Особенности развития ребенка левши: советы детского психолога

Как устроен мозг?

Левшество — это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и  и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным  мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела:  принимает  информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое  полушарие обслуживает левую  сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась

Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем

Легко ли быть левшой?

В быту и на производстве все оборудование и приборы рассчитаны в основном на праворуких людей. Большинство левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. Конечно со временем практически ко всем «правым» предметам можно привыкнуть, за редким исключением. Наверное, единственное, к чему невозможно приспособиться левшам, это ножницы.

Не секрет, что в Америке, Японии и некоторых европейских странах есть специальные магазины для леворуких. Там можно приобрести все, начиная от мебели, бытовой техники и заканчивая специальными портмоне. Так же практически во всех крупных магазинах есть специальные отделы, где продаются аналогичные товары для левшей.

Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребенок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Дело в том, что уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга. Каковы же будут последствия этих действий, предсказать и проконтролировать никто не сможет.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • нарушение аппетита;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • страхи;
  • энурез;
  • боли в животе;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • неусидчивость;
  • вялость;
  • навязчивые движения.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут.

О вреде переучивания свидетельствуют и статистические данные. Согласно им, каждый третий школьник с заиканием — это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают неврозами. Этот вопрос глубоко изучается и по настоящее время.

Левша вполне комфортно чувствует себя в мире, где его поддерживают и не осуждают ни родители, ни учителя, ни ровесники. Такой ребенок вполне может стать полноценным членом общества. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Причины леворукости

У многих из нас есть знакомые, которым почти все удобнее делать левой рукой. Зайдя к ним домой, мы не можем не заметить, что многое здесь стоит и лежит как бы «наоборот»: настольная лампа на письменном столе находится с правой стороны, ручки сковородок на кухне тоже повернуты вправо и так далее. Нам в этой обстановке становится слегка некомфортно, как будто мы попали в другой мир, напоминающий зеркальное отражение нашего мира. Нам неудобно писать, когда свет льется справа, так как наша тень падает на бумагу. Нам неудобно переворачивать котлеты левой рукой, придерживая сковороду за ручку правой. Точно так же нелегко приходится в нашем праворуком мире и левшам. Тем более, что некоторым из них даже читать удобней не слева направо, а наоборот – справа налево. Им трудно осваивать технические профессии, тогда как музыкантов, художников и спортсменов среди левшей, напротив, очень много. Связано это с тем, что у левшей правое полушарие головного мозга активнее левого, тогда как у праворуких, наоборот, доминирует левое полушарие. Но это если речь идет именно о левше, а не просто о человеке, у которого ведущей является левая рука. Ведь причиной леворукости может быть не только активная работа правого полушария.

Причин леворукости может быть несколько:

  1. Специалисты говорят о наличии так называемого «генетического левшества», когда леворукость передается по наследству от одного из родителей. Если левши у малыша и мама, и папа, то он уже почти наверняка тоже окажется левшой. Каким образом передается этот признак, ученые наверняка еще не установили, но имеено наследственное левшество и является самым распространенным. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
  2. Совсем иные причины имеет «компенсаторное» левшество – оно связанно с каким-либо поражением мозга, чаще – левого полушария.  Если это произошло на раннем этапе развития ребенка, то соответствующие функции может взять на себя правое полушарие и, таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего, и при письме. У ребенка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и прочие, которые, как и леворукость, будут следствиями одних и тех же причин.
  3.  Третий вид – это «вынужденное» левшество, когда выбор ведущей руки связан с травмой правой руки или является результатом подражания родным или друзьям.

Если все дело в подражании, то ребенка можно переучить, в остальных случаях целесообразность переучивания стоит под большим вопросом.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону.
При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.

Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.

Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.. При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста

Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Как помочь ребенку-левше: советы родителям

Для того чтобы у леворукого ребенка не было лишних проблем в школе, научить его писать и читать лучше дома.

Для правильной позы при письме необходим сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не касаться грудью стола, ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку, туловище, голову и плечи держать ровно, обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край. Тетрадь  малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний край находился немного левее. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх: сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется уже внизу – сверху. Свет при письме падает справа. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный поддерживает ее сверху, а большой – с правой стороны. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 сантиметров. Это чуть выше, чем у праворуких, – чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением.

Довольно часто леворукие дети затрудняется в определении правой и левой руки – в таких случаях их ведущую руку можно «маркировать» при помощи браслета или часов.

Могут возникнуть трудности и при чтении: леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание этого ребенку нужно напомнить, откуда начинается чтение, при этом можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если это не помогает, то можно попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже прописи для левшей-первоклашек и различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука.

Елена Пронина

Поделиться

  • 5

Чем помочь ребенку, если он левша?

Леворукому ребенку не просто в мире праворуких людей

Если Вы правша, то обратите внимание хотя бы на дверные ручки. Удобно ли открывать большинство из них левой рукой?

Покажите пример

Малыш левша не может в точности скопировать движения взрослых, которые они совершают правой рукой. Выходит, что такому ребенку нужно догадаться, как выполнить похожее действие «зеркально». Поэтому первое, что можно сделать для маленького левши — показать пример, используя левую руку.

Тренируйте руки

Еще одна проблема заключается в том, что моторика верхних конечностей напрямую влияет на развитие соответствующего полушария

Поэтому крайне важно предлагать малышу занятия, требующие использование обеих рук. Например:

  • игры с мячом: ловить, кидать, толкать, отбивать обеими руками и поочередно то одной то другой;
  • плавание;
  • гимнастика с гантелями;
  • прыжки на скакалке;
  • вязание;
  • разминание глины.

А так же упражнения на мелкую моторику, которые показаны всем дошколятам:

  • перекладывание и перебирание круп;
  • составление аппликаций;
  • раскручивание мелких деталей;
  • шнурование;
  • завязывание узелков, бантиков и тд.

Дайте таланту реализоваться

В связи с большой артистичностью малыша и склонностью к творчеству целесообразно отправить кроху в соответствующий кружок или театральную студию. Если чадо изъявило желание заняться танцами, живописью, каким-то спортом — идите навстречу. В любом случае помочь ребенку развить его творческие способности стоит.

Не задевайте малыша

Следует помнить о высокой возбудимости и ранимости маленького левши

Ни в коем случае не акцентируйте внимание на этой особенности в негативном ключе. Даже если у ребенка возникают проблемы с письмом, не стоит говорить, что все дело в левой руке

Подобные высказывания могут оставить след в душе ребенка на многие годы.

Остро отреагирует такой малыш и на любое порицание, повышение голоса или просто излишнюю строгость. Как все артистичные натуры, Ваш ребенок особенно остро нуждается в поддержке, понимании и принятии. Поэтому чтобы сохранить доверительные отношения со своим чадом чаще хвалите его и подбадривайте, а свое недовольство высказывайте спокойным тоном.

Сделайте жизнь ребенка удобнее

Приобретайте любые предметы, способные облегчить жизнь малыша. В последнее время их появляется все больше — специальные ножницы, ручки, карандаши. Не так давно появились даже прописи для детей, использующих левую руку. Буквы в них расположены с обратным наклоном. Это позволяет развивать каллиграфию у левши, что еще совсем недавно казалось почти невозможным.

Разумеется, стоит предупредить воспитателя в детском саду и учителя в школе о том, что малыш левша. Это позволит наставнику лучше организовать рабочее пространство ребенка и оградить его от ненужных расспросов.

Леворукость: разновидность нормы или аномалия

Точное количество левшей определить невозможно. Есть данные, что в мире этой особенностью обладает около 500 миллионов человек. В статистических документах можно встретить сведения и о 1,5%, и о 8% всего населения земного шара. Определить точные данные сложно, этот признак не заметен с первого взгляда, и не каждый человек признается в своей особенности.

К левшам в прошлые исторические эпохи относились по-разному. Иногда их не признавали, иногда молва наделяла сверхъестественными способностями. До нас дошли имена не всех леворуких людей, сыгравших колоссальную роль в истории, науке или искусстве, но и такой список впечатляет. Многие американские президенты и правители других государств имели доминирующее правое полушарие. Про эту особенность Наполеона, Цезаря и Пушкина знают многие, есть и другие, не слишком известные примеры:

  • вождь инков Япанку Локу;
  • космонавт Нейл Армстронг;
  • живописец Рафаэль;
  • актер Том Круз;
  • актриса Джулия Робертс;
  • режиссер Джеймс Камерон;
  • композитор Бетховен;
  • певец Стинг;
  • сказочник Андерсен
  • писатель Лесков, создавший повесть «Левша»;
  • футболист Марадона;
  • боксер Сандерс, победивший в 2003 г. Кличко.

Список можно продолжить на много страниц. Если учесть, что детство многих известных людей прошло во время, когда леворукость считалась недостатком, возможно, многие кумиры прошлых поколений тоже были скрытыми левшами. В некоторых странах, например в Китае, до сих пор леворукость считается аномалией. Родители прилагают колоссальные усилия, чтобы их дети были «как все», калеча этим нервную систему ребенка.

Леворукость — это не болезнь

В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно — образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.

В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.

На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно — образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Кстати в профессиональном спорте у левшей гораздо больше преимуществ, при равной физической подготовке. Это связанно с тем, что большинство противников правши и соответственно левый фланг у них менее защищен. Именно поэтому леворукие и левоногие футболисты, хоккеисты, баскетболисты и боксеры очень высоко ценятся.

Как определить левша или правша ребенок

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.

Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.

  • Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
  • Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга

Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Причины леворукости

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям.

Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Психологические проблемы леворуких детей в школе и почему их нельзя переучивать

Можно ли переучивать ребенка-левшу, если эта особенность обнаружена рано? В этом случае попытки перевоспитания могут достаточно быстро превратить ребенка в правшу. После трех лет, когда многие функции нервной системы уже закрепились и достигли некоторого автоматизма, насильственное переучивание ведет к нежелательным последствиям. Многие дети платят дорогую цену за настойчивое желание родителей и воспитателей исправить «ошибку природы».

Главное, почему нельзя переучивать леворуких детей – это потому, что страдает эмоциональная сфера ребенка, который становится раздражительным, вспыльчивым, капризным и плаксивым. Появляются расстройства сна, энурез, ночные страхи, сноговорение. Во время занятий ребенок часто жалуется на головную боль, усталость в правой руке, отмечается стойкое нежелание писать, рисовать, указывающее на быструю утомляемость и понижение работоспособности. Если возникшие объективные трудности не смогли победить упорства, вернее, упрямства родителей и переучивание продолжается, то в конце концов ребенок становится правшой, а вернее, скрытым левшой, и в школьной жизни на его долю выпадет немало трудностей. Он, как правило, отстает от одноклассников при выполнении классной работы, пишет медленно и с ошибками, учительница ругает его за «ужасный» почерк, а мама не отстает от него при проверке домашнего задания. Испытывая непомерные нервные нагрузки, ребенок страдает физически и морально, а посещение школы становится для него каторгой.

Психологи провели интересный эксперимент. Группу переученных левшей попросили выполнить письменную работу сначала правой, а затем левой рукой. Результаты оказались очень интересными и поучительными: задание, выполненное левой рукой, оказалось значительно грамотнее, аккуратнее и было написано быстрее, нежели сделанное правой рукой. Этот эксперимент объясняет тот факт, что среди переученных левшей много отстающих учеников, имеющих отклонения в поведении и проблемы со здоровьем, а также должен убедить родителей, воспитателей и педагогов в необходимости свободного выбора ведущей руки самим ребенком и недопустимости насильственного переучивания. Конечно, с возрастом большинство детей смиряются с обстоятельствами, овладевают навыками владения правой рукой, нервная система постепенно приходит в состояние равновесия, но в интеллектуальном развитии они отстают от левшей, не подвергшихся переучиванию, а часто в экстренных ситуациях левая рука берет на себя ведущую роль.

Благодаря настойчивым напоминаниям психологов о том, что леворукость — не патология, а вариант нормы, и бороться с ней не только неправильно, но и преступно по отношению к детям, количество леворуких за последние годы в европейских странах возросло в 3-4 раза. Такая же тенденция наблюдается и в России, что связано с требованием педагогов и психологов прекратить переучивание левшей как дома, так и в детских дошкольных учреждениях (и в школах, само собой разумеется).

Отличия левшей от правшей

Активное использование левой либо правой руки — отнюдь не единственное отличие ребенка-левши от малыша-правши. Различные по своей сути способы обработки данных объясняют существование отличных друг от друга эмоциональных откликов на поступающую извне информацию. Ниже приведены основные психологические особенности детей, подпадающих под определение левшей:

  • Наличие «чувства тела», превосходная ориентация в пространстве, повышенная в сравнении с правшами подвижность, четкая координация движений;
  • Склонность к изучению геометрии и проблематичность постижения арифметических азов. Пространственные задачи даются левшам легче, чем логические. Последние немыслимы без последовательного мышления, за которое ответственно левое полушарие;
  • Отсутствие проблем с обобщением и необходимость приложения усилий в сфере обучения чтению. Овладение жизненно важным навыком базируется на поэтапном анализе. Восприятие целостных образов препятствует успешному протеканию процесса;
  • Наличие сложностей при осуществлении видов деятельности, степень успешности которых зависит от постоянного самоконтроля;
  • Склонность к фантазиям, богатое воображение;
  • Повышенные по сравнению с правшами ранимость, впечатлительность и эмоциональность. В моменты пребывания в затруднительной ситуации могут наблюдаться проявления раздражительности, гнева или обиды;
  • Проблематичность грамотного использования как письменной, так и устной разновидностей речи при полноценном понимании отдельных слов.

Левши опережают правшей по показателю наличия творческих способностей. Повышение стандартности мышления может наблюдаться при жесткой фиксации устоявшихся связей. В то же время такие дети отстают от праворуких сверстников в сфере формирования и закрепления навыков, реализация которых предполагает взаимодействие двух полушарий.

При рассмотрении эмоциональной стороны вопроса удалось установить следующие: правши склонны к испытыванию положительных эмоций, тогда как левши и амбидекстры (индивиды, равнозначно использующие обе руки) склонны к проявлениям пессимизма, обусловленным настроенностью на отрицательные эмоции. Жизнь левшей омрачена эмоциональной несдержанностью, боязливостью, страхом, гневом и частыми приступами плохого настроения. Робкие и совестливые по натуре люди поражают окружающих чувственностью и эстетической впечатлительностью. Склонность к повышенной тревожности прививает им любовь к пребыванию в комфортных условиях.

Согласно проведенным психологами исследованиям для левшей типично возникновение трудностей на этапе посещения общеобразовательных учреждений. С подобными проблемами дети-левши сталкиваются в 2,5 раза чаще, чем правши.

Для малыша-левши типичны проблемы с запоминанием направления движения стрелок на часах. Таким детям свойственно испытывать затруднения с понятиями вправо/влево, выше/ниже. Что интересно, левши допускают написание и прочтение цифровых и буквенных символов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Подобная особенность характерна и для более сложных действий: интерпретации сюжетных изображений, счета, воспоминаний и т.п. Проблематичным может оказаться и столь простая на первый взгляд разновидность деятельности, как рисование. Неадекватное распределение поверхности листа приводит к накладыванию изображений. Подобное явление наблюдается при наличии на бумаге достаточного количества свободного пространства. Освоение разноплановых умений роднит общая для перечисленных навыков отправная точка, в качестве которой выступает зрительное восприятие. Изъяны в зрительно-моторной координации, зрительной памяти и зрительно-пространственном восприятии сопряжены с определенными трудностями, связанными с:

  • замедленным темпом чтения, обусловленным проблематичностью восприятия и запоминания непростых для малыша сочетаний букв;
  • неустойчивостью почерка, выраженной неровностью штрихов, растянутостью либо различным наклоном/размером буквенных символов;
  • распознаванием геометрических фигур либо их заменой сходными по форме аналогами (овал — круг, прямоугольник — квадрат — ромб);
  • формированием зрительных представлений о цифровых и буквенных символах (фиксируется путаница в сходных между собой цифрах и буквах, присутствует написание лишних элементов либо неполное написание символов, сопровождающееся нарушением соотношения их отдельных частей);
  • медленной скоростью письма;
  • копированием;
  • зеркальностью воспроизведения элементов графического характера, цифровых и буквенных символов.

Много ли левшей среди нас?

Данные по разным странам очень разнятся. В тех из них, где леворукость считается серьезным пороком (например, в Китае), число левшей оказывается незначительным: люди скрывают свой «изъян». В европейских странах, по данным статистики, левшей больше, так как общество весьма терпимо относится к этим особенностям. В среднем среди населения распространенность леворукости составляет от 1,5 до 8%.

В каком возрасте родители чаще всего замечают, что их ребенок – левша? Обычно это происходит в 1–2 года. Окончательное предпочтение левой руки определяется к 5–6 годам. К этому времени наблюдательные родители знают, какой рукой их ребенок расчесывает волосы, держит ложку, рисует, режет ножницами, бросает мяч, складывает кубики. Врачам и психологам известны дополнительные приемы определения леворукости.

Детям младшего возраста можно предложить следующие задания: отвинтить крышку бутылочки, развязать узел веревки, поднять предмет с пола. При этих действиях ребенок, понятно, будет активнее пользоваться ведущей рукой. Для детей постарше уместны задания посложнее. При переплетении пальцев рук сверху оказываются пальцы ведущей руки. Головку часов любой человек заводит своей более активной рукой. При скрещивании рук на груди (в «позе Наполеона») сверху оказывается предплечье главной руки. При аплодировании ударные действия выполняются более активной рукой. Указанные тесты предельно просты, и каждый читатель может попробовать их на себе, впоследствии предложив эти методы своим детям. Существуют несложные приемы определения ведущего уха, глаза, ноги. Специалисты (врачи и педагоги) знакомы с ними. Замечу лишь, что степень выраженности леворукости оценивается с учетом результатов всех названных тестов.

Что делать, если ребенок – левша?

Ученые давно не считают леворукость и праворукость факторами, которые следует пытаться поменять. Не имеет значения правша или левша ребенок – это его личная особенность, а не недостаток.

Важно:

  1. Левшу нужно воспитывать в доброжелательной и спокойной атмосфере, чтобы не провоцировать развитие неврозов из-за повышенной чувствительности и впечатлительности ребенка.
  2. При поступлении в школу желательно найти педагога, который знаком с методиками обучения левшей.
  3. Для облегчения жизни малыша сейчас можно приобретать ручки, ножницы и другие инструменты для леворуких.

Нужно ли переучивать ребенка левшу?

Канули в лету те времена, когда ответ на вопрос стоит ли переучивать ребенка-левшу был положительным. Можно вынудить ребенка-левшу писать и есть правой рукой, но никакие ухищрения не сделают ведущим другое полушарие мозга. Переучивание левши может привести к нарушению психологического равновесия у ребенка – он станет нервным, плаксивым, капризным. Другие возможные негативные последствия переучивания левши – появление навязчивых движений, тиков, энуреза, заикания, нарушения сна, памяти, аппетита.

У левшества есть некоторые недостатки, но они с лихвой компенсируются положительными моментами. К примеру, ребенок-левша часто осваивает речь позднее правши, зато он говорит сразу развернутыми осознанными предложениями. Читать левши тоже начинают несколько позднее – навык развивается только тогда, когда ребенок осваивает чтение слова целиком, а не по слогам. Развитие левши идет не линейно, а скачками – после застоя наблюдается резкий скачок.

Как учить писать ребенка левшу?

Ответ на вопрос как научить ребенка левшу писать должен давать педагог, который будет его обучать

Поэтому очень важно выбрать для ребенка-левши такого первого учителя, который отнесется к этой нестандартности спокойно, не будет как-то выделять малыша, и при этом будет обладать навыками работы с леворукими детьми. Левшу очень важно правильно посадить за партой, выставить ему свет, научить держать ручку и писать так, чтобы не свозились уже написанные буквы

Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо.

Основная задача родителей при подготовке к письму – заниматься развитием мелкой моторики ребенка, тогда ему будет легче научиться этому навыку

Крайне важно поддерживать маленького левшу, которому часто умение писать дается труднее, чем правше. При выполнении домашних заданий нельзя проявлять нетерпение из-за медлительности ребенка – он не способен физически писать быстро

Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: