Выбор профессии в масштабе жизненного пути
Самоопределение личности в профессиональном мире представляет собою долгий и трудоемкий процесс. Человек постепенно адаптируется в социуме, закладывая тем самым фундамент профпригодности.
Выше подробно были рассмотрены этапы теоретического выбора профессии, сейчас же речь пойдет о практических сложностях, с которыми сталкивается человек в процессе самоопределения.
Множество молодых людей к возрастной отметке в 23 г. уже завершают обучение в высшем учебном заведении или получают практические навыки на предприятиях. К этому времени романтика юности уже уступает место реальности, и человек трезво смотрит на свой выбор. Одни испытывают удовлетворение от сферы деятельности, а другие спешат сменить профессию.
Достигшие возраста 28 лет личности проявляют социальную активность в выбранной профессии. Определенное место работы и некоторый опыт располагают к профессиональному росту. Отдельная категория людей ощущает психологический конфликт из-за не получивших реализации планов.
Отсутствие перспективы в карьере и обнадеживающих результатов рождает желание изменить имеющуюся ситуацию. Душевное смятение характерно этому периоду. Переосмысление профессионального выбора может привести к дальнейшему росту в существующей профессии, смене сферы деятельности, выбору другой специальности.
К 30-нему, а потом и к 40-летнему рубежу проблема профессионального самоопределения может проявиться вновь, стимулируя к активным изменениям в сфере деятельности.
Обширный возрастной период до отметки в 60 лет наиболее продуктивен в профессиональном отношении. Реализация природного и наработанного потенциала личности характерно для этого отрезка времени. Человек реализует жизненные цели, оправдывая смысл существования. Постепенно формируется индивидуальный, характеризующий этого человека, образ жизни и деятельности.
Многие на этом этапе ощущают прилив тревожности, т. к. происходят масштабные изменения в стиле жизни и отношении со стороны социума. Способность личности к адаптации наиболее очевидна на этом этапе. Критическое большинство пожилых людей переживает социальную дезориентацию. Наиболее предприимчивые пенсионеры находят себя в общественной деятельности и продолжают трудиться на пользу людям.
Многочисленный опыт исследований в сфере самоопределения личности может оказать пользу в выборе профессии. Применив советы и подсказки, молодой человек способен избежать грубых ошибок на своем пути и достичь полноценного успеха.
Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте
Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.
В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:
- В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
- После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.
Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни
Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения
В каком возрасте происходит
Дошкольники и школьники «примеряют» на себя разные специальности, этот интерес нужно поощрять
Обычно о проф самоопределении дети начинают задумываться еще в дошкольном учреждении. Известно, что в возрасте 5-7 лет психически здоровые дети с нормальным уровнем развития интеллекта:
- Знают основные профессии и могут рассказать, кто что делает (врач, учитель, художник, инженер, музыкант);
- Могут логически связать разные типы деятельности с соответствующими специальностями;
- Знают хрестоматийные произведения отечественных и зарубежных писателей, в которых в игровой форме рассматриваются проблемы трудовой ориентации (например, знаменитое стихотворение Маяковского «Кем быть?» или стихи Джанни Родари «Чем пахнут ремесла» в русском переводе);
- Во время игры с удовольствием изображают ту или иную трудовую деятельность (лечат друг друга и кукол, возят игрушки на машине, готовят обед, пробуют себя в роли учителя и воспитателя);
- Охотно рассказывают о своих мечтах (например, девочки часто мечтают стать врачами, учителями, актрисами, а мальчики – водителями, строителями, инженерами, программистами).
В младшем и среднем школьном возрасте дети уже более осознанно подходят к профориентации, учитывая собственные склонности и способности. Например, дети, которым хорошо дается математика, могут мечтать о работе бухгалтера или ученого, а творческие натуры – о судьбе художника или музыканта. В юности происходит окончательное определение. Человек может делать выбор один или с помощью старших.
Внимание! Бывает, что ребенок старшего дошкольного возраста не может ответить на вопрос о будущем выборе специальности. Трудно сказать, почему так происходит
В этом случае представители старшего поколения не должны торопить малыша с выбором, а также придумывать ему профессию самостоятельно. Задача родителей в этот период – рассказать как можно больше о разных занятиях. Тогда дошкольник, не спеша, «переварит» информацию и вскоре сделает выбор.
Похожие термины:
-
это сопоставление образов себя в рамках системы требований деятельности, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений (без относительно к фиксированным требованиям), с другой стороны, заверш
-
специфический процесс его личностно-профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязани
-
это самоопределение игротехника в игропроцессе исходя из сущности и ценности игротехнической функции в системе деятельности. Для вхождения в игропроцесс игротехник должен на абстрактном и боле
-
психический механизм обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а пол
-
осознание человеком своего места в жизни, в обществе.
-
определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев.
-
процесс формирования личностью своего отношения к проф.-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-проф. потребностей. П. с. может рассматриваться
-
это сопоставление образов себя в рамках системы требований мыслекоммуникации, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника коммуникации или предполагающего вхождения в мыслекомм
-
это сопоставление образов себя в рамках требований общения, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника общения или предлагающего вхождение в цикл общения, с другой стороны, завер
-
реализация педагогического самоопределения игротехника или игрока в ОДИ, предполагающая выделение слоя коррекции способностей в целостности слоев бытия игроков и согласование этого слоя с оста
-
выработка отношения к характерным для ОДИ требованиям на стадии подготовки и в ходе проведения игры. Специфичность самоопределения в ОДИ состоит в преобладающей значимости деятельностных и, осо
-
самоопределение относительно типодеятельностных и ситуационно значимых (конкретизированных) требований к организации самоизменения и саморазвития учеников.
-
степень самооценки себя как специалиста определенной профессии.
-
самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному (профильному) образованию.
-
сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях; деятельное отношение к ситуации, иногда даже связанное с риском, поскольку оно направлено на защиту этически
-
соотнесение образов актуального «Я» и «Я», вытекающего из особенностей стратегической конкретизации требований управленческой типодеятельностной функции. СУС. конкретизируется при учете специфи
-
самоопределение относительно функциональных и конкретно-ситуационных требований к организованному самоизменению и саморазвитию человека, к выраженности этих требований со стороны учителя.
-
суть соотнесение образов «Я», один из которых отражает реальные, сложившиеся устремления управленца как человека во всем его разнообразии, а другой — выражает требования управленческой типодеятел
-
сознательный акт утверждения высшей нравственной позиции и стремления к подлинной свободе. С.д. выражается и в индивидуальной форме и как проявление духа народа. Исторический контекст С.д. (примен
-
готовность школьников к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психол. особенностей своей личности.
Сущность профессионально самоопределения
Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Эти методы направлены на школьников, подростающее поколение. Профессиональное самоопределение ближе к самоориентированию.
Профессиональное самоопределение личности – это понятие более конкретное, его можно оформить официально (диплом); личностное самоопределение – это более сложный процесс, который зависит от самого человека, желания саморазвиваться.
Что касается профессионального выбора
На протяжении всей жизни человек вынужден совершать множество профессиональных выборов, периодически менять работу и сферу деятельности.
Как помочь ребенку определиться с профессией?
Больше самого ребенка озабоченность выбором будущей профессии проявляют разве что родители. Помочь наставить свое чадо на верный путь помогут следующие советы психологов:
- Проводите ненавязчивые беседы с подростком. Постарайтесь выявить его предпочтения, узнав и о предпосылках данных предпочтений. Так вы поймете, выбрал ли ребёнок профессию осознанно, или просто подвергся веянию модных тенденций.
- Помогите ребенку больше узнать о выбранной им сфере деятельности. Купите специализированную литературу, предложите посмотреть, как выглядит работа на практике. Не лишним будет организовать знакомство с человеком, который также выбрал эту профессию. Опыт реальных людей может существенно отличаться от выхолощенной картинки с экрана телевизора.
- Предложите пройти тест по профориентации. Объясните, что результаты носят исключительно рекомендательный характер.
- Не настаивайте, если подросток не хочет поступать в ВУЗ. Для освоения ряда профессий достаточно учебы в техникуме или колледже. Со временем ребенок сможет сам осознать, нужно ли ему высшее образование. Это поможет ему более ответственно относиться к учебе, а не ходить на занятия «из-под палки».
- Если вы проживаете в маленьком городе, узнайте, какие профессий популярны в крупных мегаполисах. Возможно так вы не только повлияете на будущее благополучие своего ребенка, но и сэкономите денежные средства. В некоторых случаях учеба в больших городах менее затратна.
- Помогите ребенку попробовать свои силы в выбранной им профессии до поступления в ВУЗ. Если он грезит ресторанным бизнесом, пусть поработает простым официантом. Будущим авто-конструкторам будет полезно побыть подмастерьем в автосервисе.
- Дайте возможность ребенку принять решение самостоятельно. В случае ошибки он все равно получит ценные навыки. Плюс вы не станете объектом его необоснованных обвинений в неудачном выборе. Лучше быть в статусе друга, нежели заслужить славу диктатора.
Суть профессионального ориентирования
Профессиональная ориентация – элемент самоопределения личности. Человеку нужно ответить на 2 вопроса: что он может делать и что хочет делать. Но сфера труда настолько подвижна, что потребность в профессиональном ориентировании возникает не единожды: появление новых должностей, дифференциация профессий и обязанностей, новые направления и узкие специальности и так далее. Чтобы оставаться на плаву, быть востребованным и хорошим работником, человек должен регулярно диагностировать себя и оценивать свое место в мире профессий.
Таким образом, основная цель профессиональной ориентации – выявление перспектив профессионального и личностного роста и развития, подготовка к меняющимся условиям жизни и работы, формирование самоуверенности и адекватного успешного поведения на рынке труда.
В ходе профессионального ориентирования личность:
- получает информацию о рынке труда: востребованные профессии, возможности обучения и трудоустройства;
- осознанно и самостоятельно выбирает или меняет профессию, согласно своим потребностям и социально-экономической ситуации на рынке;
- мобилизует и повышает свои ресурсы, становится конкурентоспособной;
- получает и поддерживает мотивацию к выбору профессии и трудоустройству.
Проблемы профессионального самоопределения у современной молодежи
В настоящее время мы можем видеть, что система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения отсутствует
В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе. Как правило, подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога
Но этого бывает недостаточно для изучения личностных качеств, индивидуальных способностей и склонностей подростков.
Лично в мои школьные годы в старших классах ( 2004-2008 гг.) никто не проводил мероприятия по профориентации! Думаю, что и сейчас данная ситуация в образовательной сфере совсем не изменилась!
Дальше происходит ситуация, что перед молодым человеком или девушкой встает вопрос выбора профессии и поступления в определенное среднее или высшее профессиональное учреждение. И этот выбор делается, как правило, не исходя из осознанного понимания кем я хочу быть в будущем, а в результате других факторов.
Первый фактор – это родительское давление.
Когда встает вопрос выбора профессии, родители должны помогать, а не давить. Кому лучше знать способности и интересы ребенка, чем не родителям. Но часто этому придается малое значение, а выбор профессии совершают сами родители, думая, что она будет подходящей. Хорошо, если это будет так, но в большинстве случаев с развитием личности происходят разногласия между младшим и старшим поколениями.
Пример: отец (бывший военнослужащий) отправляет сына учиться в военное училище.
Второй фактор – это финансовое давление.
Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, очень большое значение уделяет условиям жизни. И это вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. Многие девушки и юноши предполагают иметь столько же, если не больше. В результате к выбору профессии подходят со стороны финансовых выгод, а не от личных предпочтений и желаний.
Пример: подросток поступает в институт менеджмента, маркетинга и финансов, потому что эти профессии предполагают высокий доход.
Третий фактор – это социальное давление.
Любой человек хочет быть уверенным в своем будущем, поэтому на выбор профессии еще может влиять ее востребованность на рынке труда на данный момент. Можно услышать, что «это модно» или «это престижная профессия». Возможно это так, но погоня за социальным статусом еще никого не сделала счастливым.
Пример: я пойду учиться на юриста, потому что это модно и востребовано.
В моем случае были все 3 фактора! Я пошел учиться в Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники, потому что сказала мама и был «блат», it-специалисты становились с каждым годом все более востребованы и в списке самых высокооплачиваемых профессий и по сей день они занимают первые строчки рейтингов.
Я не могу сказать, что я жалею об этом. Ни сколько! Но это был явно было неосознанное профессиональное самоопределение!
Подводя итог, нужно сказать, что необдуманный выбор профессии в подростковом возрасте приводит к профессиональной неудовлетворенности в будущем и может стать причиной серьезных внутренних противоречий. Так случается у 90% молодых людей! В возрасте 24-34 года парни и девушки начинают искать снова свое место в жизни!
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.
В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.
Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии — осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.
Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.
Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.
Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Принципы профессиональной ориентации
Чтобы не заблудиться в профессиональной ориентации, а главное не ошибиться с выбором профессии, нужно соблюдать ряд принципов:
Сознательность при выборе профессии, то есть важно руководствоваться собственными потребностями, но не забывать о пользе обществу.
Активность и самостоятельность в поиске: чтение литературы, практические пробы, опрос родителей и знакомых, прохождение практики в момент обучения.
Связь теории и практики, то есть выбор профессии должен ориентироваться на конкретные условия среды, включать в себя практику.
Регулярность, доступность и системность работы по профессиональному ориентированию.
Наличие у выбранной профессии возможностей для увеличения заработка (за счет опыта и профессионального роста), повышения квалификации, удовлетворения культурных и бытовых потребностей, активного участия в жизни общества.
Со стороны государственных учреждений: единство помощи по профориентированию на всех уровнях, сочетание классических и инновационных методов, единство трудового, эстетического, экономического, нравственного, правового и физического воспитания, дифференциальный подход в помощи (по группам, возрастам, интересам и т. д.).
Психология понятия
Внешние условия
Профессиональное самоопределение личности — акт осознанного выбора человеком своей роли в общественно полезной деятельности, который обусловлен существованием некоторых внешних условий:
- социоэкономической ситуацией в городе, регионе, государстве;
- приоритетностью профессий, значимостью и актуальностью на конкретный период;
- уровнем образования членов семьи;
- материальным и социальным положением родителей;
- качественными показателями образования, полученного в школе.
Личностный фактор
Психологи считают, что выбрать сферу для построения карьеры нереально, исключив личностный фактор. Этот фактор представляется триадой принципов:
анализ внутренних ресурсов: способностей, склонностей, потребностей;
обозначение профессиональной сферы, взаимосвязь ее с первостепенными жизненными задачами;
осознание важности деятельности на пользу обществу.
Любая профессия предполагает комплект значимых черт. Если человек обладает выраженными признаками экстраверта, ему подойдет деятельность, подразумевающая постоянные контакты. Такая личность изначально не расположена к выполнению механической работы.
Необходимо проявлять внешнюю активность, обращаясь ко всем возможным источникам: Интернету, книгам, профконсультантам. Чем большей информацией владеет человек о разнообразии мира профессий, тем яснее его представление о выборе.
Личность и профессия
Цели и задачи в работе специалиста
Помощь личности в выборе профессии основывается на следующих пунктах:
- предоставление развернутой информации о мире профессий;
- помощь в анализе предложенной информации и наложении ее на карту способностей и желаний личности;
- оказание моральной поддержки в принятии решения.
Общие рекомендации
Важным залогом успеха является умение ценить такой ресурс, как время. Человеку дан ограниченный промежуток времени на самоопределение, поэтому им нужно грамотно воспользоваться, не размениваясь.
Чтобы не совершить ошибку в выборе, необходимо быть внимательным к следующим нюансам:
понимать разницу между субъективным отношением к носителю профессии и к ней самой;
не стоит брать во внимание лишь внешний антураж профессиональной сферы.
В обществе бытует стереотип, подменяющий истинный образ специалиста свойственным профессии ореолом. Цепляясь за внешние показатели, молодой человек может совершить неверный выбор. Необходимо выбирать деятельность. Образ жизни является лишь производной от деятельности.
В помощь выбирающему профессию созданы многочисленные тесты, основанные на работах Дж. Голланда и Е.А. Климова. Посредством их можно понять, какая сфера подойдет человеку.
Стадии профессионального самоопределения
Самоопределение – часть внутреннего мира личности. Оно вытекает из профессионального ориентирования, но осуществляется только самим человеком. И развиваться профессионально самоопределение начинает с рождения:
- Стадия предигры (до 3 лет). Закладывается база восприятия, речи, ценностей и поведения, которые будут определять дальнейшее отношение к труду.
- Стадия игра (от 3 до 6-8 лет). Дети начинают подражать взрослым и играть «во взрослых»: водители, продавцы, учителя. Это первое знакомство с миром профессий.
- Овладение учебной деятельностью (от 6-8 лет до 11-12 лет). В процессе обучения развивается самоконтроль, самоанализ, способность к планированию.
- Стадия оптации (от 11-12 лет до 14-18 лет). Ситуация характеризуется выбором профессии. Возраст в данном случае играет условную роль, ведь оптантом может стать и взрослый безработный человек.
- Стадия адепта. Возраст разный, ситуация предполагает прохождение профессионального обучения в ВУЗе или техникуме.
- Стадия адаптанта. Возраст разный, но длится стадия от нескольких месяцев до 3 лет. Предполагает начало практической деятельности после получения профессии.
- Стадия интернала. Человек становится полноценным членом профессионального общества, его воспринимают как коллегу, а не как «новичка», «студента».
- Стадия мастера. «Лучший в своем деле». Работник положительно выделяется среди коллег.
- Стадия авторитета. «Лучший среди мастеров», то есть человек поднялся еще на одну ступень и стал лучшим среди лучших.
- Стадия наставника. Высшая ступень развития в любой деятельности. Человек не просто становится лучшим в своем деле, но и способен передавать знания и опыт ученикам.
Таким образом, профессиональное самоопределение не заканчивается на выборе профессии. Человек должен регулярно ориентироваться в мире профессий, оценивать себя и свои успехи, анализировать и рефлексировать, решать вопросы об обучении или смене места работы, а то и специальности.
Что такое профессиональное самоопределение личности
Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин «профессиональное самоопределение» используется как синоним слову «профориентация». Хотя можно провести тонкую грань между этими словами. Когда мы говорим о «профориентации молодежи», молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в «профессиональном самоопределении» явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.
Если вы хотите больше узнать об истории профессионального самоопределения в России, читайте нашу статью «История профориентации в России в инфографике» >> |
В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет
Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного «оттянуть» профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное
В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.
Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик
Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.. 1
Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:
1. Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:
a. Понимание себя: адекватная самооценка своих способностей, учебно-профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание образа «Я» в контексте профессионального самоопределения.b. Ответственность, или «автономность» (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а также нести ответственность за него в дальнейшем.c. Эмоциональный настрой: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и необходимости обучения, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность и переносимость неудач.2. Информированность: получение необходимой для профессионального самоопределения информации из внешних источников. Какие типы информации требуются подростку, желающему выбрать профессию:
a. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов конкретных , их условиях труда и уровне зарплат; знание профнаправлений и отраслей экономики; знание о востребованности профессий сейчас и о профессиях будущего; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда.b. Знание систем образования: осведомленность о высшем и среднем профессиональном образовании в своем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил поступления, сроках и особенностях обучения.c. Отсутствие мифов и заблуждений о выборе профессии: понимание того, что профессиональная траектория изменчива и не выбирается «раз и навсегда», понимание того, что нет профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.
3. Факторы принятия решения: жизненные установки человека, которые влияют на выбор профессии:
a. Выбор образования: сформированность ценностей и склонностей в выборе вуза, колледжа, техникума или другого типа образования, установки на выбор образования по продолжительности обучения и стоимости.b. Согласованность выбора: соответствие мнения человека о выборе профессии с мнением окружения – родителей, друзей, преподавателей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии.c. Определенность выбора: выявленные склонности к конкретной профессии или предпринятые ранее шаги на пути выбора профессии.
Если вы хотите оценить уровень готовности подростка к профессиональному самоопределению,
предложите ему ПРОЙТИ ТЕСТЫ на ВЫБОР ПРОФЕССИИ >>