Занятия, направленные на выявление самими учащимися в себе склонности и риска стать наркозависимой личностью

Кустарная реальность

Каждый в своей голове носит персональную реальность и почти каждый уверен, что этот его самопальный спектакль и есть единственная жизнь. Психика – словно комната кривых зеркал, в центре которой располагается наивный зритель, убежденный, что глядя в зеркала, он смотрит куда-то во вне – в «объективный мир». Именно эта убежденность и порождает почти все возможные «внешние» и внутренние конфликты. Каждый уверен, что его субъективный мир – настоящий, потому и доказывает упорно свою правоту – то бишь реализм своего персонального кинотеатра, где ему показывают «жизнь».

Ум обывателя – это такой психический противогаз, обороняющий от реальности, где прозрачные стекла для зрения подменены на два кривых зеркальца. Субъективная реальность, расположенная в таком уме – словно «карта» жизни, претендующая на то, что она и есть сама жизнь. Карта – недостоверная, как если бы художник стремился не столько к точности передачи, сколько выражал собственные желания и страхи.

Субъективная реальность позиционирует себя объективной. Даже, когда человек «честно» признает, что его знания ограничены, в глубине души он все равно уверен, что выходит на контакт с объективным миром, который ему известен и понятен. На деле мы просто проецируем законы своей маленькой реальности на молчаливый «экран» (объективной) жизни.

В итоге все мы наивно уверены, что в жизни все должно быть именно так, как и описывает наша субъективность. Приписываем миру законы, которых в нем нет, и упорно ждем их исполнения. Чем больше представлений о том, как все должно быть, тем сильней расхождение между субъективным и объективным. Градус этого расхождения соответствует насыщенности и сочности нашего самообмана.

Как бы мы себя ни дурачили, как бы ни настаивали на собственной правоте, в этом конфликте между субъективным и объективным победителем всегда остается безжалостная, холодная к нашим чувствам, объективная реальность. Субъективное в лучшем случае может стать живым отражением объективности. В иных случаях субъективное либо ломается, либо продолжает прятаться от прямого контакта с правдой, гордо настаивая на собственной истинности. В запущенных случаях от правды прячутся в специально отведенных для этого местах под наблюдением лечащего врача.

Субъективная реальность — простой пример

Проще всего понять это на простом примере. Предположим, на дороге лежит крупная купюра.

Существует три человека с разными субъективными реальностями, но в каждой из них купюра лежит и эти три человека её замечают. Существует еще пять человек с другими субъективными  реальностями, но в их реальностях купюры нет — по разным причинам. А потому посмотрим на тех троих.
В реальности одного есть убеждение — поднимать деньги нельзя, иначе быть потере. Человек долго думает, но решается поднять. Через день ему присылают счет на сумму, чуть больше той, что он поднял. Происходит подтверждение принципа, который существует в его реальности.
Второй человек твёрдо верит, что Вселенная послала ему эту сумму под ногами не просто так — он должен её кому-то передать, помочь. Он поднимает деньги, и отправляет их на благотворительность. Позже никакого счета на найденную сумму и иных негативных последствий у него нет. Его реальность не подразумевает «расплаты».
Что же с третьим? Он видит деньги, но колеблется. Потому что знает, что поднимать вроде бы плохо, но при этом четко понимает, что можно поднять и отдать на благо другого.  Но его нерешительность берет верх. Он не понимает и уходит. А на следующий день получает штраф ровно на ту сумму, что лежала под ногами вчера. Его реальность учит его — слушать себя и принимать решения.

Каждый получает от неё уроки и подтверждения. И каждый, читая одну и ту же фразу, может воспринимать её по своему. Мало того, наша субъективная, персональная, реальность тоже меняется. Именно поэтому мы развиваемся. И то, что месяц назад мы не могли понять, теперь становится очевидным. Потому что наш опыт заставляет нас менять поведение, меняются установки, меняются знания и, как следствие, меняется реальность. Мы меняем реальность, а она в свою очередь меняет нас. Это взаимодополняемый процесс.

Могут ли субъективные реальности человека пересекаться? Безусловно. Они пересекаются не только внутри одной, конкретно вашей, реальности — ведь существуют ещё и параллельные реальности каждого конкретного существования. Но также ваши реальности могут пересекаться с другими реальностями других людей. В противном случае, мы вряд ли понимали бы друг друга. Чем больше «базовых установок» реальности совпадает, тем больше совместимость людей. Однако, полного совпадения реальностей практически невозможно, да и не нужно, достигать.

Отчасти, эта тема перекликается с темой Своего Пути. Но только Свой Путь — понятие чуть более узкое, чем Своя Реальность. Реальность более наполнена и менее очевидна. Более тонко организована. И имеет некоторые законы, по которым всё в ней существует.

Можно назвать эту реальность персональной картиной мира. И если раньше системе миропорядка было выгодно, чтобы субъективные реальности разных людей совпадали по максимуму, то мы и ходили строем в партию, верили в коммунизм и уверенно шагали в светлое будущее. Сейчас эта программа отработана. Ныне система миропорядка претерпевает большие изменения на всех уровнях и слоях — от тонких энергетических до грубых физических. И именно поэтому сейчас всё меньшее число реальностей совпадают больше, чем на половину.

Реальности могут быть очень похожими, но всё-таки неизбежно будут небольшие отличия. С виду все эти скутеры похожи, однако, если присмотреться, между ними все-таки есть отличия…

А потому принципы «не судите, да не судимы будете» и «что посеешь, то и пожнёшь» начинают работать особенно активно — нас учат принимать разные реальности (как свои, так и чужие) спокойно и уважительно. Именно потому не стоит тратить свою энергию, доказывая что-то кому-либо. Потому что, во-первых, это бесполезно — если человек находится в иной реальности, слишком сильно отличающейся от вашей, он просто не «услышит» вас; а во-вторых, потери энергии в процессе доказательных споров, как правило, очень значительны: вы не только «тратите» себя, вы «давите» другого человека, низвергаете ресурсы ситуации и в целом снижаете потенциал той реальности, что образуется при вашем взаимодействии.

Признав наличие разных реальностей, а также существование своей собственной субъективной реальности, мы получаем возможность взаимодействовать с ней, а иногда и воздействовать на неё — свою собственную реальность.

Каждый человек имеет право на личное мнение и собственное суждение. На свою собственную реальность, где деньги могут лежать под ногами или же они в принципе не могут там валяться…

«Everything in Its Right Place»

Объективная реальность – ни плохая, ни хорошая, ни правильная, ни неправильная. Но в каком-то вполне реалистичном смысле в жизни все уже на своих местах и должно происходить именно так, как уже происходит, потому что подчинено естественным, реальным закономерностям.

То, что происходит – это единственно возможный вариант жизни «здесь и сейчас». Но мы с этим не согласны, потому что слишком много «знаем». Мы знаем, что должен быть мир во всем мире, счастье, гармония, человечность, знаем, кто «прав», а кто ошибается, кого казнить, кого миловать. Короче говоря, мы убеждены, что Бог неправ и должен все сделать по нашему.

Мы хотим, чтобы внешняя реальность послушно имитировала и воссоздавала субъективную. К этому капризному требованию можно свести подавляющую часть всех неврозов. Единственный способ жить хотя бы относительно здоровой жизнью – это максимальный реализм. Здоровая психика не опирается на идеалы. Она не требует от жизни лучшего, а опираясь на объективные закономерности, пользуется реальными данными. Ум при этом не спорит с судьбой, не сетует на несправедливость жизни, а внимательно ее изучает. Концепции и убеждения здорового ума – это максимально приближенное выражение реальности.

Работа психолога в том и заключается, чтобы мир клиента по обе стороны от черты, разделяющей на внешнее и внутреннее, пришел в соответствие и перестал конфликтовать. Проще говоря, все, что мне приходится на консультациях делать, сводится к «психологической» приборке, где мусор заблуждений выметается, а реалистичные грезы начинают складываться в цельный, устойчивый узор, на который личность клиента может более-менее уверенно опираться.

Процесс этот непростой и в каждом индивидуальном случае спонтанен. Иногда выливается в глубокие философские дискуссии, иногда в прямое озвучивание правды, как я ее со своей субъективной колокольни вижу. Разумеется, тыкать носом в «правду», когда ее не желают слышать, нет никакого смысла. Тем более, что и сам я могу запросто заблуждаться. Поэтому консультации – это не проповеди, а совместное исследование. В любом случае окучивать мировоззрение клиента приходится терпеливо и бережно.

Вот так и живем. Смотрим на мир и не замечаем, как он непрерывно обретает все свои черты в наших мыслях. Они – невидимые, неосязаемые, неуловимые. Их словно нет вообще. И в то же время мысли – самая сердцевина всех наших знаний о жизни. Задумайтесь… В этом «несуществующем» интимном потоке мы находим и себя и все-все, что может быть названо и озвучено. Задумчивость – наше постоянное состояние. На progressman.ru этой теме посвящен ряд статей под тегом «мысли».

Насколько мне известно, наука не знает, как мышление устроено. То есть, конечно, разные умные теории есть, но все они больше похожи на попытки трактовать вкус кофе по узору кофейной гущи на дне пустой чашки. Даже логически понятно, что при помощи мыслительного аппарата (которым и оперирует ученый ум) саму природу мысли не понять. Это – как если бы программное обеспечение пыталось познать своего программиста.

Логика подсказывает, что по-настоящему природу мышления можно постичь исключительно в индивидуальном порядке при помощи личного психического оснащения. Но выразить это понимание на словах – то есть при помощи тех же мыслей, не получится. В лучшем случае это будут все те же умные, или красивые потуги на уровне поверхностной логики.

Игорь Саторин

P.S.
На этом цикл статей о субъективном и объективном завершается. Начал его, когда хотел рассказать о том, как идеалы проникают в отношения. В итоге акцент с отношений сместился на идеальное, выдуманное, и темы пришлось разделить. В ближайшее время вероятно таки вернусь к теме отношений.

Подражание

Звезды шоу-бизнеса, которых молодые люди считают кумирами, не стесняются рассказывать об употреблении допинга. Дело даже не в голливудских знаменитостях. Отечественные рэп-исполнители восторженно поют о наркотиках, эксплуатируя образ опасных и уверенных в себе парней. Создается определенный культ. Если ты популярен, успешен и умеешь зарабатывать деньги, значит твоя жизнь состоит из круглосуточных тусовок, где алкоголь и наркотики играют главенствующую роль. Этот wow-эффект закрепляет в юношеском сознании красивую картинку, которой так не хватает в обыденной жизни.

Гуф, Скриптонит, Элджей — это герои современной молодежи, которые свободно популяризируют тему наркотиков. Подростки не отличают реальность от красочной бравады, которая существует только в фантазиях. Причины подростковой наркозависимости часто кроются в желании быть похожим на своего кумира. В фильмах про гангстеров и бандитов тема наркомании является основополагающим моментом. Через призму художественного вымысла преступный мир выглядит привлекательным, хотя на самом деле, ни в американских, ни в российских тюрьмах нет никакой романтики. А наркоманы это не крутые парни в роскошных тачках, а глубоко несчастные люди.

Как защититься от наркомании

Снизить риски можно только через личную ответственность. Когда дело касается ребенка, профилактическими мерами обязаны заниматься родители или опекуны

Важно создать теплые и доверительные отношения. Взрослые должны привить малышу критическое восприятие реальности и осознанность

Самая сильная защита против наркомании — это душевное равновесие и правильные жизненные ориентиры. Никаких гарантий не существует, ведь причин, провоцирующих наркотическую зависимость великое множество. Никто не знает, откуда придет беда.

Если человек все же “подсел” на наркотики, следует сразу обратиться к врачу. Чтобы разобраться в чем проблема наркомании конкретного человека, нужна работа профессионального психотерапевта. Зависимость от психоактивных веществ формируется не только на физическом уровне. Основная проблема кроется в психологии. Физическая тяга к наркотикам устраняется довольно быстро, а вот нарушения духовного плана требуют колоссальной работы. Чтобы преодолеть наркотическую зависимость, нужно пройти полный курс реабилитации.

Особенности субъективной реальности

Реальность, которая окружает человека, весьма сложна и многообразна. Жизненное пространство формируется с помощью множества факторов, элементов, явлений и событий. Это происходит в каждый момент существования индивида в нем.

Данное многообразие часто сложно увидеть, понять и объяснить одному человеку. Это обусловлено тем, что объективное отражение обладает определенными ограничениями. При этом люди часто формируют интерпретации на основе своих целей, ценностей, потребностей, мотивов, жизненного опыта.

Большое воздействие на поведение способно оказывать представление индивида об окружающем мире. Об этом говорят психологи во всех исследовательских школах и направлениях, отмечая, что человек реагирует не на действительность как таковую, а на собственную интерпретацию этой действительности. Реальность окружает людей, при этом ее понимание формируется в их умах. Представление о реальности ученые обозначают термином «субъективная реальность».

Замечание 1

Поведение человека в значительной степени связано с той картиной мира, которая создана в его сознании. Иначе говоря, индивидуальное своеобразие поведения и переживаний представляют собой, прежде всего, своеобразие методов отражения и искажения индивидом объективной реальности.

Человек способен раскрываться как индивидуальность в «самобытном авторском “прочтении” социальных норм жизни. Это происходит, когда он вырабатывает собственный, сугубо индивидуальный (уникальный и неповторимый) способ жизни, свое мировоззрение и следует голосу собственной совести. Становление осуществляется в индивидуализации душевной жизни, которая складывается в подсознании.

Описание субъективной реальности

Субъективная реальность всегда связана с нашим Я. Лишь в патологических случаях у людей появляется отстраненность или ощущение чуждости Я и субъективной реальности. С точки зрения эволюционного подхода субъективную реальность считают первой формой виртуальной реальности, которая послужила основанием для развития прогнозирования, планирования и т.д.

Существенные данные по этому вопросу дали предсмертные переживания. К примеру, психиатр Литвак, на основе собственного опыта пребывания в коме и других случаев клинической смерти описал фазы регресса и восстановления психики.

Позднее, с развитием антропогенеза человека происходило качественное изменение субъективной реальности. А с качественным изменением появился и сознание и язык. Т.е изучение нашего сознания дало толчок развитию нашего понимания реальности.

В результате разработки эволюционного подхода получилось, что способность управлять информацией является не чем иным, как способностью управлять ее носителем. При таком подходе субъективная реальность является информационной реальностью.

Один из взглядов на реальность подобен взгляду создателей фильма матрица. В этом случае вы просто свой субъективный опыт переносите в более широкую объективную структуру. В таком понимании кроме ограниченной части, существует еще и внешняя объективная вселенная, которая реальна. К примеру, как лампа которая направлена на определенный объект. Вы его видите очень четко, но за пределами света этой лампы тоже что-то существует. И может даже больше, чем в ее свете.

А в действительно субъективной реальности нет ничего вне вашего сознания. Все идет оттуда и начинается и заканчивается им. Допустим, мы бы задали вам вопрос: Если на Луне случится взрыв, но никто его не услышит, будет ли в этом случае существовать звук?  С объективной точки зрения вы можете сказать “да” или “нет”, в зависимости от ваших взглядов на квантовую физику. Однако, если вы верите в субъективную реальность, такой вопрос не подходит, потому что Вы бы ответили, что вне вашего сознания нет Луны.  И даже космос не существует. Если вас там нет, чтобы это увидеть,  -это не существует.

В этой парадигме Вы не тело с разумом, вы сознание. И физическая вселенная находится в Вас. Получается что мысль, имеет творческий и одновременно созидательный элемент. А вселенная похожа скорее на гигантский процессор, который превращает ваши мысли в реальность. Там, где нет мысли, где нет вас в данный момент, вы не контролируете происходящее и не думаете о нем, там нет физического существования. Если мысль не существует, ее физическое проявление также не существует в данный момент.

Существует разница между субъективной реальностью и солипсизмом(признанием собственно сознания как единственной настоящей реальности). Допустим вы спите. И все что происходит во сне вам кажется. Вы знаете что-то, что происходит во сне вам не повредит никак. Вы можете делать какие-то вещи для опыта, знания. Но осознаете что на реальность это не влияет. Солипсизм признает вас вашим же персонажем, и ваша персона каким-то образом создает другие персонажи как проекцию себя.

Субъективная реальность-это как осознанное сновидение во время бодрствования.

Желание уйти от реальности

Львиная доля будущих наркоманов желает именно этого. Им хочется уничтожить реальность и создать собственный мир. Этот пункт сопровождает все психологические причины наркозависимости, которые перечислены в нашем списке. Любой наркоман может рассказать о том, что во время приема наркотиков он уходит в другие измерения. Окружающий мир перестает существовать и наступает абсолютное блаженство. Только упомянуть про предстоящие ломки, психические нарушения, проблемы с законом, подорванное здоровье, разбитые мечты и разрушенные судьбы, как правило, забывает. Безусловно, уйти от реальности с помощью наркотиков можно. Также с их помощью можно совершать преступления и спускаться на дно социальной лестницы.

Виды реальности

Их существует несколько. Различают два основных вида реальности:

  1. Объективная, под которой понимается все материальное, что окружает нас. Это все существует независимо от сознания человека, но отображаемое им.
  2. Субъективная – восприятие реальности индивидом. Этот вид реальности – осознаваемые человеком его психические состояния, которые удостоверяют факт существования объективного мира.

https://youtube.com/watch?v=zjO2r4k_kRo

Объективная реальность

Окружающее воспринимается нами как то, что есть, существует на самом деле, действительность чего не требует доказательств. При этом психология гласит, что разум человека не способен вне себя рассматривать и воспринимать что-либо объективно. Он может посредством ощущений формировать впечатления, фиксировать сходства, различия, выводить закономерности, но не всегда может определить источник этих впечатлений. Восприятие окружающего материального мира – проекция сознания.

Философия различает объективную реальность и действительность. Если же не брать в расчет индивидуальное восприятие каждым индивидом окружающего мира, они совпадают. Например, мы видим одноэтажный дом белого цвета с покатой крышей. Если мы спросим у других людей, проходящих мимо, видят ли они его, они ответят, что видят, и назовут те же его характеристики: белый одноэтажный дом с покатой крышей. Это и есть доказательство действительности объективной реальности.

Субъективная реальность

Она представляет собой целостную систему убеждений, где первичными выступают осознанность и сознание. Субъективная реальность – пространство, в котором существует мир в восприятии человека. Субъективный мир не содержит ничего, кроме сознания индивида. Это целостность индивидуального восприятия через призму собственного опыта человека, его навыков, знаний.

Говоря еще проще, это то, как каждый из нас видит окружающий мир, что в философии известно как субъективизм. Учитывая это, и зарождается спор о действительности объективной реальности. Многие окружающие явления, объекты, предметы существуют в нашем сознании лишь благодаря человеку, тому, что он о них знает, замечает их. Например, что есть сам по себе горизонт, если человек не видел его?

Как стать объективным

Может ли объективность быть абсолютной? Нет, каждый человек в трезвом уме, ясном сознании и вменяемом состоянии не может быть совершенно объективным. Если мы находимся в сознании, то анализ любого события тесно связан с личным отношением.

Можно ли быть совершенно объективным

Наше мировоззрение, система ценностей, убеждения не могут пропустить что-то в первичном (истинном) виде. Отсюда и пошло выражение «Истина субъективна». Однако мы можем максимально развить способность непредвзято оценивать действительность. Именно это помогает психологам, медикам, учителям, судьям выполнять свою работу. Под объективностью обычно понимают способность человека отстраниться от ситуации, посмотреть на нее со стороны, с точки зрения наблюдателя.

Получая информацию, мы невольно вычленяем из нее то, что интересно нам в рамках личных убеждений, установок

Как же быть объективным? Обращать внимание на факты, цифры, даты, первоисточники и т.д. Например, кто-то говорит: «Он ехал с большой скоростью». Это субъективное мнение

Другой человек относительно той же ситуации говорит: «Он ехал 90 км/ч». Это объективное мнение. Для кого-то такая скорость быстрая, для кого-то медленная, а для кого-то нормальная. Но по факту это просто 90 км/час. Любое событие и любой факт нейтрален до тех пор, пока мы не пропустим его через свою систему ценностей

Это субъективное мнение. Другой человек относительно той же ситуации говорит: «Он ехал 90 км/ч». Это объективное мнение. Для кого-то такая скорость быстрая, для кого-то медленная, а для кого-то нормальная. Но по факту это просто 90 км/час. Любое событие и любой факт нейтрален до тех пор, пока мы не пропустим его через свою систему ценностей.

Как быть объективным

Таким образом, чтобы быть объективным, нужно:

  1. Собрать как можно больше разных мнений. Помните, о чем мы говорили в разделе по философии?
  2. Найти первоисточник и проанализировать его.
  3. Дать себе время на осмысление. Когда эмоции утихнут, а информация усвоится, еще раз взглянуть на проблему.

Это универсальный план для любой ситуации, в которой нужно быть объективным.

Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо

Сторонники биографического метода придавали решающее значение связям творчества писателя с его судьбой и личностью. Данный подход впервые был применен Ш. О. Сент-Бёвом, французским критиком.

Биографический опыт, жизненное поведение тем или иным образом стимулирует и направляет деятельность писателя. Как сказал Г. О. Винокур, стилистические формы поэзии одновременно являются стилистическими формами личной жизни самого поэта. Подобные мысли неоднократно были выражены и писателями и поэтами. В. А. Жуковский утверждал, что жизнь и поэзия — это одно.

Автор, наличествующий в произведении, не является тождественным облику реального автора. Часто встречаются достаточно серьезные несоответствия и расхождения между бытовым поведением автора и художнической субъективностью. Например, К. Н. Батюшков, рисовавший себя в своих произведениях эпикурейцем и страстным любовником, в реальности был болезненным и неуверенным в себе человеком.

Одновременно с этим облик реального автора и образ автора в произведении всегда связаны друг с другом. С. Л. Франк, известный русский философ считал, что основу художественного творчества составляет духовный опыт автора. Его мнение разделяли А. А. Ахматова и В. Ф. Ходасевич, а также Б. Л. Пастернак, который считал, что существо гения основано на опыте реальной биографии.

Это является наиболее оптимальным вариантом отношения реального автора к собственной художественной деятельности. В современной гуманитарной сфере часто используется такой термин, как ответственность. Художник несет двоякую ответственность: перед искусством и перед жизнью.

Автор всегда причастен к реальности внехудожественной, и участие в ней он понимает не своими произведениями. По словам М. М. Бахтина, ему нужен предмет, не выдуманный, а найденный герой

Автору важно обладать художественной добротой, чувствовать другое сознание, так как литературное произведение осуществляется именно в ценностном контексте. По мнению ученого, причастность автора к реальной жизни составляет сферу его ответственности

Окружение

“Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты”, — гласит народная мудрость. Человек, который вырос в неблагополучной семье, с рождения находится в группе риска. Причины возникновения зависимости заключаются в толерантности по отношению к наркотикам и алкоголю. Постоянное общение с людьми, употребляющими психотропные препараты, становится частью обычной жизни.

Представители интеллигенции тоже не застрахованы от дурной компании. Дети богатых родителей часто становятся мишенью для опытных наркоманов, ведь за их счет можно поживиться. Схема проста — человека подсаживают на наркотики и вытягивают из него все до последней копейки.

Объективное и субъективное в литературе. Понятие биографического автора

Субъективность и объективность в литературе изучается с двух сторон – со стороны читателя и со стороны автора произведения. Понятие объективного означает то, что существует независимо от субъекта и считается всеобщим и общепринятым. Поэтому, когда подразумевается объективность в контексте произведения литературы, то речь идет о произведении независимо от читателя, об авторской позиции, его идеях и мыслях, которые также не зависят от личности читателя. в связи с этим любое литературно-художественное произведение имеет подобную объективность.

Однако литература бессмысленна без субъективного восприятия – восприятия со стороны читателя. Каждый читатель произведение литературы воспринимает субъективно, проецируя события и темы, поднятые в произведении, на свой собственный внутренний мир и сознание. Впечатление от прочитанного в большей степени зависит именно от мировосприятия читателя.

Определение 2

Биографический автор – это реальный человек, который имеет свою жизненную историю, биографию, судьбу.

То есть, это личность, существующая во внехудожественной реальности. Так как биографический автор является создателем литературного произведения, в своем творении он не может быть воссоздан полностью и выступать в роли образа, возможно только частично запечатлена его личность. В автобиографии допускается частичное совпадение героя и автора, поэтому здесь биографический автор является наиболее близким к герою.

Для автора во многом в качестве исходного материала служит собственная жизнь, внутренний мир, однако этот исходный материал существенно перерабатывается, ряд моментов опускается, а другие, напротив, выделяются резче. В результате получается художественный образ, который в чем-то похож, а в чем-то отличается от реального образа автора. Основу художественного образа автора составляет идейная позиция, мировоззрение, творческая концепция писателя. В процессе создания художественного образа обстоятельства реальной биографии автора могут быть изменены. Изменению могут подвергнуться как внешние данные, так и внутренний облик.

Авторской позицией называется мировоззрение автора, его оценка реальной действительности и изображенного в произведении. Она может выражаться в прямых авторских высказываниях, через героя, наиболее близкого автору, посредством портрета, своеобразия речевой характеристики героя, через раскрытие его чувств, мыслей.

Для того, чтобы лучше понять сущность авторской деятельности, определить место биографического автора в ней, необходимо понять структуру и природу эстетического объекта.

М. М. Бахтин дает характеристику эстетического объекта с разных точек зрения:

  • С точки зрения личности, которая вступает в творческий процесс. В данном случае эстетическим объектом является поступок личности, порождающий новый бытийный смысл.
  • С точки зрения воспринимающей личности. В этом случае эстетическим объектом является действительность, которая имеет формальную и смысловую завершенность в определенном материале. Содержание эстетического объекта будет составлять действительность познания и этического поступка, которая в своей оцененности и опознанности входит в эстетический объект и подвергается здесь конкретизации, конкретному интуитивному объединению, изоляции и завершению – другими словами, всестороннему художественному оформлению при помощи определенного материала.
  • С точки зрения субъектной организации. В этом случае эстетический объект можно охарактеризовать как событие динамически-живого отношения автора и героя.

Творческий поиск

Этот пункт напрямую относится к миру науки и искусства. Причины героиновой зависимости могут заключаться в желании создать настоящий шедевр. Историю нельзя переделать. Многие гении прошлого и современности принимали наркотики. Измененное сознание помогает увидеть мир под другим углом. Творческие люди готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы совершить сенсационное открытие или создать уникальное произведение. К сожалению, подавляющая часть таких творцов остается ни с чем. Наркотики уничтожают их карьеру и оставляют без средств к существованию. Остается только горькое сожаление и тяжелая зависимость. Наркотики могут спровоцировать “вспышку озарения”, но абсурдность ситуации заключается в том, что она больше не повторится. В результате все усилия сведутся к тому, чтобы избежать мучительной ломки. Никакого кайфа и вдохновения больше не будет.

Объективные индикаторы субъективной реальности

Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. выделяли 3 уровня смыслового опыта субъективной реальности сознания, включенные в целостную модель мира человека:

  • Первый уровень называется «перцептивный мир». Его элементы представлены модально, но характеризуются при этом системой значений и смыслов. Этот мир является более сложным образованием, чем просто образ восприятия. Данный слой авторы соотносят с поверхностными структурами образа мира.

  • Второй уровень — семантический — «картина мира». Она представлена отношениями (хороший-плохой, сильный-слабый), а не чувственными и образами, сохраняющими модальную специфичность. Такие системы отношений отторгнуты от модальностей, но еще делятся по ним.

  • Третий уровень — «образ мира», включающий слой амодальных структур, сформированных в процессе обработки предыдущего уровня. Этот слой самый глубокий, он формируется при самом существенном вкладе понятийного мышления и призван управлять картиной мира с помощью системы отношений.

В контексте субъективной реальности исследователи обратили особое внимание на временную составляющую. Это объективная характеристика

Психологическое время можно определить в качестве важнейшей координаты образа мира человека. Было использовано понятие «индивидуальный хронотоп», который представляет собой сочетание временных и пространственных составляющих интенциональности, характерное для индивида (пристрастность отношения человека к миру).

Существование временной оси в образе мира характеризуется представленностью в нем настоящего, прошлого и будущего, в том числе их включенность в субъективную реальность человека (как самостоятельные образования и как фон протекания событий жизни).

Элементы субъективной реальности человека и механизмы ее формирования представлены также иррациональными установками, психологическими защитными механизмами, ценностными ориентациями и жизненными стремлениями, смыслами жизни, убеждениями, языком культуры, в которой живет человек и др.

4.2. Кино и наркотическая реальность

Дадим признаки степеней алкоголизма и наркозависимости (проведем аналогию с походом в кинотеатр):

1 степень. Личность погружается в позитивный виртуальный мир и возвращается в константный мир, без потери константного мира. Константный мир остается как прежде. Личность пьет периодически, но не теряет константного мира, она возвращается туда, откуда пришла. Поэтому личность может пить и не пить. Может воздерживаться. Как будто ходит в кино. Зашел, заплатил деньги, посмотрел фильм и вышел и в кинотеатр идти больше не желает.

2 степень. Личность побывала в позитивной виртуальной реальности, вышла в константную и опять хочет зайти в виртуальную, позитивную. Она уже зависима и не может без нее. Иными словами, человек сходил в кинотеатр, вышел, забыть о фильме не может. На следующий день опять идет в кинотеатр.

3 степень. Личность купила билет на сеанс и сидит там целыми днями, не выходя на улицу. Это уже запой. Личность не возвращается в исходную константную реальность, а постоянно находится в некоей наркотической реальности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: