Развитие ребенка в 1 год

Как вести себя правильно? Советы психолога

Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Он не способен сделать причинно-следственные выводы и наказание за что-либо не даст результата. Малыш просто решит, что родители его не любят.

Некоторые взрослые наоборот идут на поводу у капризов ребенка, во всем ему потакают. Такая вседозволенность вредна для формирования личности малыша. Он становится еще более капризным, кризис усугубляется.

Пережить этот трудный период, не впадая в крайности, могут помочь такие рекомендации психологов:

    1. Постарайтесь ограничить количество запретов

Говорите «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда действия малыша становятся опасны для его жизни. При этом нужно не просто сказать нельзя, а и объяснить почему. Например, нельзя выбегать на проезжую часть дороги, может задавить машина. Не ограничивайте по возможности двигательную деятельность крохи, разрешайте ему ползать, бегать, шуметь. Это просто необходимо малышу. Хочет порисовать не на листе бумаги, а на себе – пусть рисует. Так он познает мир.

    1. Чтобы запретов было меньше, лучше заранее спрятать подальше то, что трогать нельзя
    2. Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, предоставьте ему такую возможность

При этом не нужно ему постоянно пытаться помочь или торопить, ведь он пока еще только учится.

    1. Малыш отказывается от еды – не заставляйте его есть

Голодным он точно не останется. Нельзя кормить ребенка насильно. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если кроха не хочет есть какое-то блюдо, оно ему не нравится на вкус, не настаивайте. У всех есть свои предпочтения в еде и малыш так же индивидуален как и все.

    1. Учитесь понимать своего малыша

Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам.

    1. Старайтесь уделять ребенку больше времени, играть с ним
    1. Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то, постарайтесь переключить его внимания на то, что можно и интересно крохе

Все, что нельзя брать, лучше держать вне зоны видимости малыша.

    1. Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время

Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и успокоится

  1. Малыши любят в возрасте 1 – 1.5 лет подражать взрослым

Пусть помогает вам в домашних делах. Например, мама прибирает и кроха хочет помогать – дайте ему тряпочку, пусть моет с мамой. Обязательно похвалите его и поблагодарите за помощь.

Необходимо соблюдать привычный режим дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы малыш проголодался и хорошо кушал, подольше погуляйте, пусть наиграется и набегается, но не давайте ему что-то перекусить. Тогда вернувшись домой, малыш покушает и хорошо поспит днем.

Не забывайте о том, что родители самые главные люди в жизни малыша. Именно у вас он ищет защиты и поддержки

Месяц двенадцатый

Это период перехода от грудничка и младенца к детству. По сути границы такой и не существует, однако именно на этом моменте появляются другие приоритеты в развитие. Да и семья уже начинает ждать большего от своего чадо.

Что малыш уже умеет в 12 месяцев:

  • Ходить. Много и даже быстро. Поэтому не пугайтесь, если он побежит просто так. Но если этого не происходит страшного ничего нет. Ходить полноценно дети могут начать до полутора лет.
  • Маленький человечек уже может приседать, с целью взять вещь, помнит место игрушки.
  • Шагает уверенно через препятствие, по началу может просить помощь в виде руки мамы, но вскоре сможет и сам.
  • Уверенно ест ложечкой, может надевать и снимать шапку, носки, обуваться.
  • Ходить на горшок через раз (а точнее проситься на него).
  • Может есть руками, разжевывает уже кусочки (мягкие).
  • Понимает речь родителей, хотя может казаться, что это иллюзия.
  • Словарный запас увеличивается, как правило, от 2 слов до 10. Может быть и больше.
  • Играет в более сложные игры, даже понимает принцип дочки-матери *кормит игрушки, укачивает, сажает на горшок).
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Советы родителям: педиатры считают, что звуки, которые обозначают у ребенка конкретные действия, являются словами. Поэтому помогайте ребенку с произношением слов. Если он не может сказать, например, имя Саша — подумайте, какая буква будет проще — скорее это «Н». Попробуйте научить его говорить — Саня.

Развитие и игры

Мир ребенка в один год — его мама, общение с ней дает ему представление об окружающем мире, поэтому важно развивать маленького человека и внушать ему чувство безопасности, чтобы он мог максимально позитивно относиться к миру и как можно более продуктивно изучать его

Играя с ребенком, родители должны все время его направлять и разнообразить занятия, чтобы они не были одинаковыми и монотонными: предлагать сюжеты, помогать в осваивании бытовых навыков, работать над развитием речи и памяти, вниманием и логикой. Знаете ли вы? Детские игрушки, которые находят археологи при раскопках древних цивилизаций, мало чем отличаются от нынешних: фигурки животных и птиц, модели людей — куклы, свистки, погремушки присутствовали в Древнем Египте и Китае, Индии и Греции

Предметы детского обихода, в том числе игрушки, — неотъемлемая часть комплекса археологических находок при раскопках остатков любого места проживания людей. Их изготавливали из глины, металлов, дерева и других доступных материалов.

Физическое развитие:

Знаете ли вы? Детские игрушки, которые находят археологи при раскопках древних цивилизаций, мало чем отличаются от нынешних: фигурки животных и птиц, модели людей — куклы, свистки, погремушки присутствовали в Древнем Египте и Китае, Индии и Греции. Предметы детского обихода, в том числе игрушки, — неотъемлемая часть комплекса археологических находок при раскопках остатков любого места проживания людей. Их изготавливали из глины, металлов, дерева и других доступных материалов.

Физическое развитие:

  • овладение навыком ходьбы и управления собственным телом;
  • игра с мячиком;
  • гимнастические упражнения под музыку;
  • занятия на фитболе;
  • прыжки;
  • преодоление препятствий;
  • танцы;
  • ходьба босиком по поверхностям различной фактуры: земля, песок, галька, трава, ковер, гладкий пол, жесткий коврик и тому подобное.

Познавательное развитие:

  • игра с кубиками;
  • собирание пазлов из 2-4 частей;
  • угадывание предмета по его части;
  • изучение фруктов, овощей, кухонной утвари, бытовых и прочих предметов;
  • изучение цвета, сортировка предметов по цвету;
  • развивающие игры с пирамидкой;
  • поиск предметов, игра в прятки.

Сенсорное развитие:

  • изучение запахов;
  • изучение на ощупь различных фактур;
  • испытание различных вкусов.

Музыкальное развитие:

  • прослушивание музыки: классической, детской, популярной и так далее;
  • изучение звучания различных музыкальных инструментов;
  • пение;
  • танцы под музыку.

Мелкая моторика:

  • пальчиковые игры;
  • занятия с крупами разных размеров;
  • игра со шнуровкой;
  • использование в играх прищепок;
  • наклеивание наклеек;
  • занятия с песком в песочнице или на пляже и с манной крупой дома в зимнее время.

Знаете ли вы? Манная крупа с успехом заменяет для детей песок. Хоть из нее невозможно лепить куличики, она обладает массой достоинств. Манка недорогая, с ней можно заниматься дома, ее можно пересыпать и сеять, а также рисовать пальцами на поверхности, где она насыпана мелким слоем, она безопасна для организма ребенка в случае проглатывания.

Речевое развитие:

  • чтение детских книжек;
  • обсуждение рисунков, изучение его частей;
  • разговоры с ребенком, развернутые рассказы на бытовые темы и описание происходящего;
  • чтение и разучивание детских стишков, потешек;
  • пение.

Творческое развитие:

  • рисование с использованием пальчиковых красок;
  • изготовление аппликаций с использованием различных материалов;
  • рисование карандашами;
  • рисование красками с использованием кисточки;
  • лепка из пластилина, соленого теста и других пригодных для этого материалов;
  • занятия с конструктором.

Стартовал второй год вашей удивительной жизни

В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.

К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен — за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.

Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно от матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться с взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Он полон энергии и готов ею с вами поделиться.

Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать…

Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.

Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка — в чем ему надо поупражняться.

Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, — обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.

Период взросления – юность

На этапе ранней юности меняется вид деятельности, от учебной переходит к учебно – профессиональной. Многие уже попробовали себя в трудовой деятельности. О процессе воспитания, конечно, здесь нет и речи.

  • В этот возраст меняется ориентир, он устремляется в будущее. Идет определение с жизненным путем, выбором профессии.
  • Он стоит на пороге взрослой жизни.
  • Строятся жизненные планы, стараются реализовать цели.
  • Еще одной особенностью является сформированность мышления, мировоззрения, нравственных установок.
  • Человек осознает свои потребности.
  • У него имеется потребность в самостоятельном приобретении знаний.
  • Люди этого возраста склонны к философским размышлениям.
  • Заново появляется авторитет родителей, с не простыми вопросами они идут именно к ним.
  • Расширяется круг интересов, потребность в общении со сверстниками велика.
  • Симпатия, дружба перерастает в любовь. Думают о создании семьи.
  • Но еще малый жизненный опыт, кидание из крайности в крайность: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть.
  • Он ищет свое место в жизни, свое общество, свое пространство, свой мир без вторжения туда как посторонних, так и близких людей. Для проверки качества своего воспитания неплохо ребенка отпустить, дать ему свободу, понаблюдать за тем, как он будет барахтаться в море жизни.

Кормление

В 1 годик малышу становится интересна посуда, он пытается брать в руки ложку или вилку, самостоятельно набирать пищу и есть ее. Ребенок в 1 годик знаком с множеством продуктов, и в его рационе практически отсутствует грудное молоко. В сутки карапуз должен съедать примерно 1200-1300 г, а его суточный рацион состоит из 5 приемов пищи:

  • завтрак;
  • обед;
  • полдник;
  • ужин;
  • второй ужин.

Незадолго до сна можно предложить крохе кефир, йогурт или немного творога.

Необходимо обеспечить разнообразное и полноценное питание, которое способно восполнить все нужды растущего организма. С этой задачей молоко уже не справляется, поэтому мамочки могут постепенно отучать от груди и полностью переводить его на взрослое сбалансированное питание.

В таком возрасте запрещается давать: 

  • жареную пищу;
  • газированные напитки;
  • продукты на основе какао или шоколада;
  • копченые и колбасные изделия;
  • различные консервы и полуфабрикаты;
  • орехи;
  • блюда, в состав которых входят грибы.

Питание и сон

В возрасте одного года малыш почти не питается грудным молоком или смесью. Обычно кормление приходится на раннее утро и поздний ужин. Все остальные приемы пищи – это взрослый рацион, адаптированный под ребенка. Также в магазинах продается готовое питание, приспособленное под особенности организма годовалого ребенка.

Состав таких продуктов разный: мясные и овощные пюре, детское печенье и другие. Количество приемов пищи такое же, как и у взрослых: завтрак, утренний перекус (при необходимости), обед, полдник и ужин.

Длительность сна годовалого ребенка составляет обычно около 14 часов. Ночью кроха спит около 12 часов, длительность дневного сна – два часа. Время бодрствования всецело зависит от индивидуальной потребности организма малыша в один год.

Таким образом, 1 год – это период, когда маленький человечек перестает быть младенцем и вступает в новый период своей жизни.

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».

Возрастные нормы ↑

  1. Вес. К двенадцати месяцам вес детей, обычно, превышает вес при рождении в три раза. Средний вес годовалого малыша – десять или чуть более кг. При ежемесячном взвешивании с этого возраста фиксируется прибавка в весе порядка 250 г.
  2. Рост малыша в 1 год составляет 72-76 см, в зависимости от анатомических особенностей.
  3. Зубы. К году у многих детей имеется двенадцать зубов: по 4 резца сверху и снизу и 4 коренных молочных зуба. Меньшее количество зубов не является поводом для беспокойства и считается нормой. При нормальном поступление с пищей солей кальция, фосфора и витамина D «недостающие» зубки прорежутся в последующие 2-3 месяца.
  4. Стопа. Нормой читается и своеобразная форма стопы: плоская, без свода. У ребенка, который еще не начал активно ходить, некоторое время под сводом сохраняется жировая подушечка. Постепенно она исчезает, и стопа приобретает положенный изгиб.

Детские страхи в раннем возрасте

Особого внимания заслуживает эмоция страха, которая является проявлением инстинкта самосохранения. Появление чувства страха предупреждает организм ребёнка о грозящей ему опасности и реагирует
соответствующим образом.

С развитием восприятия и умственных способностей расширяется кругозор ребёнка и рамки жизненного опыта, из которого постоянно поступает новая информация. Поэтому в раннем детстве диапазон страхов шире, чем в младенчестве. Кроме того, проведённые исследования показали, что пик страховой сенситивности приходится именно на третий год жизни.

В качестве источников страхов психологи называют конфликты в семье, ревность к младшим братьям и сёстрам, психологическое состояние мамы и папы. Также стоит отметить и роль в возникновении страхов агрессивных картинок, которые идут с экрана телевизора, будь то мультфильм, передача новостей, или детективные сериалы.

В возрасте раннего детства чаще всего отмечается страхи неожиданных звуков, одиночества, боли и уколов, ночные страхи, страх перед засыпанием. Наблюдая за исчезающими из их поля зрения объектами, дети боятся и сами исчезнуть. Это может быть страх, что их может сдуть ветром или унести водой.

Данные возрастные страхи, как правило, проходят со временем, по мере развития мышления ребёнка. Однако фиксация страхов может приводить к серьёзным проблемам в поведении ребёнка. И здесь не последнюю роль играют взрослые, находящиеся рядом с малышом

Родителям важно гибко реагировать на эмоциональное состояние ребёнка. Раздражительность, гнев, могут только усугубить ситуацию и способствовать появлению чувства отверженности

Чрезмерная опека со стороны родителей также не избавят ребёнка от страха. Необходимо постепенное приучение малыша к объекту боязни, к общению с ним. Родители могут продемонстрировать взаимодействие с объектом страха и таким образом показать на своём примере, что ничего страшно не произойдёт.

Не следует заглушать чувство страха отвлечением его от объекта боязни. Непроработанное чувство страха может на время утихнуть, но проявиться позже и в другом качестве. Также не стоит высмеивать боязнь и чувства ребёнка. Необходимо помнить, что представления об окружающем мире и мышление ребёнка и взрослого находятся на разных ступенях развития. То, что взрослый может посчитать пустяком, для незрелой психики ребёнка может оказаться трагедией.

Восприятие и совершенствование мышления

Все действия малыша в этот период направлены на развитие и совершенствование восприятия мира и мышления. Его интеллект развивается в таких действиях с предметами, как принятие пищи (действия с ложкой и кружкой), игра в складывание пирамиды (учится сравнивать предметы). Ребенок в возрасте 12 месяцев еще не обладает умением последовательно изучать какой-либо предмет, чтобы выяснить его свойства

Но он может выделить единственный главный признак вещи, которая особенно привлекла его внимание

В этом возрасте малыши отличаются повышенной эмоциональностью. Это связано с несовершенством нервной системы, а не с капризами. Поэтому родителям нужно проявлять терпение и не наказывать ребенка.

Как происходит развитие психических качеств

В этом возрасте ребенок учится делать обобщения, выделять главные признаки предметов, группировать предметы (например, мебель, посуда). С помощью игры, в действиях и наблюдениях развивается его мышление. Начиная с 12 месяцев и до двух лет малыш проводит «эксперимент»: бросает игрушку в одном направлении и наблюдает за результатом.

Показывая малышу, как правильно действовать в какой-то ситуации, подкрепляйте это словами, понятными ему, давайте ему краткую и ясную «инструкцию».

Подход к ребенку

Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и… положил его на место.

— Нет, мам, у меня не получится.

— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.

Даша ни в какую:

— Нет, у меня не получится.

И тут меня прорвало.

— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!

Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи «взрослого мира», а тем более взять их на заметку?

Кроме того, поднабравшись опыта в «раннем развитии», я поняла для себя несколько важных вещей:

  1. Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, «как надо» и «как правильно». Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
  2. Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. «У тебя обязательно получится, ты такой молодец!».

Но… Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за «границу», но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали «девочку с санками» пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как «взрослая лекция», поможет ей преодолеть «барьер» и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

Речевое развитие ребенка в год

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>
Если вашему крохе уже исполнился 1 год, то вы замечаете, что детский лепет постепенно сменяется более осмысленным разговором.

В речи малыша появляется все больше лексем, которые напоминают нормальные слова.

Задание родителей – всеми силами стимулировать речевое развитие ребенка в 1 год. Лучше всего это делать при помощи:

  1. Постоянных разговоров с малышом.

    Не игнорируйте его лепет, отвечайте ему.

    Можно задавать вопросы и ждать на них ответа.

  2. Чтения стихов и сказок.
  3. Пения песенок.

    Лучше ограничить репертуар несколькими песенками, чтобы ребенок мог выучить хотя бы часть слов и подпевать вам.

  4. Разглядывания книжек с картинками и обучением: «Как лает собачка?», «Как мяукает кошка?», «Какие звуки издает трактор?» и т.д.
  5. Использования специальных обучающих гаджетов: говорящих хомяков, музыкальных коробок и прочего.

Нормы развития

В среднем, к году темп роста – 1,5 сантиметра в месяц. После наступления 12 месяцев темпы замедляются. Скорость увеличения веса в этом возрасте – 350 граммов в месяц. Приблизительно рост годовалого малыша составляет 72-77 сантиметров, а вес – 10-11 кг.

Для мальчиков

По данным отечественных педиатров, рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 сантиметров, а вес – от 8,9 до 11,6 килограммов. Окружность головы в норме – 45,3-48,6, груди – 46,1-52,5. По данным ВОЗ, эти значения колеблются в несколько большем диапазоне.

Для девочек

Рост варьируется в пределах от 71,4 сантиметров до 78 см, вес – от 8,5 до 10,8 см. Окружность головы – 44,2-47,3 см, груди – 46,3-51,4 см.

Младший школьный возрастной этап

Возрастные нормы развития ребенка школьного возраста таковы:

  • он чувствует себя «взрослым» и ведет себя соответственно;
  • авторитет родителей снижается;
  • он способен планировать свою деятельность, выполнять правила и принимать новые социальные порядки.

В период старшего школьного возрастного этапа развития ребенок готовится к вступлению во взрослую жизнь, однако в его поведении еще присутствуют детские манеры и поступки. Также к этому периоду возрастного развития ребенка относится пора полового созревания, и в организме и личности подростка происходят множественные изменения, что требует понимания и участия со стороны родителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: