Как отучить ребенка от чрезмерного увлечения компьютером, телефоном, планшетом: советы
как отучить ребенка от гаджетов Прямой и категорический запрет – самое простое и самое безрезультатное решение, приводящее к конфликту между ребенком и родителем и усугублению проблемы. Разумный подход – это научить ребенка правильно относиться к компьютеру, телефону или планшету и интернету, позволить ребенку пользоваться электронными устройствами, но под родительским контролем и с ограничением времени.
- Определите совместно с ребенком правила использования интернета и компьютера или телефона, определите количество времени в день для игры и в последующем неукоснительно придерживайтесь установленных правил.
- Хорошим помощником в этом деле могут стать специальные программы, впускающие пользователя на определенное время и выключающие компьютер, телефон после его истечения.
- Предлагайте ребенку различные возможности для развития: спортивные или творческие занятия, чтение, кружки, прогулки и игры на свежем воздухе.
- Если ребенок зависим от социальных сетей, поговорите с ним о чувствах и отношениях между людьми в реальной жизни.
- Берите детей с собой в гости, устраивайте дома вечеринки, поддерживайте ребенка, подростка в том, чтобы он заводил реальных друзей и проводил с ними время.
- Найдите готовую сказку или придумайте свою, чтобы сюжет описывал ту проблемную ситуацию, в которую попал ребенок.
- Обсудите с малышом поведение и переживание главного героя, причины проблемной ситуации и возможные пути выхода из нее.
- Это способствует тому, что ребенок, подсознательно отождествляя себя с главным героем, сможет пересмотреть свое поведение.
2 Клинические проявления и виды
Определение интернет-аддикции происходит на основе наличия у человека основных признаков этого расстройства:
- Пациент находится в состоянии эйфории в момент пребывания в Интернете.
- Если он не может по каким-то причинам выйти в Сеть, отмечаются агрессия, уныние и апатия.
- Зависимого от Интернета нельзя никаким образом отвлечь от монитора для того, чтобы он вышел погулять, сходил в магазин и т. д. Больной со временем перестает общаться с реальным миром, друзьями и родственниками. Таким образом, происходит потеря социальных контактов.
В момент нахождения в Интернете пациент забывает о каких-то своих планах по дому, работе. По мере прогрессирования расстройства социальные сети, почта посещаются автоматически, без какой-либо конкретной цели. В некоторых случаях зависимый тратит большое количество денежных средств на развлечения в Сети и скрывает это, что вызывает конфликты в семье.
Отмечается отсутствие критики к своему болезненному состоянию. Родственники жалуются на то, что больной стал безответственным и безынициативным. Он отрицает свою болезненную увлеченность компьютером. Важным признаком наличия интернет-зависимости является проведение в Сети более 5 часов в день.
Наблюдаются нарушения внимания, несоблюдение личной гигиены. На фоне этого расстройства возникают конфликты с близкими, которые в дальнейшем могут повлиять на эмоциональное состояние больного. Происходит нарушение памяти.
Выделяют несколько видов интернет-зависимости, которые описаны в таблице:
Вид | Характеристика |
Игровая | Возникает потеря семьи и денежных сбережений, вплоть до полного разорения. Происходит потеря профессиональных навыков. Некоторые больные теряют работу. Среди подростков распространена зависимость, связанная с азартными играми в Интернете. Дети, страдающие этим расстройством, становятся раздражительными и агрессивными, если их отвлечь от компьютера на небольшой период времени. Игроманы отстают в физическом развитии, появляются соматические заболевания из-за сидячего образа жизни (гиподинамии) |
Зависимость от порнофильмов | Пациенты, которые страдают этим видом зависимости, регулярно просматривают и скачивают порнографические фильмы, фотографии эротического содержания в Сети. Некоторые больные их распространяют. Такие люди способны участвовать в ролевых играх и общаться в чатах с подобной тематикой. В результате этого возникают проблемы в профессиональной деятельности, страдают отношения с партнером (потому что происходит потеря интереса к своей второй половине) и детьми |
Онлайн-серфинг | Бесконечный поиск информации без определенной цели и смысла, на что человек тратит большое количество времени. В результате возникает умственное истощение и снижение уровня продуктивности в работе |
Тяга к общению в Сети | Постоянное длительное пребывание на сайтах знакомств, чатах и форумах. У таких пациентов отмечаются проблемы с коммуникацией в реальной жизни. Достаточно часто эта патология распространена среди подростков. Некоторые зависимые люди привыкают постоянно находиться в онлайн-режиме и используют социальные сети и чаты на работе, что влияет на их продуктивность и может привести к увольнению |
В развитии интернет-аддикции выделяют три этапа:
- 1. На первом происходит знакомство человека с Интернетом. Он выбирает для себя форму виртуальности, которая для него подходит.
- 2. Второй этап характеризуется отдалением пациента от реальности — он тратит все больше и больше времени на пребывание в Интернете.
- 3. На третьем этапе отмечаются ярко выраженные симптомы зависимости и изменение личности пациента.
Стадии развития
Компьютерная зависимость формируется в три этапа (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот, 2006):
1-й этап — этап риска развития компьютерной зависимости. Основными характеристиками этого этапа является увеличение времени, проводимого для достижения поставленной цели и работы за компьютером, потеря ощущения времени, получение эмоционального удовлетворения за компьютером, расходования большего количества денег на компьютерную дияльнис ть, первые признаки социальной дез адаптации.
2-й этап — этап сложившейся компьютерной зависимости. Основные признаки, характерные для этого этапа: эмоционально — волевые нарушения и психическая зависимость. Отмечает ться рост толерантности к компьютеру, навязчивые мысли о нем и фантазирование. Наблюдается дезактуализация базовых потребностей — сна, отдыха, приема пищи, личной гигиены. Нарушаются режимы «сон — бодрствование» и «отдых — нагрузка», работа за компьютером — не только в дневное, но и в ночное время. Деятельность по персональным компьютером происходит за счет обучения, работы, социальных и личных отношений. С одной стороны, пациенты вполне ориентированы в компьютерных технологиях, с другой стороны, имеет место своеобразная форма инфантилизма, практически полная беспомощность в мире социальных норм и отношений.
3-й этап — этап тотальной компьютерной зависимости. На этом этапе наблюдаются признаки как психической, так и физической зависимости. Остаются безуспешными попытки контролировать работу за персональным компьютером
В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения преобладают агрессивность, злобность, психомоторное возбуждение, депрессивные феномены, рассеянное внимание, непроизвольные «печатающие» движения пальцев рук. Возможно демонстративно-шантажное суицидальное поведение в случае попытки окружающих препятствовать компьютерной деятельности
На данном этапе наблюдаются физические симптомы: головная боль по типу мигрени, боли в позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти (синдром карпального канала). Выраженная социальная и семейная дезадаптация.
Вверх
Причины
Причины, почему у детей и подростков формируется компьютерная зависимость, — могут быть самыми разными. Но специалисты называют четыре основных, наиболее распространённых.
Семейные проблемы
Во-первых, компьютерной зависимостью страдают чаще всего те дети, чьи родители постоянно заняты и не уделяют им должного внимания по причине своего вечного цейтнота. Причём он может быть продиктован не только работой, но и какими-то сугубо личными интересами. Например, мама развелась с папой и пытается снова выйти замуж. Или оба родителя любят путешествовать, но не берут с собой ребёнка, избегая лишних хлопот и оставляя его на бабушку. Или они слишком общительны и всё свободное время уходит на друзей, совместные праздники и вечерники.
Во-вторых, такое случается, если нарушается эмоциональная близость с родителями. Последние настолько устают после работы и домашних дел, что даже не интересуются, как дела у ребёнка, чем был занят его день, какие эмоции он испытывает. Так что ему больше ничего не остаётся, как искать поддержки в играх и у виртуальных собеседников.
Отсутствие увлечений
Если жизнь с детства ничем не наполнена (нет хобби, увлечений, привязанностей), всё равно потенциальная энергия, имеющаяся в каждом, будет искать выхода. Не зря психологи советуют с начальной школы задумываться о секциях и кружках. Спорт, театральное искусство, рисование, бисероплетение, научные интересы — всё это направляет в нужное, здоровое русло. В такой ситуации компьютерные игры носят не более чем развлекательный характер, а общение в соцсетях не выходит за рамки нормы. Когда жизнь ничем не наполнена, ребёнок начинает забивать её тем, что находится в зоне видимости, — компьютерами и гаджетами.
Проблемы в общении
Одной из самых частых причин детской компьютерной зависимости является социальная дезадаптация. Если у ребёнка не складываются отношения со сверстниками и взрослыми, он заменяет потребность в коммуникации возможностью виртуального общения. Причин, почему он не уживается в реальном обществе, может быть огромное количество: внутренние комплексы, физические недостатки, сложный характер, плохое воспитание и т. д. Например, изгои и аутисты в 75% случаев страдают от компьютерной зависимости. В классе их постоянно унижают, они аутсайдеры и неудачники, а в игре — крутые герои, спасающие Вселенную.
Неудачи общего характера
Есть люди, которым патологически всегда и во всём везёт. Они оказываются в нужном месте и в нужный час. И есть совершенно противоположная группа: несмотря на все усилия, на каждом шагу терпят крах, проигрывают, переживают неудачи. Среди детей тоже есть такая тенденция. Учитель невзлюбил, кого-то другого взяли в команду по футболу или на олимпиаду, попадаются самые сложные варианты на контрольной, друзья предают и т. д. Каждый раз спотыкаясь на таких трудностях, ребёнок опускает руки, перестаёт бороться и мирится со своим клеймом неудачника в реальной жизни. Зато он компенсирует его в играх и сетевом общении. Оскорбили его — он тут же так же жестоко потроллил кого-то в Сети, написав неприятный комментарий.
Помимо этих основных причин детской компьютерной зависимости, есть и другие:
- любопытство, склонность детского возраста впитывать в себя, как в губку, всё новое и интересное;
- желание быть как все: все играют в World of Tanks или World of Warcraft — и я буду; у всех есть аккаунты в Instagram и Facebook — и мне надо завести;
- копирование поведения родителей, которые сами постоянно «зависают» в гаджетах и оспаривают друг у друга место за компьютером.
В группы риска попадают:
- чьи родители постоянно заняты;
- подростки от 12 до 15 лет;
- мальчики: во-первых, у них вырабатывается большая зависимость от компьютерных игр, чем у девочек; во-вторых, они труднее переживают возрастной кризис.
На самом деле причины компьютерной зависимости могут быть более разнообразными. Здесь может сыграть свою роль как случайность (пришёл к другу в гости, увидел, как тот «зависает» за игрой, — и тоже увлёкся), так и психические особенности (склонность к фантазированию, аутизму, социальным фобиям).
Признаки интернет-зависимости
Если человек проводит много времени за компьютером или в смартфоне, то это ещё не означает наличие зависимости. Иногда это связано с решением рабочих вопросов.
Когда человек может спокойно отвлечься от интернета, а при его отсутствии не испытывает никаких психологических проблем, то не нужно ставить диагноз интернет-зависимость. Она в первую очередь связана с нарушением психики человека.
Уровни интернет-зависимости определяются вовлеченностью человека в интернет-процессы и неумением его переключаться между интернетом и реальной жизнью.
Интернет-зависимость сопровождается:
1) Эйфория от пребывания в сети
Человек может испытывать радость только от интернета, без него он жизни не представляет. В то время, как здоровый человек при отсутствии доступа в интернет спокойно находит себе другие занятия.
2) Потеря контакта с родственниками и друзьями
Человека невозможно заставить даже пойти прогуляться. Такие люди готовы отказаться от самых интересных предложений ради интернета.
3) Теряется ощущение времени
У человека не получается контролировать свое пребывание в интернете. Например, решив провести в сети 15 минут, он вдруг обнаруживает, что прошло уже несколько часов.
4) Нет вовлеченности в жизненные процессы
Человек даже в самый напряженный рабочий или учебный день найдет время, чтобы зайти в интернет, проверить социальные сети, поиграть или просто побродить по страницам интернета.
5) Постоянное обсуждение интернет-тем
Человеку кажется, что тема интернета интересна абсолютно всем, поэтому выходя на контакт с людьми, он обсуждает только интернет и все, что связано с ним.
6) Ухудшение общего состояния здоровья
Влияние интернет-зависимости распространяется на память человека, сон, питание. Возможны проблемы с позвоночником и суставами.
7) Психическая деградация
Причины зависимости
Множество соблазнов несёт в себе современный мир. Интерактивное телевидение, высокоскоростной интернет, «диванный» магазин, доступный шопинг – всё перечисленное при совместном воздействии понижают приспособительный потенциал человека. Вследствие этого зарождаются различные патологические привязанности: к определённому поведенческому шаблону, виду деятельности, занятию, перерастающие в зависимости.
Условно психологическую зависимость от человека можно подразделить на несколько степеней выраженности.
Первая степень характеризуется привыканием к определённым условиям бытия, уровню жизни, комфорту и именуется бытовой.
Условная степень характеризуется тяготением к объекту, обнаруживающаяся в желании получать эмоциональные отклики, радость, позитив.
Нездоровая, жёсткая, невротическая страсть заключается в ощущении жуткого страха и болезненных ощущений при мысли, что объект привязанности исчезнет из жизни зависимого.
При навязчивой привязанности зависимый человек полностью утрачивает себя, подчиняясь воле другого.
Психологическая зависимость от человека чаще всего свои истоки берет из детства. Дети могут забирать всё свободное мамино время, требуя её подчинения. В старшем периоде такие индивиды склонны прибегать к постоянным манипуляциям, делая маму зависимой от них. Повзрослевшие дети не способны отдавать, они научены лишь получать. Малыш, с несформировавшейся силой воли и личностными качествами, видит смысл своего бытия в прилипчивости к самодостаточной личности.
Ниже приведены факторы, приводящие к психологической зависимости:
– низкая самооценка;
– детские комплексы, приводящие к формированию ошибочных страхов и подчинённости им;
– тотальный контроль над ребёнком либо гиперопека (у малыша возможности принимать персональные решение не было, ему не дозволялось совершать собственные промахи);
– излишняя критика детей на фоне отсутствия похвалы;
– неуважительное родительское отношение к малышу;
– стремление соответствовать чьим-то ожиданиям, желание сделаться идеальным для кого-то.
Также психологическую зависимость от человека порождает:
– воззрение, что любовь является обязательством всё делить напополам, которое сменяется поглощением желаний партнёра и неспособностью здраво оценивать личные нужды;
– тяготение стать частью бытия другой целеустремлённой самостоятельной личности;
– неверное восприятие собственных сил;
– отсутствие правильной мотивации;
– желание очутиться в подчинении кого-нибудь властного, авторитарного, человека, походящего на родителя, державшего его под тотальным контролем в детстве.
Сложно преодолеть тревогу людям, в детстве не научившимся любить себя и ценить. Такие личности убеждают себя, что страх является объективным опасением, а все отрицательные ситуации лишь подтверждение этому
Взаимоотношения, слабые и неправильно сформировавшиеся личностей, не считают заслуженными: они стремятся почувствовать привязанность, однако воспринимать внимание в свой адрес не умеют. Любые факторы, оказывающие влияние на созревание личности, воздействуют и на самовосприятие, представления себя как равноправного партнера
Базисом любой зависимости является стремление нивелировать контроля, избавиться от управления существованием, с которым человек не ведает, что делать.
Психотерапия как метод лечения компьютерной интернет-зависимости
Что бы вам ни рассказывали про чудодейственные таблетки, гипноз или еще какие-то полуфантастические методы лечения компьютерной зависимости – не верьте им! Если бы все было так просто, то не было бы наркоманов, алкоголиков, патологических игроков, да и курящих было-бы в разы меньше. Наиболее действенным методом коррекции компьютерной зависимости является психотерапия. Для преодоления пагубного пристрастия может использоваться как индивидуальная, так и групповая психотерапия.
Если есть выбор – лучше остановится на групповой психотерапии. Дело в том, что у большинства людей, страдающих компьютерной зависимостью, присутствуют трудности в построении межличностных отношений, социальной адаптации, а работа в группе будет еще одной возможностью наладить эти отношения. Человек, страдающий компьютерной зависимостью, никогда не согласится, что он – компьютероман. А вот когда он увидит, что другие с подобными симптомами осознают проблему, то и сам сможет принять факт наличия зависимости у него и захотеть ее преодолеть.
При наличии компьютерной интернет-зависимости у детей может понадобиться семейная психотерапия. Как-никак на пустом месте зависимость не возникает. У большинства детей, попавших в сети компьютера, нарушены семейные взаимоотношения, поэтому успех лечения компьютерной зависимости у таких детей зависит от того, наладятся ли взаимоотношения в семье, смогут ли осознать и исправить взрослые свои промахи в воспитании ребенка.
Этапы коррекции компьютерозависимого поведения
За пару сеансов провести коррекцию зависимости вряд ли удастся. Здесь необходима поэтапная система.
- На первом этапе необходимо преодолеть возражение человека по поводу наличия у него зависимости. Он еще не готов к изменениям, может не понимать существования проблемы. Поэтому нужно предоставить информацию к размышлению о пользе и вреде компьютера и интернет-сетей, о наличии компьютерной зависимости как таковой, и о том, что данное заболевание успешно лечится.
- Цель второго этапа – осознание проблемы. Как правило, люди, наконец-таки осознающие наличие у них компьютерной аддикции, ощущают подавленность. Поэтому здесь необходимо не просто, чтобы человек понял, что он – компьютерозависимый, но и поверил в то, что это преодолимо, и что у него есть поддержка.
- Третий этап – собственно лечение, изменение поведения и преодоление зависимости, а также негативных эмоциональных реакций, возникающих при этом. Взять и просто вынести компьютер из комнаты – это не вариант, необходимо, чтобы человек сам научился контролировать время работы за компьютером.
- Четвертый этап – коррекция семейных и социальных отношений. К нему переходят тогда, когда человек уже может контролировать свое поведение. Но риск срыва еще существует, чтобы его избежать, необходимо наладить взаимоотношения в семье, восполнить свободное от компьютера время чем-то – например, общением с друзьями, каким-то увлечением, посещением секции.
- Последний этап – преодоление последствий. Проблема компьютерной зависимости как таковая может исчезнуть, но то, к чему она привела, остается. Это могут быть и проблемы в профессиональной сфере, и трудности в общении с родственниками, и проблемы в учебе. Все это тоже нужно исправлять. И помощь психотерапевта здесь не будет лишней.
Мрачное пророчество
В 2012 году российские фантасты Сергей и Марина Дьяченко представили миру свое новое произведение «Цифровой». Довольно-таки жуткая картина предстает в романе, посвященном компьютерным играм и социальным сетям.
Интернет – это мощнейшее оружие для манипуляции человеческим сознанием. За высокий игровой статус, убивают в реальном мире. Каждая приличная женщина имеет блог, интересуясь больше чужими проблемами, чем своими. Не осталось больше людей…есть только «никнеймы» и «персонажи». Именно такое будущее обещают человечеству фантасты. Если вы хотите увидеть свой «мир» со стороны обязательно прочтите эту книгу. Она подействует, как холодный душ, заставив задуматься, что для вас важнее всего.
Виды интернет-зависимости
Интернет-зависимость сравнима многими врачами с алкоголизмом или наркоманией. Люди теряют связь с окружающим миром, потому что находят ему альтернативу на просторах сети. Они не видят смысла во встречах с друзьями – можно поболтать в мессенджерах или сделать видео-звонок.
Вместо похода по магазинам люди также пользуются услугами интернета, а остальные развлечения им заменяют онлайн-игры, форумы, просмотр видео или просто серфинг.
Из вышесказанного вытекает, что есть различные виды интернет-зависимости:
1) Игровая зависимость
Этот вид зависимости более всего на слуху. Подвержены ей не только подростки, но и взрослые люди. Все может начинаться весьма безобидно. Человек просто пытается заполнить свободное время игрой, но постепенно игра занимает все его время. Играя в онлайн-игры, человеку гораздо легче достичь успеха, чем в реальной жизни.
Часто из-за такой зависимости распадаются семьи, а люди впадают в бедственное материальное положение, тратя все свои сбережения на игры.
2) Азартная зависимость
Это связано с развитием онлайн-казино и распространением игр на деньги. Вовлеченность в таких занятиях гораздо выше, чем в онлайн-играх, потому что здесь есть возможность быстро выиграть денежные призы.
3) Зависимость от интернет-общения
Жертвами подобной зависимости становятся те, у кого проблемы в общении с людьми в реальности.
Такой зависимости часто подвержены подростки, на которых оказывает влияние гормональная перестройка. Им бывает непросто выстраивать отношения с людьми в реальной жизни, поэтому они делают это в интернете.
Столкнуться с такой зависимостью может и взрослый человек. Это случается, если он так и не научился общаться или же имеет слишком низкую самооценку.
4) Информационная зависимость
Изначально человек пытается узнать что-то новое, но, изучая страницу с необходимой ему темой, увлекается чтением комментариев, рекламой и начинает бесцельно блуждать по просторам сети, перебирая информацию.
Человеку очень сложно обходиться без новой информации, он отслеживает все новости. Зачастую, это негативно влияет на его настроение.
Предоставлено SendPulse
Такой вид зависимости не приносит человеку никаких новых знаний, но влияет на его память и делает рассеянным.
5) Сексуальная зависимость
Причинами такой зависимости является неудовлетворенность в реальной жизни, неумение рассказывать о своих проблемах близким людям.
Это может быть как с подростками, так и со взрослыми. Люди, страдающие от такой зависимости, постоянно нуждаются в просмотре сайтов запрещенной тематики, скачивают непотребные видео или даже распространяют их в интернете.
Выглядит это как безобидное развлечение, но в действительности оно губительно сказываться на жизни людей. Последствия интернет-зависимости могут быть очень серьезными.
Чего делать нельзя
Есть ряд фатальных ошибок, которые усугубляют зависимость и еще больше разграничивают детей и родителей. Пусть эта памятка послужит вам знаком «Стоп» в общении с ребенком.
- Вражеские санкции. Родитель, не имеющий ни авторитета, ни контакта с подростком, диктующий условия – враг. Все вражеские санкции будут в лучшем случае проигнорированы.
- Указание на болезнь: «Ты ненормальный», «Ты не в себе», «Тебе нужно лечиться», «Завтра же пойдем к доктору!»
- Потеря времени. Например, подросток наотрез отказался идти к психологу, а вы продолжаете устанавливать запреты и отключать компьютер вместо того, чтобы посетить родительскую консультацию.
- Техническое ограничение доступа: отключение канала связи, родительский контроль или фильтр сайтов. Он – дитя времени, он найдет способ это обойти, даже убежит из дома в поисках Wi-Fi.
- «Друзья из Сети плохие и гадкие». Даже чат-бот покажется подростку более реальным и милым, чем родитель, не верящий в своего ребенка. Не лучше ли помочь завести друзей в реальном мире, не критикуя виртуальных?
- «Ты тратишь на виртуальный мир лучшие годы и свои способности». Утверждение без подтверждения становится вражеской санкцией. Возможности нужно реализовать в реальности, а для этого нужно обрести уверенность в себе.
- Переложить ответственность на ребенка: «Делай, как хочешь, это твоя жизнь. Ты сам пожалеешь, когда поймешь, что я прав». Поймет. Пожалеет. Но не испытает чувства благодарности и привязанности к родителям, которые не сумели понять и помочь.
Зависимость от компьютера можно вылечить, если вникнуть в суть подростковых проблем, подружиться с ребенком, вернуть его доверие. Вернувшись к прежней жизни, он снова ощутит вкус реальных удовольствий, но не перестанет нуждаться в поддержке.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .