент этой ситуации человек испытывает сильную тревогу.
- Трудности в повседневной жизни, на работе, в отношениях из-за избегания или тревожных ожиданий и душевных страданий по поводу имеющегося страха.
- Стойкая и длительная (не менее 6 месяцев) тревога и чувство страха, а также замкнутость человека.
- Отсутствие прямой связи страха и замкнутости с результатом приёма каких-либо препаратов или другим имеющимся психическим расстройством.
Для диагностики выраженности проявлений социальной фобии возможно использование шкалы Либовица, состоящей из 24 заданных ситуаций, к каждой из которых прилагается два вопроса, на которые нужно ответить:
- «Насколько выражен страх, беспокойство и тревога, которые Вы испытываете в этой ситуации?»;
- «Насколько часто вы избегаете таких ситуаций?».
Дифференциальная диагностика
Дифференциальную диагностику нужно проводить между социофобией и следующими расстройствами:
- (учитывается характер ситуаций, вызывающих тревогу);
- депрессия (важным моментом является оценка психического статуса);
- шизофрения.
При шизофрении возможно избегание социальных ситуаций, что обусловлено, главным образом, персекуторным бредом. Страдающие социофобией понимают болезненность своих мыслей и несоответствие их истине.
Дифференциальную диагностику необходимо проводить с расстройствами личности, для которых характерны застенчивость и заниженная самооценка в течение всей жизни. При фобии имеется точно установленный дебют и достаточно небольшая давность заболевания.
И, наконец, важно различать социофобию и социальную неадекватность, при которой тревога — вторична, а главным является недостаток социальных навыков. Это не является фобическим расстройством, а относится к типам поведения, характерным для расстройств личности и шизофрении и наблюдаемым у людей со сниженным интеллектом
Частыми проявлениями являются неуверенная, невнятная речь с запинанием, жестикулирование, неспособность держать зрительный контакт во время беседы.
Социофобия — симптомы
От обычного волнения перед важными социальными событиями (экзаменами, выступлениями и другими), которое присуще всем нормальным людям, социофобию отличает чрезвычайная интенсивность переживаемых негативных эмоциональных ощущений, а также сопутствующие физиологические и поведенческие симптомы, которые тревожат человека довольно продолжительное время, в тяжелых случаях тревога становится постоянной.
К эмоциональным и поведенческим проявлениям социофобии относятся:
-
иррациональный, всепоглощающий страх негативной оценки, осуждения, насмешек других людей;
-
раздражительность, беспокойство, тревога;
-
чувство опасности, для которого нет никаких логичных объяснений;
-
страх, что окружающие заметят, что вы волнуетесь;
-
чувство, что » в голове стало пусто», невозможность собраться с мыслями, сконцентрироваться;
-
кошмары;
-
повышенная ранимость, обидчивость,
-
постоянная напряженность, усталость.
Физиологически социофобия может проявляться:
-
потливостью;
-
«бросанием в жар»;
-
расстройством желудка, тошнотой;
-
учащенным пульсом и/или повышением артериального давления;
-
дрожанием рук;
-
дрожанием голоса;
-
одышкой, учащенным дыханием;
-
головокружением;
-
покраснением или, наоборот, бледностью кожи лица.
Что такое социальное тревожное расстройство?
Человек с расстройством социальной тревоги может быть крайне опасается позора в социальных ситуациях. Этот страх может повлиять на личные и профессиональные отношения.
Социальная тревога часто возникает в раннем детстве как нормальная часть социального развития и может оставаться незамеченной до тех пор, пока человек не станет старше. Тригггеры и частота возникновения социальной тревоги варьируются в зависимости от конкретного человека.
Многие люди нервничают в определенных социальных ситуациях, например, во время презентаций, свиданий или участия в соревнованиях. Это нормально и не квалифицируется как расстройство социальной тревоги.
Социальная тревога становится медицинским состоянием, когда повседневные социальные взаимодействия вызывают чрезмерный страх, самосознание и смущение.
Тривиальные повседневные дела, такие как заполнение анкеты рядом с людьми и прием пищи в общественных местах или с друзьями, могут вызывать сильный стресс у людей, испытывающих социальную тревогу.
Профилактика и коррекция тревожности у детей
Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.
Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.
Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.
Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:
повышение самооценки;
обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.
Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.
Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.
Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.
Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.
Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.
В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».
Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.
Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Классификация и стадии развития социофобии
Выделяют два вида социофобии:
- специфическую;
- генерализованную.
При специфической социофобии проблема является довольно ограниченной. Люди чувствуют тревожность только в одной или нескольких конкретных ситуациях, но не в большинстве (например, когда выступают с речью на публике либо в обществе сексуально привлекательного человека).
Специфическая социальная фобия выражается также в виде тревожного ожидания неудачи, то есть опасения того, что на людях не удастся выполнить привычные действия. Однако установление социальных контактов и общения вне схожих ключевых ситуаций, как правило, трудностей не вызывает.
При генерализованной социофобии люди с большей вероятностью чувствуют тревожность во всех ситуациях, которые связаны с общением и нахождением на публике. Генерализованная форма данного расстройства, в отличие от специфической, характеризуется более ранним началом болезни, достаточно низким образованием пациентов, отсутствием работы и семьи.
Депрессия, социальная тревога, страх воспроизвести отрицательное впечатление на окружающих при генерализованной форме выражены ярче. Чувство стыда, во многом определяет соответствующее поведение — социальную изоляцию — и выступает на первый план, хотя и не соответствует реальной обстановке.
Страх опозориться часто сопровождается чувственными идеями отношения, такими как ощущение негативной оценки людей, наличие «изъяна», который, по мнению больного, есть у него, и соответствующим объяснением поведения окружающих (пренебрежительные улыбки, насмешки и т.д.).
Генерализованная социофобия характеризуется выраженным избегающим поведением, результатом которого является изоляция, которая исключает все социальные контакты.
Стадии развития социофобии представляют собой замкнутый круг, включающий: негативные мысли человека о себе в определённой ситуации, усугубляющиеся физиологическими симптомами.
Обычно у социофоба уже изначально присутствуют идеи о том, что люди плохо подумают о нём, будут смеяться и т.п. Формируется невроз ожидания.
При предвкушении наступления соответствующей социальной ситуации эти мысли усиливаются («я не справлюсь», «у меня ничего не получится»), что вызывает такие физиологические проявления, как потливость, покраснение лица, ощущение «кома в горле». Соответственно, во время самой социальной ситуации происходит фокусировка на собственном состоянии: «я покраснел», «я вспотел и произвожу плохое впечатление» и т.д. В результате этого появляется тревога и физиологические проявления усиливаются. Это приводит к возникновению защитного поведения: избегание зрительного контакта, избегание людей в целом, и формированию после данной ситуации мыслей «я не справился», «я выглядел глупо», что ещё больше укрепляет негативное мнение о себе и способствует повторению симптомов в последующих схожих ситуациях.
Общие триггеры
Люди с социальной тревогой обычно испытывают сильное беспокойство и стресс в следующих ситуациях:
- Еда перед другими людьми;
- Выступления на публике;
- Быть в центре внимания;
- Разговариворы с незнакомцами;
- Свидания;
- Встречи с новыми людьми;
- Собеседование для новой работы;
- Походы на работу или в школу;
- Встреча с глазами других людей;
- Звонки по телефону публично;
- Использование общественных туалетов.
Симптомы
Человек может испытывать физические, эмоциональные и поведенческие симптомы социального тревожного расстройства. Эти симптомы могут значительно повлиять на жизнь человека и его взаимоотношения.
Физические симптомы
- Тепловой удар;
- Головокружение;
- Мышечное напряжение или подергивания;
- Проблемы с желудком;
- Застенчивость;
- Дрожь;
- Чрезмерное потоотделение;
- Сухость в горле и во рту.
Эмоциональные симптомы
- Высокий уровень тревоги и страха;
- Нервозность;
- Панические атаки;
- Отрицательные эмоциональные циклы;
- Дисморфия в отношении части их тела (чаще всего лица).
Поведенческие симптомы
- Избегать ситуаций, когда человек думает, что он может быть центром внимания;
- Воздержание от определенных действий из-за страха смущения;
- Стать изолированным; человек может даже оставить свою работу или бросить школу;
- Чрезмерное употребление алкоголя или психоактивных веществ.
Тревожность в психологии: трактовка
Состояние тревоги в психологии относят к категории расстройств невротического характера, иными словами, патологическим состояниям, имеющим психогенное происхождение. Клиническая картина может быть разной, нарушений личности при этом не наблюдается.
Естественно, в тех или иных ситуациях чувство тревоги может появиться у любого человека, однако, о симптоме тревожности как психологического нарушения можно говорить лишь тогда, когда чувство сложно контролировать и оно становится сильнее. Человек не сможет заниматься своей привычной работой и не может вести прежний образ жизни.
Есть разные виды нарушений, в симптоматику которых входит чувство тревоги, например:
- фобии;
- посттравматические расстройства;
- паника.
А вот тревожность в психологии как самостоятельное расстройство – это генерализованный синдром, который характеризуется обостренным чувством тревоги, постоянными беспокойствами, а также обостряется физическими и психологическими симптомами.
Народные методы
Различные настои и отвары из трав способны оказать успокаивающее и расслабляющее действие. Народная медицина рекомендует следующие рецепты.
Рецепт №1
Необходимо взять:
- шишки хмеля 10,0 г;
- мята перечная 10, 0 г;
- корень валерианы 20,0 г;
- цветки ромашки 20,0 г;
- мелисса 20,0 г;
- кора крушины 20,0 г.
Столовую ложку сбора заваривают в 200,0 мл воды. Дают настояться 15-20 минут. Пьют при повышенной тревожности, перед сном.
Рецепт №2
Потребуются:
- цветки лаванды;
- листья розмарина;
- мелисса;
- цветки первоцвета.
Необходимо взять каждой травы по 25,0 г и приготовить смесь. Для приготовления настоя берут две столовые ложки сырья и заливают 200,0 мл кипящей воды. Настаивают не менее 15 минут. Пьют небольшими глотками в течение дня.
Рецепт №3
Нужно взять:
- трава вероники;
- цветки лаванды;
- листья мелиссы;
- плоды барбариса;
- трава фиалки.
Каждого компонента берут по 20,0 г и делают смесь. Столовую ложку травы заливают стаканом кипящей воды. Настаивают и принимают в теплом виде во второй половине дня.
В аптечной сети можно приобрести готовые седативные сборы. Основными их компонентами являются пустырник, валериана, шишки хмеля. Есть фармацевтические формы в виде чайных пакетиков, которые удобно готовить в домашних условиях.
Отличие тревоги от страха
Тревожные расстройства (невроз) — это опасение переживания страха в будущем. Опасность, которой боятся, обычно не неизбежна — она может даже не быть известной или реалистичной. Страх — это эмоциональная и физическая реакция на известную угрозу.
Беспокойство часто сопровождается навязчивым состоянием и неспособностью сосредоточиться. Это влияет на качество сна и провоцирует полномасштабную реакцию симпатической нервной системы на борьбу, бегство или замерзание, которая готовит организм человека к реальной опасности. Подробно о нарушениях сна, их причинах и лечении читайте здесь.
Разница между страхом и тревогой заключается в том, что, поскольку тревога — это эмоциональный ответ на то, чего не произошло, бороться или бежать не приходится. Напряжение накапливается внутри тела, но человек не может предпринять никаких действий, чтобы сбросить его. Вместо этого мысли вращается вокруг выдуманного события, повторяя его сценарий снова и снова.
Такое эмоциональное состояние сказывается и на физическом здоровье. Физические симптомы включают в себя:
· Учащение пульса.
· Онемение или покалывание в руках или ногах.
· Потение.
· Сбивчивое дыхание.
· Туннельное зрение.
· Тошнота или диарея.
· Сухость во рту.
· Головокружение.
· Перевозбуждение.
· Мышечное напряжение.
Течение и прогноз
Повышенная тревожность у некоторых людей возникает периодически, в зависимости от внешней ситуации. Другие постоянно испытывают волнение и беспокойство, что мешает сосредоточиться на повседневной деятельности.
Нужно помнить, что чем раньше предприняты терапевтические меры, тем выше шансы на избавление от тревоги. При генерализованном тревожном расстройстве прогноз, по сравнению с другими психическим нарушениями, хуже. Это связано с тем, что патологию часто не распознают вовремя и соответственно не лечат.
У некоторых людей тревожность приводит к серьезному ухудшению качества жизни. Постоянные страхи и многочисленные физические жалобы очень утомительны и не позволяют вести нормальный образ жизни.