Почему ребёнок боится чужих людей: помогаем малышу избавиться от чувства страха

Основные причины

Проблему чрезмерного детского плача невозможно решить, не вникая в суть ее происхождения. В некоторых случаях причина может быть весьма серьезной – например, проблемы со здоровьем, вызывающие болевые ощущения. Даже если малыш уже может говорить, он не всегда способен об этом рассказать из-за сильного волнения или боли.

Кроме того, не исключены и другие проблемы, когда ребенок склонен к плачу из-за особенностей своей психики, не вызванных конкретными внешними факторами. Получается, чрезмерно плаксивого ребенка стоит для начала обследовать – возможно, устранять причину должны не родители, а медики.

Я хочу, а мне не дают

Собственно, наиболее распространенная причина плача в сравнительно «большом» возрасте – это стремление окружающими. Дети куда более хитры, чем можно подумать. Они давно заметили, что как только начинают плакать, вокруг них сразу начинают сновать взрослые, стремящиеся во всем угодить малышу. Многие стремятся использовать это в своих личных целях.

Однако не стоит думать, что маленькие манипуляторы не могут разрабатывать целую стратегию – получив отказ, они могут даже притвориться больными, лишь бы родители захотели сделать для них все возможное.

Доказано, что малыши умеют подбирать тон плача таким образом, чтобы он максимально интенсивно воздействовал на окружающих взрослых, а некоторые в сознательном возрасте даже незаметно тренируются перед тем, как что-то попросить. Такой малыш не просто плачет, а буквально закатывается, а уж если вы хоть раз поймали его на том, что он только притворяется – значит, суть проблемы найдена.

Немного реже встречается еще один тип манипуляции – нематериальный

Внимание родителей для ребенка очень важно, он не удовлетворится тем, что вы его кормите, покупаете игрушки и одежду. Он хочет еще и простого общения, эмоционального контакта, причем куда в большей степени, нежели взрослые. Последние, впрочем, могут не испытывать аналогичных чувств лишь потому, что у них много альтернатив – семья, друзья, коллеги, а вот у ребенка есть только родители

Последние, впрочем, могут не испытывать аналогичных чувств лишь потому, что у них много альтернатив – семья, друзья, коллеги, а вот у ребенка есть только родители.

Сложно быть ребенком

Важно также и то, что взрослые уже и не помнят, как это тяжело в моральном плане – быть детьми. Многие не плачут, даже сломав руку или ногу, но ведь каждый может вспомнить, как оглушительно ревел из-за того, что сейчас назвал бы царапиной

Разбив дорогущую любимую машину, вы хватаетесь за голову и подсчитываете колоссальные убытки, но все это происходит без слез. А вспомните, какой утратой в свое время казалась поломка одной обыкновенной игрушки из тех десятков, что у вас были.

Некоторые дети еще более эмоциональны, чем другие в их возрасте. Это может не быть отклонением, просто некоторые люди более эмоциональны – в противовес более спокойным. Такой малыш просто воспринимает все острее – и физическую боль, и душевные переживания.

Заметить это можно по тому, что плачет он не в строго конкретных ситуациях (когда чего-то хочет), а в любых относительно подходящих обстоятельствах. В том числе – тогда, когда многие его ровесники уже совершенно спокойны. Такого ребенка легко определить по общей высокой эмоциональности – он бурно радуется, часто обижается, легко прощает, может быть до глубины расстроен вещами, не стоящими такого внимания.

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Как помочь плаксе?

Психологи говорят, что дети никогда не рыдают по пустякам. А это значит, что родители не должны игнорировать детские слезы. От взрослых требуется понимание, поддержка и помощь.

С детства учите сына (дочь) выражать свои эмоции словами. «Что ты сейчас чувствуешь? Радуешься хорошей погоде?», «Я знаю, что ты расстроен, потому что тебе не купили новую игрушку» – разговаривайте с ребенком, называйте эмоции, которые он чувствует, сами рассказывайте, что вы ощущаете в данный момент.
Когда малыш начинает рыдать, возьмите себя в руки и постарайтесь оставаться спокойными. Это сложно, ведь кроха устраивает истерику, и вам наверняка хочется присоединиться и поплакать вместе. Но такое поведение мамы лишь усугубит ситуацию

В спокойной обстановке малыш быстрее успокоится и расскажет, что с ним случилось.
Когда сын или дочь начинают плакать, попробуйте переключить внимание на что-то интересное. «Давай поиграем с новым конструктором, смотри, сколько всего интересного можно собрать из деталей!» – дети быстро переключаются на интересное занятие и прекращают плакать.
Хвалите малыша за эмоциональность, чаще говорите, какой он добрый и чуткий.
Будьте рядом, когда крохе плохо, и радуйтесь, когда ему хорошо

Малыш должен знать, что близкие люди всегда помогут и поддержат, несмотря ни на что.
Можете придумать систему поощрения, если день прошел без истерик и слез. Не обязательно это должна быть новая игрушка. Например, можно устроить пикник на балконе или собирать на доске почета наклейки.
Пересмотрите свое поведение. Возможно, детские слезы – повод задуматься, что вы делаете что-то не так.

Детский плач может вызывать у родителей раздражение, гнев, агрессию. Но малыши ждут поддержки и помощи от взрослых, поэтому мамам и папам нужно разобраться в причинах детских слез и сделать все возможное, чтобы помочь крохе.

Является ли плач травмой?

В каком- то смысле, да. Безусловно, во время рева ребенок переживает стресс. И во время плача, рева, нытья, истерики мы имеем дело с микротравмой.

Ребенок сталкивается с болью (психической или физической) как следствием столкновения с каким-то явлением реальности жизни: границами, запретами, невыполненными желаниями и т.д. Это мало кому может понравиться. Но! В этом-то есть и польза. Предаваясь плачу, ребенок горюет о том, что не все явления этой жизни ему подвластны и доступны. И оплакивая это, он становится мудрее, учится принимать мир таким, какой он есть — с его законами, порядками и иерархией. Ребенок становится более зрелым.

Спокойно-нейтрально-созерцательное состояние несет мало толчков для развития. Понятия о границах, правилах, иерархии, ограниченности ресурсов, эмоциональная, личностная и интеллектуальная зрелость (да и мудрость вообще) не даются человеку легко. Так, мы начинаем ценить человека, пережив расставание или получив опыт общения с другими, менее приятными людьми; знания приходят после долгих сложных интеллектуальных упражнений. Ощущение ценности какого-либо явления нередко возникает через лишение.

Плача, испытывая дискомфорт, затруднения, стресс ребенок получает микротравму. Но родители могут серьезно усугубить ситуацию, проявив непоследовательность, когда вдруг вновь, после запрета, разрешат ребенку что-то. Ребенок уже оплакивает сужение границ, принимая их. А взрослые идут на попятную, вновь не давая четкой картины мира: можно это или нельзя? И травма становится больше.

Если мы имеем дело с плачем ребенка во имя достижения цели, то тактика взрослого должна предполагать уверенную и однозначную (но не до фанатизма, конечно!) позицию по отношению к тому, что запрещаем. О запрете должно быть сообщено твердо: мимика, тон голоса и сказанные слова не должны допускать двусмысленности. Постарайтесь сохранить нейтральное состояние и отношение к происходящему: не жалейте и не гневайтесь. Можно оставить ребенка в покое, пока он не успокоится. Можно помочь ему: не выходя из нейтрального состояния успокоить его, умыть, дать воды. Но! Не разрешайте ребенку то, из-за чего он затеял скандал, дабы не закрепить этого поведения. Проявите последовательность. А если уж передумали, то проявите гуманность тогда, когда он окончательно успокоится.

Научитесь контролировать эмоции

Чтобы направить свои переживания в нужное русло, подумайте, как использовать их на благо себе и своему ребенку. К примеру, если вы переживаете, что малыш заболеет, приучайте его к здоровому образу жизни и правильному питанию, часто гуляйте на свежем воздухе и найдите хорошего педиатра, с которым можно будет консультировать в случае необходимости.

Если вы сами не можете справиться со своим эмоциями, обратитесь за помощью к психологу. Это особенно необходимо, если:

  • Одни и те же негативные мысли не выходят у вас из головы и мешают спокойно спать и концентрироваться на своих делах.
  • Вы стараетесь всегда держать ребенка в поле зрения и не с кем его не оставляете.
  • Вы постоянно и во всем контролируете ребенка и даете ему слишком много советов и указаний.
  • Вы делаете то, что ребенок и сам в состоянии выполнить.
  • Ребенок растет слишком тревожным и боится многих вещей.

Непонимание со стороны родителей

Очень распространенная причина, почему ребенок плачет – это банальное отсутствие «правильной» реакции от родителей. Практически всегда в этом явлении скрывается какой-то посыл окружающим – его нет разве что в том случае, если вы случайно застали малыша плачущим, а он и не подозревал, что его кто-то может заметить.

Случается так, что неудачные попытки успокоить лишь еще больше провоцируют малыша, но родители этого просто не понимают. Есть несколько распространенных родительских заблуждений, простой отказ от которых в некоторых случаях уже сам по себе способен дать желаемый результат.

Малыши, способные закатывать истерики совершенно без причины, действительно встречаются, но на самом деле их процент сравнительно невелик. Обычно корень зла – в простой разнице отношений к ситуации. Взрослые не плачут почти никогда – для этого необходима по-настоящему весомая причина, таковые случаются достаточно редко. Другое дело – дети.

Кроме того, дети испытывают сильную эмоциональную привязанность к различным вещам. Для них потеря любимой игрушки равноценна трагедии всей жизни, однако это не значит, что ребенок плохой – он просто еще маленький. Он легко расстраивается, но и быстро возвращается в бодрое расположение духа – такова его возрастная особенность. Кричать на него за это или угрожать не нужно, ведь это станет для него еще одной нерешаемой проблемой.

Когда лучше обратиться за помощью

В случае мамы Ани страх нарушает всю жизнь семьи и становится все сильней. Это ненормально, само не исчезнет. Дочери нужна помощь специалиста.

К психологу нужно обратиться в следующих случаях:

Боязнь чужих затрудняет жизнь ребенка и его семьи. Как в случае мамы Ани, ребенок не выходит гулять, его невозможно ни с кем оставить.
Малыш растет, но становится все более нелюдимым. После двух лет желательно проконсультироваться с психологом. После трех лет нужно показаться неврологу и психиатру.
Из-за страха перед чужими ребенок не может находиться в обществе

Общение с другими детьми и взрослыми важно для нормального развития. Если не исправить ситуацию, ребенок превратится в застенчивого подростка и нелюдимого взрослого.
Если после встречи с чужими малыш плохо ест, беспокойно спит.

Подведем итоги. Если ребенок боится чужих людей, родителю нужно:

  1. Успокоиться;
  2. Определить причину происходящего;
  3. Не ухудшать ситуацию неграмотными действиями;
  4. Подумать, нужна ли малышу помощь специалиста.

А вы, уважаемые читатели, как думаете, что делать маме Ане?

Советы психологов по решению проблемы

Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции

В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение

В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием — проигрывание собственных страхов при помощи кукол.

Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка — это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.

Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей — сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ

Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д

Т. Шишова настоятельно рекомендует родителям не отдавать малыша в детский сад, если он психологически еще не готов расстаться с мамой. Это чревато психологическими трудностями и усугублением страхов.

Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).

«Страх хорошо продается»

Мама ищет. И часто – находит нечто пугающее.  Ее дополнительно невротизируют врачи, готовые выписывать анализы, лекарства, процедуры. Потому что, раз уж пациент пришел, его надо лечить.

Масла в огонь добавляют психологи. Сколько уже вышло статей с заголовками: «5 фраз, которые нельзя говорить детям», «10 поступков, которые нанесут ребенку травму» и так далее.

Это звучит отовсюду: будь осторожен, родитель! Шаг вправо, шаг влево, и ты все испортишь! В формировании нашей тревожности большую роль играет информация. Не зря ведь говорят: «меньше знаешь, крепче спишь».

Любопытный факт: когда я опрашивала мам после родов о том, есть ли у детей какие-то проблемы со здоровьем, подавляющее большинство, несколько сотен человек, отвечали «да» и называли, в общем-то, типичные для младенцев вещи – колики, срыгивания и так далее. Это просто этапы развития, но они воспринимаются тяжело, вызывают тревогу. Почва для страхов готова.

Сегодня информации слишком много. И с одной стороны это хорошо – мы предупреждены и вооружены. Например, недавно поисковый отряд «Лиза Алерт» стал активно информировать о том, что дети могут погибнуть в выгребных ямах. Мы можем учесть этот момент, избегать таких ям, закрыть их, следить за своими детьми.

Но иногда новостной фильтр настроен на такой тревожащий контент, что создается ощущение: везде ужас. Помните историю про няню, которая отрезала ребенку голову?

Если вдуматься, статистически это один случай на миллионы, но он прозвучал так ярко, и само по себе это так страшно, что мне до сих пор мамы говорят: боимся нанимать няню, а вдруг что-то случится? Понятно, что риск попасть, например, под машину, гораздо  выше, чем то, что няня отрежет голову, но люди боятся.

Страх хорошо продается. Журналисты это понимают, «происшествие с детьми» — это кликабельно. При этом, конечно, звучат слова о том, что необходимо распространять важную информацию.

Вот только люди по-разному с ней обходятся. Кому-то хоть и страшно, но это длится недолго – вот я проверил все, что могу сделать по этому поводу, исправил и успокоился. А тревожный человек просто не может отвязаться от этих мыслей, вплоть до проблем со здоровьем.

«Тревожность росла с количеством детей»Светлана Соколова, трое детей, 3,7 и 11 лет:
«С третьим сыном я стала гипертревожной, потому что опыта банально больше. Хотя мне кажется, что я очень рациональная. Люблю инструкции и правила, мы в семье стараемся им следовать.
Когда дома появилась двухэтажная кровать, мы сразу договорились, что младший на «второй этаж» не лазает. В итоге средний сын однажды, зацепившись за опору, сорвался с высоты и сломал себе руку.
А младший падал с самоката и тоже ломал руку. После этого я изучила все окрестные дороги, и если знаю, что там выбоины, мы на самокатах не поедем.
Когда дети заболевают, я стараюсь читать о болезни в подробностях. Однажды это помогло спасти жизнь моему младшему сыну: после ветрянки у него начался менингит, и к счастью, я знала, что такие осложнения бывают, мы успели быстро вызвать «скорую».
Чтобы иметь возможность помочь своим детям, я прошла курсы по оказанию первой помощи. И даже в какой-то момент мечтала научиться самостоятельно интубировать – на случай, если будут трудности с дыханием. Муж смеется: ты бы могла!
Тревожусь ли я? Постоянно! Но говорю себе: делай что должно, и будь что будет. Считаю, что бездействовать все равно нельзя».

Категории

АллергологАнестезиолог-реаниматологВенерологГастроэнтерологГематологГенетикГепатологГинекологГомеопатДерматологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский инфекционистДетский кардиологДетский лорДетский неврологДетский нефрологДетский офтальмологДетский психологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский хирургДетский эндокринологДиетологИммунологИнфекционистКардиологКлинический психологКосметологЛогопедЛорМаммологМедицинский юристНаркологНевропатологНейрохирургНефрологНутрициологОнкологОнкоурологОртопед-травматологОфтальмологПаразитологПедиатрПластический хирургПроктологПсихиатрПсихологПульмонологРевматологРентгенологРепродуктологСексолог-АндрологСтоматологТерапевтТрихологУрологФармацевтФизиотерапевтФитотерапевтФлебологФтизиатрХирургЭндокринолог

Почему дети плачут?

И первое, что приходит на ум, у ребенка пока еще недостаточно слов для выражения тех переживаний, которые его переполняют. От невозможности высказать, от несформированности словарного запаса, от переполняющих его чувств, эмоций он и заливается ревом. И мы понимаем, что чем меньше ребенок, чем чаще он будет пользоваться плачем как средством коммуникации. С взрослением, развитием эмоций, интеллекта и речи он научится пользоваться иными средствами для достижения своих целей.

Плач детей первого года жизни нередко заменяет речь и сообщает о

физиологической потребности (голод, жажда, мокрые штанишки и т.п.);
социальной потребности (потребность в общении, желание получать внимание и т.д.);
боли (следствие болезни, физического дискомфорта или травмы);
истощении эмоционального состояния (устал, хочет спать),
обиде (не дали запретный плод, мама не взяла на руки).

Становясь старше, ребенок начинает использовать плач как инструмент для достижения своей цели. Он постепенно понимает, что если начать настаивать на своем с использованием этого незамысловатого инструмента, цель может быть достигнута быстрее. И здесь мы уже имеем дело с плачем-манипуляцией.

Проанализировав все эти причины детского плача, будем помнить, что разразиться ревом он может по одной причине, но и в совокупности несколько причин могут дать подобную эмоциональную реакцию.

Итак, у детского плача есть несколько функций:

  • плач как средство достижения цели;
  • плач как способ снятия психоэмоционального напряжения;
  • плач как призыв о помощи.

Соответственно, родители, педагоги и близкие должны различать мотив каждого конкретного детского вопля. И в соответствии с этими мотивами и должна быть выбрана стратегия родительского поведения.

Видео: 5 способов побороть страх

Взросление ребенка неизбежно связано с возникновением определенных страхов. Некоторые из них являются признаком нормального развития, своего рода адаптационными этапами. В раннем возрасте у малышей часто возникает боязнь посторонних, которая является вполне обоснованной. Эту особенность поведения ребенку под силу преодолеть при помощи родителей, хотя иногда излишняя стеснительность и боязнь общаться с незнакомыми людьми остается у человека на всю жизнь. Как бы то ни было, нужно принимать своего малыша таким, каким он есть, ни в коем случае не сравнивая его с другими, более раскованными сверстниками.

Психологические причины

Нередко привычка плакать имеет и исключительно психологический подтекст. Многие родители жалуются, что ребенок плачет, когда просыпается, а причина-то обычно элементарна – малышу приснился страшный сон. В таких случаях малыш часто во сне, но не просыпается.

Если плач по ночам носит регулярный характер, стоит обратиться к психологу, потому что постоянные кошмары – это тоже огромная проблема. Не исключена, кстати, и вероятность различных болевых ощущений или дискомфорта, но о том, что сначала нужно обследоваться у врачей, упоминалось еще в начале.

Дети способны плакать также из-за низкой самооценки. Это обычно касается тех детей, которые уже достигли довольно высокого мыслительного уровня (в частности – школьников). Они уже могут сравнивать себя с другими детьми. Если им кажется, что они где-то явно проигрывают сверстникам, это может стать настоящей личной трагедией.

Что интересно – некоторые могут жалеть даже не столько себя, сколько своих родителей, которым якобы не повезло с ребенком. А мамы и папы еще и нередко подогревают такую точку зрения, постоянно сетуя – хоть бы и на ту же плаксивость чада (именно в такой формулировке). При этом типичная детская эмоциональность лишь усугубляет проблему, совершенно закрывая от маленького страдальца ту очевидную истину, что у него наверняка есть и какие-то положительные стороны. Даже если его самокритика достаточно объективна – не говоря уж о том, что многие собственные недостатки можно исправить своими силами.

Частой причиной постоянного детского плача является нездоровая атмосфера в семье. К сожалению, в наши дни найдется не так уж много семей, где действительно царили бы взаимная любовь и дружба, хотя бы уважение. Напротив – совершенно типичным явлением являются постоянные ссоры, и хорошо еще, если взрослые ссорятся строго между собой, действительно стараясь ограждать детей от своих дрязг.

На самом же деле – малыши все равно не могут не заметить, что дома что-то происходит неправильно, а зачастую мама с папой еще и срывают злость на них, что приводит к большому количеству стрессов. Во-первых, лучший метод выброса негатива – это плач, поэтому все закономерно. Во-вторых, стресс способен настолько расшатать и без того не самую устойчивую детскую психику, что впору говорить о ее нарушениях, сформировавшихся под воздействием неспокойной обстановки дома. Если малыш вздрагивает и плачет – это уже признак серьезности происходящего, запущенности ситуации и его элементарной неуверенности в себе и своем будущем.

Однако негативная ситуация может сложиться не только дома, но и в другом кругу общения – в детском саду, школе, на улице. Большинству детей навыки гуманизма несколько чужды, они пока не понимают, насколько сильно могут обидеть другого человека, поэтому любят задирать более слабого – или того, кто кажется им неправильным.

Проблема особенно усугубляется в том случае, если страдающий от подобных выходок ребенок почему-то лишен навыков социального общения и либо вообще не имеет друзей, либо их (по сравнению с условными врагами) крайне мало. В результате получается явный перекос картины мира, возможно снижение самооценки (что, как уже говорилось, также может быть причиной ), а очередная обида способна заставить такого малыша расплакаться, что лишь даст обидчикам еще один повод уличить его в слабости.

Чего нельзя делать?

В стремлении отучить ребенка плакать по любому поводу преобладающее большинство родителей прибегает к методам, которые, возможно, и заткнут малышу рот, но могут привести к возникновению еще более серьезных проблем. Советы любого адекватного психолога в данной ситуации включают строжайший запрет на определенные типы поведения, которые использует типичный современный взрослый:

Крики, угрозы, а особенно – физическое насилие

Даже если вы понимаете, что ребенок плачет лишь для того, чтобы что-нибудь выпросить, непедагогично повышать голос или грозиться отдать малыша «вон тому дяде», а физическая расправа в любом виде категорически запрещена.

Для маленького (пусть и капризного) ребенка вы являетесь единственной защитой и опорой, даже если он в ярости может вслух пожелать себе других родителей. Представив себя ему в виде опасности, вы рискуете навсегда потерять с ним контакт.

Безразличие

Вне зависимости от того, плачет ребенок по обоснованной (хотя бы для него) причине или же просто притворяется, недопустимо делать вид, что ничего не происходит. Во-первых, если проблема реально существует, вы никак не помогаете ее решить, а у маленького ребенка слишком мало собственных ресурсов для того, чтобы решать проблемы самостоятельно.

Во-вторых, у малыша может сформироваться мнение о том, что он никому не нужен – и согласитесь, отчасти-то он, получается, прав. Это может привести либо к замкнутости и охлаждению отношений с родителями, либо к снижению самооценки, тогда как оба результата в итоге ведут все к тем же слезам, а то и к куда более глобальным проблемам.

Констатация недопустимости плача вообще

В этом случае обычно подразумевается, что в нынешних условиях ни одна причина даже теоретически не может служить достаточным основанием для того, чтобы плакать. «Ты уже взрослый», «ты же мужчина» – это не требования быть взрослым или мужчиной, а четкий приказ быть железным. Таковыми даже взрослые бывают редко, а дети – тем более, но они, услышав такую аргументацию, изо всех сил будут стараться не плакать.

Не хочется ни родителей подвести, ни себя показать с якобы худшей стороны, даже если причина – уважительная. Как итог – невозможность выбросить стресс, накопление которого в организме приведет к нервному срыву. Ребенок должен самостоятельно дойти до того, что большинство проблем не стоит слез, и бросаться названными фразами можно разве что тогда, когда ребенку уже хотя бы восемь лет.

Исполнять совершенно любые желания плачущего ребенка

Если вы видите, что истерика происходит целенаправленно, в попытке диктовать свои правила, не вздумайте принимать условия маленького террориста, даже если это кажется самым простым способом добиться тишины.

Во-первых, один раз показав ребенку способ влиять на вас, вы уже никогда не сможете его остановить или эффективно влиять на него. Во-вторых, зная, что это сработает, малыш разбалуется и не будет даже задумываться над тем, что для исполнения собственных желаний иногда нужно что-то сделать или отдать взамен.

Совершенно очевидно, что такая схема не будет работать нигде, кроме родительского дома, но повзрослевшему ребенку будет крайне сложно перестроиться и научиться добиваться нужного результата от посторонних людей, которые с легкостью могут сказать «нет».

2 ответа

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса.Также не забывайте благодарить врачей.

Игловикова Елена Николаевнапсихолог 2018-06-06 08:14

Здравствуйте, Елена!
Если будете смотреть, кто как скажет и подумает из родни, то так и будете плакать без конца. Проявите разумный эгоизм, он Вам сейчас нужен для Вашего здоровья. Езжайте без мужа в санаторий и подлечитесь, отдохните чуть-чуть. Возьмите хотя бы недельный отпуск, не гнобите себя. Сходите в кино, музей, театр одна, если другие родные не могут с Вами. Побалуйте себя. Успеете еще побыть матерью Терезой, это тоже нужно, но не в ущерб себе. Вы здоровая нужна, чтобы помогать родным. А болеть будете и худеть — родные только переживать будут за Вас.
Здоровья Вам!

Елена 2018-06-06 09:10

Спасибо за ваш быстрый ответ и поддержку.

Как перестать беспокоиться

Для того, чтобы свести к минимуму ваши тревожные мысли о собственном ребенке, нужно осознать несколько важных вещей.

Дети изначально имеют очень сильный настрой на благополучие. С самого рождения они обладают крепкой связью со своим Источником (Внутренней Сущностью). Они пришли в этот мир, как собственно и мы, жить и получать удовольствие от жизни.

Но если мы уже порядком забыли об этом, то они – нет. И потому они всегда естественным образом (иначе говоря, инстинктивно) стремятся к благу – здоровью, радости, хорошему настроению. Именно поэтому они, если и расстраиваются, то ненадолго, если болеют – то восстанавливаются очень быстро и относятся к болезни легко.

У них очень сильный естественный настрой на благополучие. И только окружение ребенка, которое давно забыло, зачем мы здесь и утратило связь с Источником внутри себя, которое считает мир полным опасностей, а детей – беззащитными перед проблемами этого мира, своими страхами и беспокойством «сбивает настрой» ребенка на благо.

Он буквально впитывает негативные мысли и ощущения страха мамы и папы, и начинает притягивать все больше неприятного в свою реальность. Если бы детей не сбивали настроения и мысли окружающих, далекие от гармонии, дети были бы здоровы и прекрасно себя чувствовали.

Поэтому, как только осознаете, что беспокоитесь, думаете о чем-то неприятном про ребенка – старайтесь перевести внимание на другую тему, приятную для вас. Старайтесь отвлечься на что-то приятное, для того, чтобы ощутить улучшение эмоций

Избегайте мыслей о том, что изначально вызывало ваше беспокойство – не притягивайте еще больше неприятного.

Поначалу вам может показаться это сложным. Но с практикой, вы станете все меньше внимания уделять беспокойным мыслям и страхам, потому что к вам придет осознание их бесполезности.

Помните, чем больше вы будете думать о благе ребенка, представлять его здоровым, благополучным – вы тем самым позволите ему вернуться к естественному состоянию блага. При этом ваше настроение также улучшится.

Кроме этого, улучшатся и ваши отношения с ребенком. Ведь рядом с вами он будет чувствовать себя комфортно и радостно, благодаря вашим гармоничным мыслям о нем.

Что не нужно делать?

Психологи советуют родителям четко следовать рекомендациям, если ребенок постоянно плачет. Чего делать нельзя?

Кричать, ругаться, применять физическую силу. «Если не прекратишь реветь, поставлю в угол!», «Немедленно замолчи, сколько можно рыдать?», «Сейчас тебя заберет полицейский, если не успокоишься» – как часто мы слышим подобные фразы от родителей, когда их дети начинают плакать. Когда мы говорим такое плачущему малышу, то сами становимся агрессивными манипуляторами. Кроха не перестанет плакать, но затаит обиду на родителей, замкнется и перестанет им доверять.

Игнорировать детские слезы. Такое поведение похоже на то, как малыши прячутся под стулом и говорят, что они в домике. Проблему нужно решать, а не делать вид, что ничего не произошло. Запрещать выплескивать эмоции. Каждому человеку нужно избавляться от негативных эмоций, которые могут отравлять жизнь, если оставить их глубоко внутри. Кто-то бегает, прыгает, кричит, а кому-то нужно поплакать.

Выполнять все требования, которые выдвигает ребенок в попытке манипулировать с помощью слез.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: