Основные причины развития и лечение диссоциативного расстройства личности

Тактика лечения

Этим процессом должен заниматься специалист, имеющий опыт в лечении данного расстройства. В его задачу входит выработка комплекса мероприятий, которые бы облегчили симптомы болезни, улучшили самочувствие больного, восстановили целостность психики пациента, закрепили единую идентичность

При этом важно, чтобы ничего не нанесло человеку вред

Препаратов, которые могли бы излечить диссоциативное расстройство личности, не существует, но отдельные симптомы с их помощью устранить вполне возможно. Так, антидепрессанты и транквилизаторы помогут убрать депрессию, излишнюю активность или тревогу. Но с фармацевтикой следует быть крайне осторожным – у людей с данным расстройством очень быстро наступает привыкание к таким медикаментам.

Главным методом лечения выступает психотерапия:

  • инсайт-ориентированная;
  • семейная;
  • групповая;
  • когнитивная;
  • рациональная;
  • гипноз.

Любой вид психотерапии имеет задачу изменить убеждения, стереотипы и нецелесообразность мышления пациента. Специалисты в сфере бихевиоральной психологии выступают в роли тренеров сознания больного, пытаются воспроизвести все возможные травмирующие ситуации и научить больного правильно реагировать на них.

Гипноз дает возможность свести в одну имеющиеся множественные личности, избавиться от угнетающих воспоминаний. Такая работа должна быть очень тонкой, ювелирной, так как малейшая ошибка может серьезно навредить.

Инсайт-ориентированная психодинамическая терапия представляет собой работу специалиста со всеми личностями пациента. Психиатр принимает каждую из них, обращается ко всем одинаково уважительно и никому не отдает предпочтения. Такой процесс обычно длится не один год.

Полностью вылечить диссоциативное множественное расстройство идентификации невозможно, поэтому оно считается хроническим и весьма тяжелым. Все дело в том, что каждая личность, в свою очередь, может страдать своим психическим расстройством, в том числе, и диссоциативным.

У пациентиов с диссоциативным бегством (фугой) перспективы намного лучше – выздоровление наступает достаточно быстро, как и в случае диссоциативной амнезии. Однако последняя может перейти в хроническую и тогда прогноз не такой радужный.

Диссоциативные двигательные расстройства, сенсорные расстройства

Эти расстройства проявляются как физическое заболевание, но соматических причин нет

Поэтому при диагностике этих расстройств следует проявить осторожность, чтобы не пренебрегать физическими заболеваниями. Следует провести тщательное обследование психического состояния

Диссоциативные расстройства двигательных навыков проявляются в виде сильного возбуждения или ослабления или даже неподвижности, полиомиелит очень распространен. Обычно это паралич одной конечности.

Физические симптомы варьируются в зависимости от текущего психического состояния человека. Вышеупомянутые симптомы могут служить своего рода маневром, с помощью которого он или она присоединяется к человеку, которого не хочет терять. Также это может проявляться при сильном желании избежать болезненного конфликта. Более легкие формы двигательных расстройств относительно распространены у девочек-подростков. Зрение, слух и потеря запаха встречаются реже

Важно исключить неврологические заболевания, такие как рассеянный склероз

Что провоцирует / Причины Диссоциативных (конверсионных) расстройств:

В происхождении расстройств играют роль биологические, психологические и социальные факторы:

биологические факторы включают значение наследственности и конституциональные особенности личности. Имеют значение перенесенные заболевания, чаще расстройства приходятся на кризисные периоды, возраст препубертата и пубертата, а также на климактерический период;

к психологическим факторам относятся демонстративные черты в преморбиде, перенесенные в детстве психические травмы и лишения, повышенная внушаемость и сексуальные дисгармонии супружеской пары. Кроме того, психология диссоциативных расстройств включает механизм условной приятности и желательности симптома — личность получает благодаря своей болезни какой-либо выигрыш. Таким образом, симптом способствует, например, удержанию рядом объекта любви;

к социальным факторам относится диссоциированное воспитание, включающее противоречивые требования матери и отца к ребенку, также стремление личности к рентной установке.

Патогенез (что происходит?) во время Диссоциативных (конверсионных) расстройств:

Начало и окончание диссоциативных состояний часто внезапны, но они редко наблюдаются за исключением специально разработанных способов взаимодействия или процедур, таких как гипноз. Изменение или исчезновение диссоциативного состояния может ограничиваться длительностью этих процедур.

Все типы диссоциативных расстройств имеют тенденцию к ремиттированию спустя несколько недель или месяцев, особенно, если их возникновение было связано с травматическим жизненным событием. Могут развиваться иногда более постепенно и более хронические расстройства, особенно параличи и анестезии, если начало связано с неразрешимыми проблемами или расстроенными межперсональными взаимосвязями. Диссоциативные состояния, которые сохранялись в течение 1-2 лет перед обращением к психиатру, часто резистентны к терапии.

Классификация

Существует несколько типов классификации данного расстройства.

В большинстве случаев используется обобщенное деление на формы:

  • диссоциативная фуга;
  • диссоциативная амнезия;
  • органическое диссоциативное расстройство;
  • диссоциативные двигательные расстройства.

В некоторых случаях используется более широкая классификация, которая была предложена американскими учеными:

  • диссоциативная фуга;
  • амнезия;
  • диссоциативные двигательные расстройства;
  • органическое диссоциативное расстройство;
  • диссоциативный ступор;
  • конвульсии;
  • транс и одержимость.

Общая клиническая картина будет дополняться специфическими признаками, которые характерны только для конкретной формы данного психиатрического нарушения.

Что такое Диссоциативные (конверсионные) расстройства —

Диссоциативные (конверсионные) расстройства (старое название — конверсионная истерия) – это расстройства, которые выражаются в частичной или полной потере сознательного контроля над памятью и ощущениями, с одной стороны, и над контролированием движений тела с другой. Обычно существует значительная степень сознательного контроля над памятью и ощущениями, которые могут быть выбраны для непосредственного внимания, и над движениями, которые надо выполнить. Предполагается, что при диссоциативных расстройствах этот сознательный и избирательный контроль нарушен до такой степени, что он может меняться от дня ко дню и даже от часа к часу. Степень потери функции, находящейся под сознательным контролем, обычно трудно оценить.

Термин «конверсия» широко используется для некоторых из этих расстройств и подразумевает неприятный аффект, порожденный проблемами и конфликтами, которые индивидуум не может разрешить, и трансфированный в симптомы. Пациенты с диссоциативными расстройствами обычно отрицают проблемы и трудности, которые очевидны для других. Любые проблемы, которые распознаются ими, приписываются больными диссоциативным симптомам.

 Для расстройств характерна тесная связь по времени с травматическими событиями, неразрешимыми и невыносимыми событиями или нарушенными взаимоотношениями. Увеличение числа расстройств характерно для периода войн и конфликтов или природных катастроф. Они более типичны для женщин, чем для мужчин, и для юношеского и подросткового возраста, чем для среднего возраста.

Среди дссоциативных расстройств выделяют следующие основные разновидности:

  • Диссоциативная амнезия
  • Диссоциативная фуга
  • Диссоциативный ступор
  • Транс и одержимость
  • Диссоциативные двигательные расстройства
  • Диссоциативные конвульсии
  • Диссоциативная анестезия или потеря чувственного восприятия

Лечение диссоциативных расстройств

Часто при острых диссоциативных расстройствах, для излечения оказывается достаточно всего лишь убеждения, внушения и успокаивания в соединении с незамедлительно предпринятыми попытками разрешить стрессовые обстоятельства, спровоцировавшие такую реакцию. Для заболеваний, длительность течения которых больше пары недель, требуется более серьезная и комплексно направленная терапия. Обычным в лечебной практике считается работа терапевта, целенаправленная на ликвидацию причин, провоцирующих усугубление симптоматики, и стимуляция нормальных поведенческих реакций. Пациенту необходимо объяснить, что расстройства функционирования, наблюдаемые у него (например, расстройство памяти) спровоцированы не соматической болезнью, а психологическими причинами.

Лечение затяжных диссоциативных нарушений заключается в комплексном использовании психотерапевтических методик и медикаментозном лечение. Для проведения методов психотерапии часто требуется врач, специализирующийся собственно на оказании помощи субъектам с диссоциативными нарушениями.

Некоторые терапевты назначают антидепрессанты или транквилизаторы для ликвидации симптомов чрезмерной активности, тревожности, депрессии, которые часто сопутствуют диссоциативным расстройствам

Но эти медикаментозные препараты следует предписывать с особой осторожностью вследствие того, что субъекты с такими нарушениями более подвержены привыканию и становятся зависимыми от лекарственных препаратов. Часто рекомендуется гипноз или наркогипноз в качестве одного из приемов терапии диссоциативных расстройств

Ведь гипноз имеет связь с диссоциативными процессами. Гипноз способствует избавлению от угнетающих мыслей или воспоминаний. Также он помогает в процессе так называемого закрытия альтернативных личностей. Диссоциативные двигательные расстройства предполагают использование психоанализа, , реже гипноз.

Лечение

Наиболее эффективным является лечение на ранних этапах, тогда удается интегрировать субличности и создать целостную личность. Лечение заключается в психотерапии, иногда при сопутствующей депрессии или тревоге требуется сочетание ее с медикаментозной терапией. Наиболее желательный результат психотерапии — интеграция личностей. В тех случаях, когда интеграция личности нежелательна или невозможна, тогда психотерапевтическое лечение помогает облегчить взаимодействие между личностями и уменьшить симптоматику.

Основными приемами психотерапии являются когнитивная и рациональная психотерапия. Они направлены на вырабатывание критики к своему состоянию и тренировку сознания. Эти методики изменяют стереотипы мышления и убеждения. Бихевиоральная психология, как метод воздействия, помогает отучить от нежелательных привычек и реакций. К методу лечения можно отнести и групповую психотерапию или семейную, при которой выясняются причины, лежащие в основе потребности во множественных личностях

При любых методиках важно попробовать воспроизвести возможные травмы, которые способствовали возникновению расстройства, и правильно отреагировать на них. Все методики сводятся к интеграции всех «отщепленных» личностей в одну

Для этого они обучают человека своему состоянию, повышают терпимость к неприятностям, учат контролировать свои импульсы. Так или иначе психотерапия сфокусирована на постепенной интеграции личностей и воссоздании целостной личности «Я» или хотя бы на предотвращении дальнейшей диссоциации. Один из методов — инсайт-ориентированная психодинамическая терапия, которая нацелена на преодоление травмирующей ситуации. Психодинамические терапевты поощряют пациентов говорить о своих эмоциях, страхах, для того чтобы обнаружить уязвимые ситуации, которые вытеснены из сознания. Методика изменчивой экспозиции используется для снижения чувствительности больного к травматическим воспоминаниям.

Психотерапевт при работе пациентами, имеющими расщепление личности, поочередно обращается к каждой личностью и работает с ней, одинаково принимая и уважая каждую. Он не должен принимать какую-то одну сторону, поскольку это провоцирует внутренний конфликт. Контакт может осуществляться и через внутренний диалог, если пациент «слышит» альтер-личность как внутренний голос. В таком случае пациент передает врачу ответы, получаемые от внутреннего голоса. Но возможны искажения сообщений, поскольку ответы альтер-личности контролируются главной личностью. Другим средством коммуникации с субличностью является автоматическое письмо — фиксация в письменной форме ответов субличности.

По мере устранения причин диссоциации, лечение постепенно направляется на интеграцию альтернативных личностей и восстановление взаимоотношений пациента в обществе. Часто на фоне психотерапии происходит спонтанная интеграция, которой помогает обсуждение объединения личностей, особенно во время гипнотического внушения. Собрать необходимую информацию о детских травмах и переживаниях пациента, ставших причинами диссоциации, можно с помощью гипноза или бесед под растормаживанием.

При гипнозе основная задача — вернуть пациента в прошлое, в тот возраст, когда случилась психотравма. Гипноз может выявить личности пациента и создать взаимосвязь между ними. Некоторые врачи участвуют и взаимодействуют с лицами, пытаясь облегчить интеграцию личностей. Гипнотические техники также убирают защиты в виде субличностей и возвращают пациента в реальность через признание психотравмирующего факта.

Медикаментозное лечение имеет симптоматическую направленность и применяется при наличии депрессии, импульсивности и тревоги. С этой целью применяются антидепрессанты и транквилизаторы. Медикаментозное лечение не купирует диссоциацию.

Доктора

специализация: Психолог / Психиатр / Психотерапевт

Осинова Эльвира Николаевна

1 отзывЗаписаться

Подобрать врача и записаться на прием

Лекарства

Золофт
Флуоксетин
Прозак
Рудотель
Грандаксин
Седуксен

  • Антидепрессанты: Рексетин, Золофт, Флуоксетин, Прозак, Профлузак, Депрекс.
  • Транквилизаторы: Рудотель, Грандаксин, Лорафен, Седуксен, Элениум, Феназепам.

Медицинские процедуры и операции при данной патологии не показаны.

Причины диссоциативного расстройства

Диссоциацией называют специфический механизм, при помощи которого разум дробит на составные части или разделяет определенные воспоминания, образы, мысли сознания. Такие раздвоенные подсознательные мыслеобразы не стираются, могут повторно самопроизвольно всплывать в сознании вследствие воздействия некоторых пусковых механизмов, которые именуют триггерами. В качестве таких триггеров могут служить предметы, события, обстоятельства окружающие индивида во время возникновения травматического события.

Данное состояние вызывается сочетанием нескольких причин, таких как способность к диссоциации, тяжелый стресс, демонстрация защитных механизмов в процессах онтогенетического развития и детском периоде вследствие недостатка заботы и участливости к малышу при травматическом переживании или дефиците защиты от последующего враждебного опыта. Ведь с чувством единой идентичности дети не рождаются. Идентичность формируется, основываясь на большом количестве источников и множестве переживаний. В критических условиях детское развитие наталкивается на препятствия, и некоторые части того, чему надлежало быть интегрированным в сравнительно единую идентичность, так и остаются сегрегированными.

Многочисленные исследования демонстрируют, что практически 98% взрослых с наличием в анамнезе диссоциативного расстройства идентичности говорят о случаях насилия в детском возрастном периоде. Такие случаи насилия могут быть подтверждены документально у 85 % взрослого населения и у 95 % лиц детского и подросткового возраста с нарушением множественной личности и прочими похожими формами диссоциативного расстройства. Такие данные исследований демонстрируют то, что в детском возрасте насилие является одной из главнейших причин диссоциативного расстройства. Однако у некоторых пациентов не наблюдалось в анамнезе случаев насилия, зато все они переживали раннюю потерю родного человека, серьезную болезнь или иные серьезные стрессовые события.

Процесс человеческого развития от личности требует способности успешно интегрировать разные формы комплексной информации. В ходе онтогенетического формирования индивид проходит целый ряд этапов развития, в каждом из таких этапов могут быть сотворены различные личности. Умение продуцировать множественные личности встречается или обнаруживается не у каждого малыша, претерпевшего в детстве насилие, тяжелую потерю или травму. Больные с диссоциативным нарушением обладают умением свободно входить в состояния транса. Такое умение в совокупности со способностью к диссоциации, выступает как фактор для развития нарушения. Наряду с этим большинство детей, которые имеют эти способности, также обладают адаптивными механизмами, которые соответствуют норме, но не находятся в обстоятельствах, провоцирующих диссоциацию.

Диссоциация – это серьезный и довольно продолжительный процесс с огромным спектром действия. Если у индивида наблюдается диссоциативное нарушение, это еще не означает, что у него симптом психического заболевания. Не ярко выраженная степень диссоциативного нарушения может наступать вследствие стрессовых факторов, у субъектов, которые продолжительное время проводят без сна, при перенесении незначительной аварии. Еще одним простым примером диссоциативного нарушения у индивидов служит периодическая всецелая увлеченность фильмом или книгой, которая ведет к тому, что окружающий мир просто перестает существовать, а время проходит незаметно.

Итак, диссоциативное расстройство личности часто плотно связано с воздействием стрессовых факторов, которые ведут к стрессовым состояниям у индивидов. А стрессовые состояния могут наступить после перенесения различных травм, вследствие жестокого обращения, внутренних личностных конфликтов, дефицита внимания и безмерного сочувствия в детском возрастном периоде, умения делить собственную память и идентичность от осознания.

Так как индивиды не рождаются с чувством личностного единства, то дети, испытывающие стресс, остаются разделенными. У пациентов с расстройством идентичности часто в детском периоде случалось жестокое или постоянное насилие, которое может быть как физического воздействия, так и полового характера. Поэтому у малышей, проживающих в неблагоприятных жизненных условиях, наблюдаются разобщение разнообразных чувств и эмоций. Такие дети развивают умения защищаться от тяжелых жизненных условий посредством ухода в собственный особый мир. Каждый этап формирования может образовывать новые личности.

Лечение Диссоциативных (конверсионных) расстройств:

Лечение диссоциативных расстройств должно быть комплексным, включающим и психотерапию, и фармакотерапию, фактически психотерапия и фармакотерапия во многих случаях занимают равное по значимости место в коррекции расстройств. Психофармакотерапия в отличие от некоторых видов психотерапии (когнитивной, поведенческой) обладает преимущественно симптоматическим, отчасти патогенетическим, но не этиотропным действием. Вместе с тем преходящее лекарственное улучшение может перейти в стойкую ремиссию за счет лечебного влияния временного фактора. Фармакотерапия расстройств включает все классы психофармакологических средств — нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы, тимолептики. Наиболее широкое применение находят транквилизаторы и антидепрессанты, которые делят первое-второе места по значимости среди классов психофармакологических средств в лечении диссоциативных расстройств.

Что подразумевается под диссоциативным (конверсионным) расстройством личности?

Для полного понимания целесообразно объяснить понятия конверсии и диссоциации. Процесс трансформации, при котором очень обременительный и неприемлемый аффект превращается в симптом, часто физический, называется конверсией. Термин «диссоциативный» можно понимать как отдельный, указывающий на потерю преемственности личности, то есть их компоненты, такие как эмоции, мышление, восприятие и т.д.

Диссоциативными являются те элементы сознания, которые были смещены, но все еще активны, постоянно воздействуя на психику человека, не осознавая этого. Это содержимое изолировано, оторвано от сознания и отражается в поведении и действиях человека.

Существует несколько диссоциативных (конверсионных) расстройств, общей характеристикой которых является расхождение или полная потеря связи между воспоминаниями о прошлом опыте, самосознанием, чувствами и ограничениями или неспособностью контролировать движения тела.

Конверсионные расстройства встречаются относительно редко, затрагивая женщин, а не мужчин. Их происхождение чаще всего приходится на период от 15 до 30 лет. Они возникают в ответ на некоторую серьезную травму, опыт причинения вреда, несправедливость, неразрешенный конфликт (межличностный и внутренний) или неудовлетворенную потребность.

Кроме того, они также могут появиться из-за неудовлетворенности жизнью, невозможности реализоваться, недостатка внимания, любви как родителей, так и партнеров. Это зависит от диспозиции и структуры личности, от того, как она справляется с такими внешними воздействиями и обрабатывает их.

Генетические таланты, темперамент и зрелость личности человека играют важную роль. Таким образом, можно сказать, что комбинация биологических, психологических и социальных факторов стоит за развитием конверсионных расстройств.

Человек справляется с травмирующим опытом посредством расстройства обращения. Он толкает это переживание в свое бессознательное, чтобы оно больше не могло беспокоить его в сознании, вызывать неприятные или даже невыносимые чувства. Этот процесс называется первичной прибылью. Затем наступает вторичная выгода, посредством которой пациент манипулирует другими людьми посредством своей болезни.

Важно отметить, что все это делается неосознанно

Он видит выгоду в том, что болезнь привлечет к нему внимание и заботу окружающих

Люди с истерическим типом личности наиболее склонны к развитию конверсионного расстройства. Короче говоря, этот тип личности проявляется в очень сильных эмоциональных переживаниях, которые являются поверхностными

Это попытка привлечь внимание к себе перепадом настроения, вечной неудовлетворенностью, чрезмерной заботой о своей внешности, которым они придают большое значение

Кроме того, они также манипулируют другими людьми, чтобы все соответствовало их идеям, и если это не так, они придумывают все в своем воображении

Этими вышеупомянутыми проявлениями они привлекают к себе внимание и таким образом скрывают свою неопределенность

Что провоцирует / Причины Диссоциативных (конверсионных) расстройств

Происхождение диссоциативных расстройств может быть разным: психологическим, биологическим или социальным. Биологическое происхождение — сюда относят наследственную предрасположенность и конституционные особенности человека. Некоторые виды заболеваний, кризисные возрастные периоды (климакс, пубертат) могут стать причиной диссоциативного расстройства.

О психологической природе расстройства говорят в тех случаях, когда к ним привели детские травмы психики, излишняя внушаемость человека, дисбаланс отношений в семейных парах.

Диссоциативные (конверсионные) расстройства социального происхождения возникает в тех случаях, когда к ребенку применяется диссоциированное воспитание, т.е. требования родителей настолько противоречивы, что неокрепшая детская психика просто не в состоянии с этим справиться; сюда относится и стремление индивидуума к рентной установке.

Типы нарушений психического развития

Определение 1

Парциальные расстройства личности – это изменения личности, при наиболее ранних поражениях мозга, не достигающие уровня психопатии.

В.В. Лебединский психический дизонтогенез классифицировал следующим образом: общее психическое недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное психическое развитие.

При общем психическом недоразвитии наблюдается стойкая задержка психического развития, связанная с ранним поражением головного мозга. Генетические, родовые, внутриутробные поражения обуславливают недоразвитие мозговых систем.

Нарушенными более всего являются высшие психические функции – речь, интеллект, а элементарные функции – память, моторика, восприятие, нарушены меньше. Модель психического недоразвития – это особая его форма – олигофрения.

В результате органического поражения головного мозга у детей в перинатальный период происходит стойкое снижение познавательной деятельности. В олигофрении выделяют три группы состояний – идиотия (тяжелая группа), имбецильность (менее тяжелая), дебильность (относительно легкая).

Задержанное психическое развитие характеризуется замедленными темпами развития психики. Познавательная и эмоциональная сферы формируются медленными темпами. Выражается задержанное развитие в небольшом общем запасе знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов.

От умственной отсталости задержанное психическое развитие отличается парциальным замедлением развития и разной степенью обратимости. При парциальном развитии ребенок мог в течение длительного периода развиваться нормально. Затем это развитие, прежде всего, центральной нервной системы, было нарушено заболеваниями, интоксикациями, травмами. К сожалению, в результате патогенного воздействия сформировавшиеся психические функции распадаются, но разные функции страдают неодинаково, поэтому и расстройства будут неоднородны, парциальны.

Типичной моделью является умственная отсталость, приобретенная после 2,5-3 лет.

Первичная недостаточность отдельных систем – слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата являются причиной дефицитарного развития, моделью которого является психический дизонтогенез. Он возникает при поражении сенсорной или моторной сферы.

Сложным сочетанием общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного психического развития отдельных психических функций является искаженное развитие. В результате такого сложного сочетания появляется целый ряд качественно новых патологических образований.

Данный тип наблюдается при процессуальных психических расстройствах, а типичная модель представлена ранним детским аутизмом.

Структура дисгармонического развития напоминает искаженное развитие, но только причиной является врожденная или стойкая диспропорциональность психики в эмоционально-волевой сфере, рано приобретенная. Модели этого дизонтогенеза – различные формы психопатий.

Моделью дисгармонического психического развития является психопатия и патологическое развитие личности – основой является дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Психопатия – это стойкий дисгармонический склад психики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: