Отношения в молодой семье
Гармоничный союз двух индивидов, согласованность эмоциональных реакций в молодой семье создаются постепенно. От развития гармонии и взаимопонимания зависит перспектива союза и дальнейшие счастливые семейные отношения. Именно поэтому особый акцент следует делать на начальном этапе формирования семейного союза, так как именно на этом этапе налаживается психологическая совместимость двух абсолютно разных людей. Это фундамент создающегося многоэтажного строения брачных отношений. От того, насколько такой фундамент окажется крепким, зависит долговечность всего строения семейной жизни.
Семья в идеале — это самые близкие люди на свете, готовые всегда поддержать друг друга и прийти на помощь, всегда в тяжелую минуту находятся рядом. Однако даже между родными людьми случаются конфликты или недопонимания.
Пожалуй, сегодня вопрос, как наладить отношения в семье, считается одним из центральных и наиболее актуальных вопросов. Эффективным методом избегания недопонимания в семейных отношениях считается способность находить взаимопонимание в любых ситуациях со своими родными. Поэтому от того, насколько дипломатично способен вести себя индивид в различных конфликтных и обычных жизненных ситуациях, настолько безоблачной будет совместная жизнь. В ходе развития семейных отношений и взросления самой семьи, в ней складывается своя неповторимая атмосфера. К сожалению, сегодня довольно часто можно встретить семьи, где главенствует дух отчуждения и атмосфера непонимания между домочадцами. Итоги таких внутрисемейных взаимоотношений могут быть абсолютно разными, начиная от распада семьи и заканчивая психосоциальными проблемами детей.
Естественно абсолютно без конфликтов жить невозможно. Нужно понимать, что конфликты бывают разными. В семейной жизни следует избегать деструктивных конфликтов. Необходимо помнить, что каждый индивид обладает плюсами и минусами, поэтому следует научиться прощать и идти на уступки.
Здоровые взаимоотношения в семье молодоженов помогут избежать распада семьи. Все возникающие проблемы следует обсуждать, пытаться найти совместное решение, а не сторониться.
К сожалению, в наше время, постепенно утрачивается ценность отношений в семье. Чтобы этого не происходило индивидам, вступающим в брак, следует осознавать причины, которые побуждают их к заключению семейного союза. Если оба супруга любят, уважают друг друга и понимают, если они готовы идти на уступки друг другу и обладают общностью интересов, то и взаимоотношения в молодой семье будут складываться благоприятно.
Характеристика отношений в семье молодоженов обуславливается психологической совместимостью партнеров, умением создавать в отношениях оптимальный нравственный микроклимат.
Понятие семьи и семейных отношений
Семья — это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника.
Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей — это принципы общения, существующие в семьях детей.
Психологический климат — важнейшая функция семьи.
Психология отношений между родителями и детьми включает:
Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
Рациональная оценка деятельности
Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
Адекватные требования
Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.
Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами
Пример характеристики на семью, родителей трудного ребенка
Трудными называют тех детей и подростков, чьё поведение резко отличается от общепринятых норм. Характеристика на семью таких детей требует особого подхода, и учитель должен уметь анализировать ситуацию с разных сторон
Обратите внимание на социальное окружение ребёнка и жизненные обстоятельства — всё это может стать причиной его низкой успеваемости и трудного характера
Готовая характеристика на ученика со средними способностями
Характеристику на учащегося чаще называют рекомендательным письмом. Схема его написания выглядит примерно так:
- ФИО ученика и класс, в котором он учится;
- Состав семьи и психологический климат;
- Способность ребёнка к обучению;
- Психолого-педагогическое описание ученика;
- Адаптация ребёнка в коллективе;
- Выводы о психо-эмоциональном развитии ученика.
Имейте в виду, что характеристика на семью или конкретного родителя в ряде случаев может сыграть решающую роль в судьбе конкретного ребёнка. Поэтому к её составлению нужно отнестись максимально ответственно. Кроме того, эта справка ни в коем случае не должна выступать инструментом давления на детей и их ближайших родственников.
§ Вместо заключения
Итак, семья – это сплоченная команда, объединенная не только родственной связью, но и духовной. Воспитание детей всегда начинается с понимания взрослыми собственной индивидуальности. У всех есть недостатки и слабые стороны
Важно их осознать и принять, а развивать достоинства. Ведь ребенок хоть и не вырастет точной копией, но все-таки почерпнет все самое важное у мамы и папы
Также не стоит забывать о здоровой любви и чутком внимательном отношении к малышу. А ежедневные доверительные разговоры, полноценный эмоциональный контакт позволят стать для ребенка авторитетом и отличным примером для подражания.
Типы детско-родительских отношений — Стили воспитания
Существует несколько типов детско-родительских отношений или же их можно еще назвать стилями воспитания:
- Демократический
- Авторитарный
- Гиперопекающий
- Гипоопекающий
- Жесткий
1. Демократический
Демократический тип предполагает присвоение главной роли в семье родителям, но при решении важных вопросов мнение детей учитывается, в соответствии с решениями родителей и некоторые важные вопросы решаются вместе. Данный тип отношений между родителями и детьми является наиболее правильный в современном обществе.
2. Авторитарный
В большинстве случаев, родители являются правыми, а вот дети всегда беспрекословно выполняют все требования родителей, практически никогда не говорят ничего против и делают все так, как принято в семье.
В данном случае, родителям удобно, что ребенок находится в семье. Он может с легкостью исполнить любое поручение, на нем можно легко оторваться в случае плохого настроения, так как ответной реакции наверняка не последует.
3. Гиперопекающий
Противоположный тип авторитарному. Ребенок просто не знает, что такое слово «нет». Помимо этого, он не представляет какие опасности его могут ожидать, потому что от всего он огражден заботливыми родителями, способными вовремя подставить плечо. Семья заботится о каждом шаге малыша. Ребенок не может самостоятельно поесть, сходить погулять. С ним постоянно кто-то есть, не даёт ступить шагу и каждые пять минут обрывают телефон. Если что-то случается, например, появляется царапина, родители больше не отпускают малыша гулять. Общение с друзьями тщательно проверяется, отбираются благополучные ребята из хороших семей.
В таких семьях родители на сто процентов уверены, что все находится в их руках, исключительно под контролем.
4. Гипоопекающий
Родители не обращают внимания на ребёнка и не участвуют в его жизни, занимаясь своими делами, например работой или домой
Когда малыш хочет что-то сообщить, игнорируют и не принимают во внимание его слова. Постоянно заняты своими делами, пропадают на работе или общаются с друзьями
Ребенок постоянно находится в одиночестве, не может найти подходящий случай, чтобы рассказать о своих проблемах. Когда родители задумываются над своими ошибками, ребенок уже не хочет рассказывать о своих победах и достижениях. В такой семье ребенок явно испытывает недостаток тепла и заботы, пытается найти их во внешних источниках и, к сожалению, закрывается от общества в дальнейшем.
3.Жесткий
Жесткий тип — это случай, когда от детей постоянно требует выполнения беспрекословным действий в жёсткой форме. Ребёнок постоянно прилагает максимум усилий чтобы осчастливить родителей своими достижениями и очень страдает, если у него не получается это сделать. Данный стиль воспитания с самого детства закладывает в ребенке неправильные установки, а в будущем грозит проявлением кучей комплексов в подростковом и взрослом возрасте.
Порядок рождения ребенка и ролевая позиция
Зигмунд Фрейд выявил закономерность, которая предполагала уровень позиции ребенка в семье среди своих братьев и сестёр. Отмечалось, что чем старше ребенок, тем больше ответственности ложится на его плечи.
Как правило, старшим братьям и сёстрам кажется, что младших любят гораздо больше, но только потому, что все внимание переходит на них из-за соответствующего возраста.
Дети, которые были одни в семье, не испытывают проблем с самооценкой, в отличие от тех, кто рос в многодетной семье.
У таких детей практически не бывает проблем с самооценкой, так как они привыкли постоянно находиться в центре внимания и получать равноценную любовь своих родителей.
В многодетных семьях дети постоянно борются за любовь родителей очень страдают, если один из них получает меньше внимания чем сестра или брат.
В итоге это приводит к тому, что в обществе такие дети продолжают бороться за внимание, используя не всегда качественные методы для достижения своих целей
Детско-родительские отношения в семье
Здоровые детско-родительские отношения в семье содержат в себе две составляющие. Любовь является первой составляющей. Отношение к малышу в семье должно базироваться, в первую очередь, на любви к нему, а не на контроле и воспитательных методах воздействия. Ребенку необходимо ощущать, что мама и папа ощущают любовь к нему просто за то, что он существует, а не за его поведение, поступки или хорошие отметки. Любовь родителей является залогом того, что малыш вырастет с нормальным уровнем самооценки, чувством самоуважения и доверием к окружающему миру. Дети, которых просто любят, принимают себя ровно такими, какими они на самом деле являются, что имеет огромное значение во всей его последующей жизни. Ведь если войти во взрослую жизнь, считая свою личность «недостойной» или «плохой», шансы на достойную и успешную жизнь сводятся к нулю.
Второй составляющей детско-родительских отношений является свобода выбора. Предоставить ее ребенку часто намного труднее, чем любовь. Родителям довольно трудно, а порой и очень страшно, позволить малышу самому сделать выбор. Так как они всегда уверены в том, что знают лучше, как поступить, а ребенок хочет сделать по-своему только из чистого упрямства. Однако следует отграничивать свободу выбора от бесконтрольности и вседозволенности.
Даже если малыш и ощущает любовь, чрезмерный контроль со стороны папы и мамы ведет к риску развития разнообразных форм зависимостей. Безрассудная родительская любовь, усиленная тотальным контролем является гремучей смесью. Такой «коктейль» душит и не дает дышать. К подобной гиперопеке склонны женщины с повышенной тревожностью, сверхзаботливостью. Они контролируют любой шаг ребенка, каждое новое увлечение. Вследствие чего малыш может вырасти либо хрупким, и ранимым, не способным противостоять никаким жизненным трудностям или просто постарается любыми путями избежать такой любви. Характер отношений в семье, основанный на тотальном контроле, как утверждает большинство психологов, обуславливает частый побег детей из реальности в «химическую зависимость», главным образом, в наркотическую.
Контроль, помноженный на нелюбовь родителей, способен разрушить детскую личность, что в результате может привести к суициду.
Чрезмерная свобода, предоставленная ребенку, в соединении с нелюбовью предоставляет возможность для формирования детской личности, но в тоже время ведет к большому риску физической травмы. Такие отношения чаще всего наблюдаются в неблагополучных семьях, таких как семьи алкоголиков или наркоманов. В таких семейных союзах дети получают едва ли не абсолютную свободу выбора, так как они, в принципе, никому не нужны. В таких отношениях у детей существует большая вероятность погибнуть, однако наряду с этим, у детей появляется возможность вырасти самостоятельной, целеустремленной личностью.
С целью воспитательных мер в семейных отношениях родители могут обратиться к различным методам воздействия, таким как поощрение или наказание ребенка, стремление продемонстрировать модели поведения на собственном примере. Похвала родителей будет более действенной при условии, если ребенок находится с ними в теплых дружественных отношениях, и, наоборот, если взаимоотношения между участниками семенного процесса холодные и равнодушные, то похвала не будет нести практически никакого стимула для малыша. Благодаря использованию поощрительных методов воспитания, развитие малыша как личности можно либо ускорить и сделать более успешным, либо затормозить. Не стоит в процессе воспитания злоупотреблять наказанием. Его следует использовать только при условии того, что другим способом поведение ребенка изменить практически невозможно. При возникновении необходимости в наказании для приумножения воспитательного отклика наказание должно следовать непосредственно после проступка. Не следует злоупотреблять очень суровыми наказаниями, так как они могут вызвать у малыша страх и озлобленность. Дети, на которых часто кричат и которых постоянно наказывают, становятся эмоционально индифферентными, обнаруживают повышенную агрессивность.
Психология отношений в семье сводится к тому, что все случающееся с ребенком является целиком заслугой его родителей. Поэтому родители должны усвоить, что после рождения ребенка, у них есть возможность либо помочь ребенку в процессах социализации, становлении личности, обучении и др., либо, наоборот помешать. Отказ от участия в воспитании детей тоже является своеобразным вкладом в его будущее. А вот положительным он будет или плохим, покажет время.
§ Влияние семьи на развитие ребенка
Семья играет основную роль в воспитании личности ребенка. Конечно, помимо родителей в детском развитии участвует общество в целом. Однако, вряд ли социум может полностью заменить внутреннюю семейную систему. Ведь поддержка со стороны чужих людей несравнима с родительской любовью. Поэтому то, каким вырастет ребенок, зависит, в первую очередь, от устройства конкретной ячейки общества.
Итак, семья выполняет 8 задач, которые помогают в становлении и развитии личности ребенка:
Формирует чувство безопасности.
Здоровая привязанность между детьми и родителями влияет на снижение чувства тревоги и преодоление стрессовых ситуаций. Ведь доверительные взаимоотношения, эмоциональная близость, объятия, слова любви успокаивают и поддерживают малыша. Таким образом, именно в семье формируется базовое чувство безопасности.
Показывает фундаментальную модель поведения.
Дети повторяют за значимыми людьми. Происходит это следующим образом: взрослые люди диктуют правила поведения, а также демонстрируют собственное. Если передаваемые устно нормы совпадают с реальными поступками, усваивается родительская поведенческая модель. В противном случае целостной картины не будет. Тогда возможны разные вариации формирования поведения.
Пример: родители страдают от никотиновой зависимости, но ребенку внушают, что курить нельзя
Противоречивые послания могут привести к нескольким вариантам:
попытки попробовать табак, которые не сформируют вредную привычку;
попытки курения приведут к формированию зависимости;
полный отказ от пробы сигарет.
Таким образом, для формирования необходимой модели поведения очень важно, чтобы слова родителей совпадали с поступками.
Передает знания, учит навыкам и умениям.
Семья – первый источник приобретения жизненного опыта, навыков, умений и знаний. Полнота детского кругозора зависит от возможностей родителей
Образованный человек может вырасти в семейном кругу, где принято посещать общественно-культурные учреждения и мероприятия. Также немаловажное значение имеет отдых на природе. У всесторонне развитого человека больше шансов на успешное преодоление жизненных трудностей.
Вырабатывает самодисциплину.
Сначала ребенок беспомощен и не может самостоятельно взаимодействовать со средой. Однако, по мере взросления маленький человек учится самодисциплине. Самостоятельность основывается на приемлемых и неприемлемых способах поведения. Малыш с помощью родителей начинает усваивать, что делать можно, а что – нельзя. И дальше понимает, как себя вести самостоятельно.
Прививает нравственные ориентиры.
Взгляды, моральные нормы, установки формируются благодаря семейному общению. Полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, когда в семье есть нравственные ориентиры.
Создает условия для развития и обеспечивает экономическое благополучие.
Казалось бы, любовь – главное для развития ребенка. Однако, еще лучше, когда у семьи имеется материальный достаток. Ведь в современном капиталистическом мире крайне мало бесплатных кружков, секций, детских клубов.
Демонстрирует образец сохранения семейных взаимоотношений.
Ребенок наблюдает за отношениями между членами семьи. Он видит, как близкие конфликтуют и справляются с неизбежными кризисами. Также учится сохранению близости во взаимоотношениях при самых неблагоприятных обстоятельствах.
Формирует самооценку и самоуважение.
Где еще, если не в семье, формируются первые зачатки самооценки и самоуважения? Ведь оценивание себя самого происходит после оценки действий со стороны значимых взрослых людей. Затем уже на развитие первичной самооценки влияют остальные люди.
Таким образом, семья выполняет основные функции:
- первостепенно влияет на развитие ребенка;
- формирует характер, поведение, установки, ценности;
- передает жизненно-важный опыт;
- является первым источником социализации.
Развитие ребенка также зависит от стиля воспитания. Итак, каковы основные типы детско-родительских взаимоотношений?
Что делать психологу-консультанту на этапе работы с жалобой и запросом
Прежде всего, — наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения). Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляд на неё родителей, и взгляд ребёнка, и материалы психодиагностики).
140 самых известных психологических тестов для диагностики детей от 3 до 7 лет в одном издании!
Весь стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.
В любом случае психолог должен быть на стороне ребёнка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребёнка (чего в ряде случаев только и ждёт родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями.
Причины нарушений детско -родительских отношений — это прежде всего неумение понять ребёнка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.
Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить
На отношения «родители — ребенок» влияют несколько факторов:
Личный опыт воспитания самих родителей. Во взрослую жизнь люди приносят недостатки и достоинства воспитательного процесса, который существовал в детском возрасте
Например, появление младших членов семьи оценивалось как негативное явление, потому что все внимание родителей было приковано к младшему. Появляется идеализация детского возраста, чрезмерная опека, желание продлить детство ребенку
Результат — ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма. Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
Стремления родителей, нереализованные в детстве — отсутствие достижений. Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат — подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми. Цель психолога — выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию — единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.
Влияют на отношения обстоятельства рождения малыша — нежелательная беременность, тяжелые роды, длительная болезнь, несоответствие пола ожидаемому. Эти моменты способны вызвать отчуждение, отвержение родителем ребенка.
Коррекция детстко-родительских отношений
Тактики работы психолога в процессе консультирования
В процессе консультирования родителей по проблемам детско-родительских отношений возможны две тактики работы:
- Усиление когнитивного аспекта. здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и т.д.
- Работа преимущественно с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.
Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них. Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:
Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:
- участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;
- участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы;
- каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими проблемами.
На занятиях особое место отводится анализу семейных отношений, приёмов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры.
Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовность родителей к предстоящей внутренней работе. Однако, в процессе длительного консультирования, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы. Эти тактики можно использовать в учреждениях социальной защиты.