Почему это происходит
Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично , и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.
Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.
Психологи практически единодушны — основная причина детской неосознанной агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.
Советы психолога
Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.
Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов
Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание
Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».
Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.
И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.
Ошибки родителей: рекомендации специалиста
Рассмотрим советы психолога при агрессии у ребенка 7 лет. Лучшие родители — подготовленные родители. Для них могут быть полезными специальные курсы, книги, видеоуроки и многое другое
Важно применять все возможное, чтобы справиться с ошибками, которые могут возникнуть в процессе общения
- Самая распространенная ошибка — агрессия со стороны родителей.
- Если взрослые ведут себя неподобающе, то что можно сказать о детях, у которых еще не развито критическое мышление и способность правильно оценивать поступки.
Помните, что гневными криками и суровыми наказаниями с агрессией у ребенка справиться невозможно, а вот усугубить ситуацию — вполне.
Родители, продолжайте искать способы побороть раздражительность. Не ставьте на ребенке крест и не считайте, что борьба с агрессией — его личное дело. Он еще слишком юн, чтобы правильно оценивать свои действия, и не осознает суть проблемы. Помните, что ваша помощь и поддержка могут стать решающими в борьбе с этой трудностью.
Проявление детской агрессии: основные причины
До сих пор нет исчерпывающего ответа о причинах детской агрессии
Некоторые психологи считают это врожденной проблемой, тогда как другие склонны считать, что к гневу приводят утрата ценностей, недостаточное внимание к воспитанию детей. Очень часто раздражительность наблюдается на фоне психических расстройств, безработицы в семье и беспорядков в окружении
В разном возрасте на развитие отклонений влияют разные факторы. Например, до года дети могут быть раздражительными по причине голода, крайнего дискомфорта, когда они испытывают страх или боль. Тем не менее неверно считать это агрессией. Плач младенца — защитный механизм с помощью которого он передает свои чувства и потребности.
Для детей до 10 лет чаще всего характерны вспышки гнева по отношению к братьям, сестрам и сверстникам. Это возраст, когда у детей появляются обиды, которые могут вызывать злость, желание постоять за себя.
Гнев также может проявиться в качестве средства для достижения следующих целей:
- выразить ненависть или враждебность;
- самоутвердиться за чужой счет;
- запугать окружающих и др.
Помимо этого раздражительность может быть реакцией на страх или боль.
Что делать родителям?
Агрессия не всегда является негативной. Она способствует формированию таких черт характера, как целеустремленность, самоуверенность. Такой ребенок умеет постоять за себя, защитить свою территорию, интересы.
Также агрессия обеспечивает выход негативных эмоций, в результате чего пропадает напряжение. Но человек должен понимать, что конфликты решаются не только путем физической силы.
Если не обращать внимания на агрессивное поведение малыша, то он вырастет жестоким, безжалостным к окружающим, неспособным слышать и понимать других, находить компромисс.
Многие родители не знают, что делать, если ребенок дерется в садике
Важно уметь перевоспитать малыша, если он проявляет агрессию в отношении других детей и взрослых. Также надо понимать, как помочь ребенку, если его бьют в садике
Если дерется ваш ребенок
Если малыш часто дерется в садике, то нужно установить четкий запрет на агрессивное поведение. Для этого надо поговорить с ребенком, постараться ему донести, что при использовании физической силы – проблема лишь усугубляется. Следует показать, что агрессию можно проявлять другими, более безобидными способами.
Например, побить кулачками, похлопать в ладоши. Если ребенок часто ругается, обзывается, то можно заменить такие слова на названия фруктов, животных либо овощей. Любое агрессивное поведение малыша нужно сдерживать. Например, если он занес руку, чтобы кого-то ударить, необходимо сразу его окликнуть.
Нельзя родителям предпринимать такие действия:
- наказывать молчанием;
- говорить малышу, что больше его не любят;
- бить ребенка в ответ;
- кричать;
- чрезмерно наказывать;
- делать акцент на негативном поведении, постоянно напоминать малышу, где и как плохо он поступил.
Следует выяснить, почему ребенок дерется в садике.
Для этого нужно поговорить с малышом, узнать, что его беспокоит, какие отношения у него в коллективе. Также следует пообщаться с воспитателем. Это поможет узнать, как ребенок ведет себя в обществе, как воспринимают его сверстники.
Ребенок может драться, если его обижают. Родителям рекомендуется выяснить, в чем причина плохого отношения к малышу. Если она заключается в невоспитанности, то нужно привить моральные ценности. Если ребенок гиперактивный, то стоит заинтересовать его подвижными или интеллектуальными играми.
Психологи и педиатры дают такие советы родителям:
- избавиться от конфликтных ситуаций в семье;
- перестать бить ребенка;
- показать, что из конфликта можно выходить путем обсуждения проблемы;
- научить снимать эмоциональную нагрузку;
- продемонстрировать поддержку и понимание. Критика и гнев могут лишь усугубить ситуацию.
Если самостоятельно решить проблему родителям не удается, то стоит записаться на прием к психологу, психотерапевту либо невропатологу. Вероятно, проблема кроется в душевных переживаниях, патологиях нервной системы или психики.
Если бьют вашего малыша
Бывают ситуации, когда малыша бьют в семье. Такие дети могут быть замкнутыми. Неуверенность и слабость, окружающие хорошо чувствуют. Поэтому такого малыша постоянно обижают.
На нем будут срывать злость чужие дети. В этом случае не обойтись без помощи психолога
Родителям важно показать свою любовь, поддержку, понимание, готовность защищать и помогать
Если малыша обижают из-за того, что он неопрятно одет, то нужно лучше ухаживать за вещами ребенка, уделять внимание гигиене. Родителям рекомендуется приобрести ребенку какую-нибудь популярную игрушку
Одногодки, наверняка, захотят подружиться с малышом, чтобы поиграть вместе.
Если причина постоянных конфликтов в коллективе заключается в наличии какого-нибудь дефекта во внешности, то нужно его устранить. Например, если у девочки некрасивые уши, то можно их скрыть при помощи правильного подбора прически.
Если мальчик толстый, то стоит предпринять меры по снижению веса до уровня нормы. Для этого лучше записаться к диетологу. Дефекты речи необходимо устранять при помощи логопеда.
Если ребенка обижают из-за того, что он менее развит в физическом плане, чем его одногодки, тогда эту проблему можно решить, записав его в спортивную секцию (на плавание, гимнастику, хоккей).
Также стоит научить малыша спокойно реагировать на неприятные слова, отвечать однообразно. Детский коллектив поймет, что ребенок не обижается, поэтому утратить интерес к издевательству над ним.
Необходимо объяснить ребенку, что плакать от обидчиков не стоит. При проявлении слабости характера его будут постоянно дразнить.
Агрессивный ребенок. Причины
Причины, по которым ребенок ведет себя агрессивно, обычно зарождаются в семье:
- Вседозволенность. В семье малышу разрешали делать все, что вздумается. Правила поведения в детском саду, когда он должен делать то, что велят взрослые, вызывает у ребенка протест, он нервничает, бьет детей, может ударить и воспитателя.
- Агрессивность родителей. Дома мама и папа решают проблемы при помощи скандалов, рукоприкладства, используют в воспитании ребенка телесные наказания. Поведение детей очень точно отражает характеры и привычки родителей. Если дома у родителей по любому поводу ссоры и драки, в группе малыш будет осваиваться привычным ему способом – кулаками и зубами.
- Педагогическая запущенность. Так называются промахи в воспитании детей, допущенные родителями. Малыши часто пробуют ударить маму или отца по щеке, укусить, сначала просто так, пробуя силы, затем для того, чтобы добиться своего – новой игрушки, сладостей и т.д. Родители, считающие это детской шалостью, ошибаются. Маленький ребенок усваивает линию поведения, если она не встречает сопротивления со стороны взрослых, и приносит ее в детский коллектив.
