Как составить внутрисемейную систему правил
Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил
1. Список
Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.
2. Уточнение
Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:
Неправильно: «Не гулять поздно».
Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.
Неправильно: «Всегда быть на связи».
Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».
Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.
Неправильно: «Не прогуливать школу».
Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».
Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.
3. Обсуждение
Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует
Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.
Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право
Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.
Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах
Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше
4. Санкции
Назначьте санкции или наказания за нарушения правил
Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже)
Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».
Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.
5. Согласие
Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.
6. Правила для родителей
Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.
Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).
Значение и роль отца в воспитании девочки
Если для воспитания девочки главное значение имеет мама, то что может предоставить отец, помимо материального благополучия? Но роль отца для «маленькой леди» тоже очень важна. Считается, что именно отец является примером мужчины для будущей женщины, становится её идеалом. Наблюдая, как обращаются друг с другом мать с отцом, девочка начинает понимать, как нужно обращаться со своим любимым мужчиной и что можно ждать от него. Замечено, что девочки, воспитанные без отца, нередко во взрослой жизни разводятся через некоторое время после замужества, а иногда и вовсе остаются старыми девами: ведь они не знают, как нужно правильно обращаться с мужчинами.
Кроме того, если мать учит ребёнка в первую очередь жить в доме, то отец показывает ему сложности и противоречия «большого мира». Без этих знаний девочке тоже придётся трудно во взрослой жизни. Отец также внушает чувство безопасности, семейного благополучия и стабильности.
Бывают и «нестандартные» ситуации, когда девочка испытывает интерес к занятиям, больше характерным для мальчиков и мужчин. Не нужно считать это чем-то плохим: ведь таково своеобразие её личности. И здесь отец может стать подлинным помощником и единомышленником. Если девочка желает научиться обращаться с техникой, кто как не отец лучше всего поможет ей в этом?
Что делать, если в семье нет отца? В таком случае его могут заменить другие мужчины из числа родственников и хороших знакомых. Зачастую роль главного мужчины в такой семье выполняет дядя, дедушка, иногда – старший брат
В любом случае важно, чтобы воспитание девочки, каким бы оно ни было, приносило ей только пользу
Женщины с «мужским» поведением во многих культурах воспринимались как нестандартные, нередко такое поведение пресекалось ещё в детском возрасте. Однако существуют культуры, в которых такие женщины находятся на вершине социальной лестницы. Примером может служить Албания, в которой издавна было известно такое явление, как «бурнеша». Так называют женщину, как бы превратившуюся в мужчину. Она начинает носить мужскую одежду, принимает мужское имя, говорит о себе в мужском роде и занимается работой, характерной для мужчин. Единственное условие при этом состоит в том, что она должна отказаться от половой жизни. Бурнеша, как правило, является самым уважаемым человеком в семье. Данное явление в основном характерно для сельской местности Албании, обитатели которой традиционно исповедуют ислам. Почему же тамошние женщины время от времени превращаются в мужчин? По разным причинам. Одни из них хотят стать наследницами семейного имущества, поскольку по местным традициям принимать наследство имеют право только сыновья – и приравненные к ним бурнеша. Другим просто хочется вести более свободную жизнь, поскольку возможности женщины в традиционном албанском обществе существенно ограничены.
В современном европейском обществе возможности мужчин и женщин настолько сравнялись, что при воспитании мальчиков и девочек теряет своё значение даже та часть, которая отмечена как «специальная». Так, утончённые манеры в общении и поведении практически не актуальны, и по поведению парней порой сложно отличить от девушек. Разумеется, бывают и исключения. «Правильное», традиционное воспитание мальчиков и девочек практикуется, к примеру, в современной Польше – стране достаточно консервативной. Там, к примеру, сохраняется обычай целовать даме ручку при встрече.
Как воспитывать ребёнка в 10-12 лет
Будьте очень внимательны к мнению ребёнка. В этом возрасте у него практически на всё есть своя точка зрения. Если не научиться уважать его взгляды, то в подростковом возрасте он будет отвечать либо бурным протестом на попытки его «заткнуть», либо замкнётся в себе и перестанет высказывать своё мнение, что не менее опасно.
Старайтесь не использовать в общении с ребёнком жёстких фраз, не будьте чрезмерно категоричны. Выражения «Запрещаю тебе», «Ты обязан», «Потому что я так сказала!» и т. п. будут встречены вашим чадом крайне негативно и вызовут лишь сопротивление. Если вы считаете его поведение неподобающим или вам не нравится кто-то из его друзей, скажите об этом спокойно, аргументируйте свою точку зрения (привыкайте это делать постоянно), сообщите о своих чувствах. Обязательно при этом выслушайте своего ребёнка.
Не прячьте свои страхи и беспокойство за ребёнка под маской строгости и непреклонности
Открытость и искренность в общении с ним будут способствовать сохранению тёплых доверительных отношений между вами.
Обращайте внимание на то, к чему ребёнок проявляет интерес в этом возрасте, чтобы поспособствовать его включенности в ту или иную деятельность. К началу подросткового возраста у вашего чада должно быть одно или несколько полезных увлечений (творческих или спортивных), тогда легче направить его энергию в нужное русло.
Всё более важную роль начинает играть ваше умение доверять ребёнку
Демонстрируйте всем своим поведением, что не сомневаетесь в нём, предоставляйте разумную степень самостоятельности и инициативы, обозначайте зону его ответственности
Нельзя запрещать детям хотеть стать взрослыми, но важно показывать, что это не так-то уж легко.
Принимайте ребёнка таким, какой он есть, не сравнивайте с другими. Он должен чувствовать себя любимым и защищённым независимо ни от каких условий.
Создавайте условия для доверительных бесед с вашим чадом
Если хотите, чтобы он сам больше общался с вами, не стройте разговор в форме допроса, то есть не используйте сразу много вопросов, предполагающих односложные ответы («да» или «нет»). Интересуйтесь у ребёнка, как прошёл его день, что нового он узнал, что он думает о каком-либо явлении и т. д. Именно открытые вопросы стимулируют к общению. Помните о том, что перед сном дети более расположены к искренней беседе, и используйте это время для проявления нежности и доброты.
Когда разговариваете с ребёнком, всегда поддерживайте зрительный контакт. И не забывайте о важности прикосновений. Поддерживающие объятия помогают чувствовать себя принятым и защищённым.
При воспитании близким и педагогам следует учитывать психологическое состояние подростка и то, что он проходит через период самоопределения и выработки самостоятельности. Также учитываются и переживания, связанные с половым созреванием.
Близкие не должны давить на подростка и заставлять его принимать их мнение, вне зависимости от своего личного. Сыну или дочери надо иметь возможность высказать свои взгляды и, согласно индивидуальным предпочтениям, выбирать себе одежду и увлечения (если они не опасны).
Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах
«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.
Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.
Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:
- Половое созревание.
- Стремительный физический рост.
- Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
- Смена эмоционального фона.
Как же половое созревание влияет на обучение детей?
В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.
Стремительный физический рост подростка
Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.
Причина усталости кроется иногда в сердце
Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг
Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая
Эмоциональная неустойчивость подростков
На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с формированием менструального цикла.
Никакие кнуты успеха здесь иметь не будут. Если вы начнете допросы с пристрастием, применение таких методов, как домашний арест и пр., то вы лишь усугубите ситуацию.
В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога. Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.
Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?
Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:
Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.
Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.
У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы .
Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.
Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.
Психология подростка 14 лет: советы родителям
Роль родителей для 13–14 летнего ребенка огромна. Именно они способны сделать так, чтобы чувство ответственности у чада ясно увязывалось с наградой или наказанием. Родители могут стать тем «конструктивным началом» жизни тинейджеров, которое поможет постепенно приобрести самоуважение, избавит от желания бороться со взрослыми.
Главное, не скатиться к злобному неприятию ребенка, начать видеть его исчадием ада, которое специально только делает, что вредит. Нужно научиться слышать подростка, идти на разумные компромиссы. Тогда постепенно удастся вновь вернуть утраченный авторитет.
Как не вмешиваться при поступлении в вуз и не платить за обучение
Дочь выбрала вуз и специальность в начале 10-го класса, и следующий этап был посвящен достижению этой цели. И это стало новым вызовом для меня
Важно было делегировать ей эту цель, при этом обеспечив нужную поддержку. Репетиторы по предметам, которые «прошли мимо» в предыдущих классах, тьютор, выстраивающий ее образовательную траекторию и сохраняющий мотивацию, а я — на подхвате, с ресурсами для всего этого великолепия, но совершенно без ответственности за цель
Это было очень непривычно, очень волнительно и постоянно на грани.
И вот подошли к ЕГЭ. В какой-то момент стало ясно, что как бы мы ни старались, как бы ни были велики наши вложения — на бесплатное обучение она не проходит. А у меня всегда была установка, что за вуз я не плачу — и точка.
В эти моменты очень сложно сохранить здравый смысл — даже если все предыдущие 17 лет ты была сверхосознанная мать, всегда старалась поддерживать контакт с ребенком и быть на его стороне, и понимаешь философский смысл бытия и тщету социальной стороны вопроса. Мне было нужно пройти по тонкой грани: продолжать поддерживать дочь в ее выборе и чувствах, но при этом сохранить важную для меня установку «не платить за вуз».
Я поставила ее в очень трудную ситуацию: при наличии баллов, которых явно не хватало на бесплатное обучение, искать варианты, при которых достижение ее мечты — возможно. Я не подсказывала возможные шаги, не вела переговоры с вузом, не искала деньги, но откликалась на ее просьбы о помощи подстраховать ее в конкретных вопросах: расчеты, обсуждения с родственниками, план действий.
Дочь справилась и, после восстановления сил, почувствовала триумф от того, что она достигла цели, которую поставила. По факту это была 50% скидка на обучение и договоренность с родственниками об оплате вуза, которой она достигла самостоятельно.
Особенности воспитания девочки в переходном возрасте
Очень важно, чтобы в мир женственности девочку вводила мама, но не менее важна в этот период поддержка отца. Поддержка должна быть адекватной, не критика, не отстранение (как часто у нас бывает, когда отцы пугаются взрослеющих дочерей) или чрезмерная опека и забота, возникающая из-за страха, что дочь выберет не тот путь, к которому готовили ее родные, а именно понимание и терпение со стороны отца
Папа – это первый любящий мужчина в жизни девочки. От того, как складываются отношения отца и дочери, зависит и то, как будут складываться у девочки отношения с противоположным полом в будущем.
Изменения во внешности
Наиболее ярким признаком переходного возраста являются изменения во внешности девочки. Ей самой очень сложно привыкнуть к тому, что ее тело становится другим.
Мозг ребенка еще не осознает, что тело изменилось, отсюда появляется некоторая угловатость, что очень смущает девочку
Очень важно, чтобы родители могли относиться к дочери в этот период снисходительно, спокойно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в ней
Постарайтесь объяснить дочери, что происходит с ней в данный момент. Очень хорошо будет, если объяснения будут подкреплены примерами из собственной жизни, про то, как сама мама или папа переживали этот период.
Сексуальность и готовность к сексуальной жизни
Вместе с изменившимися пропорциями тела, девочка может обнаружить какие-то сексуальные импульсы, интерес к себе и противоположному полу. Часто тема о сексуальности с подрастающим ребенком является очень сложной для родителей. Не зная, как поговорить об «этом», родители начинают острее контролировать дочь, ограничивать в общении с мальчиками, чтобы не допустить с ее стороны какого-либо необдуманного шага.
Ребенок не понимает, почему родители начинают ужесточать рамки, считая, что таким образом родители показывают свой авторитет, свою власть над дочкой и прочее. Зачастую родителям действительно очень трудно подобрать нужные слова, чтобы открыто разговаривать на тему сексуальности.
Объясните ребенку, что сексуальные отношения – это не пропуск во взрослый мир
Очень важно, чтобы они строились на взаимном уважении, согласии, доверии. Нужно объяснить девочке, что торопиться скорее войти с этот мир не стоит
Она должны понимать, что если она не готова для такого рода отношений, то всегда может отказаться от них, и это не будет признаком «не взрослости», скорее, напротив.
Узнать о типичных ошибках родителей при разговоре с ребенком о сексе, вы можете из нашей статьи: Как объяснить ребенку, как появляются дети?
Изменения в мышлении девочки
Мышление девочки в переходном возрасте устроено таким образом, что она не может видеть того, что одно и то же событие происходит амбивалентно.
На самом деле подросток мыслит абсолютами: то что происходит либо однозначно плохо, либо однозначно хорошо. Понятия «золотой середины» для нее в этом возрасте отсутствует. Из-за этого у девочки могут случаться резкие перепады настроения, она может чересчур рьяно отстаивать свои права.
Задача родителей – мягко указывать на этот оттенок серого между белым и черным
Очень важно помогать дочери справляться с ее категоричностью, объяснять, что любое событие может иметь как негативные стороны, так и позитивные. Это помогает ребенку взрослеть
Изменения в отношениях с родителями
Подростковый возраст часто называют трудным. Так как в этот период отношения ребенка и родителей становятся мягко говоря сложными. Ребенок начинает понимать, что он уже не тот малыш, но и то, что он еще не до конца взрослый – он тоже пока не понимает. Иными словами, подросток требует больше прав, но как это реализовать от не знает. И сами родители не всегда понимают, как признать взрослость дочери, но при этом не превратит эти отношения во вседозволенность.
Важно показывать своему ребенку, что взрослость – это не только безграничные возможности или увеличение прав. За каждым толики свободы следует и увеличение ответственности
Подрастающая девочка требует автономности, хочет изучать этот мир самостоятельно, но в тоже время ей страшно делать выбор самостоятельно.
Важно суметь выдерживать баланс: если мы даем ребенку в чем-то больше свободы, то и требовать должны большей ответственности с него. Если разрешать в чем-то принимать решение или делать выбор, то и вся ответственность за этот выбор должна быть на ребенке
Только так ребенок учится взрослеть, понимая, что свобода и ответственность являются взаимодополняющими составляющими.
Узнать об особенностях подросткового возраста и о том, с чем связаны сложности в воспитании, вы можете из нашей статьи: Воспитание подростков: типичные ошибки родителей
Интеллектуальное развитие
Психологические особенности включают желание выражать отношение, мнение. Как для мальчика, так и для девочки 10-летнего возраста, представляют интерес этические вопросы, дети умеют творчески выражать идеи, чувства. В 10 лет мальчик и девочка мыслят абстрактно, думают медленно, как взрослые. Они разумны, но требуют руководства взрослых. Это возраст, когда решающим фактором для развития положительных качеств является окружение, беседы с родителями, присутствие авторитета.
Предоставьте маленьким домочадцам возможности для общения, обмена мнениями, решения вопросов, обеспечьте дружественную атмосферу. Общайтесь с ребенком, спрашивайте его мнения.
Мягкое побеждает твердое
«И все-таки, — спросите вы, — почему одни девочки — маленькие принцессы, а другие — маленькие разбойницы? Неужели дело только лишь в воспитании?» Нет, конечно. Очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента
«Маленькими разбойницами» часто бывают гиперактивные дети или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает, что у ребенка авантюрный склад характера
Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые подают взрослые. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто (хотя далеко не всегда), подражают мальчишкам. В каждом конкретном случае надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и подумать, как настроить ее на что-то положительное. Согласитесь, что между «бандиткой» и заядлой любительницей походов — большая разница.
Примечательно, что в том детском садике, о котором я рассказывала (где к мальчикам свой подход, а к девочкам — свой), даже «отпетые маленькие разбойницы» постепенно становятся ласковей и послушней. «Мягкое побеждает твердое», — гласит старинная китайская пословица. И эта древнее выражение сегодня мне кажется мудрым.
Т. Л. Шишова, педагог, член Союза писателей России
Что делать в подобной ситуации?
Выяснив обстоятельства, которые заставили вашего ребенка хамить, можно начать действовать. Главное – не применять физические наказания и не грубить в ответ. Контролируйте себя и сохраняйте спокойствие. Следует понимать, если есть такая проблема, преобразования нужно начинать именно с себя.
Недостаток внимания
Задумайтесь, когда в последний раз вы выясняли у ребенка подробности его жизни, отношений с друзьями, успехов в школе. Был ли ваш интерес неподдельным? Дети тонко чувствуют притворство, и вопросы, заданные «ради галочки» будут вызывать негативную реакцию.
Давайте ему знать, что любите. Многие забывают об этом, думая, что ребенок и так все понимает. Помните, что у вас уже не будет возможности наладить контакт. Есть определенный возраст (3-5 лет после начала созревания), преодолев который, подростки с недостатком внимания полностью отчуждаются.
Обстановка в семье
Нездоровая атмосфера дома приводит к тому, что хамить начинает даже малыш. Родителям стоит пересмотреть свои привычки, перестать подавать плохой пример. Выражаетесь ли вы нецензурно при нем? Повышаете ли голос по любому поводу? Возможно, отношения у мамы и папы хорошие, но они позволяют себе нелицеприятно отзываться о ком-то. Следите за тем, какие ведете разговоры.
Установите нормы вежливого, внимательного общения в семье. Малыш легко примет их, если придерживаться правильного поведения будут все вместе. Благодарите друг друга за ужин, желайте спокойной ночи и доброго утра. Конфликты решайте с помощью диалога. Извиняйтесь, когда есть причины это сделать. Покажите своим примером учтивость и приветливость, и реакция не заставит ждать.
Трудный возраст
Дети растут и начинают бороться за свою независимость, вести себя вызывающе, грубят. Это тяжелое время, но от вашей стойкости зависят ваши дальнейшие отношения.
Чаще думайте о том, что этот период временный, он закончится. Вспоминайте себя в его возрасте, старайтесь сдерживать эмоциональную реакцию. Вам нужно рассуждать здраво.
Продолжайте напоминать ему о том, что любите. В таком возрасте он может сильно ранить ваши чувства, не стоит отплачивать ему тем же. Помните, это не значит, что он разлюбил вас.
Не скрывайте свою обиду. Говорите, что его поступки причиняют боль.
Подросток воюет за личное пространство, поэтому предоставьте ему чуть больше свободы. Нужно перестать контролировать каждый его шаг. Он взрослеет, и хочет думать сам, не делайте этого за него. Давайте поручения, но не распространяйте их многочисленными инструкциями. Пусть он почувствует самостоятельность.
Ведите разговор на равных
Подросток станет грубить, потому что старается доказать свою важность. Ему хочется знать, что в нем уже не видят малыша.
Есть и более ранние возрасты, когда малыш начинает хамить и вести себя независимо. Вам придется перестать контролировать определенные сферы его жизни, позволять что-то делать самому. Тогда борьба за свободу прекратится.
Упущения в воспитании
Каждый ребенок устраивал скандал или истерику. Неправильная реакция на подобное поведение приводит к проблемам в будущем. Поэтому приучайте к вежливости с ранних лет. Возьмите за правило не выполнять просьб, озвученных приказным тоном. Разъясняйте, что настроены на помощь, но когда он успокоится.
Дети станут хамить, если вы откликаетесь на подобную манипуляцию. Учитесь говорить слово «нет». Но не забывайте объяснять причину отказа. Дайте понять, что уважаете его желания, но не можете выполнить их сейчас в силу обстоятельств. Старайтесь сохранить равновесие, не будьте чрезмерно строги.
Когда дома есть атмосфера доверия и искренности в семье, это вызовет положительную реакцию ребенка. Разговаривайте друг с другом, делитесь мыслями. Если вы научите его говорить о том, что его беспокоит, это сведет к минимуму проблемы в отношения. Он не начнет хамить родителям, которые всегда готовы выслушать и не осудят, что бы ни случилось.
Переходный возраст: советы родителям
Переходной возраст, это возраст, когда ребенок уже не ребенок, хотя еще и е совсем взрослый. Родителям следует доверять своему ребенку. Не нужно проверять почту и читать его личные смс-переписки. Поддерживайте его, верьте в него. Пусть он знает, что чтобы не случилось, вы всегда его поймете и поддержите, он всегда может прийти к вам и попросить о помощи, и вы поможете. Друзья ребенка – важные люди в его жизни, оставляйте ребенку время на общение с ними.
Для облегчения переходного периода является любая секция. Необходимо увлечь ребенка за долго до наступления взросления. Футбол, плаванье, карате, бокс научат дисциплине, натренируют тело, загруженный день поможет пережить гормональные взрывы. На глупости и плохие компании времени просто не останется.
Что думают подростки о своей жизни в 12
Вот что рассказали 12-ти лет подростки, когда мы задали несколько вопросов об их отношениях с родителями и изменениях в жизни. Имена вымышленные, лексика сохранена.
Аня
— У тебя есть ощущение что сейчас, или в течении этого года, происходит переломный момент для тебя?
— На последние несколько недель приходится пик осознаний, самопреодолений, новых ощущений, мыслей, я как будто начинаю перерождаться изнутри, появляются новые ценности. Ещё хочется, чтобы либо чего-то не хватало, и ты сам себе это доставал, либо чтобы ты просто сам зарабатывал хотя бы некоторые вещи для себя.
— Как ваши отношения с родителями изменились?
— Они стали хуже. Не знаю почему, но предполагаю, что это связано с тем, что я стала чаще плакать и стала очень вспыльчивой.
— Как стоит вести себя родителям в такой ситуации с эмоциями, как у тебя?
— Подождать, когда у меня истерика, ну, «расшатанное» состояние. А после — поговорить по душам на тему моих проблем. Или просто обнять и успокоить, проявить любовь не в виде «если бы я не любила тебя ты бы в эту школу свою не ходила», а так, как мне это нужно.
Катя
— Как ты думаешь, ты сильно изменилась за последнее время?
— Нууу, прибавилось знаний, а соответственно стало понятно больше тех вещей, которые раньше были не особо ясны. Например, я стала спокойнее относиться к ЛГБТ и начала поддерживать феминизм. Мнение насчёт самой себя тоже изменилось, например, комплексов прибавилось, но некоторые из них наоборот пропали. Мне становиться интереснее общаться с мальчиками.
— Тебе стало сложнее открыто общаться с родителями?
— Я считаю, что имею право на свои секреты, а так, появились некоторые различия во взглядах на жизнь. Соответственно, некоторые сложности появились. Приходится обходить стороной некоторые иногда немаловажные темы, дабы избежать конфликтов.
— Что бы ты хотела сказать своим родителям?
— Мы не маленькие, родителям стоит давать нам больше свободы. Свобода выбора, например, как нам выглядеть, финансовая свобода, хочется чуть больше денег на карманные расходы до 14 и возможность подрабатывать после, нормальное количество времени на прогулки. Родителям стоит смириться с тем, что у нас есть своя точка зрения и своё мнение. Также им стоит нам больше доверять.
Маша
— У тебя есть чувство, что ты сильно изменилась за последний год? В чем это проявляется?
— Я больше вру родителям и в принципе близким людям, отдаляюсь от них. Раньше мне всегда было интересно проводить время с родителями, а сейчас такого желания уже нет.
— Как ты переживаешь этот разрыв с родителями?
— Нормально, не придаю этому большого значения. Возможно, это просто часть взросления, я не знаю.
— У тебя как-то изменились отношения с ровесниками?
— Мм, в школе — да.
— Звучит, как будто не в лучшую сторону
— Так и есть, не то чтобы меня обижали, мне просто не интересна их компания.
— И единомышленников нигде нет?
— Да, к сожалению
Комментарий детского психолога центра К.О.Т.
Психологические особенности детей
Этот период способствует проявлению черт характера взрослого человека. Чтобы доказать состоятельность, парень использует агрессивные методы общения с близкими. Такое поведение характерно для семей, практикующих авторитарные методы воспитания, давление на психику, принуждение. Чтобы занять свое место, мальчик вынужден грубить, отказываться от сотрудничества. Противоположные случаи — уход от общения, отчуждение, нежелание рассказывать о своих проблемах, депрессивное поведение.
Ярко проявляются эмоции. Возможны проявления стеснительности, зажатости одновременно со вспышками гнева. Родителям необходимо понимать, что желание ребенка повзрослеть не контролируется сознанием — это первые пробы, попытки сформировать личный стиль поведения.
Первое место занимает мнение окружающих о личных достоинствах, способностях подростка. Помогает опыт занятий спортом, серьезные увлечения предметами. Мальчику трудно начать чем-то серьезно заниматься, поэтому определять ребенка в кружки, дополнительные школы желательно раньше, чтобы к подростковому периоду он уже имел запас навыков, которые будут способствовать самоутверждению.
Психологические особенности ребенка в 10 лет зависят от его семейного авторитета— насколько родственники интересуются его достижениями, мнением. Малейшее замечание вызывает бурный протест. Лучшее, что могут сделать родители — закрыть глаза на недостатки, больше хвалить, даже небольшие достижения.
Желание нравиться девочкам побуждает к рискованным манипуляциям.
Проблемные моменты
В препубертатном возрасте у мальчиков и девочек могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:
- низкую самооценку;
- застенчивость;
- чрезмерное подражание кумирам.
Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, не любит себя. Он отказывается от публичных выступлений, с нежеланием идет в школу, не хочет контактировать с окружающими, пребывает в нервозном состоянии. Робость проявляется при встрече с ровесниками, взрослыми.
Досуг в 9-10 лет должен контролироваться родителями
Ребенок отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить малышу доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему. Мальчик может сомневаться в своих физических способностях и силе, а девчонки могут комплексовать из-за внешности. Можно поработать над его имиджем, стилем, позаботиться о мелочах внешнего вида, устранить возможные барьеры при общении с окружающими (неприятный запах изо рта, неопрятную одежду). Любой из родителей должен уметь найти правильный подход и ребёнок снова войдет в нормальное русло жизни.
Ему нужна похвала и, в то же время, объективный взгляд на себя. Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни мальчиков и девочек главной задачей родителей является верное направление отпрыска во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.
Подводя итоги…
Фраза, которую я упоминаю постоянно – любите своих детей. Такими, какие они и есть. И помогайте им развиваться и становиться лучше. Ничего нового и сверхъестественного я не открываю, а лишь говорю о том, о чем почему-то многие забывают или на что просто не обращают должного внимания.
Общайтесь со своим ребенком открыто, рассказывайте о том, какими в его возрасте были вы – доверие в отношениях и ваша любовь так много значат для него!
Следите за тем, как меняется ребенок, его характер, ценности и поддерживайте, направляйте его энергию в нужное русло. И все будет хорошо.
10-11 лет – важное время в жизни каждого ребенка, от того, как пройдет этот период, зависит то, каким он будет в подростковом возрасте.
Не упустите момент и будьте счастливы!