Что такое истерический тип личности
Истерическое расстройство также называется драматическим или театральным, поскольку больные с этой проблемой склонны к излишнему драматизму, театральной наигранности и преувеличению своих чувств. Стиль поведения людей с таким расстройством личности далек от нормального: они хотят быть в центре внимания в группе других людей и готовы сделать все, чтобы добиться желаемого. Естественно, люди с расстройством личности плохо социализируются, у них редко бывают личные отношения, а все друзья и родные со временем отворачиваются от них из-за неадекватного поведения. Нередко больные с истерическим расстройством личности занимаются вытеснением проблем и «сбегают» в болезнь, демонстрируя реальные и воображаемые симптомы.
Нередко такие люди могут быть очень интересными и живыми, особенных высот они достигают в узких кругах – например, в театральной среде, в которой такое поведение является приемлемым. Но в личных отношениях и при эмоциональной близости они могут испытывать трудности. Они нередко стремятся манипулировать своими партнерами и исполняют определенную роль (например, «жертвы» или «принцессы»)
Также люди с истерическим типом часто демонстрируют сексуально соблазнительное или провокационное поведение, чтобы привлечь внимание к себе
Взаимосвязь компенсации, реабилитации, абилитации и коррекции
Сказанным мы пытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее приходится констатировать, что указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер: коррекция и компенсация могут друг друга взаимно дополнять. Так, даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного глаза. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, даже в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных по своей сути мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.
Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности как коррекции, так реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, являющиеся выражением трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.
Коррекция и реабилитация
Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку.
Но если коррекционные воздействия ориентированы весьма локально,
т. е. нацелены на исправление отдельных функций или сторон жизнедеятельности человека (например, коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация — система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.
Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу» (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985, с. 10).
Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация».
Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации — не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалидности состоит в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего.
Следует также заметить, что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами — семья, профессия и социальное окружение.
Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того
к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены:
социально-трудовая и др.
Реабилитация и реабилитация
Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «реабилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию реабилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.
Ситуация реабилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства
обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.
В обществе выделяют ярко выраженную истерику, которая проявляется в следующих вариантах:
1. Плачь. Обычно маленькие дети так выпрашивают у взрослых «вкусняшки» или игрушки. Женщины так же используют этот способ для получения желаемого, так как мужчины не могут устоять перед слезами.
2. Крик. Часто используемый способ у малышей привлечение к себе внимания, а затем получения желаемого
Этот способ используют мужчины, которые резко привлекают к себе внимание и начинают диктовать свои правила, используя при этом железный оттенок в голосе. Такой способ у женщин плохо работает или надо быть мужчиной в юбке
На самом деле истерика полностью окутала современного человека, вошла в норму жизни и стала основой всех действий и взаимодействий по жизни.
Что такое истерика? Это революция в душе, когда человек не хочет жить и действовать по-старому, а по-новому жить и действовать не умеет.
Рассмотрим варианты, когда человек не хочет жить и действовать как прежде. Как это проявляется в жизни у человека?
Диффузные повреждения
Их возникновение обусловлено самыми различными причинами. Ими может стать прогрессирующая гидроцефалия, менингококковая инфекция, тяжелые травматические поражения мозга. На первый план выступает изменение психики различной степени выраженности. Психическая деятельность неравномерна, с выраженными колебаниями. Работоспособность ребенка выражено снижена. Естественно, снижена критика, адекватность и обучаемость.
У детей имеет место явная эмоциональная инертность, а с другой стороны, выраженная лабильность. Может наблюдаться дисгармония черт личности. Для коррекции требуются грамотные мероприятия лечебного и режимно-восстановительного характера. Определяющую роль имеет работа по психолого-корректирующим мероприятиям. На первый план здесь выходит психолог со своей координирующей функцией. Родителям необходимо тесно взаимодействовать с педагогом.
Разумеется, при диффузных поражениях прогноз менее благоприятный, чем в случае с локальными повреждениями. Исход определяется различными факторами и обусловлен тем, в какой степени у детского организма развиты компенсаторные возможности.
Симптомы
Неспециалисту довольно сложно отличить патологические отклонения от особенностей характера или темперамента. Для того чтобы заподозрить психические отклонения, нужен близкий контакт и психологическое образование. Так как в большинстве случаев люди с расстройством личности не имеют близких доверительных отношений, они редко получают помощь у профессионалов. Тем временем, чем раньше будет определена причина странного поведения человека, тем большую помощь ему можно оказать.
Вот основные симптомы расстройства личности, которые могут указывать на патологические изменения:
Больной вызывающе одевается и ведет себя намеренно сексуально. Иногда это может мешать не только любовным отношениям, но и дружбе, поскольку человек может адресовать нарочитую сексуальность всем без разбора. Люди с истерическим расстройством склонны чрезмерно много времени уделять своему внешнему виду
Иногда они имеют совершенно нереалистичное и оторванное представление о себе, в результате чего, например, могут постоянно делать пластические операции или странно одеваться, таким образом намеренно привлекая к себе внимание. У человека наблюдается желание быть главным объектом внимания
Такие люди хотят, чтобы кроме них в жизни других людей не было никаких других интересных личностей. Они знают, что если добьются внимания, то смогут получить то, чего хотят. Эти люди легко поддаются влиянию. При работе с расстройством личности этот фактор может стать значительной проблемой. Любой человек, появившийся в поле внимания больного, может оказать на него воздействие, и далеко не всегда оно бывает положительным. Они ощущают дискомфорт при недостаточном внимании. Обнаруживают импульсивность, совершают спонтанные поступки, которые не всегда можно логично обосновать, проявляют эмоциональную нестабильность, закатывают истерики без причины. Поведение такого человека часто неестественное, голос громкий, а движения – резкие. Наблюдается беспричинная агрессия. Агрессия в психологии – это нечто, противоречащее общепринятым нормам.
Расстройство личности может быть разной степени выраженности, поэтому интенсивность симптомов также может изменяться.
Отличие ЗПР от умственной отсталости
Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).
Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.
Отличия УО от ЗПР на практике:
- Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
- Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
- После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
- Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
- У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
- Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
- Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
- Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.
Локальное повреждение
Причиной локальных повреждений, прежде всего, являются новообразования. Но не только они могут вызвать локальные повреждения. Повреждающими факторами развития может быть и киста, и кровоизлияние. Если принимаются адекватные лечебные меры, то прогноз носит благоприятный характер. Специфичность состоит и в возрасте повреждения, и какими компенсаторными возможностями обладает организм конкретного ребенка.
Для поврежденного психического развития характерна мозаичность картины. Для эмоционально-личностного плана характерен широчайший спектр проявлений. Может иметь место условно-нормативное развитие и выраженные брутальные формы. Тяжело это воспринимают подростки. Отпечаток накладывает имеющаяся психическая травма. Подростки просто не желают верить в то, что они когда-то поправятся, поэтому с прохладцей относятся к своему здоровью.
Психическая травма
Она относится к особому виду повреждений. Несмотря на то что она отсутствует в психологической типологии, именно на нее направлена работа психологов. Ею занимаются исключительно психологи. Детям требуются специальные образовательные условия.
Такие травмы обычно сопровождаются отклонениями психического развития. Оно может осуществляться в условиях острых травм и проходить при их хроническом воздействии.
Психические травмы условно можно разделить на два типа:
- Первым из них является физический тип. Это все то, что связано с воздействием на тело человека, образно говоря, с его физическим миром.
- Вторым является нарциссический тип. Такой вид связан с социальными отношениями. Это отношения по направлению к другим людям, субъектность.
Разделяются такие травмы и по временному характеру. Обычно они связаны с какими-то эпизодами, сопряженными с социальным и физическим насилием. Причиной может послужить стихийное бедствие или резкая смена жизненного уклада.
Основным моментом в данном направлении является активное выявление тех детей, у которых имеется органика поражения мозговых структур. Такие дети подлежат комплексному наблюдению. Помимо педиатров, за такими детьми наблюдает невролог, психолог, логопед. Используются различные педагогические программы, характер которых определяется состоянием интеллекта ребенка. Большое значение придают развитию образности мышления и наглядному материалу. Постепенно у ребенка тренируется возможность, при которой имеет место переключение от одного занятие на другое.
Диагностика
Нарушения личности диагностируются только квалифицированным специалистом в области психического здоровья. Это может быть как психолог, так и психиатр. Терапевты и врачи общей практики, как правило, не обладают достаточными знаниями для того, чтобы отличить обычный истерический припадок от психического заболевания. Если вы хотите получить бесплатную помощь, то можете сначала обратиться к врачу общей практики, а затем получить от него направление на прием к узкому специалисту. На данный момент не существует никаких генетических или лабораторных анализов, которые могли бы быть использованы для диагностики заболевания.
Многие люди с психическими расстройствами самостоятельно не ищут лечения и всячески избегают его. Только когда изменения в психике начинают серьезно мешать жизни человека, он может обратиться к врачу. Но зачастую к этому времени ресурсы пациента уже до такой степени истощены, что он не может самостоятельно справиться со стрессом и жизненными неприятностями.
Диагноз психического расстройства ставится специалистом после того, как он изучит историю болезни и сравнит симптомы с классической картиной заболевания. Также существуют специальные тесты, которые определяют наличие истерического типа расстройства личности у детей и взрослых. Они позволяют немного прояснить ситуацию и точнее установить диагноз. Но психические тесты не могут быть единственным или главным основанием для постановки диагноза.
Коррекция и компенсация сходства и различия
10 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ КОРРЕКЦИИ И КОМПЕНСАЦИИ
Коррекция представляет собой процесс исправления различных измененных функций человека. Коррекция подразумевает конкретный метод воздействия на человека с целью исправления аномальных дефектов. Процесс коррекции относится к внешним воздействиям. Методы коррекции используются в случаях различных нарушений функции человека, т. е. восполнение утраченной по каким-либо причинам функции организма.
Компенсация – это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функций, на основе существующих нормально развитые функции организма. Компенсация утраченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные процессы проводятся в пять этапов:
1) определение пораженной или частично утраченной функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа, нарушение функций может быть следствием расстройства деятельности самого органа, побочными последствиями травматичных ситуаций;
2) проведение оценки степени нарушения функций;
3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации;
4) проведение контроля над процессом реализации компенсации;
5) при восстановлении поврежденной или частично утраченной функции процесс компенсации приостанавливается.
Коррекция и компенсация взаимно дополняют друг друга во многих процессах, основанных на психологии, но они имеют разные назначения.
Коррекция используется в психолого-педагогических и лечебных целях, которые предназначены для преодоления многих недостатков психического и физического развития человека. Компенсация представляет собой сложный процесс, направленный на восстановление или замещение утраченных способностей.
Если коррекция может изменить и подстроить способности человека к существующим условиям жизни, то компенсация не всегда дает полноценное возмещение утерянных функций.
Компенсация может остаться на незавершенной стадии и лишь частично восполнить функции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполнения потерянных способностей. Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата одновременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания возможности дальнейшего развития. При этом снижается уровень торможения процессов компенсации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является преградой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.
Характеристика поврежденного развития у детей
При деменции интеллектуальная деятельность ослабевает. Явление, как правило, носит необратимый характер. Страдает память, эмоционально-волевая сфера. Но ее не следует отождествлять с олигофренией. Она хоть и связана с аналогичным происхождением, но возникает лишь у детей в возрасте 2-3 лет либо начинает выражено прогрессировать. В это время какая-то часть психических функций уже закончила свое формирование, а другая продолжает свое активное формирование.
Различные психические функции неодинаковы по продолжительности своего формирования. Отсюда становится понятным значение возраста в этом процессе. Иными словами, это определяется возрастом, когда имело место повреждение. Это является дифференциально-диагностическим признаком и представляет собой главное отличие недоразвития от поврежденного развития.
Минимальная мозговая дисфункция
Часто встречается такая патология, как ММД (минимальная мозговая дисфункция). При ней нервная система функционирует недостаточно. На то имеются биологические причины. Наблюдаются легкие расстройства в поведении, обучаемость снижена, но выраженные интеллектуальные отклонения отсутствуют.
Обычно причиной такого явления является действие вредных факторов в период внутриутробного развития. Сюда можно отнести пристрастие матери к алкоголю, перенесенные ею инфекции, родовую травму, некоторые другие моменты. Действие этих факторов приводит к тому, что локально поражаются корковые либо подкорковые отделы мозга.
Виды задержки психического развития
- ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
- ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
- ЗПР психогенного происхождения. Причина — неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
- ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.
Психотерапия
Истерический тип личности в психологии отличает эгоцентризм и зацикленность на себе. Отсюда же происходит и отсутствие эмпатии и неспособность сопереживать другому человеку. Такие люди нередко агрессивны не только по отношению к другим, но и к себе. Агрессия в психологии – это деструктивное поведение, противоречащее общепринятым нормам и приносящее физический или моральный ущерб людям. По сути, поведение людей с истерическим типом расстройства и представляет собой агрессию. Она редко выражена прямо, но ее всегда ощущают люди, вступившие с больными в близкое общение. Стиль поведения таких людей вызывает у окружающих недоумение и отторжение. Основным методом для лечения расстройств личности считается психотерапия.
Люди, страдающие этим расстройством, обычно трудно поддаются лечению. Они приходят к врачу только в крайнем случае – тогда, когда жизнь буквально не оставляет им другого выхода. Лечение может быть основано на краткосрочном подходе, который ставит своей целью не долгосрочные изменения, а сиюминутное облегчение жизненных трудностей пациента. Связано это с тем, что люди с психическим расстройством личности редко обладают способностью ждать отсроченного эффекта от терапии и просто прекращают ее при отсутствии выраженного результата.
Варианты проявления отказа от старого:
1. Когда человек говорит «не могу». Он настроен на жизненный свой опыт, который дал неудовлетворенные результаты. Таким образом, человек отказывается от своего прошлого опыта.
2. Когда человек говорит «не знаю». Он настроен на знания, которые дают совершенно другой результат. И этот результат не совпадает с мечтами человека, что приводит к разрушению созданной мечты через разочарование и проявления чувства обиды, как на себя, так и на других.
3. Когда человек говорит «не хочу». Он настроен на чужую мечту или образ, который не дает вдохновения для жизни.
4. Когда человек начинает критиковать идею
В этот момент внимание человека направленно на реальность, в которой эта идея не проявлена. Чтобы новая идея заработала, необходимо сделать совсем другие действия, а не уже знакомые, выработанные в психологическую привычку действия
Когда человек приводит примеры, у которых печальный исход дела. Так человек показывает, что все новое, как и старое не дает результатов.
Когда человек сравнивает себя и свои действия с другими людьми. Если в сравнении человек оценивает себя хуже, то он считает, что не сможет действовать, как его пример. Если в сравнении человек оценивает себя лучше, то он считает, что его действия правильные и ничего менять не надо.
Когда человек действует, а потом опускает руки после действий, которые принесли разочарование. Так человек показывает сам себе, что изменения действий не дадут результата и все лучше оставить как есть.
Когда человек контролирует других и учит, как правильно действовать. Так человек не делая новых действий, может получить новый результат через других людей. Чем лучше получится результат, тем громче и больше человек будет рассказывать о своих достижениях.
Все эти примеры знакомы всем, так как встречаются очень часто в жизни. Их объединяет только одно то, что это действия одного механизма, который компенсирует развитие личности или дает иллюзорное развитие личности.
Действия, которые основываются на механизме истерики, всегда имеют два полюса: положительный и отрицательный. В этом механизме ярко выражена синусоида: плюс и минус. Или как говорят в народе: полоса белая и полоса черная. Жизнь в «полоску». Действия, которые дают положительный результат, называют успехом. Действия, которые дают отрицательный результат, называют ошибкой.
Когда человек обращает внимание только на «ошибки» в своей жизни и деятельности и начинает с ними бороться, то постепенно накапливается усталость, которая начинает проявляться в виде апатии к жизни, затем депрессий и может довести до самоубийства. Когда человек обращает внимание на успехи и игнорирует «ошибки», то постепенно человек впадает в свой мир иллюзий и отрывается от реального мира
Любое действие, которое принесло неожиданный провал, выбивает человека из его обычного ритма жизни. Это может проявиться в виде пьянства или замкнутости в общении и так далее
Когда человек обращает внимание на успехи и игнорирует «ошибки», то постепенно человек впадает в свой мир иллюзий и отрывается от реального мира. Любое действие, которое принесло неожиданный провал, выбивает человека из его обычного ритма жизни
Это может проявиться в виде пьянства или замкнутости в общении и так далее.
Рассмотрим это, как две стороны одной медали и они не могут быть плохими или хорошими. Это составляющие одного механизма, без которых не будет работать сам механизм. Например, механизм часов, где все детали влияют на слаженную работу часов.
Все действия у человека – это составляющие, самого процесса жизни. Каждая частица важна как в отдельности, так и сочетании с другими, создавая гармоничный процесс жизни с промежуточными результатами.
Автор статьи: психолог Андрианова Анжелика Викторовна
Коррекция— это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:
· включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;
· применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;
· специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;
· включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;
· уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой
· внешними социальными условиями.
Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям. Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей. В коррекционном воздействии выделяют два направления:
· исправление отдельных дефектов и их последствий и
· целостное влияние на личность ребенка.
В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитательной работой. Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс.
23 стр., 11256 слов
Истерика: причины, симптомы, виды, лечение
В повседневной жизни люди нередко оперируют терминами «истерия», «истерика», считая эти слова синонимами. Между тем, с научной точки зрения, истерия – достаточно сложный термин, под которым понимается ряд психических расстройств.
В настоящее время термин истерия считается устаревшим. В современной науке он распадается на ряд более конкретных диагнозов как, например, истерическое расстройство личности или диссоциативное расстройство.
Сегодня мы не будем углубляться в психиатрию, а поговорим об истерике.
Истерический припадок
Истерический припадок (истерика) — это временное состояние, возникающее у совершенно разных людей под влиянием обстоятельств, которые им трудно преодолеть. Однократный припадок не делает человека «истериком», тогда как длительные периоды самодраматизации, частые приступы гнева, чрезмерная реакция на незначительные события говорят об истерическом расстройстве личности.
Истерика, симптомы
Чаще всего симптомы проявляются именно во время припадка истерики. Как правило, это приступы судорожного плача или смеха, которые могут переходить друг в друга, заканчивающиеся криками и проявляющиеся во всём теле (так называемая «двигательная буря» -термин Кречмера).
Припадки различаются по своей силе, при лёгкой форме человек способен успокоиться самостоятельно, однако более сильные приступы могут потребовать медицинского вмешательства.
Сильная истерика нередко сопровождается судорогами, похожими на эпилептические припадки. Для них характерна большая продолжительность припадка с меньшей степенью затмения сознания, беспорядочность и явная театральность движений.
Резко и часто меняющееся эмоциональное состояние и поведение человека, попадающего в трудную ситуацию и не способного адекватно и разумно её решить, могут говорить о надвигающемся припадке.
Истерика, причины
Считается, что причиной истерики является наличие в жизни человека психотравмирующих ситуаций как длительных, так и ситуационных. Главный источник истерики — сильная душевная боль, причиной которой могут быть страхи и обиды.
Если душевная боль не прорабатывается, из неё очень быстро рождаются различные вывороты и убеждения, которые в свою очередь ведут к поведению, направленному на отрицание настоятельности проблемы и подмену их другими. Не значительные жизненные трудности преувеличиваются, окружающий мир кажется несправедливым и враждебным.
Как следствие такого поведения может случиться эмоциональный срыв, выраженный в припадке истерики, что называется «срывает клапан». Такой способ выхода негатива — это попытка ухода от ответственности. И выбор, который делает человек, предаваясь истерике – это не выбор взрослого человека, это выбор остаться ребёнком.
Как помочь человеку прекратить истерику
Приведём несколько общих рекомендаций:
- Ни в коем случае не уговаривать. В состоянии истерики, человек не способен воспринимать логические аргументы и доводы, а если вы начнёте его уговаривать и жалеть, то можете попасть в сети к манипулятору, ведь именно таких действий он от вас и ждёт.
- Помочь успокоиться и «прийти в себя». Для этого можно предложить человеку стакан воды, также помогут валерьянка или пустырник.
- Оставить человека одного. Истерический «спектакль» может закончиться быстрее, если не будет публики, ради которой он разыгрывается.
- Применить небольшое физическое воздействие. В некоторых случаях, когда другие способы не помогают, можно слегка пошлёпать по щекам или побрызгать в лицо водой.
- Поговорить. После приступа следует поговорить с человеком, мягко и без агрессии обсудить его поведение и поступки. Если приступ случается не в первый раз, предложить обратиться за помощью к врачу, психиатру, психологу, психотерапевту.
Истерика. Как успокоиться
В этом видео разбираем причины возникновения истерик и способы борьбы с ними. Как истерика связана с водой и как при помощи водных практик восстановить психологическое равновесие.
П.С. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментарии и конечно подписывайтесь на канал.
Виды органической деменции
Для органической деменции характерно четыре типа:
- При первом типе у детей наблюдается низкий уровень общения.
- Для второго типа характерно состояние, связанное с грубыми нейродинамическими расстройствами. Мыслительные процессы замедлены, с выраженным проявлением плохой переключаемости. Ребенок не может напрягать свои мысли. В мышлении таких детей отсутствует логическое построение.
- Третий тип характеризуется состоянием, которое связано с недостаточным побуждением к какой-либо деятельности. Такие дети апатичны, у них резко снижена активность мышления.
- В случае четвертого типа поврежденного развития у детей недостаточна или отсутствует вовсе целенаправленность мышления. Данный тип связан с грубыми расстройствами внимания. Ребенок постоянно на что-то отвлекается.