Кроме семейных стереотипов поведения, агрессивность ребенка может объясняться особенностями его психологии:
- Повышенная эмоциональность. Эти дети легко возбуждаются при малейшем изменении привычных условий жизни, будь то новый магазин игрушек, поездка в другой город или перевод в другой детский сад. Реакция, сопровождающая полученные впечатления, порой непредсказуема. Ребенок может бесконечно смеяться и внезапно заплакать, или наоборот. Может бегать и прыгать, чтобы как-то выплеснуть распирающие эмоции, а может кинуться драться на рядом стоящего ребенка или укусить его.
- Задатки лидера. Малыш хочет, чтобы сверстники его слушались и играли с ним так, как придумал он. Но место лидера в детском коллективе нужно завоевать, а как – ребенок еще не знает. И начинает завоевывать доступным ему способом – с помощью силы.
- Агрессивные мультфильмы или игры. Ребенок любит смотреть или играть в игры, где герои все время друг друга обижают, бьют, дерутся. Конечно, он копирует поведение любимого мышонка или черепашки, не задумываясь о том, что чувствуют те, кого бьет он. Ведь в мультфильме или игре никто не плачет.
Не забывайте о количестве детей в группе в детском саду. Если детей много – малыши будут пытаться завоевать свое место. А вы знаете, сколько детей может быть в группе? Об этом в статье здесь.
Избавляем малыша от агрессивности
Если же агрессия исходит от причин, которые мы рассмотрели выше, то решаются они следующим образом:
- Избалованного, недисциплинированного ребенка при подготовке к детскому саду следует приучать к режиму и требованиям взрослых, учить самообслуживанию, умению играть со сверстниками во дворе или в гостях у друзей, делиться игрушками. Играть с ним, показывая, какие послушные и щедрые у него игрушки.
- Исправить собственное поведение в семье. Если дома будет тихо и мирно, ребенок начнет также вести себя и в группе детского сада.
- Легко возбудимого ребенка лучше показать неврологу, чтобы не допустить возникновения невроза.
- Ребенку – лидеру, опять же в совместных играх, показать, как решать конфликтные ситуации словами, а не кулаками.
Не давать детям смотреть фильмы с драками и насилием и играть в жестокие игры. Мало того, что это влияет на поведение малыша, но подобная «продукция» может стать причиной изменений в психике ребенка, которые в итоге приведут к лечению у невролога или психиатра.
Как научить ребёнка выплёскивать негативные эмоции?
А что помогает лично вам справиться со своей злостью? Вы считаете до 10? Или вам надо сходить в спортзал и поколотить грушу? Поделитесь своим личным опытом с ребенком. Он будет самым ценным для него.
Приведём ещё примеры некоторых техник: Когда я злой, я могу сильно сжать кулаки и затопать ногами. Вот как сильно я сейчас злой! Я могу побить подушку! Сильно-сильно. Всю злость выплеснуть на нее. Я могу изобразить свою злость, она цветная и агрессивная, а затем порвать ее на мелкие куски и превратить в красочное конфетти. Я могу рычать и кричать, как неукротимый лев, когда он зол. Это все приемлемые способы разрядки.
Также выплескиванию и разряжению агрессии способствуют физические нагрузки, занятия разными видами спорта, игры в войнушку, а для более младших (4 года и младше) детей — игры в кошки-мышки, где родители и дети играют как в роли охотника или нападающего, так и в роли жертвы или убегающего и т.д.
Что делать, чтобы искоренить дурную привычку?
Но на самом деле, далеко не все зависит от семьи, ведь ребенок проводит в саду довольно много времени
Для начала важно понаблюдать за малышом — это поможет понять, почему он начинает кусаться
Если к этому приводят конфликты с другими детьми, значит, взрослые должны вовремя вмешиваться: помочь успокоить участников, пожалеть пострадавшего, дать возможность инициатору ссоры загладить свой проступок и т.д. Успокаивать обиженного нужно на глазах виновного.
Если кроха кусается в период адаптации в саду, значит, родители и воспитатель должны приложить усилия, чтобы ее облегчить. Материалов о том, как безболезненно отдать ребенка в сад — масса. Их нужно изучать и применять на практике.
Если проблема укусов вызвана плохим отношением к ребенку в садике, а воспитатели применяют строгие меры — кричат, шлепают, ставят в угол, громко и публично стыдят и т.д., то родителям следует задуматься о смене детского дошкольного учреждения.
Также необходимо обеспечить ребенку достаточный уровень физической активности — кто бегает, прыгает и скачет, едва ли успевает еще и кусаться.
Вне зависимости от возраста юного агрессора, важно настойчиво и доходчиво объяснять, что его действия вызывают боль. К сожалению, это один из самых сложных моментов
Кроха просто не способен понять, что его укусы болезненны — это приходит лишь с возрастом.
Категорически запрещено кричать, шлепать или иным образом показывать свою агрессию по отношению к ребенку или ситуации, в целом. Если мама, папа или другой взрослый сами не могут справиться со своими эмоциями, то ребенку это нанесет еще больше вреда — дальше он начнет драться или вести себя иным неподобающим образом.
Из-за чего у дитя может возникать истерическое состояние после садика?
Относительно наличия чрезмерной эмоциональности и агрессивности у детей дошкольного возраста можно говорить на протяжении самого первого года, когда дитя систематически ходит в садик. В первую очередь такое плохое поведение у ребенка после детского сада может наблюдаться из-за того, что у вашего дитя не выходит наладить отношения ни с ровесниками, ни с воспитателями. Исходя из результатов проведенных исследований опытными психологами можно сказать, что детям до трех лет не рекомендуется посещать дошкольное учреждение, так как это негативно сказывается на его состоянии. При этом его постоянно будут сопровождать только негативные переживания. И этому есть свои причины.
С учетом всех психологических и физиологических особенностей маленького ребенка, можно с уверенностью сказать, что он еще не готов на достаточно длительный промежуток времени расставаться со своей мамой. На подобную ситуацию ребенок как раз и реагирует некой невротической реакцией, в качестве которой выступает самая обыкновенная истерика.
В том случае, если ваше дитя большую часть времен проводит именно в садике, а не в теплом семейном кругу, то у него достаточно быстро меняется восприятие семьи, и, соответственно, никакого взаимодействия с родителями практически не происходит. Естественно, такие детки практически не идут на контакт даже со своими родителями. В таких ситуациях выходит так, что даже при возникновении проблемы дитя попросту ее скроет от близких людей, что в дальнейшем будет сопровождаться этой неприятной реакцией.
Нередко истерики после детского сада у детей связаны с тем, что на данном этапе происходит навязывание так называемой вынужденной разлуки с родителями. В такой ситуации подобный поступок маленький ребенок попросту расценивает как обычное предательство со стороны близких людей. Поэтому подобная истерическая реакция может наблюдаться и в подобных ситуациях.
Очень часто подобное поведение наблюдается из-за того, что примерно в возрасте 3 лет каждый ребенок сталкивается с кризисом развития, который связан со становлением собственной персоны в конкретном социальном обществе. Именно в этот период чувствительность дитя обостряется, поэтому не удивительно то, что наблюдается подобная реакция. Естественно, для того чтобы выяснить истинную причину, необходимо прийти в дошкольное учреждение и по возможности поговорить с воспитателями. Возможно, именно они знают, какие проблемы беспокоят вашего малыша и помогут вам справиться со сложившейся ситуацией.
Новый стандарт
Новый стандарт детского питания в детских садах был утвержден в 2006 году. Базовые требования остались теми же, но были пересмотрены требования к калорийности и набору продуктов. Теперь меню детсадовца рекомендуется составлять на 20 дней, и ни одно блюдо в нем не должно повторяться.
Родители могут быть спокойны – с разнообразием на столе в садике сейчас все в порядке. Меню на каждый день, согласно новым стандартам, составляют с соблюдением следующей энергетической ценности:
- детям от 1,5 до 3 лет – 1540 Ккал;
- детям от 4 до 6 лет – 1900 Ккал.
Четырехразовый прием пищи теперь обязателен для всех садиков. Это не означает, что ребенка будут кормить больше. Просто введено такое понятие, как «второй завтрак», на который ребенку могут дать яблоко или банан в промежутке между первым завтраком (основным) и обедом.
Что касается перечня продуктов, которые обязательно должны быть в рационе дошколят, то он расширен. Теперь документально регламентирован такой суточный рацион:
- молоко, кисломолочные продукты – не менее 390 мл на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет и не менее 450 мл на ребенка в возрасте от 4 до 6 лет;
- творог – детям от 1,5 до 3 лет не менее 30 граммов в день, детям старше – не менее 40 граммов;
- сметана – малышам положено не менее 9 граммов в день, детям от 4 до 6 лет – 11 граммов;
- – малышам должны давать 4,3 грамма в день, большим деткам – 6,4 грамма;
- говядина – не менее 50 граммов детям ясельных и младших групп в день, не менее 60 граммов детям средних и старших групп в день;
- мясо птицы (курица, индейка) – не менее 20 граммов в день для малышей и не менее 24 граммов для детей от 4 до 6 лет;
- рыба (филе) – малышам не менее 32 граммов, детям постарше – 37 граммов;
- яйца – детям до 3 лет в день положена половинка яйца, а детям от 4 до 6 лет – чуть более половинки (1,6);
- картофель – 120 граммов малышам и 140 граммов «большим», но это осенняя норма, зимой она несколько увеличивается;
- овощи и фрукты – детям от 1,5 до 3 лет – 174 грамма, детям от 4 до 6 лет – 221 грамм.
Рекомендации к новым стандартам предписывают садикам готовить из говядины первой категории (без костей), телятины, нежирной свинины и баранины, курятины и крольчатины. Сосиски и сардельки разрешено давать не чаще 1-2 раза в неделю после тщательной тепловой обработки.
Яйца можно давать вареными или в форме омлета. Молоко должно иметь жирность от 2,5 до 3,2%, а творог – жирность не более 9%. Сливочное масло должно быть настоящим, иметь жирность 82,5%, растительное масло допускается только в случае необходимости заправки салата или винегрета.
Не стоит думать, что принципы питания в садике не учитывают великой любви детей к сладкому. Документы разрешают раз в неделю давать воспитанникам шоколадные конфеты. Чуть чаще можно давать зефир, пастилу или мармелад. Джемы и варенье могут быть допустимы только в том случае, если они фабричного производства, а бисквитные торты можно давать только тогда, когда они приготовлены без крема.
Больше всего вопросов возникает относительно фруктов, ведь не все они хорошо переносятся детьми дошкольного возраста. Всем детям разрешены груши, бананы, сливы, яблоки, ягоды (исключая клубнику). Цитрусовые в перечне есть, но давать их рекомендуется только с учетом индивидуальной переносимости. Есть в новых стандартах даже невиданные для советских садиков киви и манго. Но эти тропические плоды разрешается давать только детям, не склонным к пищевой аллергии.
Есть в перечне, рекомендованном для питания детей и продукты, которые вызывают недоумение и вопросы. Например, консервы рыбные, тушенка, кофе натуральный. Здравомыслящие родители стараются не кормить своего ребенка такими продуктами. Однако жалоба в надзорный орган о том, что ребенка в садике покормили супом с консервами, не будет эффективной, ведь такое разрешение на нормативном уровне у организаторов детского питания существует.
Немало вопросов могут вызвать консервированные овощи, сгущенка. Правила не запрещают давать дошкольникам сливочное мороженое. На практике, как правило, на него не хватает бюджетных средств, как и на два последних пункта – икру красную и рыбу слабосоленую красную (кету). Такие деликатесы не относятся к обязательным, но числятся в списке рекомендованных при условии наличия достаточного финансирования.
Заключение
Не устаю повторять, главное — это безусловная любовь. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности всегда. Это залог правильного и гармоничного развития. Даже если он постоянно капризничает, то не стоит злиться. Наоборот, нужно выяснить причину. Ваша обязанность — обеспечить ему комфортные условиядля развития. А если же ребенка что-то беспокоит, о каком развитии может идти речь?…
Ещё один очень важный момент: вы должны быть примером подражания для своих детишек. То, что вы требуете от них, обязаны и сами выполнять, показав на своем примере, как правильно делается все, о чём вы просите.
Любви, понимания, уважения вам и вашим детям.