Как лечить олигофрению

Интеллектуальная инвалидность: основные моменты

Умственная отсталость – не такое уж редкое явление в современном мире. Выявляется у 3-24 человек на 1000. Экопатогенные факторы могут увеличивать распространенность до 7%. Мужчины чаще страдают легкой степенью, чем женщины (в 1,5 раза).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

1. Легкая умственная отсталость – коэффициент интеллекта в районе 50-69 баллов (в адаптационном варианте теста другой диапазон баллов – 60-79). В МКБ-10 – F70. Развитие детей с легкой степенью несколько отстает от их сверстников, они слабее интеллектуально. Обычно у них хорошая механическая память, позволяющая приобрести значительный запас знаний и навыков.

Рекомендуем: Что изучает дефектология?

Самостоятельность и инициативность низкие или отсутствуют, имеются проблемы с самообладанием, импульсивность, внушаемость, склонность к подражательному поведению. Психолого-педагогическая коррекция позволяет больным овладевать профессиями, которые не требуют высокой квалификации. Люди с нарушениями интеллектуального развития обучаемы и часто живут самостоятельно, если не имеют отягчающих заболеваний.  Обследование в раннем возрасте не выявляет легкую степень. Диагностируется в 5-6 лет.

2. Умеренная умственная отсталость – IQ в диапазоне 35-49, в адаптированном варианте методики 45-59. В классификации болезней ей соответствует раздел F71. Эта степень умственной отсталости у детей имеет следующие характерные симптомы: механическая память развита, запас слов небольшой, трудности в восприятии речи и в её порождении.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Тяжелая умственная отсталость соответствует показателю интеллекта в 20-34 балла, в адаптированном варианте 30-44. Описывается в разделе F72 по МКБ-10. С трудом контактируют с социумом. Моторика развита слабо. Психологические особенности людей с тяжелой степенью практически обнуляют вероятность приобретения необходимых бытовых умений и навыков.

https://www.youtube.com/embed/AxfLIAEkyYo

4. Глубокая умственная отсталость диагностируется у людей с коэффициентом менее 20 баллов; если используется адаптированный вариант, то менее 30. Представлена в МКБ-10 под номером F73. Дети с глубокой степенью почти не реагируют на внешние раздражители, либо их реакции отличаются неадекватностью и невозможностью сосредоточиться. Смысл для них редко доступен, но они воспринимают интонационную составляющую речи.

Рекомендуем: Девиантное поведение — как проявляется?

В соответствии с МКБ-10, к F78 относят случаи, когда невозможно наверняка установить конкретный вид умственной отсталости. У детей с проблемами слуха, зрения и т.д. чаще всего будет диагноз «другая умственная отсталость».  До перехода на МКБ-10 выделяли три вида интеллектуальной недоразвитости:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Дебильность, соответствующую легкой степени.
  • Имбецильность – аналог умеренной и тяжелой.
  • Идиотию, которая определялась в том же ключе, что и глубокая степень умственной отсталости.

Диагностика олигофрении

Олигофрению подвергают диагностике по критериям, установленным в МКБ-10:

А – Умственная отсталость с задержкой или недостаточностью развития психики. Отмечается нарушение способностей, которые должны развиваться при половом созревании и не дотягивают до нормального уровня интеллекта.

В – Умственная отсталость вместе с психическими или соматическими нарушениями или возникающая самостоятельно.

С – Нарушение адаптации. Однако в благоприятной обстановке и при легкой форме слабоумия возможно ее развитие.

D – Измерение IQ с учетом кросс-культуральных особенностей.

Е – Выявление поведенческих нарушений при отсутствии психических патологий.

Рассматривают олигофрению по классификации Е. И. Богдановой:

  1. низкий интеллект.
  2. общее недоразвитие речи.
  3. нарушение восприятия.
  4. нарушение внимания.
  5. конкретность, некритичность мышления.
  6. отсутствие познавательных интересов.
  7. малопродуктивность памяти.
  8. нарушение эмоционально-волевой сферы.

Степени выраженности олигофрении

Как определяют степени умственной отсталости? На основании обследования: тестируя развитие интеллекта (включая мышление, память и речь), оценивая уровень и особенности двигательной активности (координации движений, диапазона мелкой моторики), изучая эмоционально-волевые характеристики пациента и связанные с ними поведенческие реакции и т.д.

Данные обследования позволяют сделать предварительные выводы о локализации повреждений структур головного мозга. Например, при нарушениях речи у правшей дефект может быть в левом полушарии (в нижней лобной, нижней теменной доле или таламусе). Подтвердить или опровергнуть предположение помогает измерение активности головного мозга (энцефалография) и компьютерная томография мозга.

Кроме недоразвития речи (ограниченный словарный запас и неспособность объяснить значение простейших слов), олигофрения в степени дебильности или олигофрения 1 степени проявляется:

  • запаздыванием физического развития (по сравнению с возрастными нормами);
  • расстройством абстрактного мышления и воображения (пациенты имеют конкретный и описательный тип мышления);
  • низкой способностью к запоминанию и нестабильностью внимания;
  • фрагментарностью общего восприятия окружающего;
  • внушаемостью, отсутствием целенаправленности и различными расстройствами в проявлении эмоций.

Это самая легкая степень олигофрении, при которой средний IQ (уровень интеллектуального развития) составляет от 50 до 69 баллов.

Далее следует олигофрения 2 степени (средней или умеренной тяжести), определяемая в психиатрии как олигофрения в степени имбецильности. При этой степени умственной отсталости отмечаются:

  • глубокое отставание в развитии интеллекта (IQ на уровне 20-49);
  • недоразвитие речи (короткие простые фразы либо отсутствие фразовой речи, использование жестикуляции);
  • понимание простой по содержанию речи;
  • значительное нарушение памяти, полное отсутствие познавательных интересов;
  • большое отставание физического развития (дети поздно начинают ходить, координация движений нарушена);
  • трудности в самообслуживании и выполнении простых действий;
  • отсутствие или ослабление воли;
  • недоразвитость или отсутствие высших эмоций;
  • эмоциональная нестабильность, аффективные расстройства, психозы.

Олигофрения в степени идиотии, согласно редко используемой на сегодняшний день классической систематизации данной патологии, это олигофрения 3 степени, при которой нарушения в развитии мозга и ЦНС носят тотальный характер и выражаются:

  • в отсутствии сознательного мышления и разумной речи;
  • в полной отстраненности от окружающего мира (неспособность узнавать предметы людей, в том числе своих родственников); в абсолютном отставании детей в физическом развитии;
  • в затруднениях или полной неспособности совершать целенаправленные действия (держать ложку, чашку и т.д.), отсутствии координации движений, беспорядочной рефлекторной жестикуляции (либо полном обездвижении).

Идиотия самая тяжелая степень олигофрении, обусловленная грубыми дефектами многих структур головного мозга. Интеллект развит в пределах 0-20, и пациенты не в состоянии существовать без постоянного ухода.

Возможна ли профилактика?

Профилактика олигофрении у ребенка возможна только на этапе планирования беременности.

Родителям необходимо пройти полноценное обследование, вылечить все имеющиеся заболевания, исключить присутствие в организмах инфекций и определить риск наследственной предрасположенности к патологиям мозга у будущего малыша.

Исключение всех негативных факторов повышает шансы рождения здорового ребенка. Если малыш родился с подозрением на олигофрению, то профилактические меры не приведут к ожидаемым результатам.

Меры профилактики патологии включают в себя следующие рекомендации:

  1. Прохождение обоими родителями обследования на краснуху, токсоплазмоз и иные инфекционные заболевания (на этапе планирования беременности).
  2. Предотвращение вирусных заболеваний в период вынашивания плода и любого негативного воздействия внешних факторов на организм женщины.
  3. Исключение родовых травм новорожденного (правильное родовспоможение).
  4. Своевременное лечение врожденных болезней у ребенка при их выявлении.

Олигофрения относится к числу неизлечимых патологий. Данное заболевание становится причиной интеллектуальных, волевых, эмоциональных расстройств у ребенка. Речь малыша и моторика не соответствуют его возрасту.

Если терапию начать вовремя и проводить ее полноценно, то у ребенка появится возможность адаптации к окружающему миру.

О том, что такое олигофрения, вы можете узнать из видео:

Общая характеристика олигофрении

В большинстве случаев тяжелую степень диагностируют в первые три года после рождения малыша, другие формы патологии выявить на начальной стадии затруднительно, так как для тестирования способностей к соцадаптации и мышлению необходима «зрелая» психика. Сразу после появления младенца на свет можно определить только задержку развития.

Существует определенная классификация олигофрении. Выделено 3 степени патологии – дебильность, имбецильность, идиотия, а также болезнь делится на 2 группы. В первую входят те, кто «получил» олигофрению по наследству. Во второй объединены эндокринные патологии, умственная недоразвитость, болезни инфекционного характера, отравления организма, травмы головы. По происхождению патологию делят на 4 группы:

1. Эндогенная (наследственная). Олигофрению вызывают дефектные родительские гены. В эту группу входят больные микроцефалией, синдромом Дауна с серьезными заболеваниями костей и кожи.

2. Внутриутробная (фето- и эмбриопатия). В эту группу вошли все виды слабоумия, вызванные перенесенными женщиной инфекциями (любого характера) в период беременности, гемолитическими патологиями плода.

3. Перинатальную (в процессе родов). Сюда относят всех малышей, у которых слабоумие было спровоцировано различными травмами, асфиксией, гипоксией либо перенесенным ребенком до 3 лет менингитом, энцефалитом или вследствие черепных и мозговых повреждений.

4. Перинатальная (после родов). К ней относится пациенты с недостаточностью психического развития, вызванное основными врожденными патологиями (например, эндокринными болезнями, нарушениями работы мозга и т. д.).

Олигофрения – это недостаточное развитие интеллекта, психики. Чаще используются более корректные выражения – психическая задержка либо недостаточность. Олигофрения имеет не одну классификацию.

Чаще всего используется предложенная Певзнером, который выделяет пять видов заболевания:

1. Не осложнённое с уравновешенностью ЦНС. Отклонения в общем развитии – без грубых нарушений, эмоциональная и волевая сферы меняются неброско и частично. Ребенок может выполнять определенные действия для достижения цели, если задание понятно. В привычной малышу обстановке внезапные всплески отклонений отсутствуют.

2. Заболевание с явным нарушением ЦНС (с торможением либо возбуждением). Нарушения сильно заметны в поведении. Работоспособность значительно снижена.

3. Сбои в работе анализаторов, когда одновременно поражена кора и мозговая система. При этом наблюдаются небольшие дефекты в зрительной, слуховой и опорно-двигательной системах. Наиболее неблагоприятно слабоумие отражается на речи.

4. Психопатоподобное поведение. Выявляются сильные нарушения в волевой области, эмоциональной. Оказываются недоразвиты личностные компоненты, снижается критичность в отношении себя и других людей, усиливаются влечения. Такие больные подвержены неожиданным аффектам.

5. С недостаточностью в лобной части. Сочетание нарушений познания, личности и моторики. Заболевания характеризуется вялостью, беспомощностью, безынициативностью. Речь отличается многословием, но несодержательна, подражательна. У больных сильно нарушена психика, нет активности, в том числе и в достижении целей, они не могут оценить ситуацию.

К дифференцированным олигофрениям относятся:

️ микроцефалия;

️ токсоплазмоз;

️ фенилпировиноградная;

️ Лангдона-Дауна;

️ пилвиаднная, сочетаемая с дискератозом;

️ рубеолярная эмбриопатия;

️ олигофрения, появившаяся на фоне «+» резус-фактора;

️ резидуальная.

Все олигофрены имеют стойкое нарушение психики. Это особенно заметно в познавательной сфере, при логическом мышлении. Однако такие больные отличаются глубоким своеобразием даже личностных проявлений. К нормальным детям олигофрены не приравниваются, но в легкой стадии дебилизма могут вести сносное существование и даже относительно нормально развиваться.

Причины возникновения слабоумия

Олигофрения (oligophrenia) – это не самостоятельная болезнь, а патологическое состояние, для которого характерно снижение интеллектуальных, эмоционально-волевых и мнестических функций. Причины могут быть внешними и внутренними, иногда воздействует одновременно несколько факторов. Код по МКБ-10 – F70-F79.

Чаще всего диагностируют врожденное слабоумие, заболевание передается по наследству, приобретенные формы отмечают значительно реже.

Этиология заболевания:

  • хромосомные, генетические отклонения – вероятность выявления слабоумия увеличивается пропорционально возрасту одного или обоих родителей;
  • осложнения во время беременности и родов – сильный токсикоз, травмы, гипоксия;
  • ЧМТ, интоксикация, инфекционные болезни, перенесённые в возрасте до 3 лет;
  • эпилепсия у детей – иногда как следствие слабоумия лёгкой и средней степени тяжести, у взрослых это заболевание не проводит к умственной отсталости;
  • гидроцефалия, микроцефалия и другие врождённые патологии головного мозга;
  • ДЦП – проявления умственной отсталости часто выявляют у детей с детским церебральным параличом;
  • тяжёлые инфекции у матери во время беременности – при заражении плода вирусом краснухи есть риск формирования рубеолярной олигофрении, негативно влияют на становление органов ЦНС токсоплазмоз, сифилис, СПИД;
  • гемолитическая болезнь новорождённых – последствие резус-конфликта, характеризуется поражением ЦНС;
  • пагубные привычки, длительное воздействие на организм женщины радиации, токсических веществ;
  • выраженный авитаминоз при беременности;
  • сахарный диабет у матери – болезнь негативно влияет на обменные процессы, что отрицательно отражается на росте и развитии плода;
  • фенилкетонурия у ребёнка или родителей – нарушается обмен аминокислот, что провоцирует сбои в формировании головного мозга, заболевание называется фенилпировиноградной олигофренией.

Приобретённое слабоумие нередко диагностируют у детей, которые в течение первых лет жизни росли в неблагоприятных условиях. Если родители мало общаются с ребёнком, то риск олигофрении довольно высокий.

Умственные и психические отклонения разной степени тяжести у недоношенных новорождённых встречаются на 20% чаще, нежели у детей, рождённых в срок.

Лечение олигофрении у детей

Забежные врачи прямо говорят родителям детей с олигофренией, что умственная отсталость — это не болезнь, а состояние, и вылечить таких детей невозможно: лекарства от олигофрении нет.

Поэтому лечение олигофрении у детей – это, по сути, реабилитация детей больных олигофренией: благодаря усилиям родителей и педагогов специальных учебных заведений большинство детей с умственной отсталостью (кроме идиотии и тяжелой имбецильности) могут многому научиться. Только это займет больше времени и потребует больше усилий.

Детям с легкой интеллектуальной недоразвитостью нужны внимание, поддержка и позитивная мотивация, а детям с умеренной степенью олигофрении следует помочь овладеть элементарными навыками общения с другими детьми и взрослыми, приучать к простейшему самообслуживанию. В спецшколах реабилитация проводится методами лечебно-коррекционной педагогики, и многие дети с умеренной олигофренией получают начальные навыки счета, письма, чтения, рисования, ручного труда

Этиологческое лечение применимо в случаях, когда олигофрении связана с наследственными нарушениями обмена веществ или ферментопатиями (фенилкетонурия).

Назначаемое врачами симптоматическое лечение олигофрении у детей – с использованием транквилизаторов (седативных средств) или нейролептиков (антипсихотических препаратов) – направлено на снятие повышенной напряженности и обсессивно-компульсивных расстройств, на улучшение настроения, а также необходимо при психотическом возбуждении и тяжелых расстройствах поведения с выраженной агрессивностью.

Но данные препараты вызывают массу побочных эффектов, а постоянный прием нейролептиков имеет практически неизбежные последствия в виде экстрапирамидных двигательных расстройств, ригидности или непроизвольной спастики мышц, стойком нарушении сна и остроты зрения. Также может снизиться память и развиться амнезия.

Более целесообразным считается применение витаминов группы В. К примеру, препарата Гамалате В6 (в форме раствора для приема внутрь) – с гидробромидом глутамата магния, гамма-аминомасляной кислотой и витамином В6, который оказывает седативное действие (угнетает процессы возбуждения ЦНС) и в то же время способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти.

Народное лечение олигофрении у детей, предполагает лечение травами: отваром корней валерианы лекарственной (детям нельзя давать аптечную спиртовую настойку). Также используются лекарственные растения гинкго билоба и корень женьшеня. Гомеопатия в лечении детей с умственной отсталостью не применяется.

Прогноз олигофрении у детей — пожизненная неполноценность интеллекта различной степени и сопутствующие проблемы психического характера. При тяжелых формах (значительно выраженной имбецильности) и глубокой олигофрении (идиотии) – инвалидность, которая может потребовать нахождения в специализированных медицинских учреждениях.

Профилактика олигофрении заключается в полном обследовании женщины при планировании беременности (обязательно сдать анализ крови на TORCH-инфекции); также следует проконсультироваться у генетиков, особенно, если в истории семей будущих родителей были случаи рождения детей с различными синдромами умственной неполноценности. Обязательному лечению до беременности подлежат конгенитальный токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис. Беременным следует обязательно принимать фолиевую кислоту в первом триместре беременности и остерегаться инфекций (коревой краснухи и др.)

По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), умственной отсталостью страдают почти 6,5 млн. человек в Соединенных Штатах, из них — более 550 тыс. в возрасте от 6 до 20 лет. В Великобритании детей и подростков с различной степенью олигофрении насчитывается до 300 тысяч.

Олигофрения у детей затрагивает 2-3% общей численности населения планеты. 75-90% имеют легкую форму патологии.

Лечение олигофрении

Невозможно полностью излечить человека от олигофрении. В семье родители должны создать доверительные и благоприятные условия для развития малыша. Несмотря на его задержки в развитии, все же следует с малышом играть, обучаться, прививать навыки. В дальнейшем ребенок может обучаться в специализированных учреждениях.

Медикаменты направлены на устранение симптомов, которые проявляются при олигофрении:

  • Нарушение метаболизма лечится диетотерапией.
  • Микседема, эндокринопатия лечатся гормональными препаратами.
  • Коррекция аффективной лабильности и подавление извращенных влечений осуществляются благодаря Феназепаму, Сонапаксу, Неулептилу.

Детей обучают элементарным трудовым навыкам, а также способности обслуживать себя.

Лечение олигофрении

Терапия заболевания направлена на ликвидацию соматоневрологических нарушений, устранение этиологических факторов и активизацию имеющихся у пациента собственных компенсаторных механизмов. Программа коррекции подбирается индивидуально и зависит от причин слабоумия, клинических особенностей, тяжести нарушений, наличия сопутствующих патологий. Лечение осуществляется комплексно.

Медикаментозная терапия:

  • ноотропные препараты (пирацетам, пиритинол, деанола ацеглумат;
  • корректоры нарушений мозгового кровообращения (винпоцетин, циннаризин);
  • антидепрессанты (амитриптилин, флувоксамин);
  • транквилизаторы (феназепам, гидроксизин);
  • антипсихотики (рисперидон, галоперидол);
  • противоэпилептические (ламотриджин, карбамазепин);
  • диуретики;
  • аминокислоты (глутаминовая кислота);
  • витамины группы В;
  • специфические препараты, используемые для этиологического лечения.

Немедикаментозное лечение:

  • психолого-педагогическая коррекция;
  • семейная психотерапия;
  • трудотерапия;
  • социальная реабилитация.

Пациенты с диагнозом умственная отсталость нуждаются в систематическом посещении врача-психиатра. Прогноз зависит от глубины нарушений. При легкой степени пациенты способны социально адаптироваться, закончить обучение, устроиться на работу.

Умственно отсталые люди средней степени тяжести могут быть обучены легкой домашней работе и помогать родным. Самый неблагоприятный прогноз при тяжелых и глубоких нарушениях психики. За такими пациентами необходим постоянный уход, так как они не имеют навыков самообслуживания.

Посмотрите видео о причинах умственной отсталости:

Использованная литература:

  1. https://psychiatr.ru/download/2303?view=1&name=%D0%9A%D0%A0_%D0%A3%D0%9E..pdf
  2. http://www.s-psy.ru/obucenie/kurs-psihiatrii/5-kurs-lecebnyj-fakultet/elektronnyj-ucebnik-po-psihiatrii/oligofrenii
  3. https://psychiatr.ru/files/magazines/2012_09_obozr_357.pdf
  4. https://www.dissercat.com/content/psikhofiziologicheskie-i-psikhologicheskie-osobennosti-detei-oligofrenov-mladshego-shkolnogo
  5. https://www.doctor.nevromed.ru/papers_doc/klinicheskaya-psihologiya/patologiya-psihicheskogo-razvitiya/glava-22
  6. http://drlev.ru/book/tiganov4.pdf
  7. http://www.psi-sintez.ru/Psychoparesis/Kuznetsova/3
  8. https://yaroslavka-school.edu.yar.ru/spetsialisti/nastolnaya_kniga_defektologa.pdf
  9. https://www.dissercat.com/content/osobennosti-obuchaemosti-mladshikh-shkolnikov-s-umstvennoi-otstalostyu-i-zaderzhkoi-psikhich

Причины возникновения и провоцирующие факторы

Спровоцировать олигофрению могут многочисленные внешние и внутренние факторы.

В некоторых случаях специалистам не удается определить конкретный фактор, который привел к развитию недуга у ребенка.

Чаще всего врачи связывают проявление патологии с генетической предрасположенностью (50% случаев в медицинской практике). Второй по распространенности причиной олигофрении считается недоношенность малыша.

В данном случае наблюдается недоразвитость внутренних систем, что повышает риск формирования серьезных отклонений в развитии ребенка.

К причинам олигофрении относятся следующие факторы:

  • гипоксия плода при беременности;
  • черепно-мозговые травмы, полученные новорожденным;
  • хромосомные аномалии;
  • инфекционное поражение плода;
  • травмы головного мозга ребенка в процессе родов;
  • нарушения генетического уровня;
  • хронические интоксикации плода вредными химическими веществами;
  • заболевания, оказывающие негативное воздействие на головной мозг;
  • критичный недостаток полезных веществ в организме беременной женщины;
  • наличие у ребенка других врожденных психических отклонений;
  • асфиксия и родовые травмы;
  • склонность женщины к вредным привычкам при беременности;
  • иммунологический конфликт между плодом и женщиной;
  • наличие резус-конфликта;
  • инфекции мочеполовой системы у женщины.

Как определить микроцефалию у ребенка? Читайте об этом здесь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: