Ребенок в ДОУ
Каждый кроха обладает с рождения персональным набором врождённых характеристик: определёнными задатками, типом нервной системы, особенностями поведенческих паттернов и частично характером собственных родителей. Считается, что психологическое формирование малыша обусловлено во многом его генотипом. Однако большинство психологов придерживается воззрения, что большей частью на развитие воздействуют средовые факторы и воспитание, чем врождённые черты.
Определяющим аспектом психического созревания считается социальный опыт, закреплённый в предметной форме и знаковой системе. Он приобретается. Психическое формирование проистекает по образцу, принятому в данном социуме, и обуславливается видом деятельности, типичным уровнем развитости такого общества.
Дошкольный период очень значим в формировании рассматриваемого аспекта. Ведь именно на данном этапе происходит созревание психики, закладывание основ нравственности и поведенческих паттернов. Работникам дошкольных организаций следует стараться постоянно психологически поддерживать каждого кроху. Сегодня отмечается резкая нехватка материальных ресурсов и духовного резерва, необходимых для социализации малышей и их адекватного развития. Поэтому неудивительно, что приблизительно у 50% малышей отмечаются психические отклонения: отсутствие усидчивости или концентрации внимания, гиперактивность либо расторможенность поведения. Поэтому дети нуждаются в ощущении поддержки со стороны воспитателей.
Укрепление психологического здоровья детей включает несколько структурных составляющих:
– позитивную эмоциональную атмосферу развития, включённую в любые вариации деятельности;
– развитие когнитивных функций;
– формирование личности малыша, основываясь на особенностях его темперамента и складывающихся черт характера.
Индивидуализация процесса обучения малышей должна базироваться на учете их индивидуально-типологических характеристик, а именно – типа темперамента, обусловленного генетическими спецификами личности.
Воспитателю в процессе взаимодействия с малышами необходимо опираться на нижеприведенные показатели:
– уровень знаний и навыков (действенность, осознанность);
– характер переключения познавательных процессов (стереотипность ума, гибкость интеллекта, быстрота либо вялость нахождения взаимосвязей, наличие либо отсутствие личного отношения к постигаемому материалу);
– работоспособность (умение действовать продолжительное время, уровень интенсивности деятельности, утомляемость, отвлечение внимания);
– степень самостоятельности;
– уровень активности;
– отношение к учебной деятельности;
– характер когнитивных интересов;
– степень волевого созревания.
На занятиях наставнику необходимо стараться избегать воздействия на малышей отрицательных факторов. Так, например, слабослышащих малышей следует разместить ближе к воспитателю.
Ниже приведены рекомендации работникам дошкольных организаций по предупреждению развития психологических отклонений в созревании ребенка:
– выказывание искреннего интереса к состоянию малышей, их личности, настроению;
– создание в группе комфортного, спокойного микроклимата, жизнерадостной и творческой атмосферы;
– демонстрация собственными действиями уважительное отношение к взрослым лицам и детям;
– организация быта малышей и их жизнедеятельности, таким образом, дабы у них рос запас положительного опыта добрых чувств;
– учёт возрастных особенностей, интересов малышей при подготовке и при проведении занятий;
– создание условий для выработки у детей доверия и привязанности к взрослым лицам, положительных контактов с ровесниками;
– обучение воспитанников осознанию собственных эмоциональных настроев, чувствованию окружающих людей;
– использование похвалы в ходе взаимодействия чаще, нежели порицание;
– создание условий для оптимальной доверительной синергии с родителями;
– формирование навыка проводить параллель между поведением, событиями, самочувствием и настроением людей.
Терминология
Здоровье рассматривается в качестве комплексного феномена, объединяющего в себе множество разноплановых аспектов. Помимо медицинских показателей здоровье может быть охарактеризовано педагогическими, психологическими и другими признаками.
Ранее при изучении особенностей человеческого организма применялся механический подход, характерный для естественных наук. Выделение гуманистической психологии в отдельное направление ознаменовалось появлением термина «психологическое здоровье». Фундаментальное понятие — результат развития гуманитарной методологии, ориентирующейся на познание человека путем психологических исследований.
В словосочетании «психологическое здоровье человека» зафиксированы две категории: «психология человека» и «психология здоровья». Оба термина доказали свою перспективность в сфере расширения границ психологии, рассматриваемой в качестве научно-практической дисциплины.
Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов. Термин «психологическое здоровье» характеризует личность в целом и дает оценку проявлениям человеческого духа. Такой подход позволяет осуществить отделение психологического аспекта от других граней, в число которых вошли философская, социологическая и медицинская. По мнению специалистов без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.
Психологические аспекты здоровья дошкольников
Правильное протекание значимых для дальнейшей жизни ребенка процессов невозможно без общего психического развития, опирающегося на новую для организма систему психических функций. Из числа последних пристального внимания удостоились память и мыслительные навыки. Отныне ребенку подвластны как ориентация и осуществление важных на текущий момент действий, так и построение цепочки связей, объединяющей общие представления и понятия, выходящие за рамки личного опыта малыша.
Благодаря данной особенности мышлению удается воспарить над наглядной основой, вследствие чего становится возможным переход от наглядно-действенных рассуждений к наглядно-образным. Уникальные особенности развития памяти и мышления открывают детям доступ к новым видам деятельности, включая такие типы, как конструктивная, игровая и изобразительная. В качестве отправных точек отныне могут выступать идеи и мысли, в качестве логических завершений — воплощение и конкретные ситуации, в то время как ранее ребенок руководствовался единственной доступной для него цепочкой «ситуация — мысль».
Речь — гармоничное продолжение мыслительных процессов, пребывающих на стадии развития. До поступления ребенка в школу именно за этим навыком закреплена функция планирования и регулирования деятельности малыша. В этот период наблюдается пополнение словарного запаса и усвоение простейших принципов грамматического построения речи. От выражения обуревающих его в данную минуту желаний и комментирования конкретных событий ребенок переходит к размышлениям и беседам об окружающих людях, животных, растениях и т.д. Не последняя роль в этих мыслях отведена осознанию собственного «Я» и определению места в мире.
Сложно переоценить значимость влияния взрослых, ежедневное присутствие которых сказывается на протяжении всего развития дошкольника. Полноценное общение — залог нормального физического и психологического развития. Круг близких людей ограничен родителями, бабушками, дедушками и т.д. Именно они находятся рядом с малышом на ранней стадии жизненного пути и знакомят его с реалиями окружающего мира. Их губы произносят первые в жизни крохи слова. Под руководством родственников малыш учится взаимодействовать с предметами и овладевает навыками использования подвластных пониманию орудий деятельности. В недалеком будущем поддержка близких пригодится на этапе постижения сложной для восприятия системы человеческих взаимоотношений. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что детям, лишенным общения со взрослыми в первые годы жизни, впоследствии так и не удалось научиться ни полноценно говорить, ни полноценно мыслить. Не могла идти в подобных случаях и речь об адаптации в социальной сфере.
Аналогичные по силе яркости черты присущи феномену «госпитализации», для которого характерно ограничение взаимодействия малыша и взрослого. Формальный по своей сути уход за ребенком не предусматривает полноценного эмоционального общения.
Преобладающая часть детей не испытывает недостатка заботы и внимания со стороны взрослых. В то же время даже в числе воспитывающихся в семьях малышей фиксируется существенный процент заболеваний психической направленности. Неврозы в печальном перечне занимают одно из ведущих мест. Их проявления зачастую связаны с социальными факторами, обусловленными особенностями взаимоотношений.
Критерии психологического здоровья
Психологическое состояние характеризует в целом личность. Оно предоставляет возможность определить психологическую сторону проблемы состояния психики. Необходимым условием формирования ребенка является его психологическое здоровье, которое обусловлено также физическим состоянием.
К ключевым критериям оценки психологического здоровья причисляют:
– комфортное душевное состояние малыша, его адекватное психическое развитие;
– умение постигать себя и понимать окружающих;
– позволительное социальное поведение;
– способность выбирать и умение нести ответственность за него;
– претворение в реальность потенциала в разнообразных вариантах деятельности.
Условно можно подразделить на уровни душевное состояние малыша.
К первому уровню причисляются малыши с константной приспособляемостью к среде, устойчивыми силами для преодоления стрессоров и творческим подходом к действительности. Таким детям не нужна психологическая поддержка. Это креативный уровень.
Следующий уровень называется адаптивным, в него включаются дети, адаптированные в целом к социуму, однако они характеризуются гипертревожностью.
Дезадаптивный уровень считается самым низким. К нему причисляются дети, стремящиеся приспособиться к обстоятельствам извне, путём игнорирования собственных желаний или потенциала. Либо же они используют активную «атакующую» позицию, тем самым подчиняя окружение собственным потребностям. Такие малыши нуждаются в персональной психологической помощи.
Также можно выделить некоторые факторы риска, существенно воздействующие на психологическое состояние.
Это окружение или средовые факторы (неблагоприятная семейная атмосфера либо обусловленные пребыванием крохи в саду и другом учебном заведении). Индивидуальные особенности или субъективные факторы, включающие самооценку ребенка, характер, темперамент.
Таким образом, психологическое здоровье детей и подростков, большей частью обусловлено комфортной домашней обстановкой, присутствием взрослых (родственников, воспитателей, преподавателей), играющих с ними, проводящих беседы, предоставляющих возможность им проявить собственную автономность.
Ребенок в семье
Наиболее значимым институтом психологической зрелости малышей и формирования личности является семья. Первый опыт коммуникативного и социального взаимодействия ребенок получает именно в семье, которая является некоторое время единственным источником получения этого опыта. Позже в жизнедеятельность крохи включаются иные социальные институты – учебно-воспитательные заведения. Невзирая на увеличение числа социальных связей у малыша, семья продолжает удерживать позицию одного из наиболее значимых условий социализации.
К важным условиям психологического здоровья причисляют превалирование позитивных чувств над отрицательными эмоциями.
Психологическое здоровье стали сегодня рассматривать в качестве необходимого фактора для полноценного функционирования, проявления, формирования индивида в процессе его жизнедеятельности.
Вследствие возрастных специфик дети могут не владеть всеми компонентами психологического здоровья, базисы которого закладываются именно в семье.
Малыш, психологически здоровый, характеризуется жизнерадостностью, открытостью, весёлостью. Он пытается творчески самовыразиться, познать себя и среду не только при помощи разума, но и посредством чувств и интуиции. Он принимает собственную личность, также принимает уникальность и ценность окружения.
Семейные взаимоотношения оказывают решающее воздействие на созревание малыша, его психологическое благополучие. Ребенок нуждается в спокойной атмосфере и доброжелательном семейном микроклимате.
Необходимо с первых дней стараться выстраивать взаимоотношения с чадом на грунте взаимопонимания и согласия. Повышенные тона недопустимы, поскольку провоцируют возникновение невроза. Помимо того усугубляют имеющиеся отклонения нервной системы, что существенно понижает защитные ресурсы маленького организма.
Особенности психологического здоровья ребенка таковы, что для их сохранности родителям следует:
– проявлять внимание внутренней атмосфере малыша: переживаниям, способностям, уверенности либо неуверенности его, интересам, отношению к существованию и людям;
– уважать и принимать собственное чадо таким, каким он есть;
– быть вместе с крохой, а не рядом;
– контролировать собственное поведенческое реагирование (недовольство поведением малыша не должно носить характер систематичности);
– в деятельность, с которой карапуз справляется вмешиваться не стоит;
– делиться собственными чувствами;
– оказывать помощь лишь когда малыш просит;
– повествовать ребенку о своих победах и неуспехе, о детстве;
– поддерживать его достижения;
– проводить с крохой больше времени, обнимать его, дарить нежность.
Эмоциональное развитие дошкольника
Дошкольный период непродолжителен по времени
Поэтому в это время важно заложить правильную основу личности. В том числе необходимо работать и над развитием психоэмоциональной сферы дошкольника
Рассмотрим ее главные черты.
В возрасте от 1 до 3 лет эти свойства следующие:
Эмпатия практически отсутствует;
Ребенок не умеет принимать решения;
Он эгоцентричен;
Его эмоциональные реакции имеют прямую связь с желаниями;
Самооценка завышена;
Для ребенка важно то, каким образом его действия оцениваются взрослыми.
От 4 до 6 лет:
- Восприятие становится более спокойным;
- Ребенок способен к адекватной оценке своих действий;
- У него возникают новые мотивы для действий;
- Он учится управлять своими эмоциональными реакциями.
В дошкольном возрасте ребенок обладает широким диапазоном эмоциональных переживаний. Они бывают связаны, прежде всего, с атмосферой дома. На психоэмоциональное развитие ребенка большое влияние оказывает расширение сферы интересов, приобретение новых умений и навыков. Дошкольник уже может ощущать не только страх или радость, но и другие оттенки переживаний: бодрость, удивление, грусть, нежность, ревность, гнев.
Важной составляющей для полноценного психического развития дошкольника является способность к эмпатии – умение правильно воспринимать эмоции и переживания других людей, сочувствовать им. Если у дошкольника сформирована эмпатия, то в дальнейшем ему легче адаптироваться в школьном окружении, поведение ребенка со сверстниками будет бесконфликтным
Поэтому родителям необходимо уделять внимание не только интеллектуальному и познавательному развитию ребенка, но и его эмоциональной сфере
Как можно развить эмпатию у дошкольника?
- В семье должна быть теплая, наполненная пониманием, атмосфера;
- Ребенка необходимо знакомить с правилами поведения в социуме;
- Малышу необходимо пояснять, какие следствия приносит определенный вид поведения человека;
- Его необходимо учить совершать хорошие поступки;
- Ребенку нужно сопереживать, демонстрировать понимание его чувств;
- Родитель должен показывать ребенку пример своим поведением.
Условия сохранения
Сегодня всё острее становится проблема неадекватности потенциалов человеческой психики ритму бытия, высокому уровню стрессогенной обстановки, информационным нагрузкам.
Для детей огромным источником стресса являются внедрение преждевременного обучения и перенапряжение, обусловленное учёбой. Сегодня типичного ребенка характеризуют внешние критерии взрослости на фоне инфантилизма и социальной незрелости. По мере взросления малышей число стрессоров, воздействующих на их жизнедеятельность, только увеличивается. А потому психическое состояние маленьких граждан имеет свои особенности.
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста обусловлено полноценным созреванием психических процессов на всех стадиях онтогенеза. Сложности психического формирования начинаются ещё в периоде младенчества. Часто недостаток взаимодействия с матерью либо его переизбыток провоцирует различного рода аномалии в развитии малышей
Далее до трехлетнего возраста также сохраняется важность взаимодействия с матерью, однако значимыми делаются и взаимоотношения со вторым родителем. Данный период обладает особой важностью для выработки «Я» крохи
Неблагоприятными вариациями взаимоотношений с матерью на этом этапе считаются:
– быстрое и излишне резкое отделение, например, вследствие выхода родительницы на работу, рождение второго малыша или помещения крохи в ясли;
– гиперопека, чаще проявляемая излишне тревожной матерью.
Важность отца для становления самостоятельности ребенка обусловлена тем, что родитель: является примером взаимоотношений с матерью, прототипом внешнего мира, менее противоречивым объектом, нежели мать и трансформируется в источник защиты. В дошкольном периоде наиболее значимым фактором риска становится взаимодействие, где малыш является «идолом» семьи, когда ублажение потребностей крохи преобладает над удовлетворением желаний остальных участников семейных взаимоотношений
В дошкольном периоде наиболее значимым фактором риска становится взаимодействие, где малыш является «идолом» семьи, когда ублажение потребностей крохи преобладает над удовлетворением желаний остальных участников семейных взаимоотношений.
Ещё один фактор риска заключается либо в конфликтных взаимоотношениях между родителями, либо в отсутствии одного из них. Часто роль взаимоотношений, наполненных противоречиями, недооценивается, однако они нередко провоцируют у малышей нарушения гендерной идентификации или развитие невротической симптоматики: энуреза, фобий. У отдельных детей они зачастую порождают характерные изменения поведенческих паттернов: боязливости, покорности, робости, депрессивным настроениям.
Феномен родительского программирования также является частым фактором, влияющим на психологическое здоровье ребенка. Вследствие крайней выраженности потребности в родительской любви кроха старается приспособить собственное поведение, дабы отвечать их ожиданиям, основываясь на их вербальных и невербальных сигналах. Такие дети проживают «запрограммированную» жизнь.
Немаловажной является и первая встреча детей с незнакомыми взрослыми в детском саду, поскольку во многом обуславливает их дальнейшие взаимоотношения с «авторитетными» взрослыми. Также в саду у них может возникнуть серьёзная внутренняя конфронтация в случае проблемных отношений с ровесниками
Внутренняя конфронтация порождается противоречиями между потенциалом детей и требованиями окружения, нарушает эмоциональное состояние, тормозит созревание личности.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Стили воспитания
Многие специалисты убеждены в том, что психологические показатели состояния здоровья дошкольника отражают избранный родителями стиль воспитания и тип установившихся в семье взаимоотношений.
Контролирующий стиль воспитания основан на закреплении за родителями функции контроля поведения детей. Ограничение любого вида деятельности сопровождается разъяснением сущности запрета. Воспитываемые в таких условиях дети прислушиваются к словам взрослых. Они не склонны к агрессии и проявлениям решительности.
Отличительная особенность демократического стиля — высокий уровень восприятия ребенка. Взрослые не испытывают проблем при вербальном общении с малышом. Родители и родственники воспринимают кроху в качестве самостоятельной единицы, демонстрируя в то же время готовность оказания помощи в нужный момент. Воспринимаемые с данной позиции дети с легкостью находят общий язык со сверстниками. Они не позволяют манипулировать собой, что не мешает им предпринимать попытки установления контроля над другими дошкольниками. Как правило, такие малыши хорошо развиты в физическом плане. В некоторых ситуациях они могут проявлять агрессию.
Смешанный стиль воспитания развивает в детях склонность к послушанию. Их фантазия пребывает на низком уровне. Любопытство и агрессия таким малышам не свойственны. Вместе с тем дошкольников можно назвать эмоционально-чувствительными.
Факторы, сказывающиеся на психологическом здоровье дошкольников
В отнесенных к психологической литературе материалах определены факторы, воздействующие на психологическое здоровье детей. Преобладающей их части присущи социально-психологические, социально-экономические и социально-культурные черты.
К факторам социально-культурного аспекта причисляют факторы нехватки времени, ускорения темпа жизни и отсутствия условий, способствующих расслаблению и снятию эмоционального напряжения. Сверх меры загруженные родители, пребывающие в нервном напряжении, обрастают личностными проблемами, решение которых невозможно без наличия соответствующих знаний. В ходе проведенных исследований выяснилось, что многие взрослые не в состоянии справиться с внутриличностными конфликтами самостоятельно. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что большинству из них неведомы возможности психотерапевтической и психологической помощи. Пребывающие в состоянии личностной дисгармонии родители негативно влияют на неокрепшую детскую психику.
Из факторов социально-экономической направленности следует выделить те из них, которые ухудшают эмоциональный климат в семье и угнетают психику домочадцев. Помимо занятости родителей и неподходящих жилищно-бытовых условий малыши могут страдать и из-за раннего выхода мамы на работу, сопровождающегося определением ребенка в ясли или передачей крохи на попечение няни. Для не достигших трехлетнего возраста детей разлука с матерью выступает в качестве психотравмирующего события, влияние которого может ощущаться на протяжении нескольких лет.
Первые три года жизни отведены на формирование чувства собственного «Я». В этот период (при условии сохранения нормального эмоционального фона между матерью и ребенком) малыш учится осознавать себя отдельным индивидом. Глубина чувства зависимости от родителей при этом постепенно уменьшается. Возникающие в столь юном возрасте невротические реакции спровоцированы нарастанием потребности в привязанности. Они являются видимым результатом длительных систематических разлук с матерью.
Стремление к независимости демонстрируют в основном дети, переступившие трехлетний порог. Именно в этот период малыши начинают потихоньку избавляться от родительской опеки и переключают часть своего внимания на сверстников, общение с которыми проходит в рамках совместных игр. Из-за этой особенности рекомендовано отдавать детей в детский сад после празднования третьего по счету дня рождения. При таком подходе риск нанесения урона психическому здоровью крохи сведен к минимуму. Группа социально-психических факторов освещает нарушения в сфере отношений родителей и детей, изучает противоречия в семейных отношениях и несоответствия, фиксируемые в рамках семейного воспитания. Детальное рассмотрение возникающих внутри семьи разногласий позволяет определить причины и суть конфликтов, после чего можно приступать к поиску наиболее подходящего в данной ситуации коррекционного решения.
Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР
Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).
Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:
- Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
- Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
- Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
- Ограничение социальной активности ребенка;
- Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
- Постоянные психологические травмы.
Признаки задержки психоэмоционального развития:
- Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
- Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
- У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
- Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
- Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.
Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.
Коррекция ЗПР
Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.
Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.
Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.
Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:
- Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
- Следить за состоянием младенца с самого рождения;
- Вовремя лечить соматические заболевания;
- Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.
Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.
Уровни психологического здоровья
При оценивании состояния психологического здоровья наиболее востребован адаптационный подход. С этой точки зрения здоровым признается индивид, обладающий навыками успешной адаптации и не испытывающий трудностей в части налаживания контактов с окружающими людьми. В рамках данного подхода психологическое здоровье ассоциируется с динамическим равновесием двух сторон: человека и среды. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Исходя из этого были выделены три уровня психологического здоровья:
- высший (креативный), для которого характерны устойчивая адаптация, активное творческое отношение к действительности и наличие резервных сил, расходуемых в стрессовых ситуациях;
- средний (адаптивный), предполагающий адаптацию к социуму в целом при наличии повышенной тревожности и единичных признаков дезадаптации;
- дезадаптивный, отличительная особенность которого нашла отражение в нарушении баланса «ребенок-общество» за счет присутствия сбоев в регулятивных процессах.
Дети, чье психологическое здоровье пребывает на высшем (креативном) уровне, не испытывают нужды в оказании психологической помощи. Работа с ними может быть ограничена развивающими направлениями.
С относительно «благополучными» дошкольниками, составляющими вторую группу, целесообразно систематически проводить групповые занятия, ориентированные на профилактику, развитие и укрепление психологического здоровья.
Отнесенные к третьей категории дети испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход. Этим учащимся присущи два типа поведения:
- Преобладание процессов аккомодации приводит к развитию приспособленческих черт. Таким дошкольникам свойственно ущемление собственных интересов и потребностей. Они ориентированы на удовлетворение требований внешнего мира. Прилежность и старания в учебном процессе, спокойное поведение — характерные черты склонных к молчанию малышей. «Удобные» практически во всех отношениях дети не только не доставляют проблем родителям, но и являются объектом их гордости.
- Аффективная капризность, обилие конфликтов со сверстниками и эпатажное поведение — наглядные признаки дезадаптации детей, для которых характерно преобладание процессов ассимиляции. Этих дошкольников обуревает желание изменения действительности. В то же время они не способны на изменение самих себя, предполагающее соответствие интересам окружающих и подчинение поступающим извне требованиям.
Заключение
На дошкольный возраст приходится весомая доля детей, страдающих от разнообразных психологических заболеваний. Нуждающиеся в психопрофилактике дошкольники испытывают потребность в налаживании отношений с родителями. Взрослые должны стремиться понять ребенка, уметь заглянуть в его внутренний мир, знать о его переживаниях и проблемах.
Соблюдаемый в семье режим дня не должен противоречить нормам дошкольного учреждения. Укреплению психологического здоровья малыша способствуют пешие прогулки, активные игры на свежем воздухе и закаливание.
При воспитании ребенка целесообразно руководствоваться принципом «не навреди». Вбиваемые насильно знания чреваты эмоциональными перегрузками, неврозами и другими нежелательными последствиями, снижающими интерес к образовательному процессу
Основной деятельностью малыша в дошкольном возрасте должны оставаться игры, способствующие формированию навыков общения и развивающие внимание, память, мышление
Растущие в честности и терпимости дети учатся понимать других. Ненависть и замкнутость — вполне ожидаемые следствия постоянной критики и периодического высмеивания. Окружающие ребенка упреки и вражда — причины роста чувства вины и склонности к агрессии. Атмосфера понимания и дружелюбия побуждает малыша к поиску проявлений любви в окружающем мире. Родителям и педагогам следует помнить о том, что истоки веры в людей кроются в безопасности ребенка, умение ценить себя произрастает из оказанной в детстве поддержки, а благородство является следствием достаточного количества полученных в дошкольные годы похвал.