Уровни и виды восприятия
Определение 1
Восприятие – это процесс, посредством которого происходит формирование образов окружающего мира, отражение реальности в психике.
Синонимом слова восприятие является слово перцепция, что в переводе с латинского языка означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Есть и другие равнозначные по смыслу слова – это приятие, созерцание, оценка и др.
Человек в процессе своей жизни познает окружающий его мир постоянно, взяв ту или иную вещь в руки, он может определить её цвет, плотность, вес, запах и др. Все эти характеристики вызывают разные ощущения, в совокупности рождающие образ предмета. Этот процесс познания и будет восприятием, на основе которого формируется субъективный образ предмета.
Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов. В психологии восприятие – не только сумма ощущений, а ещё и индивидуальные знания человека, его представления о мире.
Замечание 1
Феномен восприятия имеет тесную связь с памятью, мышлением, вниманием, мотивационной сферой, речью. Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном
Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном.
Каждый предмет или явление огромного и разнообразного мира воспринимается посредством разных анализаторов, но, среди них всегда есть один ведущий.
Восприятие классифицируется на несколько видов: —
-
По модальности выделяют восприятие:
- зрительное,
- слуховое,
- осязательное,
- обонятельное,
- вкусовое.
-
По ведущему анализатору выделяют следующие простые типы восприятия:
- кинестетический вид – ощущения, движение, с помощью которых человек считывает информацию.
- аудиальный вид, в котором восприятие происходит на слух,
- визуальный вид, в котором ведущим приемником будут глаза.
Если прислушаться, как говорит человек, то можно определить его индивидуальный тип простого восприятия
Каждый человек по-разному видит мир, исходя из своих способностей, а это важно для понимания друг друга
Сложный вид восприятия сочетает два или несколько видов восприятия в разной комбинации – это может быть зрительно-слуховой, зрительно-двигательно-слуховой и др.
Специальный вид восприятия является специфическим восприятием, зависящим от воспринимаемого объекта.
По способу актуализации восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Если произвольное восприятие имеет свою цель, то непроизвольное вызвано не целью, а средой, например, невропатолог стучит молоточком по ноге, чтобы проверить физиологическую реакцию.
Осмысленность
Суть этого свойства заключается в том, чтобы дать воспринимаемому явлению или объекту определенный смысл, обозначить его словом, а также отнести к определенной языковой группе, исходя из багажа знаний субъекта и его прошлого опыта. Одной из самых простых форм осмысливания явлений и предметов считается узнавание.
Швейцарский психолог Герман Роршах выявил, что даже случайные чернильные пятна воспринимаются человеком как что-то осмысленное (озеро, облако, цветы и т. д.), и только людям с психическими отклонениями свойственно воспринимать их просто как абстрактные пятна. Из этого следует, что восприятие осмысленности протекает в качестве процесса поиска ответов на вопрос: «Что это?».
III. Дополнительные свойства:
– апперцепция – зависимость восприятия
от прошлого опыта, от общего содержания
психической деятельности человека и
его индивидуальных особенностей;
– активность восприятия – установка
на восприятие,
– избирательность (преимущественное
выделение одних предметов по сравнению
с другими).
Важнейшими свойствами образа восприятия
являются: предметность, структурность,
подвижность и управляемость, целостность,
константность, избирательность.
Остановимся более подробно на предметности
образа восприятия. Предметность образа
восприятия означает:
-
Реальность – человек верит в существование
того предмета, который дан ему в образе,
т.е. он убежден в объективном существовании
этого предмета. Вынесенность образа
называется предметностью. Объективированность
– человек переживает образ как вынесенный
вовне. При неадекватном стимулировании
того или иного органа чувств могут
возникнуть образы, лишенные
объективированности. В этих случаях
говорят «в ухе звенит», «из глаз
посыпались искры» и т. п. Перцептивные
системы работают так, что разделяют
мир на отдельные предметы. -
Означенность – образы восприятия,
лишенные значения, когда человек может
детально описать предмет, на который
он смотрит, но не способен его опознать. -
Полимодальность – органическое единство
данных различной модальности, получаемых
от органов чувств.
Перечисленные выше свойства не исчерпывают
предметности образа. Человек живет в
предметном мире, который отличается от
мира, описание которого можно найти в
учебниках физики. Этому способствует
непосредственно данное в сознании
тождество предмета и его образа.
В знаемом мире есть явления, которые
не могут быть восприняты без специальных
приборов. С другой стороны, громадное
множество явлений (таких, как улыбка,
агрессивность) легко и отчетливо
воспринимаются нами.
Основные свойства восприятия с примерами
Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:
- Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
- Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
- Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.
Предметность восприятия
- Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
- Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
- Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
- Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.
Наиболее распространенные ошибки восприятия в психологии
Из психологической практики можно выделить несколько распространенных ситуаций, вызывающих трудности перцепции. Вот наиболее типичные ошибки восприятия:
Иллюзия контроля. Если человек заинтересован в исходе той или иной ситуации, он склонен переоценивать свое влияние на нее. Это явление открыл американский психолог Лангер, который изучал поведение людей, играющих в лотерею. Одна группа сама покупала билеты, а вторая — получила их в подарок. На предложение обменять билеты первые категорически отказались, так как посчитали, что их личный выбор влияет на вероятность выигрыша. Предпочтение нулевого риска. Если человеку предложат свести к нулю незначительный риск или значительно снизить существенный, он с наибольшей вероятностью выберет именно первый вариант. Хотя, гораздо разумнее отдать предпочтение второму. Селективное восприятие. Например, у вас выработалось мнение по конкретному вопросу. Вы ищите информацию и все больше убеждаетесь в своей правоте
Но загвоздка в том, что вы уделяете внимание только тем сведениям, которые подтверждают вашу правоту, а остальные оставляете без внимания. Иллюзия прозрачности
Эта ошибка социального восприятия возникает тогда, когда человек попал в ситуацию, в которой необходимо соврать. В данный момент ему кажется, что все видят его насквозь, что все видят его неискренность. Ошибка атрибуции. Она состоит в том, что свои собственные промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи — их личными качествами. Такой подход препятствует способности индивида брать ответственность за свои поступки. Эффект морального доверия. Если у человека в обществе сложилась прочная положительная репутация, окружающие начинают думать, что у него нет ни пороков, ни дурных намерений, что часто не соответствует действительности. Каскад доступной информации. Если какая-то информация часто появляется в источниках, охватывающих большую аудиторию, она считается правдивой. На старшее поколение оказывает влияние телевидение и пресса, а на молодежь — социальные сети. Стокгольмский синдром покупателя. Так называется ошибка восприятия, когда человек оправдывает дорогую покупку, приписывая ей всевозможные достоинства и закрывая глаза на недостатки. Аналогичным образом оправдывают покупки, сделанные без особой надобности. Вера в справедливый мир. Поскольку людям страшно осознавать несправедливость и хаотичность окружающего мира, им свойственно находить логику даже в самых страшных и абсурдных ситуациях. Искаженное восприятие искажений. Если вы не находите у себя никаких пороков или недостатков, значит, они точно у вас есть. Но вы воспринимаете их в положительном ключе, то есть искаженно.
Константность формы
Искажения восприятия формы предметов можно встретить в том случае, когда изменяется ориентация объектов или же самого субъекта. Этот вид является одним из важных свойств зрительной системы, так как правильное распознавание формы предметов— необходимое условие адекватного взаимодействия человека с окружающим миром. Одним из первых, кто выявил роль знаний наблюдателя и признаков удаленности в константности формы, стал Роберт Таулесс.
В 1931 г. психологом был проведен эксперимент, суть которого заключалась в следующем: он предложил испытуемым оценить и нарисовать или подобрать из определенного набора квадраты или круги, которые бы были похожи по форме на предложенные предметы, лежащие на горизонтальной поверхности на разном расстоянии от наблюдателя. В результате опыта испытуемые выбирали форму стимула, которая не совпадала ни с проекционной формой, ни с его реальной, а лежала между ними.
Восприятие человека человеком
Восприятие человека человеком является процессом психологического познания в условиях непосредственного общения людей друг с другом. Данный процесс включает все уровни психического отражения, начиная от ощущения, кончая мышлением. Люди при первой встрече в действительности не видят друг друга такими, какие они в реальности и, конечно, на это есть свои причины.
Рисунок 1. Восприятие человека человеком. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Осознанно или нет, но человек обращает внимание на жесты, осанку, культуру речи, манеры, поведение, статус и др. В экспериментальных условиях психологи А
А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости
В экспериментальных условиях психологи А. А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.
Далее человек обращает внимание на глаза, которые могут быть разными – добрыми, злыми, колючими, хитрыми, лучистыми и настраивают человека то на доверительный, то на настороженный и агрессивный лад. Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой
Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь
Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой. Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь.
Выражение лица человека формируется его мимикой – у одних людей мимика динамичная и разнообразная, у других бедная, в результате чего создается впечатление угрюмости, скрытности и неприветливости.
Мимика и жесты несут большую информацию о человеке. Мимика регулируется подсознанием и является самым искренним информатором о психическом состоянии человека.
Специалисты заметили, что курящий партнер при положительном решении проблемы выпускает дым вверх, а при отрицательном решении дым выпускается вниз.
Когда партнер испытывает напряжение, его плечи поднимаются, при расслаблении, наоборот, опускаются.
Опущенная голова говорит о замкнутости, а поднятая – об интенсивном самоконтроле.
Склоненная набок голова информирует о любопытстве, стремлении к общению.
Таким образом, в восприятии человека человеком можно выделить четыре способа интерпретации:
- эмоциональный способ интерпретируется как душевный, хороший, красивый;
- аналитический способ – брови нахмурены, скулы острые характеризуют злого человека;
- перцептивно-ассоциативный способ – партнер похож на вредного соседа, поэтому такой же неприятный;
- социально-ассоциативный способ приписывает человеку его социальные качества исходя из его внешнего вида, если одежда порвана и грязная, то это показывает неблагополучие личности и желание держаться от него подальше.
Константность цвето- и светоощущения
Под константностью цвета подразумевается способность зрения корректировать восприятие цвета предметов, например, при естественном освещении в любое время суток или при изменении спектра их освещения, например, при выходе их темного помещения. Специалисты пришли к мнению, что механизм константности восприятия является приобретенным.
Об этом свидетельствует ряд исследований. В одном эксперименте ученые провели исследование на людях, постоянно проживающих в густом лесу. Их восприятие представляет интерес, так как ранее они не встречали объектов на большой дистанции. Когда наблюдавшим показали предметы, которые находились на большом расстоянии от них, им показались эти объекты не как удаленные, а как маленькие.
Аналогичные нарушения константности можно заметить у жителей равнин, когда они смотрят на объекты вниз с высоты. К тому же, из верхнего этажа высотного дома автомобили или проходящие люди кажутся нам крошечных размеров. Стоит отметить, что у ребенка с двух лет начинают формироваться такие виды константности, как величины, формы и цвета. К тому же, они имеют свойство совершенствоваться вплоть до четырнадцати лет.
Закономерности восприятия
Разнообразные виды восприятия обладают своими специфическими свойствами. Но кроме этих характеристик существуют закономерности восприятия. Рассмотрим подробнее основные из них:
Предметность. Связана с психическими образами предметов, осознаваемыми не в качестве образов, а в качестве реальных предметов. Точнее говоря предметность отражает степень адекватности восприятия образов в реальности.
Избирательность. Отражает вычленение одного из объектов общего фона. Здесь он является системой отсчета, которая дает оценку другим качествам воспринимаемого объекта. Избирательному восприятию сопутствует качество центрации — это субъективное расширение фокуса внимания и при этом сокращение периферийной зоны.
При уровне значимости объекта человек чаще всего выделяет основной объект и объект большего размера.
Замечание 1
Целостностью восприятия называют отражение предметов в совокупном качестве элементов, даже при отсутствии подобных качеств в отдельных ее частях.
Константность. Показывает отражение основных качеств объектов независимо от измененных условий восприятия. Например, восприятия формы предмета при различной освещенности и или в зависимости от расстояния до объекта. Данный показатель отражает наблюдаемый объект независимо от точки наблюдения.
Структурность. Показывает целостность и устойчивость некоторых компонентов перцептивных образов. Данная закономерность означает, что восприятие не является суммой ощущений. Например, при звучании мелодии человек слышит различные звуки музыкальных инструментов, а не общие показатели.
Категориальность. Восприятие связано с осмысленностью и обобщенностью. Объекты воспринимаются не как данность, а соответствуют некоторым классам объектов. Здесь выявляется взаимосвязь восприятия и мышления, а в случае обобщенности, проявляется взаимосвязь мышления и памяти.
Самым простым способом осмысливания является узнавание. Так проявляется взаимосвязь восприятия с памятью. Процесс узнавания означает восприятие данного предмета и сравнение его с предыдущим опытом.
Узнавание бывает обобщенного плана, когда объект принадлежит к общим категориям и дифференцированного плана, когда объект соотносится с единичным предметом
Для подобного узнавания важно присутствие специфических признаков, его уникальных характеристик.
В процессе узнавания человек не может выделить все признаки предмета, он использует их характерные свойства. Для материальных предметов имеют значение контуры, либо характерные сочетания линий
Узнавание осложняется при малом количестве характерных признаков объекта.
Апперцепция. Восприятие связано с зависимостью человека от его предыдущего опыта, от присутствия у него знаний, увлечений и пристрастий. Так проявляется постоянная апперцепция. При временной апперцепции восприятие человека зависит от его эмоциональных состояний.
Развитие восприятия у детей
Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.
В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.
Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.
Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».
Восприятие времени детьми
По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.
Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому
Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях
Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину
Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.
Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.
В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.
Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству
Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу
При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
Краткое восприятие реальности
Проблемы восприятия
Возникновение нарушений и ошибок восприятия во многом вызвано некоторыми ключевыми проблемами перцепции. А именно:
Способность человека к переработке информации не бесконечна. При формировании впечатления о человеке или ситуации, в мозг поступает огромный объем данных. Будучи не в состоянии переработать весь поток, мы просеиваем их, воспринимая только те, которые входят в сферу наших интересов и способствуют скорейшему достижению целей. Риск ложных умозаключений. Когда информация поступает в недостаточном количестве, мы делаем выводы о человеке или ситуации на основании ограниченных данных, домысливая несуществующие параметры
А когда мнение уже сформировано, мы не желаем принимать во внимание дополнительную информацию. Перцепция является системой с обратной связью
Не только мы составляем впечатление о людях, но и они о нас. Строя догадки по данному вопросу, мы можем делать неверные выводы, что приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям. Намеренное искажение информации. Пытаясь произвести на окружающих наилучшее впечатление, человек дает о себе заведомо ложную информацию.
Свойства восприятия
Свойства восприятия можно разделить на две группы:
- Объем восприятия. Какое количество объектов в течение одной фиксации может воспринять человек;
- Точность восприятия. Насколько возникший образ соответствует особенностям воспринимаемого объекта;
- Полнота восприятия. Какова степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;
- Быстрота восприятия – это время, которое необходимо для адекватного восприятия предмета или явления.
Для второй группы характерны свойства, присущие всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. Среди «сущностных» свойств восприятия выделяются:
- Константность восприятия. Под ней понимается свойство воспринимать объекты и видеть их по величине, цвету, форме относительно постоянными в изменяющихся физических условиях восприятия. Большую роль константность восприятия играет при ориентировании человека в окружающем мире;
- Осмысленность восприятия. Это свойство приписывать воспринимаемому объекту какой-то определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории и др. Осмысленность восприятия позволяет целенаправленно использовать предметы и достигается в процессе понимания их сущности. Сознательно воспринимать предмет означает мысленно его называть, т.е. относить к определенной группе, классу, определенному понятию;
- Структурность восприятия. Восприятие человека имеет свойство объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Структурность связана с целостностью восприятия;
- Целостность восприятия. Мысленная достройка воспринимаемых элементов объекта до целостного образа. Возникает целостная форма предмета на основе условных рефлексов, выработанных в течение жизни и хранящихся в опыте человека;
- Предметность восприятия. Возможность отнесенности наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира. Способность отражать объекты реального мира в форме отдельных предметов. Это не врожденное свойство восприятия, его возникновение и совершенствование происходит в процессе онтогенеза;
- Обобщенность восприятия. Отражение единичных объектов как особого проявления общего;
- Избирательность восприятия. Из всего многообразия окружающей среды выделение одних объектов по сравнению с другими. Установки, интересы, потребности личности определяют избирательность восприятия. Избирательность раскрывает активность процесса восприятия как проявление содержательной стороны человеческой деятельности.
Ошибки при принятии решений
Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:
- Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
- Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
- Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
- Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
- Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
- Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
- Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
- Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.