Какие бывают детские психотравмы и к чему они приводят?
1. Травма «брошенности»
Возникает в раннем возрасте (от 0 до 1 года), при отсутствии или недостаточном физическом контакте ребенка с матерью. Маленький ребенок еще не отделяет себя от матери, в том числе в физическом плане, и отсутствие контакта вызывает сильнейшую тревогу и страх.
Речь здесь не о периодическом отсутствии матери, а о достаточно длительных моментах разлуки. Например, практика раздельного нахождения матери и ребенка после родов, система яслей с 10 месяцев, длительные болезни матери и т. д.
К чему приводит?
Лежит в основе зависимостей (в разных проявлениях), психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.
2. Травма «отвержения»
Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.
К чему приводит?
К чувству собственной ненужности, неспособности выражать свои чувства и находиться в близких эмоциональных отношениях. Если ребенок – девочка, то из нее также может вырасти «холодная» мать.
3. Травма «лишения»
Возникает при игнорировании потребностей ребенка (родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности). Но это необязательно отсутствие реакции – например, сверхзаботливая (гиперопекающая) мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельности.
К чему приводит?
Привычка обесценивать свои потребности, «глухота» к своему организму, отсутствие контакта с желаниями («не понимаю, чего хочу на самом деле»).
4. Травма «предательства»
Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.
Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу).
Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона» (термин А
Адлера), которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма «лишения», когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших
К чему приводит?
Потеря чувства доверия, отчуждение или, наоборот, попытки угодить окружающим. Гиперконтроль (чтобы все предвидеть и избежать предательства в будущем).
5. Травма сексуального соблазнения
Возникает, когда взрослые используют ребенка или подростка для удовлетворения своих сексуальных влечений. Одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм.
К чему приводит?
Практически всегда вызывает серьезные эмоциональные и сексуальные расстройства.
6. Травмы, связанные с физическим насилием
Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей.
К чему приводит?
К хроническому чувству небезопасности, зависимостям, виктимному поведению (повзрослев, человек может неосознанно вступать в отношения, в которых будет продолжаться насилие или травля).
7. Травмы «унижения» или нарциссические травмы
Возникают, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать».
В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей (за все подряд: от проявления эмоций до оценок), так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе.
К чему приводит?
К постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (наконец-то доказать родителям свою ценность), постоянному фоновому чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать, в том числе в личных отношениях.
Этот список далеко не полный, но, думаю, даже в нем почти каждый взрослый может найти что-то, что могло происходить с ним в детстве.
Говоря по-другому: «главное – не то, что сделали в детстве с нами, а то, что мы сейчас делаем с этим опытом».
Воссоединитесь, найдите баланс и с этого момента живите здоровой жизнью
Этот последний совет о том, как сохранить здоровый и искренний образ жизни после того, как основная часть процесса заживления травмы завершена
Несмотря на важность делать это на протяжении всего процесса, важным фактором движения дальше и невозвращения во тьму былой травмы является наличие стабильного, сбалансированного и структурированного образа жизни, который включает в себя здоровые привычки, здоровую систему поддержки и социальную жизнь, а также здоровый баланс между работой и личной жизнью
Когда все основные области вашей жизни проходят хорошо и под контролем, вы наслаждаетесь чувством стабильности и безопасности, которые облегчают работу с такими вещами, как триггеры. Травма часто вызывает сильное чувство опасности и нестабильности, и именно поэтому, когда речь идет об исцелении травм, настолько важны сбалансированный и стабильный образ жизни и окружающая среда.
Когда вы ведете здоровый образ жизни — правильно питаетесь, занимаетесь спортом, ухаживаете за своим телом — ваш ум чист и ваши эмоции более устойчивы, чтобы справляться с напоминаниями о прошлой травме и даже будущей травме.
Когда у вас есть прочное основание, жизненным штормам трудно сбить вас с ног. Но когда вы живете физически и психологически нездоровой жизнью, вы живете на грани и любая мелочь может втолкнуть вас в хаос и депрессию.
Оставаться на связи с природой и заниматься медитацией — это отличный способ сохранить разум и эмоции здоровыми, в то время как физические упражнения и правильное питание полезны для тела. Медитация помогает успокоить ваши мысли и остановить внутренний диалог, чтобы вы могли воссоединиться со своим истинным «Я» и испытать мудрость, принятие и оценку жизни.
Эмоциональная травма сохраняется в вашем теле, поэтому тело также извлекает выгоду из спокойного чувства нахождения в медитативном состоянии. Упражнения и занятия, такие как йога, не только высвобождают эндорфины, благодаря которым вы чувствуете себя в безопасности и стабильности, но и помогают избавиться от травмы, содержащейся в вашем теле.
Также всегда важно продолжать сеансы терапии и сохранять сильную систему поддержки, чтобы вам было с кем разговаривать всякий раз, когда вы боретесь с травмой или чем-то еще. Ведь вы помните, что травма — это нормально, нормально говорить об этом, нормально с этим сталкиваться, работать над этим и исцеляться от этого
Не нужно прятать это и терпеть мучительные побочные эффекты.
Многие сразу после травмы изолируют себя на долгие годы. Одна из самых полезных вещей, которую вы можете сделать для себя при лечении травмы — это восстановить связь с вашими близкими и вашим окружением, позволив им быть рядом с вами и помогать вам.
Постоянная паника
И тревожный, и не тревожный мозг постоянно учится чему-то новому. Однако, в отличие от человека, страдающего от хронической тревожности, обычному человеку куда проще «забыть» о каком-то жизненном уроке после того, как он извлечет из него все возможные выводы. Тревожному же человеку это сделать намного труднее.
К примеру, представьте ситуацию, в которой двум сотрудникам, чьи показатели в последнее время ухудшились, сообщают о том, что их непосредственный начальник хочет с ними пообщаться.
Тот из сотрудников, который не страдает от тревожности, скорее всего, не будет воспринимать эту встречу как что-то угрожающее, и будет считать ее нейтральной (если только заранее не узнает, что это не так). Тревожный же человек может сразу же начать паниковать, считая, что его наверняка вызывают о том, чтобы сообщить о каких-то ошибках в сделанной им работе.
Более того, его тревожный разум может оказаться неспособен сосредоточиться на чем-либо кроме предстоящей встречи. В результате этот человек изводит себя почем зря по причине, которой может и не существовать.
Униженность
Люди, которых постоянно оскорбляли и унижали в детстве, зачастую боятся, что они совершенно не нравятся окружающим, и что те критикуют и обсуждают их между собой, стоит им только отвернуться. Родители сами старательно взращивают этот страх в своих детях, раз за разом говоря им, что они плохие, неуклюжие, ничего не знают и не могут – в особенности если делают это в присутствии других людей. Это отличный способ уничтожить самооценку ребенка еще до того, как она сформировалась.
Такая психологическая травма часто приводит к формированию личности, полностью зависимой от мнения окружающих и болезненно стремящейся заслужить их одобрение. Однако возможна и совершенно противоположная реакция: взрослые, подвергавшиеся унижению в детстве, могут вырасти в домашних тиранов, унижающих тех, кто слабее их, подсознательно стремясь компенсировать таким образом приобретенный в детстве комплекс неполноценности.
Людям, часто подвергавшиеся в детстве унижению, стоит настойчиво работать над собственной независимостью, чувством свободы, приоритетами, а также постараться самостоятельно либо с помощью специалиста лучше понять свои нужды и страхи.
Последствия изнасилования в детстве
Пережитая психическая травма часто формирует в дальнейшем искаженный жизненный сценарий. Иногда женщины жалуются, что не могут любить или открыться, доверять мужчине. Испытывая страх перед мужчиной, строят отношения только с женщинами. Бывают и физиологические последствия – например, вагинизм или так называемая холодность.
Мужчина, в детском возрасте переживший сексуальное насилие, может страдать не только из-за неспособности создать парные отношения, но и тяжело адаптироваться в социальной жизни. Следствием травмы может быть импотенция. От мысли «Не могу быть мужчиной. Что делать?» мужчина испытывает колоссальный стресс.
Восприятие самой травмирующей ситуации насилия в детстве у каждого из детей разное. Зависит оно, как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана, от целого ряда факторов:
1. Врожденные вектора (особенности и свойства психики), которыми ребенка наделила природа
Например, дети, обладающие анальным вектором, устремлены к чистоте и послушанию, лояльны к своей семье. Главный человек для них – мама. Такой ребенок после пережитого может ощущать себя «грязным», недостойным, считать, что сам виноват в произошедшем. Впоследствии это может складывать ущербный жизненный сценарий: например, девочка бессознательно отторгает достойных мужчин.
Чтобы уберечь маму, анальная девочка может годами молчать, например, о насилии со стороны отчима. А если приходится рассказать – испытывает колоссальный стыд перед матерью. Появляется акцент на том, что надо «восстановить свою репутацию в глазах семьи».
Свойства анального вектора делают человека склонным искать одобрения перед принятием любого серьезного шага. А после психологической травмы девочка может стать особенно зависимой от мнения родителей. Вместо того, чтобы выбирать профессию или работу по душе, уже взрослый человек бессознательно руководствуется только одним соображением: насколько родственники одобрят его выбор.
У детей с кожным вектором последствия изнасилования в детстве могут проявляться иначе. Обладая повышенной чувствительностью кожи, дети с такими свойствами очень тяжело переживают боль физическую. Пережитая травма может закрепить в их психике мазохистский сценарий. И тогда даже в партнеры по браку они будут выбирать садиста, того, кто бьет или унижает.
Может формироваться и сценарий на неудачу (сознательно уже взрослый человек стремится к успеху, а бессознательно отторгает его от себя, не может достигнуть).
2. Пол ребенка
Последствия изнасилования для мальчиков и девочек разные. Девочки в целом легче адаптируют последствия насилия или совращения педофилом, чем мальчики – гомосексуальное изнасилование. Связано это с природным устройством человеческой психики.
Соитие между мужчиной и женщиной с проникновением является естественным, природным. А сексуальный контакт двух мужчин табуирован изначально, и при гомосексуальном изнасиловании происходит срыв природного табу. Мальчик, переживший подобное, испытывает колоссальную травму.
От стыда он способен наложить на себя руки. Во взрослом возрасте он может страдать от невозможности реализовать себя, в профессии, во взаимоотношениях с другими людьми. Это может быть и импотенция, когда он не может быть мужчиной, не может любить женщину и испытывать к ней влечение.
3. Реакция родителей
То, как ребенок адаптирует изнасилование в детстве, во многом зависит от реакции взрослых на произошедшее. Однако родители, устремленные на то, как помочь ребенку, часто не имеют достаточной психологической грамотности, чтобы сделать это верно.
Например, мы пытаемся найти способ как забыть о том, что случилось. Стараемся обходить в семье любое упоминание о произошедшем. Особенно это касается внутрисемейной педофилии: например, домогательств со стороны отчима, брата или другого родственника. Создается атмосфера «тайны», о которой не говорят.
А иногда даже при изнасиловании со стороны незнакомого человека родители ребенка не подают в суд, пытаясь оградить дитя от стресса дачи показаний.
К сожалению, для ребенка такое замалчивание дает прямо противоположный эффект: формируется ложный стыд. «Раз обидчик не наказан – видимо, он не виноват. Если его не преследуют и не судят, и даже не говорят при мне об этом, значит, я сам виноват, это я совершил что-то ужасное», – так воспринимает ребенок происходящее.
Как помочь ребенку адаптировать пережитое? Системно-векторная психология Юрий Бурлана объясняет, что говорить с ребенком не только можно, но и совершенно необходимо
Чтобы подобрать верные и точные слова, важно иметь точное знание о том, как устроена психика именно вашего ребенка
Шаг четвертый: позаботьтесь о своем здоровье
Психологическая травма наносит серьезный удар по здоровью. Это значит, что вы должны первое время немного больше спать, чаще отдыхать и правильно питаться. На эту тему, кстати, у нас есть хорошие статьи:
- Как хорошо спать ночью
- Правила отдыха: как нужно отдыхать
- Альтернативные концепции питания
Также советуем познакомиться со следующими книгами, которые предоставляют большое количество информации и практических советов:
- Лиз Бурбо, «Пять травм, которые мешают быть самим собой».
- Михаил Решетников, «Психическая травма: монография».
- Елена Мазур, «Психическая травма и психотерапия».
- Вейкко Тэкхэ, «Психика и ее лечение».
- Ирина Алексеева, Илья Новосельский, Элина Жилина, Татьяна Луполишина, «Работа с детьми, перенесшими психологические травмы. Методика группового тренинга».
Кроме того, вы можете пройти нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». В рамках программы вы научитесь справляться: со стрессом на работе и учебе, с трудными отношениями в коллективе, с волнением и страхом перед важными событиями, с апатией, сложностью сделать первый шаг и прокрастинацией.
Желаем хорошего настроения и бодрого настроя!
Эмоциональное насилие
1. Такой человек опасается вступать в серьезные отношения из-за того, что не мог никому доверять в своём детстве.
2. Часто происходит так, что человек будто выключается из разговора или события. Это происходит неосознанно и называется диссоциацией.
3. Для такого человека в порядке вещей непредсказуемые и резкие перепады настроения. Это происходит из-за того, что в детстве он видел такое поведение своего обидчика и неосознанно перенял его.
4. Он иногда может причинять себе физическую боль, что тянется с самого детства.
5. В нем много ярости, которая может выйти наружу в самой неожиданной ситуации.
6. Этот человек постоянно на нервах. По этой причине со стороны он выглядит довольно раздражительным или пугливым.
7. Он не чувствует свою нужность. Он постоянно сомневается в своих силах, за какое бы дело ни взялся.
8. У такого человека низкая самооценка.
Подчинение страху
Все мы в той или иной мере пытаемся избегать неприятных для нас ситуаций, но жертвы психологических травм детства доводят это стремление до предела. Когда обычный человек боится идти к зубному врачу, он, скорее всего, все равно пересилит себя и пойдет к нему. Почему? Потому что потенциальная польза от этого визита намного перевешивает наш страх.
Слишком часто взрослые, в чьем детстве есть одна или несколько психических травм, позволяют своим страхам управлять их жизнью. Вспомнив о том, что визит к зубному врачу может быть неприятным, они могут поддаться стремлению отменить уже назначенный визит, позволяя тем самым страху сломать свои планы. Сильное стремление избегать хотя бы потенциально неприятных вещей может серьезно ухудшить качество жизни любого человека.
Эмоциональное насилие детей
9. Он странно реагирует на комплименты, так как всегда сомневается в их искренности.
10. Этот человек очень тихий. В детстве ему всегда говорили о том, что он неправ и незрелый, поэтому он просто стесняется разговаривать.
11. Ему довольно трудно с кем-то сблизиться, так как в целом людей он не любит.
12. Он часто подолгу и помногу мысленно и эмоционально себя изводит, так как для него это является нормой после детских лет издевательств.
13. Он старается избегать конфликтов, потому что они вызывают у него чувство сильной тревоги.
14. Он не умеет смотреть в глаза собеседнику, ему это сделать очень сложно. А если при этом ещё и говорить нужно, то ему становится вдвойне сложнее, потому что тревожность в таких ситуациях у него зашкаливает.
15. Он очень боится, что кто-то его бросит, поэтому опасается привязывания к кому-либо.
16. Этот человек часто находится в оборонительной позиции, воспринимая большую часть чужих слов как нападки или критику, даже если они таковыми не являются. Всему виной пережитое насилие.
Отверженность
Это очень серьезная психологическая травма, которая, как правило, вызывается испытанным в детстве чувством отверженности, чувством того, что ребенок – изгой, занимающий чужое место. Чувство отверженности становится основой, на которой ребенок строит свою личность, и оно отравляет все его мысли и поступки.
Возникновению страха стать изгоем способствует множество факторов – к примеру, непринятие в детстве собственными родителями, семьей или сверстниками. Этот страх вызывает мысли о ненужности, нежеланности и бесполезности, с которыми ребенок впоследствии входит и во взрослую жизнь.
Люди, страдающие от этой травмы, чувствуют себя недостойными любви, привязанности и даже внимания. Они уходят в себя, скрывая истинную личность за тщательно созданной непроницаемой маской, боясь, что окружающие разоблачат их, как самозванцев, у которых нет права даже находиться в приличном обществе
Те, кто в детстве чувствовали себя изгоями, часто становятся взрослыми-невидимками, старающимися как можно реже привлекать к себе внимание. В повседневной жизни им приходится постоянно бороться со своим страхом социальной изоляции и избегать ситуаций, вызывающих у них тревожность
Если вы страдаете от травмы именно этого типа, знайте, что если вы хотите от нее исцелиться, то прежде всего нужно научиться идти на разумный риск и принимать собственные решения. Если это получится, то со временем вас будет все меньше и меньше беспокоить, что окружающие о вас думают, вы перестанете воспринимать, как свидетельство собственной неполноценности, те случаи, когда вы кому-то не понравитесь.
Несправедливость
Этот страх чаще всего появляется у детей, воспитанных холодными и авторитарными родителями. Чрезмерные требования в детском возрасте, выходящие за пределы возможностей ребенка и несоответствующие тому, что требуют от сверстников, могут привести к тому, что ребенок, стремящийся угодить родителям, начинает себя чувствовать бесполезным и недостойным. Ему начинает казаться, что судьба к нему совершенно несправедлива. Эти чувства он, как правило, приносит с собою и во взрослую жизнь.
Прямым следствием испытанного в детстве чувства несправедливости является чрезмерная консервативность и зажатость. Такие люди, как правило, стремятся пробиться на самый верх общества и сосредоточить в своих руках максимально доступную им власть. Также им свойственно практически фанатичное стремление к порядку и перфекционизм, а также неспособность идти на риск, если у них нет подробного плана, предусматривающего все варианты развития событий.
Людям, столкнувшиеся в детстве с явной несправедливостью в отношении себя, стоит поработать над снижением уровня недоверия к окружающему миру и повышению открытости разума и ментальной гибкости, чтобы им было проще довериться другим людям. Также им стоит избавиться от стремления сосредоточить всю власть в тех или иных обстоятельствах всецело в своих руках – какого бы высокого мнения они ни были сами о себе, наверняка найдется кто-то, кто хотя бы в чем-то разбирается лучше, чем они.
Знание об этих наиболее распространенных психологических травмах и умение распознавать их основные признаки крайне положительно сказывается на нашем благополучии, душевном здоровье и способности саморазвития – это знание способно помочь как близким людям, так и нам самим, если мы в этом нуждаемся.
Пассивно-агрессивное поведение
Порой, когда дети растут в семьях, где присутствует «нездоровое» проявления чувств, они вырастают с убеждением, что выражать, например, ярость и недовольства, категорически недопустимо.
Если дети становятся свидетелями насильственно-выраженных чувства ярости, они начинают думать, что ярость – это насильственный вид эмоции, и такие чувства не должны допускаться. Возможно дети вырастают в семье, которая подавляет всякое недовольство ребенка, и родители учат ребенка, что оно из списка чувств, которые он не должен испытывать. Дети начинают не выражать свои чувства прямо, но поскольку они не могут по-настоящему подавить ярость и недовольства, они выражают чувства через пассивно-агрессивное поведение.
Этот «психологический ход» используется в дальнейшем у взрослого человека. Если не в состоянии выражать недовольство будучи взрослыми, что может произойти, наверное, уже ответ очевиден: ничего. Мы дальше будем чувствовать недовольство, в конце концов, недовольство — это естественная, здоровая реакция, которую испытывает человек, но вместо анализа причины, что вызвало недовольства и решением ситуации, детская психологическая травма заставляет нас оставаться злыми или выражать все через агрессию.
Следует ребенку дать проявлять свои чувства, будь то ярость, недовольства или гнев, ведь они являются лишь ответом в виде эмоциональной реакции. Это позволить родителям понять их причину и происхождение. И кто как не родители, эмоционально зрелые, способны помочь своим детям достичь эмоциональный баланс.
Истинное и ложное «Я»
Согласно мнению психотерапевтов, многие пациенты несут собой эмоциональные раны детства во взрослую жизнь сами того не осознавая. Создание ложного «я» – является одним из способов проявления этих ран.
Будучи детьми всем хочется почувствовать любовь и заботу родителей, недостаток которых критически виляет на состояние ребенка. Когда родители не проявляют свою заботу и любовь должным образом, зачастую дети пытаются стать тем ребенком, которого готовы любить. Отрицая собственные чувства, которые могут помешать удовлетворять потребности и переживания, и получая любовь и заботу родителей, дети создают ложное «я».
Во взрослой жизни данная травма проявляется созданием ложного-удобного «я» во всех аспектах жизни, начиная с корпоративной, и в общественной, и даже в семейной, тем самым все больше увеличивая пропасть между истинным «я». Вследствие отрицания эмоцией связанных с истинным «я», люди зачастую теряют связь с внутренней сущностью самих себя.
Выяснилось, важно не только постоянная забота и любовь к ребенку, но также проявление этих чувств с пониманием детских волнений и переживаний. Воспринимать их детей такими какие они есть, а не каким хотели бы видеть, и не перестраивая их внутренней мир, мы помогаем им стать лучшей версией себя и быть счастливыми
Неспособность реализовать весь свой потенциал
Исследователи из Университета Флориды и Университета Джорджа Мейсона четко связали травмы детства с качеством жизни ниже среднего.
Как пишут они сами, «Ученики, которым в детстве были нанесены психические травмы, часто показывают недостаточные успехи в учебе, что, в свою очередь, ведет к антисоциальному поведению, уменьшению количества возможностей, и даже к неспособности заработать в будущем себе на жизнь».
Также исследовательская команда нашла четкую связь между социально-экономическим статусом и травматическим стрессом. Люди, воспитывавшиеся в бедных семьях низкого социального статуса с более чем на 65% вероятностью страдают от психических травм детства, чем дети из «среднего класса».
Как со всем этим справиться
Во-первых (и, пожалуй, это важнее всего), если вы знаете о ребенке, с которым плохо обращаются, или над которым совершают насилие, свяжитесь со службой защиты детей или полицией. Если уж начинать лечить раны прошлого, то лучше это делать как можно раньше — хотя делать это никогда не поздно. И хотя активные действия в таких ситуациях не всегда возможны, если такие дети смогут хотя бы поговорить с дружественными взрослыми о том, что с ними происходит, это может оказать на них очень благотворное влияние.
Но что же делать взрослым? Как считают специалисты Helpguide.org, всемирно известной организации, занимающейся душевным здоровьем, есть целых четыре вещи, которые помогают взрослым в исцелении своего травматического прошлого.
1. Займитесь физическими упражнениями
Чтобы противостоять этому, регулярно занимайтесь какими-то физическими упражнениями — по 30 минут в день, пять дней в неделю. Если вам пока что сложно это сделать, начните с трех десятиминутных разминок в день.
2. Не изолируйте себя от общества
3. Приведите в баланс свою нервную систему
Это очень важный пункт, так что обратите на него максимальное внимание. Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации
Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе
Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации
Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе
4. Следите за своим здоровьем
Врачи рекомендуют выделять на сон не менее 7-9 часов, максимально избегать алкоголя и табака (или других веществ) максимально сбалансировать свою диету и регулярно отдыхать для снижения стресса.
Выученная беспомощность
В 60-е годах ХХ века в своих работах американские психолог Мартин Селигман дал системное описание феномену «выученная беспомощность» – это психологическое состояние проявляющейся в нарушении эмоциональных, мотивационных и когнитивных процессов.
Одним из факторов формирования этого состояния у детей являются – родители. Дети с раннего возраста проявляют инициативу, стремятся к самостоятельности, хотят узнавать больше и пользоваться всеми вещами вокруг них. Познавание мира у ребёнка протекает через его взаимодействие с материальным миром, а также подражанием и копированием поведения родителей. Если эти потребности не удовлетворяются, у детей начинает формироваться выученная беспомощность. Ребенок становится замкнутым, эмоционально неустойчивым, у него пропадает увлеченность, развивается низкая самооценка и т.д.
В зрелом возрасте такой человек будет предпочитать не браться за дело, ведь «все равно ничего не получится», теряет полностью мотивацию – «так это вообще невозможно», отсутствие желания менять свою жизнь – «такова моя судьба и ее уже не изменить».
Воспитывая детей необходимо в процессе помочь им устанавливать связь между действиями и результатами, и принципиально важно, чтобы они понимали, что каждое их действия влияют на что-то в этом мире. Необходимо, с одной стороны, позволить ребенку оставаться ребенком, но, с другой стороны, помогать ему постепенно и верно становиться взрослым, ведь этот процесс уже неизбежен